РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

При рациональном усовершенствовании любой машины все устремлено на получение максимальной компактности.

Утилизирование объема—задача нашего времени не только от нашей сегодняш
ней бедности. Но эта аксиома как будто не затрагивает вопроса планировки кухни — у нас последняя торжествует в своей неприкосновенности.
Когда кухня, как изолированная комната, оказывается слишком большим накладным расходом, ее переводят в раз
ряд так называемой жилой кухни. На западе это название выдерживает критику, у нас — в редких случаях куль
турного пользования этим совмещением функции кухни и жилья в одном помещении. Поэтому и до сих пор противобор
ство этому—казалось бы, безобидному—

облечению тягот квартирной оплаты зиждется на том, что жилая кухня пе

рестает быть жилой по причине грязи и чада и испорченного варкой и стир
кой воздуха, а сама кухня — из-за со
седства чистого жилого угла очевидно ущемлена в смысле возможности демон

стрировать приписанные ей от века грязь и смрад.

Не верно ни первое, ни второе.
Грязь и чад на кухне — это ей навязанное некультурным обращением, а не ее существом, свойство. По суще
ству процессов, в кухне совершающихся, это наиболее чистое и здоровое поме
щение в квартире, обслуживающее человека. При высоком культурном уровне — а мы обязаны ранжироваться на эту ступень, а не на низшую, хотя бы и существующую сейчас—будет стыдно говорить о грязи в кухне.
Но, если кухня перестает быть грязным помещением, если ее рационально оборудовать, то вполне возможно под кухню отвести часть действительно жилой комнаты.
Так возникли кухни-ниши на Западе. Эта ниша обычно задернута портье
рой, и буржуазная совесть приличной гостиной спокойна, и „красивая“ обста
новка жилой комнаты не шокирована оборудованием кухни.
Но мы идем дальше.
Опыт устройства в химических лабораториях вытяжных шкапов, в которых производятся сложнейшие химические процессы, часто с отравляющими химикалиями, убеждает нас в следующем:
Устройство вытяжных шкапов абсолютно гарантирует от отравления, т.-е. газы и процессы, которые происходят внутри шкапов, не проникают в помещение где находятся шкап и окружающие люди.
Устройство вытяжных шкапов аналогично оборудованию кухни—в них сконцентрированы: мойка (водопровод и
слив), газ (очаг), рабочий стол. Это три элемента оборудования кухни, без кото
рых она не мыслима. Остальное лишь большее или меньшее рафинирование оборудования кухни.
Устройство таких шкапов, несущих определенную функцию, является собственно частью омеблирования.
Если переход от кухни изолированной к кухне-нише делать только ме
ханическим устранением изолирующих перегородок, без какой-то последующей затраты умственной энергии архитектора, то и ребенку ясно, что решение
жилой кухни терпит фиаско, ибо то, что хорошо решено при одних условиях, не годно при условиях, ставших иными. А у нас жилая кухня так именно решалась. А если вспомнить химич. ла
бораторию и банку с черным этикетом и перекрещенными костями, то опять

СТРОЙКОМ

PCФCP

КУХНИ

RATIONALISIERUG DER KÜCHE

КУХОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ