К

i hs

ii

~

1 wan 1944 г., понедельник. № 104

(5784). —

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Танкн в

От Стал

° Весной 1944 г. прензошло энамена-
тельное событие: Красная Армия, почти
вепрерызно наступая с ноября 1942 г.,
выинла на юго-западе на протяжении свы-
_Hié четырехсот километров в государет-
венной границе СССР. Наши войска пере-
или границу и на ряде участков достиг-
ли Карпат.

Красная Армия своими  сокрушитель-
ными ударами поставила  гитлеровскую
Германию на край катастрофы, Те немещ-
кие войска, которые перешли тгранишу в
июне 1941 тода, нашли себе могилу на
полях сражений. В дальнейшем ветупили
в войну уже новые пополнения немцев,
призванные но «тотальной мобилизации».
На юге лишь остатки их спаелиеь бегет-
вом после зимних битв этого года. Стре-
кительное наступление напгих. войск зи-
мой 1942—43 г., летом 1943 г. и зимой
1943—44 г. в коряе разруптило немец-
кне нланы на затяжку войны.

Бывают поражения временные и по-
правимые. Не таково поражение немецкой
армни в войне ва советско-германском
фронте: вся система ведения войны, ко-
торой придерживалось германское коман-
дование. оказалась негодной, и тшетными
были все попытки немцев изменить ее в
ходе войны.

До начала второй мировой войны воз-
кизла илея нострайки укрепленных ли-
ний влоль границ. Такие укрепленные ли-
HEH имели крупное значение как ередет-
BO обороны, но фрапцузекий тгенлитаб по-
строил на этом вею систему ведения вой-
ны. Им овладела идея позиционной вой-
ны, замораживания боевых действий на
неподвижных фронтах сразу же поеле на-
чала войны. у

Вера в неуязвимость дота, которой бы-
ла проникнута эта концепция, кажется
наивной теперь, когда наши воины лик-
видируют мощные немецкие оборонитель-
ные полосы в течение нескольких дней.
Во и до начала войны было яено, что
рано или ноздно найлутея ередетва проз
рыва самых прочных фортификационных
сооружений и что план засадить армии в
укрепления, отказываяеь от маневренных
операций, обречен на неудачу. Француз-
ская армия в 1940 г. стала жертвой
этой переоценки роли укреплений.

Вторая ндея ведения боевых действий
зэжлючалаеь в широком применении тан-
ха. И действительно, танк революциони-
зыровал способы веления боя. Броня — в
противовес укрепленным линиям — ока-
зывалась подвижной, давая прикрытие в
гуще непосредетеенной схватки © врагом.
Нод бропевым прикрытием выезжала на
поле боя, сближаясь валотную с целями,
артиллерия. Труднейшие проблемы mpo-
алой войны — преодоление зоны пуле-
метного огня н проволочных затражлений
— были решены.

Шо мере создания скоростных боевых
вашин совершенно новую базу получал и
маневр, и именно решающая форма ero
— поражение главных сил противника
узарами с флангов и тыла. Стремительный
марш танков зв глубину
расположения резал органы управления,
связи и снабжения, без которых не
могут действовать войека. Это — идея
гостоянного и веё более расниряющегося
окруження и уничтожения живой силы и
техники неприятеля.

Авиация должна была допоанять и
обеспечивать действия танковых армий.

Немпы сб’явили себя яростными при-
верженцами войны при помощи танков.
«сверхманевренной» войны, суть которой
закаючалась в следующем: танковый
клин, нримененный в грандиозном мас-
штабе, велет к выигрышу не только от-
дельных боев и операций, нс и к выигры-
шу войны, к решительному разгрому
всех сил противника путем поражения их
жизненных центров и питающих артерий.

С уснехом применив свои новые мето-
зы на западно-евоонейских театрах вой-
ны, немцы бросили свои танковые армий
против СССР. Первым симитомом провала

преследованян.

инграда до Карпат

Генерал-майор М. ГАЛАКТИОНОВ
bas

тельно  опрокинула
«блицкрига».

В основе провала. гитлеровского аван-
тюристичеекого «бляцкрига» лежит не-
превзойденное искусство сталинской стра-
тегии, превосходство военного мастеретва
Красной Армии над неменко-фашистекими
войсками, массовый героизм воинов Крас-
ной Армии и советского тыла, величай-
гие преимущества советского строя, не:
виханный патриотизм есветокого нафода.
Провал «блицкрига» явилея результатом
коренных воснных, политических и эконо-
мических проечетов германского тениггаба
В вопросе 0 соотношевин ролов войск, в
частности недооценка им роли аотиллефии,

Танковые силы германской армни были
остановлены ва всем гигантеком фронте.
В  оперативно-тактическом  отнолении
ехыел происшедшего заключался в непре-
рывном росте оборонительных  средётв
Врасной Армни, ередетв НТО. Смертель-
ным врагом танков, как и следовало ожи-
дать, оказалась артиллерия. Учитывая
возможности повейшего развития военной
техники, немцы не предусмотрели  важ-
нейшего направления ето — роста и co-
вершенствования артиллерийских середетв.

А между тем уже в первой мировой
войне артиллерия развилаеь в могучий рол
войск. В Врасной Армии, в которой ‘было
достигнуто правильное соотношение ро-
лов войск, это развитие достигло выспгих
ступеней. Произошло явление, невиданное
до сего времени: артиллерия оказалась
способной самостоятельно решать некоте-
рые весьма важные тактические задачи.
Возникли артиллерийские соединения HO-
вого тина. Пел Сталинградом в оборони-
тельной стадии сражения советская ар-
тиллерия одержала блестящую победу нал
немецкими танками и авиатьтей.

После окопчательного нровала

немецкие планы

«ОлиЦ-

крига» немцы ударилиеь в противополож-

ную крайность. Они ворпулнсь к первой
идее, идее позиционной тойны, которую
отвергли в начале войны. Они узероваля
в непреодолимую мощь и неприступноеть
укрепленных рубежей и «валов», которые
строили по всему фронту и в тылу Ha
глубину в сотни килеметров.

Немецкому ралиообоэревателю Дитмару

рисуется чудесный мираж — заморажи-
вание войны на неподвижных  фрелтах:
«На Восточном фронте бои постепенно
начинают протекать в стереотинной фор-
ме и напоминают собой, несмотря на всё

различие, бои первой мировой войны, нро-
исходившей на весьма узком поостранетве».

Увы, это просто мечта, о чем нам ешо
хо этого поведал сам же Дитмар в своем
обзоре 26 января, посвященном весьма
неприятному AIH немцев событию —
крушению послелнего стабильното участка
фронта под Ленинграаюм:

«Таким образом большое - наступление
большевиков охватило весь фронт от Чер-

ного до Балтийского моря... вещи пришли! злива, отрезавиего южную
неприятельского в твижение, во всяком случае, перешли  немецких 2

от длительного окоченения позиционной
войны к. еостоянию подвижного фропта».

Этот «подвижный фронт» имеет сквер-
ную для немцев тенденцию — непрерыв-
 но под ударами Красной Армии переме-
шальея к западу, причем на юге он пере-
местилея ло Карпат.

Таким 0бразем война протекала совер-
шенно непредвиленным немпами образом:
в 1941—42 г. Красная Армия остановила
наступление танковых армий врага и ета-
билизовала. фронтьь, риоследствии же, ког-
ла немпы попыталиеь закрепить фронтьь
они потернели крах — и вот Красная Ар-
мия с блеском развертывает макевренные
операции, непрерывно ‘наступая и достигая
того, ITO не удавалось немцам в нервой
половине войны. }

Оказалось, что oie илеи — укреплен-
ie фронты н маневр, базирующийся на
  ВвыСокополвнжной технике, реализовались

«блицкрига» был Смоленск и Ленииград,!В современной войне И резлизовались в

гле уже в августе ин сентябре

1941 г.  сочетании

друг с другом. Этого né по-

натнек немецких танков был остановлен.  НЯли немпьы, это было понято Ераеной Ар-

В ноябре-декабре
трохлепа главная
ступавшая на Москву.

грутиировка немцев, на-
Нанболее глубоко

была остановлена. и раз- мной; оказавшейся одинеково еильной как
  обороне, так и в наступления,

В пернод наступательных операций

немнам удалось продвинуться на юге. В, Красной Армии развернулоеь Beé ‘могу-
1941 г. и злесь немейкая танковая груп- Шество‘срелств, какие имеются теперь лля

пировка была разгромлена под. Роетовем:
В 1942 г. немны предприняли новое на-!

сетупление, и в августе немецкие тав- Облегченные типы танкоз начала ВОЙНЫ побел наших войск, разбивших
ки показалиеь у Сталинграда. Эдесь в превратилиеь в мощные малины с проч- которая претенловала на влемирное ‹ пеёр-

беспримерной четырехмесячной сталин-

традекой обороне Красная Армия оконча-

веления босвых действий. ’Фронтыл пэкры-
лись укреплениями современного ` типа.

ной броней, вооруженные средними и тя-
желыми калибрами орудий. Появилахь усо-

ОТЕЦ И СЫН—КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 апреля.
(От наш. корр.). Несколько дней тому на-
зад командование наградило орденами Сла-
вы 11 степени командира минометного рас-
чета Авраама Ермиловича Кажаева и на-
водчика этого же расчета Ивана Авраамо-
вича Кажаева. а

Отен-и ‘сын Кажаевзы, сообщает краено-,
армейская газета «Уничтожим врага», око-
`ло двух лет служгт в одной части и -с0-
стоят в одном расчете, -

В последнем бою минометчики Кажаевы
проявили высокое воинскее мастерство и

отвагу. Противник на этом участке пред-
принял контратаку. Миномет Кажаевых от-
крыл меткий огонь. Но вот. оборвалась
связь < наблюдательным пунктом.

Связист, пытавшийся восстановить  ли-
нию, ‘был ранен. Тогда сержант Кажаев
приказал- назодчику, рядовому’ Кажаеву,
немедленно восстановить связь. Наводчик
отправился выюлнять приказание. Вскоре
связь была восстановлена, и’ отец, дейст-
вуя один, снова открыл огонь.

За этот подвиг Авраам а Иван Кажаевы
награждены орденами Славы Ш степени.

‚ Каждый из нас пережил много весен;
были среди них светлые и горестные. Но
кто окажет, что ен привык к весне? Че-
ловека. неизменно волнует переворот в
  природе, когда реки взламывают лед, эем-
яя вырываетея из-под снега, мир, дотоле
номой и тусклый, приобретает звуки и
цвета. Влереди колосья, плоды, гнезда,
мудрость. А весна — это надежда, раз-
ведка, б6ем, мололость.

Человечество издавна связывало приход
веены © идеей торжества жизни. Древние
греки создали °злевсинские ‘мистерии:
юная Прозорпина, плененная богом ада,
возвращалась на землю. Победу над
емертью праздисвали вееной первые хри-
стиане. Прорастающее зерно, побег, цве-
точная затзь вдохновляли человека на
борьбу протиз ты. .

Так родилось Первое мая: передовые
‘люли века соединили волю народов к
построению лучшего мера с ощущением
весны.  Холюду старческого  себялюбия,
мраку тирании они  противопоставили
идею братства трудящихся,

Только сленец может спросить, время
„  ли говорить © человеческой солидарностн,

когда слово привадлежит оружию, время
вершенетвованная самоходная артиллерия,   ли капоминать о реликой надежде, ког-
Чрезвычайно развилась артиллерия всех! да весна обпажила развалины, пепелища,
тивов и назначений, в частности прети-  могилы. Мы знаем —— омрачена и эта
вотанковая и зенитная. Далеко шагнула   весна. Не зазеленеют деревья, изувечен-
вперед авиация. ные минами. В смятении кружалея грачи,
`Наступательные операции Красной Афр-   вопутнутыю боем. Но кажется, не было
мин преникнуты ярким маневренным ду-! еще весны, которая так волновала мир,
хом. Но-не следует забывать, что маневр  как эта. Надежда ширит миллиомы сердец.
в данном случае происходил ереди укреп-  И глядя на зеленеющие нивы, MBE CMYT-
лений гигантской полевой крености. Речь   но видим золото счастья. Мы очень из-
шла QO наступлении против врага, стояв-   менилиеь. за три странных года. Мы мно-
шего во всеоружии вех современных o60- гое поняли. Но мы не забыли наших юно-
ронительных «редетв. этом —— КореН-  шеских клятв. В защиту Mapa MBI подня-
вое различие € предшоствовавшими Кам-  ли оружие. Во имя братства мы покля-
паниямн второй мировой войны. Можно лись уничтожать фанистов. Не тот любит,
сказать, что операции и бои происходили   кто товорит © любви: любит тот, ко за-
теперь неё в случайных и времевных у©-   щущает других, рискуя своей жазлью.
ловиях, а при т м всех mt Я вспоминаю довоенный май, веселых
консмерностей современной войны. - : a ha
ступательные операции Красной Армии а Е Bese ae
дают поэтому классические образцы COB} Da oeasewyoo aedego; of HHX растет наша

eee ee re tig teeny Армин   ЧНависть. Я вопоминаю майские дви и
о ` под другим небом, народные шествия на

Снимок О. Ковалева.

: é ой ii лей
Ropes: Ha ея а улицах Паршиа, тле бумажные гвоздики
обрушизают

д смепитвалие ами, мо-
войска. Ярким пламенем  вепыхивает  ” о, м

лолость етарой Праги, митинги в изум-
рудных парках Копенгагена. Первого мая
присягали на верность жизни рыбаки
Норвегии и викоделы Андалузии.

На карте’ Езрона  кажетея маленькой.
А сколько было в ней многообразия, древ-
них городов, замечательных художников,
загадочных обычаев и песен! Каждый на-
род гордилея своими садами, своей ието-
рией. У англичан был юмор, у испанцев
сарказм, у фраяцузов шутка. Голландцы
отвогвывали у моря пастбища, Норвежцы
за Полятным кругом лелеяли пветы. Пу-
стычя Муроии покрылась помераннами.
Наролы возделали Европу, как сад, и они
‘любили ec, Kak родной дем. На берегу
Днепра я встретил перебежчика. Это был
люкосхбуржец, насильно взятый немца-
‘мя в армию. Я бывал в его карликовом
государстве р0з и виноградников. Пере-

маневр, окаймляемый на новых рубежах
прочной обороной. На отдельных, указан-
ных высшим командованием Красной Ар-
мии, направлениях стремительный поток!
несется вперед, вырываясь в тлубокие ты-.
лы противника.

Поразительнь, маневренность и стреми-
теавность операций Красной Армии. Но не
мене» замюмательна нрочигя и фундамен-
тальная кладка соединениями Красной Ар-
MEW нозых рубежей, закролляющих уебе-
хи наступления. Боз этого невозможна те-
перь ни одна наступательная операция.
Маневр на укронленных фроятах, маневу,
сочетасмый с прорывом, разрушением вра-
жеской ©боролы, быстрым закреплением
новых рубежей. — так можно ехарактс-
ризовать эти оперании совершенно нового
тина. Красная Армия показала уменье 60-
четать прочную оборону ¢ искусством

бежчик п : 3 a ag 4a
стремительного наступательного маневра. Hao cle = aad nae he tone
История не знает ничего подобного   : . \

3 oe 4 ‘oypr! fla 3 ствует Красная Армия!»
RESSCCTBY CME TASTE ee: UGS OEE HL Teo ребе Е бо а

жения, замкнувиегмо сталингралскую РУНЫ? Вечная зима надвинулась на мас-
пирэвку пемециюх сойск; Это KoabNO было] зичные рощи Ue Ha м Air
создано в результате блестящего маневра  ‘. пришан о аи
=. ay A} > 7 i ; ? = Г %
папших танковых и моханизироваяных сил, запустение, «новый порядок» и
и оно послужило опорой дяя дальнейших `` Как було не было немцам места пол
RONESVCIA DER. CHE DOT EH солнцем! Спесь ударила им в головы.

ae н овенью 1943 года ae Le Жадность их ослепила. Они репгили завла-
миен сыли взломаны. и разрушены СИЛ тет, миром. Так в самом сердне Европы

нейшие оборонительные рубежи на лево- родилась злокачественная опухоль.
бережье Днетра путем изумительных 1®  французы
мастерству операции прорыва, завертае-   писали стихи и дегустировали вина, стро-
мых стремительными ударами нодвиЖНЫХ пли музен и епорнан в будущем А з4
сил во вражеский тыл. Вслед за тем по- рейном уже маршировали немецкие диви-
следовало форсирование Днепра, широчай- f
шего водного рубежа, прикрытого мощны-
ин укреплениями,

С еще большим блеском’ развернулиеь
сперании Нрасной Армии на правобереж-
ной Украине. Чудом архитектоники  Яв-
ляетея построение гигантекого выступа ио
южной окраине Полесья к Луцку и Тат-
нололю. Образование этого тлубокого
группировку
мий OT центральной, фапеист- ни елучалось, конец все-таки бывал не-
вкая печать пытается сравнивать с прэ- пременно счастливым. Так будет и в этом
рывом немцев в мае 1940 г. у Седана  рассказе, который в отличие от тех рае-
к Аббезилю. Авторы этого сравнения  сказов следует назвать былью, потому
не  сообразили, что немпы при  седан- что всё это мне рассказал сам человек,
ском. прорыве не встретили. никакого  о котором дальше пойдет речь.
сопротивления. Не так обстояло дело в  ..Они шли уже восемнадцатый день, и
операциях 1943 гола, Немцы оказывали! их осталось веего шестьдесят человек и
ожесточенное протнводействие наступле- три одноколки, запряженные отощавшими
нию Красной Армни. Они собрали круп-   жяпадьми. Иття лесом дальше было нель-
нейшие танковые силы, чтобы прикрыть !зя, а нало было пробиваться к реке через
направления к югу of Вневского района. хутор, занатый немцами. Они два раза
В этот момент Красная Армия прорвала  ходили в атаку и два раза отползали на-
оборону немцев в направлении на Луцк-—  зад, будучи не в состоянии выдержать
Ровно. Этот глубоко врезавшийся в не- огяушительный треск немецких автома-
мецкое расположение клин был прочно тов. Когла надо было итти в третий й
закреплен нашими войсками. Стратеги- последний раз, краеноармеец Ваня Коро-
чески кампания немцев на Украине была   тков, которому тогда был двадцать один
гем самым проиграна. Блестяшим ‚завер-  от роду, не спрашивая никого, взял ¢
явилось наступление трех Украинских   след — свой старый, наполовину разби-
фронтов в юго-западном и южном  На- тый по дороге, баян и, когда люди подня-
правленнях и наступление в Крыму. лись, закинул свой кавалерийский кара-

Выдающимся примером законченного ©0- бин за плечо и, растянув баян, ношел
четания всех разнообразных методов вел- злерои всех, громко играя марш,
ния боевых ленствии при наличии УКРУН- цичего не видя перед собой и зная толь-
ленных фронтов являются Корсунь-Шев-  ко одно, — что ему вот сейчас надо
ченковекая операция И операции в юг9- итти внередл и, должно быть, в послед-
западеой части Украины. ний раз в жизни играть на своем баяне.

Мутров руковолетво величайнего полко- Orpat прошел через хутор. и немцы,
волна товараща Сталина подняло Красную которых было там мало, отступили. Про-
Армию к вершинам COBPEMCHHOTO BOeHHOTO   fori тремя пулями баян остался лежать
аскусства. Ярким светочем ‘горит слава где-то в пыли, при дороге, а Коротков

АРМИЮ, опомнился только тогда, когда его уже
несли лесом на силетенных из ветвей но-
силках, истекающего кровью, с трижды
простреленнрй немецкими пулями грудью.
Ero оставили через день после этого в ма-
лепьком, находившемся вдалеке от дороги
лесном хуторке и ушли дальше, проби-
ваться к своим. Должно быть, ему было
на роду написано выжить и попасть
именно в этот. хуторок, в эту хату, к этой
тетке Линатовне, которая лечила его тра-
вами и которую считали на хуторе зна-
вы Первомайские годарки. Ребята’ получи-  Харкой, и к ее дочке Марии — самой
пи пальто. костюмы, платья, ботинки, уче- красивой девушке, какую оп видел в
чические принадлежности и др. Только В  жизни,

Кировском ‘районе первомайские ‘подарки 5 а ; : ;
получили около двух тысяч детей фронто- Когда через два месяца он стал на но-
зиков, ‘в. Баумановском районе — более ГИ и почувствовал, что сможет, пройти те
1.200. : вести, а кто говорил и триста верст, ко-

К. СИМОНОВ

сказы, в которых люди терпели горе, пе-

венство. Лучи этой

славы не погаснут
Никогда.

ПЕРВОМАЙСКИЕ ПОДАРКИ ДЕТЯМ

ФРОНТОВИКОВ

В районах города Москвы состоялись ©о-
брания членов семей фронтовиков, посвя-
щенные   Mas. Ha собраниях присутство-
вали’ представители действующих частей.

Тысячам детей фронтовиков были вруче-

изготовляли духи и шелк,

Когда-то давно было у. нас обыкнове-
ние писать к рождеству святочные рае- перед уходом целый вечер просидел У ок- ла она и у Короткова.

реживали беды, ин, олнако, что‘ бы © ними но звал Машей и

Илья ЭРЕНБУРГ
+>

зни. Англичане обсуждали законы, играли
в крикет, дремали в клубных креслах. А
по ту сторону даманша уже строили нод-
водные лодки. Чехословаки обживали свой
невый дом, устраивали школы, печатали
календари для хозяек. А у границы уже
фыркали немецкие танки. Бельгийцы от-
крывали выетавки кружев, детеких игру-
п1ек, тончайшего стекла. А немцы изуча-
ли дороги Бельгии. Голланлцы разводили
тюльнаны. А немиы разводили паранноти-
стов. Пастух в горах Югославии глядел на
звезды и считал озец. А немцы считали
никирующне бомбардировщики. Спокойно
спали норвежцы ередя фиордов. Но немпь
ве забывали и про Норвегию Датчане рас-
пустили свою маленькую армию, заявив:
«Мы настолько миролюбивы, что нам не
нужно солдат». Немны  усмехнулись: им
была нужна Дания. Разве крестьяне Гре-
ции думали о немцах? Но немцы думали,
что можно засунуть в жилетный карман и
Грецию...

На берегу голубого озера сидели люди
и подолгу говорили о долге международной
солидарности. Они говорили по привычке
или по службе. Чтобы защитить мир, ну-
жен меч, а У этих присяжных «умиро-
творителей» были только зубочиетки и
уховертки; Напрасно представители Совет-
ского Союза говорили: смерть грозит ми-
ру. Их не хотели слушать. Вогда немцы
убивали. испанцев в Альмерии, француз-
екие министры  наслаждалиеь  нллюзией
безопасности. Когда немцы ворвались в
Прагу, польские генералы лихо ухмыля-
лись. Опухоль росла. Европа задыхалась.`
Настали дни позора и смерти.

Нередо мной пачка фотографий — они
пришли из Греции; нельзя на них cHo-
койно глядеть. На улицах Афин люди па-
дают замертво от голода. Шо утрам их
подбирают и отвозят за город. Передо мной
инсьмо француженки, вырвавшейсея из
тюрьмы Френ. Она пишет: «Женщин при-
вязали и били. Алиса и Мари плевали в
немцев кровью...» Я не хочу сейчас гово-
рить о странном: мы знаем веб и без слов.
Мы помним 00 этом и во сне. Ведь мы не
за океаном: немцев мы увидели на своей
земле.

ДАрмия жизни

возделать ‘налиу землю, вынячьчитв наших
детей, показать миру, что может. сделать
русское дерзание и русское терпение. Но
когда они пришли к нам, ожосточились
даже леса: они наполнились тенями мше-
ния. В странные дни соток первого, Kor-
да нас оплакивали, отпевали, хоронили,
мы стояли насмерть. Мы ke надеялись
ни на помощь, ни на чудо, ни на версты,
ни на годы. Мы надеялись только на свою
стойкость.” Изтория не знала более вели-
чественной эпонеи. В эту весну побед мы
можем вспомнить ту осень... Номню, я
шел как-то по Москве н вглядывалея в
лица прохожих, чае, другой. Я не уви-
дел ни одной. улыбки. На всех лицах бы-
10 то напряжение, та, угрюмая тоска, ко-
торая ветала на пути немцев, о которую
они спотюнулись, — тоска по справедли-
воети, совесть народа.

Ето теперь He энает, чем кончилея 105
ход немцев? Они были ва Кавказе, our
не отдышались и у Карнат. Они растеря-
ли на наших степях и чванетво, и «zZyho-
вые листья» свойх орденов, и сверхмощ=
тью танки, и кости гренадеров. А тот, 33-
душевный и мирный, из Тамбовекой еб-
ласти или с Алтая, стал гвардии лейте-
нантом, одолел «клещи», научилея  вое-
зать, как будто родилея для этого, и те-
нерь над картой Румынии грозят полку
баварских егерей. Вот ен, терой нашего
времени! На него смотрит весь мир.

Во времена, когла Франция ноела чело-
вечеству есновы свободы и каноны кра-
соты, было распространено изречение: «У
каждого человека две ролины — своя и
Франция». Нелавно в полпольной франнуз-
ской газете «Либерте» я прочитал: «Те-
перь у каждого народа два оплота — свое
возмущение и Красная Армия». Эти слова
должны дойти ло напгих соллат — в них
признательность миллиовов. 0 чем думают
югославы? Чье приближение наполнлет
радостью сердца чехословаков? Ето вос-
хищает французов? На Kero уповают нор-
вожцы? На незнакомого иф человека — ©
Поволжья илн с Украины, на далекий на-
род, который показал, что он умеет заши-
тить И 680 достоинетво и свободу мира.

Если прислушаться к ночи над Espo-
пой, она заполнена стонами, признаниями,
выстрелами, клятвами. Волны рално несут
те же названия городов и сёл Западной
Украины, или Молдавии, или Крыма. Ко-

Свиретость и еще невиданная низость нечно, дикторы говорят и о другом — о

сказались в делах пехедкой армии. Они
жгли живых и называли это «иллюмина-
цией». Онн закапывали живых и называ-
ли эт
конвейере. Они построили душегубки. Они
судили годовалых. Фни сделали то, чего
не может слелать человек. Пусть они не

военных сборах, о послевоенных планах,
о комиссиях и полкомиссиях, о смене ми-
нистров, о речах, о нотах. Дикторы, но не

«цветниками». Они убивали на плененные пароды... Что детали послевоен-

ного устроения Европе, поверженной в
пренсподнюю «нового порядка»? Для уг-
нетенной Европы извне есть только один

ждут милости. Совесть народов проклянет звук жизни: шаги Красной Apa. Ko nme

заступников, которые вздумают покрыть
детоубийц. Наше великодушие требует ве-
ликой кары. Немцы сами выключили ce-
бя ‘пз семьи народов. Не люди те,
убивает детей. Не народ те миллионы, ко-
торые рукоплешут пыткам и  казням!

она прислуптиваетея, как прислушивается
замурованный к каждому пороху.
Олин иностранный журналист написал:

кто! «Пути России совпали ‘теперь с путями

человечества». Как будто речь идет о слу-

В чайноети; © выигрыше, о непредвилениой

горе окрепло братетво народов, и все н?-  удаче! Пути Россини не могли разойтись с

роды повторяют: «Смерть немпам!»

В путями человечветва: в этом значение (0-

день Нервого мая мы клянемся: мы будем ветекой России. Зашишая себя, она защи-
там, и мы вопомним там веб, наше горе щает всех, потому что ее враги это враги
и горе жутих — сокженные сербокие сё-  правды, братетва, мифа: ^ Е

ла, детей Греции, удушенных  тололом,

Сквозь клубы порохового лыма мы уже

растерзанных французских девушек. Мы   видим солице. Еше миого трудного внере-

слишком  любвеобильны,

чтобы простить  ди. Немцы цепляются за каждый холмик,

такое. Мы — совесть мира, и, сказав: за каждое строение. Они пробуют. контр-
«За Тереховку», боец тем самым говорит атаковать. Они пытаются отерочить раз-

и «За Чидице», если лаже не читал
повести о крови и пепле Чехословакии.

он   вязку. Им не к спеху умирать. В enexy

нам: мы хотим жить. земля стоековалаеь

Он встал на защиту своего дома, сын по колосьям, и колосья стоскевалиеь го
раздольной Сибири, или гордого Кавказа, жнецу. Но в эту весну веходит урожай -
или заповедника русекой речи — орлов-   пободы. На Запад идет армия жизни. И

ской, тамбовекой, пензенекой земли:

Он в. день Иарвого мая наша Родина, пере-

не бряцал оружием, и если он даже пел O  жившая столько горя, с гордостью хожет
войне, он о ней не думал. Были у него! сказать: «Я сделала, что могла и больше,
и кров, и мечты, и тепло женской ласки.   чем могла. Я выстояла и я иду виеред.
Разве о походах мы мечтали? Мы хотели! Я несу воду жизни».

торые его теперь отделяли от своих, он

на рядом с Марией, которую он уже дав-

— Может, молочка ‘хотите, — спросиз

И Коротков понял, что она не узнала

любил со всей силой  его. Да и как она могла его узнать? Пе-

любви двадцатилетнего юноши, впервые   ред ней стоял незнакомый капитан в са-

встретившего на
свое, казалось,
счастье.

ни с

‘болышой дороге жизни   погах со

шпорами, в выцвепней гимна-

чем несравнимое   стерке, над карманом которой елва уме-

щались запыленные ордена и медали, а;

Они сидели у окна молча, держа друг   Главное, пересекая л0б, левый глаз капи-
лруга за руки, и тянулись друг к другу, ТаВ& закрывала узкая черная повязка,

тем опять молча сидели. И когда он хо-

TO B десятый раз нюхал красные цветы
стоявшей здесь герани, хотя герань
цветок, который почти не пахнет.

А потом е ним случилось веё то,
может случиться на войне с человеком
храбрым, потому что мимо него и рядом
ним прошло столько пуль и осколков,
сколько могло убить, по крайней мере,
тысячу человек. Несколько раз они заде-
вали его, во убить не могли. Он отету-
пал и наступал.

Так прошел Tol, H потом еще год, и
уже почти кончалея третий год, когда
именно тот фронт и та армия, и та диви-
зия, И TOT полк, и тот батальон, где
был Коротков (потому что, как я уже
сказал, конец  расеказа будет  счает-
ливый), пронаступав уже одну и вторую
тысячу верст, после боя попал именно в
тот лесной хутор, где осталась Маша.

Был аятрельский тихий вечер. Капитан
Коротков, подхлестывая натайкой лошадь,
ехал к хутору по лесной дороте, возвраща-
‚ясь от командира полка. «Неужели бывает
такое, — подумал on. — Неужели, правда,
бывает на свете и на войне такое, когда
вдруг исполняются все желания».

Хлестнув коня, он проскакал половину
улицы и, остановясь у хаты, соскочил с
коня и отдал поводья коноводу.

На пороге хаты стояла Липатовна. Она
тержала подмышкой глиняную бадейку с
молоком, которым она поила проходивигих
бойцов. Она стояла и смотрела на CocKo-
чившего с коня Короткова спокойно и
ласково, так же,
всех проходивших в этот день через хутор
людей, :

тел, и не мог, найти слова для своей люб-   переступил порог, не сказав ни
BH, OH поворачивалея к окну и для чего- вошел в хату и открыл вторую дверь в

ЧТО   ками. Когда

и тихо целовались, не отпуская рук, а по-   Аелавшая его лицо суровым.

Он постоял с минуту молча, а потом
слова,

ae чистую торницу..,

Маша сидела у окна, поставив на нохо-
ROHHHK JORTH, подперев голову обеими ру-
Коротков вошел, она по-
вернулась и узнала его, хотя черная по-
вязка пересекала его лицо, хотя на пле-
чах его были погоны, а на груди ордена,
которых она раныше не видела.

Она поднялась, тихо пошла к нему че-
рез комнату п, подойдя, легким движени-
ем пальцев сбросив с него фуражку, об-
няла обеими руками его голову и мол
ча прижалась лицом к его груди. Й да-
же. потом, когда она сидела рядом с.
ним и рассказывала ему о пережитых
годах, о том, как она пряталась, о том;
как ее везли в’ поезде в Германию, о том,
как она прыгала на ходу с откоса, как
вместе с партизанами ходила по лесам ©
черным немецким автоматом через плечо,
йо том, как только вчера вернулась в
свой родной хутор, Коротков смотрел на
нее и ему не казалось удивительным, что
красота ее не изменилась и что годы и
беды не коснулись ее лица.

Они сидели вечером у окна молча, друг
против друга, держась за руки, и когда
ему хетелось сказать ей какие-то уже со-
всем необыкновенные. небывалые слова
любви, он наклонялея и почему-то нюхал
красный цветок герани, хотя герань ——
цветок, который почти не пахнет. Но,
как и все цветы, он говерит людям о

любви и счастьи, и, как бы он ни назы-
вался в ботанике,

как она смотрела на раз по справедливости назвать его bec<
смертником.

можно было на этот

1-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ.