x
‘

Изучение опыта войны.

В течение двух дней батальон под ко-
мандованием капитана Беребенкина пгтур-
мовал опорный пункт противника, но все.
атаки, в том числе и ночные, были безуе-
пешны. Этот опорный пункт представлял
собою болышое полуразрушенное каменное
здание. На подступах к нему имелись ec-
тественные препятствия, прикрытые к т0-
MY we фланкирующим, огнем немцев. Во-
мандиру батальона нужно было найти та-
Хой тактический прием, который позволил
бы с минимальными потерями овладеть
опорным пунктом и улучшить позиции,

Было совершенно очевидно, что против-
ник достаточно знаком с нашей тактикой
штурма и противопоставляет ей пролуман-
ные контрмеры. Задача состояла в том,
чтобы найти новые приемы и применить
их неожиданно для немцев. Тогда-то и
зародилась идея «подземной войны».

Релиено было произвести подкоп под зда-
ние и волед за взрывом атаковать враже-
ский опорный пункт. Чтобы ввести HeN-
цев в заблуждение. батальон стал демон-
стрировать ложную фланговую атаку, а тем
временем саперы делали свое дело. Когда
траншея была вырыта и саперы заложили
под фундамент сосредоточенные заряды, ба-
тальон под прикрытием темноты занял ис-
холное положение для атаки. Взрыв должен
был послужить сигналом штурма.

Новый тактический прием оправдал себя
полностью. Батальон рывком преодолел по-
осу загралительного огня и ворвался в
здание. Улар был настолько неожиланным,
что немцы были деморализованы и не емог-
ли оказать сопротивление. Буквально за. не-
сколько минут батальон овладел опорным
пунктом, борьба за который шла днями.

Ошибки. допущенные гри первоначаль-
ных атаках, требовали специального изуче-
ния. Штаб полка слелал подробную разбор-
ку всех этапов этого боя и провел с ко-
мандирами специальное занятие. Несмотря
на трулности фронтовой обстановки, поучи-
тельный опыт штурма опорного пункта стал
достоянием каждого командира.

Формы и методы изучения опыта войны
обширны и многообразны. Весьма часты
случаи, когда нет возможности собрать
весь командный состав. Вак же тогда
информировать командиров? В различ-
ной оботановке по-разному. Иногда до-
статочно сообщить командиру по телефо-
HY 0 действиях его соседа. о новых такти-
ческих приемах противника и т. д. В дгу-
гой раз можно будет найти время для тил-
ной беседы или же собрать накоротке ко-
мандиров подразделений и произвестн раз-
бор того или иного bos.

Можно без преувеличения сказать, что
теперь все наши командиры стали шире
применять маневренную тактику. Удары
в стыки и промежутки, флантовые 00-
ходы с выходом в тыл, бои на окру-
жение и уничтожение противника -— сей-
час уже заурядные явления. Командиры
не боятся обнажить свои фланги, потому
что научились надежно прикрывать их и
обеспечивать, Бесспорно не всё шло глад-
ко, без сучка и без задоринки. Порою при-
холилось учиться на горьком опыте неудач,
особенно в боях на окружение. Командиры

дажах. Артиллериеты сделали ложный пе-
ренос огня, & одна рота чем ‘временем,
подняв из окопов чучела, прокричала
«ура». Немцы решили, что наша часть .ри-
нулась в атаку. Они вновь заняли свои
места у огневых точек, подтянули сюда
свои вторые эшелоны и ввели их в 00.
Наши артиллеристы внезапно обрушили на
врага шквал огня, и скаты высот покры-
лись струнами вражеских солдат и офице-
ров. Таким образом значительные силы
немцев были выведены из’ строя огнем ‘ат-
тиллерии. ‘ %

. Окончательный успех был завоеван ‘пре-
дельным вводом в бой винтовок, пулеме-
тов, минометов, что позволило выбить из
рук противника огневую инициативу. Те-
перь всё заключалось в TOM, чтобы не
дать немцам привести свой силы в. поря-
док. Два наши батал она обошли” врага
е флангов, и его группа оказалась раечле-
ненной. Часть отрезала немцам пути от-
хода, лишила их возможности соединить-
ся с соседом. Для развития успеха были
брошены вперед подвижные подразделения,
вооруженные пулеметами, которые поража-
ли отступающих немцев, не успевших за-
цепиться 3a следующий рубеж.

Вполне естественно, что такой интерес-
ный бой должен быть разобран до мель-
чайших деталей. Вот здесь-то на помеще
командиру и должен притти таб. После
боя наш штаб сделал потробную разра-
ботку, причем к этому делу привлекались
не только работники штаба, но также
командиры, непосредственно руководившие
атакой. Была дана полная характеристика
местности, на которой развернулся бой, и
вистемы немецких укреплений, указаны
данные 0 противнике, освещен замысел
старшего командира, ето. осуществление.
В короткие минуты затишья вее команди-
ры имели возможность познакомиться 6
этой поучительной разработкой.

В дни обороны Сталинграда нами был
накоплен весьма ценный опыт борьбы с
вражеской авиацией. Обладая численным
превосходством в авиации, немцы держали
под непрерывным воздействием © воздуха
Hama боевые порядки. В то время коман-
диры нашли pay ©1060бов эффективного
противодействия вражеской авиации. В
одном случае, когда до переднего края
противника было 80—100 метров, при за-
ходе немецких  бамолетов ‘на цель мы
сближалиеь с противником. Боевые поряд-
ки обеих сторон скучивались, и немецкие
летчики не могли сбрасывать бомбы. Иног-
да выделялись лежурные  подразлеления
для стрельбы по самолетам, / использова-
лись противотанковые ружья 6 зенитными
установками, применялея залповый ружей-
ный огонь и т. д. Всё sto Mb внедряли
в учебу командного состава,

Поучительноеть  командиреких занятий
состоит. прежде всего в их наглядности, в
воспроизведении реального фона. ‚боевой
действительности. Вогда часть находилась
‘в резерве, мы сочли необходимым  про-
вести показательное занятие. на тему «Бой
штурмовой группы при захвате опорного
пункта». На этом занятии была точно в0с-

телеграфу от наш. норр.).
продолжают вести бои в районе Лисичан-
‘ска. За последние два дня немцы понесли
здесь огромные потери в живой силе и
технике, особенно от огня назцей“артилле-
рии. Сегодня во второй половине дня. про-
тивник сова предиринял яростные контр-
атаки © целью вернуть утраченные пози-
дии. Контратажам предлиествовал налет. не-
мецкой авиадии на боевые порядки нашей
пехоты. Тем не менее немцы не добились
каких-либо успехов. Больше того, в завя-
завптихея Воздушных боях и огнем зенит-
ной артиллерии было сбито немало вра-
жеских самолетов.

атаковал позиции одного из наптих оборо-
няющихея подразделений, но сумел продви-
нуться лишь на несколыко десятков мет-
ров. Бойцы крешко стояли на своем рубе-
же. Боевые порядки атакующей немецкой
пехоты и танков были важрыты масоиро-
ванных артиллерийских огнем. В отраже-
нии контратаки огнем приняла тавже ак-
тивное учаетие пехота, поражая немцев

лейтенантом Заболотным.

атаку с целью ‘захвата этого выгодного ру-
бежа. Неболышая группа наших артиллери-
стов была обойдена противником с флан-
гов и оказалась во вражеском полуколь-
це, которое быстро сжималось. Враг уже
подходил на расстояние 25—30 метров.
Ho попавшие в окружение артиллеристы
не прекратили борьбы.
немедленно сообщили командиру батареи
старшему лейтенанту Антонову об обста-
новке, вызвали огонь и стали корректиро-
вать его.- Снаряды точно били по цели.

23 мая 1943 г., Bocipeccnbe. № 120 (5491),

лась, чтобы отрезать этот батальон и уда»
рить по нему с Тыла.

Положение ^ вскоре стало чрезвычайно
напряженным. С одной: стороны, батальо
Комара должен был с прежней интенсив-
ностью вести бой с оборовяющимея пу.
тивником, чтобы не быть контратакован.
ным © фронта. С другой сторовы, ему,
связанному по ‘рукам и ногам, грозила
опасность быть отрезанным И атакован-
ным в тыла. Там, где пролила одна груп-
па, могли пройти и более крупные quan’
немцев. Нужно было немедленно ликвиди-
ровать. эту опасность. Выделив два взводь
в наиболее опытными командирами, crap
ший лейтенант Комар отправил их дя
борьбы с заходящей в тыл группой пу.
тивника,

Капитан Чупахин ясно предоставлял сб
вею сложность положения соседа, и сах
находился под сильным обетрелом против.
ника. Он думал 0 том, как осуществить
помощь еоседу, чтобы это было наиболев
выгодно для общего успеха. Капитан мог
‘сосредоточить свои силы против оборони-
тельного узла немцев на выеоте, что, ко-
нено, значительно ослабило бы напряже-
ние. на участке соседнего батальона, но
это отодвинуло бы достижение конечной.

Часто в динамике боя умелая и своевре-
менная помощь соседу приобретает исклю-
чительно важное значение и в ROHCUHOM
итоге обеспечивает ‘общий успех. Дело He
только в том, чтобы помочь в критический
момент соседу частью своих огневых
средетв, живой силой или прямым Yua-
стием в разрешении его частной задачи.
Важно найти такое решение, которое. ко-
ренным образом изменяло бы сложившееся
у соседа напряженное положение в 610
‘пользу, & следовательно, приближало бы
успешное выполнение общей задачи, Bee-
спорно, что такая помощь всегда возмож-
‘на при условии тесного тактического кон-
такта между соседями. а

Двум батальонам № части было прика-
зано овладеть населенным пунктом. Зада-
ча была нелегка. Леспетая местность, пе-
ресеченная оврагами и лощинами,  позво-
Ita противнику выдвинуть далеко вперел
много мелких груш, засад, секретов, при-
крывавших подступы к промежуточным ру-
бежам обороны. На своем левом фланге
противник создал Ha внутреннсх  скате
  небольшой высоты довольно крепкий оборо-
нительный узел, построив четыре линии
полевых укреплений одну за другой,

Напги батальоны двинулись виеред, пу-
стив перед собой усиленную разведку и
приняв меры охранения. Справа. вдоль 20-
щины, поросшей лесом, шел батальон под
командованием гвардии старшего лейтенан-
та Комара. Он‚ держал направление на
основной оборонительный узел противника.
Второй батальон, возглавляемый гвардии
капитаном Чупахиным, двигалея несколько
левее, на обороняемый противником насе-
ленный пункт.

В начале наступления не наблюдалось
никаких особых неожиданностей. Мелкие
групны противника своевременно обнару-
живала разведка. Сбивая эти группы флан-
товыми. ударами, балальон тов. Комара вы-
шел на опушку леса, очутившиеь непо-
средетвенно перед обороной противника.

НА КУБАНИ. Разведчики-гвардейцы привезли «языка». г
Снимок нашего спец. фобтокорр. капитана Я. Халипа.

>

. Бои местного значения

ЮЩАЯ АРМИЯ, 22 п
ты

‘мощными залиааи из винтовок. Потерпев
серьезный урон, противник отошел в район
своих укреплений. На поле боя наши бой-
цы насчитали иного разбитых немецких
минометов.

В ходе этих боев большую роль играет
огонь отдельных орудий, стреляющих пря-
мой наводкой. Помимо того, что вся наша
артиллерия ведет борьбу ¢ огневыми сред-
ствалеи ‘отивника, эти отдельные орудия
действуют таль где нельзя корректировать
зртиллерийский огонь по наблюдениям зва-
ков разрывов. Так, одно орудие (наводчик
красновомеец Гладких) было выдвинуто
ночью на листанцию 300 метров. к передо-
вым позициям противника. Злесь у немцев
имелись четье пулеметных блиндажа, ко-
торые после ‘десяти минут стрельбы были
выведены из строя. Спустя некоторое вре-
ия это же орудие, но уже на другом уча-
стве, разрушило два вражеских лзота..

Попрежнему активно действуют мастера
мелкого выетрела — снайперы. Снайпер
Жиздченко истребил 22 немца, снайпер
Чеботерев — 23. : ;

}

тов. Чупахин репгил, что, несмотря на коп-
тическое положение с0седа, выгоднее в

ным пунктом, а Потом решительным и.
небжиданным для немцев маневром притти
на помощь соседу и разделаться ¢ mp0.
тивнйком, угрожающим ему.

Выдвинув на фланг пулеметы и пустив
в 0бхбд группу автоматчиков, тов. Чупахин
сравнительно быстро ликвидировал передо

противника, преградившего ему путь к в4-
селенному. пункту. Добившись этого, он
‘уцепилея за окраину села и повел реши-
тельный бой за овладение им. Противник,
не ожидавигий здесь столь сильного и
стремительного удара, намвл отходить, и
вскоре село было полностью очищено
немцев,
Однако противник попрежнему оборо-
нялея на высоте перед селом, держа в
напряжении батальон Комара; которому
необходимо было теперь помочь всеми си-

К исходу дня противник еще раз контр-

А. т

БАТАРЕЯ ОТБИЛА АТАКУ, ПРОТИВНИКА ,
Г станковых и ручных пулеметов,  MHO-
го автоматов, винтовок и патронов. Побе-

ем- лись гранаты и патроны. Демкин больше   ея обойти придвинувшийся к его обо-

да была достигнута благодаря целеустгрем.

зорко окидывал взглядом каждый

оставшихся в живых немца вскочили на

ноги и набросились на раненого сержанта,  ®Г0, & затем обратить вое свой силы про-
решив взять его живым. тив другого батальона, трозившего во-
_Изрешеченный пулями и истекающий  рваться в населенный’ пунЕт. Довольно
кровью, Демкин начал изо всех сил отби-  сильная группа немцев, обнаруженная раз-
ваться от фашистов, бил их кулаками, го-  ведкой, неожиданно оказалась чуть ли He
ловой. Тем временем старший сержант Ми- в тылу У батальона Комата. Она двига-.
тякин с тремя бойцами, ‘услышав › пере-
стрелку, поспешил на’ помощь товарищу.
Через несколько минут бойцы доставили
Демкина в наши траншеи. У него оказа-
лось 9 пулевых ран.

не мог отвечат на огонь врагов. Четыре
и р Ре   роне батальон Комара, чтобы разгромить
Недалеко от ленности действий обоих батальонов, уже

лой взаимной помощи и об’единенному ма-
невру, подеказанному динамикой боя,

Гвардии капитан С. ЦЫБУЛИН,

Шесть гитлеровцев кинулись ‘на сержан- ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

та. Одну за другой Демкин бросил не-

ваны на куски, остальные залегли и от-

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ОПОРНЫЕ ПУНКТЫ

Требования, которым должен в первую принимаются жесткие меры маскировки,
очередь удовлетворять каждый противотан-  необходимые © самого начала работ, Пр.
ковый опорный пункт —1 это недоступ- тивотанковый опорный пункт, построенный
ность и живучесть. Опорный пункт не] с соблюдением мер, обеспечивающих скрыт
имеет сложных фортификационных соору-  ность действий, имеет все шансы Ha Ycuel
жений. Он включает в себя лишь ряд нро- в бою. Достигается это празильным рас.
сотых построек, создаваемых на малой пло-  положением боевых построек, умелым ис
щади при максимальном использовании   пользованием рельефа и цвета местности,
рельефа местности и подручных материа-  Фортификационные работы ведутся с 11
лов. Это позволяет осуществлять инженер-  ким расчетом, чтобы создать круговую
ные работы быстро, с наименьшей затра-  оборону. Строятся основные, запасные п.
той сил. ложные сооружения различного вида и #4

Наличие противотанковых опорных   значения, создается система укрытых #6096.
пунктов в общей системе укрепленного  щений, путей для маневра‘огневыми сред.
Уучастка имеет исключительное значение.   стзами и живой силой. Большое внима.
Они увеличивают жесткость обороны, при-  ние уделяется тахже внешним заграже
давая ей противотанковый характер. Бла- ЕИЯм. На каждом опорном пункте должны
годаря своим малым размерам и мини- быть обязательно: окопы LIA  станковых
мальному количеству боевых построек они  пулеметов, противотанковых ружей, мин»
не требуют специально  обученного гар-   метов, 45 и 76-мм. пушек, щели ли
низона. Любое подразделение ‘той части,   истребителей танков, хода сообщения и @4-
на участке которой создан опорный пункт,   нитарно-хозяйственные постройки.
может составить гарнизон последнего. Все боевые постройки должны Os

Изучая местность, намеченную для. про-  Универсальными, пригодными для исполь
тивотанкового опорного пункта, следует зования оружия различных систем 1
тщательно и всесторонне исследовать: вы-
соты, бугры, насыпи, всякие неровности
(лощины, овраги, канавы, ямы и выемки),
рощи, кустарники, болота, водозмы, реки
и переправы, 0060 важно учесть дороги,
даже самые незначительные тропы. ° Надо
выявить ту роль, какую может играть
каждый участок местности в системе опор-
ного пункта.  Вотественно, что условия
наблюдения и обстрела с разных пунктов,
поля невидимости и ориентиры надо изу-
чить до мелочей.

Площадь, выбранная под опорный
пункт, должна быть удобной для действий
гарнизона, & также для  пелесообразного
размещения всех наличных боевых средств.
Оборудование местности начинается сразу
ke, как только она выбрана. При этом

боль в левой ноге и, повернувшись, уви-

нескольких часов. Естественно, что такаЯ
напряженность воздушной обстановки тре-
бовала увеличения количества самолетов в
группах свободного поиска. Мы их доводи-
кли в подобные дни до 6-8 машин в каж-
дом патруле, и это позволяло. нашим дет-
чикам выходить победителями из воздуш-
ных схваток, несмотря на попытки нем-
цев массировать свою авиадию,

-В один из таких напряженных дней
шесть истребителей во главе с Героем 0С9-
ветского Союза майором Зайцевым прове-
и за один полет два боя: первый е тре-
мя «ФВ-189» и второй в 26 немецкими
самолетами. В итотёе было, сбито девять
машин противника без потерь с нашей
стороны. - Все немецкие бомбардировщики

и не дошли до линии фронта, сбро-
cup бомбы в поле,

Тактяку свободного полета истребителей
нельзя рассматривать вне связи с назем-
ной обстановкой, Надо иметь в виду, что
в отдельных случаях истребители должны
принимать участие в птурмовке наземных
об’ектов. Целями их атак могут служить
не только большие скопления войск или
техники, но также отдельные Автомашины,
железнодорожные эшелоны и т. x. Дей-
ствия подобного характера несомненно при-
несут эффект и в первую очередь: демора-
лизуют противника. Не всегда летчики,
выполняя свободный поиск, ветретят вра-
жеские самолеты. Тогдь они обязательно
должны израсходовать часть боеприпасов
на наземные цели и тем самым Kak бы
окупить свой полет. 0б’екты для штурмов-
хи лучше веего выбирать в тех местах,
тде нет большого количества вражеских
зенитных средств и можно наверняка на-
нести меткий удар. Находясь в полете,
летчики должны внимательно следить за
землей. Тогда ‘они не только будут вы-
искивать для себя наземные цели, но. и
вести разведку.

Свободный полет истребителей является
одним из методов активной борьбы в вра-
Жжеской авиацией. Он дополняет и усили-

истребители перехватили сначала «Фокке-
Вульф-189». Короткий, но верный удар ре.
шил судьбу этого самолета. Вскоре появи-
лись три «Ю-88». После первой же ата-
ки один из ких был сбит. Лва других,
сбросив бомбы, посцешили уйти. Затем
майор Киянченко, продолжая поией, ветре-
тил еще несколько «Ю-88», шедших дву-
мя группами. Наши истребители завязали ©
ними бой и сбили еще один немецкий само-
лет, заставив остальных освободиться от
бомбового груза в чистом поле и повернуть
назал. Так четыре истребителя свободного
поиска сумели остановить целый поток
вражеских бомбардировщиков и часть из
них уничтожить, не допустив остальных: к
линии фронта, :
Численное превосходство противника He
останавливает налих летчиков-истребите-
лей, когда они наносят внезапный, оше-
ломляющий удар. Интересен в этом отно-

ЯКов. Находясь в евободном полете над
территорией, занятой противником, наши
летчики увидели шедшую к линии фронта
группу в „составе 20 «Ю-87» и 109
«МЕ-110». Эту армаду в тридцать самоле-
тов прикрывали еще шесть «Мессеритиит-
тов». Имея преимущество в высоте, наши
летчики дерзко пошли на сближение с про-
тивником. Они врезались в гущу. немецких
самолетов, и с первой же атаки ведущий
лейтенант Путько поджег один «Ю-87».

уожноети, во всех направлениях. Построй
ки обеспечиваются от поражения при Mp
мых попаланиях “хотя бы 76-му. снаряда.
Все боевые сооружения и хозяйственные
постройки соединяются укрытыми ходами
сообщения. р
Наиболее эффективными внешними 38“
граждениями будут лесные завалы пир“
ной в 50 метров и длиной в 200 метров,

ков расстроился. Часть их поспешно сбро-
сила бомбы и стала уходить Ha свою базу.
Другие несколько помедлили, но затем, ви-
димо, боясь повторной атаки и наралцива-
ния CHI CO стороны наших истребителей,
последовали примеру первых.

Как случилось, что два истребителя
смогли преградить путь такой мощной
вражеской труппе и заставить ее возвра-
титься е боевого задания? Этот случай
об’ясняется прежде всего Teal, что в дан-
ный период действий враг уже был м0-
рально подавлен. В течение целого меся-
ца наши летчики наносили вражеской
авиации удар з& ударом, причинив ей ‘ог-
ромный урон методами свободного поиска.

Опыт этого месяпа борьбы вообще пока-
зателен. В иной день нашим  летчикам-
истребителях приходилось выдерживать
более 20 воздушных боев. Однажды груп-
ны свободного поиска провели 25 боев и
сбили 18 немецких самолетов в течение

\

лалельно строитБ” расчлененно в

навливается комбинированное минное 102,
Подполковник А. СЕРГЕЕВ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ОБУЧЕНИЕ РАЗВЕДЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 мая. (От
наш, корр.). В № соединении постоянно
изучается и обобщается опыт боевых дей-
ствий лучших разведывательных подразде-

лений. В масштабе соединения
5 с
вает остальные средства обеспечения ДеЙ- сбор ‘помощников начальников в

ствий наземных войск. В непрерывной разведке и командиров разведывательных

борьбе за господство в воздухе свободный подразделений. На сборе детально изуча:

полет может и должен применяться пеле- лись все виды общевойсковой разведки.

устремленно, оботащаяеь в ходе боев но- Главвое внимание было улелено практиче-

выми, наиболее эффективными тактически- °КИМ занятиям по организации ночных по-

ми приемами, исков и наблюдения за противником на пе-
Полковник А. ОСАДЧИЙ.

реднем крае. обороны.
ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, `

половины занятий проходило ночью,
дало большой эффект в обучении учас
ников сбора.

Разведывательные подразделения yxow
плектованы сейчас, главным образом, к

мандирами и бойцами, имеющими серьезны
боевой опыт. Обучение личного состав
проходит по преимуществу на местностй
Разведчики знакомятся с основными 9
ментами - обороны. противника, учатся пре’
элолевать различные препятствия и 387
ждения. В ряде подразделений сооружее
специальные учебные ‘городки, где трен!
руются молодые разведчики.

Недавно закончился семидневный сбор
младших командиров-разведчиков, Больше

с0бой немецкие пулеметные точки и сб

надолбы в три ряда, эскарпы, рвы и те  1
ковые ловушки (проволочная сеть И Уив*

ные поля). Проволочное заграждение Be
форме
усиленного забора, сзади которого уе

’Помомль соседу в бого

ip,

цели — захват населенного пунк, П  .

i

данном случае, не отвлекаясь, всеми CH).
Лами устремиться на овладение HacereH-/

стрельбы на полную дальность и, по в,

что

>

ti