КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ТУНИСЕ `

Войска ‘союзников заняли Сус и Кайруан

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Штаб со-  «Веллингтон». атаковали вражеские аэрод-

юзных войск в Северной Африке сообщает,
что войска союзников заняли Сус.

Специальный корреспондент агентства
Рейтер при штабе союзников в Северной
Африке отмечает, что с занятием сегодня
утром 8-й армией Суса, а также после за-
нятия Кайруана, территория, находящаяся в
руках войск стран оси, ограничивается зо-
ной в северо-восточном горном углу Ty-
ниса. Войскам стран оси удалось оторвать-
ся от войск генерала Монтгомери благода-
ря большим разрушениям. на пути и остав-
лению за собой широких минных полей.
Тем не менее 8-я армия преодолела эти
препятствия и вскоре окажется у подножья
гор, где противник надеется найти хотя бы
временное убежище.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). В коммю-
нике штаба союзных войск в Северной Аф-
рике сообщается, что патрули 8-й армии
продолжали продвигаться в прибрежном
районе. Продвижение в северном направ-
лении замедлилось ввиду трудных условий
местности и необходимости уничтожать
мины. Противник оказывает незначитель-
ное сопротивление.

Войска союзников, продвинувшиеся OT
Фондука, заняли Кайруан. Захвачены плен-
ные. Передовые отряды союзников, вступив
в соприкосновение с противником, уничто-
жили несколько вражеских танков. В рай-
оне Джебель—Дюсселат французские вой-
ска несколько продвинулись, заняли одну
возвышенность и захватили много пленных.
В районе Меджез-эль-Баба и Мюншара
войска союзников. продолжали’ ‘медленно
продвигаться, несмотря на сопротивление
противника. :

В течение последних суток усилилась

активность авиации. Легкие бомбардиров-

щики и истребители-бомбардировщики со-
вершали непрерывные налеты на позиции,
коммуникации и транспорт противника.
Истребители действовали над всеми пере:
довыми участками фронта. Было’ соверше-
но много налетов на транспортные колон-
ны и автомашины противника в. районе
Энфидавилля, которым причинен значитель-
ный ущерб. Во времяходного`из налетов на
этот район бомбардировщики «Харрикейн»
в сопровождении самолетов «Спитфайв»
подожгли 50 машин. После налета легких
бомбардировщиков «Бостон» здесь возник-
ло много пожаров. В районе Энфида-
вилль-—Кайруан самолеты «Уорхаук» ата-
ковали большое скопление машин против-
ника, в результате бомбардировки были
подожжены 84 машины. Кроме того, был
атакован вражеский моторизованный транс-
порт на северном участке фронта. Во вре-
мя этих операций было уничтожено 9 не-
приятельских самолетов.

В ночь на И апреля бомбардировщики

ПОДРОБНОСТИ КОНТРАТАК

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Специаль-
ный корреспондент агентства Рейтер пере-
дает подробности . неудачных контратак
Роммеля против частей 8-й армии у Вади-
Акарит.

Английская артиллерия, пишет коррес-
пондент, еше раз доказала немцам свою
мощь. Ноддерживая упорные действия пе-
хоты и танковых частей, артиллерия гене-
рала’ Монтгомери в течение всего дня 6
апреля наносила сокрупительные удары
по артиллерии, танкам и войскам Роммеля
и отбила все контратаки немцев. Немцы
тщетно пытались задержать танки 8-й
армии, устремившиеся в прорывы, проде-
ланные пехотой рано утром 6 апреля. Ром-
мель предпранимал одну контратаку за
пругой, используя все танки, которыми он
располагал. В атаку поднимались немецкие
пехотные части численностью до 1000 че-
ловек каждая.

- В течение всего дня ` ожесточенное
сражение велось к северу от прохода ме-
жду высотами Джебель-Румана и Тебага-
Фатнасса. Все атаки противника были от-
биты английской пехотой, которая расши-
рила переправы через захваченные противо-

Английский план послевоен

ЛОНДОН, 10 ‘апреля. (ТАСС). Как ‘пе-
редает английское министерство информа-
ции, английское правительство  опублико-
вало «Белую книгу», содержашую предло-
жения о создании «Международного кли-
рингового союза». План, изложенный в «Бз-
лой книге», характеризуется правительст-
вом как «предварительный вклад в дело
решения одной из проблем международного
экономического сотрудничества после. вой-

ромы на острове Сардиния, гдф возникли

большие пожары. В течение всей ночи лег-
кие  бомбардировшики бомбардировали
транспорт противника. Днем 11 апреля
истребители «Лайтнинг»,
Сицилийским проливом, вновь столкнулись
с большими соединениями транспортных

i, To3ee

Fn

самолетов «Юнкерс-52», сопровождавшихся
истребителями. Самолеты «Лайтнинг»   унич-
тожили 31 самолет противника.

Самолеты. «Летающая крепость» бомбили
доки и торговые суда в Тунисе и в. портах
острова Сицилия. Средние бомбардиров-
щики атаковали вражеские аэродромы `в
Тунисе.

Аэрофотос’емки показали, что в резуль-
тате налетазна два итальянских” тяжелых
крейсера у Ла* Маддалены, совершенного
10 апреля самолетами «Летающая кре-
пость», один крейсер был потоплен, а дру-
гой серьезно поврежден.

ЛОНДОН, [2 апреля. (ТАСС). таб’ аме-
риканских воздушных сил в Каире сооб-
щает, что американские бомбардировщики
«Либерейтор» 10 апреля совершили налет
на Неаполь.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). По сооб-
щению штаба союзных войск в Северной
Африке, итальянский тяжелый крейсер

РОММЕЛЯ У ВАДИ-АКАРИТ

танковые рвы. К 3 часам дня английские

танковые, части в сопровождении мотопе-.

хоты начали двигаться‘ по предмостному
укреплению. Поскольку Монтгомери качал
свою атаку затемно, танковые части Ром-
меля, брошенные раныше против американ-
цев в районе Эль-Геттара, отошли назад,
чтобы попытаться ликвидировать прорывы,
проделанные в позициях держав оси вдоль
линии Вади-Акарит—Джебель-Румана—Те-
бага-Фатнасса. Бои вскоре перешли в
сражение за обладание горным проходом.

Пол прикрытием артиллерийского огня,
продолжает корреспондент, английская и
индийская -Пехота навела шесть отдельных
переправ через германские противотанко-
вые рвы. Немцы снова начали ожесточен-
ные контратаки против прорыва, который
они считали основным и через который, по
их предположению, должны были, повиди-
мому, наступать танки. Однако английские
танки пробились через другой прорыв и по-
явилисБ с другой стороны в то время, как
германские контратаки направлялись против.

английской артиллерии несколько восточ-

нее.

ной организации международных расчетов

ны». Этот. план после ‚ предварительного
обсуждения его с представителями доми-
нионов передан для ознакомления предста-
вителям Об’единенных наций. В «Белой
книге» излагается предложение о введения
системы международных безналичных (так
наз. клиринговых) расчетов и учреждение
с этой целью «Международного клиринго-
вого союза». :

патрулируя над

«Триест», который подвергся вчера атаке
тяжелых бомбардировщиков, затонул. Крей-

1926 году. Его водоизмещение 10 тысяч
тонн. Он вооружен главным образом 8-
дюймовыми орудиями и оборудован пло-
щадкой для двух самолетов.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Как со-
общает специальный корреспондент агент-
ства Рейтер, находящийся при штабе союз-
ников в Северной Африке, в течение вче-
рашнего дня американские истребители
«Лайтнинг» ‘сбили. 27 неприятельских  са-
молетов, в том числе 21 транспортный.

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Как пе-
редаег алжирское радио, с 28 марта, т. е.
с начала настунления союзников в Север-
ной Африке, войсками союзников взято в
плен около 20 тысяч неприятельских сол-
дат и офицеров. В число пленных. входят
главным образом итальянцы и частично
немцы, ; \

За тот же. период было сбито 302 вра-

жеских самолета, в то время как союзники
потеряли 110 машин.

ЛОНДОН, 1 апреля. (ТАСС). Военный
обозреватель агентства Рейтер сообщает,
что наступление 8-й армии развивается
благоприятно на широком фронте.
своем продвижении на север части 8-й анг-
лийской армии занимают аэродромы,
дает возможность) авиации союзников ‘уси:
‘лить свои атаки против. неприятельских
крепостей — Туниса и Бизерты.

В центральном секторе фронта американ-
ские и французские войска после занятия
Пишюна продвигаются на восток. Ha ce-
вере дорога Беджа—Меджез-эль-Баба в
результате операций местного значения
очищена от противника.

ское радио сообщает, что в центральном
секторе тунисского фронта войска союзни-
ков продвигаются от Пинтона, Фондука и
Уссельтии на восток — к морю. В. течение
ервых“9 дней апреля страны оси потеряли

на.

ЛОНДОН, 11 апреля. (ТАСС). Как пере-
дает специальный корреспондент агентства
Рейтер, находящийся при штабе союзников
в Северной Африке, за время с начала на-
ступления 8-й армии на линию Марет и до
соединения 8-й армии. с американскими
войсками 7 апреля, т. е. в течение 20 дней,
авиация союзников сбросила на об’екты
противника свыше 4 млн. фунтов бомб. Ос-
новными об’ектами бомбардировок явля-
лись находящиеся в портах суда неприя-
теля, базы его снабжения и посадочные
площадки на обоих побережьях Средизем-
ного моря, а также передовые позиции’ и
скопления войск и транспорта.

~

БОИ, ПРЕДШЕСТВОВАВШИЕ
ЗАНЯТИЮ СФАКСА

АЛЖИР, 10 апреля. (Спецкорр. ТАСС).
Атака укрепленной линии Акарит (север-
нее Габеса), нодготовившая‘ захват Сфак-
са, была произведена на широком фронте,

Вечером 5 апреля пехотные части ‘ин
танки заняли исходное положение для
атаки. Подразделения, атакующие в на-
правлении Вади-Акарит и имевшегося там
противотанкового рва, имели с собой ле-
стницы. Атака началась ночью.

Одно из соединений, сблизившись ночью
с противником, атаковало в направлениях
горных хребтов Фатнасса и Бейда и к
двум часам утра овладело ими. Атака бы-
ла произведена без всякой артиллерий-
ской подготовки. ^

Второе соединение, атакующее в на-
правлении Джебель-эль-Румана, к рассве-
ту преодолело заграждения и подошло к
противотанковому рву на переднем крае.
Пехота атаковала передний край, преодо-
лела противотанковый ров и закрепилась
на Румана, за исключением северных его
скатов, которые противник продолжал
удерживать до ночи на 7 апреля.

Третье соединение атаковало восточнее
Румана и, прорвав передний край, закре-
пилось на занятом рубеже. Таким обра-
зом, к 10 часам утра 6 апреля задачи,
поставленные подразделениям, были’ вы-
полнены: оборона противника была прор-
вана на расстоянии около 10 километров
по фронту и от двух ‘до трех километров
в глубину. _

В результате операции в районе Валв-
Акарит к исходу дня 6 апреля частями
8-й армии было взято в плен около 3 тыс.
солдат и офицеров, в подавляющем боль:
шинстве итальянцев.

Советская Латвия под гнетом
немецкой оккупации.

Немногим народам пришлось в ходе ис-
торических событий столько претерпеть от
немцев, как латышам. Поэтому в сердцах
латышей ненависть к немцу-псработителю
всегда горела мрачным, неугасаемым огнем.
Грозный счет пред’являет латышский на-
род своему  вековечному врагу — не-
мецкому разбойнику и угнетателю. Дол-
гие века латыш-крепостной был жерт-
вой самого дикого самоуправства, самой
жестокой эксплоатации со стороны неменц-
ких баронсв. От зари до зари он изнывал
в баронских овинах, латыша могли Oe3Ha-
казанно истязать, с него сдирали семь
шкур. Во время оккупации 1918 и 1919
года немецкие захватчики наглядно пока-
зали свое звериное лино, ограбив латвий-
ские города и сёла, истребляя десятки ты-
сяч мирных жителей. В 1919 году немен-
кие оккупанты в Латвии без суда и след-
ствия умертвили более 30 тысяч латышей.

Когда утром 22 июня 1941 года орды
ситлеровских разбойников. и убийн вторг-
‘лись в пределы Советского Союза, ‘каждый
латыш понимал, что над жизнью его на-
рода нависла’ угроза смерти, уничтожения
й нескончаемых страданий. Сыновья ла-
тышского народа поднялись на борьбу
со своим вековечным врагом. Крестьяне
и рабочие Советской Латвии взялись за
оружие. Было. организовано множество
добровольческих трупп истребителей, ко-
торые вылавливали фашистских  пара-
шютистов, диверсантов и других агентов
врага. От руки бойпов-добровольнев нашли
свой бесславный конец несколько тысяч
гитлеровских парашютистов, шнионов и‘ди-
версантов. В крупнейших городах Совет-

ской ‘Латвии были сформированы отряды

рабочей гвардии, которая вместе с регуляр-
ными войсками зашишала свои родные го-
рода OT нахлынувших немецких полчищ.
Рабочие гор. Лепайа (Либавы) так герой-
ски зашишали свой город, что гитлеров
ским генералам пришлось отказаться от
первоначального плана захватить Лепайю
лобовой атакой. Немецкое командование в
олном документе,  напечатанном в вы-
холящем в Риге еженедельнике «Лайк-

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмвтровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 33. Бюро жалоб подписной конторы — К-4-00-70 доб. 31

Г 113086.

—
Вилис ЛАЦИС,

Председатель Совета Народных
Комиссаров Латвийской ССР.

—

метс», в номере от 1-го июля 1942 г., при-
знает, что неожиданно упорное сопротив-
ление защитников Лепайн сорвало намечен-
ные германским командованием планы и
темпы, наступление пришлось задержать
до подхода подкреплений, да и тогда каж-
дую улицу, каждый дом Лепайи немцам
приходилось брать упорной борьбой. То же
повторилось и в Риге: рижская рабочая
гвардия вместе с КФрасной Армией не-
сколько дней удерживала в своих ру-
ках мосты через Западную Двину и
не ‚ пропускала через реку моторизован-
ныё колонны гитлеровцев, добравшихся до
реки. Большой мост был взорван как. раз в
тот момент, когда на нем было множество
немецких танков. После этого гитлеровским
войскам пришлось искать брод через реку
и форсировать Западную Двину к востоку
от Риги около острова Долэ. Таким обра-
зом сыновья латышского народа доказали,
что они нашли свое место в этой гигантской
борьбе и являются достойными преемвика-
ми своих предков и, носителями старых
боевых традиций своего народа. А немец-
кий оккупант уже с первого дня своего
прихода в Советскую Латвию показал, что
он является еше более кровожадным, хиш-
ным, прожорливым немецким волком, чем
его предок \700 лет назад, когда древний
латыш впервые встретился с. ним.
Пусть говорят факты.

С первых дней после прихода гитлеров-
ских банд в Советскую Латвию свою кро-
вавую работу начали гестапо и отряды СС.

пало около 80 тысяч мирных жителей, в
Ельгаве убиты 1 тыс. человек, в Двинске—
2 тыс., в Резекне — 7 тыс., в Валмера—
500 человек и т. д. В рижских тюрьмах
томится около 95 тысяч человек. Накануне
первого мая 1942 г. гитлеровцы, опасаясь
демонстраций и выступлений, арестовали и
бросили в тюрьмы 10 тысяч латышей. Что-
бы освободить место для развертывания
своих госпиталей, немецкие оккупанты в
марте 1942 года расстреляли всех пациен-
тов психиатрических больниц в Латвии. В.
городах и селах Летгалии убиты все еврей
‘и цыгане. То же имело место в Курземе
и Вирземе. В город Людзе были завезены
из всех прилегающих к городу волостей
живущие там цыгане и целыми семьями
удушены газами в бывших мясных лавках
на базарной площади.

В: начале ноября 1941 г. гитлеровцы рас-
стреляли в Риге, Вентснильсе, Ельгаве 29
чел. только за то, что они укрыли от нем:
цев свою зимнюю одежду и шерстяные
одеяла. В Болдерая (пригород Риги) фа-
шисты убили целую семью за то, что она
укрыла от немцев свои лыжи, одеяла и
теплые жилеты. Этот список немецких зло-
деяний и массовых убийств мирного насе-
ления можно продолжать до бесконечности,

Немецкие солдаты насиловали женщин.
Несколько сот латышских девушек были
насильно загнаны в публичные дома для
германской армии. Начался самый разнуз-
данный грабеж. Гитлеровские бандиты об-
ходили квартиры, забирая всё, что имело
какую-либо ценность. Ежедневно в Герма-
нию отправлялись сотни тонн награблен-
ного добра, предметов домашнего обихода,
мебели, одежды, посуды. Предоставив
своим солдатам и офицерам достаточно
времени для грабежа и разбоя, оккупаци-
онные власти впоследствии этот разбой
стали вводить в организованное русло,

Широкой рекой полилась кровь невинных   регламентируя соответствующими распоря-

людей, мирных жителей страны. В течение
вескольких дней в городе Лепайа немцы
убили около 10 тысяч жителей, в том чи-
сле женшин, детей и стариков.

В Риге жертвами гитлеровского террора

жениями, Газета «Дейче Цейтунг ин Ост-
ланд» в своем номере от 30 октября
1942. г. напечатала распоряжение о том,
что всё имушество латвийских граждан,
уехавших в СССР, арестованных и уби-

сер «Триест» был побтроен итальянцами в

При

что

ЛОНДОН, Ш апреля. (ТАСС). Алжир-

в, Средиземном море 62 транспортных суд-.

к частям

ЛОНДОН, 12 апреля. (ТАСС). Агентство
Рейтер еообщает, что 8 апреля в частях
английской 8-й армии было зачитано обра-
щение ее командующего генерала Монтго-
мери. В обрашении говорится, нто немцам
угрожает на побережье Туниса «Дюнкерк
первейшей марки». (Дюнкерк — француз-
ский порт на Па-де-Кале, откуда в начале
июня 1940 г., будучи прижатой немцами к
морю, эвакуировалась в Англию англий-
ская экспедиционная армия). Монтгомери
напоминает войскам, что до начала битвы
у ‘линии Марет он поставил перед ними
три задачи:

во-первых, разгромить’ врага на позиции
у линии Марет; это было осуществлено в
период между 21 и 28 марта, в течение
которого было’ захвачено 8 тыс. пленных;

ТУРЕЦКАЯ ГАЗЕТА

СТАМБУЛ, 12 апреля. (ТАСС). Коммен-
тируя сообщение берлинского  корреспон-
дента анатолийского агентства о посеше-
нии иностранными журналистами немецких
укреплений на голландском побережье, га-
зета «Ени сабах» спрашивает, чем руковод-
ствовалось немецкое командование, идя на
такой странный шаг, как показ иностран-
цам своих укренлений. Это вызвано, по
мнению газеты, не стремлением запугать
союзников, так как ни один штаб в мире
не будет строить своих расчетов на основе
сообщений несведущих в военных делах
гражданских лин, которым даже укрепле-
ние с 10 пушками может показаться He-
приступной крепостью, а также потому, что
«специалист не может в Германии увидеть

РОСТ ПОРАЖЕНЧЕСКИХ

СТАМБУЛ, ‘12 апреля. (ТАСС). - Широ-
кое распространение пораженческих наст-
роений в Италии тревожит главарей  фа-
шистской Италии. Орган Муссолини «По-
поло д’Италиа» в^\свонх статьях всячески
подчеркивает необходимость укрепить «вну-
тренний фронт». 27 марта «Нополо д’Ита-
лиа» в передовой статье, озаглавленной
«Внутренний фронт», писала, что «люди,
находящиеся в тылу, ворчат и жалуются
то на те, то на другие трудности». «Мы не

можем допустить, — предупреждает фа-
шистская газета, — чтобы несознательные
или злонамеренные элементы проявляли

свою. досаду и усталость и .своим пора-
женчеством угрожали фашистскому. строю.
Мы должны избавиться от них, пока еще
не слишком поздно». 28 марта эта же га-

ВАШИНГТОН, 9 апреля. (ТАСС). Как
передает агентство Ассошиэйтед Пресс,
морское министерство США сообщило, что
в начале января небольшое советское тор-
говое судно вело бой с неприятельской
подводной лодкой в северной части Атлан-
‘тического океана. Бой происходил в усло-
виях снежного шторма. Подводная лодка,
повидимому, воспользовалась снежной пур-
гой как прикрытием и совершила нападе-
ние в надводном состоянии. Когда сиг-
нальщики судна заметили след’ от торпе-

~

(

13 апреля 1943 г» вторник № 86 (5457).

8-й армии,

во-вторых, пройти через габесский кори-
дор; это было выполнено 6 апреля, причем
противник был настолько неблагоразумен,
что занял позиции у Акарита и вступил ©
англичанами в бой, ‘в котором враг был
подвергнут ужасающему обстрелу и поте-
рял ‘еше 7 тыс. пленными;

в-третьих, продвинуться до Сфакса, Су-
са и, наконец, до Туниса; эта задача Ha-
ходится в процессе осуществления.

В обращении указывается, что если 8-я
армия будет и дальше брать такое же чи-
сло пленных, то у врага вскоре не оста-
нется пехоты для того, чтобы удерживать
свои позиции. «Вперед к Тунису, чтобы
сбросить противника в море!» — говоритея
в заключение в обращении.

ОБ УХИШРЕНИЯХ

ГИТЛЕРОВСКОЙ ПРОПАГАНДЫ

ничего, кроме декораций, которые ему по-
казывают».

Пропагандистский маневр немцев, указы-
вает далее газета, не может быть рассчи-
тан также на то, чтобы произвести впе-
чатление на нейтральные страны, ибо не-
возможно, чтобы кто-либо поверил немен-
кой пропаганде. Следовательно, заключает
газета  «Ени сабах», этот шаг немецкой
пропаганды рассчитан на то, чТобы под-
бодрить и внушить надежду самим немцам.
Так как само немецкое радио и пропаган-
да, непосредственно исходящая из уст Геб-
бельса, не могут уже решить эту задачу,
Геббельс стремится, чтобы _ желательные
ему сведения поступили в Германию из
других стран.

НАСТРОЕНИЙ В ИТАЛИИ

озаглавленной «Когда
закончится война?», пишет, что ответы,
какие в народе даются на этот вопрос,
«в 9 случаях из 10 изобличают пораженца
или равнодушного зрителя»: Газета заяв-
ляет, что к людям, задаюшим такой во-
Прос, «нельзя относиться с доверием».

В том же ном газета помещает речь
секретаря фашистской партии  Видуссони,
который призывал очистить партию ‚от
равнодушных, -без чего нельзя «добиться
победы на внутреннем фронте». Одновре-
менно газета сообщает, что секретарь ор-
ганизации фашистской партии в Брешии
исключил из партии двух видных фаши-
стов за’то, что они действовали ` «против
высших интересов войны». :

зета в передовой,

БОЙ СОВЕТСКОГО ТОРГОВОГО СУДНА _С
ПОДВОДНОЙ ЛОДКОЙ ПРОТИВНИКА

ды, выпущенной подводной лодкой, судно
сделало поворот на 300 градусов и торпе-
да прошла в 10 метрах от него. Через 3
минуты была замечена вторая торнеда, и
судно снова сделало крутой поворот. Вто-
рая торпеда прошла на расстоянии 15 мет-
ров от кормы. Тем временем с судна была
открыта сжесточенная ‘стрельба из пуле-
метов. Пули попали в боевую рубку под-
водной ‘лодки, где произошел сильный
взрыв. После этого лодка погрузилась, а
советское судно пошло своим ‘курсом.

Шведские газеты о попытках немцев тайно
вывезти в Германию подробные карты Швеции

СТОКГОЛЬМ, 11 апреля. (ТАСС). Швед-
ское телеграфное бюро сообщает   новые
данные о попытке немцев вывезти в Гер-
манию подробные географические карты
Швеции. В тюке, поврежденном при пере-
грузке на станции Хапаранда товарного
вагона, шедшего из Финляндии в Герма-
нию, были обнаружены подробные. карты
Швеции, Норвегии и Северной Финляндии
В особых пакетах содержались карты
шведской территории штабного типа ‘с от-
меткой «Норден». На этих подробных кар-
тах были нанесены электростанции, желез-
ные дороги, шоссейные дороги, телеграф-
ные и телефонные станции, населенные
пункты и даже отдельные дома в дерев-
нях. В вагоне обнаружено несколько де-
сятков кип карт. Как сообщает газета «Аф-
тонтиднинген», карты были адресованы в
одно из немецких военных ведомств, нахо-
дящееся в Гамбурге.

Газета‹ «Социал-демократен» напоминает,
что весной 1940 года один из выпусков

тых оккупантами, также имущество евреев,
включая и долги евреям,  об’является
конфискованным и подлежит регистрации.
Конфисковано было также всё TO -HMy-
щество, которое немцы, ворвавшись в’
Латвию, застали на складах и в магази-
нах. Пустой и нищей стала Латвия. С
рынков и прилавков магазинов исчезли то-
вары, продукты нитания.

Латышскому крестьянину немцы запре-
тили вывозить на рынок и продавать свою
продукцию — всё до последнего грамма
взято на учет, а крестьянин сам обложея
чудовищным бременем налогов. Немецкий
военнопленный Эдгар С. заявил: «В Лат-
вии волосты ежемесячно должна ‘сдачь
оккупационным властям большое количест-
во голов крупного скота, свиней, сено, со-
лому, клевер—словом, всё. Крестьянин не
имеет права заколоть для собственных
нужд свинью. Сперва он об этом` должен
сообщить волостному правлению, а послед-
нее забирает львиную долю для герман-
ской армии». ` Всё, вплоть до. собак и ко-
шек, обложено налогами. Фашистская га-
зета «Дейче Цейтунг ин Остланд» 31 ок-
тября 1942 г. писала, что согласно новому
распоряжению крестьянам: запрещается про-
давать муку и мучные ‘изделия. Немцам
должен быть сдан весь урожай стручко-
вых, За нарушение этого приказа грозит
смертная казнь. >

Житель ‘Латвии превращен в бесправ-
ного раба. За его труд, за Bbipa-
шенный им урожай ему платят никуда не
годными бумажками — оккупационными
марками, на которые он ничего купить не
может, потому что в магазинах ничего нет,
а в тех магазинах, где еще есть товары,
имеют право покупать только немцы.

Для латышского рабочего установлено
рабочее время 94 часа в неделю, а зара-
ботную плату он ‚получает наполовину
меньше немка, вынолняющего ту же рабо-
ту. Промтоваров латышские рабочие dos-
сем не получают. Все руководители уч-
реждений и предприятий обязаны ежене-
дельное’ отчислять с заработной платы слу-
жащих И рабочих определенные: суммы и
вносить в немецкие государственные сбер-
кассы—«для создания «Новой Европы».

Для населения Латвии введены голод-
ные нормы пайков, причем ‘получение этих
норм не гарантируется. Немцам установле-
ны другие нормы, в несколько раз выше,

специальных военных карт в Швеции, ох-
ватывавший важнейшую территорию швед-
ской обороны и предназначавшийся для
военных целей, таинственно пропал на пу-
ти-из типографии. Газета «Свенска моргон-
бладет» заявляет, что «когда это дело-бу-
дет расследовано, то вопрос ‘о немецком
транзите через Швецию может снова стать
актуальным».

По словам газеты «Нюа даглигт алле-
ханда», картдграфический отдел штаба обо-
роны считает, что карты были напечатаны
не в Швеции, а в Финляндии. «Следует
расследовать дело о картах, — заявляет
газета. — Необходимо, чтобы расследова-
ние со стороны министерства иностранных
дел велось быстро и эффективно. Если
оно задержится, то может возникнуть вол-
на недовольства с серьезными последстви-
ями. Вопрос о том, что перевозится по
шведским железным дорогам, стал очень
злободневным».

чем для коренного населения страны, и по-
лучение этих норм гарантируется. Латыш-
ские рабочие и крестьяне живут впрого-
лодь. Замученный нечеловеческим трудом
в нуждой, латышский народ страдает от
занесенных немецкими оккупантами эпиде-
мий. Распространены в широких размерах
сыпняк, брюшной тиф, дизентерия.

Жители оккупированной Латвии продают
последний свой скарб, чтобы купить кусо-
чек хлеба у спекулянтов. В аптеках нет
лекарств; для немцев открыты специаль-
ные аптеки.

Хранилища культурных ценностей — му-
зеи, библиотеки, картинные галлереи —
разграблены. Всё ценное увезено в Герма-
нию. Уничтожено огромное ‘количество
книг. Всё латышское, начиная с латыш-
ского языка, всячески поносится и подвер-
гается унижениям. В Риге и других
городах. латышские названия ‘улиц заме-
нены немецкими. Количество школ и уче-
ников резко сокращается, многие школы
полностью закрыты. В государственном
университете действует только несколько
факультетов, но условия приема почти
полностью закрывают туда вход латыш-
ской молодежи. Лучшие латышские учи-

теля убиты вли о заключены в концен-
трационные лагери. Гитлеровские мрако-
бесы ‹ делают всё, чтобы полностью

уничтожить латышскую интеллигенцию. В
своей грязной газетке «Дейче Шейтунг ин
Остланд» 11.ХИ.1942 г. они заявили без
всяких обиняков: «В интересах самого ла-
тышского народа создание... интеллигенции
в будущем не будет допущено».
Латвийская молодежь в массовом поряд-
ке угоняется в Германию для отбывания
трудовой повинности. Многие десятки ты-
сяч квалифицированных рабочих промытш-
ленности, крестьян и чернорабочих увезе-
ны в рабство в Германию, где они изныва-
ют под непосильным трудом и вымирают.

Носителем верховной власти в оккупиро-
ванной Латвии является назначенный Гит--
лером генеральный комиссар Дрекслер, ко-
торый. орудует при помоши так называе-
мых директоров и генеральных директоров.

Население Советской Латвии с первых
дней немецкой оккупации разглядело зве-
риное лицо своих поработителей и отвеча-
ло на все мероприятия, проводимые гитле-
ровцами в Латвии, активной борьбой u

Типография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Ёрасная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

Обращение генерала Монтгомери

ВРУЧЕНИЕ СОВЕТСКИМ
ПОСЛАННИКОМ НА КУБЕ
тов. ЛИТВИНОВЫМ
/ ВЕРИТЕЛЬНЫХ ГРАМОТ

ПРЕЗИДЕНТУ КУБЫ

ГАВАНА, 9 апреля. (ТАСС). В Гавану
прибыл для вручения верительных грамот,
аккредитующих его в качестве советского
посланника на Кубе, посол СССР в США
тов. Литвинов. Тов. Литвинов был встре-
чен почетным караулом при прибытии в
президентский дворец, где вручил свой
верительные грамоты президенту Кубы
Батиста. При вручении грамот’ присутство-
вали министр иностранных дел Сантовениа
и его заместитель Миранда. Президент Ба-
тиста и тов. Литвинов обменялись привет:
ственными речами.

Перед президентским дворцом собралисв
болыние толпы народа, которые горячо
приветствовали первого советского динЯо-
матического представителя на Кубе. На
здании министерства иностранных дел ря-
дом с кубинским флагом развевался совет-
ский флаг. Кубинские газеты единодушно
приветствуют установление динломатиче-
ских отношений между Советским Союзом
и Кубой. :

СОПРОТИВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
СОВЕТСКОЙ ПРИБАЛТИКИ
МЕРОПРИЯТИЯМ ОККУПАНТОВ

СТОКГОЛЬМ, 12 апреля. {ТАСС). Швед-
ская газета «Афтонтиднинген» сообщает в
том, что эстонское, латвийское и литов-
ское население оказывает сопротивление
проводимой гитлерарцами в Прибалтике
мобилизации на принудительные работы.
Несмотря на угрозы и различные драко-
новские меры оккупационных властей, ни-

кто не является на регистрационные
пункты, Хотя крестьян сажают в тюрь-
мы за невынолнение заданий по по-

ставкам, они утаивают свои продукты от
немцев. Гитлеровская газета «Ревалер цей-
тунг» вынуждена признать, что на воен-
ных об’ектах и в промышленности растет
саботаж. Многие эстонцы, пишет газета,
не являются на работу и всячески уклоня-
ются от мобилизации для участия в обо-
ронных мероприятиях немцев. Эстонцы и
латыши укрываются в лесах и деревнях,
чтобы не быть посланными оккупационны-.
ми властямй на_ привудительные работы в
Германию.

Страх гитлеровцев перед
советскими партизанами

СТОКГОЛЬМ, 12 апреля. (ТАСС). О
страхе гитлеровцев перед советскими пар-
тизанами свидетельствует статья, напеча-
танная 7 апреля в немецко-фашистской га-
зете «Фелькишер беобахтер». Газета пи-
1ет, что партизаны, обосновавшиеся в ог-
ромном лесу за линией центрального уча-
стка фронта, нарушают немецкие коммуни-
капии, действуя на стыке между двумя
германскими армиями. «Партизанская вой-
на, — пишет газета, — построена на’ хит-
рости. Она затрудняет сохранение цельно-
сти фронта. Базы снабжения и транспорт-
ные колонны стали об’ектами ночных наз
падений. На железнодорожных путях ста-
ли появляться мины. Развернулась упор-

ная партизанская война».

Газета сообщает, что против партизан
была предпринята карательная экспедиция.
Гитлеровская газета цинично описывает
при этом страдания населения деревень, в
которые вступали каратели. «На лицах
этих людей, — заявляет газета, — лежит
печать невыразимой подавленности и Tos
ря». .

В экспедиции, судя по опйсанию газеты,
участвовали многочисленные танки и ору-
дия. Шесть дней, говоритея в статье, идет
этот поход; истошающий и изматывающий
силы. «Танки, — пишет газета, — об’езжа-
ют лес, тянущийся на несколько километ-
ров в глубину. Вдруг раздается взрыв; за-
тем крики и стоны. Это взбрвалась мина.
Внезапно открывает огонь партизанский
пулемет. К нему присоединяются другие:
Среди нас раздаются стоны. Солдаты при-
жались к земле. Опять партизаны своевре-
менно снялись еще до того, как находив-
шиеся слева и справа от них немецкие
войска уснели охватить партизанское гнез-
до сопротивления. Мы идем, оборванные и
усталые. Неужели этот лес бесконечен!
Солдаты бредут, силясь побороть сон, что-
бы не быть застигнутыми врасплох. крика-
ми «ура».

сопротивлением. Стиснув^зубы, латышский
рабочий, ‘крестьянин и ‘интеллигент саботи-
рует распоряжения и приказы оккупацион-
ных властей. Когда ему приказывают сдать
для немецкой армии теплую одежду, обувь,
лыжи и хлеб — он уничтожает их или
закапывает в землю. Когда ему приходится
ремонтировать паровоз, столь, нужный не-
мецкому военному хозяйству, — он растя-
гивает эту работу на месяц, когда раньше
с этой же работой справлялся в пять дней.
Работая в промышленности, он вынимает
из машин важные детали и выбрасывает на
свалку. Когда его собираются отправить в
рабство в Германию. он уходит в леса и
становится. народным  мстителем-партиза-
ном. В волнах Даугавы часто тонут бар-
жи с продовольствием и вооружением для
немецкой армии. ЛетЯт пол откос поезда
с фашистскими солдатами, партизанские
пули находят ненавистных захватчиков я
на глухих деревенских тропах, и на ожив-
ленной городской улице: германские сол-
даты и офицеры в Риге осмеливаются
ночью ходить по улицам только группами.
Особенно большой -приток в латышские
партизанские отряды новых народных Мсти-

телей происходит сейчас, в связи с прово-.

димой немцами «тотальной мобилизацией».
Сознавая, что пришел решающий момент
великой Отечественной войны, латышский
народ встает на борьбу за свою `своболу и
счастье, за Советскую Латвию. Измучен-
выи и растерзанный, он не побежден и ни-
когда не будет побежден. Чаша народного
хнева переполнена. Ненависть л&тышского
народа к своему вековому врагу — немец-
ким порабетителям — разгорается в могу-
чее пламя` Эта ненависть зовет к мести.
к беспощадной расплате за все страдания
и муки, какие латышам пришлось вытер-
петь под гнетом немецкой оккупации. От-
звуки боев героической Красной Армии
доходят до Латвии. Сыновья и дочери
латышского нарола загораются новой на-
деждой, зреет в них дух борьбы, воля к
победе. Черная, кровавая ночь рабства
идет в концу, близок рассвет,’ близок час
воссоединения оккупированной немнами

Советской Латвии с СССР,

Издатель НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ
: ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР.

a)

sy