Смерть

’

5 мая

~

№ 104 (5415)

ВЕЕТ

_ ДЕНЬ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ
ПЕЧАТИ

Пятое мая вошло в историю Советского государства, как день
боевого смотра большевистской печати. Эта дата, связана с вы-
ходом в свет первого номера газеты «Правда», основанной
Лениным и Сталиным в 1912 году, сразу после окончательного
оформления большевизма в самостоятельную партию.

Великие изменения произошли с тех пор в нашей стране, в
жизни нашего народа. Много выдержано суровых испытаний,
много преодолено тяжких трудностей, много завоевано славных
побед. И всегда, на всех этапах нашей борьбы и строительства
миллионы людей ежедневно, ежечаено слышали со страниц боль-

Wy
Ale RM
ey

ee
lam,

Ha
Ye ie }
А,

Цин

a раз’яснения.
rei!

т   Печатное слово всегда было, есть и будет грозным оружием
и в руках большевиков против всех и веяческиж врагов нашего
ined народа, нашей Родины. Свято выполняя ленинские заветы, чеет-
on > но служа своему народу, его интересам, его правому делу, его
м извечным стремлениям к свободе и независимости, наша печать
‹ -6 первого же дня Великой Отечественной войны выступила, как
“op Могучий коллективный ‘агитатор, пропагандист и организатор
У -борьбы за разгром немецких захватчиков. Она неустанно раз’яс-
вяет высокие и благородные цели этой войны, поддерживает-у
наших людей бодрость духа, веру в победу и неистребимую не-
зависть к врагу, воодушевляет их на ратные подвиги в бою и
трудовую доблесть в тылу.

Во время Отечественной войны особенно высоко поднялась
роль красноармейских газет. Таких газет у нас сейчас сотни. В
их редакциях собран цвет наших журналистских кадров. Здесь
работают лучшие советские писатели. Эти газеты стали теперь
надежными помощниками командиров и политорганов в военном

И политическом воспитании красноармейцев.

Красноармейскими газетами и их военными корреспондентами

.
Н,

совета, — людьми храбрыми, честными, беззаветно преданными делу
ителей   партии — сделано уже многое для усиления боеспособности
СНлИЯх   Ёрасной Армии, но еще более грандиозные задачи веталот перед
OHO ними сейчас, накануне решающих боев с титлеровскими разбой-
eh никами. Эти задачи вытекают из первомайского приказа, Bepxos-
Я ного Главнокомандующего товарища Сталина.

fines Товарищ: Сталин напоминает, что «титлеровская Германия и
прави:   ве армия потрясены и переживают кризис, но они еще не раз-
печать биты. Было бы наивно думать, что катастрофа придет сама, в
Cran   порядке самотека... Предстоит еще суровая и тяжелая борьба за
LeTCKO   полную победу над гитлеровскими извергами». Отеюда следует,
Годиа   что наша красноармейская печать вееми доступными ей средет-

вами должна готовить людей к преодолению этих трудностей,
вести решительную борьбу с зазнайством, с самоуспокоенноетью,
< самодовольетвом, с шалкозакидательскими настроениями, всё

куди
(Стави.

B то! время поддерживать у людей чувство боевой настороженности и
боти   блительности. Велик порок тех газет, которые сами поллалиеь
ager. Saarozymuw. Maox тот редактор, который охотно восхваляет са-
Col мый маленький наш успех и старательно обходит молчанием
Of toe крупнейшие недостатки. Непримиримость х недостаткам веегда
уми:   составляла, олну из отличительных черт большевиетекой печати.
ol   В своем первомайском приказе товарищ Сталин ‘подчеркивает,
i. a что «главное сейчас состоит в том, чтобы ВСЯ Красная Аруия
шев-   изо дня в день совершенетвовала свою боевую выучку, чтобы
тока,   ВСЕ командиры и бойцы Ирасной Армии изучали опыт войны».
sane Отеола, следует, что налиа, краснеармейская печать лоляжжна, сейаае
аа   1е в пример больше, чем ло сих пор, заниматься обобщением и
уйт    Таспространением накопленного в боях передового опыта. Было
«кото:   бы непростительной ошибкой пытаться осущеетвить эту задачу
Г быть   силами одних лишь штатных газетных работников. Как бы хо-
мы роши эти пегатные работники ни были, Be at решает здесь
ко   привлечение итирочайшего круга авторских кадров из числа тех
‘ствен: людей, которые сами творят боевой опыт. Ленин в св0е вуемя
делом говорил, что всякий печатный орган лишь тогда будет жи-
ge BHM и жизненным,  когла на пяток руководящих и по-
nmin: стоянно пишущих литераторов в нем будет сотрудничать
nell 1   DATBCOT UH пять  тыеяч работников не литераторов. 06
стоя: этом надо помнить всегда. Работу каждого военного корреспон-
‚ поль    Дента следует оценивать не только и даже не столько по коли-
aaah честву и качеству его собственных сталей, сколько по количе-
crato: ству завербованных им для газеты новых авторов из числа
держа   бойцов, командиров, политработников, по количеству труда, вло-
Живет зженного им на литературную отделку статей и корреспонденций
ence   этих нештатных авторов. При таком, и только при таком m0z-
и ходе к делу все напги красноармейские газеты станут дейетви-
ЛИК тельно масеовой трибуной передового опыта.
ами # Товарищ Сталин а «всем бойцам — пехотинцам,
ee минометчикам, артиллеристам, танкиетам, летчикам;  саперам,
еде связистам, кавалеристам °—— продолжать без устали совершенет-
yeoxer® вовать свое боевое мастеретво». Отсюда следует, что наша кра-
o Hace’   сноармейская печать обязана сейчас усилить освещение на сво-
y таки их страницах вопросов боевой учебы войск.
jepiKe Первомайский приказ товарища Сталина — неисчерпаемый ис-
‚ Hel точник тем и боевая программа действий для всех наших газет
‘ельство и прежде всего военных. Отмечая сегодня День большевист-
полит!  ской печати, любой военный журналист должен спросить себя:
eee что сделал я и что делает моя газета для того, чтобы донести
рыбу до ума и сердца каждого воина мудрые и ясные сталинские сло-
ва, чтобы организовать всю нашу армию на энергичное выпол:
нение сталинских требований? В этох теперь — важнейшая
  задача нашей печати.
— А ————
„м В Народном Комиссариате Обороны
: pot  За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецкими.
sol) захватчиками, за стойкость, мужество, дисциплину и организо-
ет ванность, за героизм личного состава преобразованы:
spat) 226 стрелковая дивизия в 95 Гвардейскую стрелковую ди-
\ вВиЗиюЮ : 4
fleet Командир дивизии — генерал-майор Никитченко Николай
ono” Степанович.
‚Нее 258 стрелковая дивизия в 96 Гвардейскую стрелковую ди-
pitt Lat BH3HI0.
eer Командир дивизии — полковник Левин Семен Самуилович.
ft i 343 стрелковая дивизия в 97 Гвардейскую стрёлковую ди-
BUSH. Е ; :
ant Командир дивизии — генерал-майор Усенко Матвей Алек-
pad в сгевич.
око # 76 укрепленный район в 1 Гвардейский укрепленный район.
ду, № Комендант укрепленного района — полковник Саксеев Петр
a   Иванович. ;
b ar 133 минометный полк РГК в 133 Гвардейский минометный
8   полк РГК. я
м @ Командир полка — майор Баев Михаил Яковлевич.
a i 710 отдельный армейский разведывательный артиллерийский
т дивизион в 25 Гвардейский отдельный армейский разведыватель-
ный артиллерийский дивизион.
Командир дивизиона — майор Езрубельский Яков Влади-
мирович.
: 40 отдельный полк связи’ в 8 Гвардейский отдельный полк
60 я . связи, :
‚МиР Командир полка — подполковник Якимов Василий Федорович.
ик 42 отдельный бронеавтомобильный батальон в 5 Гвардейский
отдельный бронеавтомобильный батальон:
ут. Командир батальона — старший лейтенант Шершитский Про-
sat кофий Иванович.
3 42 отдельный Краснознаменный моторизованный инженерный
батальон в 6 Гвардейский отдельный Краснознаменный мотори-
gE   зованный инженерный батальон.
‚ди Командир батальона — майор Евграфов Алексей Иванович.

Преобразованным частям вручаются Гвардейские знамена.

J}
ry

1943 r., среда

шевистских газет голос нашей паргии, ее призывы, ее советы и,

Новороссийска идут серъезные
других фронтах существенных изменений
не произошло.

тонлены два транспорта противника.

личных участках фронта уничтожено

войсками и. грузами,
боеприпаеов и склад с горючим, подавлен
огонь 9 артиллерийских и минометных ба-
тарей, расееяно изчастью уначтожено до
двух рот пехоты противника. `

вели ожесточенные бои, переходивиие

ки. Противнику нанесены тяжелые потери

позиции. Летчик Чейтенан? т. Куценко в
течение дня сбил 3 немецких истребителя,

немецким оккупантам!

скомУу.

зверю.

ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 4 МАЯ

В течение ночи на 4 мая на фронтах
существенных изменений не произошло.
* *& &

Южнее Балаклеи бойцы Н-ской части
отбили атаку немецкой пехоты и истреби-
ли до 100 гитлеровцев. Наши летчики
произвели налет на аэродром противника.
В результате бомбардировки разбито 4 п
сожжено 8 немецких самолетов, В воздуш:
ном бою над аэродромом обиты 2 самолета
противника.

7 .* *ж*х

На Калининском фронте разведчики пол
командованием старшего лейтенанта Coxo-
лова атаковали немецкие позиции. В ру-
копантной схватке наши бойцы уничтожи-
ли 30 гитлеровцев,
пулемет, миномет, 20 винтовок и верну-
лись в свое подразделение. На другом уча-
стке 7 немецких бомбардировщиков пыта-
лись бомбить боевые порядки Н-ской ча-
сти. Взвод зенитных пулеметов, где коман-
диром лейтенант Мохарт, ебил один не-
мецкий самолет. Второй бомбардировщик
противника был сбит зенитчиками бататеи
под командованием тов. Рычева.

Снайперы Н-ского соединения за два дня
истребили 164 немецких солдата и офя-
цера.

В районе (Севска  разведывательная
группа Н-ской части переправилась через
водный рубеж и внезапно атаковала про-
тивника. Наши разведчики истребили гар-
низоны пяти вражеских дзотов и, захва-
тив пленных, вернулись в свою чаеть.

eR

захватили станковый

‘кой части

жж

На Волховском фронте наши артиллери-
сты разрушили 10 немецких дзотов, унич-
тожили 3 минометных батареи и потопили
две лодки вместе с находившимися в них
немецкими солдатами.

* * *

Партизанский отряд, действующий в
одном из районов енинградекой области,
23 апреля совершил налет на немецкий
гарнизон и истребил свыше 40 гитлеров-
цев. Партизаны другого отряда с 19 по
23 апреля пустили под откос два враже-
еких эшелона. Разбиты 2 паровоза, 20
вагонов с боеприпасами и 16 вагонов с
различными грузами.

eR

Приказ Верховного Главнокомандующего
Маршала Советском Союза товарища
Сталина вызвал огромный патриотический
под’ем в Красной Армии и Военно-Мор-
екох Флоте. На всех фронтах отечествен-
ной. войны бойцы, командиры и политра-
ботники горячо приветствуют Верховного
Главнокоманлующего и заявляют: «Мы
смело и уверенно идем навстречу решатю-
щим сражениям. Врасная Армия с честью
выполнит приказ товарища Сталина».

На митинге танкистов Н-ской гвардей-
выступил  механик-волитель
гвардии старшина тов. Ушак. Он сказал:
«Товарищ Сталин приказал нам совершен-
ствовать боевую выучку. Мы, танкисты.
гвардейцы, будем неутомимо  повышнать
свое мастерство и в предстоящих боях 6

врагом приумножим боевую славу, завое-

ванную Красной Армией под Сталингра-
дом». Старший лейтенант Телегин, высту-
пивший на митинге Н-ской части, заявил:
«Сталинский приказ еще больше укрепил
налиу веру в победу. Советекий нарол
и его вооруженные силы спокойно и уве-
ренно смотрят в будущее. 0б’единенными
усилиями, совместно с армиями союзников,
Красная Армия уничтожит фашиетекую ra-
дину»..С большим вниманием выслушали
бойцы Н-ской части  взволнованную речь
старшины тов. Доценко: «Проклятые  нем-
цы разорили мой дом, разграбили мое хо-
зяйство, зверски замучили многих моих
односельчан. Товарищ Сталин учит нае
беспощадно метить фапистеким негодяям
‘за кровь и слезы наших людей. Клянусь,
что не пожалею сил для выполнения при-
каза любимого Наркома». Горячую речь
произнес красноармеец казах Мулажбехов:
«Я так. понимаю приказ Верховного Глав-
нокомандующего, — сказал он. — Если
каждый боец убьет больше немцев, то мы
скорее достигнем победы. Я клянусь свое-
му народу и товарищу Сталину, что у
меня рука не дрогнет. Я буду беспощадно
и-без устали бить фашистскую сволочь».
На митинге летчиков Н-ской части выету-
пил дважды орденоносец летчик гвардии
младиший лейтенант тов. Углянекий. Он за-
явил: «Приказ товарища Сталина указыва-
ет нам путь к победе. Я чуветвую новый
‘прилив энергии и сил. В предстоящих cpa-
жениях я буду еще сильнее бить врата.
Призываю летчиков приложить все силы и
Bee умонье, чтобы с честью выполнить
сталинекий приказ».

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 4 МАЯ _

На Кубани в районе северо-восточнее

боя. На

Нашей авиацией в Баренцовом море по-

+ OR OR

3 мая частями нашей авиации на раз-
или
повреждено до 50 немецких автомашин с
взорвано 8 складов

+ *

На Кубани части  Н-ского

соединения
на

отдельных участкйх в рукопашные схват-

8 живой силе и технике: Наши самолеты
прикрывали боевые порядки наземных
войск, бомбили и штурмовали вражеские

старший лейтенант т. Логвиненко уничто-
жил 2/ бомбардировщика противника. Тет-
Чик-истребитель т. Манукян,  сопровожлая
налеи бомбардировщики, встретился с груп-
пой немецких истребителей, навязал им
бой и сбил 2 самолета,

ххх

Севернее Чугуева наши передовые под-
разделения уничтожити до роты немецкой
пехоты, разрушили 3 блиндажа, подавили

увозили на каторгу
эшелон остановилея, партизаны . внезапно

огонь минометной труппы и 2 артиллерий-
ских батарей противника. Огнем зенитной
артиллерии и пехотного оружия сбаты 2
немецких бомбардировщика.

* * &

Западнее Ростова на Дону происходила
редкая перестрелка. Минометчики Н-ской
гвардейекой части уничтожиля 17 немед-
ких автомалин с военными грузали, взор-
вали два склада боеприпасов и истребили
более 100 гитлеровцев.

у хх

На Ленинградском фронте наши части
за два дня уничтожили до двух рот wexo-
ты противника, разрушили 13 немецких

двотов, 14 землянок, уничтожили орудие,

2 миномета и взорвали еклад е боепри-

пазами. В воздушных боях на подступах

к Ленинграду летчики Н-екой авиачасти

«били 5 немецких самолетов.

* ko ®

Разведка отряда киевских партизан

установила, что на одной станции ожи-
дается прибытие поезда в советскими
гражданами, которых немцы насильно

в Германию. Когда

ворвались на станцию, уничтожили поли-

цейскую охрану и освободили 500 совет-
ских граждан. Полрывники другото парти-
занекого отряда заминировали железнодо-

рожное полотно. На минах взорвалея и
слетел с высокой насыпи немецкий воин-
ский эшелон. Полностью разбиты 13 ва-
гонов и 15 платформ.

* ok

На Кубани на сторону Красной Армии
перешел обер-ефрейтор 170 гренадерского
полка 73 немецкой пехотной дивизии Ан-
тон If. Перебежчих рассказал: «В послед-
них боях немецкие части понесли тяже-
лые потери. Натуиимер, титрафной батальон
73 пехотной дивизии почти полностью
уничтожен. Первый батальон 170 полка
за три дня потерял только убитыми до
400 человек. Все попытки немецких. войск
отбросить русских потерпели неудачу.
Большие потери немецким войскам при-
чинили массированные  улары советской
авиации. Я, да и другие сомдаты, никогда
еше не видели такого огромного количеет-
ва советских самолетов. На’ моих главах
прямьиы ибнаданием бомбы в штаб первого
балальона было убито 8 офицеров, в том

числе и командир батальона. Одна бомба.

упала. на командный пункт группы. При
этом было убито и ранено 12 офицеров».

* &

Немецко-фатиистские мерзавцы истреб-
ляют мирное население советеких сел и
городов. В местечке Скородном Полесской
области немцы сожтли свыше 400 домов
колхозников. В огне погибло много жен-
щин, стариков и детей. В селе Рудня №и-
томирекой области немцы согнали мирных
жителей в церковь и заперли их. Ночью
гитлеровские изверги подожгли церковь и
заживо сожгли находивинихея там ни B
чем неповинных советских людей.

Бом на Кубани

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 4 тая. (По
‚телеграфу от наш. корр.). На Кубани ра-
зыгрались серьезные битвы. Инициатива
находится в руках частей нашего № с06-
динения. Немцы, перешедшие недавно к
обороне, поеле неулачных попыток улуч-
шить свои позиции возвели здесь проч-
ные укрепления. Следует отметить, что ме-
стность района благоприятствует обороне
противника. Невысокие холмы и отдельные
высоты чередуются с заболоченными доли-
нами. `Кругом — кустарники, сады и
рощи. В иных местах нельзя пройти и ста
метров, чтобы не встретить на пути ABYX-

Награждение английскими орденами и медалями бойцов ~
д
‚ И командиров Красной Армии, Военно-Морского Флота и
  моряков Морского Флота:

награждены твардии младитий лейтенант  и медали Народному Комиссару Иностран-

3a доблесть и мужество, проявленные
при выполнении заданий командования на
воветско-германском фронте борьбы с 06-
щим врагом Великобритании и CCCP —
гитлеровской Германией Король Великобри-
тании Георг” \1 наградил в конце 1942 г.
орденами и мелалями следующих бойцов п
командиров- Красной Армии и Военно-Мот-
ского Флота.

Орденом «За боевые заслуги» награжде-
ны  генерал-лейтенаят танковых войск
М. Е. Катуков, генерал-майор В. К. Ба-
ранов, генерал-майор артиллерии Н. В.
Игнатов, генерал-майор П. В. Миронов, ге-
нерал-майор А. А. Мишенио, генерал-май-
ор А. Ф. Наумов; генерал-майор В. А. Чи-
стов, гвардии капитан 2-го ранга В. Н,
Котельнинев; капитан 2-го ранга В. Н.
Ерошенко, капитан 3-го ранга Я. П. Афа-
насьев, капитан П. Г. Сгибнев, старший
лейтенант В. Д. Толначев.

Медалью «За боевые заслуги» награж-
дены гвардии старшина 1-й статьи А. М,
Лебедев, старшина 1-й статьи А. П. Фро-
лов, старшина 1-Й статьи 3. И. Щукин,
старший краснофлотец П; В. Лапшинов.

«Военной медалью» награждены майот
Т. М. Шашло, старшина С. И. Савостья:
нов, старший сержант Г. И. Колосов, стар-
ший сержалт Х. 3. Милъдзихев.

Медалью «3а летные боевые заслуги»

трех речушек или глубокий овраг. Про-
тивник плотно насытил холмы, рощи и бе-
рега речушек огневыми средствами. Толь-
ко. в районе одной высоты было обнаруже-
но 18 противотанковых пушек, 37 стан-
ковых и ручных пулеметов, три миномет-
ных, батареи нротивника.

Чтобы повысить устойчивость обороны.
немцы почти повсеместно ставят станковые
пулеметы позади окопов своей пехоты. Пу-
леметы стреляют через толовы солдат, но
стоит пехоте, как показывают пленные,
понытальея отойти, спасаясь от наших
атаки пулеметы начинают бить по ней.

П. Д. Климов, младший лейтенант Н. А.
Боний, старший сержант В. П. Сиголаев,
старииий сержант Ф. К. Чегодаев.

8a самоотверженные и умелые лейот-
вия при отражении вражеских атак на су-
1a, доставлявииие военные грузы в СССР,
Король Великобритании Георг \У! наградил
в конце 1942 г. орденами моряков Мор-
ского. Флота СССР. —

Орленом «За боевые заслуги»  награж-
лены Kamran танкера «Азербайджан»
В.Н. Изотов, капитан танкера «Донбаее»
М. И. Павлов. 225

Крестом «За боевые заслуги» награж-
дены стариий механик танкера «Азер-
байджан» Ф. Ф. Думбров, старший меха-
ник танкера «Донбасс» М, М. Федоров,
2-й механик танкера «Азербайджан»
Д. П. Слаута.

Орденом «Британской Империи»—граж-
данской службы 4-го класса ‘награждены
капитан теплохода «Старый Большевик»
И. И. Ашанасьев, капитан теплохода «Эн-
гель» К. В. Насьянчук. ‘

Орденом «Британской Империи» граж-
танекой службы 5-го класса награжден
старший механик теплохода «Старый Боль-
wenn» Н. Н. Пугачев, )

4° мая Посол Великобритании. в СССР
г. А.Н. Нерр, ввиду отсутствия награжден-
ных в Москве, передал британокие ордена

Активные действия наших стрелковых
подразделений сопровождаются мощными
огневыми ударами артиллерии и с возду-
ха, чтобы подавить глубоко зарытые в
землю вражеские огневые точки.

В воздухе над районом боев о и дело
происходят воздушные схватки. Противник
никак не хочет помириться с тем, что на-

ша авиация господствует на Кубани. Но

все попытки немцев взять инициативу в
воздухе в свои руки терпят крах. Тяже-
лые потери в живой силе и технике несут
немцы и на земле в результате ожесто-
ченных боев, часто доходящих ло’ руко-
папных схваток.

ных Дел В. М. Молотову для последующе-
го вручения их награжденным. 5

Посол Великобритании г. А. К. Керр и
Народный Комиссар Иностранных Дел
В. М. Молотов обменялись краткими pe-
чами.

На церемонии передачи орденов в Крем-
ле присутетвовали: © английской ecropo-
ны—Глава Военной’ Миссии Великобрита-
нии в СССР тенерал-лейтенант г. Мартель,
Глава Военно-Морской Секции Военной Мие-
сии Великобритании в СОСР контр-адмирал
Д. Б. Фишер, Глава Авиационной Секции
Военной Миссии Великобритании в CCCP
полковник У. Чанайер, 1-й Секретарь
Посольства Великобритании г. Ч. Данлоп,
2-8 Секретарь Посольетва Великобритании
г. Д. Рид, 2-й Секретарь Посольства Вели-
кобритании г. Ч. Гиффорд, и с советской
стороны — Заместитель Народного Ко-
миссара Иностранных Дел А. Я. Вышин-
ский, Народный Когиесар. Военно-Морского
Флота адмирал Н. Г. Кузнецов, Заместитель
Народного Комиссара Обороны генерал-пол-
ковник Ф. И. Голиков, генерал-полковник
авиации А. В. Никитин, Наролный Комис-
сар Морского Флота П. П. Ширшов, Гене-
Ральный Секретарь НКИД C. П. Козырев,
ответетвенные сотрудники Наркоминдела
Н. В. Новиков, В. Н. Павлов, Б. Ф. Под-
церов,

Враг уже извелал силу сокрушительных.
ударов наших войск.
когда Красная Армия совместно с армиями
наших союзников сломает хребет фашист-

Близится время,

И. Сталин.

ИЗУЧАТЬ ПРОТИВНИКА,
УЛУЧШАТЬ РАЗВЕДКУ!

Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Conse
товарищ Сталин приказал командирам всех родов войск и
общевойсковых командирам: «Изучать противника, улучшать раз-
ведку — глаза и уши армии, помнить, что без этого нельзя бить
врага наверняка», ;

Разведывательная грамотность — первейшее и обязательнейшее
качество командира, умеющего воевать. Самый хитроумный, са-
мый блестящий план боя мало что стоит, если он не основы
вается на веесторонних и точных сведениях о противнике. Мож-
но обладать численным превосходством, можно быть мастером
тактики, но этого недостаточно — нужно еще знать, что пред-
ставляет собою враг. Командир, который по-настоящему, глубоко
и серьезно осведомлен о неприятеле, его силах и возможностях,
его особенностях и замыслах, сумеет доетичь победы и малыми
силами. Он будет поражать немцев внезапностью, бить их по
самым слабым местам, бить наверняка. Предельно полные и
точные данные о враге являются непременным условием наибо-
лее целесообразного и эффективного использования войск в бою.

Вот почему каждый командир обязан всеми силами и сред-
ствами настойчиво добиваться образцовой работы разведки. Year
лучше она действует, тем больше и безопгибочнее знает коман-
дир о неприятеле. Командир прочно стоит на ногах, сражается
не наобум, а продуманно, некусно лишь тогда, когда пульс его
разведки бьется бесперебойно, когда работа подразделений и ор-
ганов войсковой разведки правильно поставлена, хорошо органи-
зована.

Что же нужно для этого? i

В разведке, как и всюду, успех дела решают кадры. Разве.
можно ждать толку от тех разведывательных подразделений, ко-
торые возглавляются малоопытными, безынициативныхи, вялыми
и просто несоответствующими людьми? Конечно, нет! В
лучшем случае они добудут отрывочные, поверхноетные свеле-
ния, по которым нельзя еколь-нибуль серьезно судить о против-
нике, & в худшем — введут в заблуждение своего начальника.
Вомандир, не заботящийся, как должно, о подборе кадров для
разведки, командир, комплектующий разведывательные органы
по принципу «на тебе, боже, что нам не гоже», посылая туда,
людей, которых некуда больше ткнуть, своими руками под-
рубает сук, на котором сидит. ‘Разведка — это глаза и уши
армии. Разведчики — это опора командира. Ясно, что забота о
том, чтобы каждый разведчик полностью отвечал своему назна-
чению, веегда должна быть на первом плане у командира.

Поет разведчика — очень ответственный и высоко почетный
поет. В разведывательных подразделениях и развелывательных
органах, от мала до велика, место только отборным людям,
отлично показавшим себя в’боях, знающим, находчивых, ини-
циативныйм. Следует всячески приветствовать и развивать любовь
к разведывательной работе. Разведка, в большей мере чем ка-
кой бы то ни было другой вид боевой деятельности, является
призванием. И всякий, кто ощутил в себе это призвание, дол-
Жен получить пирокие возможности для применения своих
‚ способностей и сил.

„Иравильный подбор кадров — только полдела. Нужно еще
умело руководить ими, воспитывая и настойчиво совершенетвуя
разведчиков в ходе боев. Нужно еще правильно организовать и
нацелить всю работу разведывательных подразделений и органов.

Это означает, прежде всего, что должна быть обеспечена
непрерывность разведки. Нельзя жить и дня старыми свеления-
ми 6 протйвнике. Войсковая разведка оправдает свое назначе=
ние лишь в том случае, если он будет неослабно, днем и
ночью, изучате неприятеля, если от нее не укроетея ни одно
малейшее изменение в неприятельском стане, если она всё время
будет обогащать и расширять сведения командира о врате.

Опыт войны показал, что командир должен обладаль самыми
Тазнохарактерными и всесторонними данными о неприятеле. Он
должен знать, с. какой именно немецкой частью дерется, какова
ее численность, ее вооружение. В интересах дела ему нуж-
но отчетливо предетавлять себе и моральное состояние под-
разделений противника, и их национальный состав, распо-
рядок их быта ит. д. Ему важно быть осведомленным и
0 TOM, UTO собою представляет командир немецкой чаети, како-
вы его подготовка и боевой опыт, каковы, его излюбленные прие-
мы борьбы, каковы, нажонеп, его привычки, особенности его
характера. Всё, что в той или иной мере обогащает наши зна-
ния о противнике, — всё это требует внимания разведчиков.
Чтобы добыть такие фазнообразные и подробные сведения,
нужны большая  изобретательность ‘и настойчивость, иро-
кое использование всего боевого опыта. В нашем распоряже-
нии много испытанных и действенных методов разведыватель-
ной работы, таких, например, как операции  разведыватель-
ных отрядов, устройство засал, рейды в глубокие тылы врага,
высылка лазутчиков, захват «языков» и документов противни-
ка и т. д. Но этим нельзя, конечно, ограничиваться. Главное в
организации разведки — He допускать какого бы то ни было
Tania, тнаблона, & каждый раз действовать так, как наиболее
выгоднее и целесообразнее в данной обстановке. Разведка, — это
прежде всего область дерзания. Чем она смелее, чем больше в
ней изобретательности, - находчивости, инициативы, тем она
плодотворнее. Без обеепечения внезапности, без военной хитрости
нельзя ‘успептно решить ни одной разведывательной задачи.

Образцовая работа разведки означает, далее, умелую и искус-
ную обработку разведывательных данных. Сведения о против-
нике, по мере их поступления, должны тщательно изучаться и

_  проверяться путем сопоставления данных, полученных из раз-

ных источников. Опыт похазал, что лаже незначительные сведе-
ния при сопоставлении их с другими часто дат возможность
сделать важные выводы. Это значит, что разведчик должен
обладать пытливым и прозорливым умом. Не упуекая из виду ни
одной мелочи, он обязан глубоко вникать в каждый документ,
разведывательное донесение, всесторонне взвешивая и анализи-
руя их. Допрос пленных является одним из основных источни-
ков сведений о противнике. Надо умело использовать этот источ-
ник, не допуская трафарета в допросах, подходя в каждому
пленному индивидуально. Всё это также решается правильным
подбором кадров разведчиков, искусным руководством. разведкой.

Основная тяжесть руководства разведывательной работой
лежит на плечах начальника титаба. Его задача, —— правильно
нацеливать разведчиков, подсказывать им новые приемы и ме-
TOIL изучения противника, обеспечивая своим искусным руко-
водством и повседневной проверкой исполнения высокое каче=
ство, полноту и достоверность всех разведывательных данных,
Разумеется, однако, что это ни в коей мере не умаляет руко-
водящей роли самого командира в организации разведки. Коман-
дир прежде всех и больше всех отвечает за это дело. Именно
с него, в первую толову, надо взыскивать за всякое оелабле-
ние разведки, всякое упущение, за то, например, что развед-
Чики используются не по прямому назначению и т. п. Изуче-
ние противника, организация разведки — это не вопрое доброй
воли того или иного командира, а его прямая обязанность и
святой долг, за выполнение которого он несет всю полноту
ответственности,

Разведывательная грамотность командиров, образцовея работа
разведки — непременное условие успеха в боях. Настойчиво и

‚веустанно изучать противника, улучитать разведку!

——

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНА СУВОРОВА
  СТЕПЕНИ ГЕНЕРАЛ-МАМОРУ
С. В. СОКОЛОВУ

Президиума Верховного Совета СССР тов,

x

Председатель

М: И. Калинин вручил вчера, 4 мая, в Кремле орден Суворова
П степени генерал-майору С. В. Соколову, награжденному за

умелое и мужественное руководство боевыми операциями и за

достигнутые в результате этих операций успехи в боях с не-

мецко-фашистскими захватчиками.
(ТАСС).

рь