«Мирные» маневры германского
империализма

Фалпистекий лагерь переживает ныне
серьезный кризис. Удары, нанесенные ги-
тлеровским войскам Красной Армией, вы-
звали потрясение фашистской военной ма-
шины. Победоносное наступление наших
союзников в Африке, завершивтиееся в эти
дни полным разгромом вражеских войск,
еще более ухудшило  военно-политическое
положение  итало-германекой ° коалиции,
опасающейся вторжения англо-американ-
ских войск на европейский континент. 4т0-
бы улучшить свои дела, сильно пошатнув-
тииеся под ударами с, Востока и с Запада,
гитлеровская Германия всячески етремится
посеять рознь и недоверие между союзни-
хами — СООР, Англией и США, — erpe-
ичея разобщить их, вбить между ними
хлин. В частности, она стремится доетиг-
нуть этого путем разного рода «мирных»
маневров. Эти маневры следует расематри-
вать как один из симптомов кризиса, столь
характерного для нынелтнето состояния
фаптгистекого лагеря.

Товарищ Сталин отметил, что «если су-
дить по сообщениям иностранной печати,
можно прийти к выводу, что немцы хоте-
ли бы получить мир с Ангаией и США при
условий их отхода от Советекото Союза,
или, наоборот, они хотели бы . получить
мир с Советским Союзом при условии его
отхода от Англии и США».

В последнее время в иностранной печа-
та просачивается немало сообщений о том,
что’ за дипломатическими кулисами фа-
пистекого лагеря происходит  оживлен-
ная мышиная возня. Фашистский корабль
еще не идет ко дну. Он получил толь-
хо первые пробоины. Тем не менее неко-
торые круги в подваесальных Гитлеру
странах уже пронюхивают, словно крысы,
возможные ходы и выходы. Так, B cepe-
дине февраля в газете «Джорнале д’Ита-
лиа» появилась статья Гайды, литератур-
ного оруженосца дуче, в которой сказано
было, что Италия собирается продолжать
войну, но в принципе не отрицает воз-
можности мира е Англией и США.

По опыту первой мировой войны мы
хорошо знаем, что Германия не фаз ис-
пользовала своих союзников для проведе-
ния «мирных» маневров.

Так, к концу 1917 года, когда, неемот-
ря на захват больших территорий, воен-
HOS положение центральных держав ета-
ло еще более затруднительным, & внут-
реннее их положение еще более напряжен-
ным, Австро-Венгрия попыталась налцупать
пути — на сей раз к закулиеным пере-
товорам © Англией. Роль’ эмиссара возло-
жена была на графа Менедорфа. Тог-
да жупел «большевистской опасности»
еще не был изобретен, и Менсдорф пугал
своего британского собеседника, генерала
Сметса, в которым встретилея в Швейца-
рии, опасностью «тибели европейской ци-
вилизации». Он заявил: «Австрия готова,
стать посредником между великими врага-
ми Англией и Германией и сделать всё
от нее зависящее для заключения мира».
Совершенно ‘очевидно, что граф  Менс-
Дорф действовал не только в интересах
Австро-Венгрии, которая едва держалась
на ногах, но не в меньшей мере в согла-
сии с германским империализмом, который
таким образом хотел пропгупать настрое-
ния руководящих кругов Англии, ослабить
их волю к 00р5бе и тем самым легче
добиться осуществления своей огромной
захватнической программы.

Терманский империализм по возможности
всегда старалея контролировать «мирные»
маневры своих союзников. Вместе с тем
он сам являлся инациатором подобных
маневров. В течение многих лет и даже
десятилетий терманекая дипломатия стре-
милась устранить опасность ведения войны
на два фронта, а когда это ей не удалось,
она столь же настойчиво стремилась ра-
зорвать узы, об’единяющие ее противни-
ков, ослабить их усилия, стремилась вы-
` вести кого-либо из строя. В этих попыт-
ках «мирные» происки играли далеко не
последнюю роль. Разумеется, в этом не
было ни грана подлинного миролюбия. На-
чиная с 1915 года, когда германская ap-
мия захватывала всё новые и новые Tep-
ритории, германекая дипломатия, действуя
различными методами и в различных на-
правлениях, пускала пробные шары о «ми-
7е». Началось в попытки закулисно дого-
вориться с Россией через посредство графа
Фредерикса, министра двора, одного из
представителей  терманофильской клики,
охружавшей царя. Эти и последующие rep-
манские попытки лопнули, как мыльный
пузырь.

В это время даже нейтральным наблюда-
телям было совершенно ясно, что HeM-
цы веерьез и не думают о мире, не со-
бираются итти ни на какие уступки и да-
же Бельгию ни за что не выпустят из
своих рук. Полковник Хауз, личный пред-
ставитель президента США, Вильсона, в на-
чале 1915 года сделал попытку нащупать
в Германии возможности мира. Очень на-
блюдательный и вдумчивый человек, он
CRopo пришел к заключению, что с немца-
ми договоритьея нельзя и что немцы сво-
ими «мирными» маневрами хотят только
одного — облегчить себе осуществление
широкой захватнической программы. При
этом Хауз предложил рецепт, который, по
его мыслям, единственно может приблизить
в Европе мир. Он заявил Грею, министру
иностранных дел Англии: «Мне кажется
совершенной тлупостью не действовать б0-
лее согласованно, & именно, когда немцы
наступают на Востоке, их нужно сильнее
теснить на Западе, и наоборот».

Через год Хауз енова побывал в Бер-
лине. И еше раз он убедился, что немцы
настолько упоены евоими успехами, что
презрительно относятся к своей собетвен-
ной болтовне 6 «мире». Вильгельм распи-
налея, «что Германия права потому, что
на ее стороне бог, а бог не был бы с на-
ми, если бы она ве была права, и одер-
grata она свои побелы потому, что бог был
© нею». Услышав об этом, Хауз заинтере-
совалея: ° «Спятил ли кайзер е ума или
только позировал». Вероятно, и то, и дру-
Тое. Таковы были умонастпоения берлин-
ских правителей в начале 1916 года.

‹ Но уже в конце 1916 года настроения
были несколько иные. Рейхеканцлер Ber-
ман-Гольвег выступил с декларацией о ми-
ре. Не требовалось больлого труда раску-

>

>

зывал

Вюльман, ловкий
решил елелать новую

роли посредника

ры германекого

матии. Германское

манского империализма.

обсуждению, — заявил
нии мира». Итак,

Возникает вопрос,:

сталь в овечьей

тической техники.

дипломатический трюк:

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка,
Г 113113. .

А. ЕРУСАЛИМСКИЙ

сить ее смысл. Одним залпом он решил
убить трех зайцев: во-первых, в какой-то
степени приглушить настроения германско-
го населения, которое крайне устало от
войны, лишений и невзгод и которое нача-
ло проявлять определенные признаки воз-
раеталощего недовольства; во-вторых, при-
влечь на свою сторону симпатии нейтраль-
ных стран, в особенности США, где нена-
виеть к немцам росла прямо пропорцио-
нально роету их захватнических аппети-
тов; и, наконец, в-третьих, разжечь рознь
среди союзников и воспользоваться ‘этим,
чтобы тем легче ‘добиться осуществления
германской захватнической программы Kak
на востоке, так и на западе,

В середине сентября 1917 г. уже и Лю-
дендорф, военный диктатор Германии, при-
знавая, что экономическое и внутрипозити-
ческое положение в стране: серьезно, выска-
т мнение, «что весьма желательно по-
пыРажься добиться мира. до наступления
зимы», Что же заставило этого чемпиона
германекого милитаризма столь
обратиться в сторонника «мира»? Люден-
дорф отвечает: Предложенный мир «лол-
жен принести нам все необходихые пред-
посылки для обеспечения нашего экономи-
ческого положения в будущем, поскольку
он должен обеспечить нам такие экономи-
ческие и военные условия, которые сделают
для нас возможной другую войну без вея-
ких опасений за ее исход». Словом, Ллоден-
дорф нокал не мира, а передышки для но-
вой захватнической войны, успех которой
был бы заранее полностью обеспечен. Та-
ков был его хитроумный план.

Момент казалея очень благоприятным, и
терманский
попытку добиться
цели, которой германское командование не
могло добиться силой оружия.
называлось «мирной стратегией», На сей
раз она нацелилась в сторону Антлии. В
выступил
министр иностранных дел, который уведо-
мил, что «правительство Германии желало
бы сделать сообщение Британии по вопро-
су о мирном предложении».
приманки Аюльман пообещал добиваться
освобождения и восстановления
Он уже готовился вести сложную игру, но
его карты были быстро раскрыты. Как
справедливо отметил Ллойд Джордж, Кюль-
ман «больяне веего стремилея заманить со-
беседников за круглый стол и разыграть
одного противника против другого». Зате-
янная игра, однако, сорвалась, как и сор-
вались все последующие «мирные» манев-
империализма,
концов разгромленното на полях сражения
и вынужденного итти на капитуляцию.

Веё это об’яскяет, почему гитлеровцы,
ечитающие, что затеянная ими война яв-
ляетея продолжением войны 1914—1918
гг., демонстративно открещивалются от при-
знания преемственности германской дипло-
информационное бюро
сочло однажды нужным передать по этому
поводу специальное сообщение. По стран-
кой случайности оно сделало это 11 нояб-
ря 1941 года, то-есть в 23-ю годовщину
военного разгрома и окончательной калиту-
ляции терманекой армии.
знаменование! Оно передало следующее за-
явление Шмидта, предетавителя германско-
то министерства иностранных дел: «Когда
впоследствии булут писать историю этой
войны, то в ней напрасно
слова «зондирование Германией почвы для
заключения мира». А будут только гово-
рить о германской победе».

Жалкие и лживые слова! История пока-
жет, что на протяжении войны гитлеров-
ская дипломатия не раз испробовала «мир-
ные» маневры, являющиеся одной из
етавных частей разбойничьих приемов гер-

также, что в зависимости от положения на
фронтах и общего политичеекого положения
Термании смыел этих маневров, каки в
период первой мировой войны, претерпевал
знаменательные изменения, Вначале, упоен-
ные «молниеносными» захватами, немцы
ставили перед собой задачу во что бы то
ни стало завоевать мировую тегемонию.
Совершив свое вероломное нападение
СССР, титлеровский империализм надеялся
быстро разгромить Красную Армию, захва-
тить необ’ятные пространства нашей стра-
ны вместе‘ е ев ненсчерпаемыми фресуреа-
ми, & затем снова направить
против Британской империи,

на трех континентах — в Европе, в пе-
редней Азии и в Африке.

Эти планы  германекого

налили тогда, между прочим, свое отраже-
ние и в выспренном заявлении Шуидта.
«Единственный вопрос, который подлежит
он, — это будет
ли победа заключаться в умичтожении
Англии или в просьбе Англии 0 завлюче-
обращаясь к Англии,
этот фашистский бандит тогда еще кри-
чал: «Смерть или кошелек!»
к чему были эти
заверения и волнения, наглые требования и
беспокойство о. том, как бы кто-нибудь не
изобличил немцев в «мирных» настроени-
ях. В то время гитлеровцы
стремились продемонстрировать свою «еи-
лу», свою «твердость»,
образом запугать Англию и заставить ее
ветать перед ними на колени: До этого
попытки матерых фаптистских волков пред-
ткуре «миротворцев»
окончилась полной неудачей.

Наиболее крупным из этих волков был
небезызвестный Гесс, заместитель «фюре-
ра». Его паралиютный
леные луга Англии являлся,
большим новшеетвом в области диплома-
Товарищ Сталин по-
казал, чем был вызван столь необычайный

собственно, и был направлен в Англию не-
wernt фалииетами, чтобы ‘убедить ав-
тлийских политиков примкнуть к воеобще-
uy походу против СССР. Но немцы жестоко
просчитались. Великобритания п США, не-
смотря на старания Гесса, не только
присоединилиеь к походу немецко-фапгист-
ских захватчиков против CCCP, a naobo-

рот, оказались в одном лагере 6 CCCP
против гитлеровской Германии».

Происки Гесса были наиболее крупной,
но не первой попыткой из ряде «мирных».
маневров гитлеровского империализма. Они
не были и последней попыткой. Заключе-
ние англо-советекого договора летом 1948
тода и укрепление коалиции демократиче-.
ских держав вызвало серьезную’ тревогу В
фачпистеком лагере, и с этого момента
немцы усилили свою попычку эту коази-
цию расколоть. В то время немцы еще
чувствовали себя «победителями», и Риб-
бентроп самоуверенно и нагло кричал на
весь мир, что гитлеровекий «новый поря-
док» установлен навеки и никому не
удастся поколебать  гостюдство Германии
над Европой. Поражение гитлеровских ap-
ий под Сталинградом и зимнее наступле-
ние Красной Армии привели в резкому
ухудшению военного и международного
положения Германии. Наступательные опе-
рации англо-американских войск в Север-
ной Африке и возрастающие удары, нано-
симые Германии авиацией союзников, так-
же сыграли свою роль. Чтобы восполнить
военные неудачи и предотвратить еще 60-
ее. серьезные, гитлеровцы решили, что нд-
ступило время усилить «мирные» происки.
Эти их маневры самым. тесных о образом
связаны с их новыми пропатандистекими
трюками.

Дело. в том, что с того момента, Kak
немцев стали бить, фашистская пропаганда
стала вещать, булто гитлеровский импери8-
тизм не стремится к порабощению  евро-
пейских народов. Немцы стали распростра-
нять слухи, будто они готовят какую-то
«хартию», которая должна как-то регла-
ментировать положение европейских рабо
нового порядка. Словом, фашистские волки
сочли себя вынужденными снова рядиться
в овечью шкуру. Так, им представляется,
легче булет закрепить за 0600 захвачен-
ные территории. Вместе с тем этими н0-
выми демагогическими, трюками они наде-
ются облегчить cede проведение намечен-
ных «мирных» маневров.

Уже в конце января 1943 г. а-
глийская газета «Дейли мейл» сообща-
ла о появившихея симптомах, что в
ближайшем будущем Германия предпримет
новое и болёе рептительное. мирное наступ-
ление». Во время совещания Рузвельта ‘п
Черчилля в Касабланке слухи 0} brow
стали обсуждаться на страницах иностран-
ной печати особенно оживленно.

Американский журнал «Ньюс уник» еще
в январе высказал предположение, что
немцы либо уже пускают. пробные. пары,
либо собираются их пускать, «Нолагалют,
— писал журнал, — что некоторые пред-
етавителя
дования уже сейчас понимают, что Герма-
ния обречена Ha неизбежное ° поражение.
Поэтому ожидают, что ORK попытаются
расколоть об’единенные страны, ‘выдвинув
«мирные» условия Англии и Америке или
же Советекому Союзу». В начале февраля,
когда вся германская пресса под впечат-
денаем поражений на советско-терманеком
фронте подняла шумиху о «тотальной мо-
билизации», Геббельс поместил в. «Дас
райх» статью, которая расцениваласв:ино-
етранной печатью как одно из проявле-
ний «мирных» маневров гитлеровекой про-
патанды. Газета «Франс» писала по этому
поводу: «Несомненно, вскоре последует
зондирование через различные каналы.
Попьтаютея ли немцы использовать: Отох-
голь, Берн, Мадрил, Лиссабон, Рим или
Хельсинки? Посредников хватит», -

Во второй половине апреля иностранная
печать сообщала о выступлении испанского
министра иностранных дел генерала Хор-
дана, предложившего посредничество Испа-
нии для мирных переговоров между Гер-

внезапно

дипломат,
Тогда это

испанский

В качестве

Бельгии.

в конце

Неплохое пред-

будут искать

ей и США. Хэлл и Иден категорически от-
вергли подобного рода предложения,  под-
черкнув, что об’единенные нации преис-
полнены решимости добиться безусловной
капитуляции итало-германской коалиции и
ее сателитов. После этого гитлеровцам не
осталось ничего другого, как поспешно. ео-
общить, будто Германия ничего не знала
ранее о предложении Хордана. Ллобопытно,
ЧТо за месяц до этого выступления швед-
ская газета «Дагепостен», контролируемая,
как известно, фаптистами, пустила слух,
будто не исключено, что между Советским
Союзом и Германией возможен мир.

Смысл «мирных» происков гитлеровеко-
го империализма настолько очевиден, что
никакая их маскировка не может уетра-
НИТЬ того, что за ними кроется. Хитроум-
ными маневрами немцы хотели бы вернуть-
ся к тем временам, когда им удавалось
бить своих противников по одиночке. Но
и мир на основе компромисса принес бы
гитлеровцам значительные выгоды. Они
смогли бы избегнуть ответетвенности за
свои. злодеяния. Они смогли бы сохранить
в своих руках огромные боталетва; на-
грабленные в Европе. Они смогли бы вести
подготовку к новой захватнической войне.
Свободолюбивые народы, никотда не предо-
ставят им этих возможностей.

Натлые захватчики надеются на веро-
ломство кого-либо из своих противников,
0б’единившихся на базе реальных  инте-
ресов совместной борьбы против нациет-
ской. чумы. «Мирные» маневры гитле-
ровского империализма могут вызвать
только смех и чувство отвращения. Но
они весьма показательны, ибо, как от-
метид товарищ Сталин, «ясно, что не от
хорошей жизни болтают немцы о мире.
Болтовня 0 мире в лагере фаптиетов гово-
рит лишь 0 том, что они переживают тя-
желый кризис. Но о каком мире может
быть течь се империалистическими разбой-
никами из немецко-фашистекого лагеря,
залившими кровью Европу и покрывшими
ее виселицами? Разве не ясно, что только
полный разгром гитлеровской армии и без-
оговорочная капитуляция гитлеровской
Германии могут привести Европу к миру?
Не потому ли болтают немецкие фалгисты
о мире, что они чуветвуют приближение
грядущей катастрофы?»

Только полный разгром титлеровской
армии и безоговорочная капитуляция тит-
леровекой Германии могут принвети ис-
етралавинегея народам Европы мир, Нужно
удвоить, утроить удары, чтобы ускорить
разгром врага и освоботить окровавленную
Европу от гитлеровекой тирании.

с0-

История покажет

Ha

свой улар
ведя войну

империализма

более всего

надеясь таким

прыжок на 3зе-
несомненно.

«Гесе для того,

не

16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок —

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

противника и привели к болыним потерям   доказали свое

‚ных

германского верховного коман-  р
на свои базы 34 английских бомбардиров-

{Северная Франция).
бителей - противник

в течение минувшей ночи наблюдалась не-

торый ущерб и вызвали жертвы. Уничто-

манией и западныхи державами — Авгли-  ^

Стимсон о победе союзных
войск в Тунисе

ВАШИНГТОН, 12 мая. (ТАСС). сражалисБ в

Воен-  Франции. Немцы
представителями печати заявил, что битву  38 тысяч солдат и офицеров держав

битвой за Сталинград, как одну Из ДВУХ! изизии, почти 100 тысяч — англичана

величайших военных катастроф, которые     of тысяч — французам. Когда гер-

штабные офицеры запросиля усло:
вия капитуляции, то они получили крат-

несколько

последние
немцы потерпели за д КО   манские

месяцев. Немцы не только потеряли арми
и проиграли кампанию, но’и потеряли кон-
тинент. Поражение немцев в Тунисе отзо- кий ответ: «Безоговорочная` капитулян

вется на всей Германии, в вассальных и Кампания в Тунисе представляет aa ых
в оккупированных ею странах. Послёдние   разительную демонстрацию НИИ ee Е
сообщения свидетельствуют, что масштабы   ненного превосходства сухопутных, Но Дом об’явил,
победы союзников продолжают возрастать  ских и воздушных сил. Это превосход

обеспечило сравнительно быстро победу

союзников и умеренные потери их войск,
принимая во внимание полученные резуль-

За последние несколько дней всего взято
в плен 150 тысяч человек, а также захва-
чено болыное количество военных мате-
риалов. :

_Стимсон заявил, что окончательная ста-
дия кампаний в Тунисе началась 2 недели   предупредил против
тому назад. Она началась ожесточенной   Выиграна крупная кампания,
борьбой за высоту, которая находилась в война еще не выиграна, державы
руках войск держав ‘оси и имела хорошо {имеют сотни
укрепленные позиции, Американские `вой-
ска и несколько французских батальонов   тельности генералов Эйзенхауэра,
сражались с войсками держав оси в север-   сона, Монтгомери,

таты. Таких же результатов можно

сказал он,

канских пехотных дивизии, которые нпод-   союзников. „Он указал,
держивала ‘1-я  бронетанковая  дивизия время результаты тунисской кампавии
С
английская армия, а северо-восточнее —   определении
английская 8-я армия. ны,
„На первых этапах битвы 8-я армия дер-
шествляла давление, которое отвлекало что такая победа достигвута
большое количество войск держав оси в случайного благоприятного
то время, как американские войска и 1-я стоятельств. Первоначально
английская армия атаковали германские имел большие преимущества перед

стечения
против

ный министр США Стимсон в беседе с   храбро, однако это были не сверхлюди;   хословакии Бенешем.

биться в других местах. Однако Стимсон
самоуспокоенности.

дивизий закаленных войск.

Далее Стимсон дал высокую оценку дея-
Андер- ских военных и гражданских руководящих

адмирала Кэннингхэма

ном секторе, южнее. находились 3 амери-  других руководителей вооруженных сил
что в настоящее

А. Далее на юг была расположена 1-я   ляются значительно более эффективными в
окончательного исхода вой-

чем если бы союзники добились пол:
ной победы в Тунисе в ноябре прошлого

жалась сравнительно пасивно, но’она осу- года, когда противники могли утверждать,
в результате

co1w3-

15 мая 1943 г. суббота. № 113 (5484).

: aS oo : :

К ПРЕБЫВАНИЮ ЧЕРЧИЛЛЯ И
БЕНЕША В ВАШИНГТОНЕ

ВАШИНГТОН, 14 ‘мая. (ТАСС). Белый
Дом об’явил, что Рузвельт утром 13 мая

Тунисе   продолжал переговоры с президентом Че.

Утром 12 мая с Бе.
оси  нешем беседовал в Белом  Доме Черчилль,

сколько времен
за.Тунис можно поставить в один ряд С  сдались 1-й американской бронетанковой   Белый Дом не сообщил, ремени

м и  Черчилль предполагает пробыть в Вашинг»
тоне, но указал, что 19 мая Черчилль вы*
ступит на об’единенном заседании палаты
представителей и сената США. Черчилль
также совешался с находящимся в Вашинге
тоне австралийским министром  иностран-
ных дел Эваттом. 5

ВАШИНГТОН, 14 мая. (ТАСС). Белый
что Черчилль прибыл в. Сое-
диненные Штаты морем;

ия».

ОКОНЧАНИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
АНГЛИЙСКИХ РУКОВОДЯЩИХ
ДЕЯТЕЛЕЙ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). По сообще-

до-

HO

ocH emlé HHIO KaHpcKorO корреспондента агентства

Рейтер, вчера вечером закончилось продол-
жавшееся четыре дня совещание англий-

и  деятелей на Ближнем‘ Востоке.

ОБМЕН ТЕЛЕГРАММАМИ МЕЖДУ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАРЕМ
США ХЭЛЛОМ И ГРЕЧЕСКИМ

HB:

ВАШИНГТОН, 14 мая. (ТАСС). Грече-
ский премьер-министр Цудерос поздравил
государственного секретаря США. Хэлла с
«блестящими операциями американских
вооруженных сил в Северной Африке, ко-

об-
ник

позиции. Неоднократные атаки ослабили никами в Северной Африке, но союзники (торые привели к победе, имеющей далеко

превосходство, несмотря
с обеих сторон. Окончательное наступле- эти трудности.

ние 6 мая, которое поддерживалось, ве-  победы союзников будут иметь исключи-

роятно, самым крупным в истории сосре- тельный эффект внутри Германии.
доточением воздушных сил в районе бит-  Стимсон отметило далее,

оси
нее
для
мому, быстрота и мощность наступления   условия,
союзников привели к поражению немцев.   воздушных операций союзников.

‚Английские войска вступили в Тунис, б апреля погода неожиданно прояснилась,
пройдя 23 мили в течение 36 часов. Это— и это дало возможность начать исключи-
замечательное наступление для`войск, ко-  тельно успешные операции союзной авиа-
торые почти 3 недели сражались без пере-  ции, которые полностью расстроили гер-
MaHCKHe планы отступления и эвакуации.

Далее Стимсон заявил, что силу и раз-  Подготовительная работа, проведенная нем-
мах наступления союзников, без сомнения,   цами в районе мыса Бон, говорит о том,
можно поставить в один ряд с успешными  что они намеревались постепенно OTCTY-
наступлениями немцев в Польше и во пать и, в конце концов, эвакуироваться.

дышки.

ДЕЙСТВИЯ СОЮЗНОЙ АВИАЦИИ
ы. д...  Налетысна Берлин, Рур и Чехословакию
“ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Агентство
Рейтер сообщает, что минувшей ночью
весьма крупные силы ‘английской авиации
подвергли бомбардировке об’екты ‘в Pype,
ерлине и Чехословакии. Не вернулись

СВЕ

дировщики «Бостон»
Шербура (Франция).
английская авиация потерь не имела,

щика.

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Английское
министерство авиации сообщает, что утром-
13 мая английские бомбардировщики «Мит-
челл» в. сопровождении ‘истребителей ата-
ковали сортировочную станцию в Булонй
. Уничтожено б истре-
а> Из этой операции на
свои базы не вернулись один английский
бомбардировщик и два истребителя.

га

шиков днем 13 мая совершило налет
Северную Францию. . Из этого: налета,

аэродром.

”Налет германских самолетов на Англию

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Как nepe-
дёет английское министерство информации,

Которая ‘активность авиация противняка
над Восточной ‘Англией. Сброшенные в`не-
скольких пунктах бомбы причинили неко-

удалиться.

жен один самолет противника.
По сообщениям: печати, бомб в районе
устья Темзы сброшено He было.

Рейтер сообщает, что рано утром 14

у

КРИТИКА В ШВЕДСКОЙ ГАЗЕТЕ ВНЕШНЕЙ

“ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ШВЕЦИИ.

СТОКГОЛЬМ, 13 мая. (ТАСС). Касаясь
поклада шведского министра иностранных
дел Гюнтера «О шведской политике ней-
тралитета во время войны великих дер-
жав», сделанного на собрании в гор.
Эскильстуне, газета «Гетеборге хандель-
стиднинг» пишет: ©

«Перед нами снова возникает старый во-
прос: почему немцы напали только на Да-
нию и Норвегию? Стягивание войск ука-
зывало на то, что немцы собирались на-
пасть также и на нас,’ и что уже была’
напечатана  прокламация агрессора Ha
шведском языке. Почему всё же нападе-
ние на Швецию не состоялось? Потому,
что немцы не посмели. Однако причиной
этого была не наша‘ оборона, слабость ко-
торой была известна немцам лучше, чем
нам самим. Причина заключалась в пози-
ции России». Россия, — продолжает газе-
та, — сообщила германскому правитель-
ству, что нейтралитет Швеции соответ-
ствует ее собственным, а также и герман-
ским интересам. В действительности же
это сообщение было. ультиматумом. «Гер-
мания тогда неё посмёла рисковать войной
на двух фронтах и покорилась». Отметив,
что «вмешательство России избавило нас
от, немецкого нападения», газета пишет:

«Спустя год после того, как русское
правительство спасло’ нас от нападения
Германии, шведское правительство разре-
шило немецким войскам проехать через
Швецию для нападения на Россию. Это
разрешение было хуже простого наруше-
ния нейтралитета: Мы уже раньше знали,
что немецкие солдаты, проезжающие через
Швецию, обильно снабжены изготовлен-
ными в генеральных штабах картами Шве-
ции, Затем мы узнали, что немецкие сол-
даты в Финляндии тоже располагали кар:
тами Швеции. Вспомним претензии квис-
линговской печати на бывшие норвежские
районы Бухуслен, Эмтланд ‘и Херьедалей,
а также угрозы немецкой печати относи-
тельно судьбы, ожидающей Швецию а
случав, если она не примет участия в вой-
не с Россией. Тогда говорилось, что Фин-
ляндия станет руководящим государством
на севере, так что ‘ей понадобится унели-
чение жизненной сферы. Финские квис-
линги указывали в то же время на фин-
ские. претензии в Норрланде. Зная, что
германская политика стремится во что бы
то ни стало расколоть Север, можно счи-
тать вполне вероятным, что во время по-
ездки Гитлера в Финляндию, у него в кар-
мане была дарственная грамота финнам на
Финмаркен и Норрботтен, на Буден и Нар-
BHK. 3

Однако: немцы не разбили Россию. Если
бы расчеты Гитлера на войну с Россией
оказались правильными, то вполне возмож=
но, что немецкая армия в Финляндии могла

К-4-42-12. ИЗДАТЕЛЬСТВА — К-4-00-70,

ции еще осенью 1941 года. Напасть
Швецию было тогда еще легче, чем

границы и выбрать для этого те ме

кваттнете (в этом шведском пункте
женным пулеметами).

были отосланы обратно в Германию.
немцы до сих пор не напали на- нас,

чами в России и Африке.

опасность, которую теперешний
стра иностранных дел Линдмана в «Л

в том, что шведское посольство в

и социал-демократов).
тет неслыханно скомпрометирован. Нат

Мы не можем
нием козла отпущения из

ные

ческое руководство. Линдман
уйти, и- чем скорее, тем лучше.

всё правительство».

таких ‘людей в своей партии».

Таким образом, результаты   в

что  первона-
вы, было прекрасно координировано с на:   чально, в ноябре прошлого года, длинные ;
ступлением 2-го американского корпуса и  коммуникации создавали препятствия для  пишет:
1-й английской ‘армии. Командиры союз-   союзников. Во время продвижения к Ту-
войск ожидали, что войска держав   нису неболышие разрозненные части союз-
перенесут военные операции на зара-  ников. проходили боевую учебу. Немцы   ника. Я уверен в том, что мы можем по-
подготовленные позиции за Бизертой   воспользовались временными преимущест-
окончательного боя. Однако, повиди- вами, которые им дали’ метеорологические   продолжать борьбу как на территории
препятствовавшие развертыванию   оккупированной Греции, так и за ее пре-
Однако   делами до тех пор, пока тирания держав

Днем самолеты «Тайфун» атаковали
аэродром ‘в `Абвилле: (Франция), а’ бомбар-
в сопровождении
истребителей произвели налет. на. гавань
В этих операциях

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, крупное соедине-
ние американских тяжелых бомбардиров-

вернулись  3 бомбардировщика и 5 истре-
бителей союзников. › Бомбардировщики. ата-
ковали` важный ‘промышленный  об’ект

утром в Лондоне была об’явлена- воздуш-
ная тревога, однако самолеты противника,
ветреченные интенсивным огнем” зенитной   газета, — руководствуются в отношении
артиллерии и’ преследуемые “английскими   партизан. правилом, гласящим: беспощадное
вочными истребителями, были вынуждены {

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Агентство

в Лондоне была. об’явлена воздушная тре-
Рано!вога. Зенитная артиллерия открыла огонь.

бы воспользоваться своими картами Шве-

тому назад. Немецкие солдаты раз’езжали   Однако после
по всей Швеции. Немцы могли бы вторг-
нуться в Швецию вдоль всей норвежской

в которых шведские войска не имели бое-
припасов. Об этом немцы знали уже тогда,
а мы узнали только ‘по истории в Лев-

февраля сделал посадку германский поч-
товый самолет, который оказался воору-

Но расчеты Гитлера’ не оправдались.
Россия не была разбита. Шведские карты

это об’ ясняется не уступчивостью швед-
ского правительства. по отношению’ к Гер-
мании, а исключительно немецкими неуда-
Уступчивость
правительства не только увеличила воен-
ную опасность, грозящую нам со стороны
Германии, но и вызвала другую серьезную

сбургском деле». (Суть этого дела состоит

гентине играло роль посредника для rep-
манской разведки в Южной Америке. По-
сольство пересылало германские ‘шифро-
ванные телеграммы о местонахождении со-
юзных судов. Телеграммы шли через Сток-
гольм в Берлин. Разоблачение. этого дела
в марте 1917 г. вызвало кризис правитёль-
ства, в котором Линдман был министром
цностранных дел. На смену ему пришло
коалиционное правительство’ из либералов

Тогда Ганссон сказал: «Наш нейтрали-

род озкорблен и осрамлен в глазах мира.
удовольствоваться` удале-

министерства
иностранных дел. Нужны более радикаль-
мероприятия для восстановления к
нам’ доверия. Нужно новое внешнеполити-

должен

Никто
не будет жалеть, если он возьмет с собой

Ганссон был прав. С ним согласилась
почти вся Швеция, и Линдман вышел в
отставку. А ведь промах Линдмана был
мелочью ‘по сравнению с уступчивостью
Ганссона по отношению к Г ермании. Нам
безусловно нужны в правительстве люди
способные восстановить доверие к ве.
ции. Ганссон знает, что он может naiity  =

доб. 33. Бюро жалоб подписной конторы

_. ишография центрального органа Народного комиссариата обороны СССР «Врасная звезда», Москва, Малая Дмитровка, 16.

‘на! идущее. значение». Цудерос заверил Хэлла
том, что «греческий народ’ питаёт непо-
колебимую веру в дело союзников и что
OH исполнен решимости бороться за поле
ное уничтожение противника».

В ответной телеграмме Цудеросу Хэлл
«Успехи союзников в Тунисе от-
крывают путь к прямой атаке на другие
жизненно важные пункты обороны против»

лагаться на рентимость греческого народа

оси не будег полностью уничтожена»,

СОВЕТСКИЕ. ПАРТИЗАНЫ

ГРОМЯТ ОККУПАНТОВ

СТОКГОЛЬМ, 14 мая. (ТАСС). `Бер-
линский корреспондент шведской raze-
ты <Свенска дагбладет» сообщает, что
в тылу германских войск на советско-
германском. фронте происходят ceppes-
ные 60H ¢ партизанами. «Немецким
войскам, охравяющим железные дороги,
шоссе и разные военные обекты, — пи-
щет корреспондент, — приходится испы-
тывать исключительные трудности. У нем-
цев часто нехватает сил, чтобы справить-
ся с их тайным противником. Хуже всего
для немцев то, что партизаны невидимы и
вездесущи. Они подстерегают немецких
солдат в лесах, минируют дороги. Парти-
заны устраиваются часто в малодоступных
деревнях, где искусно обороняются. Совет-
ские крестьяне на вопросы о партизанах
на  отвечают молчанием. Немцы ничего не мо-
не гут выведать от них»,

О страхе гитлеровских оккупантов. перед
советскими партизанами свидетельствуют
и   Многочисленные статьи  немецко-фашист-
ских газет. Так, гитлеровская газета
«Дейче цейтунг ин Украине» пишет, что
то и дело немцы наталкиваются на воору-
женные партизанские группы. Газета при-
знает, что, несмотря на жесточайшие ре-
прессии, партизанское движение  разра-
стается. «Германские власти, — заявляет

истребление. Приходится очищать (то-есть
предавать разрушению) целые деревни, в
которых укрываются партизаны».

_ Гитлеровская газета «Минскер цейтунг»
жалуется на то, что население оккупиро-
ванной немцами Белоруссии. всячески по-
могает партизанам и укрывает их. Газета
сообщает, что в одном из районов Бело-
руссии в течение нескольких дней герман-
ская полиция была занята «прочесыва
нием» леса, ‘в котором укрылись партиза-
ны. После того, как полиция овладела. де-
ревней, в которой укрывались партизаны,
на  местные крестьяне ложными показаниями
год  пытались ввести в заблуждение полицию.
«перекрестного допроса»
(то-есть после истязаний и пыток) уда-
лось установить, что’ население деревни
было причастно к действиям партизанского
отряда,

Газета описывает далее погоню за груп
пой партизан. «Начальник полицейского
24   отряда; — пишет газета, — переплывает

с группой полицейских реку, но в воде
его сражает пуля. При прочесывании мест-
ности полицейским приходится соблюдать
величайшую осторожность, ибо повсюду
притаились партизаны, припавшие к земле

мая

ста,

Если   или разместившиеся на деревьях. На каж-

то  дом шагу можно ждать пули партизанско-
го снайпера или оказаться мишенью пар:

тизан, засевших в укрепленном лагере»,

ВОЙНА НА ТИХОМ
ОКЕАНЕ

премье

Ганссон блестяще осветил в ВОЕН peur ВЫСАДКА АМЕРИКАНСКИХ ВОЙСК
произнесенной им четверть века тому. на-
зад в связи с промахом тогдашнего мини-

НА ОСТРОВЕ АТТУ

НЬЮ-ЙОРК, 14 мая. (ТАСС). В коммю:
нике морского министерства США указы
вается, что 11 мая американские воору-
женные силы высадились на острове Атту
а острова), где ‘в настоящее

я происходит сражение.

ТОКИО, 14 мая. (ТАСС). Как передает
агентство Домей Цусин, в Токио oun:
ально об’явлено, что крупные ‘соединения
американских войск начали высадку на
остров Атту (Алеутские острова). В на
стоящее время между японскими и амери*
канскими войсками развертываются ожесто-
ченные бои.

ЛОНДОН, 14 мая. (ТАСС). Штаб об
единенного командования союзников в юго’
западной части` Тихого океана сообщает,
что авиация союзников атаковала япояские
аэродромы в районе Рабаула (Новая Бри:
тания). Бомбардировке подверглись япон»
ские аэродромы в Гасмата и в районе мыса
Глоустер (Новая Британия).  Уничтожено
3 японских самолета. Самолеты союзников
сбросили бомбы на японские воённые 0б*
екты в районе бухты Финша.

НЬЮ-ЙОРК, 14 ‘мая. (ТАСС). Морское
министерство США сообщает, что амери-
канские легкие корабли обстреляли pactio-
ложение ‘японских войск в районе Вилла
н Мунда (Соломоновы острова) Американ
ские бомбардировщики атаковали располо*
жение японских войск на острове Кыска
(Алеутские острова).

юк-

Ар-

на-

we

ST ЕЕК EE ae se

Ответственный редактор д. ВАДИМОВ,
— K-4-00-70 доб. 81.

ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ ЦУДЕРОСОМ.

А.