и зеленые зоны, обратить внимание на культурнобытовое обслуживание (театры, кино, ясли, детсады и т. п.). Обязательно должны быть учтены формы и темпы обобществления быта в полном соответствии с решениями пленума ЦК ВКЩб) от 16/V 1930 г., что обязывает к намечению планов реорганизации существующей сети питания, воспитания, распределения и т. д.
Секция соцрасселения и жил.-быт. строительства Института экономики Ком академии разработала проект норм жилищного комплексного строительства, кототые при их использовании, конечно с неизбежными для Москвы отступлениями, могут дать значительное облегчение в планировочных работах по рекон
струкции Москвы. В целях устранения вредного влияния фабрично-заводских предприятий в отношении порчи ими воздуха и загрязнения воды необхо
димо наметить план оздоровительных мероприятий, как-то: перевод энергетического хозяйства на элек
трическую базу, очистка сточных и отработанных вод и т. д. Особое внимание следует обратить на озеленение города путем массовых зеленых насаждений и использования для этой цели как сущест
вующих свободных территорий, так и специально выде
ленных для этой цели в процессе реконстукции города. Пригородное совхозо-огородное хозяйство должно быть учтено как необходимое условие связи с ним городского коммунального хозяйства. Реальность планировочных проектов необходимо проверять экономи
кой реконструкции московского городского хояйства. Территориальное планирование Москвы по ре
шению московских руководящих организаций должно проходить с таким расчетом, «чтобы при максимальном удешевлении строительства и выполнении наме
ченного плана себестоимости добиться приведения всей Москвы в образцовое состояние».
Значение планировки для обороны весьма велико и должно привлечь все внимание планировщиков. Интересно отметить, что Корбюзье на 3-м международном конгрессе современной архитектуры в
Брюсселе привел соображения военных авторитетов, с которыми согласился в том, что «чем правильнее план города, тем лучше: авиатор не сможет легко ориентироваться».
Проблема устройства в Москве водного порта несомненно окажет влияние на проектировочные работы, которые должны учесть это обстоятельство в целях широкого использования обводнения Москвы для физкультурных и бытовых потребностей трудящихся. Холмистый рельеф Москвы ставит перед планировщиками задачи нахождения верных решений по наи
более целесообразному использованию рельефных особенностей как для расположения зданий, так и в особенности для городского транспорта.
Особо следует отметить решение московских руководящих организаций о привлечении к разработке проблем реконструкции Москвы членов Моссовета, лучших инженеров, архитекторов и молодежи и о про
ведении обсуждения планов строительства в секциях районных советов и на активах крупных предприятий. Эта мобилизация партийной и советской обще
ственности вокруг огромной проблемы реконструкции Москвы является наилучшей гарантией ее успешного разрешения.
Партийные и советские решения ясно и полно формулируют задачи реконструкции Москвы и пути их разрешения. Необходимо исходить из конкретного пятилетнего плана развития московского городского хозяйства, объема индустриализации города, роста потребностей рабочего класса, экономики строитель
ства и плана себестоимости, руководящих указаний парт- и соворганизаций, учета опасностей правооп
портунистического недоучета объема реконструкции и «левацких» заскоков.
Исследовать основные вопросы развития московского промышленного и коммунального хозяйства, а также роста культурно-бытовых потребностей трудящихся методом диалектического материализма в применении к задачам планировки реконструированной Москвы и означает дать реальное разрешение проблемы.

социалистической планировки населенных мест

СССР, как это отмечено т. Сталиным на XVI съезде ВКЩб), вступил в период социализма. Сегодня этот факт признают даже наши злейшие враги. Мы завершаем построение фундамента социалистической экономики. 95% всех основных капиталов в промышленности (включая кустарную) находятся в руках обобществленного сектора. Коллективизация сельского хо
зяйства охватила уже большинство всех бедняцкосередняцких хозяйств. Гигантскими шагами развиваются совхозы. На базе коллективизации идет вы
корчевывание последних остатков разбитого пролетарской революцией капитализма. Наряду с процессом быстрого социально-экономического преобразования СССР идет и процесс изменения его техни
ческой базы. Полуколониальная аграрная Россия, ставши Союзом ССР, под руководством ленинского ЦК быстро превращается теперь в передовую индустриально-аграрную страну.
Миллиардные капитальные вложения, и в первую очередь вложения в промышленность, как ведущую
отрасль хозяйства, вызывают исключительно быстрый рост существующих городов и возникновение новых. Теперь нельзя уже сомневаться в том, что мы действительно в ближайшее десятилетие не только догоним, но и перегоним передовые капиталистические страны.
Этим успехом мы в немалой мере обязаны тому, что твердо следовали ленинскому завету: экономить каждый пятачок, чтобы вложить его в социалистическое хозяйство.
Этот завет должен быть руководящим нашим принципом и впредь. Вот почему прав т. Орджоникидзе, когда он настаивал на конференции хозяйственников на не
обходимости на данной стадии максимальной экономии в осуществлении жилищно-бытового строительства.
Однако было бы глубоко неправильно понимать это абсолютно верное положение как отказ от строи
тельства наших городов по-новому, принципиально отличному от приемов капиталистического строительства. А между тем некоторые идеологи правого уклона именно так пытаются истолковать эту установку.

ОСНОВЫ I