_ 42

Холодное, пасмурное: утро. С высокого
гребня Турецкого вала, на котором раз-
местились наши наблюдательные пункты,
хак на лалони, видна лишенная  расти-
тельности желто-бурзя равнина. Н»з кей
там и сям клочки тающего, пепельно-се-
рого снега, нити немецких траншей. Вит-
ны и контуры города Армянека. Перех
валом н позахи него— многие сотни орудий
различных калибров, готовые открыть
отонь. Идет обычная артиллерийская пе-
рестрелка. И, кажется, ничто не mpeme-
щает близкой атаки, направленной на
прорыв немецких укреплений, запирающтих
вход в Крым.

Злесь ключевая позиция неприятеля.
Сюда в начале ноября прошлого года под-
ступили нашн войска. Они внезан-
ным ударом овладели тогда Турецких
валом. и наглухо замкнули  вражес-
кую труппирозку в Крыму. Немцы про-
бовали выручить ее, но безуспешно. Но
OHH BCS же расечитывали удержать за
собой Крым — этот важный стратегичес-
кий район, базу флота, огроиный плац-
дарм для развития наступательных дейст-
виё на юге. Генерал Конрад, командую-
щий северной немецкой группой, писал в
приказе по 49-му горно-стрелковому кор-
пусу: «Мы должны зашищать крыхевие
позинии или мы все погибнем».

Германское команлезание стало усиля-
вать группировку своих войск на полу-
острове, полвозя в Крым морем и по в03-
хухУ людей, вооружение, боеприпасы,
Векорз эта группировка была увеличена
на две дивизии. Одновременно немцы ук-
репляли 5в0ю оборону на Перекопском
перешейке, созлав второй оборонительный
рубеж в районе Ишуньских позиций, a
также возводили сооружения в районе Си-
ваша. Позиции на перешейке и в неж-
озерных дефиле на Сивалте представляли
coe весьма выгодные естественные ру-
бежи обороны, которые можно было защи-
шать сравнительно небольшими силами.
Однако неприятель построил здесь мощные
укрепления, глубоко ошелонировав промо-
жуточные и тыловые рубежи, опоясаватие
всё межосерье от Армянска до Чонгара
и Арабатской стрелкн. Помимо нескольких
‚линий траншей, минных полей и прово-
лочных  загузилений, в райоче меж-
озерья были стрыты противотанковые
рвы, заполненные водой. Вея оборона бы-
ла сильно насыщена огневыми средства-
ми. 0 прочности вражеских дзотов можно
судить по следующему фату. Чтобы раз-
рушить один из этих дзотов, наинее ар-
тиллеристам потребовалось добиться пяти
прямых попаданий. За такими укрепле-
ниями шемцы отсиживались звею зиму.
Нужно еще добавить, что непрестанные
дожди в тэчение зимь сделали присиваш-
скую низуэнноесть совершенно непроходи-
мой. : :

Наше командование, имея в виду исклю-
чительную трудность прорыва неприятель-
ской обороны  на. перешейке; -тщалельно
подготовило операцию, чтобы действовать
ваверняка. Были необходимы мощные
средства разрушения и подазления, кото-
рые надлежало полве TO] непрестан-
ным артиллерийских огнем противника и
воздействием с воздуха. Самоотверженным
трудом сапер были полтотовлены условия
хля успепенсто настунления, &то дало в0з-
можноеть сосредоточить в  намеченном
районе ударную группировку войск, массу
вооружения и босприпасов, необходимых
для прорыва. Всё строилось в расчете на
одновременный удар по основным оборони-
тельных рубежем немцев.

Й вот настал час великой битвы за
Ерым. Гюм батарей ударил на Нерекоп-
ском перешейке н на Сиваню, Ех земле,
озеянной славой героев Фрунзе.

Характер неприятельской обороны на

апреля 1944 г„, среда. № 87 (5767).

{От специального корреспондента
«Красной. звезды»)

перешейке потребовал. 000б0й  прололжи-
тельности артиллерийской подготовки. Два
в ланним часа здесь бушевал артиллерий-
ский ураган невиданной силы. Опытный
артиллернот полковник Амельчик, огля-
дывая окутанное дымом поле боя, скз-
зал, что подобной мощности огня OH не
вихывал За всю войну. Сначала наша
артиллерия вела огонь на разрушение,
затем последовал интенсивный огневой
HaleT Ha перелний край, потом ложный.
перенос в глубину, второй огневой налет.
опять перенос в глубину, третий огневой
налет нз траншен переднего края  про-
ТЕВНИКа. Е

‚Близится миг атзки, но пехота на-
чала сближение с противником еще до
того, как взвилась в небо ракета, воз-
вещающая о моменте атаки. Артиллерий-
ский и минометный отонь еще бушует в
лагере врага, а пехотинцы, не дожидаясь
кенпа артиллерийской полготовки, подни-
маются во весь рост и по развороченной,
дымящейся земле . пенямн  стрехительно
бегут за огневым валом. Двинулись в
атаку танки. Сопротивление  незпев в
первой линия траншей парализовано.
Своевтеменный пол’ем пехоты в атаку во
мнотох решил успех дальнейших боев.

Через двадцать минут на командный
пункт приводят первую партию плевных
немцев и румын с позеленевшими oT
страха лицами. Они сообщают, что почти
868 солдаты, находившиеся в первой ли-
нии траншей, погибли. Таз сокрухтителен
был огонь нашей артиллерии. \Te же,
кому довелось каким-то чулом уцелеть,
увадев нашу пехоту в своих траншеях,
подняли руки, не пытаясь сопротивлять-
ся. Враг был ошеломлен силой артилле-
рийского отия. Но кое-где, особенно в
третьей линии транией, он ‘успел прит-

_ Bo Зторой и третьей линиях травпей
разгорелись упорные бон. Ударная сила
нашей пехоты, отзата и мастерстве бой-
цов и офицеров сломили сопротивление
немцев. Векоре М часть ворвалась на ва-
палную окраину Арманека. В этот мо-
мент штурмовики наносили удары © воз-
духа по огневых позициям немецкой тя-
желой артиллерии. Наша артиллерия не-
прерывно сопровождала огнем настунаю-
шую пехоту.

Илея прорыва на Перекопском  лере-
шейке состояла в том, чтобы раефолоть
оборону немцев в центре на две части и,
загибая фланги противника в восйочную
и западную стороны, прижать к заливу
его гарнизоны и уничтожить их. Так и
было сделано. Вогда подходил к котцу на-
пряженный день прорыва, противник
уже был сбит со своих позиций. Особенно
ожесточенной была борьба в Армянске,
где. немцы устроили множество пулемет-
ных и артиллерийских огневых точек в
каменных зданиях. Тут много поработали
штурмовые тоупиы М№ гвардейской части,

усиленные артиллерней. Блатоларя умелым,

в мужественным  лействиям гвардейцев
горох Армянск был довольно быстро очи»
шен от противника.

Вот уже в тех траншеях, где недавно
кипели жестокие схватки, наши срязные

тянут провода; саперы оборудуют  новыю

наблюдательные пункты. Уже  передви-
тается вперед артиллерия, переходя на

катывается дальше на юг. Приходит с00б-

шение: Военный Совет армин  об’являет
благодарность бойцам и офицерам передо-

вых частей.

В это время за Сивашем идут уповные

ти в себя, В ето огневые точки ожили. -

новые огневые позиции. Грохот бея or-

Возможность “фланмвых ударов  злесь
совсем исключена, и нашим частям, фор-
сировавшим Сивашь пришлось атаковать
в 106. В первый день на многих участ-
ках были захвачены . передние линии
траншей н несколько ключевых позиций.
На второй день наступающие наращивали
удар. № стрелковая дивизия, действующая
на одном из узеньких перешейков, ночью
перешла вброд топкое соленое озёр к
утром, при поздержке танков и авиапии,
мастерски нанесла врагу удар в районе
трех высот. К вечеру после упорного
боя части этой дивизий захватили высо-
ты и вышли к селу Томашевка. Дефиле
пройдено, самое трудное нозали. Другие
части тоже дробят немецкую оборону, 91-
резают противнику пути возможного отхо-
да и уничтожают его гарнизоны.

В эти дни, штурмуя сильно укрепден-
ную оборону немцев на Нерекопском пе-
решейке и южном побережье Сиваша, ты-
сячи бойцов и сфицеров Красной Ариик
повторили незабренные ‘полвиги героев
1920 года. Гвардеец сержант Семен Ива-
енко, первым поднявшийся в атаку и
первым достигнуаший вражеских тран-
шей, был ранен. но не вышел из бя.
Когда у него кончились патроны, он по-
тобрал нехепкий автомат ин продолжал
боя. Он застрелил. несколько вражеских
‘пулеметчиков, захватил пулемет. и два
автомата. Когда вечером тенерал награ-
лил Иващенко орденом «Славы» и пред-
ложЕл ему отправитьея в санитарный 0а-
тальон, храбрый сержант попросил раз-
решения уйти с ротой в бой. «Я здоров»,
— сказал оз и снова пошел. вперед:

RK исходу третьего лня боев части, Ha-
ступающие на Перекопском перешейке,
подошли к Ишуни. В это` же время в
тыл Ишуньским позициям вышли’ войска,
атаковавшие противника в районе Сиваш-
ското межозерья.

Ё утру 11 апреля наши войска  пре-
одолели все основные укрепления протиз-
ника в полосе Перекопского перешейка,
южного побережья Сиваша, Чонгарского
полуострова. Укрепления немцев в этой
п0106ё строились, главным образом, на
множестве 0350, проливов, лиманов. Ha
расстоянии нескольких километров нашим
войскам приходилось преодолевать всё это
в тяжелых боях. Войска наступали через
лиманы и озера. В 11 апреля всё это
было, в основном, уже позахи. Неред на-
ступающимя BCwWAY, 33 исключением от-
дельных участков,  простерлась товная
степь, открылись возможности для Ha-
ступательных действий более  пирокого
масштаба крупными силами. Чтобы не
дать противнику притти в себя, нужно
было нанести ему новые улары, и эти
удары последовали один за другии на ряде
участков.

После того, как была прорвана 060р0-
на немцев в озерных дефиле на южном
побережье Сиваша, наступающие вышли
в район севернее Джанкоя. В. прорыв
были введены танки и мотопехота М cos-
динения. Расчленив боевые порядки про-

тивника, танковые и моторизованные ч2-

сти вырвались к Джанкою. В это время
‘наша авгания, сопровожлевшая танки,
била по отступающему претивзику, узе-
личизая панику в его рялах. Штурмовая
и бомбардировочная авизция нанесла: так-
же сильные удары по станнии Джанкой.
Пролвнясние танков было настолько
стремительным, что вомпы не смогли за-
Бержаться в районе Джанкоя, хотя и ока-
‘зывали сопротивление. Напиг части бы-
стро овладели городом и. станцией.
Таким образом к кону лня наши ча-
сти уже овладели значительной частью
територии Врыма, расположенной в по-

лосе северное Джанкоя. Очищен от немпе?

также Чентарский полуостров.

Майзр В. НОРОТЕЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

бой на узких  межозерных  дефило.  (По телеграфу).

На Керченском полуострове

Гитлеровское командование и в прика-
зах, и в других своих -документах не
раз восхваляло свою керченскую ». Подполков-

священном передаче самолета, ‘колхозник
Конев сказал: :

‘вых средств 100,000 рублей и просил, что-
бы на эти деньги был приобретен боевой

9 своих боевых успехах.

ское и механотерапевтическое отделения,

Передача самолета,
построенкого на средства
колхозника Василия Конева

Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 11 апреля. (От
ваш. корр.). Состоялась передача истре-
бителя, построенного на личные средства
колхозника артели «Большевик», Сталин-

дской области, Василия Вик вича
онева, представителям Н-ской. авиачасти.

На заснеженном поле, поблескивая све-

\

молете надпись: «От колхозника Конева
Василия Викторовича». о просьбе колхоз-
ника Конева на самолете сделана еще одна
надпись: «Имени Героя Советского Союза

них Григорий Николаевич Конев — пле-
мянник колхозника Конева.
Выступивший на коротком митинге, по-

— Воодушевленный победами  героиче-
ской Красной Армии, я внес из своих лич-

самолет. Я рад, что моя просБба удовле-
творена. Летчика, который будет на моей
машине громить врага, прошу писать мне

“Представитель авначабти, принявший са-
молет, заверил колхозника и всех присут-
ствовавших на митинге, что советские лет-
чики будут беспощадно бить врага до пол-
ного его разгрома.

Специализированный
госпиталь для инвалидов

Отечественной войны

В Московском специализированном эва-
когоспитале проводится лечение раненых,
нуждающихся в протезах. Госпиталь имеет
хорошо оборудованные физиотерапевтиче-

свою лабораторию, мастерскую для изго-
товления лечебных протезов,

Инвалиды Отечественной войны, находя-
щиеся ва излечении в госпитале, имеют
возможность здесь получить He только
квалифицированную хирургическую  по-
мошь и необходимое лечение в Послеопе-
рапионный период, но и подготовить себя,
к дальнейшей трудовой деятельности.
‚ Раненые, поступающие в госпиталь, бе-
рутся на специальный учет, для них орга-
низованы производственно-технические кур-
сы. Наркомзем СССР организовал в тоспи-
тале курсы колхозных счетоводов и бух-
галтеров машинно-тракторных станций. По
окончании курсов и получении ранеными
HOBOH квалификации Наркомат земледелия
заключает < ними трудовые договоры, га-
рантирующие им постоянную работу с пре-
доставлением жилплощади и приусадебного
участка земли. й :

`В госпитале созданы также курсы упра-
вляющих домами, нормировшщиков-диспет-
черов для городского транспорта и другие:

Московским городским отделом народ-
ного образования организовано обучение
раненых по общеобразовательным предме-
там в 0б’еме начальной и средней школы,
развернута работа по подготовке их к по-
ступлению в вузы и специальные школы,
проводятся индивидуальные занятия с ра-
ядеными под руководством квалифицирован-
ных педагогов.

Открытне офицерского клуба

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, И апреля. (По
телеграфу от наш. корр.). На-днях состоя-
лось открытие вновь оборудованного ©фи-
перского клуба. Первое офицерское собоа-
ие было посвящено организационным во“
просам. Был избран совет собрания, в ко-
торый вошля наиболее авторитетные и за-
служенные офицеры. Совет’ назначил хозяй-
вом сфицерского собрания подгюлковника
Анохина. :

Сейчас в помещении офицерского собра-
ния развернута большая работа. К [услугам
офицеров’ — библиотека, хороший ‘и свет-
лый читальный зал, биллиард, шахматы,
ателье бытового обслуживания.

Спразочная о местожительстве
семей офицеров

Офицер Палей долгое время разыскивал
свою жену и трех детей, эвакуирсвавшихся
в глубь стравы. Но только на-днях ему
удалось устанозить их точный адрес.
’Розыскать семью старшему лейтенанту
Палей, как и многим другим офицерам,
помогли в Финансовом Управления Крас-
ной Армии. Здесь ведется учет местожи-
тельства семей офицеров, имеется прием-
чая, куда ежедневно обращаются многие
командиры и члены их семей.

Благодаря богатой картотеке адресов,
заведенной Финансовым Управлением, ты-
сячи офиперов сумели выяснить, где нахо-
дятся их семьи; о которых они длительное
время не имели сведений. :

СЕМИНАР РАБОТНИКОВ
КРАСНОАРМЕЙСКИХ ГАЗЕТ

УРАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
апреля. (По телеграфу). Закончил р
семидневный семинар секретарей красно-
армейских газет, созванный Политуправле-
нием УРАЛВО при окружной газете. На
семинаре были прочитаны лекции; «Задачи
военной печати в дни Отечественной вой-
ны», «Вопросы боевой подготовки в газе-
те», «Партийная жизнь и ‘вопросы пропа-
ганды на страницах газеты», «Вопросы
культурного воспитания в газетах», «Ин-
формация в газете», «Массовая работа’ га-
зеты», «Литературная правка» и другие.

1}

самолет снов» пересекает реку Кубань, и

аботу   монистой крымской земле черные костры

этих людей смерть перех собой, глаза в

Самолет летит над кубанскими плавня-
ми. Внизу бескрайные вязкие пространства
желтого камыша ла большие и малень-
кие озера, тле плавают стаи диких уток.
еттыю извилины реки Кубани; то здесь,
то там мелькнет остроносый челн рыба-
ka. Утреннее солнце озафяет этот пейзаж,
H вбё вокруг кажется тихим и мирным.

Здесь прошла война, сюдё вернулась
тишина, здесь плывет уже над наскоро
сложенными крышами мирный дым печей,
но земля, исполосованная траншеями, во-
ронками, танковыми колеями, долго еще
будет безмолвно рассказывать о свирепом
напряжении боев, которые тут разыгры-
валиеь. у d

Внизу проплывает горох Темрюк, pa-
скннувшийся на склоне небольшой горы,

справа мелькает нечто голубое. Это Азов-
ское море. Вот голубые пятна показыва-
ются и слева. Это лиманы. Белые общейр-
ные рыбачьи селения вдоль берегов. Блн-
зок Керченский пролив. :

Он возникает на горизонте с отчетливо
различимыми, резкими контурами  крым-
ских берегов и песчаными отмелями Та-
манекого полуострова. Самолет делает крут
над отмелями, врезаощимися в воду ©ст-
рыми языками. Orcioga начался ваш де-
сант в Врым.

Это произошло итормовой. ночью, не-
сколько раньше нашего последнеге  н4-
стунления на Керчь. Ветер и тьма. Иногда
над проливом вставал белесый, колеблю-
щийся свет —— немецкие осветительные
ракеть. При этом свете вражеские наблю-
датели и часовые вглядывалиеь в черную
пропасть пролива, но не замечали ничего.
Между тем здесь, на таманском берегу,
все приготовления были закончены, В пол
ной готовности стояли в уврытиях мото-
боты, катера, баржи. Изредка, среди гула
ветра и грохота прибоя, слышались Ko-
POTEHe, произносимые полущепотом слова
команды,

В назначенный час в полной тьме на-
чала бить наша артиллерия. Батареи даль-
нобойных орудий обрушились нё враже-
ские позиции в Крыму. Свинцевые воль
пролива окрасились в слабый оранжевый
пвет. Teun стрельбы веё увеличивался.
Стволы орулий накалилиеь так, что крас-
ка на них пошла пузырязи,

И вот сигнал. Катера, боты птурмовых
десантных отрядов  отитвзртоваляеь от
таианских берегов. Их вели опытные офи-
церы, участники не одной десантной опе-
рании. Они шли в абсолютной ‘тьма. Вол-
ны захлестывали катера, штормовой ветер
сбивал людей с ног.

Вепыхнули вражеские прожекторы. Под-
чае они винвалиеь в какое-нибудь суде-
ныгко, и сколько ни старалось оно увер-
нуться, не выпускали ето. По этому cy-
деныштку, ехваченноху лучами прожекто-
ров, били немецкие пушки, минометы.
Суде пролелывалю всевозможные эволю-
циир стремясь уйти от ударов.

‘Артиллерия большой мотщности, бившая
$ Таманского полуострова, прижиузла нем-
цев к земле, гасила их прожектора, гро-
мила их батареи. Пол защитой таманских
пупек, под вой снарядов,  перепотавших
пролив, лесантники выпрыгнули на берег.
«Есть Крым!» — Ерикнул сержант-сева-
стополен Курков, олним из первых BCTY-
пивитий на землю. Разлался разрыв, и эхо
‘покатилось по горам.  «Здоровается ста-
рик!» — удовлетворенно добавил он.

Маленький отряд Буркова первым про-
рвалея ‘через проволочные заграждения,
опутавиию весь берег. Остатки этих про-
волочных заграждений, через которые про-
бились наши войска, можно видеть до сих
пор. Волны пролива набегают из проволо-
ку, столбы вбиты в землю, покрытую
талькой и ракушками.

Судно за судном подходило к береговой

хлестали по немецким прожекторам. Вот
уже первые бронебойщики выпрыгиули
на крымекую землю. Стягивали на галь-
ку первые пушки. Начались рукопапгные
схватки. На крутых скатах, в. траншеях,
в глухой ночи, под ажким ветром, ‘среди
скользящих отбласков обезумевших  прэ-
жекторов вспыхнули разрывы гранат, 3а-
стучали автоматные очереди.
Восток едва посерел, когда в воздухе
раздажя рев моторов, 910 шли наши
штурмовики. Они рванули по немецким
батареям и: огнбвым точкам. :

Жак только стало светло, немды броги-
лись в контратаку, стремясь опрокинуть де-
сант в море. Пехоте предшествовали тан-
ки. Девятнадцать контратав предприняли
немцы на этот первый десант. Девятнад-
пать раз рвались вперед танки и девят-
налцать раз отступали, оставляя на ка-

металла с дымящимися хвостами, Девят-
надцать раз грудью ротречала горстка
высадившихея в Крыму людей вражеский
удар, И бесечетное число раз за этот хму-
рый ненастный день видел каждый из

тлаза. А катера, ‘захлебываяеь в Штер-
MOBOH волне, подвозили и полвозили под-
кренления, оружие, боеприрасы. Ветер
валил баржи с боку на бов. Волны захле-

роли

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Еромке. Заработали первые нулеметы: они.

стывали тюдей, одежда обледеневала. Но

катера, мотоботы, понтоны, тенлеры, бар
хи шли и шли. : ‘

Здесь вы услышеите 0 многих замеча=
тельных подвигах этих Tepoes пролива;
Вы услышите о мотоботах, таранщеших
немецкие ториедные катера, о матросах,
механиках, рулевых, не раз нырявших в
ледяную воду, чтобы освободить руль или
винт от намотавиехея на них обрывксв
рыболовных снастей и тросов. Вам рас

скажут о командире тенлера Панкове, Е0=

торый, будучи сброшен взрывом бомбы в

воду и четыре раза ранен в грудь, до-
плыл обратно до тендера и, сбливаясь

кровью, довел свое судно до Крыма. Вы
узаязете о пристине богатыреких полвятах

офицеров и бойцов, которые на обломках
‘подорвавигихся судов подтягивали

coxpe-
нившийся от взрыва груз в крымскому
берегу.   E i

— ...9й, друг, скоро отваливаешь? —
опрашивает веселый  боеп-старшина У
моториста, стоящего за рулем катерка.

— Прыгай, отхолвы!

ит мотор, катер, кыряя, ?уходат в

ночь. Он тянет тяжелую баржу. Кромош-
ная тьма над проливом. Только где-то даз
леко-далеко вспыхивает и гаснет сигналь-
HE огонек на крымском берегу. Сильный
вотер продувает насквозь: околько ни ку-
тайся, прохватит до костей!

Чюди на палубе баржи сбились в вру

HOR HE сидят, тесно прижавшись дуг вю

другу. Это группа сержантов и старшин,
возвращающихся в Врым из отнолневной
командировки. Вурят в кулаки, в рука-
ва принелей, ‘чтобы не было видно огня.

- Ведет разговор’ веселый старщина. 0%
рассказызает сначала © Севастополе, по“
том © знаменитой «Малой Земле» пол Но-
вороссийском. Рассказывает живо, сбраз-
но и в самых интересных местах оета-
навливается, чтобы закурить, еще более
разжигая этим любопытство слушателей.
Ну, и побывал же этот человек в перо-
делках! Возвал и на Пруте, и в Одессе,
и в Севастополе, и под Моздоком, запищат
Владикавказ, брал Новороссийск.

— Да ты кем в «тражданке»-то был?
— спранивалют ero. ;

— Я часовщик, — отвечает он, и веб
глядят на него с удивлением, потому что
действительно трудно увязать прелставле-
ние 06 этом человеке со столь мирной и
тихой профессией.

Где-то справа ударяет олинокая зенит
R8, за ней другая, третья. Сонмы разры-
BOB появляются в небе и плывут над про-
ливом, следуя за невидимым самолетом.
Голубое пламя вспыхивает внезатно дале-
ко вверху и озаряет воду странным про-
зрачным светом,

— Ламту повесил, — говорит один из
пассажиров баржи.

Огромные черные тени от «лампы» дро-
жат, изгибаются. Кажется, что всё кру*
жится и пляшет воБруг. Взрывы бомб,

‚удары  зениток.

‚ День. Юрымокий берег; Вот и прича?
лы, построенные нашими саперами под
непрекращавшимея артогнем. Селение Ма-
як, характерные крымекие дома, сложен-
ныю из белого камня. На гребнях высот
автоматические зенитки, брошенные neue
пами при отступлении. Рыбачье селение
Еникале с разрушенной старинной крепо-
стью. Недалеко от берега, на грунте про-
лива, немецкий корабль,  развороченный
нашей авиабомбой..

Баменистая дорога ведет к Керчи, про-
бегая среди’ небольших высотов. Керчь
близка. Территория металлургического з&-
вода. Зияющие пробоины в цехах, разру-
шевные  мартены.  Сохраниршаяся, Ho
поржавевшая домна какого-то рыжевато-
красного цгета: Горы шлака и штабеля
метазлических чушек.

Bor позиции батареи береговой охраны.
Сегодня здесь улачный лень. Орудия ба-
тарен разбили немецкую баржу. Шесть
вемепких моряков пытались спастись па
лодке. Шторм вынес лолку к нашему fe-
регу, и батарейцы взяли немгев в плен.

Наблюдательный пост батареш находите
ся. неподалеку. Свирепый ледяной ветер
прохватывает трех людей, ваходящихея па
посту, — двух наблюдателей п ommro
связиста. В стореотрубу наблюдателям от-
четливо вчдны улицы Керчи; безлюдные, с
разрушенными домами. Огоньки резрызов
над улицами. Улепья шрапнельных вопыч
шек. Слышна пулеметная стрельба, To
затихающая, TO возникающая вЕсвь ©
ожесточенной силей.

Но вот снова яростная кробь пулеметов.
Начинают рявкать минометы, за ними пу
ки. Это значит, что немпы пошли в очеред=
ную контратаку. Наши бойцы встречают
врага мошным огнём. Над Керчью взлетает
огненно-черный клуб дыма и слышен
глухой, сотрясающий землю взрыв: наша
артиллерия подожгла немепенй снаряхный
склад, И еще долго буравят небо дымные
вонлески и долго сотрясается земля...

Проходят дни, ночи ожесточенных боев,
и над городом восходит заря ссвебожде-

ния.
: : Е. ГАБРИЛОВИЧ. \

` КРЫМ.

дента газеты «Универсул», политические и
военные немецкие комментаторы ‘рассмат-
ривают движение по отрыву германских
войск от противника, как новый вид не-

1 мецкой стратегии на. Восточном фронте.

Фашисты думали нас сокрушить войной,

Мы им отпор жестокий дали!

Теперь они, нажав педали,
Хотят спастись любой ценой:

Шут с ней с побитою спиной!

Пусть погибают хвост и грива,

Нутро б лишь было спасено! `
Однако ж и теперь дурацки и смешно
Оли бахвалятся — сколь эта мразь брехлява! —
Своею новою «стратегией отрыва»!
Подобный камуфлет и едко и умно

‚ Народ наш высмеял давно:

— Ты что пыхтишь-кряхтишь так, Федя?
— Да вот... Ух, ч-ч-ор-р-т!.. Поймал медведя!
— Медведь большой ли?
— Крупный, да!
С корыто жиру обещает!
— Ну, волоки ж его сюда!
— Дык он меня не отпущает!
Захват врага в кольцо =— классический прием,
И уважение к нему мы сохраняем, -
Так: мы — открыто признаем —
В борьбе с фашистским вороньем
Его ‘охотно применяем.
По существу прнем каков?
Охват и — трегеши душа в немецком
Прием — нет спору, он не HOB,
Но де чего ж хорош на деле! ©

теле!

В КРЫМУ, Переправа артиллерии через Сиваш,

Снимок нашего спец. фотокорр. А. Боровского,