В этим дни HG

земле

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Ралостное время переживает народ Co-
ЗВетской Молдавии. Бессарабские города и
сёла освобождаются с быстротой, которая
тем более восхищает крестьян и горожан,
что румынские прихвостни Гитлерь че
раз товорили им, будто Красная Армия
ухе разбита и русские вот-вот бут
сломлены. Через молдавские деревни про-
шли советокне танки, прошли так быст-
ро, что редкий дом успел враг зажечь.

— Мы век будем блатодарить Ерас-
ную Армию, — сказал крестьянин Гло-
ба, — 33 19, что оны не только протна-
ла немцев и румын, во и не дала им
сжечь и разрушить наши деревни.

Три сын» Глобьь насильно мобилизо-
Занные рукынами, в момент отступления
бежали и теперь просятся в Врасную
Армию. -

— Я сам хочу в зриию, чтобы еще
раз © вемщамя повоевать, — товорит
Глоба.

Ему под шестьдесят, но он крепок, ©
едва заметной проселью у висков. Как. и
все бессарабскне крестьяне, Глоба с лю-
бовью и благоларностью встречает наших
офицеров и бойцов.

Румынские оккупанты обездолили мох-
давское крестьянство. Помимо прямого
трабевка, в розультате которого большин-
ство хозяйств совершенно лишилось к9-
ней и вообще какой бы то пи быле тяг
Nopol HIM, — чудовищная налоговая си-
стема совсем He Janata лыхпать. Самое
бедное хозяйство должно было платить
десятки тысяч лей налога. Никаких това-
тов деревня не получала. У крестьяя за
бесценок отбирали урожай.

Возвращение Ерасной Армии `восприия-
 о всем населением восторженно. dix
всячески угошают бойцов и офицеров, от-
казывалеь наотрез oT платы. Каждый
старается чем может помочь советскни
войскам. Если нужно что-нибудь отремон-
тировать, сразу находятся AeCaTRA охот-
нихов. Бузинцы, мельницы —= в68 ис-
пользуется, чтабы вв было ни минуты
задержки. Застрянет где-нибудь на труд-
ном участке пути военная мащина — и,
не ожидая нросьб, ипожество людей сбе-
таетея на помощь.

Такая ше картина в городах. Вернулась
своя родная советская власть — это мож-
но прочесть в снаюших глазах ocpotos-
денных бессаребцев. Вот госод Бельны-—
один из крупнейших в Советской Молла-
вии, ВЗяТЫй стремительным yaapou. Py-
хыны успели полжечь лишь однн дом ма
Николаевской улице. Совершенно целы
электростанция, водопровод,  механичес-
кий завод, мельницы, бани, типография и
все другие предприятия. Рабочие на в10-
рей же день после очищения города от

ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОДВИГ

ЕВГЕНИЯ МИХАЙЛОВА.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 марта.
(От ваш, корр.). Группа «Лавочкивых-5б»
М гвардейской истребительной части выле-
тела для прикрытия боевых порядков на-
шей пехоты. Через несколько ивнут летчи-
кам < земли сообищали по радно о прибли-
жении к лянли фровта группы вражеских
бомбардировикиков. Гвардейцы направились
ва перехват врага.

Не допустив «Юзткерсов> к полю боя,
рассеяв вражеские самолеты, напти истреби-
тели возвращались ва <вою территорию.
Пролетая над железнодорожной станцией,
ози были обстреляны с земли зенитной
артиллерией противника. Особенно силь-
ному обстрелу подверглась пара  «Лавоч-
киных-5», пилотируемая летчиками Михай-
ловым и Титовым.

Густая облачностб не позволяла летчин-
хам заметить первые вспышки от разрывов
й сковывала противозенитный маневр. В
результате попадания зенитного снаряда ва
самолете гвардии лейтенанта Евгения Ми-
хайлова загорелся мотор.

Денвяя БЕДНЫЙ

Созетской армин! Какое мастерство
Ee бойцов и командиров!

Куда немецкое девалось хвастовство?
Фашисты пятятся позорно и плачевно.

Со всех сторон на них обрутиваясь
Советские бойцы умеют утверждать

— И утверждают ежедневно!
ОСНОВЫ СТАЛИНСКОЙ

НАУКИ — ПОБЕЖДАТЬ!

Как много сказано в коротком выраженьн

‚ «Граница — часть ее одна =
Очищена, ограждена

От вражьей нечисти!» Но в остром напряженьи

Все жаждут услыхать скорей,
Что фронт родных богатырей,

Поставив вечный крест на вражеском вторженъи,

Очистил всю границу от зверей,

От гнусных выродков, немецких дикарей,

На всем ее громадном протяженьи.

Й этот день придет. Его недолго ждать,

Тсму вернее нет поруки,
Чем корни боевой науки,

ВЕЛИКОЙ СТАЛИНСКОЙ

НАУКИ — ПОБЕЖДАТЬ:

1. апреля 1944 г., суббота. № 78 (5758).

ee

Мы гоним немчуру всех видов И ранжиров. -

Мы — у своих границ, Какое торжество ; Мы будем бить его на суше и воде!

Чтоб враг, пособников своих держа в узде,

-К нам снова не проник ночною хищной птицей,
Мы будем бить врага везде —

В пределах родины и за ее границей!

Добить фашистскую змею в ее гнезде!

Молдавской

противника занялись налажизанием коч-
мунального хозяйства. Они сами искали
представителей правительства Молдавской
ССР и предлагали свои услуги. Многие
рабочие и служащие оставались на своих
мостах в момент боя за город, чтобы не-
редать имущество и оборудование в руки
советских властей. Так поступили, напри-
мер, на лесном складе, мельнице.

Годы оккупации, жестокость немецко-
румынеких захватчиков не сиогли. пога-
сить веру в грядущее освобождение. При-
мечательно, что жители тайком сохраня-
ли советские паспорта и другие. докумен-
ты, несмотря на т0, что это сурово пре-
слеловалось румынскими властями.

Рассказывают, что Бельцы как-то на-
вестил сам Антонеску. Этот первый ши
тель и грабитель Бессарабии присвонл-в
AHTEOS пользование тысячи гектаров мол-
давской земли. Его 15 «молний» — име-
ний. — самые крупные в крае. Теперь
увраденная «маршалом Румынии» земля
возвращаетея законному владельцу —
молдавскому народу. д

В Бельцах румыны особенно свирепет-
воевали, преследуя малейший намек на
симпатию к Советской Молдавии. Многях
жителей они пытались угнать за Прут.
Но при первив же удобном случае Ha-
сильно звакупруемые старались бежать
назад, навстречу Браской Армии, хотя ре-
пресоии были жесточайшие, © <>

„В Бельцах сейчас стало известно об
учиненных румынами зверских раестрелах
молдаван в районе Скуляны. Здесь найде-
ны десятки трупов мирных жителей,

Румынские части и румынские чинов-
ники охвачены животной паникой. Стре-
ынтельность нашего наступления, наводит
ужас на незадачливых вояк и о админист-

раторов. Бывают случаи, немцы и. румыны  .

бегут при одной вести о приближении co-
ветскях бойцов. а р:

Жители деревни Кайтаны рассказывают
© следующем эпизоде. В деревне распола-
галось два эскадрона, артиллерийская . fa-
тарея, несколько тяжелых пулеметов, ми-
нометы. На подступах к деревне завяза-
лась сильная перестрелка, и скоро гитле-
ровцы начали  посмешно отступать. В
Кайтаны вошли нашя бойцы: группа с
одной стороны и группа с другой. Это
была реего лишь разведка. Их дружная
стрельба из автоматов, которой прелшост-
вовал огонь пулемета, и обратила солид-
ные сильз гитлеровцев в бегстРо.

До Поутз уже было не особенно далеко,
и вскоре по улицам деревни провели rpyr-
пу пленных в 58 человек. Это были те
же неприятельские кавалеристы, которыю
оборонялись здесь недавно.

< Майор Б. КОРОЛЬ.
- НА ПРУТЕ, 31 марта. (По телеграфу).

ОФИЦЕРЯА-ГВАРДЕЙЦЕ

Пытаясь погасить пламя пожара, летчик
пробовал скользить и производил другие эво-
люции самолета, HO огонь распространялся
всё сильнее и сильчее и стал лизать фоварь
кабаны. Тогда гвардии лейтенанту Михай-
лову стало ясно, что спасти самолет нель-
зя. Оставался единственный выход — по-
кинуть самолет и выпрыгвуть с парашютом,
во это означало попасть в плен к немцам.

Отважный летчик предпочел геройскую
смерть вражескому плену. Пробив слой об-
лачности и развернувшись, он вошел почти
в отвесное пике, направляя <зой самолет
прямо в эшелон с горючим,

Через несколько секунд, развив бешеную
скорость, «Лавочкин-5» ударился в центр
эшелона. Вверх столбом брызнуло пламя.
От удара взорвавшегося самолета вспых-
нули и загорелись цистерны < бензином.
Вскоре станция была об’ята пламенем.

До последнего биения сердна оставался
на боевом посту Gece ый офицер-гвар-
деец. Легендарный его подвиг пе будет
забыт советским народом, -
$ к

кор тире

йобе

Мы отилатить

гневно,

= >

``] передовых позиций далекого Севёра пока-
залась восьмерка немецких истребителей
-  «Фокке-Вульф-190».. Появление истребите-
лей говорило о скором приближеняи вра-
жеских бомбардировщиков.

переданному по радмо, на ближаинем аэро-
дроме была об’явлена боевая ‘тревога: ~~

труппа «Яковлевых». Часть истребителей

крыли огонь по вражеским бомбарддировщи-

ee + a - -
{ровщики начали беспорядочно сбрасывать
бомбы, не считаясь < тем, что они падали

ные не рискнули далыше вести бой. Наши

Эдна пара держалась в стороне солнца.
Улучив удобный момент, когда четверка

Там, где фашистские гаденыши я совы
`Народы обрекли на смерть и рабский труд,
Еще ве сорваны тюремные засовы,

Враги надеются, что, убежав за Прут,

_ КРАСНАЯ
ВОЗДУШНЫЕ БОИ
В ЗАПОЛЯРЬЕ *

ДЕЙСТВУЮЩАЯ. АРМИЯ, 31 марта.
(По телеграфу от наш. корр.). В районе

По сигналу передовых наблюдателей,

Немедленно навстречу врагу вылетела

<разу завязала воздушные. бои с немецкими
истребителями, другие наши истребители
быстро скрылись в облаках, держа курс
на перехват вражеских самолетов. Через
несколько минут советские летчики обна-
ружили немцев ис атаковали их ‘сверху.
Офицеры Злодеев, Макаров и другие от-

кам; В результате первой атаки был сбит
бдин «Юнкерс-87». Остальные бомбарди-

ма боевые порядки своих войск. Тем вре-
менем наши летчики одержали победу и
над < Фокке-Вульфами». Один вражескай
истребитель, пылая, почиел к земле. Осталь-

самолеты без потерь вернулись на свой
аэродром. г
Не прошло и часа, ках наши истреби-
тели по тревоге снова поднялись в воздух,
Рация навеления указала им, где нахсдит-
ся воздушный противних. Несколько пар
немецких истребителей  «Фокке-Вульф-
190» рыскали на разных высотах, причем

«Яковлевых» находилась нижеё по высоте,
пара «Фокке-Вульфов» пошла на них в ата-
ку. Заметив это, группа истребителей под
командой офицера Макарова резко развер-
нула свои машины и пошла на неменких
летчиков. В какие-то доли секунды капи-
тан Макаров успел выпустить по чемцу
прицельную очередь, и ее оказалось доста-
точно, чтобы один вражеский самолет
упал на землю. В последующей схватке
были подбиты еще два вражеских истре-

бнтеля. Из этого боя наши летчики также].
foe   завончил свои дела и сел ужинать.

зеряулись без потерь.

_ВСВАРМЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ.
ВОЕННО-ОРКЕСТРОВОЙ СЛУЖБЫ

На-днях состоялось всеажрмейское <ове-

шание инспекторов оркестров военных
округоз и начальников школ военно-музы-
кантских воспитанников, созванное Главным
политическим управлением Красной Армии,

С докладом о задачах военно-оркестро-
вой службы Красной Армии выступил на
совещании начальник отдела военно-орке-

майор Чернецкий.

доклады инспекторов оркестров фронтов и
военных округов, доклады о постановке
учебно-воспитательной работы в школах
зоенно-музыкантских воспитанников, о под-
тотовке музыкантских кадров для Красной
Армит, а также были обсуждены проект
«Наставления по всенно-оркестровой служ-
бе Красной Армии» и проект «Положения
© школах военно-музыкантских  воспитан-
ников»,

На совешании выступил генерал-лейте-
вант Шикин. ;

В заключение совещания состоялся ков-
церт-показ военных оркестров. -

«Тыл и снабжение Красной _
Армии» № 2—3

Вышел из печати № 2—3 журнала‘ «Тыл
я снабжение Красной Армии».

Журнал открывается приказом Верхов-
ого Главнокомандующего Маршала Совет-
ского Союза товарища Сталина от 23 фев-
раля 1944 года.

В журнале напечатаны статьн гвардии.
тенерал-майора  интендантской службы
Г. Александрова «Тыл армии в Белго-
родско-Харьковской операции», полковкика
В. Горского «Тыл стрелковой дивизии при
наступлении», полковника интендантской
службы П. Мозгова «Сбор и обработка
зимнего обмундирования», генерал-майора
интендантской службы С. Петрова «Армей-
ская сельскохозяйственная выставка 1943
года» и др.

В разделе «Военные перевозки» помеще-
ны статьи: «Использование местных ресур-
соз и трофейной техники при восстановле-
ний железных дорог» (автор инженер
А. Паталеев), «Постройка железных дорог
ва снеговом основании» (подполковник
Ф. Трофимов), «Снабженческие перевозки
по малым рекам» (капитан М. Баранов).

ждать!

должны врагу за все сторицей,

#

Они оправятся, вновь силы наберут,
Они надеются. Да мы ие безголовы,

И нрав у нас в борьбе с разбойниками крут!

Врагам, пытавшимся надеть на нас оковы,

Но мало

Изведав

Мы дали не один безжалостный ypox.

им! В кратчайший срок

Мы обязуемся — и К этому готовы! —
Ударом громовым урок такой им дать,
Чтоб помертвели все гаденыши и COBH, :

на себе ОСНОВЫ

ВЕЛИКОЙ СТАЛИНСКОЙ

‚ НАУКИ — ПОБЕЖДАТЬ!

‚пой прорыва в

стровой службы Красной Армии генерал-

На совещании были заслушаны отчетные.

ЗВЕЗДА

РАССКАЗЫ
ОБ ОФИЦЕРАХ  -
Я спустился по ступенькам вниз и че-
рез небольшую комнату, тде ординарец
жарил на докрасна раскаленной печурке

оладьи, вошел в подполковиику. Подпол-
ковник знаком пригласил меня сесть. Мы
`хоропю знали друг хруга..

Офицеры входили в землянку и, окон-
чив доклад подполковнику, уходили. Тут
были и артиллеристы, и связисты, и сапе-
ры, танкисты, и командир гварлейцев-ми-
нометчиков, и командир лыжников, и
врачи, и два интенданта, и маленький
усатый, жестковолосый командир азторо-
ты. Каждому из них подполковник отла-
вал распоряжения.

_Изк мы узвали позднее, замысел опера-
ции заключался в следующем: разведка
установила, что немцы собрали сильный
кулак для удара по правому флангу o7-
ного из налтих соединений. Вомандир-с0е-
динения решил оставить на месте пред-
полагаемого удара относительно. небольшой
заслон, который должен был сдержать
немцев во что бы то ии стало. Главные
силы решено было в течение трех ночей
перебросить на левый фланг и нанести
удар по ослабленному здесь немецкому
фронту в чот самый день и час, когда
предполагался немецкий удар по проти-
воположному фланту. В случае удачи на-
ши войска должны были отсечь немецкий
кулак, окружить ето и разгрожить, Груп-
COTABG нескольких
стрелковых батальонов, усиленных артил-
лерией и танками, был назначен коман-
доваль подполковник Верзенко, у которого
сейчас я и находился. Эта группа должна
была нанести первый удар, прорвать вра-
жескую. оборону и, не дожидаясь, когда в
‘образовавшуюся брешь войдут наши 05-
новные силы, игти вперед, громя тылы,
перерезая дороги. :

Около полуночи подполковник Верзенко

— Товарищ подполковник! — сказал
я. — Ая ведь помню, как вы в начале
войны всего только ротой командовали,
< — Ну, з& два-то с половиной года
можно кое-чему научиться, — ответил
`Верзенко. — Панов, — позвах он орди-
нарца. — Чай готов?

Панов принес чайник, блюдце ec пе-
ee и блюдце с сахаром. Стали пить
чай.

— Да, — сказал Верзенко, — многое
изменилось за эти годы, и многому мы
научились. Очень многому. Изменилея и
наш офицер. Я бы сказал, что. в основ:
HOM наш офицерский корпус приобрел те
качества, которые лают основания гово-
рать 06 облике нашего офицера 1944
Tora. Tyr и возросшее чувство офицер-
ской чести, личиого достоннства. И
закалка мужества. Й школа  ненави-.
хи Ес вату. Веб это очень важно,
как” и многое другое. Но мне x0-
чется поговорить 9б олном качестве, ко-
торое кажется мне очень существенным.

Мы закурили; и подполковник сказал:
-.— Ham офицер вошел в эту войну

неплохо  теоретичееки ” позготбвяенныям.

Акадечически он хорошо знал и что та-
‘KOO маневр, и танковый клин, и клещи,
умел оценить позицию и зная приемы
‘обороны и наступления. это так. Eo y
него не быхлю опыта войны, практических
навыков. Между тем на нае обрушилась

армия, вооруженная практическим опытом

во воех звеньях своего механизма. История
показывает, UT это ‘обстоятельство воегда
имеет серъезнейшее значение. Bor tyt-
TO и надо отметить одвн из элементов
эволюции, которую проделало наше офи-
церство: постепенное ‘усвоение техники
своего дела. Растпиряя овои теоретические
знания, мы вмюсте с тем вооружаемся
OULITOMN войны, используем его в боях с
врагом. Раньше, когда ине утрожали
танковые клещи врага, я, хоть и знал
теоретически, Что это. такое, HO Te-
рялся, враг казался мне вездесущим, все-
видящим. Теперь же, когда мне угрожают
танки, я блегодаря практическим навы-
кам знаю сумму приемов для парирования
ударов и прибегаю к. этим приемам спо-
койно, без суеты, почти инстинктивно,
‘если можно так выразиться. Это и есть
TO, что я называю техникой командира.
Вы меня понимаете? .

— Конечно. кв

— Но это только основа. Дальше на-
чинается главное: творчество. Возьмем хо-
решето пианиста. Сидя за фортепьяно, ой
не озабочен тем, чтобы его пальцы ‘попа-
IH Ha нужные клавиши —— это техника,
это само собой разумеется. Он весь сосре-

хоточен на выполнении своего творческо-

го замысла. Так и хороший офицер. Bo-
оруженный знанием техники своего дела,
он имеет возможность обратиться к чисто
творческому решению задачи, не разме-
виваясь на мелочи, Вот творческий рост,
творческий облак и есть то существев-
ное, что отличает офицера 1944 года. 06
этом и хочется поговорить.

Ox налил себе еше стажан чая, поме-
шал сахар ложечкой и сказал:

° — Если вы внимательно присмотритесь
К тому, что отличает работу лучшей частя
нашего офицерствз в нынешнем — я дол-
ен подчеркнуть, невиданном в истории—
наступлении Красной Армия, то убе-
дитесь — OT)  творчевий элемент BO
всем: и в оценке позиции, и в разработ-

ВОРЧЕ

56 атаки, и в нанесении удара, и в рах-
становко артиллерии, резервов. Нет шаб-
лона. Мы действуем. дерзко, внезатно и
творчески. Шротивника, привыкшего к
схеме, к штампу, это отелозаляет.

..В 8 часов дали залт гвардейны-ми-
нометчики, и дело началось. В течение
получаса тяжелая, средняя и легкая ар-
тиллерия почти всего соединения била по
узкому участку немецкой обороны, перед
сельшом Семеновка. В половине девятого в
атаку пошла группа подполковника Вер-
зенко. Немцы, не ожидавшие столь мощ-
ного улара в лень, кома они сани. назна-
чиди наступление на другом фланге, дрог-
нули. Верзенко ввел в прорыв танки,
льюкзыюй балальон и, развивая удар, дви-
нулея на северо-запад. В девять часов.
Верзенко был уже в Семеновке.

То, что последовало затем в. ближай-
шие..дв0е суток, казаДрсь мне калейло-
«копом. внечатлений, ошущений, перэжи-
ваний, сменившихся быстро, словно во
сне. Верзенко неуклонно шел к пели на
северо-запад: Он шел, не оглядываясь на-
зал, хотя и не переставал заботитьея об
обеспечении своих флангов. Верзенко не
думал о том, поспевают или ие  поспе-
вают за ним основные силы соединения.
Om должен быт итти, рвать коммуникация
врага, бить по тылам, ето могли отрезать
от основных сил, но он, принимая необ-
ходимые меры предосторожности, шел вие-
ред, осуществляя глубокий обхол немец-
ких войск на данном участке.

Он шел по весеннему бездорожью. Opy-
Дия, автомашины увязали, и люли тещи-
IH их волоком иногла по два-три кило-
уетра. Люди почти не спали и плохо ели.
После боя, отбросив немцев, бойцы шли
вперед в ночь, не отдохнув, He поев,
чтобы не дать врагу закрепиться. Это
был тот ‘великий труд наступления, то
неслыханиое напряжение человеческих
мускулов, человеческой” воли, человече-
ской храбрости, которое можно об’яснить
только восторгом наступления, стрехлени-
eH WITH вперед.

„Нервое время немцы ие придавали зна-

чения ‘этому внезанному удару, они рас-
ценивали его как лемонстративный, името-
щий целью отвлечь их от атаки, пред-
принятой на протнвотеложньй фланг ap-
нии. И они продолжали свои атаки на
этот @ланг, на наш  заслов,  остав-
ленный перед ними. Но заслон был непо-
колебим. Его нельзя было пробить. Его
нельзя было хаже прогнуть. Это был ве-
личественный подвиг обороны, равный по
своему пафосу тому труду наступления,
$ котором я говорил. Люди дрались 3a
каждый клочок земли, за каждую яку в
земле, за каждый холм на земле, их
нельзя было сдвинуть © места.
° Только тогда, когда в прорыв были
введены BCS основные силы, немцы,
поняли нал маневр и, прекратив атаки,
стали перебрасывать свои войска к месту
прорыва. Жестокие удары посыпались
прежде всего на труппу Верзенко, про-
двигавиеуюся впереди. тт:

И тут только я полностью понял смыюл
того, о. чем мие говорил подполковник. Я
часто видел его в эти часы и присталь-
но наблюдал за ним. Он сидел в своем
«виллисе», куря короткую трубку, с кар-
той, разложенной нэ коленях, и состязал-
ся < невихиным врагом = немецким ге-
нералом, который, возможно, вэту минуту
TOUNO TUB же сидел зз картой в несколь-
ких километрах от него. Внешне Верзен-
ко попрежнему казался совершенно с1о-
койным. Он отвечал на вропрхы, путил.
Ето глаза вглядывалиеь в окружающек,
HO ‘это было то поверхностное внимание,
какое бывает у человека, чей мозг, заня-
THE решением сложной задачи, лишь
звтоматически, хоть и вполне рассуди-
тельно, реагирует на явления, не относя-
щиеся в задаче. Я знал эти глаза. Я ви-
дел их у художников, у конструкторов,
занятых  фаботой, — это были глаза
лворчества,

По десяткам не воегла ясных призиа-
ков, противоречивых  донесений требова-
лось составить точное представление 0
‘намерениях врата. Это удавалось не всег-
да. Тогда Верзенко испытывал тревогу,
подобную тревоге шахматного игрока, по-
терявшего ощущение плана прогивника и
вынужденного играть изутадх.

— Опокойней, спокойней! — как бы
говорил он себе, — обождем,  проанали-
зируем точней, всё станет scan.

Он откладывал карту в сторону и 06-
ращалея в другим делам.

Но что бы он ни делал, образ карты, сет-
ка тонких и хитрых сплетений красных и
епних линий ни на секунду ке покидали
его. Й вяруг. внезалная догадка, нередко

вызванная вновь поступившим, порой не

значительным сообщением, озаряла карти-
ну. И расплывающиеся, не складьваю-

щиеся звенья. соединялись в логическую

цепь-—план врага. Это была великая рабо-
та. синтеза, умение воссоздать картину
по мелочам. Это нельзя было ‘об’яснить
одним техническим  навыком рождения’
войск. Это было то. тонкое и яркое про-
викновение в действительность, которое
доступно лишь творчеству. HW вот, куда
бы ни наносили немцы удар — в вер-
шину, ‘в® фланг, в основание нашего
клина, — Верзенко всегла предугалывал
HX удар и навязывал им свою волю.

Его артиллерия находилась именно TOM,   BATE.

где появлялись немепкие танки. Ем

тв

автомзтчики стремительно обходили вра*
хоскую нехоту, старавшуюся закрепиться»

Отражая удары, он шел внеред —
avo была ето главная задача, За нозь,
в темчоте, по бездорожью соя проводил
трудвейшие перебросзи подразделений и на
рассвете наносил всем кулаком удар там,
где немцы ‹меныше всего ожилали.

Мне хоропю запомнился один из манев»
pos Верзенко, и я хочу о кем рассказать:
Это было в ночь, завершавшую вторые
сутки прорыва. В 17 часов, засветло, Вер-
зенко занял совершенно пустое, разрушен-:
ное сельцо Васильки. Отсюда до. местечка
Пелогое, гле сосредоточивалиеь главные не-
мецкие силы, переброшенные для париро-
вания нашего наступления, вели всего две
дороги. Одна-—ховольно прямая, накатан-
ная. Другая—обходная, мало наезженная,
о которой разведчики донесли, что по ней
пройти нелегко. Онх выходила во фланг
& Пологому.

— Какой дорогой нам. итти, как вы
думаете, Иван Петрович? — спросил Вер-

занко одного из’ своих офицеров, недавно.

прикомандированного к нему. Они сидели
в полуразрушенной избе над картой.

— Думаю, чте выбор не велик. Надо
во фланг по плохой обходной дороте, —
сказал офицер. -— Не итти же в л0б по
прямой дороге! .

— Hy, set, — возразил Верзенко. —
Именно на плохой обходной дороге они-то
Нас и ждут. Достаточно им взглянуть на
карту, чтобы сообразить, что именно там
мы будем каносить удар. Это и есть то,
что диктуется схемой, шаблоном маневра.
Правильнее было бы при существующих
обстоятельствах бить по хорошей дороге,
В 106: Я убежден, что они оставили там
только заслон, да иинировали.

— Бить в 100 по прямой отличной доз
pore? ;

— Да, это было бы сейчае правильней
< точки зрения ианевра. Но есть еще
третий выход... :

OH вызвал в себе командира сапер и
метеоролога и некоторое время севБещался.
с ними. Потом были вызваны подчинен-
ные командиры подразделений.

Верзенко перечеркнул карандапюм ле-

HOH массив, который простиралея на не-
сколько десятков километров, — этот лее
подходил к Нологому с запада.
Когда стемнеет, — сказал Верзен-
ко, — мы уйдем в лес. Мы как бы ис-
чезнем. Немцы ночью пойдут нам навстре-
чу по этой плохой обходной дороге и ут-
ром подойдут сюда, к Василькам. Злееь
Hac не будет. Но здесь будут уже аван-
гардные части главных <ил соединения,
Столкнувшись с ними, немцы примут их
3а нас. А мы тем временем ночью прой-
дем этим лесом, который считается зимой
непроходимым, выйдем утром западнее
Пологого и отрежем немцам пути отхода.
Противник будет в мешке.

Ок помолчал, а потом сказал:

— Предупреждаю, путь будет очень
труден. Правда, нам повезло: сейчас под-
уерзло, и метеоролог обещает мороз.

Я наблюдал за ‘офицерами, когда они
выходили OT Верзенко ^ после совещания,
Предстоял труднейший маневр. Во я ви-
дел лица сосредоточенные, рахостные, воз-
бужденные, и я подумал тогда о том, Kae
кая огромная психологическая сила таит>
ся в трорческом,  решительном,  смелом
замысле. Эта сила вдохновляет исполни-
теля, заражает его, передает ему свой
папор, свое пламенное устремление. Как
только стемнело, группа Верзенко двину-
лась в лес. Впереди шли саперы, расчи-
щая кустарник; иногла, когда попадали в

чащу, валиля деревья. По этой неровной -

узкой просеке, падая,
люди, неся на cede
таща орудия.

В концу вторых суток Верзенко достиг
местечка Пологое и тем завершил вышол-
нение своей задачи, перёрезав путь отхо-
ха врага. В Пологом Верзенко продержал-
ся еще одни сутки до подхода главных
‘сил, отбивая яростный натиск немцев,
пытавшихся пробиться. @

_ На четвертые сутки мы сидели в одном
из домов Пологого, те жил Верзенко, и
вновь ординаред жарид олальи на всё той
же докрасна раскаленной печурке.

Теперь я мог сказать, что видел в эти
дня творческую работу военачальника,
я видел Ty стремительность, тот по-
рыв, то удивительное проникновение в
намерения противника, Ту точкость, гар
исничность и дерзость маневра, которыв
доступны лашь творчеству. $

— Конечно, — сказал я, — вы пра-
вы. Творческий подход к решению зада»

поднимаясь, шли
полную выкладку,

чи, видимо, и есть то гаавное, что OTIN=

чает лучших наших офицеров 1944 годз.
И, может быть, это и есть основное 0б’яс-
нение великоленных успехов  наступле-
ния, которые удивляют весь мир.

— Ну, но совсем, — отвечал подпол-
ковник, — наступление слатается из пе-
лого ряда элементов, каждый из которых
важен. То, о чех мы с вами гозориди,
весьма существенко но сще He есть
основное. Основное состбит из пелого ря-
да таких существенных условий. И о них
следует еще поговорить... Пзноз! Оладьи
TOTOBEE? :

— Готовы, товарищ подполковник.

— А ели

Е. ГАБРИЛОВИЧ.

готовы, так надо их пода о