солей, содержатся и другие питательные вещества, без которых животные не могут существовать.
Этот вывод совершил подлинную революцию в научном представлении об обмене веществ.
Впоследствии эти вещества были в чистом виде извлечены из различных продуктов. Их назвали витаминами от латинского слова «вита» — жизнь и «амин» — соединение азота, т. е. необходимыми для жизни азотистыми соединениями.
Значение витаминов, как это установлено новейшими научными исследованиями, определяется тем, что они в большин
стве своем являются составной частью ферментов* — сложных органических веществ, способных ускорять такие процессы, как усвоение пищи, поглощение кислорода при дыхании и т. д.
Для вырабатывания ферментов организму необходимы аминокислоты, т. е. некоторые соединения азота. Эти вещества образуются при разложении белка, поступающего в организм с пищей. Однако помимо белковой, ферменты содержат еще
небелковую часть, которая в большинстве случаев представляет собой тот или иной витамин.
Эту часть организм самостоятельно воспроизвести неспособен. Именно поэтому небелковую часть многих ферментов, или иначе витамины, человек должен регулярно получать вместе с пищей.
В случае отсутствия или недостатка в пище витаминов, организм человека лишается возможности воссоздавать полноценные ферменты, а это ведет к нарушению нормального обмена веществ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Нарушения об
мена веществ, возникающие из-за недостатка или отсутствия того или иного витамина, довольно скоро проявляются в виде таких тяжелых заболеваний, как цынга, полиневрит, куриная слепота, пеллагра, рахит и др. Эти болезни объединены теперь общим на
званием — авитаминозы, т. е. заболевания, возникающие из-за недостатка витаминов.
До открытия витаминов и определения их роли в обмене веществ считали, что подобные заболевания являются инфекционными, вызываемыми некими неизвестными науке болезнетвор
ными микробами. К таким выводам приходили потому, что болезни эти, как правило, носили массовый характер, напоминаю
щий эпидемию. Известно, например, что на протяжении многих столетий цынга, наравне с туберкулезом, была наиболее частой
* Фермент — по-латыни закваска.