ДИ
1s vit
OBIT
Гол
ei
все
oT 4
казы:
кране.
нений
ке ли
аннях
астя
грози!

Смерть немецким оккупантам!
Е ЕЕ ТНУ

№ 110 (6481)

Нота Народного Комиссара Иностранных Дел тов.

„Гитлеровское правительство и его агенты должны
понести полную ответственность и суровое наказание
за свои чудовищные преступления, за лишения и
муки миллионов мирных граждан, насильственно
уводимых `в немецко-фашистское рабство“.

<
О

(Из ноты Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М. Молотова).

о массовом насильственном уводе в неменко-фашистское рабство мирных советских
граждан и об ответственности за это преступление германских властей и частных лиц,
эксплоатирующших подневольный труд советских граждан в Германии

Народный Комиссар Иностранных Дел  Насильственный увод в Германию, звер-
тов. В. М. Молотов направил 11 мая с. г.  ская эксплоалация и систематическое ис-  23 июля по 9 сентября 1942 года»,
всем послам и посланникам стран, с кото- требление порабощаемых советеких мирных «Вербовка рабочей виты, ми говорится в
ee ба жителей занимают особое место в длинной этом документ, — доставляет соответст

ello. поручению Правительства Союза Со-   Цепи подлых преступлений немецко-фашиет-   вующим учреждениям беспокойство, ибо
ветских Социалистических Республик имею   СКИХ захвалчиков и в расчетах их` глава-   срели населения наблюдается крайне отри-
честь довести до Вашего сведения следую-  Рей. Мак видно из имеющегося в распо-   цалельное отношение к отправке на работу
щее: ряжении Советекого Правительства доку- в Германию. Положение в настоящее -время

Военные и гражданские власти Совет-  ментального материала, насильственным   таково, что каждый всеми средетвами ста-
ского Союза обнаружили 8a последние! уводом советских мирных граждан в раб-  раетея избежать вербовки (притворяются
шесть месяцев на территории, освобожден-  ство гитлеровская преступная банда пре-  больными, бегут в леса, подкупают чинов:
ной Красной Армией от немецкой оккупа-  следует прежде всего цель — восполнить   ников и т. д.). 0 добровольной отправке в
ции в ходе зимней кампании 1942 —  острый недостаток рабочей силы в Герма-  ,   S
1943 гг., новые доказательства беечиелен-  нии и высвободить из немецкой промыш-
ных жесточайших злодеяний немецких вла-  ленности дополнительные людские резервы
стей над советским гражданским населени-  для сильно потрепанной гитлеровской ap-
ем. По планам и инструкциям гитлеровеко-  миа. Немецко-фатшистекие власти и многие
го правительства и военного командования  частные лица из гражданского населения

ково «0 положении в городе Харькове ©

Во исполнение злодейских планов гит-

пленения и превращения в рабов миллио-
нов мирных жителей. Так, по утверждению
гитлеровского  сатрала  <«рейхекомиссара

январе 1943 г. в газете «Дейче Украине
Цейтунг», «в Германию отправлено 710

зованию рабочей силы», опубликованному

лен

Nam видно ‘из документальных  мате-
риалов и показаний жителей  освобожден-
ных Красной Армией районов, немецко-
фаптистекие власти из месяц в месяц
Фриц   Охватьвали своей насильной «вербовкой»

которых пунктах, особенно при ототупле-

население, способное. передвигаться. Если

стремились отбирать лишь физически нв-
пболее здоровых и выносливых, в 803-
Тасте преимущественно or 15 zo 45 лет,
TO 83 последние месяцы, совпадающие с
проводимой гитлеровцами ‹ «тотальной»
(всеоб’емлющей) мобилизацией, в рабство
уводятея и больные, и инвалиды, причем
возраст. порабошаемьых колеблется уже
между 12 и 60 голами. С присущей гит-
теровцам салистской жестокостью они раз-
бивают при-уволе в рабство семьи, раз-

немецко-фалиистские власти повсеместно Германии, оксплоатирующие подкевольный
леровекого правительства немецкие’ власти
ство сотни тысяч советских граждан. Но-  лода и истязаний. мости какой-либо «добровольности». Ha
де, куда ступала их нога, и имели еще мыми в Германию советскими мирными! КИ не угнали бы в рабство значительную
увезли свыше 20 тысяч человех, из
ПЛАНЫ И ПРИКАЗЫ ГИТЛЕРОВСКИХ ВЛ, Й
EM сяч, из Сталино на принудительные рабо-
документы, & также рассказы и письма в0- слал в строго секретном порядке прави- мужчин, женщин и детей, В селе Солдат
купка и обмен их на специальных неволь-  полностью использовать в  оккупированных нвечастные отились в конюшнях, сараях,
Ках явотвует из имеющихся в распоря- ® принудительному подписанию WKTMBEAY-   on: накануне своего отступления согна-
никам указания об использовании совет-  хифицированных рабочих и работниц из с0- В.
стрии. Теперь их следует использовать для  Пункт 4) Фриц Заукель заявлял: вого угона гражданского населения в не-
манского командования: на Востоке от 4 де-  сяч отборных, здоровых и кренких деву-
вать главным образом для дорожного стро-  гражданам предлагали «добровольно» вые-
(например, военно-воздушного флота). Не-  штаб германского командования на Восто-
«Русского, — давал указание Геринг в  МЯ вербовки следует применять самые
Горное дело, дорожное строительство,   ЩИЙ приказ: «Вербовка, за которую Вы Bey,
команды для срочных непредвиденных ра-  `«Вербовщики» работорговца, Заукеля: из-
наролные нормы и правила.” применяемые к   ЛИШали всех средств к существованию
HIME должны практически ни в чем не от-  Помогали. Тогда немецкие власти стали хе- Fe ам
Терманию. Tax, по районам оккупирован-  окими‘ люхоедами. Bor некоторые . типич-
нопленных, общеизвестна. iA
лятьея с ними самым жестоких образом под  `«Волостным бургомиетрам!.. Так как до   СЯ ЧИ жителей, осталось в моменту при-
ражением являются Сыстрота и строгость.   и болыше человек с каждой волости для   способных» ребенка в возрасте менее 14
Для проведения в жизнь чудовищной   дант Ножеревицых». пеловек — в подавляющем большинетве

трабили, истязали, убивали советских гра-  труд советских граждан, подвергают их xh
Ani, HSPN ВОИНОВ, TONMPD:  RORGCRIN RAMODMERD CERN, TERROR ИХ кото usckacaa i aeucdeyN Водо 0
тали сплошному разрушению советские го-  человеческого достоинотва и обрекают на   зоой ий НЫ ASpORENIE
$ ‚ >
рода и херевни, уводили в немецкое раб-  гибель от непосильного рабекого труда, го- уже и не пытаясь соблюдать даже види-
мецко-фашистекие зверства, примеры кото-  Советское Правительство считает своих  захватывавшейся немцами советской земле
рых уже доводилиеь Советским Правитель-  долгом довести до сведения всех народов! нет буквально ни одного горола, ни одно-
ством до сведения иностранных прави-  новые документы и факты о неслыханных  го села, ни одного населенного пункта,
тельетв, осуществлялись гитлеровцами вез- злодеяниях, чинимых немцами нал угоняе- Из которого немецко-фалиистские разбойни-
более всеоб’емлющий характер, чем об этом   гражданами, обращаемымхи в работво, а тах-  ЧАСТЬ населения, составляющую в некото-
можно было судить до изгнания немцев с  же заявить о неминуемом зозмездии за все   РЫХ КРУПНЫХ городах десятки тысяч муж-
занихавшейся ими территории, эти преступления. pet as КСО a Nee
Так, из Кривого Рога немцы насильно
I, Курска и прилегающих 9 районов 29.381
чел., из Харькова (по официальным гёр-
манским данным Ha август 1942 года)
О ПОРАБОЩЕНИИ МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ свыше 32 тысяч, из Марнуполя — 60 ты-
ОККУПИРОВАННЫХ СОВЕТСКИХ РАЙОНОВ We я м был отправлен ‘до июля
Захваченные Красной Армией в штабах  марта 1942 года гаулейтера Фрица Зауке- бела, А edie р Е
i] > 2
разгромленных немецко-фашистеких войск] ля. Последний 20 апреля 1942 года разо- леровцы угнали в немецкое рабство 820
ветских людей, письма германских солдат тельственных и военным органам свою а УВ
и офицеров и их родственников свидетель-   «Программу главного уполномоченного по ее еж а
ствуют о том, что превразцение  иногих ©0-  использованию рабочей силы». В этом до- человек, среди которых было много жен-
c ; . Е )BER, -
тен тысяч советских граждан в рабов, по-  кументе говорится: «Крайне необходимо щин, подростков и детей; несколько дней
ничьих рынках в Германии возведены в  советских областях имеющиеся людские рё-  . :
систему, регламентированную приказами и  зервы. Если не удастся добровольно прив- ie a tae ee oe И
распоряжениями германского правительст- лечь нужную рабочую ‚силу, то необходимо   погнали в ны м Lape:
Ba. НИ.
немедленно приступить к мобилизации или сандровском, Ставропольского края; гитле-
жении Советского Правительства докумен-  ЗЛЪНЫХ обязалельств, наряду с уже имею- :
, ли 800 советских граждан с тем, чтобы
тов, еще 7 ноября 1941 тода в Берлине   ИМися военнопленными, находящимися В   заильно отправить о в Германию, и
состоялось секретное совещание, на кото-  оккупированных областях, главным образом А
К у з необходима мобилизация тразданеких ква-   ТОЛЬКО подоспевшие части Красной Армии
ром рейхонартах оринт дах EBON чинов. спасли мирных жителей от страшной
> $ уч :
ских людей на принудительных работах в  Ветоких областей в возрасте старше 15 лет
Германии. ервое: указание гласило: «Рус-  Лля использования их на работе в Герма-  Во всех НХ a ae
ские рабочие доказали свою способность   НИИ». о городах и селах части Красной Армии 00-
при построении грандиозной русской инду-  В 10Й же «программе» (раздел «Задачи»,   Наруживают многочисленные факты массо-
Германии... 9т0 является делом соответот-  «Для toro, чтобы заметно разгрузить от мецкое рабство. Имеются признания гитале-
вующих властей и тайной полиции». (При-  работы крайне занятую немецкую крестьян-   РОВбКИих главарей, дающие ey ae
ложение 1-06 к секретному цирвуляру  ку, фюрер поручил мне доставить в Герма-   ТАвление о гигантеких масштарах вебыва-
№ 42 006/41 хозяйственного штаба гер-  нию из восточных областей 400—500 ты-
хабря 1941 года). шек».
B atom we циркуляре (П раздел прило-  Агенты Заукеля приступили к учету
жения) предусматривается, что порабощен-  всего работоспособного населения в окку-
ных советских граждан «еледует использо-   пированных районах СССР. Взятым на учет
ительства, строительства железных дорог и  ХАть на работу в Германию. Но тах ках
уборочных работ, разминирования и’ уст-  добровольцев почти не оказалось, немцы
ройства аэродромов. Следует расформиро-  Распорядилиеь применить меры насилия.
вать немецкие строительные батальоны   Еще 26 января 1942 года «Хозяйственный
мецкие квалифицированные рабочие долж-  ке» в секретной инструкции (№ БР 98
ны работать в военной  промышаенности;   510/42) требовал: ae
они не должны копать землю‘ и разбивать  «Вели число добровольцев не’ оправдает
камни, для этого сущеетвует русский». ожидания, то согласно приказанию во вре-
TOM же секретном документе“ (раздел ШУ,   СТРогие меры».
пункт 4-4), необходимо использовать в . Подотегивая своих подчиненных,
первую очередь на’ следующих участках   Заукель  телеграфирует um 31 марта
работы: 1942 г. за № ФА 5780, 28/729 следую-
военная промышленность (танки, орудия,   ТВечаете, должна  Форсироваться всеми
аппаратура для самолетов), сельское хо доступными мерами, включая суровое при-
зяйство, строительство, крупные мастер- Менение принципа принудительноети тру
ские (сапожные мастерские), специальные   а».
бот». ошрятись в разных мерах давления на со-
В названном документе Геринг в следу-  ВТеких граждан, ee es их л т
ющих словах полтвердит, что гитлеровская   МеЦКо-фашистекое рабство. Тех, ane
клика Нагло попирает элементарные между-   ЯВЛЯТСЯ по вызову оккупационных ,
гражданскому населению оккупированных Изголодавтихея людей НИИ нм
территорий: «Использование русских граж-  ЗАТ Под предлогом раздачи хл я
5 оцепляли солдатами и под угрозой расетре-
данских рабочих, — говорится в разделе Я сы
«By секретных указаний, —и обращение   7& ГРУЗИЛИ в эшелоны. но и 9 р
жен и мужей.
дать разверстку по городам и сельским
и ты и. военнопленных   но и очен каждый тород и райов  Целые городь и районы обезлюдели в
ns ? } ‚должны были обязательно поставить опре-   Результале организованного похищения й
Бесчеловечность режима, установленного деленное число жителей для отправки в @стребления советеких людей гитлеров-
немецкими фалиистами для советских воен-
ной части Ленинградекой области, в част- Ные данные по недавно. освобожденному
Наконец, в том же документе Геринг дал   ности в районе Пожеревипы, был разослан   растой Арушей ‚Тжатскому району, Смо-
кровожадный приказ не шалить советских   приказ германских комендатур следующего   ленекой офласти: в этом районе, насчи-
людей, пригнанных в Германию, и раслрав-   содержания: тывавием до немецкой оккупации 32 ты-
любым предлогом. Этот приказ, содержа- › на работу в Германию заявилось   хода Красной Армии около 7 с половиной
ts ет я   тысяч человек, причем из В Гжат-
щийся в разделе Г“ пункта А-7 упомяну-   очень малое количество людей, то каждый   ТЫС: товек, us, ” ae GHB
Того документа, гласит: «При применений   волостной бургомистр должен совместно со У района в 1ерманитю 6 угнано
мер полдержания порялка решающим с00б-  старостами деревень поставить еще по 15 5.419 человек, в том числе «работо-
Должны применяться лишь следующие ра3-   работы в Германии. Поставить людей по- 71ет, а в тороде Гжатске, в котором до
новидноети наказания, без промежуточных   здоровее и в возрасте от 15 до 50 лет.   Жкупации было более 13 тысяч жителей,
ступеней: лишение питания и смертная Этих аюдей нужно обязательно до 4 июня   В. день освобождения от захватчиков ока-
хазнь решением военно-полевого суда».  1942 года прислать в Пожеревицы. Комен-  Залось немногими больше одной тысячи
рабовладельческой программы был создан  В распоряжении Советского Правитель-   своем разлученных со своими родителями
огрохный чиновничий аппарат. «Главных   ства имеется полный текст доклада на-   малолетних детей.
‘уполномоченным по использованию рабочей   чальника политической полиции и службы! Угону советских людей в немецкую не-
силы» Гитлер назначил привазох от 21  безопасности при руководителе СС в Харь-  волю почти повсеместно сопутствуют ро»

лого в истории цивилизованных народов

Украяны» Эриха Коха, опубликованному в
тысяч украинцев». По заявлению возглав-
ляемого Заукелем «Управления по исполь-
в газете «Минскер Цейтунг» 14 января
с. г, «за 1942 год в Германию отирав-

около 2 миллионов душ из оккупи-
рованных областей на Востоке». ;

всё новые калегории населения и в не-

уволили © cool, ams отправки в
глубокий германский тыл, поголовно всё

ранее агенты гитлеровеких работорговцев

Германию уже давно не может быть и pe-
чи».

„Таким образом, из официальных герман-
ских документов явствует, что массовый
увед советских граждан в немецкое рабет-
во; с приравнением их к военнопленным,
являлся задачей, заранее поставленной
гитлеровскими главарями перед немецко-
фашистскими оккупационными властями, и
что для осуществления этой задачи окку-
анты не останавливались ни перед каким
насилием над  советеким гражданским на-
селением,

А il. ;
НАСИЛЬСТВЕННЫЙ УВОД СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ
В НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЕ РАБСТВО

вавые репрессии захватчиков против со-
ветских граждан, укрывающихся от охотя-
щихея за ними работорговцев. Так, в Гжат-
вхе немцы расстреляли 75 мирных жите-
лей города, не явившихся на сборный
пункт, куда они были вызваны повеетками
коменданта для отправки в Германию. В
Полтаве в конце декабря 1942 года была
приговорена к повешению группа 65 же-
дезнодорожников, отказавшихея ехать на
гитлеровекую каторгу в Германию. Окку-
пационные власти приравнивают всех укло-
няющихея от «вербовки» в Германию — к
партизанам, об’являют их внё «закона»,
направляют карательные экспедиции в рай-
оны, не выполнившие «разверстки» по по-
ставке рабов, сжигают целые деревни и
расстреливают сотни людей. В деревнях
Слуцкого района в Белоруссии в конце
февраля с. г. были вывешены об’явления
за подписью германского окружного комие-
capa, B которых говорилось: «Все жители,
как мужчины, так и женшивы, рождения
1900—1927 гг., должны явиться 2 мар-
та, 1943 года в 10 часов утра. в уездную
управу для освидетельствования и отправ-
ки на работу в Германию. Взять с собой
одежлу, обувь и маршевое питание на 3—
4 дня. Кто не явится — будет заподозрен

в бандитизие и с ним поступят соответет-

вующим 0бразом».. —_ i

В елоруссии, в районе Ганцевичи (юго-
восточнее Барановичи) немецкая каратель-
ная экспедиция сожгла в первой половине
‘марта с. г. десятки деревень и расстреляла
сотни жителей в виде репрессий за He-
явку жителей для отправки на немецкую
каторгу.

Из различных пунктов Литовской и Лат-
вийской ССР сообщают об организованной
титлеровцами охоте на людей, загоняемых
как на принудительные работы по строи-
тельству укреплений, так и на сборные
пункты для отправки в немецкое рабство
в Германию и оккупированные ею страны.
На строительство оборонительных соору-
жений в Прибалтийских советских pec-
публиках мобилизовано свыше 300 тысяч
человек, причем против уклоняющихея от
занесения в списки так называемого «тру-
дового фронта» и от. отправки в Германию
применяются самые жестокие репрессии,
вилоть до повешения.

Советские граждане на захваченных нем:
пами территориях всё чалще и в6ё органи-
зованнее оказывают немецким рабовладель-
цам и их агентам мужественное сопротив-
ление, Из прибалтийских, украинских, бе-
лорусских районов поступают многочислен-
ные сообщения о массовом уходе не только
взрослого мужского населения, но и скры-
вающихея от угона в. Германию женщин и
подростков — в партизанские отряды, в
рядах которых они ограждают свою свобо-
ду. Рост партизанского движения в связи
в сопротивлением советских людей насиль-
ственному уводу их в немецкое рабство ©
тревогой признается в ряде секретных до-
несений германских военных и полицейских
органов.

Угоняя советских людей в фошиетекое
рабство, немцы устраивают на них ‘0бла-
‚вы, организуют карательные экспедиции,
опепляют целые районы, города, ловят
людей Ha дорогах, загоняют на сборные
пункты. В распоряжении Советского Пра-
вительства имеются многочисленные мате-
риалы, рисующие нечеловеческие ‘условия
насильственной отправки советских мирных
граждан в Германию в заколоченных,
охраняемых солдатами или полицией ваго-
нах. День и ночь из оккупированных рай-
онов. Украины, Белоруесии и России идут
в Германию эшелоны невольников. Людей
грузят, как скот, по 60—70 человек в
один товарный вагон. Обессилевших и боль-
ных выбрасывают из вагонов, ‘под откос,
устилая трупами советских людей дороги
на запад.

Вырвавшаяся из фамистекого плена жи-
тельница освобожденного частями Красной
Армии города Миллерово Раиса Давыденко
рассказывает: «В холодных товарных Ba-
гонах было так тесно, что нельзя было
даже повернуться. В каждом вагоне ехал
надзиратель, который на всякую просьбу
отвечал. ударом палки. Всю дорогу нас мо-
рили голодом...»

Колхозница Варвары Бахтина из села
Николаевка, Курской области, рассказывает:
«В Курске нас впихнули в телятник по
50—60 человек в вагон. Выходить не
разрешали. Немецкий часовой то и дело
отпускал нам подзатыльники. В Льгове нае
высадили, здесь мы проходили осмотр’ спе-
циальной комиссии. В присутствии солдат
заставляли раздеваться догола, оематрива-
ли тело. Чем ближе к Германии, тем веё
больше пустел наш эшелон. Из Курска
взяли 3000 человек, но почти на каждой
станций выбрасывали больных и умирзю-

щих с гололу людей. В Германии‘ нас за-
ключили в лагерь, где нахолились совет-
ские военнопленные. Это был участок в
лесу, обнесенный высокой оградой из ко-
лючей проволоки. Через четыре дня нае
распределили по местам. Я, моя сестра
Валентина и еще 13 девушек ‘попали на
‘военный завод».

Вырвавшийся 8 октября 1942 года из
Германии Белошкурекий Владимир Петро-
вич, 1924 года рождения, житель села
Средне-Теплое, Верхне-Теплянского района,
Ворошиловгралекой области, ‘сообщил: «В
пути немецкие солдаты нае избивали. Я
видел сам, когла наши подростки выбега-
ли на станциях попить воды, но солдаты
их избивали. Избиению подвергались так-
же мобилизованные девушки. их загоняли
в вагоны и залирали на замки. Гражлан-
ское население Германии оскорбляло нас,

выпало в глаза песок и бросало камни, &
дети дразнили нас словами «русские
свиньи». Наш эшелон находилея в пути
12 суток. 18 сентября 1942 г. мы прибы-
ли в немецкий город Галле Когла мы при-
были, нае выстроили, пришли неменкие
барыни, начали выбирать себе девушек в
рабыни».

Таким образом, следует считать уста-
новленным, что немецко-фашистекие влас-
TH, пытаясь заполучить миланоны рабов,
применяют по’ отношению к советскому
гражданекому населению зверекие. насилия,

& также созлают при отправке захвачен-

ных советских граждан в немецкую не-
волю такие условия, при которых значи-
тельная их часть гибнет уже в пути от
голода, побоев и скотских условий перево-
за людей в Германию.

Ш.

`НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МУЧЕНИЯ И ГИБЕЛЬ СОВЕТСКИХ
ГРАЖДАН В НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКОЙ НЕВОЛЕ

Для сотен тысяч советских граждан,
угнанных в Германию, гитлеровекие рабо-

«Здравствуй моя дорогая п любимая маз
мочка. Пишу тебе нисьмю четвертое, но от

владельцы установили ещь более ужаеные  вета нет никакого. Мама, живу я у хозян-
условия каторжного труда, чем в худшие   на. Семья маленькая: их двое и один ребе-
времена древнего рабовладения. Советские! нок, но работы мне, мама, хватает. Всего

граждане загнаны в концентращионвые Ja-
гери, огороженные колючей проволокой.
Их гонят на работу и возвращают колон-
нами, под охраной вооруженных гитлеров-
Hes. Советеких людей лишили имени, их
вызывают по номерам. Русские и украин-
цы получают специальные  опознаватель-
ные знаки: первые — знак 6 белой окан-
товкой по краям и словом «Оет» по сере-
дине; вторые — носят такой же знак, 6
желтой окантовкой. Советские граждане
не смеют отлучатьея из лагеря. Для со-
ветских ‚людей, ввергнутых в рабетво,
установлен голодный режим. Геринг пред-
писал в своих упомянутых выше указа-
БИЯХ:

«Русский неприхотлив, поэтому его лег-
ко прокормить без заметного нарушения
нашего ‘продовольетвенного ‘баланса. Его

не следует баловать или приучать к не-

мецкой пище».

В самих фашистских немецких газетах
встречаются такие описания положения со-

ветеких граждан в Германии, как’ напри-

мер, следующее опубликованное во’ «Франк-
фуртер цейтунг» 17 апреля 1942 г.:
‘«Рабочие оккупированных советских об:

ластей стоят в лагере, огражденном колю-

чей проволокой. Этих людей, привезенных
из Харьковского района в Германию, нуж-
но, разумеется, держать в строгости, смот-
реть за ними, ибо нет никакой гарантии,
что между ними нет большевиков, способ-
ных к актам саботажа. Их ближайший на-
чальник... поддерживает авторитет при по-
мощи кнута». 3

Страшные документы нечеловеческих
страданий наших людей на немецкой ка-
торге отражены в письмах к родным.

«Мамочка, — пишет Нона Г. 8 октября   плакали. Очень я тоскую, что живу в

1942 г. из немецкого лагеря, — погода
здесь плохая, идут всё время дожди. Я хо-
жу босая, потому что у меня обуви нет.
Хожу, как нищая. Хлеб получаем два раза
в день по 100 грамм. Работаем 12. часов в
день. Мамочка, тоска ужасная. Кроме заво-
да и бараков ничего не знаем. Как приду
с работы, упаду на кровать, наплачусь
вдоволь, вопомню дом и Вас, и с тем зас-
ну. За короткое время нашей жизни здесь
MBI BCC выбилиеь из сил, нелосыпаем, не-
доедаем. В маленькой комнате нае 16 че-
ловек, все украинки и я. Если придется
увидетьея, то расскажу всё; Но увидеться
навряд ли придется, потому что зимовать
остаемея в летних бараках из досок. При
таком питании, да без сна, ла голой и 00-
col не выжить мне. Еели можете, не отка-
жите в моей просьбе, вышлите чесноку и
луку, потому что пища однообразная. У
меня уже болят десна — цынга начинает-
ся». f Le

`В другом письме, 10 ноября 1942 г.,
та же советская девушка пишет: «Наша
жизнь, мамочка, хуже, чем у собак. Cyn
дат такой же зеленый, который попреж-
нему никто не ест. У меня от думок иссох
мозг и глаза от слез не вилят. Сегодня все
12 часов работали голодные. Но плачь, не
плачь, а работать нужно... Какая может
быть работа у человека голодного изо дня
в день. Придет начальник или сбоку еи-
дящая немка подгонит: «Нона, арбайтен
шнеллер, шнеллер!» («Нова, быстрее, бы-
erpeé Sie. Дорогая мамочка, как
мне тяжело без Вас. Я не в силах слет-
жать рыдания. Я от обиды плачу. 0, веть
еще хуже, еще тяжелее, но я не в силах
описать... Мы уже привыкли к тому, что в
два часа ночи открывается дверь. полинай
зажигает огонь и кричит; «Ауфитэен!»
(«Встать!»). Сразу все встаем и выхолим
во двор. Отоим час. Начинают нас считать
Жлем вторую смену, когда войдет во двор
Замерзаем, пока стони во дворе. Мыслимо
ли — почти босые все. А иной раз’ про-
ливной дождь идет или Mopos. Я просто не
в силах всех переживаний и мучений опи:
cath... Мамочка, я устала. В горол нас не
отпускают, живем в лесу. Прослышали, что
нае переводят на другой завод. Сейчас ра-
ботаем вместе с украинцами. фралпузами“ и
сербами, Мамочка, если можно, то’ выилите
посылку — луку и чесноку — у меня
цынга. He откажите в моей просьбе».

Увезенная в Германию девушка Маша
Н. из Ворошиловградекой области пишет
своей матери:

8 комнат и один коридор. Встаю в 5 4.
утра, ложусь я в 10 часов ночи. Мама,
каждый день стираю я утром и вечером.
Хозяин всегда, кричит, так я его ботось. что
я ужасаюсь и кричу во сне. За веё время
один раз пустили меня в воскрееенье в
лагерь к нашим. Я вернулась и опоздала
на полчаса. Мама, как меня хозяин бил
по лицу, рвал за волосы, так я всю жизнь
не забуду. Мама, заплатили мне за месяц
7 марок и 50 пфен. Свое я последнее до-
тираю, нет ничего у меня ихнего. Мама,
нам говорили, чтобы мы послали домой
письма, чтобы из дому выслали пальто,
валенки. Прошу тебя, золотая мамочка,
будут нажимать, ничего сюда не шли, веё
равно не получу. Что мне делать? Домой
не отпускают, а больше терпеть нет сил.
`Казждый день плачу и наверное один выход,
покончить свою жизнь; Мама, родная, если
хочешь видеть меня живой, выручи меня
отсюда из неволи. Дальше я не могу жить
й веб это терпеть. Мама, родная, постарай-
ся 970 сделать. Я тебя отблатгодарю, если
только буду жива. Ну, мамочка, больше не
могу писаль, слезы душат. Целую всех
родных. Твоя пока дочь — Маша». `
Советская девушка Надя Л. пишет из
г. Хемница на родину: «Дорогая мама!
Мы живем в бараке — 60 душ, спим на
соломе. В этом бараке очень холодно. На
работу мы ходим на трикотажную фабри-
ку. Работаем с 6 часов утра до 9 часов
вечера, есть нам дают утром тарелку ок-
ропу (кипятку) и 50 гр. хлеба, на обед
суп без хлеба, на ужин суп без хлеба. А
еще на работе дают хлеб — утром 25 гр:
ив 06ед 25 гр. Пища, дорогая мама, пло-
ховата, но это ничего, если бы только до-
мой. Письмо мы ваше получили, мама, и

неволе. Не вижу света, не вижу ничего,
кроме своего барака страшного. Нас водят
на работу и с работы, как невольников».

Маня К. пишет родителям: «Мы живем
в Германии в городе Бланкенбурге. Pa-
ботаем у хозяина 33 человека. Здесь и
украинцы, поляки, французы и русские.
Кормят нае плохо. Хлеба дают очень мало.
Работы по горао. За нами смотрит надзи-
parerb. Ba каждым налили шагом следят,
Никуда не пускают. Только с работы, да
на, работу. Работаем по_.12 часов, & на ра-
боту ходить не в чем. Денег нам не дают.
Дорогой папочка, как надоело быть не-
вольниками и работать не знаю на кого
и за ч10. Да‘и труд наш не ценят. Нае
все преследуют и смеются. Были бы кры-

Девушка ©. Н. пишет родителям в
Курек во время его оккупации немцами:
«Мы в Германии заключенные. Нам жи-
велся очень плохо. Работаем в поле. Пи-
таемся два раза — утром 200 грамм хле-
ба ив 06ел одну миску супа. Работы
очень много. Я очень, очень жалею, что.
уехала в Германию. У нашего хозяина 28,
человек — русские, польки, францужен-
ки. Кроме того, 15 польских девушек У
другого хозяина, только они спят и пи-
таютея у нашего хозяина. Мы с Катей
живеи вместе, спим на одной кровати,
Мамочка. мы работаем в Германии за спа-
сибо. Вее свое сносила, покупать негде и.
денег нет. Проработали 4 месяца и ни
одной копейки не получили. Живем в
тюрьме. Олним словом, догадайтесь, ка
живем».

1943 г. Леонид Д. пишет ва родину в гор.
Щигры, Курской области: «Здраветвуйте
‘дорогие родные, папа, мама, Рая, Ваня и
братик ШОрик. Первым лолгом я хочу Вах
описать свою жизнь с начала до конца.
Дорогие родные, когла мы приехали в Гер-
манию, нас сортировали в распрелелитель-
ном лагере ия с тех пор разбился с се-
строй Зоей и ло сих пор не видел ее. Ми-
лая мама. холили грязные, не купались по
тва Месяца, кормили вией Завол от ла=
rept 5 км. а от питания я еле лвигаю
ноги, так что эта жизнь в Германии оста»
нется на всю мою жизнь в памяти. Вели
выживу и вернусь хомой, то всё расскажу,
так что у вас, мои ролные, станут волосы
дыбом. Я уже решил покончить свою

Окончание на 2 стр.

льшки прилетела бы на родную сторонку»:

Йз лагеря в гор. Штутгарте 3 января.