Е, 19

РЕ oh a ee ee

ee {СЕ А 9 27. М

pes:

=

Se

Wb
ди

К

pi

=

‘На пр

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Еа лугу, изрезанном тлубокнми колея-
tox, перех небольшим паромом сгрудилось
много самых разнообразных автомашин.
Тут и полуторки, и «Студебекеры», и пя-
титонные ЗИС’ы. Передние машины, про-
рвавшиеь сквозь узкое, пробит в вы-
соком берегу ущелье к самым  мосткам,
спокойно ждут очереди на паром. Задние,
ло мере того, как вырастает хвост колон-
ны, ревут спренахи, наседают одна на
другую и рвутся к реке. Юркие «Вилли-
вы», прошмыгнув где-нибудь стороной по
кустарнику, подбераются к самому в’езду
зв ущелье и пытаются втиснуться в оче-
редь сбоку. Но втиснутьея трудно. Оче-
редь плотно слилась, и шоферы приглу-
шают моторы уже только на пароме.
Здесь, у самой реки чувствуется твердый
я неумолимый порядок. Машины чинно,
по очереди входят на паром и медленно
уплывают вдоль по канату.

Нетерпение водителей и сопровождаю-
щих трузы влолче понятно. В кузовах
машин находятся снаряды, патроны, про-
дукты. Там, за Прутом, в горах выстроя-
лись батареи, лежат, прижавшиеь к зем-
ле, стрелковые цепи, и танки ждут 19-
рючего. А этот чортов паром ползает по
Пруту, как черепаха. И вот некоторые
задние машины разворачиваются через луг
к броду. Вчера еще тут свободно проходи-
ли «Студебекеры» прямо по дну реки. Но
сегодня река вздулась, и вола забирается
в кузовы, глушит моторы, Одна машина
проскочила, но две другие  завязли на
самой середине реки, и мутные волны
Прута сердито бьют в их борты. Подвола,
нагруженкая снарядами, тоже сувулась в
Прут, но лошали, едва не сбитые тече-
нием, повернули обратно и с трудом вы-
брались на берег. Хиурый  повозочный
вернулся с подводой к парому.

Погода нынче ‘резко изменилась. Влруг
снова на луг и на реку повалил снег,
непривычный в этих местах в иачале ап-
peas, Ho... нет худь без добра. Над пе-
реправой, в густом месиве облаков бро-

_ЛБ апреля 1944 г., суббота. № 80 (5770).

ивале

ето приятель артиллерист Дементьев. А
здыь на Пруте Кучеренко превзошел и
Дементьева, и всю артиллерию. Батарея,
как села в лощине, так и теперь еще та
сидит. А батальон вот немного обсупитея

да и тронется в терь. Правильно, Куче-

ренко?

a

Молоденький пулеметчик сихит напрю-
тив командира взвода и пощипывает еле
пребнвающуюся бородку. Он явно поль-
щен замыеловатой  похвалой командира,
HO старается не показать вида.

Между тем, похвала вполне заслужена.
Ранним утром. командир взвода поднял
его еще сонного и сказал:

— Пойдешь вброд первым. Если что,
— огонька дадим.

Кучеренко чуть не заорал во весь го-
Лос, когда вошел в воду, — такая она
была холодная. Но, стерпел и молча, щу-
пая ногами дно, двинулся вперед. 3a
ним поодиночке перебрался весь баталь-
он. Противник не сразу открыл. огонь.
Брод был такой, что никакому немепкому
офицеру не пришло бы в голову, что тут
может пройти человек и не утонуть. Бой
разгорелся позже.

Теперь батальон выбралея на свобод-
ную дорогу и поджидает остальные под-
разделения.

— Моста тут, безусловно, трудные, —
продолжает свою мыель взводный. — Ho
Beé же, я считаю, полегче, чем на Tap-
нопольщине. Там грязь хаже в шапки за-
биралась. А тут должно быть посуше в
горах, шагать приятнее. Артиллерию, Ko-
нечно, на себе вывозить придется,

Недалеко от хороги четверо танкистов
возились с гусеницей танка. Физиономии
у них были перепачканы грязью и еще
чем-то, похожим на сажу. Натянув, на-
конец, гусеницу, танкисты подошли к ко-
стру прикурить.

— Что, ребята, Тут, вилно, вам не
паркет? По горам не растанцуешься? —
похшутил кто-то ‘из стрелков.

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

КРЫМ. Аэродром противника, разбитый нашей штурмовой авиацией,

БОЕВАЯ ДРУЖБА ЛЕТЧИКОВ:
БЕЛОРУССКИХ ПАРТИЗАН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 апреля.
(От каш. корр.). Летчики Н-ского авиаци-
онного подразделения деятельно помогают
партизанам отряда «Гроза» в их борьбе с

Среди литературы 9 партийче-полити-
ческой работе в войсках до сих пор поч-
TH He было книг о ротных партортаниза-

немецкими захватчиками, Имя капитана
Ковалева широко известно белорусским Циях, о богатойщем опы:е, накопленвом
партизанам. Храбрый офицер налетал в Ими за время великой Отечественной: вой-

тыл врага более 1000 часов, Советское   ны. Первой серьезной
правительство высоко оценило боевые дела
отважного летчика. Его грудь украшают
орден Ленина, два ордена Красного Зна:
мени, медаль «За отвагу» и медаль «Пар-
тизану Отечественной войны» первой сте-   ОРГанизация».
пеки. _   В достоиаствач брошюры слетует этие-
Партизаны и партизанки отряда «Гроза»  <ти прежде весом то, что в ной, несмотря
переписызаются с летчиками. В недавно  на небольшой размер, нашли отражение
полученном письме народные мстители пи   все важнейшие вопросы жизни и работы
шут: «Партизанское спасибо вам, дорогие ротной парторганизалии. Бозшюра состоит
сталинские соколы, за помошь, которую вЫ   из врсьми разделов: «Партийная организа-
повседневно оказываете нам в нашей бое- п
вой деятельности. Ваша забота воодушев-  ЦИЯ —— ©ПОора комавдирз», «Нарторг й
его заместители», «Планирование рабо-

ляет нас на. подвиги во славу нашей Po-
дины. Недавно наш отряд из засад уни- ТЫ», «Расстановка  паттийны’ сил»,
организации», «0 фор-

попыткой в этом
отношении является выпущенная велавно
Воениздатом  бругюра  потполковника
И. Шарончикова — «Рогкая партийная

чтожил большую. группу гитлеровцев и  «Рост партийной
захватил трофеи. В. другой раз мы пусти-
ли под откос два. воинских эшелона про- ва», . «Повышегиа
тивника. Озлоблённые немцы бросают‘ про- у
тив нас танки, бронемашины. Но. врагу не:
удается сломить наш боевой дух. С каж-

идейно-политкческого
уровня коммунистов» и «Партийвое руко-
водство комсомольской организацией». Ав-

Снимок нашего спец. фотокорр. А. Боровского.

БИБЛИОГРАФИЯ

`Ротная партийная организация

мах и методах воспитания личного соста-.

— Ничего, ‘они пройдут. Их дело —
подвижное. А мы сзади, — заметил коман-
дир взвода. : :

Костер xoropea m погас. Разговор тоже
понемногу угасает. Каждый думает 0

дят «Юнкерсы». Немцы обтаривают ре-
ку, нашупьвая паром, и должно быть ни-
чего не могут разглядеть сквозь пургу.

Боясь НАТЕВУТЬСЯ 88 вершины гор, они.
своем,

дым днем мы усиливаем борьбу с немец-
кими захватчиками. Мы твердо знаем, что
близок час окончательной победы над под-
лыми немецкими оккупантами».

f

КОНТРАТАКА ВРАГА

тор ясно видит перед собой основных
своих читателей — молодых  партайных
работников рот и поэтому стараегея разо-

брать каждый вопрос подробно, опираясь

на конкретные жизненные примеры. 0
этой точки зрения наиб лее улачны тре-

рюмый выступ Аю-Дага,

снова набирают высоту и сослепу броса-
ют бомбы где-то далеко за рекой, к под-
зожью горы.

Ham бронетраиспортер в’езжает на мо-
сткн волед за радиостанцией, Паром oxa-
ет от тяжести, глубоко оседает в BOTY.
Бойцы в обледенелых кожухах с усилием
тянут трос. Вот он и берег, за KoTO-
рым начинаются скрытые белой пеленой
снега, но уже близкие Карпаты.

...Возле буковой рощицы, рядом © до-
регой, горят костры. Здесь привал уета-
лых пехотинцев, Около самой дороги си-
дят у костра командир взвода младший
лейтенант Малеев и несколько бойцов.
Они сушат шинели, беседуют. Разговор
идет обычный, инчем He выдающийся.

Е сннеющим вдали торам бойцы отно-
сятся,- как видно, довольно равнодушно.
К рекам у них внимания больше. › Ба-
тальон совсем недавно перешагнул через
Днестр, а теперь уже вышел 3a Прут.
Ёручи Днестра после днепровеких круч ло-
казались бойцам менее солилными. Mo-
стов, правда, здесь тоже не было, во к
этоху все уже привыкли. Ведь и зимой
прашлось пешком брети по половодью.
Прут поуже Днестра, но дался труднее.
Ну, как там ни было, всё же перешли.

Разговор касается вопросов горной вой-
ны, форсирования торных рек.

— Безусловно, — говорит командир
ззвода, — здесь у пехоты все преимуще-
ства. Вот наш пулеметчик Иван Куче-
ренко еше не «бог войны», как, скажем,
Sk

Всё еше голубело над голевой небо,
вс6 еще виден был внизу разбросавший
по скалам свои белые сады и журчащий
весенними водами Ай-Василь, Человеку,
бежавшему по плато, казалось, что ни-
когда так медленно идол не угасал
день. Он жаждал наступления ночи, но
ве словно задержали на перевале, и когда
ФН оглядывалея назад, то вилел попрежне-
му море, мол, маяк н еще дальше — yr-

Плохо было с серлцем; Светличный
придерживал его рукой, старался поглуб-
He лышать, надеясь как-нибудь добежать
Xo леса, Еще два-три под’ема, и могучие
сосны скроют его от преследователей. Уте-
шало то, что им  мелегко будет его дог-
вать. .

Беда пришла утром. Базалось, его pa-
зоренная зональная станция уже никого
из них не интересует. Он был уверен, что
нехцы считают этот дальний уголок сим-
феропольской окраины безлюдных и мерт-
вым. Отук в. дверь раздался внезапно, ког-
да он кипятил для жильца чай. На по-
роге стояли два офинера из отряда поле-
ой жандармерни, Один из них говорил
п0-руески неплохо, но свинцовый его ак-
цент терзал не только ухо, но и ‹ердие.

— то вы такой? — спросил он, ог-
лядывая запущенную комнату с осыпав-
шейся штукатуркой и всю заставленную
какой-то непонятной рухлядью; дырявы-
ип. бадейками, треснувшини  горшками,
яолуобгоревшими ящикаии и множеством
разных гирь.

— Злеь была зональная станция, —
ответил Светличный. — Я — специалист
по. саловолетву. Эта старая женщина —
моя мать. :

— Я вас не спрашивал, что здесь бы-
ла, — неоловольно прокричал немец, — я
вас спрашивал, что вы тут делаете?

— Нам непуда деться, я — больной
человек.

— Туберкулез? — ¢
спросил второй немец, . разглядывавший
альбом с видами Крыма, который он до-
стал с тощей кнаяжной полки,

Her, пе
Светличный, — .декомпенсированный -но-
рок серлца.

туберкулез, — ответил  вули какой-то жидкости,

Люди батальона — и команлир
взвода Малеев, и пулеметчик Кучеренко,
и второй номер Махотин, и остальные —
все они прошли далекий путь войны пе-
пед тем, как добраться сюда, к подножью
Карпат. Им есть о чем подумать, ееть что
вепомнить. Они мерзли, облявались по-
TOM, не раз прощались с жизнью. От са-
voli Волги ло Прута они пронесли на себе
тяжелый груз боев и походов,

Оня устали, хотя ни разу никому не
пожаловались на усталость. И теперь,
Korda дело как будто идет к развязке,
НИКТО из них не помышляет 9б отдыхе.
Они знают: Карпаты — это еще не ко-
неп войны, врага еще надо бить и бить.

А здешние места, эти крутые горы п
олины, красивы, но дики и незнакомы.
& ним надо привыкать, как к первым
пулям в бою. Вот народ тут  свойский,
простой и смелый, не покорилея немпам.
Принимают наших тепло, как родных,
даром что почти три года не видели т
себя в горах Красной Армии. Нагорева-
Лесь, видно, тут люди под немцами, ру-
уынами и венграми, Рады, что, накопец,
евоп пришли. Может быть, и в ждали
Так <коро.

Вот о чем примепно пумали
батальона в короткий час привала.

..Тде-то за лесом ухают пушки. Эхо
разноент. гул по долине, Бойпы полнима-
ются от костров и выстраиваются на до-
роге. Батальон уходит в горы,

Майор КН. БУКОВСКИЙ.
1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.

ЕДЕТЕ НЕЕ

бойцы

— Мы но любим больных, — сердито
проговорил первый немец и тоже заглянул
в альбом. — Мы не любим больных, —
повторил он, раздражаясь, — от них идет
по свету вонь, вонь, вонь!

Базалось, он был близок к истерике,
однако он после этого опуетилея на стул
й стал перелистывать альбоми, тыча время
от времени в какой-нибудь снимок и во-
просительно взглядывая на Светличного,
Тот отвечал: «Водопад Учан-Су, по доро-
№ на Ай-Петри» или «Дворец эмира бу-
харского в Ялте». Второго немца заинте-
ресовало ущелье Уч-Кош. Помня 0 жиль-
це, Светличный заставлял себя плавно
рассказывать о крутой и зарешей сто-
летним сосновым лесом дороге, уходящей в
Романовекому заповеднику, и живопиеном
каньоне в тех краях.

Офицеры заговорили между собой по-
немецки, и один из них сказал, что этот
домик никуда не годится, и он несколь-
ко раз повторил: «Шайзе, шайзе!», а его
попутчик сказал, что они, пожалуй, не
зря заинтересовались этим домом, его хо-
зяин выглядит несколько подозрительным.
Второй офицер продолжал перелистывать
альбом, и Светличноху теперь стало ясно,
что они надеются найти еще что-то, по-
имо крымеких видов, «Жплец? — по-
думал он.-—Нет, не было ни одного елова,
которое заставило бы предполагать, что
они знают о жильпе»,

— Поедете с нами, — сказал первый
ойицер. в.

За иостиком, переброшенным через ру-
чей, стремивший свои весенние воды к

Салгиру, стояла их машина. Они посади-

ли Светличного рядом с шофером и за-
курили по итальянской. сигаре. Дорога,

на которой Светличный не был несколько
лет, выглядела теперь пустынной и за-

хламленной. Лес около 190сее был вы-
рублен, всюлу виднелись укрытые в ска-
лах дзоты, на поворотах торчали патрули,
иногда встречались вооруженные  обозы,

машины © дровами и крытые грузовики,
брезгливостью   Удручавитие своей таинственностью. Офи-

Церы, видимо, немало волновались, (вет-

личный ловел по временам их опасливыв
взгляды, обращенные к горам. Они глот-

каждый 13
своей фляги.

На одном из поворотов Светличный увн-

тий и четвертый оазделы брошюры.
A Говоря о планировании, автор берет
за основу ODBIT mbyX hapropror
тт. Арлышева п Епифанова. Работа nep-
вого показана в условиях обороны, вто-
рого — в период наступательных боев.
На выручку стрелкам пришли артиллери- В броппоре наглядно показано, как с из-
сты батарен офицера Позднякова. Прямой   Менением обстановки на фронте меняют-
наводкой они подбили головной немецкий  СЯ содержание, форма и характер плани-
танк. Гитлеровцы усилили огонь. Навод- рования партийной работы в роте. 0бетоя-
чики Сулацков и Иверков были ранены, но   тельно расематризается Техника составле-
не отходили от своих орудий. Они подбили  ния’ плана, ероки, на которые ‘выгоднее

ОТБИТА

3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 14 апреля,
(От наш. корр.). На группу стрелков, пер-
выми переправлявшихея на правый берег
реки, немцы бросили 8 танков и две бро-
немашины. Создалось тяжелое положение.

кретный опыт командиров рот старшего
лейтенанта Овеченко и капитана Круть, a
также опыт парторгов этих подразделе-
ний. В заключение формулируются зада-
чи партормов. «Когда на том или ином
участке, — пишет автор, — выбывает
из строя коммупист, парторг обязан доло-
жить 06 этом командиру и пресить его
послать на место выбывшего товарища
гругого коммуниста. При этом парторг
указывает, кого именно следовало бы по-
слать... Шосле того, как командио пазна-
чит коммуниста для прохождения служ-
бы в один из взводов, парторг обязатель-
но должен побеседовать с этим коммуни-
етом». :

Неплохо освещен в брошюре вопрос 9
работе ротной парторганизации © беспар-
тийным активом. у

Подходя к оценке данной броппюры
прежде всего как к своего рода учебному
пособию тля низового партийного акти-
ва, надо сказать, что она’ безусловно
улачпа. Молодой партийный работник
найдет в ней много полезного дтя себя.
Однако брошюра во многом выпгрела бы,
еелп бы автор не проявлял чрезмерного
стремления привести в тексте  поболь-
ше фамилий и эпизодов, засто гмеющих
очень отдаленное отношение к трактуемо-
му вопресу. Особенно явно сказалось это
увлечение отрывочными фактами ва пер-
BoM разделе брешюры «Партийная органи-
зация — опора командира». Злесь в
обильном и плохо подобранном фактиче-
ском материале иногла совсем теряется
основная мысль автора. Проанализиро-
вать все приведенные факты и э1изо-
лы, слелать из них серьезные выводы и
обобщения подполковнику И. Шаровчикову
не удалось.

Проигрывает брошюра и от того, что в

еще два танка и заставили остальные вра-
жеские машины повернуть обратно. ;
‚ Тогда немцы бросили в стык наших под-
разцелений свою пехоту. Дорогу ей пре-
градил кавалер ордена Славы ПП степени
пулеметчик” Амануров. Заняв удобную or-
невую позицию и подпустив на близкое
расстояние немцев, он открыл меткий
огонь. Немцы были вынуждены отойти.

ПРЕДМАЙСКИЙ СМОТР
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ,
(По телеграфу от наш. корр.). В М соели-
нении состоялся предмайский смотр. худо:
жественвой самодеятельности частей и под-
разделевий. Победителем смотра
коллектив, где начальником клуба капитан
Иоффе. Особенно тепло был встречен чтец-
декламатор старшина Оболенский. Компо-
знтор-фронтовик красноармеец Портнов вы-

ступил со своим оркестром и исполнил ряд.

своих лирических песен.

На смотре был представлен разнообраз-
ный репертуар — народные лубки, скетч,
руссские танцы, художественное чтение и
другие.

дел на отвесной скале поверх фамилий
туристов н дат их посещений Крыма но-
вую огромную свежую наднись;

бера
немецким захватчикам!», Она раскинулась ,
по всей ширине скалы, от одного торчав-  ЗЫтянувшимися вдоль чистого и посвер-

шего из-под каиней корня сосны до дру-
гого.

в Ялту, так как показались Долосы. Че-
рез минуту или две сверкнет поворот,
здесь когда-то. останавливались  турист-
ские машины, и пассажиры отправлялись
смотреть Уч-Кош, «Где-то
тропка, закрытая от глаз соснами. Где-то
тут..» — повторял Светличный мыслен-
но, стараясь понять, заперта ли дверца
кабины.
_ — Это и есть знаменитое ущелье Уч-
Кош, — сказал он, протянув как бы для
‘указания руку и, прежде чех они ус-
пели его задержать, дернул ручку и бро-
сился в просвет сосен так, как  броса-
ются. ве море. * A
Выстрелы прозвучали не сразу. Види-
0, шоферу понадобилось время, чтобы
остановить машину. Светличный бежал
вниз, потом перемахнул через речку и
стал карабкаться вверх. Прошлогодняя
листва. буков и дубов тормозила его. дви?
жения, но, нео зная и не думая о том,
что он будет делать после, Светличный,
тот самый Светличный, которому бывало
трудно преодолеть невидимый глазу под’-
ем Салгирной улицы, теперь бежал в го-
ру. не полнимался, а бежал, придерживая
рукой сердце.

Теперь они лалеко, погони не ВИлать И.   ‘ротличный.

наконец, опустилась желанная ночь.
подумал се ужасом о матери и жильце,
что их жлет. Он знал, что не вернет-
ся в Симферополь; разьищет ли, наткиет-
ся ли на каких-нибудь партизан, о ко-
торых так много теперь говорят в Крыму,
или не найдет их, всё равно туда,

вовал, что эм таинетвенное,

его К с06е, и с лавно забытым чуветвом
свободы смотрел ва звездное небо и чер-
НУЮ ТЬМУ.

леса и горы Крыма,

В ночь пол 4 апреля 1943 гола сато-   локументы!

`разлел брешюры — © расстановке рартий-
ых сил. Прежле всего в нем подчеркивает-
areas
}сомольских сил в роте производит лично
командир роты, а парторг лишь помогает
„ему в атом. Далее рассматривается кон-

14 апреляз

вышел

-1 тическими знаниями.

«Смерть NH, дворцами, гостиницами,

Они везли его куда-то далеко, возможно  10Й новизной? Бели знаете, то помните и

тут крутая пы носалили здесь сад, и, если вы приез-

Ва если и тут он, то не схрейфит ли, не за-
Симферополь, ом не вернется. В его жиз- тянет ли волынку, что он бы рал, готов er
ни начиналось что-то п0вое, и он почувсТ-   вотретить всей душой, да всё дело. в те-
тревожное   пе? На самом деле Светличный произнее
50508, © котором знал от жильца, манит {только следующие слова:

в которую погрузились море, !и рассулил так:

ней почти совсем нет критики недочетов
работы ротных парторгов. В лучшем слу-
чае автор лишь мимоходсм упоминает 06
этих недочетах, даже не пытаясь подроб-
но разобрать наиболее типичные ошибки
и причины, их порождающие, А ведь из-
вестно, что деловая большевистская ври-

всего рассчитать план, вопросы проверки
иополнения. Инига помогает  парторгу
уяснить, чем должен отличаться его план
от общего плана политической работы в
роте, составляемого командиром.

‚Таким же образом построен и четвертый

лельное значение. -

В последующих книгах и
опыте партийно-политической работы в
войсках следует избегать тех из’янов, ко-
торые имеют место даже в полезной и
улачной в целом брошюре подполковника

ii. Шарончикова,
Майэр М. Зотов.

что расстановку партийных и KOM-

‘Подполковник И. Шарончиков — «Рот-
ная партийная организация», ‘Воениздат,
1944 г.

НОВЫЙ ОТРЯД ВОЕННЫХ ВРАЧЕЙ

На военном факультете 2-го Московского! шинство врачей окончило военный факуль-
государственного  медицинского института  тет с отличными и хорошими оценками.
вчера состоялся очередной выпуск врачей.   Среди них — капитан медицинской службы
Выпуск совпал с 5-й годовщиной сущест-  Гронзик, капитан медицинской службы
вования военного факультета, Давыдов, капитан медицинской службы

Как показали государственные экзамены,   Сергеев и др. :
молодые врачи обладают высокими теоре- олодые врачи направляются в части
Подавляющее. боль-  действующей армии. .

нальной станции, уроженец Симферополя,  пате, не прячась. Впрочем, как хотите.

проживший в нем сорок шесть лет, про-   Решать будете вы, з не я. Теперь — пог-

пал без вести, реб. Когда-то мы в нем хранили семена,

il оборудование, ящики. Он разрушен бом-

божкой; но за остатками бочек ееть что-

Знаете ли вы Евпаторию е ее лимана- то вроде отсека... Шолумайте сами. Пока

вроле Дюль- что нае бог миловал, и немцы к нам поч-
санаториями. тн не заглядывали.

‚Лизогуб поселился в отсеке погреба, и
хать Светличного носила ему туда еду,
которую она готовила из припрятанных и
обмененных на вещи продуктов. Жилец
был слаб, ему стоило больших трудов под-
няться с постели, а постелью служил на
крытый соломой топчан. Иногла он поры-
вался уходить, он не терял належлы вер-
его — of   ЧУТЬСЯ В Горы, но Светличный уговаривал

стал огромным, тенистым, среди аллей  8Го ООТаться, и Уна ee ;
возпикали пышные, взбитые, как пирог,  — Да, пе дойду, — произносил он то
цветочные клумбы, где вы могли найти   СЕЛИВО.
всё, что хотите: лилии, табак, гиацияты,  Так жил онов погребе, питаясь прино-
знютины глазки, ирис, каны и множество   шениями старухи Светличной, пока не
тругих цветов, высаженных заботливой ру- вастал тот зловещий лень, вогла к нему
кой умелого и с фантазией садовника.  никто не прител. изогуб  гололал два
Этим саловником был молодой евпаториеп   дня, потом решился ночью покинуть пог:
Константин Лизогуб, кончивший специаль-   рб и кое-как добралея до’ домика: Там
ный техникум в Симферополе... Лизогуб было темно и пусто. Двери раскрыты на-
отбывал службу па флоте и в войну по- стежь, та же рухлядь, те же гири, но ни
пал на базу подводных лодок, откуха В  живой души. я :
тяжелые для Крыма дни. перешел в мор-  __ василий Васильевич! — прошептал
свую пехоту. он, окликая  свосго преподавателя. —
Потом Лизогуб оказался среди парти:   Надежда Афанасьевна!
зан. Однажлы недалеко от Сихферополя, Подземный мрак, могильная тишина. В
в тех краях, где лесистые горы УХолЯТ К  оне guano, случилось что-то очень
Чатыр-Дагу, ero подобрала  житель- ; : а
страшное. Лизогуб вернулся в свой пог
Hana горола, отправившаяся НОЧЬЮ Вс, решив слелующей ночью опять побы-
лес за дровами. Она привезла раненого в ВА и доме. На Ha доу Beak aa
Jerkoe партизана в Симферополь, & тач 301. то того, как собирался покинуть
он вспомнил, что на зональной станции sarees. an yensman mark:
проживал некогда его преподаватель“ ии а БЕ

руке гирю, которая Ha всякий случай
лежала всегла в соломе.

Потом он рассказывал, что пролежал  -—= He бойтесь, — услыхал он, — не

больше часа во дворе около канавы, всё бойтесь. Вот возьмите, тут редиска... Я
пе решаясь постучать. Не окажется ли от Належды Афанасьевны.
блажью его мысль, что Светличный злесь,  — Tae oan?
— Належла Афанасьевна мне всё рас-
азала... Опа просила, если с ней что
случится... Ее забрали, пришли и забра-
18... Из-за сына..,

— A on rae?

— Но знаю... Я вам еще принесу!

Й старушка. лица которой он не ви.
— Я мо!у выхать вас 33 брата, но — 16л, исчезла, словно растворилась во тьме.
Это опасное  прелприятие.   Так Константин Дизогуб прожил в от-

с ее белокаменными

кивающего золотым песком огромного
пляжа, с ее залумчивой старинной и весе-

круглое ззание читальни, еше недавно сто-
яешее па краю выжженного пустыря.
Большой это был пустырь, больной и пе-
чальный. Дет пятналпать назад евпаторий-

жали тула ло войны, вы вилели

——

Дай-ка прощупаю, — подумал Ли-
зогуб. )

— Да. ваше лицо мне знакомо,
Потом угостил его остатками ставрихы

вод Светличный, бывший работник 30-   Правда, тогда вы могли бы жить в ком- секе погреба одиннадцать месяцев, не от-

тика недочетов имеет большое воспита-

бропюрах об

‚ Девичье горе

‘Eeth в слове девушка нечто волнующей
чистотой, нежностью. Русское слово. Рус-
ская девушка... Вто не шептал любимого
пмени, не вырезывал его на коре дерева,
зимой не выводил пальцем по заиндевев-
шему окну? Надя, Варя, Mama, Зина,
Клава... Девушка, деваха, девонька, див-
чина... Первая любовь каждого из Hac,
тетская и взыскательная, когда Kaw-
108 ©1089 звучит торжественно, как
будто никто никогда H ве товорил таких
слов, когда серлце полно признаний и це-
ломудренной страстя. Русская девушка,
горячая и суровая, как наша зима, де-
вушка, воспетая Пушкиным и Тургене-
вым. Таня, Ася, Лиза, подруга школьных
лет, ласковая и требовательная. Ее пись-
ма на сердпе молодого бойца, и в бою он
чувствует на своей щеке ec порывистов
дыхание.

Варя’ Николаева жила в Геническе. ЕЯ
было 16 лет, ‘когда пришли немцы,
Варя увидела повешенных и заплакала.
Немец сказал: «Не плакать, поллая! Это
для порядка», Варя не унималась. «Хо-
чешь тоже висеть?» — епросил немеп. —
«Не ‘хочешь? Тогда смейся». Варю угнали
в Кельн. Повесили бирку и сказали: «Ра-
ботать!». Лагерем завехывал хромой но-
мен. Он наказывал провинившихся. On
вызвал девушку Нину Каблукову и ско-
мандовал: «Раздеть. Тридцать ударов
плеткой». Хромой немен считал удары.
Нина лежала без движения. Но влруг она
приподнялась и плюнула хромому в лицо.
Ее увели в «будку пыток». Там ее пыта-
ли, и там она умерла. Четыре девушки
вырвались из Кельна и вернулись ломой:
Марфуша Соколова в Ново-Троицкое без
правой руки, Лена Мамонтова в село Ми-
хайловское без пальцев на левой руке,
Шура Черняева, потерявшая зрение, и
смертельно больная Варя Николаева.

Ад Данте имел свои круги. Пройдем
дазьше. Город Гейдельберг. Отпускники-
студенты 14 февраля устроиля пирушку.
В доме, где жили родители одного из них,
находилась русская девушка Зина Бара-
нова, TAK называемая «восточная при-
слуга». Молодые немцы заставили девуш-
ку раздеться. Потом онн ее разыграли в
кости. Передо мной письмо: «Зина не
вытерпела позора. Когла меня отнустили
из лагеря, я Пошла к ней, но хозяйка
меня выгнала, а полька Ялвига мне веб
рассказала. Зина повесилась у них в ло-
уе, & что потом было и как ее похорони-
ли, я не знаю...».

Русский солдат, герой  Сталинтра-
да, Курска, Корсуни, Днестра; ты слы-
шишь, что сделали немцы е русской де-
вушкой Зиной? Если ты знаешь любовь,
если есть в тебе сердце, ты этого не про-
стишь. Ты будешь и в Гейлельберте. Ты
найлепь там насильников. Ты не отка-
жешься OT чести защищать девичью
честь. Тысячи наших девушек изнывают в
Германии, Их можно спасти. Их нужно:
спасти. Это наши цветы, наши птицы,
наша любовь. Они ждут тебя, солдат Рос-
спи.

`Илья ЭРЕНБУРГ.

ОТВАЖНАЯ ПАТРИОТКА
ЕВДОКИЯ СТЕПАНЕЦ

3-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 14 апреля.
(От наш. корр.). Замечательный патриоти-
ческий подвиг совершила’ колхозница Ев-
докия Степановна Степанец, проживающая
в селе Марьевка, Баштанского района.

Во время форсирования реки нашими под-
разделениями Евдокия Степановна на сво-
ей лодке перевозила на правый берег бой-
цов. Вражеская авиация пыталась бомбар-.
дировать переправы. Бойцы советовали
колхознице уйти в укрытие, но, несмотря
на опасность, она продолжала работать.

Славная `патриотка Евдокия Степановна
Степанец переправила на правый берег не-
сколько стрелковых подразделений,

личая дня от ночи, отощав настолько, что
руки его и ноги стали худенькими и. хи-
лыми, как у шестилетнего мальчика.. Он
страшно зарос, плохо видел и плохо елы-
шал. И веё же; когла после лолгой и не-
милой серлпу титины в Сямферополе ста-
ли слышны звуки каноналы, они лонес-
лись и до ослабевших ушей Лизогуба. Он
захотел приподняться и не емог.

В горол входили наши войска. У переез-
ла к командиру батальона подбежала ka-
кая-то’ старушка.

— Там моряк... он спрятан... ему пло-
х0, — говорила она торопливо и сбивчи-
во, шатая рядом,

Командир батальона послал двух бой-
Цов, и на самодельных из шинели носил-
ках притащили они в мелсанбат моряка
Вонстантина Лизогуба.

В тот же лень, громя охваченных бе-
зумием немпев, с гор спустилея партизан-
ский отряд товарища Ч... пославшего
связного на зональную станцию узнать,
живет ли там старушка того замученно-
го человека, которого ови полобрали
ночью на одной из скал Царского запо-
ведника. Связной узнал, что старушку
увезли офицеры из полевой жандармерии.
Ее слелы затерялись навсегда, и было ace
но: женщину замучили гестаповны. допы-

тываясь у нее, что она знает о своем сы-
He.

... Весна в Спиферополе. Идут через го-
род войска, южный ветер облувает лица
пехотинцев, роняя на их каеки розовые
лепестки отиветающего миндаля и рыже-
ватый кипарисный пух. Среди разорения
и печали ликует природа — распустилиеь
каштаны, зазеленели акации и чинары,
окрепли почки дубов. П ликует народ,
приветствуя войска, они прохолят через
город; вот показалась южная окрапна, и
там на одном из поворотев женщаны, ша-
тающие рядом и всё время что-то расска-
зывающие нашим солдатам и командирам,
просят их посмотреть на пустой домик
вдали, на краю ручья. Там жил садовох
Светличный, спрятавиий моряка. Это был
тихий человек, говорят ови, и люди,
знавшие его, очень уливились, когда
однажды и он ушел в горы. Он умер там
у партизан в заповеднике. говорят женщи»
ны, и бойцы, проходя мимо, смотрят на
этот домик. Пустой, он стоит одиноко, во
твери его раскрыты настежь, словно ждут
возвращения хозяев,

Семен ГЕХТ.