КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

15 мая 1943 г., суббота. № 113 (5484),

Поучительны

Основной целью ночной алаки обычно
является захват каючевых позиций про-
тивника, командных высот, опорных пунк-
тов. С другой стороны, подразделение м0-
жет использовать ночь для сближения с
противником, для выхода на рубеж атаки.
В боях местного значения вполне возмож-
ны 05а эти варианта действий,

N гвардейская чаеть долгое время вела
непрерывные бои за высоту, которая по-
зволяла противнику на много километров
просматривать и простреливать вперелиле-
жащую местность. Меред высотой прохо-
дила лощина, сама по себе являвшаяся про-
тивотанковым препятствием. Немцы мили-
ровали эту лощину, а высоту опоясали не-
сколькими рядами проволочных загражле-
НИЙ. На, скатах высоты стояли вкопанеые
в землю танки. Большая траншея, шедшая
0. высоты к населённому пункту, связы-
вала гарнизон с основными силами, велел-
ствие чего неприятель мог всё время вос-
полнять потери в живой силе, вводя в бой
свежие подразделения.

Попытки овладеть высотой в дневном
бою не приносили успеха, так как немцы
имели здесь явное тактическое преимуще-
етво. Производились ночные ноиски е за-
хватом пленных. Благодаря этому день 0то
дня гополнялись разведывательные данные,
становилаеь яснее система оборонительных
укреплений и огневых средетв противника.
На подготовку ночной атаки батальону бы-
ло дано два дня. В светлое время наши
артиллеристы вели. пристрелку ренеров и
борьбу с вражеской артиллерией. Им уда-
лось выявить и засечь батарею тяжелых
минометов, Пешие разведчики захватили
пленноро, который показал на местности
расположение немецких минных полей и
огневых средств.

Поскольку позволяло время, командир
батальона рыпил провеети в тылу репети-
цию захвата высоты. Она соетоялась в
ночь, предшествующую штурму. Команди-
ры рот тренировались в управлении своими
подразделенияхи, бойцы укрегляли навыки
ночных действий. Оеновной упор был сде-
лан на то, чтобы бойцы запомнили ориен-
тиры, хорошо усвоили порядок оближения
с противником и выхода на рубел, атаки.
Обстановка, созданная ва этом занятии,
полностью соответотвовала той, е которой
батальон должен был ветретаться в ноч-
ной атаке. Бойцы училиеь преодолевать
естественные прелятетвия, несли службу
разведки и охранения. Саперы проделыва-
ти проходы в проволочных заграждениях и
«обезвреживали» мины. «Учебная высота»
была почти такой же, какую предстояло
взять. В результате предварительное заня-
тие принесло неоценимую пользу. Каждый
боец узнал свое место, обязанности, под-
готовилея к различным случайноетям.

Идея ночной атаки сводилась к следую-
щему: отколоть противника от соседа спра-
ва и изолировать его ¢ тыла, нанося улар
по правому’ флангу. Соответственно’ этому’
замыслу строилась и группировка подраз-
делений; `Батальону были приданы средства
усиления: артизлерийский дивизион, бата-
рея 120-мм минометов, орудия сопровож-
дения и взвод сапер, составивший группу
разграждения. Атака была назначена на
` 23 чада. =

Пользуясь темнотой и пасмурной пого-
дой, группа разграждения выступила 3a
два часа до начала атаки, подготовленной
весьма тщательно. Достаточно указать на
такую деталь: для сапер были сшаты
маскировочные халаты и маски. I pyn-
па разграждения имела в своем составе
радиста, чтобы сообщаль условным сигна-
JOM о разминированных участках и 0без-
вреженных минных полях. Саперы вели
работу на правом фланге. Здесь, по сведе-
ниям разведкы, находилось наименьшее ко-
личество препятствий и пути подхода к
нереднему краю были удобнее. Саперам
пришлось снять всего лишь 37 мини 06-
вободить 70 квадратных метров от споты-
качей и малозаметных препятствий. Работа.
сапер прикрывалась редким ружейным, пу-
леметным и артиллерийским огнем.

Нехцы время от времени пускали раке-
TH, освещая местность. Но специальные ко-
стюмы сапер и их искусная работа сы-
грали евою роль: противник ничего нё су-
мел заметить. В 22 часа 30 минут 1а-
ция командира батальона приняла, услов-
ный сигвал от группы разграждения. Ba-
тальон выступил. Движение его проходило
углом вперед. Такое построение боевых по-
рядЕов полностью отвечало замыслу коман-
дира и позволяло охранять свои фланги,

й ночной бой

Оближение с противником производилось во

зводных колоннах, На фаланги были вы-
зтавлены парные дозоры. Ччобы. выдержать
направление ‘движения, за направляющей
ротой тянули телефонный кабель, за кото-
рый держались бойцы.

Вскоре разведка столкнулась с боевых
охранением противника. Разведчики без
шума сняли немецких часовых и -еигна-
лом сообщили направляющей роте, что
путь свободен. В лощине проходило cocpe-

доточение батальона для выхода на рубеж!

алажи. Дальнейшее развитие событий зави:
село от того, каким образом батальону
удастся преодолеть полосу ружейного п
пулеметного огня немцев. Планируя н0ч-
ную атаку, командир батальона поставил
четкие задачи приданным средствам усиле-
ния, Артиллерийский дивизион должен
был вести заградительный огонь, чтобы

отсечь пути отхода противнику, полковая

батарея и минометы — соередоточенный
огонь по переднему краю. Орудия сопро-
вождения следовали в боевых порядках
рот. Согласно плану, артиллерия открыва-
ла огонь лишь в том случае, если против-

‘ }

Азия!

Главнейшая задача авиации в бовремен-
HOM бою -—= непрерывно. оказывать. под-
держку наземным войскам вплоть до пол-
ного разрешения ими своих боевых задач.
  При этом авиация должна добиться мето-
‚   дического огневого воздействия на против-
_ ника в глубине: его расположения, одно-
временно подавляя и уничтожая его огне-
 Твые средства и живую сплу неповредствен-
: Но на поле боя. Несомненно, что в наету-
° пательной операции действия бомбарлиров-
 щиков, штурмовиков и истребителей будут
иметь, несколько иной вид, нежели в 060-
‘ронительном бою, носящем характер по-
зиционной обороны. Может быть, кое-ка-
‚кие технические и даже тактические прие-
`` мы воздействия на противника и окажутся
‚  СХОЖИМИ, Но BCS же замысел командира,
использование имеющихся сил и средств
‚ будут различны.
Командиру, организующему боевую pa-

ник встретит батальон сильным огнем до

подхода к переднему краю.

Направучющая рота без особых усилий
достигла перелнего края вражеской оборо-
ны и устремилась на северо-восточные
скаты высоты, завязав бой в траншеях и
ходах еообщения. Когда был вбит клин и
противник отколот от соседа, роты’ разви-
ли энергичный фланговый натиск. В vo
же время группа автоматчиков заняла от-
дельные сараи, примыкающие в высоте.
Опа создала там сильный перекрестный
огонь, преследующий две цели: во-первых,
отрезать противнику пути отхода, a, Bo-
вторых, воспрепятствовать подходу его ре-
зервов. Автоматчики почти в упор рас-
стреливали отступающие в беспорядке мел-
кие группы противника.

На самой высоте бой был весьма ome-
сточенным, так как немцы имели здесь
солидные укрепления и большинство дзо-
тов было связано между собою телефо-
ном. Создав на узком Участке довольно
плотную оборону, немцы всеми силами пы-
тались оттянуть развязку боя и продер-
жатьея до утра. Однако нални бойцы шаг
за шагом продвигались вперед, очищая от
немцев отдельные блиндажи, обходя и
блокируя очаги сопротивления.

В одном дзоте оборонялась большая груп-
па немцев. Нопытка взять дзот петурмом
успеха не имела. Тогда было решено бло-
кировать его, захватив блиндажи и окопы,
которые сообщалиеь е этим дзотом. Груп-
па бойцов во главе со старшим сержантом
Пономаренко ворвалась в траншею и в
ожесточенной рукопалиной схватке уничто-
жила немецких солдат, защищавших под-
ступы в дзоту.

Ночная атака продолжалаеь полтора ча-
са. Батальон прочно ` овладел высотой,
укрепилея на ней, приобрел тактическое
преимущество. Захват высоты позволил в
дальнейшем снова развернуть активные
действия и сбить противника в ряда дру-
гих важных позиций.

Какие основные выводы можно сделать
из опыта этой атаки? Е

Прежде всего, успех каждого ночного
боя обеспечивается тщательной подготов-
кой, рассчитанной на тактическую внезап-
ность. Второй фактор успехь-— четко
организованное взаимодействие подразделе-
ний и управление ими в бою. Как показа-
ла практика, лучшим средством управле-
ния в ночном бою является радио. Коман-
диры рот, имевшие у себя маломощные
рации, на веем протяжении ночной атаки
получали четкие указания от командира
батальона и в свою очередь информирова-
ли его. Радиосвязь дублировалась пешими
посыльными.

Следует еще сказать 06 использовании
резерва командира батальона. Нет вадоб-
ности вводить резерв в бой при первой
же контратаке противника. Нужно вы-
двигать резерв на линию переднего края
сразу же, как только подразделения завя-
myr бой в глубине. Противотанковые
ружья рекомендуется располагать так, что-
бы на каждом танкодостулном  направле-
нии было не менее двух противотанковых
ружей. Здесь же должна концентрировать
огонь артиллерия, назначение которой —
парировать контратаки противника.

_^ Гвардии майор Н. МАСЛОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Самотек

Если сулить по планам, составленных
отделом боевой подготовки № армии  Ка-
рельского фронта, то У вас создастся впе-
чатление, UTO здесь командный состав
непрерывно учится, изо дня в день с0-
верненствует свои знания. В планах рас-
писаны темы, указано время, отведенное
для их изучения. Но, в сожалению, дей-
ствительноеть говорит о другом; В. частях
нередки случаи, когда занятия по самым
различным причинам срываются, a если
они и бывают, то не блещут высоким ка-
неством.

В части, которой командует тов. Сели-
хов, система обучения построена весьма
примитивно: командиров собирают и чи-
тают им доклады, лекции. В конце кон-
цов и это было бы неплохо, еели бы oby-
чаемых командиров обязывали готовиться
к лекцаям и докладам. Но здесь подготов-
ка к занятиям не в почете, и командиры
осталютея на уроках пассивными слушате-
лями. Да и сами руководители не всегда
берут на себя труд как следует подгото-
вить доклад паи лекцию. Ясно, какое тут
может быть качество командирокой учебы.

Не лучше идут дела и в № артиллерий-
ском полку. Здесь некоторые командиры
придерживаются, по их собственному вы-
ражению, «своей точки зрения». Они не
счйтают нужным знакомиться © тактикой
пехоты, с ев уставами, забывая, что без
Этого не может быть подлинного взаимо-
действия в бою.

Между тем на участке № армии фронт
давно стабилизировалея, более или менее
крупных боевых операций нет. Налицо

€ =

Fa)

в учебе ‹

прекрасные условия для совершенствова-
ния командиров, для настойчивой учебы
не только в часы, отведенные по Распи-
санию, но И‘в часы самостоятельной pa-
боты над книгой, картой, над статьями
военной печати. В ряде частей нет такой
учебы, & если командиры и занимаются
самостоятельно, то без всякой помещи и
руководства.

В других стрелковых частях командиры
очень слабо изучают взаимодействие ‘пехо-
ты с танками. Нет нужды говорить о том,
насколько серьезен этот пробел в боевой
подготовке командного состава. А ведь
вполне можно было бы ислользовать имею-
щиеся танки для совместных занятий ©
пехотой. В отдельных частях наблюдается
недооценка тавой важной дисциплины, как
топография. Начальник одного штаба капи-
тан Таскаев прямо говорит:

— Мы мало обращаем внимания на т0-
пографию, хотя у нас были случаи, когда
командиры теряли ориентировку в слож-
ных условиях  лесисто-болотистой мест:
ности... ;

Странно; что 060 веем этом мало знает
отдел боевой подготовки, призванный орга-
низовать учебу командиров и руководить
вю. Этот отдел во главе ¢ начальником
тов. Краеневым ни разу не удосужился
Но-настоящелму проверить, как идут в ча-
сетях командирские занятия, какие там

имеются недостатки, чего нехватает, По-
мощник начальника отдела тов. Лобунский
зы Последние три месяца только один раз
выезжал в части,

Майор И. TAINS.

ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ. Испра-
вление линии связи,

Снимок нашего спец.‘ фотокорр.’

О. Кнорринга,

ГОДОВЩИНА
АНСАМБЛЯ

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 14 мая. (По те-
леграфу). В мае прошлого года в боевых
условиях был сформирован красноармей-
ский ансамбль Дома Красной Армии, где
начальником майор Харам. Шесть музы-
кантов, два танцора и три певца из наи-
более талантливых бойцов — таков был
его состав, выехавший после первых ре-
петиций с концертом на передовые пози-
ции. Теперь этот ансамбль отмечает свою
годовщину. Он вырос и окрёп творчески,
завоевал широкую популярность в частях
и соединениях.

За год ансамбль дал более 300 высту-
плений в полном составе. Нередко ему
приходится выступать под вражеским ар-
тиллерийским и минометным обстрелом,

Многие участники ансамбля пользуются
заслуженной любовью у бойцов. Всеобщей
любимицей стала бывшая ленинградская
студентка Ольга Федорина, широко изве-
стная по фильму «Фронтовые подруги»:
Она — непременная участница всех весе-
лых скетчей и характерных плясок. С ма-
стерством профессиональных артистов вы-’
ступают. художественный чте Огурцова,
певец Дорофеев, рассказчик Зенцов, тан-
поры Мацулович, Сичкин, Комаров. 4

Сейчас ансамбль дает Камерные кон-

церты, в программе которых струнные
трио и квартеты, соло на виолончели,
аккордеоне, скрипке, танцы, частушки,

художественное чтение. Высокого исполни-
тельского искусства достигли музыканты
ансамбля — скринач Быкадоров, саксофо-
кист Абразцов, виолончелист Буркут, бая-
нист Цихман и другие. Болышую работу
провел в ансамбле молодой ленинградский
композитор Рубаненко. В программе кон-
цертов немало, произведений; - нависанных
тов. Рубаненко на фронте. Ait

“fh

боту авиации в наступлении, нанболее це-

лесообразно сосредоточить основные уси-

лия на двух главных этапах боя. Первый
обниуает собой время, необходимое назем-
ным войскам для сосредоточения на ие-
ходных позициях и выхода на рубеж ата-
ки. Он совпадает с началом артиллерий-
кого ‘настунления, и действия авиации В
это время будут представлять собою под-
готовну атаки. В дальнейшем, когда mexo-
та и танки идут в атаку, взламывают пе-
редний край обороны противника и начи-
нают развивать успех, — главная задача
авйации — подлержна атаки, а танже
действий пехоты и танков в глубине 0бо-
‘роны противника. Активная и целеустрем-
ленная боевая, работа всей авиации в эти
лва периода боя носит характер авиациой-
ного наступления, ‘оказывающего серьез-
ную помощь наземным войскам.

Некоторое время тому назад на одном
участке фронта была предпринята наступа-
тельная операция. Налии воздушные силы
насчитывали здесь довольно солидное ко-
личество бомбардировщиков, штурмовиков
и истребителей, которым противостояли
тоже значительные силы немецкой авиа-
ции, Шиния вражеской обороны представ-
asda собой несколько укрепленных рубе-
жей, густо занятых войсками. Кроме того
в одном пункте немцы сосредоточихи
крупный танковый резерв.

Для обеспечения действий налгих назем-
ных войск был составлен четкий план.
Усилия всех видов авиации были точно
нацелены на определенные об’екты немец-
кой обороны и строго согласованы по
‘времени и месту. Для парифования неожи-
данностей имелея специальный резерв.

В ходе авиационной подготовки бомбар-
дировщики и штурмовики нанесли ряд
ударов по переднему краю немецкой об9-
роны. Действуя совместно с артиллерией.
они буквально вепахали вражеские укрен-
ления ‘на некоторых участках. Удары с
воздуха непрерывно осуществлялиеь в те-
чение нескольких часов группами самоле-
тов различного состава. Они закончилиеь

мощным массированным налетом бомбарди-

ровщиков и штурмовиков, который дал
возможность нашим ° наземным войскам в

‘строго’ назначенное планом время перей-

СБОР. КОМАНДИРОВ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 мая. (По
телеграфу от наш. корр.). В соединении;
которым командует тов. Мищенко, закон-
чился четырехдневный cOop командиров
стрелковых и артиллерийских подразделе-
ний. Цель сбора: отработать вопросы
взаимодействия артиллерии с пехотой как
в обороне, так и в наступлении. На эту
тему работниками штаба соединения и
командованием были прочитаны лекции,
после чего состоялось практическое изуче..
ние элементов взаимодействия в бою.

Главное внимание обращалось на органи-
зацию постоянной связи артиллерийского
командира с пехотным, обеспечение непре-
рывной поддержки артиллерийским огнем
наступающей пехоты, На то, как лучше

расставить артиллерийские средства в леси- :

сто-болотистой местности, чтобы  макси-
мально использовать их в бою. ]

Участники сбора прослушали также лек-
ции о международном положении, о бди-
тельности, военной смекалке и хитрости.

—

BCEBOBYY B CTAJIMHTPATE

СТАЛИНГРАД, 14 мая. (ТАСС). Подхо-
AAT к концу занятия по 110-часовой про-
грамме всевобуча. На Мамаевом кургане, у
тракторного завода — во многих местах,
где еще недавно гремели ожесточенные
бои, сейчас готовятся будущие бойцы
Красной Армии.

На площади, изрЫтой воронками авиа-
бомб у стен дома-крепости, которую’? ме:

сяца защищали от гитлеровцев сержант.

Павлов. и горсточка гвардейцев, идут
испытания. Подразделение младшего лей:
тенанта тов. Воробьева хорошо освоило
программу. Молодые. бойцы умело стре-
ляют, окапываются, бросают гранаты, лов-
ко переползают по-пластунски. Инструк-
тор—участник отечественной войны сумел
передать им знания и опыт, полученные
в боях с немецкими захватчиками.

———

ТЕХНИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
КОНСТРУКТОРОВ ТАНКОВ И
ФРОНТОВИКОВ

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 мая. (От
наш. корр.). Часть, где командиром под-
полковник Федоров, посетила группа кон-
структоров Н-скогд танкового завода. С
большим успехом прошла техническая кон-
ференция, в которой приняли участие кон:
структора и танкисты. Гвардии старщина
Тищенко, старший лейтенант Сергейчик,
лейтенант Новицкий и другие танкисты-
фронтовики в своих выступлениях выдви-
нули ряд рационализаторских предложе-
ний. Ознакомившись с этими предложения-
ми, конструкторы заявили, что некоторые
из них представляют большую ценность и
будут использованы в дальнейшем произ-
водстве боевых машин. 2

ПОХОДНАЯ БАНЯ

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 14 мая. (По
телеграфу от наш. корр.). В М части си-
лами ‘бойцов под руководством старшины
Нагорного оборудована хорошая походная
баня, которую возят из части в часть
автомашины на специальном прицепе.

В бане можно не только хорошо вы:
мыться и попариться, но еще быстро’ по-
стнрать белье, проутюжить его, отремон-

ти в атаку. С общевойскового командного
пункта было видно, как велед за атаками
штурмовиков устремились вперед цепи на-
шей пехоты, как танки, прижимаясь к по-
10се разрывов бомб, прорывали немецкую
оборону.

В дальнейшем основные усилия авиа-
ции были направлены на воемерную под-
держку боя наших частей в глубине 060-
роны. Истребители, ведя активные в0з-
душные бои, прикрывали главную группи-
ровку войск от немецких атак с воздуха.
В этих боях былю уничтожено более сотни
вражеских самолетов. Бомбардировщики и
штурмовики держали тесную связь © пе-
‘XoTOH и продолжали небольшими группами
‘расчищать ей дорогу, подавляя и уничто-
жая отневые точки

В это время был введен в действие и
авиационный резерв. Немцы попытались
своими танками нанести удар во фланг,
чтобы отрезать наши передовые части от
следующих за ними резервов. Благодаря

] хорошо поставленному воздушному наблю-

дению, первое же нападение нашей авиа-
ции на немецкие танки заставило их оста-
новиться. Они были застигнуты в дефиле
INTYPMOBHRAMM, которые произвели ряд на-
летов и в течение нескольких часов унич-
тожили большое количество танков против-
ника, Вражеский замысел быт сорван.

Подготовка атаки пехоты и танков мо-
жет быть неодинаковой по времени. Раз-
личают два наиболее типичных вида 6е:
короткая — характерна при прорыве по-
левых позиций противника, измеряется ча-
сами и напболее отвечает условиям внё-
запности; длительная — порой занимает
несколько суток, необходима при наступ-
лении на прочную оборонительную полосу
или укрепленный район. Действия авиации
в последнем случае сводятея к авиациен-
ной обработке вражеских позиций.

Как показывает опыт, авиационная под-

готовка может начаться задолго до Ha-

ступления. Ее выгодно, например, начи-
нать действиями мелких групи ночных
бомбардировщиков на широком фронте, а
не только на направлении главного удара.
Это позволит несколько дезориентировать
противника, екрыть от него участок, где.
будут сосредоточены основные усилия на-
ших войск. Днем во время авиационной
подготовки, бомбардировщики и штурхови-

выпей ЗЫ

тировать, пропустить через дезинфекцион-
ную камеру. i

Передвижная баня Может пропустить в
день более сотни человек.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В ш
  Данилович, На снимке;

я ЕОс

коле младших командиров
начальник учебного взвода младший лейтенан

тия над полем боя

опасность удара’ но артиллерийских, позиь

a8 циам. Командуя по Тадио, авиационный
Подполковник Н, ДЕНИСОВ командир перенацелил два эшелона литр.
< > Мовиков На эту группу танков. Она быль

=

ки группами нападают на скопления вра-
жеских войск и опорные пункты обороны.
Командир приурочивает наибольшую ин-
тенеивность вылетов в тому моменту, ког-
да. пехота. и танки окончательно. изготовят-  ска прочно удержали в своих руках зани-
ся к атаке. Действия авиации завершают-   маемый рубеж и нанесли противнику
ся в 910 время сосредоточенным налетом  серьезное поражение. Немалую роль’ здесь
крупных сил на участке, избранном для’ сыграла авиация, использованная своевре
нанесения главного удара. менно, целеустремленно и масеированно,
‚ План использования наличных авиацион-  Как в паступалельном, так и в 060.
ных вил в обороне; несомненно, буде   нительном бою при SOTHO REO действий
другим. Немцы широко применяют воздуш-  авиации на поле боя первостеленное зна
ные силы для поддержки своих наступаю-  чение имеет правильный расчет сил и
щих войск. Варьируя те или иные приемы   средств. Надо помнать, что успех удара
воздушной тактики, они всегда стремятся   с воздуха зависит не только от количесть
до предела насытить налравление- главно-   ва самолетов; сосредоточенных на направ“
го удара своей бомбардировочной и истре-  лении главного удара. Порою общевойско-
бительной авиацией. Их усилия сводятся к   вые начальники, пред явцяя те или иные
TOMY, чтобы создать на узком участке! требования к авиачастям, совершенно He
фронта превосходство в силах, добиться  интересуются состоянием их технических
господства в воздухе и тем самым облег-  ресурсов, наличием боеприпасов, степенью
чить действия своих танков и пехоты.   напряжения летного состава. Иногда. #8
Причем в наступлении часть задач, какие   учитывается даже общая метеорологиче-
могла бы на поле боя иной раз разре-  ская ситуация в районе боевых действий.
шить артиллерия, немцы довольно’ часто  В свою очередь авиационные
возлагают на авиацию, считая ее более   подчас формально подходят к выполнению
гибких средством огневого воздействия   боевых задач, оправдывая недостаточную
Таким образом авиационный командир.   ЭФФективность = действий „‚ подчиненных
взаимодействующий е наземными войсками ‘ссылками Ба какие-лиоо «00 ективные при-
в оборонительном бою, прежде всего дол-  ЧИНЫ». Веё это происходит главным 05.
жен надежно нрыть с воздуха всю си- )s
стему Е м активную борьбу с  ВЗаимодействия по этапам боя не учиты-
авиацией противника, уничтожая ее как в  ВаЮТся конкретные условия  обетановки,
воздухе, так и на земле. Вторая, не менее ‚способы поражения целей намечаются 110
важная задача —— воепретить противнику верхностно, общее напряжение в самолето-
безнаказанное сосредоточение сил на на-  ВЫлетах расочитывается механически.
правлении глазного удара. И, наконец, Главная цель расчета сил и средств —
авиация обороняющейся стороны участвует   бОЗдать наибольшучю интенеивноеть боевых
пехоты совместно с другими родами войск.   МНогое зависит от предвидения командира
Если в наступлении использование ави- И Учета им всех элементов обстановки. В
ации на полё боя может итти по заранее   Своем ‘расчете он обязан стремиться к
составленному плану, в котором порою   Т9%у, чтобы оперативное  массированио
равсчитывается чуть ли не каждый вылет,   авиации всегда сочеталоеь с массирова-
то в обороне авиационный командир зача-  Нием тактическим. Последнее означает
отую вынужден решать боевые задачи на- ИРавильный выбор способ» поражения це-
коротке, исходя из уеловий обстановки, лей на поле боя. Иной раз солидное коли-
создавшейся в тот или иной момент боя.  Чебтво самолето-вылетов не- дает жела-
Хорошо поставленная воздушная разведка тельното боевого эффедта, moTemy что удар
поможет ему своевременно раскрыть глав-  Наносится по веем целям сразу незначи-
ную группировку противника H Tex самьег  Тельными силами и далеко не каждая цель
предупредить наземные войска о готовя-  Может быть надежно подавлена.
щейся атаке. Внимательно изучив все дан-  Тактическое масеирование авиации над
ные о противнике, авиационный начальних   полем боя характерно также длитель-
лолжен определить, когда, примерно, иро-   ностью пребывания боевых эшелонов вад
тивник перейдет к решительным  дейст-  целью. Тогда ‘одновременно с точным 10-
виям. К этому времени надо иметь на аэ-  ражениех целей авиация морально воздей-
родромах достаточный резерв из веех ви-  ствует на ‘живую силу противника, за-
дов авиации. Ках только наметится нача-  ставляя ее прижиматьея к земле. Чтобы
10 атаки, эти самолеты будут подняты в  добиться этого, боевые эшелоны произво
возлух. 3 ; дят бомбометание или обстрел целей ве ©
Когда шли напряженные бои ‘на Север-  одного захода, & обязательно атажуют не-
ном Донце, немцы  сосредоточили на одном   сколько раз, максимально используя в03-
участке крупные силы танков и пехоты. В   можности своего вооружения. Например, нь
воздухе появились групты вражеских пи-  одном заходе экипажи сбрасывают бомбы,
хирующих бохбардировщикев, беспрерыв-  во время второй атаки вволят в дейетвие
но налетавших на назни позиции; В’. это   пушки, в на третьем заходе’ применяуг
время на  соседних участках мелкие. под-  бомбы: и пулеметы. т
Разделения вражеской пехоты и танков де-  `В те моменты Gos, когда требуется
монстрировали наступление, чтобы отвлечь выешее напряжение со стороны авиации,
внимание налцих частей от направления  надо добиться непрерывного появления

штурмовиками Ha подходе в
остановлена и

застигнута,
артиллерийским позициям,

Тачковыми подразделениями.
В этом оборонительном бою наши вой

главного удара. Благодаря хорошо постав-  боевых эпеоюнов над полем боя и смеы

ленной воздушной и наземной разведке  их в воздухе. Это особенно важно, когда
удалось выяснить, что противник перей-  налиа артиллерия по том или иным при-
дет к решительным действиям He раньше,   чинам ослабила огонь. В свою очередь
чем сосредоточится здесь его свежее тан-  командиры боевых эшелонов обязаны при
ковое соединение. Авиационный начальник,  нимать в это время все меры, чтобы и-
не распыляя бил Ha соседние участки таваться над полем боя до тох пор, пож
фронта, вначале принял все меры к отра-   не придет смена.

жению воздушных нападений врага. Нат  Мы уже говорили, что истребители ре-
оборонительных рубежом было проведено   шают на поле боя ряд весьма ответетвен.
несколько десятков воздушных боев. Кро- ных задач. Помимо прикрытия своих ва-
ме того, специально выделенные группы   земных войск и изгнания е поля боя вра-
бомбардировщиков и штурмовиков произве-   жеской авиации, они должны быть прив-

ли ряд налетов на вражеские аэродромы,   лечены для обеспечения действий своей

& другие подразделения били подходящие   боевой авнащии. Этот вопрое требует спе-

танковые силы немцев. Всё это отерочило   циального расемотрения. Здесь мы лишь

переход противника в наступление. коротко скажем, что формы и методы ис-

Ночью накануне наступления немцы пользования истребителей на поле боя мо-
вели интенсивный артиллерийский обстрел  тут быть различными и ни в коем случае
наших позиций. С рассветом появились их  не отраничиваются только патрулирова-
бомбардировщики. С минуты Ha минуту   нием над линией фронта. Организуя 6.
надо было ожидать броска в атаку. Налиа вую работу ‘истребителей,
авиация частью сил действовала по артил-   командир заранее учитывает, на каком эте-
лерийеким позициям противника, время от пе боя может быть наивыешее напряже
времени налетала на скопления его танков   ние истребителей в самюлето-вытлетах, в
и пехоты, вела воздушные бои, А в 910   какой момент может усилиться активнооть
время на аэродромах находился в готовно-
сти к немедленному вылету солидный ре-
зерв штурмовиков и бомбардировщиков.
Командиры боевых эшелонов и все экипа-
жи были заранее ориентированы в обста-
новке, знали свою задачу, были готовы Е

его сопротивления. № этому моменту сле
дует Ифдготовить достаточно сильный ре
зерв истребителей.

Bee действия авиации на поле боя Op:
танически связаны с работой артиллерии,

(ON an eo дих нах полем боя.   Задачи, выполняемые авиацией и артил-
орошо разработанная система связи лериой, сорпадают в отлель
$ * ce) VAAL я ные пери
позволила четко 1 a oe dee

провести вызов на поле  боя или взаимно дополнятются. Поэтох
боя первых эшелонов зитурмовиков. Как взаимодействие segue этими родами oo
только появились танки противника, авиа-  холжно быть особенно ‘тесных. Боевое cot
ционный командир подал сигнал по радио   рудничество авиации и артиллерии, 06ла-
в наблюдательного пункта. Наши передо- далощих исключительной мощью огня, дол
вые аэродромы находились близко к линии  жно прокладывать дорогу нашей пехоте и
фронта, и это позволило первым эшелонам i
IITYPMOBHKOR появиться над полем боя в
тот момент, когда вражеские танки еще
_преодолевали препятствия перед основной
оборонительной полосой. Подходя к полю
боя с известным наращиванием сил, штур-
мовики активно содействовали обороняю-
щихся в отражении вражеских атах.

В процессе боя группе немецких танков
с десантом автоматчиков удалось прорвать-
ся на фланге обороняемого участка и. уу-
лубитьея на ныпу территорию. Возникла

их через любые его сооружения и босвые
порядки, обеспечивать ныним ройскам воз
можность окружения,  униатожения ит

сотрудничество авиация
ий артиллерии должно обеспечивать в 06-
POHe разгром врага еще на подступах в
обороняемым  рубежаз. Задача пехоты. п
танков — умело исполкоорать в лю

_ выгоды этой мощной огневой поле“
CRI,

соединения,

которым командует
т Магазинник ду

гвардии ‘полковник
проводит занятие по тактике.

„Снимок нашего спец, фотокорр. О. Кнорринга,

i
nul

BCROPE разгромлена подоспевиими противо 4

he

командиры

разом потому, что при составлении плана

авиационный

воздучиного противника и возрасти степень

танках сквозь любую оборону врата, вест

даоооитониитировиовониинннитноввиоолшонив иво тети