УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
О присвоении звания Героя Советского Союза офицерскому

составу Военно-Воздушных сил Красной Армин

34.
5. Т
Мероновичу.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на
фронте борьбы < немецкими захватчиками и проявленные при
BRM OTBary и геройство присвоить звание: Героя  Советсного

Союза с вручением орлена Ленина и медали «Золотая Звезда»: _ 36.
1. Капитану Айриеву Армену Тевановичу. Bray.
2. Младшему лейтенанту Алимнину Ивану Николаевичу. Не.
3. Гвардии лейтенанту Балдину Анатолию Михайловичу. новичу.
4. Гвардии капитану Бондарь Александру Афанакьевичу, 38.
5. Гвардии старшему лейтенанту Бузинозу Федору Петро- AN
BUY. ь
6. Старшему лейтенанту Вишеннову Владимиру Михайло-   41.
Bray. BHYY.
7. Гвардии капитану Волгину Василию Леонтьевичу. 42.
8. Лейтенанту Гамаюн Василию Илларионовичу. 43
9. Старшему лейтенанту Головнову Георгию Навловичу, 44.
10. Капитану Дельцову Павлу Андреевичу: 45.
11. Лейтенанту Демехину Андрею Васильевичу, ‘Bray.
12. Бапитану Добневич Александру Антоновичу. 46.
13. Гвардии капитану Емельяненно Василию Борисовичу. 47.
14. Майору ШЖихареву Василию Дмитриевичу. 48.

15. Капитану Заварикину Ивану Александровичу.
. Твардии подполковнику 3у6 Николаю Антоновичу.

17. Капитану Иснатьзву Николаю Петровичу. В
18. Гвардии калитану Кадомцеву Анатолию. Ивановичу. 52
19. Гвардии капитану Клубову Александру Федоровичу. 53
20. Младшему лейтенанту Нонобаеву Василию Сергеевичу. расимовичу.
21. Гвардии етаршему лейтенанту Нонстантиневу Владимир 54
Федоровичу. ; 55

. Гвардии майору Колаеву Григорию Ивзновичу.

. Стзршему лейтенанту Ночетову Александру Васильевичу.
; Лейтенанту Ношукову Вениамину  Борисовичу. .

25. Гвардии капитану Нуманичкину Александру Сергезвичу.
26. Старшему лейтенанту Леонову Николаю Ивановичу.

27. Капитану Лозенно Ивану Аркадьевичу. :
Ивановичу.

28, Orapmemy лейтенанту Луговснему Лмитрию 62

29. Гвардии майору Луньяневу Сергею Ивановичу, 63. Капитану
30. Капитану Лялину Василию Константиновичу. ‚64

31. Старшему лейтенанту Мановеному Спартаку Иосифовичу.   65

32. Гвардии капитану Михаленкову Ефиму Андреевичу. -

. Гвардии младшему лейтенанту Надтачееву Георгию Ме-

фодиевичу. зичу.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР. М. КАЛИ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР_А. ГОРКИН,

Москва, Кремль. 13 апреля 1944 г.

От трудяшихся ‘гор

МОСКВА, КРЕМЛЬ

вождю и другу украинского. народа
товаришу СТАЛИНУ

Дорогой и любимый нати вождь, отец итнии в городе разрушены и рельсы увезены

учитель Йосиф Виссарионович. в Германию.
Мы, трудящиеся города Кировограда,  Немецкие разбойники разрушили здание
собравшись на общегородской митинг, по-   педагогического института и 4 здания

священный освобождению нашего родного
торода и всей Кировоградской области от
неменко-фашистских захватчиков, шлем
Вам от всего сердца наш пламенный при-
вет и искреннюю благодарность за осво-
бождение нас от фашистского рабства.

Наша любимая Красная Армия, под
Вашим гениальным руководством, товарищ
Сталин, сумела не только выдержать бе-
теный натиск гитлеровской военной ма-
шины, но и, окрепнув в ходе Отечествен-
HOH войны, нанесла немецко-фаптистской
трабительской армии ряд непоправимых
узаров. =

Планы Гитлера на завоевание мира и
покорение народов Союза ССР потерпели
полный крах.

Наша доблестная Ирасная Армия, про-
хозжая свое победоносное наступление,
заканчивает освобождение Советской Ук-
раины. Советские войска вступили на тер-
риторию Молхавской ССР.

Красная Армия ведет боя по освобож-
хению Советской Белоруссии и ветупила
на нашу эстонскую землю.

Близок час полного изгнания врага из
нашей священной земли.

В этих замечательных победах нашей
Красной Армии сказывается вся сила и
мощь советского строя, нашего социали-
стического народного хозяйства, великая
зизненная сила дружбы народов Совет-
ского Союза, мудрое руководство нашего

техникумов. -

Разорили три больницы и пять амбула-
торий. 35 школ в городе привели в негод-
ность.

Разрушили и. ограбили краеведческий
музей и музей Революции,

Немецко-фалтистские сволочи разрушили
в городе Кировограде памятники гения че-
ловечества = Владимира Ильича Ленина
и пламенного трибуна революции — Сер-
гея Мироновича. Бирова, имя которого
присвоено нашему родному городу. _

Наш завод «Красная звезда», который
выпускал сельскохозяйственные машины,
немцы ограбили, вывезли оборухование в
Германию, а главные корпуса его превра-
тили в развалины. E

Завод «Красный профинтерн», который
в прошлом производил ремонт моторов лля
тракторов, автомашин, а также изготовлял
запасные части для  сельскохозяйствен-
ных машин, — немцами разрушен.

Пищевая промышленность в городе так-
же разорена.

Немало бед и слез для нашего народа
немецкие бандиты причинили и в освобож-
денных районах нашей области.

Разрушены МТО, колхозы и совхозы;

Ограблены колхозники,

Выполняя свои преступные планы фи-
зического уничтожения славянских наро-
дов, немецкие изверги и их славленники
— палачи в городе Вировограде расстре-

Советского Правительства, партии боль- Ляли и уничтожили тысячи советских
шевиков и Ваше, наш родной товарнщ   Граждан.
Сталин, Проведенные раскопки мест ‘расстрела

немпами советских граждан показывают
невиданные картины зверств. :

В балке, около Соколовеких хуторов,
немцами расстреляно более 1000 наших
людей, вывезенных из тюрьмы «СД».

3a двором тюрьмы «СД» по Подевой
улице на огороде: расстреляно более 2.000
человек.

Комиссией по раскопкам трупов уста-
новлено, что немцы расстреливали и уни-
чтожали советских людей в гороле Киро-
вограде в разных местах, как-то: в Тер-
новой балке — около 500 человек, быв-
шей крепости за, городом — более 4 ты
сяч человек, среди них много малолетних
детей.

Тысячи граждан нашего города утнаны
на каторжные работы в Германию.

Bee 8TH злодеяния немецко-фашистских
извергов украинский народ не забулет и
не простит. Немецкие палачи строго отве-
тят 3а свое злодеяние,

Трудящиеся Кировогралекой области во-

В Вашем лице, хорогой Иосиф Вассари-
онович, мы, трудящиеся города Кировогра-
ла, выражаем глубокую благоларность веей
Красной Армии, а также бойцам, сержан-
там, офицерам и генералам прославлен-
вых Кировоградеких дивизий 2-го Украин-
ского фронта, освободивших нас от немец-
кого рабства» Е

Теперь мы стали вновь счастливыми и
свободными гражданами Великой Социали-
стической Ролины — Советского’ Союза.

Трудно передать Вам, дорогой товарищ
Сталин, о всех злодеяниях этих варва-
ров. Подлые немепко-фашистекие окку-
ианты привели наш родной город Кирово-
грат в неузнаваемый.

Эти банлиты разрушили 1300 ломов,
из которых 800 совершенно уничтожены.
Бзорвали электростанцию ЁрЭ0, которая
давала городу электроэнергию ‘в 9.000
киловатт. Разрушили водопровод и этим
самым лишили население города снабже-
ния водой. Трамвайный парк за’ время ок-
купации немпы совершенна уничтожили,
стоят вагоны-скелеты, а трамвайные ли-

Q ПАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 67 ГВАРДЕЙСКОГО
ИСТРЕБИТЕЛЬНОГО` АВИАЦИОННОГО ПОЛКА И 707 БОМБАРДИРОВОЧНОГО
АВИАЦИОННОГО ПОЛКА

За образцовое выполнение боевых заданий командования на. фронте борьбы с
немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество натрадить

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

67 Гвардейский истребительный авиационный поле,
707 Бомбардировочный авизлионный полк. ;
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

0 награждении орденом Отечественной войны И степени
старшего сержанта Броз’ Жарко Фридриховича
За проявленную доблесть и мужество в борьбе против немепко-фаптистских за-
хватчиков наградить орденом Отечественной войны степени старшего сержанта
Броз Жарко Фридриховича.
Председатель Президиума. Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
} Секретарь Президнума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН,
Москва, Кремль. 13 зпреля 1944 г. а :

Стэршему лейтенанту Наумову Василию Николаевичу.
вардии младшему лейтенанту

Гвардии старшему лейтенанту Оглоблину Ивану Василье-
Гвардии старшему лейтенанту Окрестину Борису Семе-

Старшему лейтенанту Опалеву Владимиру Никифоровичу.
Стартнему лейтенанту Павлову Михаилу Никитовичу.

Старшему лейтенанту Писнунову Василию Григорьевичу.
Гварлии старшему лейтенанту`Попову Андрею  Ивано-

Старшему лейтенанту Свиридову Алексею Анхлрезвичу.

. Лейтенанту Синьнову Анатолию Ивановичу.

Капитану Синчук Василию Прокофьевичу.

Отаршему лейтенанту Ситновскому Александру Николае-

Еапитану Смирневу Владимиру Антоновичу.

Старшему лейтенанту Степаненио Иваву Никифоровичу,
Капитану Сувирову Вяктору Ивановичу.

. Гварлии лейтенанту Тараканову Николаю Николаевичу.
„ Майору Тарасову Павлу Тимофеевичу.

Лейтенанту Ткаченко Михаилу Николаевичу.

. Вапитану Токмакову Евгению Петровичу.

.‚ Гвардии старшему лейтенанту Томашевскому Ивану Ге-

; Бапитану Трегубову Николаю Михайловичу.

‹ Гвардии стариему лейтенанту Труд`Андрею Иваловичу.
. Старшему лейтенанту Тюнову Владимиру Михайловичу.
. Вапитану Ульяновскому Георгию Георгиевичу.

. Гвардии капитану Фодорову Аркадию Васильевичу.

. Старшему лейтенанту Федякову Ивану Лаврентьевичу,
Капитану Хиталишвили Захару Соломоновичу.

. Гвардии капитану Хохлачеву РР

‚ Гвардии лейтенанту Черезову Аркадию Степановичу,
Черневу ‘Георгию Герасимовиязу,

. Старшему лейтенанту Чувину Николаю Ивановичу.

. Гвардии капитану Шаренко Василию Денисовичу.

. Лейтенанту Шишюву Иеонилу Михайловичу.
.Твардии старшему лейтенанту Юрьеву Леонилу Василье-

ода Кировограда

{Принято на митинге трудящихся города Кировограда 25 марта 1944 года).
————ы—ы=—ы=———ы=ы===——З.——-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Иосифу Виссарионовичу

дый гол колхозы сдавали 65 млн. пудов
хлеба, 1.416 тык. пудов мяса, 26.309.000
литров молока.

Во всем достаток был. Расцветала на-
ша культура. 8` институтов, 8 технику-
мов, 1.431 школа, 350 клубов, 35 теат-
ров И кино, 470 изб-читален было, & В
библиотеках — 2.000.000 книг разных.
Й шумела земля песнями.

— «Слово Стална. иж нами,

Воля Стала мк нас!» —
звенела песня по всей Украине и пели ее
Запорожье и Донбасс.

Всегда б цвели наши совхозы и кол-
хозы, как сады, если б немецкие выродки
бешеной орды не хльмули сюда. Зависть
их взяла.
`Ирольь, людоеды, чтоб они подохли, на
свет не ролдившиеь! Чтоб они в пропасть
провалились! : ;

Щоб на того imma Ta BiTop ваыяв

Ус! лиха зразу, шо нам залодяв!

ToS проклятий Гитлер стльки раз

помер,
> Сыльки убив, сюльки людей smep!

Как они ограбили вею Украину, наш
милый край! Как трудно было внести ля-
хую годину. Проклятый немец ни труд
обратил в прах. Нивы потоптал; сады по-
губил, села и торода с землей сравнял,

Родной наш Иосиф Виссарионович!
Орел сизокрылый, отец дорогой, вели-
кий Кошевой всего народа советского,
Верховный Главнокомандующий войска
нашего, вождь и учитель, народов 0сво-
бодитель! Вольная земля  запорожская,
все свободные люди советские бьют Вам
челом! Радуется наша земля, ибо снова
нам светит солнце из Кремля. Да будет
так вечно! Желаем Вам жить долго-дол-
го на счастье народное!

Бвем ‘челом, дорогой наш отец, чтобы
сердцем и умом выразить нашу искрен-
нюю благодарность Вам и доблестной
Красной Армии за освобождение нас из
тяжелой неволи немецкой, которая погу-
била много нашей силы казацкой, моло-
депкой, и деток малых, и девчат моло-
дых кареоких; и матерей  поседевших,
одиноких. Испили мы горя полную чашу
]и никогда этого не. забудем, не простим
немцам проклятым, ‘
“A eme 6nem Bam челом и от всего
‘сердца благодарим наше родное Советское
Правительство и просим передать. наш
пламенный привет всем нашим братьям и
побратимам боевым: русским и грузин-
ским, белорусским и литовским, ззербайд-
жанским и армянским, всем народам со-

ветеким, которые, как в старину Минин   угпов поубивал, забрал детей в неволю.
и Пожарский, каждый дал свой взнос   9. время немецкой оккупации области
братский золотом и пушками, хлебом и титлеровекие  разбойнлки расстреляли
порохом, пешими и конными и как один  69 420 советских граждан, в. том числе
быются на славном поле боя © фашист-   иного женшин, детей, стариков и утнали
скою ордою, чтобы были мы вольными,   з проклятую Неметчину 83.900 человек.
чтобы He терзались за немецкими. р6-   Они разрушили гордость Сталинских
шетками у фашистского raga наши де-   пятилеток-—наш Днепрогое имени Ленина,
ти-орлята, всем нашим друзьям за река- заводы Запорожетали, Днепровский алю-
ми быстрыми, глубокими и горами высо- миниевый, «Коммунар», Мелитопольский,
Кими, за синими морями и океанами, Ко-   рольшетокмакский и много других 3a-
торые борются вместе с нами, чтобы не- водов.

мецкие свинья` не были нах людьми па-  Неисчиелимый ущерб немецкие захват-
нами, чики нанесли социалистическому сельско-
‚ Запорожье издавна было страшной гро-  уу хозяйству — разорили совхозы, кол-
зой для всех врагов земель РУССКИХ, ДЛЯ   хозы, уничтожили 77 МТС, все животно-
всех чужеземцев, шедших к нам © мечом волческие фермы, истребили и угнали ло-
и войною, било их нещадно, давало такие шадей, коров, овец, свиней из колхозных

«гостинцы», которые OHH He уносили © 4
: гри. Разграбили личное имущество тру
собой, здесь и оставляли, ха и сами тру- м

TOM ложились ва ‘степях MIMPORAX, Al” Гутдеровские
землях украиноких, на горах Днепровеких   „орушили наш сопиалистический город

‚  ВЫСОКИХ, i
iM opoe Saropompe, уничтожили больше 900
Запорожье, Сечь-мать обычай , такой мых а р разрушили города
имела: всех беглещов от лютого порабо- я
АИ НА и а Мелитополь, Пологи, Большой Токмак, 0еи-
. Geese ne  ценко, Орехов, сравняли с землей 157 на-
CEEOAN ЗАЗЫЮАЗА уКраНЕИЬ и рт селенных пунктов, уничтожили 34.284
я холдаванина, хишь бы из дома колхозников, 6.461 колхозный дом,
кубка побратимов пили, да обненявшись около 6 тысяч хозяйственных построек.

саблями, крепко врага били. Дружбу свою мт
зековую они кровью освятили. Их слава ГИТЛоровские орды разрушили 8 институ-
тов, 700 школ, 35 театров и кино, 350

и высокие могиль рассказывают внукам, 5 ons
как деды свою святую землю защищали.   ТУФ0В, все оиолиотеки.
Немецкие людоеды и мародеры — так

Здесь Богдан — сын народа, нашего
называемыю  «сельскохозяйственные офи-

‘великий, дальновидный -— окликал свои
полки, чтобы в 601036 co старшим братом   церы» запрягли людей в ярмо, заставляя
работать на себя, били их палками и

русским всех врагов бить и державность
плетками. В селе Сивалиеком по 100 душ
волхозников вместо гончих собак вытоня-

Николавнно Владимиру

НИН.

погррмщики ‘Полностью

одушевлены успехами нашей Крабной Ap-
мии, се большим энтузиазмом взялись 32
восстановление разрушенного немецкими
мерзавцами хозяйства области.

Восстанавливается завод «Красная звез-
ла», в котором часть агрегатов механи-
ческого, кузнечного и столярного цехов
уже приведена в движение.

Большинство цехов завода «Большевик»
уже работает. Восстановлены два’ хлебо-
завода, В городе Кировограде начали свою
работу 23 школы,

_ Восстановлен и подготавливается Е
пуску городской водоканал,

Работают  кинотегатры, клуб Октября,
Дворец пионеров. Е ;

Организованы и работают 15 столовых
облественного питания, парикмахерские,
промартели, А

Восстанавливаются МТС, совхозы и вол-
хозы области, разрушенные немецкими
грабителями.

Нам в восстановлении нашего хозяйст-
ва большую помощь оказывают: Советское
правительство, великий русский народ и
другие народы СССР и Вы, Иосиф Висса-
рионович, 38 что мы Вам п нашей боль-
шевистской партии, партии Ленина ‘=
Сталина выносим нашу сердечную благо-
дарность. хе

Мы заверяем Вас, дорогой наш товарищ
Сталин, что приложим все наши силы, бу-
дем еще производительнее работать, что-
бы в короткий срок залечить раны, нане-
сенные фапгистеким зверьем,

В знак нашего освобождения и выра-
жением ненависти в врагу, трудящиеся
области внесли в фонд обороны на пост-
ройку танковой колонны 30 миллионов
рублей.

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Мы, трудящиеся города Кировограда,
как и весь советский нарот, еше’ более
оплотимея вокруг нашего Правительства,
партии большевиков и. Вас, товарищ
Сталин, под Вашим руководством возродим
наш город, нашу Советскую Украину, не-
от’емлемую часть СССР, еще более будем
оказывать помощь Красной Армии, чтобы
приблизить час нашей окончательной по-
беды над немецко-фашистскими захватчи-
‘ками,

Да здравствует паша героическая Ерас-
ная Армия — Армия освободительница.

Да здравствует наша великая Родина—
Советский (С9юз.

Да здравствует великая дружба народов
Советского Союза,

Да здравствует партия Ленина-— Сталина
— организатор всех сил советского наро-
Xa на разгром фашизма.

Да здравствует наш великий и мудрый
полководец товарищ Сталин.

нашу‘ навеки сохранить.

И в этом союзе святом паши народы
веками ` боролись плечом к плечу. В брат-
ском: союзе © народом русским, под води-
тельством партии Ленива-—-Сталина, Ук-
panna свободу завоевала, изгнала помещи-
ков, капиталистов и интервентов, вольно
зажила. о 3
`Отале Запорожье — советоким краем,
богатым и славным землей пахотной, пше-
вицей. золотой и, водой днепровской, и
комбайнами, и алюминием легким, как
иней, и сталью советекой твердой, ©’ ко-
торую ‘разбились фашистские головы, — 2
хлопком повым, скотом племенным, раз-
личными новшествами; и театрами; и са
дами, и хатами, и люльми — земли уме-
лыми мастерами, — границ сторожами,
верными сынами и. дочками, как наша
repomas—Ocunenro Полина,

За годы Сталинских  пятилеток^ по-
строенные — Днепрогас имени Ленина;
заводы Запорожетали, Алюмяниевый, пер-
венец  ‹оветского  комбайностровния —
«Коммунар» и другие — известны ‘во
всем мире. Цвела область наша, как сад.
Жилось нам счастливо и весело, На по-
лях хлеба, как море, колосились, с каж-
дым днем набирались мы силы; В садах
ветки ломилиеь, гнулись к самой земле
яблони в Каменке, абрикосы и черешни
— в Мелитополе, виноградные лозы на
Bepie и Днепре и в Новозлатополе. Нали-
валась наша жизнь новыми соками, как
тот виноград. Горы добра кажлый имел,
хоть тогда его и не очень замечал. Воль-
но и приветливо, хлебом и солью, вином и
мелом встречали мы гостей из братских
республик. Ездили в Москву na Beecows-
ную Выставку и на Кавказ, в гости к
нашим друзьям — братьям из Махарал-
зевского района.

Не знали мы ни засухи, ни разрухи,
868 преграды преодолевали наш разум да
руки. Родило у нас по сто пудов в гек-
Tapa Bc’ ——- шпеница и овес. Было у нас
семьдесят семь МТС боевых, з в них —
пять тысяч пятьсот шестьдесят тракторов
новых, три тысячи двести семьдесят ком-
байнов — кораблей степных: в каждом
колхозе — по три животноводческих фер-
мы, & то и по четыре, а всего ферм боль-
ще шести тысяч. Большие табуны ‹ытого
скота на пастбищах ходили: коров и те-
_ лят — более триста тысяч, свиней —
двести девяносто девять тысяч, шестьсот
шестьдесят шесть тысяч овец и коз, три-
ста сорок семь тысяч штук птицьь Ko-
сяки коней в степях выпасались =— сто
сорок четыре тысячи их мы насчитыва-
ли. Корова, свиньи, овцы и птида были
У каждого колхозника, Государству каж-

торых мы так любили, первому слову —
Сталин — учили, немцы пытали, били, у
матерей от груди отрывали и убивали. В
Осипенковоком районе у маленьких хево-
чек и мальчиков лютые звери — немпы
штыками очи выкалывали, & на щеках
ножами вырезали пятиконечные звезды. А
в малом Приморском, в детском доме, рас-
стреляли полтораста детей. Матерей бел-
ных подвергали алеким пыткам, груди
вырезали, вешали, стреляли, живыми в
огонь бросали; сестер и дочерей родных,
как цветы пригожих, насиловали, животы
штыками разрезали. :

Вместе. с немцами над нами издевались
изменники Родины — украинско-немецкие
националисты — фашистские  обозники,
выкидыши „собачьи, свинячьи последы-
ши, быйстрюки фашистокие, во всем ми-
р6 чужаки, которые не знают отчизны,
распинают отца-—мать, сердце. вынимают,
ибо сами в груди лишь камень да холод-
ную змею имеют.

Как солнца ясного ждали мы освобож-
дения из немецкой тюрьмы. Врагу не по-
корились, хлеба не давали, ломали маши-
пы, убегали от угона в рабство, помотали
народным мотителям — советским парти-
занам, которые гитлеровцам жизни не да-
вали.

Знали мы, отец родной, что ты лень и
ночь думу про нас думаешь, силы соби-
раешь — соколов ясных и танкиетов бес-
страшных, и гвардейские полки, п пушки
тяжелые — посылаешь искоренять нем-
ца, да нас вызволять.

И настал праздник сталинский вели-
кий на нашей земле советской, украин-
ской! Дождались мы освобождения своих
сынов — красных воинов храбрых.

Освободил ты нас из немецкой неволи,

Хай же 1м’я твое, славне Ha BIKH,
Ta B yebomy сви, та убм людям,
Шо э 1 шо будуть, —

Серця веселить!

Сразу же мы взялись за восстановле-
ние мостов и дорог, фабрик и заводов, го-
родов и сел; Изо всех сил мы помогаем
родной стране одержать нал врагом побе-
1у. Хлеб, который
сдали в фонт Красной Армин и кроме то-
го продали 6.462-.645 пудов, восстановили
все колхозы, организовали 1.300 живот-
новодческих ферм, 6500 птицеводческих,
имеем в них около 30.000 коров, свиней,
овец и 71.000 шт, птицы, Восстановили

НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И
МЕДАЛЯМИ РАБОТНИКОВ
ПРИБОРНЫХ ЗАВОДОВ НАРКОМАТА
СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОФИЦЕРОВ
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

За создание новых образцов вооружения
и успешное выполнение заданий Командо-
вания HO ремонтно-монтажным работам
приборов, повыщающих боевую мощь Воен-
но-Морского Флота, Указом Президиума
Верховного Совета CCCP награждены:

орденом Ленина — В. Е. Алексеев —
строгальщик завода № 206, С. Я. Пост-
нов — директор завода № 206;

орденом Трудового Красного Знамени —
М. А. Киселев — механик-сборщик завода
№ 206, Г. И. Косталовский — конструк-
тор завода № 951,-Л. Ф. Сычев — глав-
ный конструктор завода № 206, `— всего
6 человек;

орденом Красной Звезды — 20 человек:

орденом «Знак Почета» — 30 человек;

сали 270.489 человек).

МОСКВА, КРЕМЛЬ
ТОВАРИЩУ СТАЛИНУ

Желая помочь нашей хоблестной Красной Арии, BHOITY Ha
строительство танковой колонны 100.000 рублей.

Колхозник колхоза «Серп и Молот», Граховского района,
Удмуртской АССР КРОПАЧЕВ Николай Иванович.

КОЛХОЗ «СЕРП И МОЛОТ», ГРАХОВСКОГО
РАЙОНА, УДМУРТСКОЙ АССР
КОЛХОЗНИКУ КРОПАЧЕВУ
ВИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ

КОЛХОЗ имени

лью а ли. бань 4 Примите мой привет и благодарность Красной   Примите мой
{2 человек: рмии, Николай Иванович, за Вашу заботу о броне-   Армии, Петр Сам
медалью «За трудовое отличие» — ТаНКОоВвых силах Красной Армии.
18 человек.

И. СТАЛИН,

14 апреля 1944 г., пятница. № 89 (5769).

ли.охотиться на зайпев. Детей малых, ко-

от немца уберегли,   С

РАЙОНА, ДНЕПРОПЕТ
КОЛХОЗНИКУ ВИСОГИНУ
ПЕТРУ САМСОНОВИЧУ

ковых силах Красной Армии,

От трудящихся ‘Запорожской области

СТАЛИНУ

77 MTC, отремонтировали тракторы и ий“,
вентарь, засыпали 2.023.000 пудов зерна
для посева,

На помощь Красной Армии — и gore
BUS ое собрали сорок семь милл
HOB ев — на  самолетысистребителя
пмэни Осипенко Полины и на танковую
колонну «Запорожцы», которые поддадут
немцам жару на земле и в небе. Танки-
сты и соколы наши дадут фрицам круз
той каши, горячей, казацкой, да и пова-
жут им, где их «жизненное пространст-
20>, 3a которым они к нам пришли. А
гле его naman? На днепровском дне, где
зимуют раки, лежат теперь гитлеровские
бешепьыю собаки!

Ерепко бьют врага Запорожекие дивизии
в полки и наши земляки -— добрые Ка-
заки, славные Герои Советского Союза —=>
мелитопольцы, сталинские сокольк майор
Петр Середа, капитан Леонид Кальян, лей-
тенант Перепелица Александр, Правлик
Александр, артиллерийского onus мастер
новосирогозский Сергей Ломбарский, и
запорожокий стрелок-орленоносец Алексей
Малько, истребивший под Ленинтрадом 77

немецких галов, и балтийский моряк, так-

же маш славный земляк, Владимир Коля-
да и много других. Они нам пишут, что
мостью живут, а чт0б немпам даже не
онились ви пироги, ни калачи, ни пы
ки —— лень и ночь без передьшикюи вые
пускают. из sux тробуху и кишки! He
минуют гитлеровцев пули запорожцев, до=
стались врагам синяки и шишки, да УК“
раинские дули, вместо нашей земли. На-
зсегла запомнят, как Ha наше добро 38-
иться! : : }

Пусть же наши сыновья смертным бо
ем врага бъют, силы и жизни HO MAJIC
ют, землю советскую и людей освобождан ©
ют, а мы им поможем, ничего мо пожа=
леем. Снова засветятея в городах и селах
лампочки Ильича, Восотановленная Дне
проге поможет возродить весь наш Ерай.
Будем лавать стране металл. и свет, дне-
провекой воды энергию, & прежде всего
оружие новое сделаем, выкуем, захалим,
чтоб наша полная победа скорее настала
на весь м®р ясная и лучезарная!

Батьку рупий, наш мартале Отан,

Клятву врну даем мы тоби:

Мы засвитям вогнг Дишрельетану

Дуким ритмом дишровських турбн.

Шоб пл сташнеьким солнцем PACH

Yepaina квйтчалась добром,

об розквгло, як мак, Запоржжя

Над веселим 1 мльним Днром.

Дорогой отец mam, y Hac радостный
час. Настала весна. Рано земля от зимы
ветрепенулась, всюду развернулся сев.
Радестно вышел свободный крестьянин
сеять данную навечно землю  колхозную
зерном золотым. -

Мы Вам клянемся, что перед Родиной в
долгу не останемся и обещаем высоким
урожаем фронту помочь добить врага, все
усилия приложим — былую славу своей
области возвратим!

Мы, запорожцы, возобновляем социали- _.
стическое соревнование © днепропетров-
цамия и уже в этом году добъемея урожая
е каждого гектара зерновых культур не
менее 85 пулов, 52 пуха подсолнуха, 35
пулов клешевины, 420 пудов картофеля,
по 900 пудов капусты, помидор, 600 пу-
дов огурцов и луку, 420 пудов яблок,
груш, 300 пудов винограда с каждого
гектара. Лля этого зведем высокую агро-
технику на сельскохозяйственных работах,
своевреметно проведем весенний con
Уборку урожая; организуем в каждом кол-
х0зе молочно-товарную, ‹виноводчеекую
й птицеводческую фермы, а в 500 колхо-
зах области и овцеводческие фермы,

Берем обязательство возобновить работу
172  темонтных мастерских; гаражей,
кузниц МТС, отстронм — 1.283 колхоз
ных дома, 8.212 домов колхозников,
8.838 животноводческих построек.

Обязуемея подготовить 6.975 тражтори-
стов и комбайнеров и около 20.000 брига-
тиров, звеньевых, председателей колхозов
ит

Самоотверженным трудом мы поможехг
стране залечить тяжелые раны, которые
занесли гитлеровокле захватчики.

Мы преисполнены чувством глубокой
благодарности к руководителю большезви-
ков и народа Украины — Вашему  вер-
ному  соратнику Никите  Сертеевичу
Хрущеву, который так много  слелал в
годы мирного строительства для расцвета
нашей счастливой жизни, а теперь для
освобождения Украины и Запорожской 0б-
ласти от вемецкой оккупации ‘и ведет нае
на борьбу за быстрейшее восстановление
наротного хозяйства и культуры,

Доблестная Красная Армия неудержимо
идет на запал, братьям и сестрам на за-
щиту, освобождает всю Советскую землю
от фашистского натаествия, наших людей
— из неволи тяжкой, от смерти страш-
ной. Недалек тот день, котла на всей
Совелекой земле настанет великий празд-
ник — праздник полной победы кад вра-
rox.

Слава нашей Родине великой!

Славь нашей Красной Арини!

Слаза освободителю нашему Великому

талину!

Стайн нам повернув весен весну-
красву,

Хай же Його ВГя вчно cao,

Як в\чна весна в природ,

Як сонце сяэ на небозводь,

Навки Сташну слаза!

(Письмо обсуждено на собраниях рабочих, колхозников, служащих,
интеллигенции и всех трудящихся Запорожской области.

Письмо подпи-

—ы=—ыыы=—=—ы—=——ы»ы»ы—ы==——ы—ые==——_—

МОСКВА, КРЕМЛЬ
ТОВАРИЩУ

Я, колхозник колхоза
района, Днепропетровской

Армии 3a наше освобождение от немецких оккупантов вношу
из своих собственных

тельство танковой колонны,

СТАЛИНУ

имени Коминтерна, Петриковского
области, в благодарность Красной

сбережений 10.000 рублей на стро

Колхозник ВИСОГИН Петр Самсоновиз

КОМИНТЕРНА, ПЕТРИКОВСКОГО
РОВСКОЙ ОБЛАСТИ

привет и благодарность Красной
сонович, за Вашу заботу о бронетан-

И. СТАЛИН.