Внезапный выход в тыл врага

В период преследования  отступающего   на, главной магистрали немцев В их тылу.

противника пехоте нередко приходится са-

вгостоятельно пробивать себе дорогу впе-№ти своеобразные ворота проходили. уже

ред. И это закономерно. Насытить наступа-
ющие войска повсюду достаточно мощными
танковыми групиами физически невозмож-
но. С друтой стороны, пехотные подразде-
ления и частй, действующие совместно с
танками, нередко отрываются от них. Мож-
но умышаенно задержать танки, но это
тактически невыгодно. Задача танков —
дробить основные группировки врага, & пе-
хота должна окончательно добивать их.

Как показала практика, подобные дей-
ствия ‘пехоты требуют  настойчивой и не-
прерывной разведки, ибо они сопряжены с
большими трудностями. Противник, отчаян-
но сопротивляясь, ищет выхода из создав-
егося положения. В месту боев подходят
с флангов п с тыла новые подразделения
противника. Если наотупающая часть ‹ла-
бо ведет разведку, то она сама может ока-
заться в кольце, и численный перевес пе-
рейлет на сторону врага. :

На одном участке фронта в свое время
создалось такое положение. Отходящие ча-
ети противника прочно оседлали две па-
таллельных дороги, создав на широком
фронте довольно прочную и гибкую 060р0-
ну. Нан стрелковый батальон, двигавший-
ся вперед без разведки, © одним охране-
нием, внезапно был ветречен сильным ог-
нем немецких автоматов и пулеметов. и за-
лег.  Дважды командир батальона, еще не
зная сил влага. пытался действовать на-
пролом ‘и оба раза терпел неудачу. В этот
момент подошел второй стрелковый баталь-
он и один из соседних стрелковых полков.
Помандиры их, не разобравшись в обета-
новке, предириняли совместную атаку, но
тоже безуспешно, поскольку противник от-
лично наблюдал их маневр.

Ё ночи наступавшие нехотныё подразде-
ления, измотанные тяжелым маршем и ата-
ками, отошли на исходные позиции. На
расевете старлние командиры, опять не про-
извеля разведки, приняли решение совмест-
но ударить вдоль дороги. И снова их дей-
ствия не увенчались успехом. Настойчивые
попытки наступающих пробиться именно
здесь заставили немцев сосредоточить на
этом налравлении довольно крупные силы.
Бой принимал затяжной характер и гро-
зил измотать наступающих, прежде чем они
прорвут немецкую оборону.

Других параллельных дорог, по которым
можно было бы двигаться дальше, побли-
зости не. было. И вотэто, на первый взгляд
невыгодное, обстоятельство навело коман-
диров пехотных подразделений на верную
эгысль: налцупать слабое место в немецких
боевых порядках пю бокам дорог или меж-
ду ними. Трезво оценив характер меетно-
сти, они решили действовать ночью. C на-
ступлением сумерек была выслана развед-
ха в трех направлениях. Два из них, по
сторонам дорог, казалиеь наиболее вероят-
ными для будущего движения, & третье,
между дорогами, было сомнительным.

Через несколько часов разведывательные
труппы возвратились в ценными данными.
Они просмотрели глубину немецкой оборо-
ны, выявили места, слабо охраняемые про-
тивником и удобные для движения по це-
лине как пехоты, так и гужевого транс-
порта. В противовес первоначальному пред-
положению оказалось, Что . двигаться. по
сторонам дорог менее удобно. Противник
блительно охранял фланги, и обилие овра-
гов делало местность пригодной лишь для
передвижения пехоты. Наоборот, простран-
стро между дорогами, где была ровная, от-
крытая местность, немцы охраняли намно-
го слабее. Окопов с постоянными огневыми
точками здесь не было. Лишь днем сюда
высылалиеь автоматчики, & н& ночь и они
отводились к ближайшим селениям.

На основе этих данных был разработан
план действий. Примерно в полночь, при-
няв все меры звуковой и световой маски-
ровки, пехотинцы вместе с обозами и ар-
тиллерией на конной тяге тронулись по
избранному маршруту. В рассвету колонна
прошла более 15 километров и очутилась

Sees СТЕ

Борьба с немецкими
бомбардировщшиками

Борьба с немешьими бомбардировщика-
ми представляет собою одну из главных
задач для налией авиации, которую надо ре-
шать во всех видах боя. В обороне, в на-
ступлении, в периоды затишья =— веегда
эта задача должна стоять на одном из пер-.
вых мест у авиационных командиров, орга-
низующих взаимодействие с наземными вой-
сками. Высоко оценивая роль бомбардиро-
вочной авиации, немпы всячески стремятся
оградить ее от воздействия наших воздуш-
вых сил. Поэтому борьба с бомбардировщи-
хами требует строгой, последовательной си-
стемы, определенной тактики воздушного

боя и особого упорства в достижении цели.

Как правило, борьба 6 вражеской авиа-
цией ведется путем уничтожения ee на
аэродромах, & также в воздушных боях.
Улары по авиационным базам врага зани-
мат солидное место в боевой деятель-
ноети всего возлушенюого флота. В ним при-
влекалются бомбарлировщиви, и
штурмовики. Однако, какими бы маесиро-
занныйи ни были эти налеты, они не м-
гут окончательно  обеокровить вражескую
авиацию. Противнику всегда удастся сохра-
нить какую-то часть своих. самолетов.
Борьба с ними возлагается на итель-
ную ‘авиацию и лишь в отдельных случаях
— на штурмовую.

Как показали последние бои М№ авиачас-
ти, наиболее эффективная форма борьбы с
вражеской авиацией — действия групп
истребления, дополненные свободным по-
иском далеко 3a линией фронта. Сущность
такото обеспечения наземных войск состоят
в том, UDO отдельные авиачасти получают
свой участок по фронту, за который и не-
сут полную ответственность. Во время за-
TMI организуется дежуротво на перело-
вых зородромах. Самолеты поднимаются в
воздух по вызову станций наведения или
отлельных пар охотников, » также «по-
зрячему». Сначала авиация протавника,
еще в глубине его расположения, пюлвер-
гаетея нападению истреби
поиска. Те, в зависимости от обстановкл.
вызывают помощь. Происходит napamma-
Hue cul; Korma ele помпы находятся да-
geno of vem Вели в ходе воздушной
CRPATEH OCTRHOROTD врага не удастся и он
подойдет к аинзи фронта, то навстречу

я

ния.

вражеских солдат, захватила много плен-

и   сил; и теряетоя, возможность наносить мозц-   пулеметным и пущечныех опнем.

свободного“

Немцы обнаружили свою ошибку, когда в

последние подводы и подразделения авто-
матчиков. Противник попытался было ата-
ковать их с флангов, но своевременно вы-
ставленные огневые заслоны по сторонам
колонного пути пресекли намерения нем-
цев в самом заролыше: ”

В итоге вновь завязавшегося боя гитле-
ровцы потеряли свыше 400 солдат и офи-
церов только Убитыми, много орудий, пу-
леметов и автоматов. Их группировка бы-
ла, рассеяна и частично попала в плен.

Анализ этого почти двухсуточного боя
позволяет сделать ряд выводов, касающих-
ся развелки. Как видно из описания, пер-
вые неудачи целиком зависели от того, что
командир стрелкового батальона не имел
яеного представления 00 обороне противни-
ка. Нелооценив способность противника к
сопротивлению, командир батальона  про-
должал лезть напролом. г

С подходом новых похразделений пере-
вес в силах был явно на стороне наступа-
ющих, и весь вопро был в целесообразном
использовании этих сил. Наступающие по-
вторили прежний ход и снова проиграли
несколько лобовых атак. Зато, когда они
произвели разведку обороны противника, то
быстро нашли правильное решение. Отсю-
да вывод: как бы ни был противник демо-
рализован предыдущими ударами, никогда
не следует забывать о фазведке. Каждый
шаг отходящего противника, любое его
движиение должно фиксироваться.

Некоторые командиры, сломив сопротив-
ление врага на основном рубеже обороны,
преследуют его колоннами, совершенно не
зная, где располагаются остатки разбитой
вражеской группировки, что они намерева-
ются предпринять. Даже зимой довольно
сильные подразделения немцев, подчас в
артиллерией и танками, располагались
вблизи основных дорог и, случалось, нано-
сили удары налиим колоннам. Только мето-
дическое прочесывание силами разведчиков
всей полосы, прилегающей к большакам и
шоесейным дорогам, позволит совершенно
исключить налеты“ из засад.

Разведка явится также  прюфилактиче-
CHUM средством против неожиданных уда-
ров противника © рокадных направле-  огня немецкой обороны и вернулись на
ний. Востати,  рокадным путям в ходе   свой берег.
преследования надо уделять самое при-  Опыт разведывания противника Ha вод-
стальное внимание ° Именно  отсюдв ных рубежах свидетельствует, что в этих
наиболее часто появляются  подразделе- условиях разведка является наиболее слож-
врага, вырвавшиеся из соседних! ной. Она требует от командиров тщатель-
блокированных районов. Дело здесь не  ной подготовки операций, обеспечения
только в ‘Том, 910 следует высылать на! действий разведчиков отсечным и загради-
рокады надежные заслоны. Надо всегда тельным огнем артиллерии и минометов.
зналь, какой силы нужен заслон и нужна) Особые трудности возникают там, ‹ где
ли вообще такая мера в том или ином слу-  берега открыты, & подступы к ним хоро-
чае. Этот вопрос также решается только с  10 просматриваются противником и кон-
помощью разведки.

Однажды стало известно, что немцы
концентрируют крупные силы неподалеку
от тракта, по которому двигалась Halla
часть. Когда часть поравнялась с селе-
нием, группа разведчиков под командова-
нием старшего лейтенанта Суханова, поль-
зуясь особенностями местноети, скрытно
подобралась на рассвете к селению, дерзко
ворвалась в него и, перебив до полусотни

Разведка против
рубе

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 31 мая. (По те-
леграфу). Старшему лейтенанту Анашкину
е труппой разведчиков был отдан приказ
переплыть ue te и на противополож-
ном берегу боем добыть сведения 0 расто-
ложении огневых точек противника и глу-
бине его обороны. Незаметно переправив-
шиеь, налии разведчики окружили немец-
кий дзот, перебили гарнизон и закрепились
на занятой позиции. Немцы неоднократно
пыталиеь выбить их, прижать к реке и
уничтожить. Однако благодаря грамотной
‘системе огня и согласованным действиям ©
минометчикахи, стрелявмними из-за реки,
разведывательная группа в течение  не-
скольких часов успептно отражала все вы-
лазки неприятеля. Враг вынужден был
ввести в действие новые, доселе скрытные
отневые точки. Разведчики, пользуясь этим,
рахянифровали в нужном 0б’еме систему

реке немцы, как правило, подготавливают
пулеметный огонь.

Следовательно, первостепенное значение
при разведке е преодолением водното ру-
бежа имеет внезалтность действия. Корот-
кий бросок через водную преграду —= вот
что в конечном счете предопределяет ус-
пеннную высадку на берегу, занятом про-
ТИВНИКОМ.

Для успелных действий разведки лучше:
веего выбирать наиболее крутые обрывы.

вых. Носле ‘их ‘опроса выяснилось, что `В Blech HAN разведчики, перетьльшв фарватет
р Е : RS

окрестностях уже нет крупных вражеских
сил, а одни только. разрозненные, демора-
лизованные группы. В итоге разведки боем
часть выслала на эту рокаду небольшой
заслон, сохранив хстальные силы для уда-
ра по. внезапно встретившейся свежей не-
М двигался вражеский эшелон. В пути он был
Как подтвердила практика, в этот периот  атакован труппой наших штурмовиков, вы-
боев целесообразно вести разведку мелкими  летевших в свободный полет. Ведущий
труппами. Они вполне справляются даже ¢ группы первого захода разбил паровоз.
очень ответственными задачами, причем   Эшелон остановился. Наш летчик, забро-
такая организация дела позволяет обеледо- сав вагоны бомбами, открыл пушечный
вать много направлений и полнее собирать   огонь. После шести заходов на ‘месте эше-
сведения 0б изменениях в обстановке. лона остались лишь дымящиеся груды.

Гвардии подполновник А. ЩЕКАЛ. Летчики М№ части за три свободных поле-

: та уничтожили и повредили 5 ‘эшелонов,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. из них три с боеприпасами. _ ме

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 мая. (По
телеграфу от наш. корр.). К линии фронта

противника, дает значительнуто экономию
сих и при хорошей организации” приносит
успех. На одном участке фрон-
та летчики Мастюк, Филиптов и Смирнов,
действуя таким образом, за два дня YHU-
: чтожили 11 «Ю-88», не имея потерь. За-
ему поднимаются основной резерв коман-  сада была создана здесь возле одного же-
дира, который и завершает бой. Зоной дей-   лезнодорожного узла, расположенного на
ствий групи истребления являются  наи-   болышом удалении от линии фронта. Побли-
более активные участви фронта, зости аэродромов не было, и охранять
Эта форма борьбы с вражескими бомбар-   об’ект можно было лишь указанным ено-
дировщиками почти целиком заменила,   собом. Получив хороший урок, немцы пре-
прежнюю, которая выражалаюь в патрулиро-   кратили попытки налетов. г.
вании отдельных групп истребителей над! Активную борьбу с вражескими бомбар-
заданный районом или 0б’еклом. Метод   дировщиками могут вести в воздухе не
палтрулиерювания IMPOR практиковаля во   только истребители. Факты убеждают, что
всех частях, и сейчае его еще применяют (в ряде случаев можно с большим эффектом
некоторые авиационные командиры. Одна-   использовать для этого налпи штурмовики
во, как подтверждает ‘опыт, он оказался   типа «ИЛ-2». Достаточно мощное Boopy-
недосталочно эффективным, Прежде всего   жение этих самолетов, надежная броня и
обеспечение войск путем барраже истреби-   хорошая маневренность создают все пред-
телей требует больших сил. Как бы ни  посылки для наютупатетьного воздутиного
были велики резервы у командира, он всё   боя. Известно немало случаев, когда лет-
равно не сумеет добиться беспрерывного: чики-пигурмювики, оставаяюь неуязвилльной
патрулирования на широком фронте. с от бортового огня немецких: бомбардиров-
другой стороны, такая организация боевой щиков и транспортных самолетов, втлот-
работы истребителей ведет к распылению  ‘ную подходили в ним и расстреливали их

ные удары TAM, где этого потребует обста-  Bo веех случаях надо помнить, что да-
нозка. Зачастую истребители  впустую же при самой лучшей организации борь-
KYTORAT воздух, расходуя моторесурсы, и бы с вражескими бомбардировщиками ^\ус-
в результале не могут отразить массиро-  пех воздушного боя решается в конечном
BAMBI налет вражесвих  бомбардировщи-   ечете мастерством летчиков. Необходимо
ROB, потому что не способны атаковать   чтобы первая атака была внезапной, 0с0-
врага внезапно. Они привязаны х об’екту,   бенно если удар наноейтся ‘по плотному
остаются в поле зрения вражеских истре-  строю бомбардировщиков. Назначение пер-
бителей обеспечения, начинают бой в рай-  вой атаки — расчленить вражескую груп-
оне цели, а не на подходах к ней. пу, внести в нее смятение, создать усло-
Ожнако даже и при хорошю продуманной   вия для уничтожения бомбардировщиков
системе обеспечения наземных войск воз-  поодиночке. Болышой эффект достигается
momen всё же прорыв хотя бы небольших   при атаке «все вдруг», когда залповый
груши бозибардироващиков в глубину налие-   огонь направлен в голову колонны враже-
го расположения. Поэтому, когда заметна   ких самолетов. Такая атака требует хо-
повышенная активность немецких воэдуш-   рошей слетанности, умения вести огонь в
ных сил, целесообразно применять еще  плотном строю, не мешая друг другу. В
воздушные засады, создаваемые из неболь-  противном случае строй фронта примет вид
ших прупи истребителей, сходящегося у цели веера, что может при-
Засады можно устраивать непосредствен-  Вести к столкновению своих же самоле-
но вблизи линии фронта и возле вазжных   Тов. Маневр, указанный здесь, сложен, но
об’ектов в тылу. Местами засад будут наи-  он наиболее выгоден, и его следует широ-
более вероятные маршруты вражеских са- ко рекомендовать нашим истребителям.
молетов или же активные участки фрон-  Повторению атаки будут мешать враже-
та. Действия 43 засад требуют хорошей  ские истребители. Для противодействия им
связи. Липть при условий своевременного   принято делить группу, ведущую воздуш-
оповещения с постов наблюдения или   ный бой, на две части. Олнако глубоко
команлных пунктов удар вралеских -б0м-   оптибаются те командиры, которые  при-
дардировщиков будет упрежден, держиваются только этого правила. Очень
Подобная система перехвата самолетов   часто численная ограниченность воздушно-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Транспортные самолеты соединения, которым
командует генерал-майор Грачев, доставляют грузы на фронт.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана А. Капустянского.

-   разве; боем.
тролируются интенсивным огнем. По самой ВОДКУ

‚ищательной и всесторонней

оказываются в зоне, необстреливаемой ру-  .

СВОБОДНЫЕ ПОЛЕТЫ ШТУРМОВИКОВ

дымок. Это двигался

& изя

тренировки

Стрельба по наблюдениям знаков разры-
вов является одной из важных отраслей
стрелково-артиллерийского дела. Стреляю-
щий командир должен уметь в любых ус-
лозиях обстановка безошибочно определять
дальности, безукоризненно владеть иекус-
ством корректирования отня. Эти навыки
приобретаются и совершенствуютен лишь. В
процеесе длительной и регулярной трени-
ровки.

У себя в части мы стремимея к тому;
чтобы командиры прежде всего научились
определять дальности без приборов и спе-
циальных приспособлений. -9v0, как нам
думаетея, в высшей степени важно. Ведь
на поле боя обстановка подчас складывает-
ея так, что недопустимо никакое промед-
ление в открытии огня, & условия зачастую
не позволяют использовать не только при-
боры, но даже и карту. В таких случаях
решающее значение приобретает глазомер
артиллериста.

Известно, что хороший глазомер появ-
ляется не сразу. Для этого нужна дли-
  тельная тренировка в условиях самой р8з-
нообразной местности, времени года и 6у-
ток. Учитывая это, мы и ввели обязатель-

ника на водных
ные ежедневные тренировки на местности.

жах

Чтобы хорошо определять дальности,
жейнымх и особенно пулеметных отнем. Но,  каждый командир должен выработать свой
избрав для высадки такие места, командир   индивидуальный масштеб глазомера. Мно-
обязан в то же время позаботиться о нали-   гие наши командиры благодаря этому по-
чии канатов, веревочных лестниц и дру- сле соответствующей тренировки стали до-
гих срелетв, с помощью которых можно   вольно точно определять на-глаз дальноети
незамедлительно выбраться по крутому в пределах до 4 километров. Отрабатывает-
apy. ся также определение дистанций другими
` На реках с отлогими берегами развед-  способами. Например, командиры система-
чики должны уметь вести бой на воде,   тически тренируются в оценке расстояний
чтобы огнем прокладывать себе  дорогу,  путем глазомерного сравнения (по внеш-
так как даже в самую ненастную погоду! нему виду предметов), с помощью пальца
или темную ночь противник может изда- руки, ¢ помощью предметов, линейные ве-
лека обнаружить их и вести но них  личины которых известны, ит. д. -
действительный огонь. При умелой органи-  Несколько сложнее обстоит дело с трени-
зации разведки та же практика, показывает,   ровкой в корректировании огня. В услови-
что в тавих условиях противник подчае Не   ях босвой обстановки неё всегда можно ма-
Ро ВОТетЬНыХ SEY I всё же в перерывах между боями мы ре-

В этом отношении представляет интерес  гулярно проводим стрелковые тренировки,
преодоление водного рубежа группой раз-  оборудуя для этого простейшие минивтюр-
ведчиков под командованием лейтенанта   полигоны. Местом стреляющего нередко яв-
Азарова. С целью добыть дополнительные   ляелся действительный наблюдательный
данные о характере немецкой обороны 5та  пункт подразделения. Мишенное поле 0бо-
группа должна была переправиться через   рудуется в тылу, метров за 500—700. Там
реку, которая вышла из берегов и на зна-
чительном расстоянии затопила  прибреж-
‘ный кустарник. Внималельно изучая  за-
топленные ‘участки, лейтенант Азаров pe-
WML высадиться именно в кустах, чтобы,
прикрываясь ими, выйти в брод между
двумя немецкими дзотами и оттуда начать

цели (лзоты, землянки, пулеметы, пушки
ит д.). Между наблюдательным пунктом
й мишенным полем прокладывается теле-
фонная связь. Разрывы снарядов’ обознача-
Tes,

Перед тем как поставить задачу стре-
ляющему командиру, руководитель создает
тактический фон. Непосредственно перед
учебной стрельбой командир должен ре-
шить ряд практических вопросов: отыскать
цель, правильно оценить ее, избрать наи-
более выгодный в10с0б пристрелки и
стрельбы на поражение, наметить род сна-
ряда и заряда. Главная целевая установка
таких занятий — тренировка в оценке
тазрывов относительно цели, в корректи-
ровке направления и дальности. Наряду ©
этим командир тренируется также в быет-
рой и точной, подготовке исходных данных,
отрабатывает командный язык.

В дальнейшем стрелковые тренировки
усложняются. Руководитель начинает тре-
бовать от стреляющего теоретического
обоснования тюданной команлы согласно
новым правилам стрельбы наземной артил-
лерии. Например, стреляющий доказывает,

Разведчики уже достигли кустов, когда
немцы обнаружили их и открыли огонь.
В этот момент группа, возглавляемая сер-
жантом Исхаковым, находившаяся по пояс
в воде, стала заходить во фланг немецкому
очагу сопротивления, который одновременно
был атакован Тазведчиками с другого на-
правления. `Размещавитийся немецкий rap-
низон был истреблен и, кроме тото, захва-
чен склад боеприпасов. Так, блатоларя
подготовке,
разведка выполнила боевую. залачу, р
Майор И. ИСАЕВ.

Как-то поздно вечером с одного аэролро-
ма вылетели на «охоту» старший  лейте-
нант Белов и капитан Ковалев. Пользуясь
облачностью, штурмовики благополучно пе-
ресекли линию фронта и вскоре заметили
немецкий эшелон.
Штурмовики настигли его в тот момент,
когла он приблизился к мосту. Первым
атаковал Белов, Вражеская зенитка откры-
ля огонь. Капитан Ковалев спикировал и
уничтожил ее, а затем также пошел в ата-
ку. После второго захода послышались
сильные взрывы. Весь. эшелон был охвачен
‚пламенем.

Умение
того требует дело победы, означает для
танкистов. прежде всего умение мастерски
экотлоатировать и обслуживать боевые. ма-

зуюлся недостаточно. умело, раючетливо,
без должной заботы, — нет и должной
эффективности, нельзя и думать о том,
чтобы выжать из малнины максимум в03-
можного. 4

Война показала, что при соответетвую-
щем техническом обеспечении танки вы-
держивают самые длительные марши. Свое-
временное обслуживание и осмотры малнив
в пути, регулярная  дозаправка горюче-
смазочными материалами, тщательная раз-
ведка пути и четко налаженная служба ре-
гутирования обеспечивалт полную безот-
казноеть танков, гарантируют ото всяких
потерь вследствие неисправности малиин.
Те танковые и механизированные. части ‘и
соединения, которые строжайше. соблюдали
эти условия, приводили ве до единого

‘то патруля не позволяет произвести такое
‘деление, и тогда недостаточно подготовлен-
ные летчики оказываются связанными боем
с истребителями противника. Боёвой опыт
учит, что даже при ограниченных силах
истребители могуг наносить удар за уда-
‘ром по бомбардировщикам, оставаяеь He-
уязвимыми от атак «Мессершмиттов».
Показателен в этом отношении бой пя-
‘терки «ЛА-5» против 38 «10-87> u 6
«МЕ-109». Первую атаку истребители пол
командой старшего лейтенанта Цветкова
‘произвели плотным строем, ударив в голову
‘колонны противника, и разбили его боевой
порядок. Выйдя из атаки с набором выео-
ты в строю фронта, Цветков повторил удат,
‘но уже одиночными самолетами, «гуськом».
Образовалея замкнутый круг с вращением
в наклонной плоскости, Каждый летчик но-
лучил возможность вести отонь на пикиро-
вании, 8 -затем при наборе высоты, одно-
временно залцищая впереди идущего това-
puma. Немцы пыталиеь разбить этот круг
 в верхней точке, но. всякий раз они ока-
зывались под огнем наших самолетов. В
‘итоге летчики Цветкова сбили четыре бои-
‚бардировщика, не имея потерь у себя, п
сорвали замысел немцев.
` Между тем некоторые летчики слишком
увлекаются боем в истребителями немцев,
а поэтому враг получает возможность про-
‘рваться и сбросить бомбы на цель. ПШоедоб-
ные явления, чаще всего происходят: из-38
‘потери чуветва ответственности за линию
`фронта. Летчик-истребитель подчас ошибоч-
но думает, что победа над «Месвершиит-
том» более достойна, нежели над <Юнкет-
сом» или «Хейнкелем». Нечего и говорить,
какой это приносит вред. От летчиков-
истребителей, помилео маюлерства, требуют-
ся упорство в борьбе с врагом и стремле-
ние бить в первую очередь его бомбарди-

боев, пройдя нередко сотни. километров
свожи ходом, порой по крайне плохим ло-
рогам:

Надежность работы боевой машины яв-
ляется результатом правильной энсплоа-
тации и ухода’ за ней до боя. Это; особен-
HO верно в летнюю пору, когда природные
условия усложняют использование  тех-
ники.  Танкам приходится действовать те-
перь в условиях повьшненной температуры,
в пыли и грязи, создающих затруднения
для нормальной работы агрегатов и меха-
низмов машины и порождающих опасность
выхода их из строя, если своевременно не
принять необходимых мер. Это обязывает
каждого командира-танкиств, тёхника и
инженера научить своих бойцов правиль-
HOH экоплоатащии танков летом, научить
их предотвращать опасность потерь. из-за
технических неисправностей.

Главное здесь — своевременная профи-
лактика в обслуживании танка; В чем же
заключаются эти профилактические меро-
приятия во время летней оксплоатации
танков?

ровщики, ни’ в коем случае не допуская

их прорыва. Прежде всего, в постоянном наблюдении
Нриведенные здёсь формы и методы И Уходе за двигателем — сердцем танка,

борьбы ¢ вражеской  бомбардировочной

авиацией далеко не исчерпывают всех име-
ющихся возможностей. Тем более, что в
организации противодействия врагу в в03-
духе не должно быть шаблона, нужны на:  Военное издательство Наркомата Оборо-
етойчивые поиски новых тактических прие- НЫ ВЫпПУустило в свет две книжки «Из фрон-
мов. Только постоянная творческая актив- ТОВОЙ жизни». В книжке Н. Тихонова
ность летного состава и его высокая от- “Рождение гвардии» рассказывается о на:
ветственность. позволяют создать ‘условия  ПРЯЖенной учебе вновь сформированной М

для победы нал ударной силой врага — не eee д том, как в жестоких
бомбардировочной авиацией. : popeisy блокады Ленинграда бри-

- гада завоевала право именоваться гва дей-
Майор В. ЗЕМЛЯНОЙ, й

oo

ской.

устанавливаются замаскированные макеты-

ШИНЫ: Если этого нет, если танки ‘исполь-.

танки к› районам сосредоточения и местам:

4943 py вторни, № 127 (6498).

a

трелково-артиллерийские

5 =

на соронте
почему он должен добиваться обеспечения
узкой вилки, обосновывает свои действия
при получении нулевой вилки, накрызаю“
щей группы. В этот период руководитель
должен следить, woop каждый. командир
твердо усвоил. новые правила стрельбы И
умел применять их на практике. Отработка
того или иного сиособа ведения огня за-
канчивается практической стрельбой 0
реальным целям.

Командиры батарей под руководетвом
командиров дивизионов изучают более
сложные. вопросы  стрелково-артиллерий-
ского дела. Например, мы поставили себе
задачу, чтобы командиры батарей’ знали все
способы подготовки исходных данных для
стрельбы и пристрелки целей, Большое
внимание уделяется стрельбе на рикоше-
тах, с болыних смещением, дистанционной,
Здесь также от каждого командира  тре-
буетея, помимо опыта, твердое знание 0с-
новных теоретических положений,

Отлично знать правила стрельбы и умело
применять их Ha практике — основная
задача, команлира-артиллериета. Между тем
некоторые командиры в погоне за темпом
боевой работы иногда отетупают от правил
етрельбы. Был У нас такой елучай, Crap-
ший лейтенант Смирнов подготовил иеход-
ные данные и отврыл огонь. Первый раз-
Тыв он получил в районе цели и решил
сразу же перейти на поражение, не име

вилки. В результате на эту стрельбу стар
TIM лейтенант израсходовал много. снаря-”,

лов, & цель все-таки осталась непоражен-
ной. Яено, что подобные явления нужно
репгительно изживать.

. Обязанность старшего командира — 16
только учить своих подчиненных ‘на спе-
циальных занятиях, но также следить 38
их действиями в ходе боя и требовать,
чтобы они каждый раз применяли тот ©по-
с0б стрельбы, который наиболее кти-
вен в данной обстановке. Нередко бывает
тах. Некоторые командиры, не желая ут-
руждать себя организацией  соответетвую-
шего обеспечения, игнорируют такие виды
стрельб, как по измеренным отклонениям
или © аналитической пристрелкой, не при-
меняют полной подготовки данных, избе-
тают стрельбы се большим смещением или
же на рикошетах. Яено, что действия та-
ких командиров в сложных условиях 06-
становки будут обречены на провал. При-
ведем и пример: —

На одном участке фронта наблюдатель-
ные пункты двух батарей по условиям ме-
етности были сильно смещены в сторону
от плоскости стрельбы. Олин командир’
батарей ири параллаксе 8—60 попытался
пристрелять цель обычным способом и,
конечно, не выполнил поставленной зада-
чи. Второй командир примерно при равных
условиях провел стрельбу с большим еме-
шением, в результате которой была на-

крыта 85-мм. батерея противника  трех-.

орудийного состава. При этом два немец-
ких орулия оказались совершенно разби-
тыми, & третье было сильно повреждено.

‘Командиру-артиллеристу ках в тылу. так

и на фронте. надо’ систематически повьпнать ,

свою стрелковую культуру. используя каж-
лую свободную минуту. Только настойчи-
вая повседневная ‘учеба позволит ему с9-
вершенствовать огневое мастерство. Именио
Tak поставлено дело ‘в ливизионе
части, которым командует гварлии майор
Шеин. Команлный состав’ этого подразделе-
ния в ходе боев отлична овладел всеми
способеми стрельбы и -успепгно применяет
их в ботьбе с противником.
Гвардии майор А. ГРОШЕННРВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

„о Умело эксплоатировать танки

воеваль по-современному, как на который пыль и жара влияют особен-

но сильно. Поэтому надлежит неустанно
следить з& работой системы охлаждения,
смазкой и нормальной работой фильтров:
Не может быть оправдания, если двига-
тель вышел из строя по причине подте-
кания воды из системы охлаждения. Там,
где непрерывно следят з& состоянием
охлаждения, где контролируют темпералур-
ный режим работы двигателя, таких явле-
ний быть не может. Точно так же на ра-
боту двигателя не окажет сколько-нибудь
значительного” влияния и пыль, еели люди
будут внимательно и систематически сле-
дить за воздухоочистителями и масляныхи
фильтрами, если. своевременно будет ме-
няться смазка во всех агрегатах и Mexa-
низмАХ танка, }

Нужно помнить, что несвоевременная
очистка фильтров приводит к тому, что
мотор перестает работать, быстро изналри-
ваетея. В результале танк делает вынуж-
денные остановки и становится в бю
мишенью для вражеских пушек. Поэтому
необходимо всегла, при первой возмож-
нобти, произвести контроль ‘воздушных,
топливных и масляных фильтров, прочи-
стить и промыть их и ‘тем обеспечить
бесперебойную и нормальную работу дви-
гателя,

Возможности загрязнения и разжижения
масла летом велики. Вот почему каждый
механик-водитель, командир, инженер ‘и
техник обязан своевременно контролировать
в процессе эксплоатации танков еостояние
смазки во всех до одного механизмах и
зхрегатах.

Наконец, не последнюю роль в боесто-
собности тачка, играют аккумуляторы. Они
должны быть проверены и переведены на
летние. нормы работы и полностью заря-
жены,

Хорошее состояние техники —— непре-
менная предпосылка боевого успеха. В с4-
мых тяжелых ‘условиях боевой оботанов-
ки необходимо строжайше выполнять тре-
бования наших уставов, наставлений и
инструкции по окоплоатации и обслужи-
ванию боевых машин.

Инженер-майор К. ГРИБОВ. ›

«БИБЛИОТЕКА КРАСНОАРМЕЙЦА»

В другой книжке — сборнике фронтово-
го юмора «Веселая землянка» собраны юмо-
рески, шутки, Настушки, карикатуры, разо-
блачающие сущность гитлеровской Герма-
нии, ее руководителей, фашистской армии,

Авторами помещенных в сборнике мате»
риалов являются бойцы, командиры, полит.
работники — Участники Великой Отечест-
венной войны, а также писатели и журна-
листы, работающие во фронтовой печати.

i

Haren ~