ловая, ванны, комнаты отдыха), будут концентрироваться вокруг коммунальных помещений 2-й категории (клуб, спорт и т. д.), обслуживающих уже целый район.
Что же может представить собой целый кусок города, целый ряд кварталов, застроенных зданиями этого типа? К сожалению, мы не успели закончить начатую ра
боту в этой области, и нам придется продемострировать это позднее, но мысль наша такова, что нужно концен
трировать и постройки, и пустые места, т. е. вместо маленьких домов, дворов и садов сделать крупный блок и крупный парк, крупный сад посередине. Здесь же будут коллективные помещения—клуб, спортивные учреждения, прачечные, детский сад, ясли, которые будут обслуживать уже весь этот район.
Мы стремимся добиться в жилье следующих качеств:
1. Свет во всех частях.
2. Сквозное проветривание—двухсторонняя освещаемость. 3. Ориентация всех спальных помещений на одну сторону. 4. Размеры комнат из учета количества в них живущих.
5. Размеры и форма комнат из точного учета бытовых и
трудовых процессов.
6. Максимально высокое оборудование. 7. Наилучшие пропорции комнат.
8. Рациональное цветовое решение всех поверхностей.
В начале моего доклада я говорил, что мы считаем совершенно невозможным добиваться экономии за счет ухудшения качества жилья, и, действительно, мы ста
рались с максимальной жесткостью отнестись к себе в этом смысле. Мы считали для себя обязательным предусмотреть в этом типе целый ряд таких положений, которые повышают качество жилья. Мы считали необходи
мым добиваться во это бы то ни стало света во всех помещениях, включая и коридор в типе F, и в 2-ком
натных квартирах мы нашли возможным осветить и ван
ные, и уборные самостоятельным светом. Точно так же всюду мы стремились достигнуть сквозного проветрива
ния или, что важнее, двухсторонней освещаемости, что дает все 100% благ естественного освещения и рано утром, и днем, и вечером. Всюду, где только возможно,
мы стремились ввести принцип сквозного проветривания и двухсторонней освещаемости. Затем мы старались
ориентировать спальные помещения на одну сторону. Далее, мы считали необходимым производить нашу проек
тировку с точки зрения учета живущих людей; размеры и формы отдельных комнат проектировались из учета
количества живущих в них людей. Мы исходили из нормы в 9 кв. м на человека и допускали существование комнат размеров кратных к 9 кв. м. Размеры и формы помещений мы старались проанализировать на основе бытовых и трудовых процессов, на основе графика движения, который мы строили, и на основе схемы оборудо
вания, которое обслуживает данное помещение. Точно так же мы стремились максимально оборудовать эти помещения целым рядом стенных шкафов, мусоропроводов, холодных шкафов и т. д.
Мы поставили перед собой задачу, которая обычно до сих пор у нас не ставилась, но которая является достаточно важной в смысле качества жилья: мы тща
тельно работали над пропорцией отдельных комнат. И если вы посмотрите наш план, то увидите схему пропорций, которая определяет пропорцию каждой комнаты в отдельности и связь между пропорциями отдель
ных комнат. Мы исходили здесь из того соображения, что пропорция комнаты, в которой живет человек, яв
ляется важным, а иногда и решающим фактором для использования этой комнаты; самая расстановка мебели и использование комнаты являются функиями этих пропорций. Поэтому площадь комнаты мы считали возмож
ным сделать не хуже отношений стороны квадрата к его диагонали. Связь, в которую мы привели одно поме
щение с другим, как показала предварительная работа, имеет громадное значение и в том смысле, что в дальнейшем облегчается разрешение вопроса стандартизации элементов жилья. Этот вопрос естественно облегчается, если между двумя или тремя помещениями одной и той же квартиры имеется какая-то связь, про
порция, зависимость. Если один элемент укладывается в одной комнате n-ое количество раз, то он уложится и в другой комнате, которая находится в какой-то связи с первой, какое-то кратное число раз, и это облегчает
дальнейшую работу по стандартизации элементов жилья. С другой стороны, часто модулем нашей пропорции была кровать; модуль полезной мебели, которая содер
жится в определенной комнате, и позволяет разместить ее с наиболее экономичным использованием площади комнаты.
Наконец мы считали важным обратить должное внимание на цветовое оформление внутри помещений. То, что у нас неизменно,—потолок окрашивают в белый цвет, а все четыре стены непременно одного и того же цвета,— есть не что иное, как результат сугубо устарелой тра
диции. Тщательное изучение этого вопроса приводит к совершенно другим результатам. Так, при помощи цвета можно корректировать освещенность помещений и вместе с тем цветовое оформление может до известной степени расширить восприятие объема помещения, в котором находится человек. Всякий художник знает, что су
ществуют плоскостные цвета и пространственные, далевые цвета, отодвигающие стены и расширяющие про
странство. И этот вопрос должен быть тщательно учтен.
Конструктивная проработка жилья должна строиться на принципе максимальной стандартизации всех элементов, должна стре
миться к индустриализации строительного производства. Легкий вес элементов, возможность изготовления их фабричным путем в зимний период и монтаж на месте малоквалифицированной рабочей силой.
Теперь я хочу сказать несколько слов о том, как мы предполагаем вести в дальнейшем нашу работу. Все подсчеты экономических коэффициентов, приводимые на
ми, составлены с учетом обыкновенной кирпичной стены в 2 1/2 кирпича и обыкновенных междуэтажных перекрытий, которые теперь употребляются. Однако в дальнейшем мы предполагаем перевести работу в плоскость таких строительных материалов и конструкций, а также методов строительного производства, которые дали бы дальнейший экономический эфект. Та работа, кото
рая проделывается в области рационализации жилья, в сущности имеет не тот эффект, который она могла бы дать, так как она направлена на кирпичную стену обыкновенной кладки. Продолжать рационализацию в этом направлении все равно, что рационализировать крестьянскую телегу.
Следовательно и о рационализации, действительной рационализации в полном смысле этого слова, которая будет эффективна, можно говорить только тогда, когда будет осуществлен переход от сравнительно архаических способов строительного производства к более со
временным, которые дадут возможность употреблять не кирпич, а более легкие материалы, и такие, которые могут изготовляться в продолжение круглого года фабрич
ным путем и которые позволили бы перевести наше строительство на рельсы индустриализации. А это—наша неотложная обязанность, ибо вся наша промышлен
ность строится на этом принципе и это позволит нам заменить самый атавистический термин «постройка» бо
лее современным термином—«монтаж» или «сборка»; это даст возможность пользоваться менее квалифицированной рабочей силой и использовать тот небольшой пе
риод строительного сезона, которым мы располагаем, максимально, на все 100 проц. Вот примерно тот путь дальнейшей работы, который намечает Секция.
Та установка, которая сейчас существует по линии стандартизации, на наш взгляд является также непра
вильной, так как желание населить всю страну такими домами, которые не отличались бы друг от друга, пред
ставляли бы собой какое-то ужасающее однообразие, является ошибочным. Такая установка не только непра
вильна, но даже вредна. Мы считаем, что работа по стандартизации должна вестись не в плане автоматиче
ского повторения одного типа, а в плане изыскания таких стандартных элементов, которые можно было бы вся
чески комбинировать и получить громадное многообразие типов на базе тех же стандартных элементов. Следова
тельно и работу по стандартизации, которую Секция
намерена вести, мы предполагаем вести на базе таких стандартов, которые обладали бы максимальной гибкостью и экономически позволили бы максимально разнообразить то жилищное строительство, которое предполагается у нас в СССР.