Отклики иностранной печати и радио
на первомайский приказ Верховного Главнокомандующего
Маршала Советского Союза тов. И. В. Сталина

` ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Все лондон-
ские газеты опубликовали первомайский
приказ товарища И. В. Сталина на первых
страницах под крупнейшими заголовками.
Вечерние газеты‘ широко комментируют
приказ товарища Сталина. Газета «Стар»
рассматривает приказ товарища Сталина
как «крупнейший вклад в дело единства
союзников». Газета «Ивнинг ньюс» пишет:
«В приказе нет ни одного слова, с ‘кото-
рым не согласились бы партнеры России
по борьбе. Для врага, который находится
в состоянии напряженного ожидания втор-
жения, уверенность, с которой говорит
Сталин, усилит мрачные предчувствия,
охватившие нацистских лидеров. Мы -B
Англии с удовлетворением отмечаем, что
Сталин специально отметил значение на-
шего участия в борьбе, а также наших
поставок военных материалов. Первомай-
ский приказ содержит `йоследнее преду-
преждение в отношении гитлеровских’ са-
теллитов. Только сами народы могут сбро-
сить гитлеровское иго. Если они’ прило-
жат свои усилия теперь, говорит Сталин,
они могут рассчитывать на понимание со
стороны демократических стран».

«Слова : Сталина, пишет «Ивнинг
ньюс», — отличаются уверенностью, вели-
кодушием и братским отношением, кото-
рые были’ рождены в Тегеране. Сталин
говорит, что только об’единенные удары
трех союзников с Запада и Востока могут
добить раненого зверя. Он говорит 06
этом не с раздражением, а как об обо-
снованной констатации факта».

Дипломатический обозреватель агентства
Рейтер пишет, что «в своем первомайском
приказе Сталин снова провозвестил гряду-
шую победу союзников. и неизбежную ги-
бель германской армии. 1 мая 1942 года
победа казалась далекой наградой, и 1 мая
1943 года она еще не была достигнута
союзниками, но в приказе Сталина тогда,
как и теперь, звучала та же нота непоко-
лебимой уверенности...

«Великодушный отзыв Сталина 0 «зна-
чительнсм вкладе» США и Великобрита-
нии, сдерживающих крупные германские
силы в Италии, бомбардирующих военные
об’екты в Германии и снабжающих Совет-
ский Союз ‘сырьем и военным снаряжением,
был прочитан с особым удовлетворением в
Лондоне».

Подробно изложив приказ, обозреватель
пишет:

«В заключение (Сталин заявляет, что
полный разгром Германии будет достигнут
в результате комбинированного удара с
Востока и с Запада».

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, английская печать ука-
зывает сегодня, что первомайский приказ
Маршала Сталина воодушевит миллионы
людей за пределами Советского Союза.

«Таймс» заявляет в редакционной статье,
что приказ «является посланием ко всем
членам Об’единенных наций и предостере-
жением для их врагов. Это — взвешенный
и воодушевляющий документ». Газета от-
мечает, что для народов вассальных Гер-
мании стран приказ имеет особое значение.

Газета подчеркивает, что бомбардировки
являются необходимой прелюдией, но «раз-
гром германской армии — обязательное
условие капитуляции Германии».

«Дейли экспресс» приветствует высокую
оценку, данную Сталиным масштабам
англо-американской помощи. «Таким обра-
зом, — пишет газета, — в То время как
приближается решающий час, растут и
процветают взаимное доверие и уважение
среди союзных народов».

«Йоркшир пост» пишет, что в приказе
Сталина «голодные и угнетенные во всей
оккупированной Европе прочтут сигнал то-
го, что освобождение и помошь уже при-
ближаются. Для врагов — это смерть на-
дежд на раскол Об’единенных наций».

«Дейли экспресс» в редакционной статье
пишет, что первомайский приказ Сталина
подчеркивает важность событий, которые
должны развернуться < берегов Англии.
Отметив, что Сталин в своем приказе рас-
сказал русскому народу о значении англо-
американской помощи, газета пишет, что «в
обенх странах сердечная похвала Сталина
будет встречена с одобрением». Газета
указывает, что  первомайский приказ
Сталина способствует росту взаимного .До-
верия и уважения между союзниками, ко-
торые разрушили все попытки нацистов
посеять раздор между. ними.

.‚ «В преодоленных трудностях, — пишет в
заключение газета, — заключается великий
‚и казидательный урок. Нации, об’единенные
в настоящее время для величайших COBMe-
стных усилий в целях преодоления наи-

Отклики в США и Англии на
заявление тов, А, Я, Вышинекого
на преес-конференции
в Наркоминделе СССР

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Бюро воен-
ной информации США опубликовало текст
заявления тов. А. Я. Вышинского на пресс-
конференции в Наркоминделе СССР о со-
ветско-чехословацком соглашении на слу-
чай вступления советских войск на тер-
риторию Чехословакии. Ряд газет напеча-
тал изложение этого заявления, которое
было распространено также американским
радио.

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Все газеты
поместили заявление тов. А. Я. Вышинского
на пресс-конференции в Наркоминделе
СССР. о с‹оветско-чехословацком <соглаше-
нии на случай вступления советских войск
‘на. территорию Чехословакии. Это заявле-
ние было передано также лондонским ра-
дио. Московский корреспондент агентства
Рейтер воспроизвел отчет об этой пресс-
конференции и привел вопросы, заданные
тов. А. Я. Вышинскому, и ответы послед-
него на эти вопросы.

_ Сбор средств в Англии
-в фонд помощи
Сталинграду

ЛОНДОН, 9 мая. (ТАСС). В одном из
‘тезтров в западкой части Лондона со-
стоялся митинг под председательством` на-
стоятеля Кентерберийского собора. На ми-
тинге послу СССР тов. Гусеву были. вру-
чены чеки на сумму свыше 111 тысяч фун-
тов стёрлиегов, собранных `Об’единенным
комитетом помсши Советскому Союзу’ -в
фонд строительства госпиталей в Сталин-
граде. Езего в этот фонд собрано 207 тыс.
фунтов стерлингов, т. ©. примерно втрое
больше, чем намечалось первоначальным
планом. Настоятель Кентерберийского ‹о-
бора заявил на митинге, что начата кампа-
вия сбора средств для помощи освобож-
дезным рэйонам СССР. Новый фонд будет
называться «фондом памяти генерала Вату-
тина».

АДРЕС РЕДАКЦИИ:

большего зла, которое когда-либо твори-
лось, должны работать вместе во время
мира так же, как и во время войны».

Обозреватель ` лондонского радио. Томас
Кадетт, комментируя первомайский приказ
товарища Сталина, заявляет, что Маршал
Сталин никогда не делает необоснованных
заявлений и всегда говорит о главных мо-
ментах. Он правильно охарактеризовал гер-
манские войска, как раненого зверя, кото-
рый вынужден уползать к границам своей
берлоги — Германии, и предупредил, что
необходимо преследовать немецкого ране-
ного зверя по пятам и добить его в его
собственной берлоге. Охотники, заявляет
обозреватель, хорошо. представляют себе,
как ведет себя раненый зверь; они знают,
что раненый зверь особенно опасен и его
надо обязательно прикончить. Бывают та-
кие охотники, продолжает Кадетт, про ко-
торых их товарищи говорят: «Я бы не хо-
тел итти < ним против тигра». Но ‘три
охотника — Англия США и Советский
Союз, которые преследуют раненого
зверя — Германию, знают свои силы и
охотятся вместе.

Отметив слова товарища Сталина о. по-
мощи, которую США и Англия оказывают
России в борьбе против Германии, и ука-
зав‚ что огромное бремя войны на суше
целиком ложится на плечи русских войск,
обозреватель приводит заявление товарища
Сталина о том, что задача освобождения
народов Европы от гитлеровского ига мо-
жет быть решена лишь на основе <совмест-
ных усилий СССР, Великобритании и США
путем совместных ударов < Востока и За-
пада и что только такой комбинированный
удар может полностью сокрушить гитле-
ровскую Германию.

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). «Йоркшир
пост» в редакционной статье, посвященной
первомайскому приказу Сталина, пишет:

Русский военный лидер великодушно при-
знает, что англо-американское воздушное нз-
ступление за последние месяцы значитель-
но способствовало подрыву боевой мощи
Германии. Но действие этой длительной
кампании систематических бомбардировок на
дух немцев должно значительно усилиться
в связи < советскими успехами последних
месяцев. Эта героическая борьба Красной
Армии, остановившей наступление врага и
затем отбросившей его за пределы русских
границ, поставила нацистов перед лицом
несомненного разгрома. Последнее триум-
фальное русское наступление создало воЗ-
можности решающих действий, которые
должны быть использованы на обеих сто-
ронах континента, а также на Средизем-
ном море в ближайшие . недели.

Газета «Франс» в передовой статье пи-
шет: «Приказ Сталина является не только
гимном героизму советского народа и его
армии, не только похвалой сотрудничеству
союзников. В нем, кроме того, выражена
надежда, воодушевляющая все народы на
пороге нынешнего мая; в нем указывается
предстоящий этап борьбы и способы до-
биться окончательной победы».

Далее газета подчеркивает, что, как пре-
дусматривает Сталин, освобождение поля-
ков, чехословаков и других народов За-
падной Европы будет осуществлено