®

Бом за улучш

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Боевые действия на участке фронта за-
паднее Ростова порою не ограничиваются
разведкой, огневыми, нападениями, ружей-
ной, пулеметной и артиллерийской  перё-
стрелкой. 06е воюющие стороны старают-
ся улучшить свои позиции, занять более
выгодные тактические рубежи и поэтому
нередко предпринимают атаки местного зна-
чения.

Весьма характерны для боев местного
значения разыгравшиеся недавно события
в районе кургана «Плоский шип». Этот
курган на целый километр выдавалея за
передний край немецкой обороны, вклини-
валея в наши позиции, предоставлял про-
тивнику удобные наблюдательные пункты и
позволял ему обстреливать наши подразде-
ления фланкирующим огнем. В то же время
курган препятетвовал нашему наблюдению
3& немцами, скрывал от взора бойцов и
командиров то, что происходило в стане
врага.

Немцы основательно укрепили курган.
Здесь раньше были каменоломни, и от них
‚осталось несколько котлованов. Эти котло-
ваны противник приспособил для круговой
обороны. Крутые, почти отвесные склоны
хургана были опоясаны нескольками ряда-
ми колючей проволоки на высоких кольях
и так называемых спотыкачей (проволока
на низких кольях). Они казались непри-
ступными. На кургане находилиеь немецкие
пулеметные гнезда,  минометы. Гарнизон
его составляла рота стрелков, имевшая
большое количество огневых средетв.

Три попытки овладеть курганом, иред-
принятые ранее, не увенчались успехом.
Однахо захват этого опорного пункта был
для нас крайне необходим. Он давал в0з-
можность выравнять нални передовые по-
зиции, держать под наблюдением и 90-
‚ стрелом важный для противника район за-
паднее кургана. Наше командование при-
няло решение — взять эту выгодную вы-
COTY пегурмом и создать на ней свой 000-
ронительный район.

Была проведена тщательная разведка.
позиций противника на кургане и подету-
пов к ним, состоялись тренировочные за-
нятия с бойцами. Командование выделило
для штурма роту, усиленную  саперами,
бронебойщиками, пулеметчиками. Pory от-
вели в ближний тыл, нашли здесь  мест-
ность, подобную «Плоскому шипу», и бой-
цы в течение трех ночей тренировались в
метании гранат, в быстром  закрепаении
занятых позиций, в умении бесшумно и
быстро переползаль, пользоваться  свето-
сигнальными средетвами ‘и пр. Особенно
внимательно было отработано взаимодейст-
вие между автоматчикамхи и гранатометчи-
хами. Когда стало ясно, что рота виолне
подготовлена, командование разрешило на-
чать штурм.

Были приняты меры предосторожности
против возможных попыток - противника
контратаковать штурмовую. роту. Опыт
прошлого показывал, что противник He paz
отвечал на атаку роты контратакой ба-
тальона и, пользуясь превосходством сил,
старался вклиниться глубже в налиу 0б0-
pony. Чтобы этого не случилось, для под-
крепления роты, штурмующей курган, был
выделен резерв численностью до батальона.
Ероме того, для поддержки атакующей po-
ты было сосредоточено несколько артилле-
рийских батарей, которые после успентной
атаки должны были прикрыть огневым щи-
том ‹ захваченную высоту. Последнее было

тем более необходимо, что противник, как! ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. :

МЕТКИЙ ОГОНЬ ГВАРДЕЙЦЕВ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 13 мая.
(По телеграфу от наш. корр.). Артилле-
рийские разведчики засекли вражеский
опорный пункт, созданный немцами в че-
тырехэтажном каменном доме. Здесь на-
ходились пушечные и пулеметные точки,
< наблюдательные пункты. Требовалось раз-
громить этот опорный пункт. :

Гвардейцы-артиллеристы били точно, и
36 прямыми попаданиями каменный дом
был разрушен. Под обломками остались
десятки вражеских трупов вместе с раз-
битыми пулеметами и орудиями.

Метко стрелял орудийный расчет, кото-
PHM командует гвардии сержант Сосюк.
Позже его орудие стало вести огонь по!

==

Не так давно мне пришлось беседовать,
© командиром из штаба одного соединения.
Я спросил его; «Знаете ли вы противника,
действующего Ha вашем участке?» —
«Знаю, конечно», — уверенно ответил ко-
мандир и назвал номера стоящих перед
соединением немецких полков. Залем он
развернул карту, на которой была изобра-
жена схема вражеской обороны, очень п-
дробная, вплоть до отдельных пулеметных
точек. «А что думает делать ват против-
ник; каковы его намерения?» Командир
пожал плечами: «На этот вопрос трудно
ответить, предполатать можно всякое».

В дальнейшем, ши более детальном
знакометве с боевой деятельностью частей
этого соединения, удалось выяенить, что
разведкой противника здесь занимаются на=.
стойчиво и непрерывно. В подразделениях
хорошо организована служба наблюдения,
разведчики неплохо подготовлены. Почти
каждую ночь они совершают ночные по-
иски, причем нередко захватывают кон-
трольных пленных.

Олнако, как уже показала первая бесе-
да, здесь, несмотря на непрерывную, на-
стойчивую разведку, все же не имели пол-
ного предетавления о противнике. В дан-
вых, которыми располагал. штаб, был’ весь-
ма существенный из’ян: незнание ближай-
ших намерений немцев. Готовится ли. про-
тивних перейти в наступление или он’ ре-
шил держать длительную оборону? Никто
из штабных командиров толком не знал
этого, потому что действия разведчиков
носили однобокий характер. Разведка, oma
рательно изучала передний край немецкой
обороны, систему огня и заграждений, Pe-
гистрировала новые блиндажи и дзоты, но
B 10 же время совершенно забывала 0 глу-
бине расположения противника.

Командир дивизии, бригады, полка 0бя-
зан знать, что намеревается делать про-

THBHUR завтра и послезавтра. Только при товленных разведывательных труп, —
том условии командир сможет противо-

‘волочных заграждениях. Атакующая рота

‘успех атака. Но ва самой высоте разго-

тиллерии рассеяло

‘артиллерия сумела во-время прикрыть вы-

See gens

Глубокая войсковая

ение позикий

установила наша разведка, на время 0т-
водил гарнизон опорного пункта в тыл
для пристрелки кургана отнем своей ap-
тилиерий.

‘lilrypy «Плоского шипа» началея. ночью.

Саперы быстро проделали проходы в про-

настолько скрытно приблизилась в окопам
немцев, что те обнаружили наших бойцов
не бол6е. чем в 12—20 метрах. Быстрые
и решительные действия штурмовых групп,
точные улары наших батарей, открывав-
ших огонь по сигналам пехоты; решили

`релея яростный гранатный бой. При этом

продвижение мелвих групп гранатометчи-

ков прикрызалось огнем автоматов и руч-
ных пулеметов. После двухчасовой схватки
рота, овладела гребнем кургана, и против-
ник был отброшен на его обратные скаты.
Но в этот момент вражеские орудия и
уинометы, начали сильный обетрел  поте-
рянной высоты, используя заранее подго-
товленные данные. Немцы буквально 3а-
сыпали. высоту снарядами и минами, что
помешало нашим бойцах закрепиться. Уже
рассветало, и рота во избежание излии-
них потерь вынуждена была отойти и
залечь у подножья кургана. Несколько ча-
сов гребень выюоты оетавалея никем ‘не
занятым. Днем отдельные группы немцев,
прикрываяеь огнем своей артиллерии и ми-
нометов, вновь выдвинулись на высоту и
с гребня ее стали обетреливать наших
бойцов,  закрепившихея у обрыва. Весь
лень шла перестрелка. Небольшие группы
наптих смельчаков подползали к немецким
окопам и вели ближний гранатный бой:
Вскоре разведка обнаружила. что за
высотой в лощине накапливается пехота
противника. Немцы, видимо, готовились к
контратаке. Огневое нападение нашей ap-
скопление вражеской
пехоты. Было подавлено несколько немец-
ких пулеметных и минометных точек.
Наступила вторая ночь. Носле сильного
артиллерийского обстрела, вражеских пози-
ций рота под команлой лейтенанта. Затулы,
усиленная двумя взводами, с трех сторон
облекла курган и, облизившиеь с против-
ником, атаковала его. Немцы снова были
сбиты с гребня высоты. и уже не смогли
получить поддержку из глубины. Hama

соту огневым щитом, преградив путь вра-
жескому подкреплению.
Немедленно были установлены на обрат-
ных скатах кургана противотанковые и
противопехотные мины, проволочные ‹ за-
граждения, малозаметные препятствия из
тонкой проволоки и пр; Прикрываясь ог-
нем артиллерии, нални бойцы быстро за-
вренились на захваченных позициях, что
дало возможность отбить одну за другой
три яростных контратаки противника, пос-
лелдовавшие с утра, Немиы долго не хотели
помириться е потерей  «Илоского шипа».
Лишь потеряв свыше ста солдат, они пре-
кратили бесплодные контратаки. ’Трулная
задача, захвата, сильно укрепленной высоты
была выполнена. ;
Этот бой за улучшение тактических по-
зиций характерен весьма тщательной пол-
TOTOBEOH, продуманностью взаимодействия
отневых средств и атакующей пехоты.
Важно отметить, что подобные бои, кото-
рые наши войска часто навязывают про-
тивнику, постоянно держат немцев в на-
пряжении, изматывают их. силы.

о Майор В. КОРОТЕЕВ.

другому опорному пункту. В результате
трех прямых попаданий был взорван нв-
мецкий склад с. боеприпасами. Через не-
которое время этот орудийный расчет
вновь стал бить по вражеским укрепле-
ниям. С наблюдательного пункта было
видно, как точно ложатся снаряды в цель.
Орудие Сосюка ‘разбило на этот раз мощ-
ную огневую точку противника.

Командующий артиллерией  Ленинград-
ского фронта об’явил всему расчету бла-
годарность и наградил командира орудия
гвардии сержанта -Сосюка и наводчика
гвардии красноармейца Качина медалями
«За боевые заслуги».

Гвардии генерал-майор
Б. АРШИНЦЕВ

- Разтадать замысел противника, основы-
ваясь исключительно на данных разведки
переднего края его укрепленной полосы,
очень и очень трудно, & подчас просто не-
возможно. Характерная история произошла
на боевом участке того же соединения. В
течение двух недель разведчики и наблюда-

тели отмечали полное спокойствие на 069-

ронительном рубеже противника. Подкрел-
лений немцы не подбрасывали, а наличных
вил для развития каких-либо активных
действий у них было здесь недостаточно.
Й вдруг неожиданно немцы предприняли
на рассвете сильную атаку. Отремясь вкли-
ниться в боевые порядки обороняющихся
подразделений, они бросиля в стык двух
налтих батальонов полк пехоты; о наличии
которого вблизи передовых позиций до но-
следней минуты не было никаких сведений,
Обороняющиеся подразделения попали в
тяжелое положение. Дрались они упорно,
но противник, пользуясь численным пре-
BOCXOACTBOM, веб же потеснил их. Только
в исходу дня командир соединения ввел в
бой резервы и выправил положение. Как
потом выяснилось (из показаний пленных),
атакующий полк в течение суток находил-
вя в семи километрах от передовых пози-
ций, & ночью немцы провели его через
боевые порядки своей обороны и на рас-
свете бросили в атаку. Ясно, что обета-
новка сложилась бы совершенно по-иному,
вели б командир и его штаб протянули
свои разведывательные щупальцы в глубь
вражеской обороны.
Глубокая разведка, связанная с проник:
новением в тыл противника хорошо подго-

лучшее средетво для уяснения его замыс-

поставить хитрому вражескому маневру еще   ла, для распознавания ого вамерений. Бое-

более хитрый контрманевр, своевременным

ударом предупредить удар вражеских войск.

вая история ваших полков и дивизий хра-

нит, многочисленные примеры, показываю-.

\

тиллерийский и миноллетныхй

КРАСНАЯ

укрепленные немецкие позиции. Бой здесь
носили характер медленного, постепенного
«прогрызания» укрепленных рубежей. Al -
огонь обеих
сторон достигал чрезвычайно большой
паютности. Район боев, который и до на-
чала операций имел опраниченное чисто

резко выраженных ориентиров, через не-

сколько дней стал трудно узнаваемым. На

Еироком ‘участке фронта сразу изменилась
конфигурация вех щи вустарвиков.
Многие перелески совершенно исчезли: от

деревьев остались одни лишь высокие пни.
В таких) условиях точное. определение

места, достигнутого каждьшх наступающим  .

подразделением, стало делом необычайно
трудным. Местность, которую командиры
видели втерели себя, слишком малю похо-

дила на карту этого же участка. Подчах

даже опытные, хотю знающие топогра-
фию командиры попадали в затруднитеть-
ное положение, определяя передовые по=
зиции своих войск. Е
‹ Подразделения одного нашего полка дол-
жны были овладеть небольшой высотой, На-
карте. эта высотка; условно названная
«Огурцом», казалась довольно резко! очер-
ченной, = которую к TOMY же легко
уожно было найти по характерным. из-
гибам опушек соседних рощ. В результате

упорных боев подразделения полка значи-

тельно продвинулись вперед, и один ‘коман-
лир донес в штаб полка, что высотка «0гу-
рец» занята. Из полка донесение поступи-

артиллерия и’минометные части получили,
приказ перенести огонь западнее” этого
рубежа. =< Е т

Дальнейшее продвижение полка, приоста-
новилось, так как’ ето подразделения были

встречены” сильный ружейныйме и пулемет-

ным огнем противника: Между тем с/ за-
нятием высотки «Огурец» система немец-
кого огня должна была оказатьея  нару-
ненной. Это обстоятельство и начавшие’
поступать противоречивые сведения © на-
чертании переднего края подразделений
заставили командира полка организовать
тщательную проверку истинного положения
на, выюотке «Огурец».

& : И

ЗВЕЗДА 14 мая 1943 г., пятница. № 112 (5483),

В низовьях Кубани

по ней лолго била советокая артиллерия,
Залем пехотинцы взошли на высоту ив
; единственно упелевшем немецком боиндаже
Ja разведки, первым из полка пробралея  „или ефрейтора-сашера Иоганна Пейтеля,
‘через заросли камьииа) к саду, ДА   Вот. дословный перевод его рассказа о’ по-
можно было, увидеть хутор, 34 КОТОРЫЙ летних часах на высоте:

подк-дралея уже два дня, Кулатин- нобмот-    Ночью мы узнали, Что Высота ору.
Pex прямо и ничего не увидел, Роме дена. Офицеры сказали нам, что. окруде-
опаленных кустов яблонь и вишен. 34  ния бояться не надо, Tak хак вам ка
ними. виднелея какой-то захаамленный выручку придут скоро резервные ^ части,
пустырь. Он посмотрел налево, готом на-

Т. Здесь был хутор
Василий Кулагин, боец отдельного B3B0-

НА КУБАНИ. Северо-западнее Новороссийска, Артиллерия в походе.
$ Снимок нашего спец. фотокорр. капитана В. Темина.

Полковые группы
‘топографов

Наше соединение наступало ‘на. сильно   Специально” вылеленная группа бойцов,

возглавляемая  хорошю знающим топюгра-
‘фию командиром Елисвевым, © помощью
разметки кабеля и решения простейних
топографических задач ‘установила, что
подразделение заняло не высоту «Огурец»,
& другую, схожую с ней выесотку. До вы-
соты «Огурец» оставалось еще пройти не-
сколько сот метров. Это пространство на-
ходилось под сильным контролем. располо-
женных впереди немецких огневых точек,
которые из-за оттибочной информации oc-
тались вне огневого воздействия нашей
артиллерии и тяжелых минометов.

Причины неправильной информации о
положении наступающих войск —— чаще
всего неорганизованность, пренебрежение
разведкой. Но бывает и тах, как в приве-
денном нами примере, корда ошибка яв-
ляется результатом особых трудностей точ-
ной ориентировки на местности, сильно
изменившейся в, ходе длительных боев. В
этих сложных условиях неточная инфор-
мация о доститнутьх рубежах бывает на-
стоящим бичом. Она лишает командиров.
‘уверенности при ностановке войскам даль-
нейших задач, нарушает взаимодействие
артиллерии и авиации ¢ пехотой, приводит
к всевозможным неожиданностям.

Выход из положения, найденный коман-
диром части, о которой шла речь, наибо-
лее разумен и холжен войти в практику
каждого полка. Необходимо иметь поотоян-

‘ные группы топографов, в задачу которых
л0 в дивизию, а оттуда в армию. Наша ю к

входит точное определение переднего края
своих войск, когда они наступают на пе-
ресеченной местности. Эти группы должны
состоять из нескольких специально обу-
ченных ° красноармейцев,  возтлавляемых
безукоризненно знающим топографию, храй-
рым и сообразительным командиром. Необ-
ходимо вооружать группы топографов про-
стейшими измерительными приборали, из-
мерительными лентами и больше ‘уделять
внимания предварительной подготовке этих
людей. Создание полковых групи Tomonpa-
hos целиком оправдывается боевой праж-

THROM.
_ Полновник Н; ЧЕЛЮСТНИН.
`ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ.

СЛЕТ ОТЛИЧНЫХ САПЕР.

КАЛИНИНОВИЙ ФРОНТ, 13 мая. (По те-
леграфу от наш. корр.). Недавно в М ¢o-
единении состоялся слет лучших сапер для
обмена опытом боевой работы в дни На-
ступления. у

На слете выступили е краткими доклада-
ми младший лейтенант Семенов, сержанты
Цветков и Куличенко, которые рассказали,
как они производили инженерную разведку
на поле боя и обезвреживали мины под

В НЕВА ЕЕ]

разведка о

‘щие громадную роль глубокой разведки при’

разрешении залач наступалельного и
ронительного боя.

На одном участке фронта, обе воюющие
стороны длительное время занимали 00010-
ну, и боевые действия носили позицион-
ный характер. В М часть © территория,
занятой немцами, перебежал один местный
житель. Он сообщил, что видел во враже-
ском тылу, в 30 километрах от фронта,
разгружаюмниеся воинские эшелоны. Выса-
дивинкь из вагонов, немецкая пехота

000-

скрывалась в’ лесу и ночью передвигалаюь.

лесными дорогами, направляяеь к левому
флангу нашей обороны. Командир дивизии
тут же, не теряя ни минуты, решил иро-
верить, насколько достоверны эти сведения.
Ночью отряд разведчиков перешел линию
фронта. Выйдя на вражеские коммуника-
ции, разведчики убедились, что местный
житель говорил правду. Отряд, наблюдая
за продвижением колонн противника, опре-
делил пункты их собредоточения, подечи-
тал их численный состав, вооружение. Ha
обратном пути разведчики напали на не-
приятельский дозор и захватили контроль-
вого пленного. Е утру командир дивизии
точно знал, что немцы готовятся напаеть
на его левый: фланг. Чтобы предупредить
противника, он быстро произвел перегруп-
пировку своих войск и нанес гитлеровцам
удар, прежде чем они ‘успели сосредото-
‘читься для штурма наптих позиций.
Глубокую разведку, организованную пгга-
бом стрелковой дивизии (бригады), нужно
вести небольшими отрядами специально
отобранных бойцов и командиров. Состав
отряда и его вооружение определяются по-
ставленной задачей, а также специфичаски-
ми особенностями того или иного. фронто-
вого участка. Например, одно время на-
ша дивизия действовала, в горно-лесистой
местности, где ‘у противника не было
сплошной линии укреплений. Немцы, опи-
рались главным образом на высоты, пре-
врашая их в опорные пункты и узлы co-
противления, Лощины и овраги, продегав-

КЕ ee ЕЕ ВОЙ

и

артиллерийским и минометным огнем про-

тивника, расчищая путь пехоте. Тов. Ив-

ченко и Врылов подёлилиеь богатым опы-
том работы, сапер в тылу у немцев. Они
часто выходили в тыл отетупающему вра-

Ty HW Ha ero пути ставили взрывные. пре-

пятетвия. о
Слет дал немало полезного для всех его

хчастников. Опыт лучших мастеров инже-`

нерного дела, стал достоянием многих.

a ee ee ee

шие между высотами, противник обычно
прикрывал различными  заграждениями
(минными полями, завалами, взрывными
сюрпризами). Через эти препятетвия срав-
нительно легко пробиралиеь в тыл врага
© помощью сапер группы разведчиков в
50—80 и 100 человек.

Совсем по другому обетояло дело, когда,
разведчики сталкивалиеь се так называемой
жесткой вражеской обороной, предетавляв-
шей собой густую сеть укрепленных то-
чек, домов, дзотов, опорных пунктов. Ту
уже отрядам в 50—30 и даже 15 чело-
век очень трудно пройти незаметно для
противника в глубину его обороны. Поэто-
му в глубокую разведку приходиловь по-
сылать лишь мелкие группы наиболее от-
важных бойцов и командиров, хорошо под-
готовленных к самостоятельным действиям
и в совершенстве овладевших высоким
пластунским искусством. Два, три или, еа-
мое большее, ‘пять разведчиков просачи-
вались через линию фронта и уходили в
немецкий тыл. a

Скрытный, незримый для противника,
переход линии фронта — первое условие,
без соблюдения которого немыслимы ye-
пешные действия бойцов, направляющихся
в глубокую разведку. Нахоляеь во враже-
ском тылу, они обязаны проявлять высо-
кую подвижность, быть неуловимыми для
врага. Как раз этим требованиях должно
отвечать и вооружение разведчиков. Jer-
Roe H B TO же время достаточно мощное
при скоротечных схватках’ противником
вооружение отнюдь не сковывает подвих-
ности. разведчиков и позволяет им нано-
сить немцам весьма ощутительные удары.

Особую остроту приобретают в глубокой
разведке вопросы связи. В тех случаях,
когда грушты отправлялись в неприятель-
ский тыл на определенный срок, mer m-
лучали от них разведывательные данные
0 возвращении. Но бывает и тах, что от
групты, действующей в тылу противкика,
в 20, 30, а тои 40 километрах от линия
фронта, необходимо получить срочные све-
дения, В таких случаях разведчики держат
радиосвязь CO своим штабом (передают за-
рашее обусловленные радиосигналы), обя-

*

кучах лежала черелица, валялось стекло.

потребовал, чтобы мы выдали двух парти-
зан, которые взорвали на шоссе мост и  хат, оглядывал двор, окна, деревья.
скрываются якобы в нашем хуторе. Никто  искал хоть одно знакомое лицо,

на этот вопрос ничего путного ответить! услышать хоть чей-нибудь знакомый го-
не мог. В наших краях работают пар-  лос, но улица была, безлюдна. Так он до-
тизаны, бывали они Y нас иногда, но  шел до своего дома, вернее, до развалин
в данный момент никого из них не бы-  его, остановился, повачал головой; смахнул
ao. la сели бы и были, разве можно слезу и хотел. продолжать путь,
Немцы дали хуторянам  вдруг среди вишен он заметил знакомую
фигуру. Садом шел к дому мужчина с
окладистой бородой, в кожаной фуражке и

выдавать своих!
40 минут на раздумье. Потом снова собра-

водительским составом, применяется в це-

право и нигде не увидел ни одной хаты:
вынул
карту. На карте северо-западнее Крымской
маленькими буквами было выведено’ назва-
ние хутора. Может быть не здесь? Может
дальше? Кулагин снова посмотрел ва, кар-
ту, Ha местноеть, на еолнце, ‘на деревья

Гле же хутор Веселый? Кулагин

и уверенио сказал себе:  «Должен быть
тут».

Полк обошел хутор’ слева и справа,
остатки немецкого батальона, оборонявшие-
ся здесь, отетупили за высоту. Полк при-
шел на то место, что именуется на карте
хутором Веселым. Кулагин пробежал по
околице мимо мельницы, но, как и рань-
ше, не увидел ничего похожего на хутор.
Вместо домов высились кучи глины, кир-
пича, деревьев и соломы, кое-где на таких

В одном месте в обуглившейся яблоне
было прислонено зеркало, в другом — из-
пол кирпича и глины выглядывала спинка

вровали, в трётьем —— у засыпанного ко-  пролез в

лолца лежал труп маленькой девочки.
Зот, пожалуй, всё что: ‘осталось от
хутора Веселый. Не от артиллерийского ог-
ня, не от бомб, не от мин погиб этот ма-
ленький кубанский хутор. На его улицах
ина околице с трудом можно найти хотя

бы одну воронку от сваряда или мины.
Историю его
дедушка Овсиенко, единственный. из жи-
телей хутора Веселого оставшийся здесь:  армейской улице Ha перевязочный пункт

исчезновения рассказывает

Мы продолжали с‘отетреливаться от Hace.
‘давиих русских и верили в быструю- по-
мощь. В 7 часов утра высота ‘вдру
сохрогнулаеь от страшных разрывов ва.
ших ‘енарялов Через несколько минут мы
уже не слышали собственного дыхания, до
того сильный грохот етоял на высоте. Я
не знаю, сколько орудий и. MuUHOMeTOR
стреляло по высоте, но я знаю, что 14
ней не осталось ни одного кусочка земли,
куда бы не угодил снаряд или мина.

Ha тридцатой минуте бомбардировки B
наш блиндаж попал, видимо, тяжелый сна-
ряд, и десять солдат нашего отделения,
кроме меня, были насмерть убиты и за-
валены землей. Я уцелел чудом, так как
лежал в этот момент в пустом отсеке. Не.
которое время я оставался в этом отееке,
потом мне стало невыносимо жутко, ия
ло ходу сообщения пополз в соседний
блиндаж. Ход сообщения был уже завален
убитыми солдатами и землей. Beé me 4
соседний блинлаж и там der,
закрыв голову телом убитого нулеметчика.
Потом я попытался выйти из блиндажа, но
вход в него был уже завален, и я сидел
здесь до вашего прихода.

‚ На этой высоте наша, артиллерия истре-
била весь немецкий саперный батальон. .

3. Отец и сын Смолины
В станице Крымежой ‘шел по Краено-

— В марте этого года к нам на хутор  автоматчик Андрей Смолин. Лицо его было

ли наю и, узнав, что партизан нет, при:

прибыл вдруг немецкий отряд ¢ танками.   искажено болью, через бинты на голове
Главный офицер созвал всех жителей  и  проступала кровь. Он шел тихо, осматри-
вая улицы, иногда останавливалея около

Ou
хотел

Kak

Базали всем жителям покинуть  хутор.  © автоматом за плечами. У Андрея ё&Енуло
Слез сколько было, побоев, истязаний, но  сердце. Он сделал шаг навстречу человеку —

солдаты выгнали всех жителей. После это-
го немецкие танки пошли по наним ха-
там и разрушили Bee до одной, вот кАк

Отец уже бежал к нему, узнав в раненом

видите сейчае. В садах солдаты запалилиГ сына Андрея. Трогательна быль ветреча

солому и сено, сады погибли. ;

Tax nepecraa cyleersopars xyrop  Be-
селый. Бойцы проходили его молча, стис-
HYB губы и крепко сжимая оружие,

Иваном Смолиным. Они долго

сына-красноармейца ев  отцом-паугизаном
стоя т

развалин своего дома. Уже прощаясь, за-

Они! метили, что’ на груди у обоих награды

ушли, чтобы гнать немцев дальше и дать  родины: у сына был орден Красного Зна-

возможность” жителям Веседого снова от-
та Фа
строиться на родном, давно обжитом месте.

у

2. Рассказ пленного ефрейтора

одна наша часть заняла высоту  «Зеле-
ная». Высота была окружена до этого и

зочный пункт, а. Иван 6:
В нескольких километрах от Крымекой  воинской части.

мени, & у отца — орден Отечественной

войны первой степени.
_Авдрей Смолин направилоя: на, перевя-

T4501

Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

и

`  ОБРАЗЦОВОЕ СБЕРЕЖЕНИЕ ГОРЮЧЕГО

Ряд частей и соединений Красной Ар-
мии научились бережно и экономно’ расхо-
довать горючее в напряженных условиях
боевой обстановки. Хорошо поставлено это
дело в соединении, гле начальником отде-
ла снабжения горючим тов. Томилин. Здесь
уделяют большое внимание учету горюче-
го и контролю над ero расходованием.
Инспекторский состав, проверяющий служ:
бу снабжения горючим, на’ специальных

сборах” ознакомлен с системой учета 4

отчетности, заведенной в войсковых частях
и на складах. Командиры и бойцы, лучше.

других * сберегающие горючее, поошряются,

командованием соединения.

В части, которой командует инженер-май-
ор Исполатов, повседневно проводится со-
ответствующая воспитательная работа ©

В ee 5

зательно дублируя ee эстафетой пеших по-
сыльных.  На пути движения группы (от-
ряда) выставляются посты и через них
эстафетой передаются донесения.

Глубокая разведка вынюлняет. многооб-
разные задачи. В дивизии, где начальни-
ком штаба полковник  Малолетков, разве-
дывательные группы, пробравшиеся в тыл
к немцам, не ограничиваются сбором све-

дений о противнике. Они тесно увязывают!

чисто разведывательную работу е активны-

Тут  ми боевыми действиями. Разведчики внв-

зально нападают на штабы немецких пол-
вов и дивизий, громят их, захватывают
ценные документы и пленных. Налетами
Ha вражеские комууникации разведыватель-
ные группы срывают немцам  подвоз к
фронту боепрапасов, продовольствия.
Возвращаясь обратно, разведчики, как
правило, приносят в штаб пенные довх-
менты, позволяющие сделать выводы 0
ближайших намерениях противника. Они
дают подробный анализ поведения немцев
в глубине обороны, доставляют образцы
новых вражеских взрывных препятствий
(мин, сюрпризов), огнестрельного. оружия.
тественно, что дерзкие налеты на, шта-
бы и коммуникации противника могут
успешно производить лишь развелывалель-
ные группы численностью в несколько. де-

сятков человек. Мелким группам, mpoco-  6

чившимся через линию фронта, такие за-
дачи явно не под силу. Им приходится
вести главным образом разведку наблюде-
нием, и они вступают в бой только в
исключительных случаях (например, Богда

предетавляетея возможноеть захватить не-,

ah связного, одиночного ездового
Те

Подвижные наблюдательные посты, opra-
низуемые — мелкими

у разведывательными
группами, действующими в тылу врага са
мостоятельно или в составе более крупного
отряда, также дат весьма ценные сведе-
вия, помогающие нашему командованию
разгадывать намерения противника, Одна
только простая фиксация, в каком, направ-
лении движутся немецкие танки, артидлле-
рия, пехота, дает очень многое. №6 этим
данных легко убжно определить райояы
сосредоточения немецких войск, направ
ление готовящегося удара. :

лях экономии езда спаренных автомашич

на жестком буксире. В результате: расход
горючего снизился на 22 процента против
нормы. ^ .

Немалых успехов в этом деле добилась
часть, где помощником командира по тех-
нической части интендант 2-го ранга Пав-
лоцкий. В этой части грузовые автомашины
переоборудованы для работы на газогене“
раторном топливе. Это мероприятие позво“
лило только за один квартал сэкономить
6.820 килограммов автобензина.

Хорошо налажены учет и хранение го-
рючего в части, которой командует под-
полковник Френкель. ‘Пробег незагружен-
ных автомашин -сокращен здесь до 3—4
прецентов. Уже одно это дало возмож“
ность сократить расход горючего на 3 проз
цента против норм. 1% i

=

С помощью. тех же подвижных. наблюда.
тельных постов. глубокой разведки в пе-
риод позиционной борьбы нам нередко ула*
валось уточнять районы огневых позиций
немецкой артиллерии и минометных 6ат8-
рей. Материалом для тахого уточнения: то-
же служили наблюдения разведчиков, кд.
торые выслеживали, куда подвозят гитле-
ровцы снаряды и мины, в каком количе.
стве, какого калибра. :

Крепкую помощь оказывали мелкие нбо-
лее крупные группы глубокой разведки на-
шим частям в период наступления.
выявляли, на каких участках противник
стремится удержать, позиции и с RAUL
намеревается уйти, чтобы оторваться Ot
наседающих на него наших полков. Наше.
рения немцев определялись также по приз
знакам движения их войск и транспортов
идут ли они к фронту или наоборот, Ha
блюдаетея ли отход неприятельских 000308,
артиллерии. В послёднем случае разведчи.
ки, сообщив в выславший их петаб необхо-
димые сведения, тут же внезапными” нале*
тами на вражеские тылы вносили панику
в ряды отступающих немцев и навязываля
их бой, чтобы задержать лротивника- до
подхода наших. наступающих подфазделений,

Трудно переоценить значение глубокой
разведки, дающей командиру и ето штабу
огатешший материал о противнике, . №южЕо
прямо сказать, что в тех частях и соеди
нениях, где этому делу не уделяют д01ж
HOMO внимания, там командир и его 118б
очень часто действуют волепую. Одних
серьезно занимаясь глубокой разведкой,
нельзя впадать и в хругую крайность. Мн8
приходилось сталкиваться и с такими я8*
чениями, когда командиры и их штабы ви
столько увлекались походами во вражеский
тыл, что совершенно забывали об изучении
переднего края немецкой обороны, Такая 0д*
HOVOROCTS, как и недооценка глубокой pase
ведви, тоже приводит к грубейшим сиб»
кам. Надо помнить, что настоящее, 100K
нальное изучение противника и арены
предполагаемого боя возможно лишь 1
условии умелого сочетания всех видов B
©10с0бов разведки.

‚ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

2 ag. A Sere

За А ke NT i OO is Wn ae a

в: