Отражая «сопротивление основных элементов отживающих классов» (Сталин), они пытаются навязать нам никуда не годные методы и приемы планирова
ния и строительства наших городов, внося в них всю анархию и нерациональность капиталистического города. Более того, именно эти приемы и ме
тоды планировки и строительства требуют огромных излишних затрат, что наруку лишь вредителям и «сочувствующим» им.
Вот почему мы должны со всей большевистской решительностью ударить по этим тенденциям, вольно или невольно толкающим нас на путь капиталисти
ческих приемов в строительстве наших городов. Наряду с этим мы также должны ударить и по попыткам «левацких» заскоков всякого рода прожек
теров, не считающихся как с уровнем современной техники, так и с жизненным уровнем рабочих масс. Наш путь - это путь строительства социалистического хозяйства, т. е. социалистического производства, социалистической организации труда, социалистической организации быта на основе социалистического плана.
Под этим углом зрения мы осваиваем капиталистическую технику, но осваиваем не механистически, а диалектически. Мы будем брать от старого то, что нужно для построения социализма, беспощадно отбрасывая все мешающее или просто ненужное. Для этого прежде всего необходим критический ана
лиз всего того, что мы получили и получаем от капитализма.
Такой критический анализ немыслим без конкретного представления о тех путях, которыми должно итти советское строительство городов в начальный период социализма. Это тем более необходимо, что мы ставим себе задачей не только освоение капиталистической техники, но и создание на базе освое
ния этой техники своей социалистической техники, своих пролетарских форм труда и быта, своей пролетарской культуры.
Вот почему сейчас в этом деле совершенно исключительное значение приобретает проблема освеще
ния теоретическим сознанием тех задач и путей к их разрешению, которые стоят перед нами в области градостроительства.
Это тем более необходимо, что многое из того, что мы строим сегодня, простоит десятки лет и неизбежно будет влиять на быт и культуру человека.

II

Центром, вокруг которого строится вся жизнь социалистической страны и всех ее частей, является производство и в первую голову промышленное производство как ведущая отрасль хозяйства. По
этому и выбор пунктов нового строительства будет определяться расположением производства, которое в основном все больше и больше тяготеет к сырью.
По мере замены транспорта топлива транспортом энергии (электрификация) влияние близости сырья на выбор точек нового строительства будет все больше и больше возрастать.
Конечно известную роль неизбежно будут играть и другие соображения, как например военно-стратегические, национально-политические, санитарно-ги
гиенические и т. п. Однако ведущая роль останется все же за интересами рациональной постановки самого производства.
Внутренняя организация городов также будет определяться системой организации труда и быта, которые
уже и сейчас резко отличают нас от капиталистических стран.
Эти обстоятельства в основе меняют всю систему размещения промышленности и планировки городов. Вот почему в этом деле опыт капиталистических стран может быть использован нами весьма и весьма относительно.
Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин и И. В. Сталин неоднократно подходили к этому вопросу. Так на XVI партсъезде т. Сталин совершенно четко поста
вил вопрос о перемещении центра тяжести нового строительства СССР на Восток. Ф. Энгельс («Жи
лищный вопрос»), К. Маркс («Коммунистический манифест») и В. И. Ленин («Аграрный вопрос») выдвинули проблемы постепенного уничтожения крупных городов, нового расселения человечества, со
единения промышленного и сельскохозяйственного производства, раскрепощения женщин от домашнего хозяйства и соединения воспитания с материальным производством. Эти же идеи нашли отражение и в нашей партийной программе.
Наше новое строительство должно предусмотреть создание всех условий, необходимых для постепенного осуществления этих идей.
Вот почему мы должны, борясь за всемерное удешевление строительства, вместе с тем решительно настаивать на недопущении дальнейшей концентра
ции промышленности в крупных городах, особенно в тех случаях, когда это не связано с наличием на месте соответстствующей сырьевой базы. В тех случаях, когда такое строительство все же будет совер
шенно необходимо, мы должны осуществлять его путем создания при этих городах сатиллитов, т. е. городов-спутников, достаточно удаленных от старого города, которые в этом случае приобретают уже самостоятельное значение.
При решении вопроса о внутренней организации городов, т. е. их планировке, следует безусловно обеспечить четкое деление города на целевые зоны. Совершенно недопустимо такое положение, когда производственные предприятия в одном и том же городе разбрасываются без всякой системы, без тщательно проработанного функционального плана. Безобразная мешанина капиталистических городов, где жилье, больницы, фабрики, железные дороги и т. п. анархически перемешаны абсолютно без какой-либо системы, у нас не может быть терпима.
Городские зоны, т. е. целевые части территории города, должны быть взаимно расположены таким образом, чтобы обеспечить наиболее экономные, рацио
нальные линии связи. Так например транспортная железнодорожная зона обязательно должна непосредственно прилегать к промышленно-производ
ственной зоне. При этих условиях отпадает необхо
димость создания сети подъездных путей, виадуков и даже во многих случаях товарных ж.-д. складов, перегрузочных пунктов и т. п.
Точно так же специальные учебные и научные учреждения должны быть расположены в производ
ственной зове и притом обязательно на территории соответствующего предприятия, что создает базу для постепенного превращения предприятия в фабзавтуз, обеспечит влияние рабочих масс на органи
зацию учобы, уничтожит нужду в ряде специальных подсобных мастерских, лабораторий и т. п.
Жилая зона должна быть отделена от производственной защитной зеленой зоной. Это положение
предусмотрено в решении ЦК ВКП (б) от 16/V 1930 г. и тем не менее нигде как правило не проводится. Между тем наличие защитной зеленой зоны важно