=

Ч
cy

+

№]
У $

очей
НЫ п
обы

у, ni

ет
ener
ont a
boa a

Tb
fi

ma

cH

yer а

Mbt

и

a

45 мая 1943. г., суббота, № 113 (5484).

i

О конкретности в агитации

Основным недостатком в нашей агитаци-  1е он оботоятельно разобрал ошибки м0-
онной работе до сих пор остается ее от-  1одых товарищей, еще раз напомемл всем
влеченность. Сплошь да рядом агитатор не  уставные требования © TOM, как должев
Умеет увязать общее с частным, политиче-  вести себя разведчик в ‘ночном поиске; и
скне лозунги с конкретными боевыми за-  каждое из этчх требований сумел пояснить
дачахи своей роты, свозго подразделения.   живыми, наглядными, доходчивыми приме-

Характерный пример. Недавно в одной! рами яз боевой практики других ‘поиеко:
из рот аитатор Полие» проводил с 60й-  вых трупи. Яено, ‘что такие беседы остав-
цами беседу о необходимости сделать нашу   1яют глубокий след в памяти слушателей.
оборону неприступной. Говорил он горячо и   Полобных образцов умелого сочетания
сам остался, кажется, доволен своей бесе-  высокой командирской требовательности Е
дой. А на деле она была пустой. Полиев  подчиненных ¢ терпеливым  раз’яснением
призывал каждый день и чае истреблять   всему личному составу причин отдельных
немецких оккупантов, а окоп, в котором   налтих неудач и широкой пропагандой цен-
прюисходила беседа, был слепой, сектора   ного боевого окыта ‘немало и в. других ча-
обстрела там не расчищены. Ясно, что из стях. Напрымер, командир роты автоматчи-
такого окопа врага не сразишь; & агитатор   коз лейтенант Глуинов в дни наступления
даже ве заметил этого. Не обратил он] системалически ‘проводил лая актива роты
внимания и на другие дефекты в обороне   оботоятельный разбор итогов почти кадо-
— недостаточную глубину траншей и х0-  о боя. Командир артиллерийской батареи
лов сообщения, плохую маскировку пози-  старший лейтенант Дьяков старательно
ций, неприспособленноеть к ночной стрель-   обобщил. и широко распропагандировал сре-
Ge пулеметов и противотанковых ружей.   ли бойцов своего подразделения накоплен-
Не ясно ли, что подобная беседа яваяется   ный батареей за время зимних боев опыт
ярких образчиком формализма в агитации.   борьбы © немецкими танкалии. .
Беседы проводятся, & положение в pote) Rag правильно организационно решить
не улучиается, бобвая жизнь 68 течет   задачу широкого привлечения командиров к
сама с0бой. агитационной работе? Мы не мыслим, что

Почему у вас имеют место такие явле-  всех агитаторов не комендимюв надо
вия? Прежде всем потому, что политор-  заменить командирами и ч\ всех коман-
таны не везде еще достаточно хорошо,   диров. надо’ обязательно зачиелить в спи:
хостаточно конкретно руководят агитащией,  ски агитаторов. Такой вывод могут сде-
К му же не всё налий агитаторы ‘обла-   лать только формалисты или люди, ничего
svt Веб военными познаниями   не понамающие в политической работе. В
и порвю просто не способны сделать вы-   самом деле, нельзя же требовать от ко-
золы из шошедшего боя, грамотно раз’яе-  мандира батальона, полка и даже роты,
Бить бойцам обстановку на фронте, обри-   чтобы он взял на себя основную тяжесть
совать ближайшие перспективы. политической работы и лично проводил бы

Сейчас, когда товари Сталин настойчи: беседы в каждом отделении, во каждом
во требует «чтобы все командиры и бой-   ВЗВоде. Для этого у него просто нехватит
цы Красной Армии изучали опыт вой-  Врежени. Но он может и должен от слу-
ны», политорганы обязаны значительно чая к случаю выступить перед бойцами то
усилить свою заботу о повышении военной одного, то другого подразделения, а глав-
трамотноети агитаторов. Надо  во-время  #08 — Beenta может собрать агиталоров
помочь им разобраться в событиях, проис- И подробно ознакомить их в итогами про-
хедящих вокруг них, помочь уяснить, чего

т в ланный конкретный момент коман-
ми ЕАО sett слелувт сделать из  Тогда уж сами агитаторы
последних боев, чаще и лучше инструк-
тировать каждого агитатора.

Кроме: того; © целью приближения нашей}
агитация к боевой жизни частей и подраз-  HN
делений необходимю привлечь к активному докладом о воинском воспитании генерал-
участию в ной побольше командных кад-   ейтенант Герасименко. Он дал участникам
ров. Правда, иные командиры до сих пор семинара много ценных ‘указаний, много
считают, что они должны только командо-
вать, & BC воспитательную работу обязав   ЮТСЯ. Агитация стала здесь значительно
вести лишь политработник. Это явно He- глубже по содержанию, целеустремленнее
правильная точка зрения. забота © воспи- и, что самое отрадное,  агитаторы боль-
тании своих подчиненных, глубокое знание   Ше стали учить людей на конкретных при-
солдатской хуши, постоянная помощь крас-   MCPAX из прошлых боев, на конкретном
ноариейпаи в разрешении недотиенных   ОПге POU к
вопросов — обязательное требование ко заключение — 0’ наших питатных ати-
всем нашим командирам. таторах и лекторах. Они тоже должны не-

Участие командира в кропотливой буд. О чем до м пор, ре
ничной работе` по воспитанию бойцов — ее od nae ze 06 Е 0e-
в агитации, в пропаганде боевого опыта— ee dan Coe an имеем
принесёт величайцгую пользу делу дальней- и ни а т he ben полит-
шего укрепления Врасной Армии, Обладая    ГЛеЛа Армии майор тородец Yeceryer с

; тя   бронебойщиками о наиболее ‘эффективном
военными знаниями, нали командир. воегда

лучше сумеет затронуть в своих беседах ме противотанкового ружья.

самые острые рРопросы из боевой жизни * АТОР другого’ политотдела майор, Чазин
самые острые. ее 3 прое беседует ‘с’ истребителями танков ‘06’ опыте

‘подразделения, глубоко проанализировать Г Conti Co т te

причины того или иного недостатка и под-  Роя советского Low3a TOR. boToTO. Haro

сказать правильный путь х исправлению  ВСЯчЧееки поддержать этот хороший почин.
ошибок или упущений, Выполняя первомайский fon товарища

лина, политуправление нта уже при-
ee и И bane кое-какие меры к тому, чтобы под-

нов. Недавно, например, группа бойцов из ри Пре и,

i ae fests dane ketal Voss ми знаниями боевого опыта. В частности,

ов а Ha ближайший период поставлена задача—

ведчиков, Бонкретными виновникаНи этой и а eed:

7 i i y ; , . 4 =
неудачи были два холодых бойца, которые   пенные изучению опыта, борьбы за Оталин-
без надобности открыли огонь и дали воз- ах и разбору основных онеращий зим.
можность противнику обнаружить вею груп.   их павтуцательных 6008 —- Котельников-
пу еще ло подхода её к намеченному 00’   (коп Зиуовниковской, Манычекой
екту. Тов. Горюнов решил  совершенчо Le : Г

правильно наряду © другими мерами про- ‚. Полковник М, ЧЕКАЛИН. -
вести в подразделении беседу Ha тему  Начальник отдела агитации и пропа-
«Почему не удался поисБ?» В этой бесе-  ганды политуправления Южного’ фронта.

—— = ЕЕ

поведут

полным знанием дела.
Недавно, например, в одном из сбедине-

НЕА

ЕЕ eee a ee

Офиперское собрание

Была дневка, люди отдыхали после ноч-
ного трудного перехода.

На поляне, среди зеленеющих stconeli
еще утром успели соорудить самодельную
эстраду. В полдень здесь показывал свое
HCRYCCTBO казачий анедмбль песни и пляс-
ки. По этому случаю из близлежащих сёл
Сехались, улучив свободный час, команди-
ры. Здесь, в этом зеленом зрительном за-
ле, потолком которого было небо, ветрети-
лись ‘офицеры штаба и офицеры, приехав-
ние из полков. Ветреча была радостная,
иные не вилелиеь по три месяца после
зихних успешных ббев, Были среди них и
‘старые друзья еще по мирному времени.
Концерт понравился, казаки хорошо - пели,
плясали. на груди у певцов и плясунов
можно было видеть боевые ордена и меда:
Ли, — Bee знали, что это не только пев-
цы и плясуны, но м храбрые бойцы.

После концерта командиры долго не рас-
ходилиеь: лежали в тени деревьев на Oyp-
ках, курили, вопоминали недавние дни, й
тут завязалея интересный разговор, ’ тема
Которого тронула всех за живое. Говорили
00 офицереком общении.

Разговор“началея е того, что поднолков-
ник Воробьев впервые уельиал, от своего
старого товарища майора Попова, будто
опов приезжал две недели назад в штаэ
Дивизии и даже ночевал в штабе. :

— Как же ты меня не разыскал! Хоть
бы поинтересовалея, где находится твой
земляк !.. Вот они друзья! С глаз долой —

кое место на огонек, — заговорили 06
офицерском собрании.

— Офицерское собрание, — в раздумьи
сказалт «почетный старик» начальник шта-
ба дивизий Базилевский. — Сколько вея-

эти слова: «офицерекое собрание»...

— У меня © этим местом связаны не
очень приятные воспоминания, — заметил
командир артдивизиона Багров, — был я
прапорщиком, в собрании нас, прапорщи-
ков, только терпели, ‘кадфовыми нас не
считали... Как тогда выражались: — «ку-
рица не птица, прапорщик не офицер...»
Помните, еще у Куприна в «Поединке»
офицерокое собрание обрисовано довольно
мрачными красками == картеж, попойки...

собрании даже игру такую придумали -——

куковали и стреляли на голос.
значит проиграл, бедняга...

разил полковник Базилевекий,

ская, малярия, пендинка, во,

населения, язык...

ночевал. Так просто...

— Не так уж прет, — ответил По-
пов, — кетати мне сказали в ЭТОЙ самой
хате, что полполковник Воробъев ночевать
He будет, спит где-то на вольном в03-
духе. В столовой сказали, что вы были,
обедали и тут же ушли... Уехал я в 066
чуть свет, так мы и не встретились.
мне было интересно вас повидать, вопом-
HET старину, кстати вы, говорят, к ©во-
им езлили в родные наши места...

— Ну. конечно! — с досадой сказал Во-
робъев, — и нужен был концерт. чтобы
мы ветретилиеь... Не буль этого. концерта.
мы б еще три месяца не видались...

Вот когда завязалея общий разговор 6
том, что нет такого уголка, где можно бы:
10 бы на досуге, если обстановка позво

pax, обычаях населения,
библиотека в. гороте.

и релкие книги со
офицерского ‘собрания в городе Термезе
— прозвучал чей-то голое. >

Это сказал командир полка майор Васи

дивизии, чедовех, которому этой весной ие
полнилось только двадцать восемь: лет.

чальнику штаба, — и приходит мне в го

ляет, встретиться командирам, посидеть   лову мысль, что собрание, где ветречаются   учалея владеть собой иесаи уж будут ©10-   после выступления ансамоля казачьей пес-

Ут, казач
офессионалы военного дела,   рить;

товарищами, увидеть приехавшего из полка  командиры, ‘ароф ; )

друга, который обязательно забежит в та-  нечто вроде офицерского клуба — отличное   серьезный разговор военных, для которых

шедшего боя, © выводами, которые отсюда  Оппенгейм, ‚-за короткий срок подготовил  590 Аы К полезному труду.
напрыниваются, с очередными задачами. И  99 бухгалтеров и ‘счетоводов, 31 киномеха-  “*
свою   ника, 18 шоферов, 16 пчеловодов, 31 са:  На-днях в Народном комиссариате соци-
обычную работу. в массах гораздо луче, е  пожника, 9 поваров.

НИЙ на семинаре агитаторов выступил с

полезных советов. И результаты сказыва-)

SS ЕЕ ЕЕ ЕЕ ee ee ВЕ

ких мыслей приходит, когда произносишь  Мы, конечно, ходим друг-к другу, но боль-

Где-то, не то в Кушке, He TO B Термезе в  щиков, или Керимов — у него самые: зна- обстановка позволит,

«кукушку», запирались в Фемной комнате,
Попали,

— Ну ух вы берете крайности, — B03+
— возмож.
но гле-нибуль у чорта на куличках в пол- т и 10)
ковом собрании допивались до чортиков, но  някова или Керимова, и притом, если ойи  вопомнили бы пройденный нами путь...
эти места были чем-то вроде места сеыл-  станут толковать с
ки, гиблыми местами... Я, например, елу-
жил в Срелней Азии, тоска была дьяволь-
представьте
собе, и в этих гиблых местах были офице- о м
ры, которые изучали страну, быт, обычая   госпиталь замечательный хирург; расска-  ети должен быть хорошим хозяином собра-
Среди  туркестанских  завигий командиру дивизии о поразитель-  ния. Был в русской армии такой генерал,
офицеров были знающие люди, в офицер-
то ера вон. Срна бы о штабе то оО Об О но бар 96
ee ACR NT Е льтиать преинтерсенейшие ‘беседы старых   посмотреть на него и. послушать.
туркестанцев, нечто вроде лекций 0 нра-
00 истории #и  чей-то насмешливый голое, — боюсь, Kak] Чаю» — приемы для офицеров 1,
этнографии страны. А библиотека офицет-  бы у нае, в офицерском собр
ского собрания, обычно это была лучшая   рищеской ветрочи не сделали совещание с   ИНогла и сурово воспитывал молодых офи-

— Кетати, в Доме Красной Армии в на-
д  ших краях попалались мне’ интереснейшие
штамаом” библиотеки

‚  ковник Вазилевский, — я, например, люб-  — Нам надо жить дружной, ‚тесной,
лю, когла люди у нае спорят по существу   братской семьей, делить вмёсте горе и
когла завязывается спор по интересному   радости — и жить тогла будет легче, и

ленко, один из храбрейших командиров Р  вопросу, но есть у нас привычка доходит!   воевать станем лучше. Еще раз

— Вот слушаю я вас; Алекеанлр Cep-
геевич, — продолжал он, обращаясь к на-
-` скажем, в офицерскох собрании, люди на-   ляне,

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

з

— 5

НА КУБАНИ. Расчет зенитного орудия, которым командует старший сер-.
жант М. Дурсунов; на огневой позиции.

Снимок нашего спец. фотокорр. капитана В. Темина,

Забота об инвалидах отечественной войны

Большую заботу проявляет наше госу- делены на работы в предприятия и учреж-
дарство 0б инвалидах Отечественной вой-  дения. В Ивановской области 240 инвали-
ны. В одной лишь Ленинградской области  дов Отечественной войны работают пред-
инвалидам выдано пенсий на сумму 180,4  седателями сельсоветов, 360 руководят
миллиона рублей и единовременных посо- колхозами, 60 — МТС, 370 инвалидов яв:
бий на 914 тысяч рублей. Колхозные кас-   ляются завхозами, ‘счетоводами, клаловщи-
сы взаимопомощи из своих запасов роз-  ками, — `
дали инвалидам 395 тонн зерновых куль-  Инвалиды, закончившие курс лечения в
тур, 221 тонну картофеля, овощей, много госпиталях, но не успевшие ‘получить но-
других ‘сельскохозяйственных И Молочных   вую специальность, поступают на курсы,
продуктов. = создаваемые отделами социального обеспе»

В военных госпиталях инвалиды Отече-  чения или хозяйственными органами.
ственной войны нё только лечатся, но и
приобретают специальность. Tak, госпи-
таль, где начальником врач 1-го ранга

В нашей стране созданы все условия
для возвращения инвалидов Отечественной

Межобластное совещание, состоявшееся
ального обеспечения РСФСР, наметило ряд
За последнее время сотни инвалидов, Мер по дальнейшему улучшению обслужи-

получив, в госпиталях специальности, опре-  вания инвалидов Отечественной ‘войны. ^
i a г

«ГЕНЕРАЛ БРУСИЛОВ»
_ Новая пьеса о выдающемся русском полководце

Старейший русский театр. имени Волкова 21 и 23 мая в Центральном Доме Красной
в Ярославле поставил новую Tbecy Армии. Роль генерала Брусилова исполняет
И. Сельвинского «Тенерал Брусилов». С народный артиет республики Гайдебуров.
этим патриотическим спектаклем о выдаю-  Театр покажет также пьесу А. М. Горь-
ее ев Мои   ого «Старик». Оба спектакля идут в по-
а. 6 и 4 июня   Тновко заслуженного деятеля  искуомв
двадцать седьмой годовщиной знаменито   А. Ростовцева. „Управление по делам
представителями  Ирасной Армии и теат-

войну. §
Первые выступления театра имени Вол-  Ральной общественности проведет творче-
‘ское обсуждение этих спектажлей.

вова для московского гарнизона состоятся

А

Весенний сев в войсковых подсобных хозяйствах, „ .

Не только в тылу; но и в прифронтовой: бовников, заготовила в прифронтовой по-
полосё многие воинские части вырашивают
картофель, косят сено, ставят на откорм и грибов. :
животных, налаживают лов рыбы. Допол-  Сейчас на полях большинства подсобных
нительные продукты питания позволяют   хозяйств фронтов, округов, армий развер-
улучшить котловое . довольствие, освобож- нулся сёв зерновых, картофеля и: овощей.
дают части от излишних заготовок и пе-. Созрели в парниках ранние овощи. `Пер-
ревозок. В прошлом году продовольствен-   вые. две тонны зеленого луку собрали под:
кая служба, где начальником тов. Коло-‘собные хозяйства Карельского фронта.

‚ МОЛОКО ДЛЯ РАНЕНЫХ a
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 14 мая. (По  доставляется в ближайший полевой Госпи-
‘ : ‚  таль
телеграфу от наш. корр.). Ежедневно по: >. ; Е
_  Так жители села Мокрицы, недавно ос-
утрам на улице села Мокрицы появляет“  6 „ленного. советскими войсками от гит:
ся повозка, заставленная большими кувши-

леровских. разбойников, помогают нашим
нами. Один из комсомольцев, сопровожда-   раненым бойцам и командирам. За время с.
ющий повозку, останавливается У каждой    5 апреля по 10 мая колхозники этого се-

хаты и выходит оттуда с горшком парно- ла безвозмездно сдали в № полевой госпи-
го молока: Двумя часами позднее молоко   таль 1.500 литров молока.

И EE eee

и нужное дело. Надо только’ хорошенько   военное дело — профессия, иначе говоря,
продумать, Kak это организовать в’ усло-  вея жизнь. И всегда тут найдется автори-
виях нашей фронтовой жизни. Й` нужно   тетный командир, старший товарищ, кото-
сделать тах, чтобы всех нае, офицеров, тя-  рый может быть судьей в споре и остано-
нуло в собрание, чтобы оно было нам род-  вить двух увлекшихея не в меру спорщиков.
ным домом. И это вне зависимости от того,  — Короче говоря, офицерское собрание
что ‘лом этот может быть зимой в избе, ле- — очень нужное, очень полезное учреж-
том — в шалаше, под открытым небом.   дение, одно из важнейших средетв товари-
щеского общения между офицерами. Ееть
хожу к Петрову,   У нас Дома Красной Армии, — у них дру-
придет Борис Алексе-  гие функции, — скажем, мы сегодня ви-
евич, посидим, поговорим о деле и ра-  дели и слышали ансамоль  плясунов и
зойдемея. А широкого общения — нет.  певцов, лекцию, это прямое дело Дома
Нет такого места, где нам, офицерам,   разной Армии, но офицерекого собрания
можно вотретиться, поговорить 6 статье в У нас, к сожалению, нет.
газете, или о повседневной работе нашей,  — Я вот что думаю, — сказал молчав-
или 0 книге, которая переходила из рук в Ший до сих пор командир дивизии, — вот
руки, которую зачитали до лыр. Или -—  близится годовщина того дня, когда нашей
вот приезжал капитан Вишняков, воспи=  дивизии присвоили высокое звание TBap-
тавший замечательную плеяду  бронебой:  дейской дивизии. Мы отметим ее и, если
достойно отметим.
менитые в части разведчики... Каждому из   Проведем собрание или митинг, поговорим
нас, офицеров, интересно с ним поговорить,   о душам @ бойцами. Так У нас веегла
кой-чему научиться, сделать для себя по-  водится, и это неплохо. Ho вот было бы
лезные выводы. Вот и следовало бы п0- У нас, кроме того, офицерское собрание,
сидеть в ними, с дорогими гостями, в на-  сели бы мы с вами вечером за `празднич-
шем офицерском собрании, благо обетанов-  ный стол, пригласили бы гостей — наших
ка это позволяет. Когда я еще увижу Виш- соседей и без длинных докладов и речей

ше по привычке.
Петров ко мне,

каждым из нас 1по-  Почтили бы павших в бою храбрецов, вы-
рознь, никакого времени у них нехватит...  пили бы за здоровье живых, не, уронив-
— Верно, — раздались голоса. ших боевой гвардейской славы. Для м020-
Riro-10 напомнил”о том, что неделю назал  хых офицеров это был бы на всю жизнь
прилетал на консультацию в дивизионный   памятный вечер... Хороший командир ча-

ных новостях в области полевой хирургии.   казачий боевой генерал Бакланов. Оставил

— Вог бы пригласить чакого тостя в он по себе хорошую память во воевной
собрание, и вбем нам было бы интересно  истории. Соллаты и офицеры любили и
ценили его. Он устраивал в офицереком
— Bowes только одного, — произнес   собрании 110 определенным дням arse
ании, из това-   Хозяин, как учитель, умно, добродушно, &
доклалом и солоклалом, прениями и регла   церов, приучел молодежь змюбить военное
ментом. Получится совсем не то, что нуж-   1ел0. Был он душою офицерского собрания.
но и чего хочемя. — И, помедлив с миг, командир дивизии

— Вот вще’ что важно, — сказал пол-   сказал: Е

скажу.
в споре до ненужных резкостей, мягко го-   офицерское собрание -— хорошее лело. 9%
воря... Начнуг 6 дельного опора и кончат и школа и родной дом офицера. Я думаю,
тем, что начнут честить друг друга да вы со мной соглаены, >
еше при бюйцах... В вреде командиров.  На этом кончился разговор на лесной по-
разговор офицеров в часы досуга
то это будет спор профессионалов,   ни и пляски. а

уд р проф =, НИКУЛИН,

——— er

‹ лонны противника на дорогах Тосно — Любань, Урицк — Красное Село,

лосе тысячи тонн сена, рыбы, мяса, ягод.

Налеты нашей авнацни на железнодорожные

узлы, станции и аэродромы противника

13, 13 ив ночь на 14 мая натиа авиация произвела налеты на железнодорож“
ные узлы и станции — Орел, Карачев, Мценск, Волосово, Лозовая, Дебальцево и
другие. Нани вамолеты бомбардировали также железнодорожные эшелоны и В

ара.
Русса — Дно, Новосокольники — Себеж, Пустошка — Витебск — Невель, Орел —
Глазуновка, Мценск — Орел, Харьков — Белгород, Харьков — Фозовая, Барвенко-
во — Славянск. В результате бомбардировки разбито много паровозов, уничтожено
до 300 железнодорожных вагонов и более 200 автомашин с вооружением и военной
техникой. Взорвамо несколько складов с горючих и боеприпасами.

Особенно эффективной бомбардировке был подвергнута станция Снежетьская
(восточнее г. Брянск) и склады боеприпасов противника в районе этой станции.
На станции Снежетьская наблюдением установлены болыние пожары и взрывы желез-
нодорожных эшелонов. В расположении складов боеприпасов также наблюдалиеь
пожары, сопровождавшиеся взрывами большой силы.

Одновременно Halla авиация произвела налеты на аэродромы противника.

В возлушных боях и на аэродромах уничтожено 72 немецких самолета. ( boe-
‚вых действий не вернулись 23 наших самолета.

Алексей ТОЛСТОЙ
Русские люди и неменикая
неволя

Помещицу Салтыкову за жестокое обра-  вотные, эти рабы, — лентяи,
щение с крепостными суд приговорил по-   только и глядят, как бы удрать.
садить в яму за фешетку, так, чтобы <..У нас 15 человек взяли на завод.
прохожие могли видеть изуверку, & кому! Папа не очень доволен, потому что мы
охота — и плевали бы на косматую седо-  получаем 40 русских, они такие тощие.
волосую бабу. Около полутораста лет живет Ну, ничего, им это не вредно...» «Теперь
в народе память о Салтычихе. Слава богу,   все берут девушек с Украины... Ho веб
таких зверей у нас давно нет`и быть не! же они слишком дорого обходятся, потому
может. Быльем поросли те времена, когда что их приходится кормить и предостав-
хозяйка могла вырывать косы Y своей  лять ночлег...» «Француза нашего боль-
рабы, либо за провинность сажать ее на  ше ‘нет, вмеето Hero y Hac — руебкий.
горячую плиту. Двадцатый век подходит  Правда, и работает он достаточно, а
уже к середине, и казалось бы, что вое! другие ведь и двигаться He желают...»
цивилизованные народы должны думать 0  «У нас сейчас 9 работников, из них
том, как всеобщую жизнь сделать легкой 6 поляков.. Они так ленивы, 90 10
й разумно наполненной умным трудом и воскресеньям совсем не хотят работать. На
всякими возможностями для радости. Не  второй день пасхи папе очень хотелось по-
даром же у человека головной мозг весит—   чистить отетойники для нечистот, но по-
без малого —= полтора килограмма, и че- ляки не согласились работать, — один ле-
ловек исхитрилея плавать под водой луч- жал больной, остальные собрались в цер-
ше рыбы и носиться быстрее птицы по ковь. Пришлось известить полицию, кото-
воздуху, и доброта сердечная для него рая прислала кое-кого... Когда поляки” по-
веть добро, & волчья злоба есть искоре- пробовали плетки, то живо залневелилиеь...».
няемое зло. «На этих днях в Геннинге папин приятель,

Так нет же! Через полтораста лет, пос-  Мейер, застрелил своего работника —
ле того, как проклятую Салтычиху поса- серба, он залез в кладовую... Мейер со-
дили в яму за решетку, целый народ, вершенно прав, — у нае уже столько
считавший себя почему-то цивилизован- веяких чуждых наций, что они скоро возь-
ным и с пятого века обращенных из вар- мут над нами верх...» «У нас в среду
варского состояния в  хриетианство, в  опять похоронили двух русских. Их теперь
хладнокровном утверждении своего юриди-  на кладбище лежит уже пятеро, и двое =
ческого и морального права ввел у себя  кандидаты туда же. Да и на что им жить;
рабовладельчество, . этим скотам...» «Изо дня в день они ста-
_ Немцы ввели рабовладельчество не вви-  Новятся всё нахальнее; — изволите ли ви-
де какого-нибудь временно военного меро-   деть, они могут работать только двенадцать
приятия, е отчаяния, что ли, сами сгорая часов! Е тому же они имеют право на ча-
во стыда. Ничего подобного. Ввели pado-  совой обеденный — перерыв... Дорогой
владельчество принципиально, так ска-  Андреас, у нас теперь не проходит дня;
зать —= «идеологически», навеки. Герма- ЧТобы не проезжал товарный состав с рус-
ния-де. была временно одурачена гума- ской сволочью... Когда я вижу этих люз
низмох и — слава громодержателю Вота-   Дей, то буквально трясусь от ярости...» «До-
ну — вернулась ныне в первобытно вар-  Рогой муж, наши русекие по ночам, после
варекое состояние. работы, вырезывают птичек из дерева,

Налиши я такие слова четверть века   Которых отдают за кусок хлеба. Вальтеру
TOMY назад: что-де в немецких город Хочется иметьотакую ‘иррушку; HO мне не-
ках, на старых площадях, со срелневеко-   Приятно. брать от них что-нибудь...» «Русз
вой ратушей и золотым петушком. на   бвие отовеюху бегут. Дядя Мартин поймал
кирке (петушок — символ пробуждения одного на кирпичном заволе. В нашем лесу,
йз языческой ночи в просветленную новую  3® Ожаныи полем, несколько дней прятались
жизнь), продают украиноких,  белорус-  вое французов. Наша учительница пошла
ких и русских девушех, пятнадцатилет-  бобирать васильки и вдруг увидела в вы-
них мальчиков, пятидесятилетних мужиков   С0Кой ржи лве стралиные физиономии. Она
по весьма сходным ценам от десяти до  быстро побежала и заявила об этом поли-
ста марок за голову, — меня бы сочли   ЦИИ. От всего этого становится как-то не
грязных клеветником на современную ци-  10 cele, страшно выходить в поле и нельзя
вилизадию и прогресс. будет ходить 3a грибами...» «Отец вчера

уже третье лето в немецких горо- был в Шверине на собрании, вечером они
ках, на площади ратуши, гле мягко пгу-  86 отправились на облаву: с пивного за=
Mav липы, воспетые Гейне, где до блеска  В0да Удрали русские и поляки. Но когда
начищены вывески парикмахеров — мед- напали на их след. они были уже за пре-
пый таз © кистью, около бюро, с зелено- Делами налего района. Отец этим очень
красной стеклянной доской «Иностранная   Работроился...» «Сегодня фрау Герц и ма-
рабочая сила»; на старых камнях мостовой! Ма собрались по грибы. Когда они были
или на вычищенном до последней соринки   Же На вокзале, им сказали, что в лес ит-
асфальте — стоят и сидят рабы, приве-
зенные в ‘коровьих вагонах из ‘оккупиро-
ванных областей России. Толетоногие нем-
ви, не отличающиеся, вообще, ни женствен-
ностью, ни красотой, брезгливо надув пят-
нистые, бесцветноглазые лица свои, щу-
пают, мускулы у оборванных, босых, по-
крытых пылью и дорожной грязью деву-
шек и подростков, ‘глядят в рот — нет
ли скорбута у раба или, ткнув ручкой
зонтика в подбородок бородатому мужику,
пытливо оценивают, — не слишком ли
мужик зол или не слишком ли мужик
прозкорлив. Затем, выбрав раба, из-за от-
сутетвия автотранспорта гонят его пешком
на ферму, и тах идут по проселку между
полями ржи, ячменя или капусты, —
впереди русский, понурив голову, от сла-
бости пымя черными, босыми нотами, за,
НИМ, — слесивая. немка, у которой в руке
— зонтик, как понукающее средетво, a B
сумочке — револьвер.

Это веё не фантазия, не бредовов виде-
ние, а ‘Чистая правла, вычитанная мною из
писем немок и немцев: Писем этих множе-
ство. До сих пор ветер гоняет их по
царицынеким степям» сбивает в пожел-
тевшие кучи в балках под меловыми
обрывами, между Доном и Донцом. Са-
Moe удивительное в Этих письмах из
Германии на фронт — уверенность нем-
цев и, немок в их праве быть рабовла-
дельцами и высшими существали. Агита-
ция Гитлера и Геббельса безо всякого м0-
рального сопротивления была принята не-
мецким сознанием. Немцев и немок возму-
щает только неумеренный аппетит этих га-
бов и 10, что прихолитея всё время пэд-
гонять их в работе. Недобросовестные жи-

обжоры,

русских, на которых идет облава: в них
стреляют тут же на месте, едва только
шевельнетея кто-нибудь в лесу. Слелова-
тельно, никому сейчас в лес итти нельзя...»

Унтер-офицеру Францу Людвигу Лейк пи.
шет ревнивая жена: «Юнкерс получил во-
семьдесят русских женщин. Им дают ечи-
тать болты и всякую другую черную работу.
У нас есть также русские мужчины на, сель-
скохозяйетвенных работах. Они все очень
молоды и выглядят опрятно, как это ни
странно. Слушай, Франц, 10, что именно
тебя посылают за русскими бабами, я на-
хожу глупым; неужели они не нашли низ
кого другого, чтобы ловить баб. Как вы-
глядят эти русские бабы, — очень гряз-
ные, нет? Ленивые и безобразные? Могу
себе представить тебя в роли ветбовщика
и как ты должен приводить этих баб в нА-
длежанцее состояние при помощи плетки—=
я тоже представляю. Веё же ты свинья.
Целую тебя». :

Anu Toman, работающая на товарной
станции, пишет своему мужу: «Негде ло-
стать людей для разгрузки, а между тем
86ё должно делаться, сотлаено инструкции,
немедленно, так как новый лозунг фюрера
гласит: «Колеса должны катиться для 10-
белы». Каждый день я получаю несколько
русских, но они так плохо двигаются в
тяжелых деревянных башмаках и так мед-
лительны, Что от них мало проку. У них
нет сил, так как ничего нет в желудке».

Мне не хочется писать концовки Кв
этим отрывкам немецких писем... Всё ясно,
И в6ё очень по-человечески стралино. Кон-
цовкой должен быть русский яростный
INTHE.

Бдительность
‹ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ 14 мая. (По
телеграшу от наш. корр.). Недавно в рай-
оне командного пункта М части появился
полозрительный человек в военной форме.
Отрекомендовавшиеь командиром из одной
соседней части, он проявлял чрезмерное
любопытство ко воем местным делам, пы-
тался завязать знакомство в штабных под-
разлелениях. =

Командир роты старший лейтенант Бе-

В документах этот человек значился
старшим лейтенантом ВБ. Его обыскали и
нашли при нем 57 тысяч рублей советских
денег. Поинтересовалиеь; с какой целью он
носит при себе такую крупную суму. Этот
вопрос привел неизвестного в явное сму-
щение. Он пустилея в об’яенения, весьма
путаные и неубедительные, ссылаясь на
тяжелое положение каких-то родственников.
лянин и его заместитель по политической! В конце концов задержанный был разо-
части тов. Мвер обратили внимание на из- блачен. Он оказалея итионом, окончивших
лишнюю любознательноеть пришельца и  специальную школу пишонажа у немцев:
задержали его. Он, разумеется, был возму-  Потом он был сброшен с параппотом в
щен и всячески  старалея освободиться.   прифронтовой полосе. Основной его задачей
Чтобы доказать свою принадлежность к! был chop сведений о расположении иттабов
Красной Армии, задержанный пред’явил до-  советских полков, дивизий, о скоплениях
кументы: командирское удостоверение лич- и поредвижениях войск Ha определенном
ности, партийный билет с отметкой об уп-  учаетке фронта. Зоркоеть наших команди“

дате. чавнеких взносов за апрель, продо- ров быютро пресекла подлую деятельность
вольственный аттестат и др.

пионы

ти запрещено, потому что сбежало девять.