4 мая 1943 г., вторник. № 103 (5474).

о КРАСНАЯ ЗВЕЗДА а инь

Отклики за границей на первомайский

приказ товарища Сталина
АНГЛИЯ

8 «Сталинский приказ вновь подтвердил нерушимость

{ боевого содружества Великобритании, США и СССР»

ЛОНДОН, 3 мая; (ТАСС). Как передает
агентство Рейтер, в комментариях англий-
ской печати к первомайскому приказу Вер-
ховного Главнокомандующего Маршала

сообщении для печати указывает,

как в высшей
ция. имеющая глубокое

что
«приказ Сталина расценивается в Лондоне,
степени важная деклара-
значение в дан-

Военные дейс

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает сообщение алжирского
радио, согласно которому войска союзни-
ков заняли Матер (важный пункт на же-
лезной дороге между Бизертой и Туни-
сом).

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Как передает
специальный корреспондент агентства Рей-

Советского Союза И. Сталина отмечается
теплота, с которой Сталин отозвалея об
успехах союзников, и спокойная уверен-
ность, которой проникнут этот приказ.

Газета «Таймс» пишет, что приказ от-
ражает растущую уверенность: в действен-
ности общей стратегии и политики Об’еди-
ненных наций. Одной презрительной фра-
зой Сталин разоблачил наглость попыток
гитлеровцев внести раскол в ряды союз-
ников. Сталин, заявляет газета, категори-
чески подтвердил сплоченность фронта со-
юзников, и это имеет` особую ценность в
настоящее время. Приказ Сталина являет-
ся новым доказательством того, что дела,
а не слова представляют собою надежней-
шую основу доверия.

Газета «Ньюс кроникл» посвятила пере-
‚ довую статью приказу тов. Сталина. Де-
кларация Сталина, говорится в статье, яв-
ляется исчерпывающим ответом на попыт-
ки Геббельса и всей германской пропа-
ганды ослабить фронт союзников и по-
сеять среди них раздор.

Газета’«Манчестер гардиан» подчерки-
вает, что Сталин в своем первомайском
приказе высказал твердую уверенность в
военной победе России и в способности
её союзников оказать ей помощь.

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Первомай-
ский приказ тов. Сталина продолжает за-
нимать видное место в выступлениях анг-
лийских радиокомментаторов. Обозрева-
тель Британской радиовещательной корпо-
рации отмечает, что этот приказ является
свидетельством провала немецкой пропа-
ганды, стремившейся внести раскол в ря-
ды союзников. Сталинский приказ, заяв-
ляет обозреватель, вновь подтвердил неру-
шимость боевого содружества Великобри-
тании, США и СССР. Первомайским при-
казом ‘Сталина гитлеровской пропаганде
нанесен сильный удар. Политическая со-
лидарность союзников претворяется во всё
большей мере в практические действия.
То обстоятельство, что удар Красной Ар-
мии с востока впервые за время нынешней
войны слился с ударом союзников с за-
пада, вселило в немцев ужас.

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Английская
печать и радио широко- комментируюу пер-
вомайский приказ товарища Сталина.

Английское министерство информации в

США

ный момент для дела Об’единенных на-
ций. Особое удовлетворение вызвало разо-
блачение Сталиным гитлеровских’ расчетов
на раскол в лагере союзников».

Дипломатический обозреватель агентства
Рейтер сообщает, что первомайский при-
каз товариша Сталина тепло встречен в
Лондоне. По словам обозревателя, здесь
особенно отмечается то, что Сталин с по-

‚питать Гитлер на то,

хвалой отозвался о победоносных, войсках
России в Северной Африке и
«доблестной

наносимых

союзников
о сокрушительных
англо-американской
Германии и Италии.
‚ Лондонское радио,

ударах
авиации»,

оценивая

политической важности, отмечает, что он
«наносит сокрушительный удар по гитле-

ровской ‘пропаганде, пытающейся убедить
население подвластных Германии стран в

существовании разногласий, якобы имею-
щихся среди Об’единенных наций. В прика-
зе Сталина выражено твердое намерение рус-
ского народа сражаться до полной победы
над врагом. Вместе с тем этот приказ
дает русскому народу уверенность B TOM,
что он сражается не один и что действия
вооруженных сил Об’единенных наций
предвещают создание второго фронта».

Газета «Обсервер» характеризует перво-
майский приказ тов. Сталина как «в выс-
шей степени знаменательное политическое
заявление». Газета пишет, что этот приказ
опрокидывает все надежды, которые мог
что ему удастся
ослабить сплоченность коалиции союзни:
ков, а также его надежды на сепаратный
мир на Западе или Востоке». «Анализ во-
енного положения, — пишет далее газе-
та, — содержащийся в приказе, характе-
рен своим спокойным оптимизмом и реа-
листической оценкой растущего герман-
ского кризиса».

Дипломатический обозреватель газеты
«Санди диспетч» пишет, что «приказ
Сталина сорвал новую кампанию Германии,
рассчитанную на то, чтобы расколоть со-
юзников». Обозреватель подчеркивает, что
подобные политические трюки гитлеров-
цев являются доказательством того, что
гитлеровцы «сознают свою неспособность
отвратить военными ‘средствами грозящую
им катастрофу».

wr

ee

«Солидарность союзников на поле боя сейчас крепче,
чем когда-либо»

НЬЮ-ЙОРК, 3 мая. (ТАСС). Американ-
ские газеты оживленно комментируют
первомайский приказ Верховного Главно-
командующего Маршала Советского Союза
тов. И. Сталина.

В передовой статье, озаглавленной «Со-
лидарность на поле боя», газета «Нью-
Йорк геральд трибюн» пишет, что Сталин
в своем первомайском приказе дал реши-
тельный отпор германским попыткам
вбить клин между Россией, Англией и
Соединенными Штатами. Из слов Сталина,
говорится в передовой, явствует, что толь-
ко полный разгром армий агрессоров и их
безоговорочная капитуляция может стать
основой для разрешения всех европейских
проблем. Сталин показал, продолжает га-
зета, что его забота о создании второго
фронта в Европе не мешает ему видеть
тех выгод для Об’единенных наций, кото-
рые несут с собой англо-американская

кампания в Северной Африке и воздуш-
ные налеты на Германию и Италию. Со-
лидарность союзников на поле боя, пишет,
газета, сейчас крепче, чем когда-либо.

Провинциальные газеты в своих коммен-
тариях отмечают, что приказ тов. Сталина
произвел огромное впечатление. Выходя-
maa sp Атланте (штат Георгия) газета
«Конститьюшен» пишет, что приказ
Сталина, проникнутый спокойной уверенно-
стью в победе, имеет огромную ценность.
Газета «Трибюн» (выходит в Окленде,
штат Калифорния) отмечает, что приказ
Сталина является свидетельством уверен-
ности советского народа в победоносном
исходе крупных, быстро надвигающихся
событий.

Радиокомментатор Полсен указал, что
приказ Сталина одним ударом ликвидиро-
вал все ухишрения пропаганды держав
оси, стремящейся раз’единить союзников.

КИТАЙ

«Единство союзных стран окрепло»

‚ЧУНЦИН, 3 мая. (ТАСС). Китайские
газеты опубликовали приказ тов. Сталина
и посвящают ему обширные комментарии.
Газета «Чжуньянжибао» пишет в передо-
вой. статье, что анализ военного положе-
ния, данный в этом приказе, приковывает
внимание всего мира. Сталин, пишет га-
зета, указал на полное единство между
СССР, Англией и США. Это, безусловно,
укрепляет фронт Об’единенных наций и
расстраивает замыслы стран оси, нейтра-
лизуя яд провокационных слухов, распу-
скаемых гитлеровцами. Опубликование
сталинского приказа является вполне свое-
временным для достижения мира и завое-
вания свободы народов всех стран.

«Народы союзных стран, — пишет га-
зета «Дагунбао», — прочитав первомайский
приказ Маршала Советского Союза
Сталина, испытывают чувство величайшей
радости. Приказ Сталина говорит нам о
том, что единство союзных стран окрепло.
Дело совместного ведения войны движется
вперед. Окончательно  развеяны клеветни-
ческие слухи, распускаемые странами оси.
Мысли, высказанные в приказе Сталина,
безусловно окажут самое благоприятное
влияние на современную международную
обстановку. Так думаем мы, и о народы
Англии и Америки, безусловно, разделяют
наше мнение».

ТУРЦИЯ

«Красная Армия и союзники готовы нанести
решающий удар немецкой военной машине»

СТАМБУЛ, 3 мая. (ТАСС). Турецкие
газеты опубликовали первомайский приказ
тов. Сталина на видных местах под круп-
ными заголовками.

Газета «Тан» отмечает, что приказ тов.
Сталина показал тщетность германской
пропаганды, имеющей целью добиться
разобщения союзников: Призыв Сталина к
народу напрячь все усилия для достиже-

ния победы и заявление Сталина о том,
что нужны еще 2—3 таких мощных удара
с запада и востока, какой был нанесен
гитлеровской армии последние 5—6 меся-
цев, для того, чтобы катастрофа гитлеров-
ской Германии стала фактом, показывает,
что Красная Армия и союзники в соот-
ветствии с общим стратегическим планом
союзников готовы` нанести решающий удар
немецкой военной машине.

Заявление Хэлла о первомайском приказе товарища Сталина

ВАШИНГТОН, 1 мая. (ТАСС). Коммен-
тируя первомайский приказ товарища
Сталина, государственный секретарь США

Хэлл заявил, что этот приказ является
«волнующим выступлением мудрого вождя,

выступлением, крайне полезным в настоя-

щее время».

ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНОЙ АВИАЦИИ

ЛОНДОН, 1 мая. (ТАСС). Английское
министерство информации сообщает, что
минувшей ночью английские самолеты
. подвергли сильной бомбардировке об’екты
в Руре, в том числе Эссен. 13 английских
самолетов не вернулись из этой операции.

Министерство информации указывает,
что это был 54-Й налет на Эссен.

английское министерство информации,   мая
американские тяжелые бомбардировщики
совершили дневной налет на портовые со-
оружения в Сен-Назере. Неблагоприятные
условия погоды затрудняли поиски об’ек-
тов и наблюдение за результатами бомбар-

дировок. Из этой операции не вернулись
на свои базы 7 американских бомбардиров-
ULHKOB.

агентство Рейтер, в результате налета ан-
глийской авиации на Штеттин в ночь на
21 апреля причинены значительные разру-
шения на плошади в 100 акров, в районе,
где сосредоточено большинство крупней-
ших заводов города. В результате бомбар-
дировки на территории химического завода
повреждены все здания, за исключением
одного. Примерно 90 заводских зданий
полностью уничтожены. Почти полностью
разрушен завод компании Дидье,

«Несчастный случай»

с начальником штаба

гитлеровских штурмовых отрядов Лютце

ЖЕНЕВА, 2 мая. (ТАСС). В Берлине
официально  об’явлено, что начальник
штаба гитлеровских штурмовых отрядов
(СА) Лютце тяжело ранен якобы во вре-
мя автомобильной катастрофы.

Г. 113103.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны:

ЖЕНЕВА, 3 мая. (ТАСС). В Берлине
официально об’явлено, что 2 мая умер ра-
неный якобы во время автомобильной ка-
тастрофы начальник штаба гитлеровских
штурмовых отрядов (СА) Лютце.

камина

приказ
товарища Сталина, как документ большой’

a  e ь
wx “ano ГЕТТАРА
ГАФСА ФЕЛЖОАЖ

ЮОкм

тер, находящийся при 1-й английской
армии, английская пехота ведет упорные
бои к северо-востоку от Меджез-эль-Баба,
где она отбила атаку немцев, пытавшихся
захватить важную высоту в горном районе,
вдоль главной дороги, ведущей к Тебурбе.
К востоку от Меджез-эль-Баба английская
пехота захватила еще одну важную вы-
соту и в течение вчерашнего дня закре-
плялась на позициях, очищая‘ захваченную

НЬЮ-ЙОРК, 2 мая. (ТАСС). Уполномо-
ченный по проведению в жизнь закона, о
передаче в аренду или взаймы вооружения
Стеттиниус опубликовал отчет, в котором
указывает, что помошь, предоставленная
Соединенными Штатами на основе выше-
указанного закона, с 1! марта 1941 года
по 1! апреля 1943 года в денежном выра-
жении составила 10 млрд. 320 млн. долла-
ров, из числа которых 688 млн. долларов
приходится на март этого года. До   анре-
ля на основе этого закона было передано
товаров. всего на сумму 8 млрд. 494 млн.
долларов. В 1941 году свыше двух третей
всех поставок на основе упомянутого за-
кона пришлось на Англию. В 1942 году
Советский ` Союз получил 29 процентов
всех американских поставок на основе за-
кона о передаче в аренду или взаймы
вооружения, Англия — 38 процентов и
все остальные страны — 33 процента. За
последние три месяца Англия получила
38 процентов всех поставок,” Советский

Союз — 31! процент, Африка и Ближний
Восток — 16 процентов, Дальний Востой,
в том числе Индия, — 14 процентов,

остальные страны — 1 процент. Самолеты
были крупнейшей статьей поставок Ha
основе вышеуказанного закона, и`их было
отправлено на сумму 1 млрд. 406 млн.
долларов. В Советский Союз было отпра-
влено больше самолетов, чем на любой
другой театр. военных действий. Поставки
самолетов на основе закона о передаче в
аренду или взаймы вооружения и продажа
боевых самолетов союзникам составили
около одной трети всего американского
производства боевых самолетов. :

Стеттиниус указывает далее, что по-
ставки продовольствия на основе закона о
передаче в ‘аренду или взаймы в денеж-
ном выражении составили 1! млрд. 269 млн.
долларов, из числа которых свыше 90 про-
центов было отправлено для Красной Ар-
мии и для рабочих английской военной
промышленности. В этом году Соединен-
ные Штаты поставят на основе вышеука-
занного закона, очевидно, равное количе-

Английские поставки Советскому Союзу.

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер передает экономический обзор, в
котором говорится, что получены подроб-
ные сведения -о\ размерах поставок мате:
риалов невоенного характера, которые бы-
ли направлены из Англии в Россию через
английскую правительственную торговую
организацию «Торговое общество Соеди-
ненного Королевства», Имеются сведения
о том, что стоимость этих поставок уже
превысила 50 миллионов фунтов стерлин-
гов в дополнение к военным поставкам;
определяемым в 170 миллионов фунтов
стерлингов. i

«Торговое общество Соединенного Коро-
левства» начало поставки Советскому Со-
юзу через две недели после, нападения
Германии на СССР. Никакие трудности
финансового характера не задерживали от-
правку хотя бы одной тонны грузов. Поз
ставки включают;  электрооборудование,
станки, алюминий, кобальт, медь, олово,

свинец, феррохром, ферросилиций, фосфор,
цинк, промышленные алмазы, иридий.
HT. 2.

Торговое общество работает в соответ-
ствии с политикой, намеченной правитель-
ством, и в тесном контакте с соответ-
ствующими отраслями промышленности.

Когда из России получается заявка на
те или иные товары, Торговое общество
получает об этом извещение и заключает
договоры с поставщиками. Между Торго-
вым обществом и советской торговой де-
легацией установились дружественные и
сердечные отношения. Все русские пред-
ставители являются специалистами в ка-
кой-либо определенной области или же
знатоками какого-либо определенного ма:
териала и работают в сотрудничестве ©

ГИТЛЕРОВЦЫ ОГРАБИЛИ СМОЛЕНСК ДО НИТКИ

СТОКГОЛЬМ, 3 мая. (ТАСС). Как пи-
шет берлинский корреспондент шведской
газеты «Стокгольмс тиднинген», оккупиро-
ванный немцами Смоленск так старательно
«прочесан» (т. е. ограблен) немцами, что
«во всем городе не найдешь даже разби-
той чашки». Корреспондент рисует  сле-
дующую картину состояния смоленского
рынка: «На рынке стоит старик, перед ним

ОТЧЕТ СТЕТТИНИУСА ОБ АМЕРИКАНСКИХ
`ПОСТАВКАХ ВООРУЖЕНИЯ И ДРУГИХ МАТЕРИАЛОВ

несколько миллионов пар сапог.

твия в Тунисе

Войска союзников заняли Матер

территорию от противника. Английские
войска в настоящее время находятся при-
one в 8—10 милях к востоку от Мед-
жез-эль-Баба. В ночь на 2 мая немцы все
еще удерживали северо-восточный край
кряжа Джебель-Асмера, 2 мая английская
пехота после интенсивной артиллерийской
подготовки выбила немцев с вершины,
господствующей над этим кряжем, а так-
же из горного селения Хейдус В резуль:
тате создалась‘ серьезная угроза для гер-
манских позиций на Джебель-Асмере,

ЛОНДОН, 2 мая. (ТАСС). В’ коммюнике
штаба французских войск в Северной Аф-
puke говорится, что к юго-востоку от Пон-
дю-Фаса французские войска отбили контр-
атаку немцев. Противник понес тяжелые
потери. Почти на всех остальных участках
фронта активно действовали патрули. Ма-
рокканские войска, действуя в прибрежном
участке фронта на севере Туниса, пролол-
жая операции по очистке территории от
противника, прошли пункт Мерса-Дуиба,
расположенный в 20 милях к западу от
Бизерты,

По сообщению штаба союзных войск в
Северной Африке, действующие на севере
Туниса американские войска, ранве захва-
тившие высоту 609, расположенную в 14
милях к юго-западу от Матера, захватили
также к югу от Джебель-Тахента возвы-
шенность высотой в 1.500 футов. В этом
районе американские дальнобойные ору-
дия, непрерывно обстреливающие узел до-
рог. у Матера, подвергли обстрелу также
селение Сиди-Салем, находящееся в 8 ми-
лях к западу от Матера. ;

Как передает английское министерство
информации, американские войска после
ожесточенных боев захватили Джебель-
Тахент. Войскам приходилось сражаться в
весьма трудных условиях, и на прошлой
неделе им неоднократно доставляли бое:
принасы и продовольствие на парашютах.

ЛОНДОН, 3 мая. (ТАСС). Штаб союз-
ных войск в Северной Африке сообщает,
что 2 мая на тунисском фронте наступило
затишье. Активные действия вели патру-
ли союзников. Две вражеские атаки мест-
ного значения были отбиты. Взяты плен-
ные.

ство. продовольствия Советскому `Союзу и
Англии.

55 процентов всех американских поста-
вок на основе закона о передаче в аренду
или взаймы вооружения до сих пор падало
на вооружение, 27 процентов — на про-
мышленные товары, 15 процентов — на
продовольствие, 3 процента — на другие
сельскохозяйственные продукты. Около 90
процентов всех товаров, выделенных Сое-
диненными Штатами для союзников, уже
отправлено за границу. Средства, выде-
ленные для оказания помощи на основе
закона о Передаче в аренду или взаймы
вооружения, составили с марта 1941 года
по апрель 1943 года около 13 процентов
всех военных расходов США. За послед-
ние три месяца средства, выделенные на
оказание помои, составили 2 млрд. 67
млн. долларов, т. е. 12 процентов всех
ассигнований США на военные нужды за
этот период. -

Поставки Соединенными Штатами продо-
вольствия на основе закона о передаче в
аренду или взаймы в прошлом году со-
ставили около 6, процентов всех американ-
ских запасов продовольствия, а в этом
году эта цифра, очевидно, возрастет. В
поставки вооружения и др. материалов
входят поставки самолетов, деталей, кото-
рые в денежном выражении составили
1 млрд. 406 млн. долларов, танков и де-
талей — 731 млн. долларов, автомашин —
468 млн. долларов, различного рода артил-
лерийских орудий — 450 млн. долларов,
боеприпасов — 944 млн. долларов, мелких
судов — 687 млн. долларов, промышлен-
ных товаров, в том числе машинного обо-
рудования, — 371 млн. долларов, метал-
лов — 607 млн. долларов, нефтепродук-
тов -— 413 млн. долларов, других промы-
шленных товаров — 862 млн. долларов.

В отчете Стеттиниуса указывается, что
пропорционально своим ресурсам союзники
в свою очередь оказывали Соединенным
Штатам и друг-другу помощь, которую
можно полностью сравнить с помошью,
оказанной союзникам Соединенными Шта-
тами.

соответствующими Обще-
ства.

Всего через Общество в СССР поставле-
ны сотни тысяч тонн материалов, в том
числе 82.000 тонн каучука и около 26.000
тонн олова. Поставки этих материалов про-
должаются, несмотря на потерю основных
районов, ‚производящих их, — Малайи и
Голландской Индии. Сейчас в Россию от-
правляются тысячи тонн каучука с Цей-

специалистами

лона, а в числе поставщиков олова нахо-
дятся старейшие оловянные рудники в
Англии. °

Для удовлетворения потребностей Рос-
сии Торговое общество оперирует orpom-
ным количеством различных материалов,
получаемых из множества стран, например,
шерсть привозится из Австралии, Новой
Зеландии, Сирии, Ирака, Ирана, мётал-
лы — из’ Канады, брезентовые ткани —
из Палестины, дубильные материалы —

из Турции, кофе — из Восточной Африки,
чай и каучук — с Цейлона, черный пе-
рец — из Индии, прорезиненные плащи—

из Канады. Другие товары поставляются
из самых различных районов. К числу
этих материалов относятся мука, сахар,
чай, какао, орехи, кола, джутовые мешки,
канаты, миллионы ярдов армейской ткани,

Индия, где имеется филиал Торгового
общества, является важным источником
разнообразных поставок России. Торговое
общество в соответствии со своей поли-
тикой делает всё возможное для исполь-
зования существующих торговых каналов
Индии, а также других стран. Недавно
только в одной Индии был размещен за-
каз на 11 миллионов джутовых мешков.
Торговое общество стремится ускорить
транспортировку грузов из Индии в СССР.

на лотке разложено всё его имущество:
сломанная зубная щетка, изорванные гало-
ши, дюжина гвоздиков, полдюжины запо-
нок и шпилек. Три человека продают
иголки». Корреспондент приводит заявле-
ние одного немецкого офицера, который
цинично похваляется, что «за одну бутыл:
ку коньяку можно скупить все товары на
смоленских рынках».

коммутатор К-4-00-70 до 74, пля справок — К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70, доб. 33. Бюро жалоб подписной
. Типография центрального органа Народного зомиссариата ‚обороны СССР «Красная звезда», Москве, Малая Дмитровка, 16.

УКАЗ! ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ НАГРАЖДЕНИЕ ОРДЕНАМИ И

МЕДАЛЯМИ СССР.И НАГРУДНЫМИ ЗНАКАМИ, ЗА ПРИСВОЕНИЕ ОРДЕНОВ,

МЕДАЛЕЙ И НАГРУДНЫХ ЗНАКОВ И ПЕРЕДАЧУ ИХ НАГРАИДЕННЫМИ
ЛИЦАМИ ДРУГИМ ЛИЦАМ

Указом Президиума Верховного Совета   ми СОСР и нагрудными знаками лиц, нё
СССР от 10 ноября 1942 года Команлую-  имеющих прямого отношения в армии пли
щим фронтами, флотами, армиями и фло-  флоту, привлекаются к уголовной ‚ответ.
тилиями, командирам корпусов, дивизий,   ственности, как за должностное преступле-
бригад и полков предоставлено право на-  ние, и караются тюремным зактючениех

политики полковника Бека, Советско-поль-
в  шений с СССР, продолжает Ланге, сопро-
вождалось ухудшением польских отноше-
ний  с Чехословакией.
тельство, польские организации и печать
начали античешскую - кампанию
поддерживать
учившись в результате событий 1939 года  движение.
и дальнейшего хода войны, они немедлен-
но стали строить всякие препятствия и тистами в США через

национализма и поэтической безответствен-

граждения от имени Президиума Верхов-   ероком от 6 месяцев до 2 лет.
ного Совета СОСР орденами и медалями

CCCP u нагрудными знаками бойцов и
командиров Красной Армии и Вюенно-Мор-
ского Флота, отличившихся ва фронте
борьбы с немецкими захвалчиками.

Между тем, имеют место случаи нару-
шения законов 06 орденах, мелалях COCP
и нагрудных знаках, а именно факты неза-
конного награждения лиц, He имеющих
прямого отношения к действующей армии
и флоту, как это имело, например, место
в 21, 20 и 61 армиях.

Кроме того, имеются факты ‘присвоения
орденов и медалей СССР и нагрудиых зна-
ков, & также факты передачи. награжден-
ными лицами орденов, медалей и вагруд-
ных знаков другим лицам.

Презилиум Верховного Совета СССР по-
становляет:

1. Установить, что виновные в неза-
конном награжлении орденами и медаля-

или нагрудного знака караютея тю-

дали
роком or 2 70

ремным заключением
3 лет.

3. За продажу
подарка ордена,

или передачу в вид
медали или нагрулного
знака другому лицу виновный подлежит
лишению награды и карается тюремных
заключением сроком от одного до 3 лет,

4. Ношение ордена, медали или нагруд-
ного знака лицами, не имеющими на то
права, карается тюремным  заключениех
сроком от 6 месящев до одного года.

5. Доажностные лица, отвечающие за
хранение орденов, медалей и нагрулных
знаков (в госпиталях, в штабах, судеб-
ных органах и т. п.), по халатности ко-
торых лопущены хищения ордена, медали
или нагрудного знака, караются тюрем-
ным заключением сроком от одного до
2 лет.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Г OPKHH.

Москва, Кремль. 2 мая 1943 г.

Польский профессор в США Оскар Ланге о

НЬЮ-ЙОРК, 30 апреля. (ТАСС). Про-
фессор Колумбийского университета Оскар
Ланге, бывший секретарь Краковского
университета, в письме в газету «Нью-
Йорк гёральд трибюн» заявляет, что раз-
рыв отношений между Советским Союзом
и польским правительством вызван анти-
советскими интригами . таких элементов,
как Матушевский и другие

ское взаимопонимание,
1941 году, не привело к
трудничеству из-за «рома

достигнутое
одлинному со-
ического сверх-

ности значительной части польской эми-
грантской интеллигенции. Ничему не на-

выступать против политики сотрудниче-
ства с Советской Россией, проводимой Си-
корским».

Подписание советско-польского соглаше-
ния в июле 1941 года даже ускорило кри-
зис польского эмигрантского правитель-
ства. «Противники этого соглашения, ли-
деры которых в большинстве своем явля-
лись представителями режима Бека и сто-
ронниками его политики, либо явными чле-
нами фашистского лагеря, начали ожесто-
ченные нападки на политику Сикорского.
Оппозиция организовалась в Соединенных
Штатах вокруг Матушевского и нанесла
значительный ущерб моральному состоя-
нию американцев польского ‘происхожде-
ния, среди которых она вызвала сильное
чувство неприязни к нашим советским, че-
хословацким и английским союзникам»:

Ланге далее пишет, что такая неофици-
альная оппозиция не представляла круп-

ротворения антисоветских элементов,

советско-польском конфликте

кими видными элементами, выступавшими
за мир с Германией на основе переговоров,
олицетворяло собой антисоветскую полити-
ку». Деятельность польского  правитель-
ства, национального польского совета,
польских дипломатических представителей
и печати препятствовала личным усилиям
Сикорского добиться дружественных отно-

сторонники  шений с Советским Союзом.

Последующее ухудшение польских отно-

Польское прави-

и стали
‚ словацкое  сепаратистское
Лайге указывает, что Годжа

поддерживал связь со словацкими сепара-

польские прави-

тельственные каналы. Положение ухудши-
лось, когда некоторые «левые» представи-
тели эмигрантской интеллигенции,
числе социалистическая
польски»,
антисоветской кампании.
стоятельствах, — пишет Ланге, — Сикор-

в том
газета «Роботник
присоединились к’ реакционной
«При таких об-

ский был изолирован. К несчастью, он по-
пытался исправить положение путем уми-
де-
лал одну уступку за другой до тех пор,
пока его политика по существу ничем не
стала отличаться от политики Матушев-
ского. ‹ Положение всё ухудшалось, пока,
наконец, не произошел разрыв отношений».

Ланге указывает далее, что нынешнее
польское правительство, которое привело к

созданию такого положения, должно уйти
в отставку, а национальный совет, «кото-
рый никого не представляет», должен быть
распущен. Необходимо создать новое поль-

ной и реальной угрозы польско-советским ское правительство, состоящее из людей,

отношениям. Однако реальная угроза су-
ществовала в том, что многие
польского правительства в Лондоне разде-
ляли взгляды клики МатЯшевского
упорно препятствовали всяким попыткам
Сикорского проводить политику дружбы с
Советским Союзом.

Характеризуя польско-советские отноше-
ния за последнее время, Ланге отмечает,
что весной 1942 года польский националь-
ный совет’ в Лондоне выразил свои анти-
советские настроения, в декабре 1942 г.
он вынес резолюцию, которая подтверж-
пала польские претензии на довоенные во-
сточные границы Польши, и в феврале
1943 года одобрил новую аналогичную ре-
золюцию, «Ни одна из этих резолюций, —
продолжает Ланге, — не упоминала об
украинском и белорусском населении, со-
ставляющем большую ‘часть населения
спорных территорий. Одновременно поль-
ская и эмигрантская печать, официальные
дипломатические круги и информационные
центры вели непрерывную антисоветскую
пропагандистскую кампанию. Частью этой
кампании было снабжение антисоветскими
материалами газеты «Чикаго  трибюн».
Польское посольство \также было тесно
связано с «американскими друзьями», сре-
ди которых были виднейшие лидеры изо-
ляционистов, в том числе издатель «Чи-
каго трибюнх Маккормик и бывший аме-
риканский посол в Польше Кадэхи, «Со-
трудничество польской дипломатии с та-

которые понимают требования’ войны и ко:
члены   торые

проникнуты чувством ответствен-
ности перед польским народом и делом

и   Об’единенных наций,

Новое правительство должно проводить
политику, стремящуюся избегать конфлик-
тов с Соединенными Штатами, Англией и
Советским Союзом, независимо от обстоя-
тельств, оно должно устранить всех поль“
ских официальных представителей, стре-
мящихся провоцировать конфликты между
Об’единенными нациями, не должно стано’
виться орудием в руках других держав
против® Советского Союза, ‘поддерживать
дружественные отношения с Советским
Союзом и Чехословакией, полностью осо-
знать то, зло, которое   было причинено до
войны украинцам, отказаться от политики
сохранения господства над украинцами #
белоруссами против их воли и дружест.
венным путем разрешить с СССР вопрос
с восточных границах, учитывая интересы
и желания украинского и белорусского
так же, как польского и еврейского насе-
ления спорных территорий. Только такая
программа помешает Германии одержать
политическую победу,

Ланге пишет в заключение, что Hens
вестно, будет ли польское правительство
проводить такую реалистичную  полити-
ку. Но’ независимо от действий польского
правительства польский народ, находящий»
ся В Польше, будет продолжать борьбу с
врагом,

РОСТ. ПОРАЖЕНЧЕСКИХ НАСТРОЕНИЙ
В ИТАЛИИ И ВЕНГРИИ

СТАМБУЛ, 3-мая. (ТАСС). Фашистские
газеты «Пополо д’Италиа» и «Стампа» со-
общают, что в последнее время в Милане
и других крупных городах Северной Ита-
лии ‘были произведены многочисленные
аресты среди населения, и особенно среди
рабочих, обвиненных в «распространении
пораженческих настроений», а также в от-
казе от работы на итальянских военных
предприятиях, Газета «Коррьере ` делла
сера» сообщила недавно об аресте и за-
ключении в тюрьму большой группы жи-
телей города Триеста «за слушание иност-
ранных радиопередач»,

Пораженческие настроения, судя по со-
общениям итальянской печати, проникают
также в ряды фашистской партии. В по-
следнее время в фашистских газетах, пуб-
ликуются многочисленные сообщения об
исключении многих фашистов из партии по
обвинению «в неустойчивости» и «непони-
мании своих задач». Некоторые из них

сейчас же после исключения были аресто-
ваны.

СТАМБУЛ, 3 мая. (ТАСС). Венгерские
газеты не скрывают своей тревоги в связи
с неустойчивостыю «внутреннего фронта»
в Венгрии. Особенно острое беспокойство
венгерских лакеев Гитлера вызывает ши
рокое распространение различных «враж»
дебных слухов».

«Будапешт, — пишет газета «Пестер
Ллойд», — полон слухами, Повсюду шопо-
том передаются различные новости. Немед:
ленно после каждого сражения люди уже
распространяют данные о потерях венгер»
ских войск». Газета пишет, что при этом,
как правило, ссылаются на сведения, по-
лученные из офицерских кругов,

Венгерский премьер-министр Kayan BH
ступил ‘с речью, в которой призывал и@
верить слухам и бороться с широко рас
пространившимся неверием в победу. Кал.
лаи обвинял венгров в том, что они поте
ряли способность «трезво смотреть на ве
a Если бы этого не было, сказал Кал.
Patan ное в Будапеште была бы

раздо более спокойной и не велось бы

столько «нежелательных разговоров» на
политические темы.

И АО ОЕ

Институт Маркса — Энгельса — Ленина

при ЦК ВКП(б) извещает, что 4 мая в

помещении Московского Дома
АН СССР (улица Кропоткина,
тутом проводится собрание,
125-летию со дия
Маркса.

SS

ученых

16) Инсти-
посвященное
Карла

рождения

i

ИЗВЕЩЕНИЕ

Порядок дня!
1, Карл Маркс (к 125-летию со дня
рождения) — академик М. Б. Митин.

Маркс о России — академик Ем,
роза вск. >
ачало в 18 часов 3
лы О минут.

рассылаются по организациям,
Телефоны Института К-0-75-35,
K-0-75-33, K-0-75-89,

SSeS ae

Ответственный редактор Д. ВАДИМОВ,

2. Виновные в присвоении ордена; ve. ,

и

fi
]
$

I
й

(