Обучение воздушной ° стрельбе можно
вести по-разному: тренировка Ha земле,
` прицеливание во время учебного боя,

a

90 мая 1948 г. четверг, № 117 (5485),

2 2   КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Учеба nao

Ми один род оружия не обладает таким
разнообразием тактических форм, как авиа-
пия. Но не. только этим характерны воз-
душные бои. Боевой успех летчика, как
правило, основывается на такой личной
подготовке, достигнуть которой нельзя лишь
‚В одной летной школе. Частая емена такти-
ческих приемов борьбы, материальной ча-
сти и вооружения требует постоянной тре-
нировки, систематической учебы летчика.

Часто учеба на полевом аэродроме огра:
ничивается разбором полетов или же еше
в дополнение изрелка разыгрывается воз-
душный бой. При этом весь емыел боя со-
стоит в стремлении летчиков зайти друг

другу в хвост. Такой метод подготовки да-
тем, что протекают на разных высотах —

ет незначительные навыки и познания.
‚ Нам кажется, что наиболее правильно
поступает тот командир, кто в оенову под-
готовки летчиков Ha полевом аэродроме
всегла кладет обобщенный боевой опыт
своей части. Тщательный анализ боев, про-
веденных полком, позволяет командиру вы-
являть слабые стороны выучки личного
состава. Их-то и требуется ликвидировать
в первую очередь. Одновременно, будут вы-
явлены новые тактические приемы врага.
которых нужно противопоставить свой, то-
же вновь найденные. Иногла слабые сторо-
ны подготовки летчиков проявляютея в
незначительном - на. первый взгляд ‘бою, на
который не всякий командир обратит свое
внимание.

Примером может служить бой лвух
истребителей нашего полка с одним
«Ю-88». Старший лейтенант Супрун и
старигияа Кравченко вылетели на’ перехват
немецкого развелчика. На’ высоте 6.000
метров они настигли вражеский самолет
Первую атаку произвел старший лейтенант
Супрун с дистанции 150 метров, но безре-
зультатно. Носле Супруна, подойля на ди:
станцию 25 метров, открыл огонь, старши-
на Кравченко, но при выходе ‚из атаки он
подставил свою машину под огонь залних
пулеметов «Юнкерса» и получил повреж-
дение. Старший лейтенант Супрун  одив
продолжал иреследовать немца и сбил его
на пятнадцатой атаке. Этот на ‘первый
взгляд довольно простой бой выявил
плохую слетанность пары, слабое знание
самолетов противника и, наконец, недоста-
точную отневую подготовку. Старший лей-
тенант Супрун имел немалый боевой опыт,
но прицельным огнем он еще не овладел.
Это подтверждало необходимость огневой
тренировки для всех’ летчиков.

стрельба по шитам, по конусу и пр. Са-
мым эффективным методом надо признать
стрельбу по ‘конусу. Кстати отметим, что
этим видом подготовки нередко пренебре-
тают в авиационных частях. Приходится
наблюдать, что даже отведенные на отдых
полки ограничиваются лишь воздушным
боем пар, в аучшем елучае груши. Счи-
таетея, что в тренировочном бою летчик
может отрабатывать и огневую подготов-
Бу. А на самом деле летчики всё свое
внимание уделяют маневру, стремясь зай-
тл в хвост товарищу, и почти не поль-
зуются прицелом. г :

Отсутствие стрельбы по конуеу некото-
рые об’яеняют тём, что нет самолета для
буксировки или же невозможностью орга-
низовать такие полеты Ha фронтовом аэро-
дроме, поскольку возможна вотреча с про-
тивником. Эти отговорки, конечно, не су-
щественны. Опыт показывает, что букей-
ровать конус можно и на ЯК, & не на
одном лишь «И-16». Самую же стрельбу,
которая длится  воего несколько минут,
легко прикрыть отдельной парой истреби-
телей. Причина пренебрежения стрельбой
по конусу иная: некоторые командиры He
хотят возиться с этой трудоемкой работой,
недооценивая всю важность тренировки в
возлушной стрельбе.

В нашем полку буксировочные конусы
вошли в систему обучения летчиков. Воз-
хушная стрельба стала правилом, и ею 1е-
гулярно занимается весь летный состав.
Лишь за последнее‘ время мы провели около
150 стрельб и добилиеь значительных ре-
зультатов. Еели в первых полетах молодые
летчики сержанты Коржавин и Колчин не
имели ни одного попадания в конус, TO

Некоторые вопросы

За время Отечественной войны наша ди-
визия накопила большой опыт оборони-
тельных боев. Приходилось действовать В

самых разнообразных условиях. Под Цым-
лянекой, например, дивизия занимала фронт -

в вемьлесят километров. В Сталинграде же.
находясь на направлении, в котором нех-
цы наносили главный удар, дивизия 06о-
роняла участок шириной всего в 500 мет.
ров и глубиной в 400. Этот участок с
трех сторон был окружен немцами, а в
тылу протекала Волга. Каждый метр здесь
простреливалея неприятелем. Были дни,
хогла на каждую винтовку оставались счи-
танные патроны. Немцы обладали orpon-
ным преимуществом в силах, технике, ог-
не и в самом расположении на местности.
Они беспрестанно атаковывали наши по-
зиции. Тем не менее дивизия ни разу не
дрогнула. В оборонительных боях она за-
халилась и оказалась способной к участию
в сокрушительном наступлении на врага.

Как под Цымлянской, так и в Сталингра-
ле успех был достигнут благодаря упорет-
BY и стойкости бойцов, их решимости
драться с врагом насмерть. Однако не
только высокие моральные качества ска-
зались в прочности вашей обороны. Нема-
лую роль сыграли те приемы и_ метолы
обороны, которые мы применяли. В совре-
менной войнр оборона должна быть актив-
ной, готовой не только отразить атаку, но
и нанести врагу поражение. Необходим та
кой способ действий, при котором против
пику наносятся удары. мешающие ему на-
ступать там, где он хочет.

Враг не может беспрерывно атаковывать
Нет-нет, он приостанавливает свой атаки.
чтобы перегруппировать силы и привести. в
порялок свои’ подразделения. Это время
должно быть использовано для контратак
для активных действий, чтобы лишить иро-

пыте войны

сейчае они дают более двадцати пробоин
вместо положенных десяти. Только блато-
даря такой тренировке нам удалось лик-
видировать опеибки этих летчиков, которые
раньше обычно открывали огонь с большой
дистанции, брали неправильное упреждение
и угол. Опытные летчики, такие, как майор
Дунаев и командир звена Воронин, ‘имея по

0 патронов, делалот до 40 попаданий. До-
бившись прицельного огня’е выгодных для
истребителя позиций, наши воздушные бой-
цы приобретают теперь навыки прицельной

1вы стремятся

вороте или вираже ведут к потере высо-

ной подготовки провести высотный бой

должны проходить как внезапные ветречи,

проводятся

стрельбы из любого положения.

работе.

Весенние воздушные бои’ характерны
OT земли и до потолка самолета. 06бе еторо-
достигнуть превосходства
путем ошелонирования боевых порялков пе
высоте. Поэтому сейчёе особенно важно

молета. Пилотирование на больших высо-
тах требует большого искусбтва. Некоор-
динированные движения рулями при раз-

ты, т. е. главного преимущества. Необхо-
дима также выносливость, особая осмотри-
тельность при работе в кислородной маске,
умение ориентироваться в новых уело-
ВИЯХ. :

Ноэтому у нас развернулась специаль-
ная высотвая подготовка. Систематически
проводятся высотные полеты и бои на по-
толке самолета. Подобную тренировку т9-
же легко можно организовать на любом
аэродроме, давая отдельным парам пооче-
релно задачу на высотный полет Это тем
более легко сделать, если выполняетея
свободный поиек противника. _ Насколько
важна такая тренировка, показывает хотя
бы тот факт, что летчик, не полнимав-
шийся на больную: высоту в течение двух-
трех недель, не сумеет без предваритель-

Есть высотные ветречи на данном участке
фронта или нет их, летать на высоту веё
равно нужно. В нашем полку был случай,
Когда старший лейтенант Семенов ‘провел
бой на высоте более 10 тысяч метров. В
этом ему помогла регулярная тренировка

Вопросам воздушного боя у вас поевя-
щена ‘целая система, тренировочных  поле-
тов, причем разработан комплекс задач с
таким расчетом, чтобы летчик постоянно
шел от простого к сложному. Учебные бои

и мы используем для наведения радио. Это
позволяет совершенствовать  осмотритедь-
ность летчиков, вырабатывать у них уме-
ние быстро принимать правильные реше-
НИЯ,

Индивидуальное совершенетвование лет-
чика будет неполным, если он в холе бое-
вой учебы не станет приобретать навыки
самостоятельной оценки обетановки, анали-
за событий, происхолящих на фронте. Ива-
че говоря, нвобходимы условия, в которых
летчик ‘проявлял бы свои, командирекие
способности. Соэтой целью у ‘нас в полку
военные игры. Как показал
опыт, военные ‘игры, разработанные на
основе операций, проведенных частью или
соединением, приносят большую пользу в
деле воспитания командирских навыков у
летчиков. Не тах давно мы провели игру
на тему «Отражение бомбардировщиков при
налете на охраняемый 0б’ект». Сейчас
подготовились к. теме «Штурмовые дейст-
вия истребителей по аэродромаж и скопле-
ниям вражеских войск». Игра на карте
дополняется практическими полетами, чо
дает возможность закрепить навыки, гайти
и выявить новое. Такие военные игры
нетрудно организовать в любом штабе
авиаполка. —

° Воздушный бой на максимальных высо-
тах, к тому же еще групповой, — дело
сложное. Чтобы одержать победу, надо го-
товиться к ней серьезно и тщательно.
Летчик-истребитель обязан в совершенстве
знать тазтику противника, уметь разгады-
вать его новые приемы и противопостав-
лять им свои. Это достигается лишь пу-
тем систематической’ тренировки, во ходе
которой должен быть использован весь

опыт войны.
Майор А. ЛОПАТНО.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Е абы. Е $

`Гвардии генерал-майор
И. ЛЮДНИКОВ

=

\

тивника удобных подетупов, в случае если
он предпримет дальнейшие атаки. В Ста-
линграде мы пользовались каждым удобным
случаем, чтобы отбить у немцев какую-ли-
бо важную для них позицию. Эти местные
атаки, пусть иногда очень ограниченного
масштаба, сковывали врага, не позволяли
ему соередоточивать силы и маневрировать
так, как он бы желал.

Наши активные действия не ограничива-
лись одним захватом выгодных позиций й
контратаками. Просачивание мелких групп
в неприятельский тыл, неожиданные мас-
сированные налеты артиллерии на скопле:
ния врага также путали его планы. Поль-
зуясь тем, ` что между. рядами” атаковывав-
ших частей и подразделений противника
образовывались промежутки, мы постоянно
угрожали его флангах и тылам. В итоге
немцам приходилось оставлять часть своих
вил для охраны флангов и тыла. Естествен-
но, что мощь их атак из-за этого ослабе-
вала. Такая активная оборона, рассчитан-
ная на захват выголных позиций; изоби
лующая емелыми действиями мелких групи
й яростными контратаками во фланг про-
рывающихея вражеских подразделений. пе-
ликом себя оправдала. Она по рукам ино-
гам связывает противника и одинаково
жизненна как на широком фронте, так и
на узком.

Опыт оборонительных боев показал: как
бы ни был силен наступающий неприятель,
OH не сможет: использовать все свои силы
на избранном направлении, если то с ©д-
ной, то с другой стороны донимать его,

d Подобная
система подготовки сказалась на боевой

умение вести бой на потолке евоего са-

мени делает попытк

жены налией разведкой.

{нужные команды. Руководитель занятия.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 19 мая. (По
телеграту от vores Ha, pale yyact-
ков северо-восточнее Новороссийска и в
низовьях Кубани противник время от вре-
вернуть утраченные
позиции. Характерно, что немцы, потерпев
неудачу в одном месте, вскоре атакуют
наши подразделения в другом. Наши. бой-
цы успешно отбивают эти атаки, нанося
врагу серьезный урон.

Прошедшей ночью группы ‘гитлеровцев

пыталиеь форсировать один водный рубеж.

Приготовления их к этому были обнару-
Когда противник
на надувных лодках начал отчаливать от

противоположного. берега, налии подразле-:

ления дали ему возможноеть продолжить
переправу. А в том меете, где лодки с
немецкими солдатами могли пристать в на:
шему берегу, были сосредоточены пулеме-

ты, сильная группа автоматчиков, несколь-

ко минометов.

Гитлеровцы беспрепятственно переплыли
водный рубеж и высадились. Как раз в
этот момент ударили по ним наши бойцы.
На ровном, пустынном берегу не было ни
кустов, HH оврагов, где бы немцы могли

дует старший сержант Косяков, Ста огневой позиции,

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Расчет кочующего миномета, которым коман-.

Снимок И. Фетисова.

НА КУБАНИ.

укрытьея OT губительного“отня. Они бро-
вились к лодкам, но лодки были подожже-
ны нашими минометчиками. Не более чем
десяти вражеским солдатам удалось вер-
нуться на’ свой‘ бёрег, & остальные были
перебиты на нашем берегу. Утром здесь
было обнаружено до сотни вражеских тру-
пов.

На другом участке немцы предприняли
днем две довольно сильные атаки. В 06е-
их атаках приняло участие по батальону
вражеских солдат с танками. Гатлеровцы
‘хотели протаранить наши позиции сразу в
двух местах, но были ветречены интёнсив-.
ным огнем всех видов оружия. При этом
артиллеристам и тут, и там удалось отсечь
немецкую пехоту от танков. Как только
пехота противника увидела, что танки 0с-
тановлены, она бразу же повернула `об-
ратно. Меткий огонь наших подразделений
нанес атакующих тяжелые потери. Два
подбитых танка немцы оставили на поле
‚боя.

Отразив эти атаки врага, наши бойцы
сами перешли к активным действиям и не-
сколько улучшили свои позиции. —

Разгром вражеских дзотов
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 19 мая. (  С восходом солнца несколько десятков

телеграфу от наш, корр). В течение п6-
следних месяцев противник построил   ня
одном участке Карельского перешейка не=
сколько новых пулеметных и орудийвых
дзотов, выдвинув их на самый перелний
край своей обороны. С вступлением в строй
этих дзотов враг получил возможноеть дер=
жать под непрерывным огневых возлейсте
вием одну, наиу позицию, . причинявщую’
финнам много хлопот. ROT ERIS

Советские артиллеристы: решили униято
жить дзоты противника, применив масси-
рованный огонь орудий; выдвинутых”  на
открытые позиции. Несколько дней артил-
лерийские разведчики изучали расположе-
ние огневых средств противника, траншей.
ходов сообщения, наблюдательных пунктов
и подыскивали ‘удобные плешалки для
стрельбы. Затем ночью были бесшумно вы-
качены на руках орудия, оборудованы ук-
рытия. Связисты соединили телефоном но-
вые огневые позиции с командирекими: на.
блюдательными пунктами.

х

=,

урогнем
  вообщения, не позволяя финнам вести ор-

орудий внезапно обрушило свой огонь на
сооружения противника. Момент для откры-
тия огня был выбран очень удачно: солн-
це всходило позади наших батарей и 0с-
лепляло финских наблюдателей. Одновре-
менно“® орудиями прямой наводки, громив-
шиуи дзоты и наблюдательные пункты
врага, заговорили наши минометы, ручные
и ‘станковые пулеметы. Они блокировали
вражеские  лзоты, траншеи; ходы

ганизованный огонь по орудийным расче-
Там.

В течение нескольких минут наши ору-
лия разбили три орудийных и один пуле-
метный дзет, три наблюдательных пункта
и две землянки противника. Много враже:
ских сооружений было основательно по-
вреждено. Кроме того, финны понесли зна-
чительные потери в живой силе. В этом ог-
невом налете большой точностью и хоро-
шим темпом огня отличилиеь артиллеристы.
возглавляемые старшим ‘лейтенантом Ля-
шенко. _

ПРАКТИЧЕСКИЕ СТРЕЛЬБЫ КОМАНДИРОВ БАТАРЕЙ
КАЛИНИНСКИЙ. ФРОНТ, 19 мая, (По  ветственно показывал им разрывы, Каждую

телеграфу от наш. корр.). На-днях в М
соединении закончился пятидневный сбор
командиров батарей по изучению новых
правил стрельбы наземной артиллерии
Сбор преследовал цель: ознакомить коман-
диров батарей со всеми вилами пристрелки
и способами ведения артиллерийского огня

Занятия в большинстве своем проходили
практически: Командиры батарей шли в
поле и там, на фоне определенной такти:
ческой обстановки, готовили исходные дав-
ные для стрельбы, вели пристрелку, пере
ходили на поражение, — т. е. подавала
г

помощью обслуживающего персонала еоот-

современной обороны.

пусть неболыними, но зато хорошо рас-
считанными ударами. Эти удары должны
быть тесно связаны в остальными меро-
приятиями обороны, и предпринимаются они,
конечно, в результате активной и непре-
рывной разведки.

Оборона бывает ‘устойчивой, живучей
только там, где полностью использованы
все выгоды местности и сила современных
огневых средств. He делая детального раз-
бора, напомним только 0 самом эдементар-
ном требовании: чтобы стрелять, надо ви-
деть. Практически это означает, что Y
каждого бойца должен быть хороший кру-
товой 0бзор местности. Он должен видеть
цель, соседнюю огневую точку и своего
командира. Некоторые забывают эти иети-
ны. А ведь от них зависят управление
огнем, огневая. связь, маневрировавие огнё-
выми средетвами и т. д. Шри организации
оборены мы добивались, чтобы вее’ началь-
Ники — от командира отлеления до коман-
дира полка — на местности убеждалиеь —
видны ли с0 всех огневых точек противник,
сосед и старший командир.

Следует подчеркнуть, что устойчивость
обороны зависит не только от правильной
расстановки огневых средств, но и от ре
жима огня. Иной командир, завидев наету-
пающие цели, тем более танки врага, сей-
час же требует у старшего начальника
огня, хотя сам имеет средства, чтобы от-
разить противника. Движется, например,
всего лишь рота, а огонь ведут вся ар-
тиллерия, все минометы и пулеметы. Такая
етрельба раскрывает систему огня, В ва-
шей дивизии считалось позором проеить ог-

невой помощи, тогда как в этом не было]

нужды. Если какой-либо командир с недо-
статочно сильными нервами и

поданную команду стреляющий  обосновы-

вал теоретически, ссылаясь на положения

новых правил стрельбы.

После того, как все командиры батарей
прошли через такие занятия, состоялись
практические стрельбы с применением
сложных методов пристрелки и ведения
артиллерийского огня. На этих стрельбах
отличились командиры батарей тт. Лысен-
ко, Филатов, Ремизов и Петрянкин. Они
хорошо выполнили поставленные перед ни-
ми огневые задачи, а также проявили уме-
Hue переходить от одного вида пристрелки
к другому, гибко маневрировать артилле-
рийским огнем в. бою. Е

дцаль минут он докладывает: «Атаку отра-
зил». Разумеется, отказать в дополнитель-
ной поддержке огнем можно тогда, когда
имеется уверенность, что подчиненный дей-
сотвительно сам справится с врагом.

Расчетливость. нужна в  использова-
нии всех средств, в том числе и проти-
вотанковых. Незачем из-за одного-двух
танков, если они и ‘прорвались в наше
расположение, вводить в действие вею про-
тивотанковую артиллерию. Эти танки не
уйдут. Отдельные орудия, противотанковые
ружья, а то и гранаты подобьют их. Bee
противотанковые средства вводятся в дело
лишь при массированной: атаке. неприятель-
еких танков. i

Итах, поразить наступающего врага, пе-
ремолоть его силы можно при умелом ис-
пользовании выгод местности и огня, а
также активными действиями, направлен-
ными на расчленение усилий неприятеля

Однахо нельзя ручаться, что: это пораже-   3

ние будет нанесено обязательно перед на-
шим передним краем. В этому нужно всег-
да стремиться, но противнику может
удастся прорыв на том или. ином участке.
Тогда бой перенесется в глубь нашей обо-
роны. Более того, надо быть готовыми к
TOMY, что некоторые подразделения, а то и
целая часть, вынуждены будут дратьея в
окружении. Следовательно, нужно уметь
вести сложный оборопительный бой в усло.
виях неприятельского прорыва и в обста-
новке полного окружения, Не раз бывало.
что в конечном итоге наступление врага
захлебывалось даже тогла, когда он, каза-
лось, достигал значительного успеха. Каж-
тый комантир и боеп должен быть уверен,
что в любых условиях им будет оказана
OMOULB.

Однажды два Hamux полка вели. тяже-
‘ый оборонительный бой. Противник” в ato

просил   время прорвалея на фронте соседа и era.

«огонька», ему твердо отвечали: «Пока от-   обходить его. Немедленно наши полки вы-
ражайте сами». Глядишь — через пятна- делили часть своих подразделений и уда-

Бом местного зпачепия

и! этому, чтобы отвлечь внимание прин
вика, было решено провести Ha соседних
участках ряд демонстративных атак, Toy
временем батальон   должен был злаков
высоту с северо-востока, & с юг4 бу
брошено на штурм высоты еще одно поз.
разделение.

На. одном участке фронта и наши,
немецкие войска держат оборону в тече-
ние „довольно длительного времени. Война.
приняла здесь как бы позиционный харак-
тер. При этом передний край наших 060-
ронительных районов Be ee nee
hie a ae БАНАН обороны.  .. Готовясь в бою за улучшение позиции
Вполне понятно, Что подобные условия   войска несколько дней вели разведку, изу.
длительного и весьма близкого соприкосно-   Чали подотупы к высоте, иода i
вения с противником вносят известное   огневых точек и минных полей. Разведчи.
своеобразие в тактические приемы  Би установили, что немецкие дзоты соед.

воюющих сторон.

Успех подготовляемых атак при прорыве
прочной обороны неприятеля в значитель-
ной: мере‘ зависит от того, насколько вы-
годны по отношению к противнику пози-
ции, занимаемые батальоном, полком, ди-
визией. Начертание перелнего края ‘играет
в данном случае весьма важную роль. Не
ряле боевых примеров можно проследить,
как подчас небольшая, но сильно укреп-
ленная выевота, врезающаяел клином в
оборону противника, служлт удобной опо-
рюй для развертывания стремительных
атак одновременно в нескольких направле-
ниях. В других условиях эти же переловые
бастионы, как их можно назвать, являются
чрезвычайно выголными опорными пункта-
ми обороны, о которые разбивает себе лоб
атакующий противник.

Разумеется, не всегда удаетея сразу за-
нять хорошие позиции. Нередко войскам
в силу сложившейся обстановки  прихо-
дитея переходить к обороне на менее
удобных, а иной раз и на невыгедных ру-
бежах. В таких случаях непрерывная борь-
ба за улучшение занимаемых позиций
становится главной задачей войск. находя-
щихея длительное время в обороне и’ ве-
дущих подготовку к наступлению. Конеч-
н0. можно усилить местноеть инженерными
сооружениями, ‹ создать сеть укрепленных
точек, обеспечивающих хорошую  огнев
систему, устроить на подступах к обороня-
тельным рубежам разнообразные загражде-
ния — в68 это бесспорно укрепляет 060-
рону и до известной степени компенсирует
природные нелочеты той или иной позиции.
Но, олнако, этого мало, - Завоевать  1-
настоящему  позиционное — превосходетво
хожно лить боем, путем захвата господет-
вующих возвышенностей, скрытых подету-
пов, выгодных рубежей. че

На одном участке. фронта обстановка
сложилась следующим образом. Наши вой-
ска, ведя наступление, последовательными
ударами сбили немцев с нескольких ру-
бежей и короткий срок  продвинулиевь
вперед на двалцать с лишним километров.
После этого продвижение приостановилось,
поскольку войска натолкнулись на густую

сеть укреплений. Злесь оказались крупные,   зи

заранее
‘обороны.

Наступающая пехота залегла и быстро
закрепилась в 150—200 метрах от пе-
реднего края оборонительной полосы нем-
цев. В такой обстановке фронт на время
стабилизировалея, боевые действия ограни-
чивалиеь артиллерийской, пулеметной и
ружейной перестрелкой. вылазками мелких
разведывательных групи. Позиции, занятые
налиими войсками: ‘были в общем ‘нёпло-
хие, но полного ‘позиционного  превосход-
ства над немцами не обеспечивали. Цеп-
ляяеь за рубежи, подготовленные заранее,
противник, естественно, постаралея  удер-
жаль за 060й высоты. позволяющие. глу-
боко просматривать и обстреливать косо-
прицельным огнем боевые порядки Hamux
частей, -

По евоему очертанию передний край
обороны немцев имел дугообразную форму
с вклинением в нашу сторону. Особенно
досаждал нашей пехоте и артиллерии пе-
редовой опорный пункт, устроенный  про-
тивником на сравнительно небольшой вы-.
соте, вклинившейся ‘в расположение № ча-
ети. Немцы соорудили здесь дзоты, пуле-
метные точки, установили минометы. Из
этого опорного пункта, построенного по
принципу круговой обороны, противник мог
обстреливать наши войска во многих на-
правлениях, чуть ли не по всей дуге. 0т-
сюда же немцы, выставив наблюдательные
пункты, корректировали огонь своих бата-

подготовленные узлы вражеской

ii. :

Чтобы лишить врага’ позиционного пре-
имущества, нужно было ликвидировать его.
передовой опорный пункт. Вскоре такую
задачу. получил батальон под команловани-
ем старшего ‘лейтенанта Шестака. Коман-
лир № части учитывал, однако, что сила-
ми одного. батальона трудно разгромить
заранее укрепленный опорный пункт. По-

рили во фланг немцам. Этот р был
неожиланным. Потеряв много солдат и офи-
церов убитыми и ранеными, враг отка-
tata. В другой раз группа немцев прорва-
лась. на нашем фланге и подошла к
командному пункту дивизии. Эта группа
была уничтожена нашим резервом.

На таких конкретных случаях боевой
жизни наши бойцы и командиры убежда-
лись, что там, тде’ есть выдержка и
взаиуопомощь, — окружение не страшно.
 Сталинграле немцы проникали сквозь
наши. боевые порядки, окружая ту пли
иную группу бойцов. Враг уподоблялея
в таких случаях охотнику, который, пой-
мав медведя, не может его утащить,
потому что его самого не отпускают.
Группа. наших бойцов, руководимая крас-
ноармейцех Лобановым. была окружена
противником. Не выходя из окопов, они
приковали врага к месту, не давая ему
распространяться дальше в глубь обороны.
атем ‘подоспела помощь, и ‘все немцы ‘ло
одного ‘были уничтожены. Таких примеров
можно привести десятки; Для того, чтобы
оказать подобную помощь, надо эшелониро-
вать оборону в глубину и расчетливо рас-
ходовать силы. Нужно обязательно иметь
резерв.

Современная оборона маневренна. Про-
рыв противника в глубь обороны еще не
означает, что он закончил даже частную
операцию. При удачном  маневре оборо:
няющихея он может оказаться сам в
тяжелом положении. Под Цымаянекой, где
мы занимали оборону на широком фронте
противнику ‘удалось выйти на уровень на.
шего тыла, Выдвижение на этот рубеж
полвижного заслона в составе. трех бата-
рей и двух рот противотанковых ружей
заставило врага откатиться с больши-
ми потерями. Этот пример только пол-
тверждает, что в обороне всегла нужно
иметь сильный резерв Ada парирования
ударов врага. Dror резерв чем легче 603-
дать и использовать, чем упорнее будет

{  ление. не

нены между собой траншеей, опоясавшей
высоту кольцом. Из траншеи в тыл вел хо
сообщения. Это натолкнуло командира fy.
тальона на мысль — вести бой на полны
окружение и уничтожение немецкого га}.
`низона, Для этой цели была выделено
группа автоматчиков в 20 человек по)
команлой старшего лейтенанта Бонларены,
Автоматчики получили задание — прое.
читься по лесным зарослях в глубину 0.
роны немцев и перерезать ход сообщения,
‘ведущий из опорного пункта в тыл.

Штурм высоты начался рано утро,
Первой вступила в бой артиллерия. 17
орудий обстреливали прямой наводкой вра-
жеекие укрепления, причем восемь орудий
били по опорному пункту, а остальные п
лругим узлам немецкой. обороны, отвлекая
внимание противника. После того, зак
часть немецких дзотов Ha высоте был’.
разбита, а остальные подавлены, наша fe.
хота с двух сторон полобралась  совех
близко к опорному пункту и бросилась в
атаку. Немцы понесли болыние потери 4
ближнем бою и попытались отойти по хол
сообщения, но путь был ”верехвачен наши.
хи автоматчиками. Вражеский гарнизон
оказалея разгромленным полностью.

валив ‘высоту, старший лейтенант

Шестак немедленно принял меры к 6
закреплению. На фланги тут же были вы.
двинуты пулеметы, вперед, на скаты сосед.
ней высоты, продвинулись стрелковые
взводы, занявшие линию боевого охране.
ния. В результале описанного боя позиции
наших войск стали значительно выгоднее,
прочность обороны на этом участке резко
повыкилахь,

Ликвидация передового вражеского опор-
ного пункта — бой довольно крупного

масштаба. Гораздо чаще бои за улучшение
позиций ведут в период длительной 0боро-
ны небольшие
группы бойцов, вооруженных автоматами и
ручными гранатами, производят внезапный
ночной налет, врываются в расположение
противника, захватывают его окопы и дзо-
ты. А после этого
уже более крупные подразделения,
рые закрепляют отвоеванные позиции.

подразделения. Отдельные

выдвигаются  внеред

KOTO-

Своевременное закрепление выгодных по-
ций, захваченных мелкими группами, —
обязалельное условие, без которого нежыс-

‘  лим успех боев местного значения. Коман-

дир роты, батальона, полка обязан быть
готовым в любую минуту поддержать и
закрепить успех своих лазутчиков.
Поучительный эпизод произошел недавно
на участке обороны М части. Ночью злесь
одно подразделение вело разведку боем,
Разведчики имели ограниченную  залечу:
захватить «языка» и вернуться В _.с30
расположение. Действовали они в рав
высоты, дававшей немцам позиционные
преимущества в смысле наблюдения и 0.
стрела. Разведывательная группа ‘wieder
ностью в 30 человек с самого начала вель
бой очень удачно. Внезалным ударом ek
удалось не только захватить контрольного
пленного, но и сбросить гитлеровцев с
высоты, Добившись этого успеха, командир
разведывательной группы совершенно пра-
Вильно решил закрепить выгодную высоту
за собой и, донеся 06 этом выславшему
разведку начальнику, занял на высот
оборону. i
Немцы. желая вернуть утраченные wos
ции, предприняли несколько контратак, в
разведчики отбили их. Однако на рассвет
нажим гитлеровцев усилился, они бросил
в бой крупные подразделения, и в резуль
тате трилцати разведчикам,  измотанных
ночными боями, пришлось оставить захва»
ченную ими высоту. Произошло это тольк
потому, что командир части не удосужился
своевременно подбросить к высоте полкрет-
e проявил расторопности, Heobxo-
тимой в таких случаях.
Опыт боев местного значения говорят о
том, что каждый малейший успех, позво
ляющий части или подразделению ‘улуч
шить свои позиции, должен быть разви
“без всякого промедления.
Майор Г. ДАБАГЯН,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

SS ЕЗАЕНИ

Cera

оборона, чем расчетливее расходуются си
лы и средства.

Маневр обороняющегоея прежде всего
используется, чтобы закрыть брешь, oops
зованную в переднем кре обороны. Bako
не пропустить в брешь новые силы про
тивника. Одновременно надо, принять №
ры для уничтожения прорвавшегося врата,
Маневр в обороне не вевгда осуществляет:
ся живой силой. Иногда достаточно пр}
извести перегруппировку огневых средств, >
чтосы отразить вклинившегося в нашу 000
рону противника или остановить его атаку.
На участке батальона капитана ‚Цербаха
прорвалось 40 немецких танков. Цербах
отсек огнем следовавшую за танками пехо-
ту и не пропустил ее, Несколько раз в.
деские танки возвращались, чтобы прота

щить свою пехоту, но это им не удавалось,
Тем временем

артиллерия, расположенная
нозадн батальона и в его боевых порядках
полбила 27 танков. “Активные действия

наших подразделений на соседнем участке
еще больше измотали противника. Он вы
нуждлен был отказаться от прорыва нашего
фронта. =

Необходимо еще раз вернуться к гла-
ному вопросу — о стойкости бойцов, уе.
нии драться насмерть, погибнуть, но #6 i
сдать своих позиций. Стойкость бойцов я8-
ляется базой, на которой можно стом»
современную” активную` оборону; Она ¢ha-
зываетея тем больше, чем лучше opnel
тирован боец в обстановке. Еели против
ник прорвался и положение серьезно, —
этого нельзя скрывать. Боец должен знать,
ЧТо его командир спокойно воспринимает
навистую опасность, делит с ним 2
шения и тяжести боевой жизни. Роец 104
жен быть уверен, что помощь вму би
оказана: *

Стойкая и активная оборона, в которй
Целиком использовнваются выгоды местно

сти и сила современного оружия, непрее
долима для врага.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.