и площади и высоты мы дошли до предела, который дальше почти не может быть перейден. Эта почти пре
дел насыщения. Но в квартирах с еще меньшей жилой площадью (меньше 50 м2 полезной площади) экономиче
ская эффективность требует более решительных мер. К числу их надо отнести возможность замены кухни кухонной нишей со стандартным элементом, дающей при минимальных размерах площади (1,4 м2) гораздо больше удобств, чем небольшая кухня. Во время работы штора кухонного элемента поднята и вся прилегающая к
нему часть комнаты становится кухней. По окончании работы задвинутая штора, скрывающая все необходимое кухонное оборудование, включающее и мусоропровод и вытяжную вентиляцию, освобождает комнату для других бытовых процессов.
Точно так же при квартирах менее 50 м2 приходится ванну заменять душем. И, наконец, оказывается, что обычная лестничная клетка ложится слишком большим грузом для столь незначительной жилой площади. Приходится во что бы то ни стало искать новых решений.
Вопрос о мелкой квартире, которая явилась бы экономически более выгодной, выдвигается нашими социально-бытовыми условиями на первый план.
Мы исследовали целый ряд пространственных комбинаций, связанных с горизонтальными артериями сообще
ния (типы С, D, Е и F), где коридор обслуживает либо один этаж, либо два этажа, либо целых три этажа. Мы построили диаграмму, которая перед вашими глазами: здесь на абсциссе отложена полезная площадь квартир, а на ординате соответствующий коэффициент отношения кубатуры к полезной площади разных типов (А, В, С, D, Е и F). При анализе кривых мы пришли к выводу,
что дореволюционный тип доходного дома явился бы самым эффективным при превышении предела в 50 м2. Если мы обратимся к анализу кривой «А», в пределах
более мелких помещений, то увидим, что эффективность начинает быстро падать. Вопрос этот я считаю чрезвычайно важными Мы знаем, что очень небольшие слои
населения в состоянии пользоваться квартирой в три комнаты. Это—высоко оплачиваемые круги специалистов и рабочих. Главная же масса населения занимает только одну комнату, и поэтому квартира в три комнаты станоновится бытовым адом благодаря заселенности ее не менее чем тремя семьями. Вопрос о мелкой квартире, которая яви
лась бы экономически более выгодной, выдвигается нашими социально-бытовыми условиями на первый план.
Наша работа убедила нас в том, что мы можем получить такой тип однокомнатной квартиры, которая бы имела коэффициент такой же, как и 3-комнатная квартира.
Это разрешает вопрос удовлетворения квартирой низко оплачиваемых слоев трудового населения, и мы пришли к выводу, что этот вопрос при благоприятном его разре
шении должен сыграть основную роль в вопросе всей
нашей жилищной политики. Действительно, если удастся найти такие решения однокомнатных квартир, которые не будут уступать в своей экономической эффективно
сти 2—3-комнатным квартирам, то эти последние будут необходимы в количестве 40% и будут заселяться отдель
ными семьями, а остальные 60% городского населения будут жить также в отдельных, но однокомнатных квартирах.
Можно получить такое решение квартиры в 27 м2 жилой площади, коэффициент которой равен коэффициенту квартиры в 64 м2 жилой площади. Анализ кривых нашей диаграммы пока
зывает, что можно пойти и дальше в этом направлении. Для этого надо переходить и новым приемам пространственного решения жилья.
Правда, это противоречит тем выводам, к которым пришли многие товарищи на основе своей проектировочной работы. Но дело в том, что вся эта работа велась в плане обычного пространственного решения с квартирами по обе стороны лестничной клетки. Но построенная диаграмма с кривыми для разных иных пространствен
ных решений квартир ясно указывает, что на обычном пути удовлетворительного решения добиться и не воз
можно. С другой стороны, мы убедились теоретически и практически, что имеются пределы, когда каждый из этих типов (А, В, С, D, Е и F) является наиболее эффективным. Кривые нашей диаграммы точно указывают
эти пределы в зависимости от размеров квартиры. Мы попытались проделать тот же самый анализ практически и пришли к типу F, как наиболее подходящему для отдельных однокомнатных квартир. Вот разрез двух эта
жей: если по одну сторону устроить спальную нишу и вспомогательные помещения (душ, уборная, умывальная), а по другую расположить жилую часть комнаты, то окажется, что можно заработать коридор за счет разницы в высотах этих более низких частей комнаты. Этот коридор может быть абсолютно светлым, а кварти
ры—иметь сквозное проветривание, двухстороннюю освещаемость и сохранить свою полную изолированность. Вместе с тем коэффициент отношения кубатуры к жилой площади и здесь будет такой же, как и 3-комнатной
квартиры, причем средняя высота жилых помещений не только не будет снижена, но даже окажется выше, чем высота ныне воздвигаемых рабочих домов. Вводя в типе F вместо кухни кухонную нишу, то есть концентрируя всю кухонную работу на определенном рационализированном отрезке, мы получим возможность использовать жи
лую площадь, в то время когда трудовые процессы в кухне прекращаются, для других бытовых процессов.

Тип F важен для нас как переход к коммунальному типу жилья, отвечающему общественным процессам диференциации семьи и стимулирующему пользование помещениями коллективного характера.
Особенно важным для нас в типе F является то, что такая квартира открывает перед жильцами новые со
циально-бытовые возможности. Общий светлый коридор может превратиться в своеобразный плацдарм, на кото
ром смогут развиваться чисто коллективные функции общения.
В сущности говоря комплекс однокомнатных квартир типа F—это это уже новый организм, приводящий нас
к социально более высокой форме жилья—к коммунальному дому. Присутсвие горизонтальной артерии—светлого коридора—позволяет органически включить в этот тип общественную столовую, кухню, комнаты
отдыха, ванные помещения и т. д.—все те коммунальные помещения, которые должны стать неотъемлемой частью нового жилья.
Вместе с тем мы считаем важным моментом учет при постройке новых домов диалектики растущей жизни. Невозможно данный дом сделать в настоящий момент обя
зательно коллективным, как это у нас пытались делать до сих пор и что приводило обычно к отрицательным
результатам. Нужно сделать так, чтобы этот дом мог иметь возможность постепенного естественного перехода
на коммунальное обслуживание в целом ряде функций. Вот почему мы стремились сохранить изолированность каждой ячейки, вот почему мы пришли к необходимости создания кухни-ниши со стандартным элементом, отнимающим минимальное место, могущим быть вовсе вы
несенным из квартиры и позволяющим в- любой момент перейти к коллективно обслуживаемой столовой. Мы считали совершенно необходимым в нашей работе созда
ние ряда моментов, стимулирующих переход на социально
более высокую форму бытового уклада, стимулирующих, но не декретирующих ее.
Точно так же и в квартирах с большей полезной площадью (типа А или В) необходимо предвидеть воз
можность перехода к коммунальному типу наличием на несколько этажей хотя бы одного горизонтального коридора, связывающего жильцов с коммунальными помещениями. Такое решение может быть достигнуто путем
комбинаций типов А и В с типами С, D, Е и F в зависимости от различных условий.
От решения типа жилой ячейки лежит путь к решению системы застройки жилого квартала и жилого района.
Разработанные типы А и В возможны для блоков различной величины, начиная с двухэтажного парного дома. Тип F экономически возможен уже для двух, четырех и т. д. этажных блоков длиной в 50 м. Од
нако укрупнение этих типов в степени, зависящей уже от условий, материалов, конструкций и способов стройпроизводства, является эффективным.
От решения типа жилой ячейки лежит путь к решению системы застройки жилого квартала и жилого района. Жилые блоки с коммунальными помещениями 1-й категории, т. е. органически входящими в их состав (сто