9.

i

Se

<. =

‘puuam cuuMor. Ha смятой постели лежала

} ‘“oTOpaH помогает переносить лишения

Ч июня 1943 г. вторник. № 127 (5498),

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Газета учит ненависти

«За Родину» — газета Северо-Западного фронта

Это было 9 марта. Бойцы Н-екой части
зорвались в немецкие траншеи и обратили
гитлеровцев в бегство. Красноармеец Петр
Иванов, уроженец района, тде’ проходил
бой, расематривал фотографии, найденные
в бумажнике убитого немецкого унтера.

— Товарищ лейтенант! — ‘воскликнул
внезапно Иванов, — товарищ лейтенант,
ветра моя...

Голос его оборвалея. Он протянул това-

нове документальюых данных и рассказов
очевидцев рисуют стралиные картины pa-
справ врага над пленными красноармейца-
ми и гражданским населением. Такие круп-
ные выступления газеты, как 4527 дней
под немецким игом», «Ужасы Попова
Болота», «Шисыма из немецкой неволи»,
глубоко волнуют душу, умножают ярость
и жажду мести. Многое здесь запоминает-
ся. Трудно забыть’ надниеь, которую обна-
ружили наши бойцы Ha немецкой кухне в
деревне Шелгуново: «Дорогие русские сол-
датики, здесь находились подневольные рус-
ские девушки, загнанные немецкими окку-
пантами. Дорогие ‘наши братики, освобож-
дайте нас поскорее». Трудно забыть рас-
сказ 12-летнего Алика Егорова 0 расстре-
ле ето семьи. «Немцы кричат: «Выходи!»
Первая мама поднялась. Солдат ей в грудь
выстрелил, она на мешок с зерном свали-

обнаженная изуродованная девушка. Груди
ев были вырезаны, на подушке размета-
лись пряди волос. Смертная гримае» за-
chia Ha лице,

(Снимок пошел по рукам бойцов. Через
три дня разыгрался сильный бой. В Mo-
хент, когда надо было броситьея в шты-
ти, кто-то крикнул:

— Вперед, з& сестру Иванова!

«Это слово, — рассказывает коман-
диру взвода лейтенант Дмитрий Ива-
нов на страницах газеты «За Роди-
ну», — подняло нас всех. Со штыками
каперевес бросились мы Ha врага. В
ярости мы избивали немцев приклада-
ми, кулаками».

Ненависть Hallux воинов к жестокому,
неумолимому врагу — это действенная си-

прямо в голову». Нельзя забыть строки
письма русской невольницы Нюры А., то-
имящейся в Данциге:

«Скажите Дусе Капучинской, что
ихняя Маня удавилась». i
Сильными, гневными словами призывае

газета отомстить за загубленную жизнь:

«Мы пойдем по Германии и разыщем
эту могилу. Мы приведем к ней мучи-
телей и покараем справедливой местью.

Поклянемся в этом, друзья, на своем
боевом оружии!»

День за днем тазета «За Родину»
показывает бойцал, ‚что творят оккупанты
на русской земле. Эти материалы полны не
только неистребимой ненавистью к врагу,
но и глубокой верой‘в богатырекую силу
русского народа. Газета, на живых примерах
показывает, что и в жестокой неволе наши

„ ности, заставляет забывать 06 опас-
„ца, поднимает на коде. «...Нельзя по-
(еднть врага, не научивигиеь ненавидеть
его всеми силами души» (Оталин). И mep-
вый, кто должен учить бойцов смертельно
ненавидеть врага, — это красноармейская
печать. Газеты должны не’ давать ни’ на, миг
итывать этому священному чувству раз-
дитать его, чтобы оно всегда горело
знугри, жгло, взывало к действию.

Именно так поступает тазета «За Ро-
ину». Материалы © зверином облике вра-
№ его бесчисленных злодеяниях в отли-
чие о  многих других газет не носят на
в страницах кампанейского, эпизодическо-
го характера. Этой важнейшей темой ra-
зета занимается постоянно, изо дня в день.

Риская земля стонет от зверств фа-
истских палачей. Они грабят, пытают,
жгут, превралцают города в руины, угоняют
хпллионы людей в Германию. Газета «За
Родину» пишет © преступлениях врага
язывох конкретных фактов и живых лю-

Рисуя врага, газета, стремится показать
евоим читателям. живого палача. В № 67,
налример, рассказано, что творилось в ла-
гере для военнопленных под Демянском.
Газета рассказывает о коменданте лагеря
унтер-офицере Шаидте и его сподручном
— переводчике  обер-лейтенанте Broenepe.
Этот переводчик был ласков со пленными.
«Милый мой, — говорил он пленному;, —
приготовься, через час тебя поведуг на
расстрел». Пленные так и называли этого
подлеца «милый мой». Один штрих — и

ai, товорит ‘устами тех, кто перенес
a * бе an: Е а перед глазами встает облик этого улыбаю-
в В№ 54 тазеть печатает целую   C8 Вор Aue

Газета правильно делает, отводя в
их материалах о зверствах значительное ме-
сто фототрафиям. Снимки убитых, pac-
терзанных русских людей, сопровождаемые
краткими, страстными комментариями, по-
являются часто на страницах газеты «da
Родину». Нельзя спокойно смотреть Ha эти
фотографии, они зовут к мести, заставля-
ют руки сжиматься в кулаки.

Ненавидеть — значит действовать! И
тазета показывает, как ненависть к врагу
воплощается в боевые дела. Она горячо
призывает бойцов нещадно бить врага,

станицу: «Рассказы эжкителей деревни Ма-
пово, освобожденной бойцами Н-ской
ити». На примере одного селения. газета,
тиазывает пресловутый «новый порядок»,
миждаемый немцами. —

Рассказывая о многочисленных фашиет-
(RIX зверствах, газета показывает на кон-
иных случаях, что наш боевой успех—
WM не только освобожденная земля, но и
HHH возвращенных к жизни русских
пей, В той же деревне Матаеово перед
@титвох намецкие изверги хотели распра-

лась. Немец еще раз выстрелил в н6е,

люди остаются гордыми, сильными духом.  .

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

LLL SSS SSS SSS SS SS rs SS Ss TSS SSC rr SS rc so SSS cS EPP PIC NPE A CS

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Резервы идут на фронт.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана С. Левшина.

НАГРАЖДЕНИЕ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 31 мая. (По
телеграфу от наш. корр.). На-днях в нашем
соединении. состоялся слет разведчиков.
На слет собрались лучшие бойцы и коман-
диры разведывательных подразделений,
участники многих смелых вылазок в распо-
ложение врага. Их имена известны всему
фронту. Старший сержант Николай Евгра-
фов семнадцать раз бывал во вражеском
тылу, лично привел одиннадцать «языков»
и истребил семнадцать немцев. Другой

участник слета старший сержант Бойчук

недавно осуществил смелый налет на ог-
невую точку врага. Разведчики под его
командованием истребили девять немцев и
захватили пленного. Это уже третий
«язык», добытый Бойчуком в этом году.
Отважный ‘разведчик Награжден орденом
Отечественной войны второй степени и ор-
деном Красной Звезды.

С докладом о задачах разведчиков в све-

РЕЛЬЕФНЫЕ КАРТЫ

телеграфу от наш. корр.). В определении
той или иной боевой задачи, операции нема-
лое значение имеет правильная оценка мест-
ности, особенно ‘рельефа. На топографиче-
ской картё обычно рельеф‘ изображается
горизонталями, которые показывают форму
неровностей местности, крутизну скатов,
возвышенностей или лощин и величину от-
носительных превышений между подошвой
и вершиной их. Однако полностью пред-
ставить себе конфигурацию рельефа по го-
ризонтали не легко. < _ i

Вот почему болыним подспорьем для
командования являются рельефные карты,
которые успешно’ ‘изготовляет  топогра-
фический отряд части полковника Орлец-
кого. Точно ‘в соответствии с масштабом
по горизонтали рельефная карта восстана-
вливает все неровности местности.

Процесс изготовления такой карты в

Этот поезд справедливо называют госпи-
талем на колесах. За образцовую работу он

ОБРАЗЦОВЫЙ ВОЕННО-САНИТАРНЫЙ ПОЕЗД

зиыя в уцелевиимии жителями.
«Убегая, один из гитлеровцев уже
замахнулся, чтобы бросить гранату в
окно дома, где спрятались женщины и
дет, но меткая пуля красноармейца
вовремя сразила. бандита,,. а осколками
от собственной гранаты. немца разорва-

710 в клочья». \

fax не благословить безымянного бойца
него меткую пулю!

Газеть прибегает к самым разнообраз-
ным формам материала о немецких звер-
твах, стремясь к тому, чтобы каждое ее
выступление волновало читателя, оставляло
лед в его сознании, разжигало ненависть
5 врагу. Наряду © актами 06 убийствах
1 насилиях газета публикует рассказы жи-
телей, освобожденных от фашистского
риа, — мужчин, женщин, детей, яркие
выступления бойцов на митингах, широко
публикует письма, полученные бойцами из
освобожденных Красной Армией районов,
п послания девушек, томящихея в немец-
xo каторге. Газета помещает также  0б-
ширные очерки писателей, которые на 06-

вызволить из фалтистеких пут новгород-
ские, псковские земли, жестоко отометить
врагу. Полтора тода назад, рассказывает
тазета, командующий вторым армейским
немецким корпусом - граф. Брокдорф. издал
альбом фотографий сел и городов Ленин-
традской области, оккупированных  немца-
ми. На обложке альбома была нарисована
карта советского северо-запада. Под Kap-
той стояла подпись: «Этот край оотанется
немецким».

«Нет, никогда этбму ие бываты Не
сносить немцам головы на этой древне-
русской земле. За всё мы сполна ра-
сплатимся с гитлеровскими людое-
дами», — и

от имени всех бойцов говорит красноар-
мейская газета. о

Так, убедительным, разнообразным, пол-
ным гнева и страсти материалом газета
«За Родину» разжигает в сердце бойца
острое, негасимое чувство ненависти к вра-
ту, воспитывает и закаляет в красноар-
мейце черты беспощадного. воина-метителя.

налитые усталостью колени. В десять ч8-
сов будет двое суток, как разведчики си-
дели в тылу врага, рискуя каждую секун-
ду быть обнаруженными. Но странное де-
ло! Бобко чувствовал уверенно себя всё
время, и только сейчас его’ стало брать
беспокойство. Он всегда уверенно, смело
проползал через лесные поляны, через про-
волоку, хладнокровно. маневрировал под
огнем, ходил навстречу пулям, когда это-
го требовали интересы дела. В это время
он мало думал о себе. Но это допустимо

награжден грамотой Главного военно-сани-
тарного управления и второй раз получает
переходящее Красное знамя.

Наличие в поезде квалифицированных ме-
дицинских работников и необходимого ин-
струментария позволяет производить слож-
ные хирургические операции.

Отлично поставлено в поезде питание ра-
неных, а также их культурное обслужива-
ние. Имеется своя библиотека, радио-

#

В целях повышения квалификации ра-
ботников продовольственной службы орга-
низованы центральные курсы. Прибываю-
щие с фронтов на курсы работники изу-
чают технику приготовления горячей пищи,
хлебопечения, складское хозяйство, учет и
отчетность, товароведение и другие дисци-
ПЛИНЫ. i

Богато оборудован на курсах кабинет
продовольственного снабжения, Он имеет
отделы: мясо-жировых изделий,  плодо-
овощных; бакалейных, хлебо-фуражных, по-
судо-хозяйственных. Всего собрано свыше

Скоро девять, пора собираться в путь.
И влруг Бобко разглядел в сумраке, что к
завалу идут три немца, Неужели заметили?
Селиверстов схватился 3& автомат, щелкнул
взводом. Сержант злобно зашипел на него.

Немцы приближались, освещая фонари-
ком дорогу. Сейчас надо было срастись ©
деревьями, надо стать ими, чтобы HE быть
обнаруженными! Один немец толкнул HO-
гой толстую ветвь, которая нависла над
головой Бобко. Она шевельнулась и про-
валилась вниз, придавив сержанта.
спасло разведчиков. Второй нежец включил
в это время фонарик, луч его скользнул
по упавшему деревцу и перепрыгнул даль-

Вторые сутки сержант Бобко и ефрей-
тор Селиверстов сидели в лесном завале.
Высокий вал из ерубленных деревьев про-
ходил по всему берегу речки и вместе с
вй огибал высоту, которая была занята
вуцами. Зачем понадобилось противнику
холать здесь лесной завал, было непонят-
HO, зато сержанту и ефрейтору он служил
здежным укрытием. Не более как в 1е-
‘тидесяти метрах отеюда лежал ход 6000-
щения, на скатах высотьь обращенных к

ШКОЛА РАБОТНИКОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

м ЗО La

Эт0  — терпение и выдержка. Эти качества у

№чке, хорошо были видны накрытые ку-

ами и дерном блинлажи и окопы. Вобко  только тогда, когда Бобко идет в развед-
п (еливерстов слышали голоса немцев, на-  ку, когда смотрит, ищет, караулит, ждет.
аюлали за солдатами и офицерами. ›  Когда же он возвращается из нее — глав-

Выло тихо, удивительно тихо для этого   НУЮ Ценность приобретает не ens oa :
Berta шумного участка фронта. Даже ли- сведения, которые он несет, oor ae
стъя на деревьях He шевелились. Солнце надо я Ре . она
припекало всё жарче и жарче, и в пол. Tar be 5 ae sate ee pele Ne
лень многие немны вылезли из укрытии д ,

на траву, сняли мундиры. суждать и Бобко.

— Гады, — шептал ergs nde cep-  В eT eae bake ae Ce
manty, — загорать вздумали! пнельки   давно воюют, 400° -
бы р eis a.   уи—и целы. Старагина Ветиканов 96 раз

Вобко предостерегающе приложил палец ходил в тыл к немцам, достал 4 «языка»,
к губам. имеет две награды — и цел. Это не толь-

(ержант считал соллат и умоляюще по- ко везение, как любят говорить, — это
тлядывал то на солнце, то в сторону нё-   мастерство. Бобко никогда не забудет, как
ших войск. Селиверстов мечтал 0 шрап- этой зимой в ставропольских степях Вели-
wean, a Вобко, истый разведчик, хотел од-   Канову приказали добраться до шоссе, за-
nono: чтобы солнце и наша @ртиллерия   нятого немцами, и узнать направление дви-
дали немцам возможность — подольше 1по- жения вражеских танков. В степи не бы-
лелать на траве, пока он их не подечи- 10 ни одного кустика, и снег был не на-
тает. По числу солдат, располагавшихся   столько глубок, чтобы зарыться в нем. Ве-
кучкани, Бобко  уточнял то, что видел   ликанов пошел, залез в брюхо замерзшей
Танышех — тде стоит пулемет, гле- зама-  лошади и HA самом шоссе пробыл 9 ча-
‘хировано орулие, В середине, наверняка, сов! Немецкие танки проходили от него в
был станковый пулемет: здесь лежали че-  двух шагах. „А ефрейтор Сагбаев, казах,
‘тык солдата, один Из них вылез из блин-   умудрился уйти от преследования целого

wma с металлической коробкой. Рядом   взвода противника. В одном населенном
были окопы стрелков —— солдат от солда-  пункте он забралея в немецкий блиндаж и
ть лежали на два-три метра — это во- взял в нем карту и другие документы. Нем-

цы обнаружили разведчика и взводом
солдат OTM cat, в котором он скрьм-
ся. Немцы прочесывали сад а@втоматны-
ми очерелями, ощупали каждый кустик,
каждый бугорок. Сагбаев сначала схоро-

ответствовало расстоянию между ячейками
окопов.

К вечеру разведчики имели уже ясное
представление 0 системе обороны немцев

на высоте, Задание можно было считать x
выполненным. нился под плетнем, потом ползком добрал-

Вобко посмотрел на часы: четверть   ся до моста, & там просидел в воде до
восьмого. Рано еще, и сержант разогнул  темноты, дыша через резиновый шланг,

ше. Немец с фонариком что-то сказал, и
они пошди дальше. Все трое были Tak
близко, Что в хругое время их можно бы
было легко убить. Сейчас этого делать
нельзя было;

_ В это время над завалом что-то’ проеви-
стело, и впереди блеснул разрыв. Завал
вздрогнул. Начали! Артиллерия и миноме-
ты части в точно условленное время ин-
сценировали подготовку к атаке. 9то дела-
лось только для того, чтобы Бобко и Ce-
ливерстов могли благополучно выйти из
немецкого тыла. Вся часть сейчас работала
на двух разведчиков.

Уже за рекой Селиверстов не выдержал
и дал очередь из автомата по немецкому
солдату, охранявшему проволочные заграж-
дения. Сразу же сюда начали падать ми-
ны, протянулиеь’ нити трассирующих пуль,
Невыдержанность Селиверстова грозила по-
губить всё. Мины рвались всё чаще и ча-
ще. Бобко прижался к земле тах, что сад-
нило правую шеку, Селиверстов был в двух
шагах впереди. И вдруг перед самыми гла-
зами сержанта вотал столб огня. По ушам
ударило, словно молотом. Бобко полежал
минуту. потом ошупал голову, тело. Цел,
Он окликнул товарища — TOT не отзывал-
ся. Тогда сержант пололз вперед и скоро
руки его ощутили что-то мокрое: Селивер-
стов лежал в луже крови. Бобко приложил
губы к его лбу. Будто жив еще.

Только к полночи дополз Бобко с ране-
ным товарищем в нашим охопам. Его ие-,
медленно позвал к себе майор — началь-
ник разведки соединения.

В блиндаже горела лампа-молния. У сет-
manta были в крови руки, волосы, лицо
осунудось и покрылось щетиной отросшей

РАЗВЕДЧИКОВ od

те приказа товарища Сталина выступил на-
чальник разведывательного отдела. После
доклада старший лейтенант Беляков, стар-
шие сержанты Цай, Бойчук и Евграфов но-
делились опытом своего трудного и почет-
ного ремесла. Наряду с положительными
примерами они рассказали и о своих не-
удачах. Ефрейтор Николай Смирнов посвя-
тил свой рассказ организации наблюдения
за противником, изучению его поведения,
системы огня.

На слете был оглашен приказ Военного
Совета о награждении группы разведчиков
орденами и медалями. Тут же состоялось
вручение наград. Старигий сержант Евгра-
фов рядом с медалью. «За боевые заслуги»
прикрепил орден Красного Знамени. Орде-
на Красной Звезды были вручены старше-
му лейтенанту Белякову, младшим сержан-
там Мальцеву и Михайлову, сержанту Ос-
манову, ефрейтору Филичкину и другим.

,

фронтовых условиях несложен, хотя кро-
потлив и трудоемок. На картон определен-
ной толщины согласно заданного увеличе-
ния наклеивается карта, которая вырезает-
ся по определенной горизонтали. Вырезан:
ные листы картона, начиная с наименьшей
для данного участка высоты, наклеивают-
ся постепенно один на другой вплоть до
самой большой высоты. Скаты между
слоями картона сглаживаются особой мас-
сой, чтобы придать полученному’ макету
местности наиболее естественные формы.

Макет оклеивается картой и раскрашивает-

ся. Готовая рельефная карта покрывается
лаком, который предохраняет ее от порчи.
Под руководством заместителя коман-
дира отряда майора Петрова по заданию
командующего фронтом группа специали-
етов.и красноармейцев топографического
отряда уже изготовила несколько таких

карт.

трансляционный узел, различные музыкаль.
ные инструменты и настольные игры. Не-
редко устраиваются концерты.

Из персонала поезда особенно успешно
работают капитан медицинской службы Бы-
хова, старшина Маркзон, старшие сержан-
ты Силкина и Мосина; ‘младший сержант
Жохова, санитар Отрежко.

Большую помощь в работе поезда оказы_
вают железнодорожники, ‘взявшие шефство
над ним. у

тысячи экспонатов. Курсы имеют учебные
хлебопекарню и кухню для варки пищи.

Центральные курсы подготовили из’ чи-
сла женщин-добровольцев первую партию
поваров-инструкторов для частей действую-
щей армии. Практические занятия проходи.
ли в поле в условиях, приближенных к
боевой обстановке.

Из писем, поступающих с фронтов, вид-
но, что повара-женщины в полевых усло-.
виях успешно справляются со своими обя-
занностями.

бороды. Он доложил обо всем, что видел
на высоте и 3& ней. :

A майор, как всегда, расепросив и вы-
ведав у разведчика, что надо было, явно
обращаясь ко всем, заговорил:

— Ваши действия, товарищ сержант
Бобко, были правильны. Почему это задё-
ние сержантом Бобко выполнено? Первое
— смелость. Разведчика ничто неё должно
пугать. Когда поручено задание, они в
огонь должен быть ‹ готов  итти. Второе

разведчика должны быть отменными, камен-
ными. Его враг ищет, ждет, караулит, ло-
вит. Одна маленькая оплопгность, и всему
конец, веё провалится. Слышали, как по-
гиб лейтенант Тихий? Закурить захотел,
высек огонь из зажигалки. А немец ему
пулю в грудь... У нас должно быть терие-
ние, как у тысячи людей вместе взятых...
Третье —— поддержка Hani
старших командованием. Какой концерт
устроили для них, слышали! Ничего не
пожалели для разведчиков. 9то надо це-
НИТЬ.

И хотя майор таз сто, видно, говорил
это своим развелчикам, все его слушали
внимательно и серьезно. В нем уважали
мудрость и простоту старого воина и по-
юношееки пылкую любовь к профессии
разведчика. На четвертой войне воевал
майор и на всех войнах был только раз-
ведчиком.

Этой же ночью сведения, принесенные
Вобко и полтвержиенные захваченным В
поиске пленных, были доложены командова-.
нию. На следующий день часть, зная рас-
положение противника и слабые места его
обороны, атаковала высоту и заняла ее.

Бобко по поручению майора показал пя-
терым молодым красноармейцам, только что
пришедшим в разведку, как он вел раз-
ведку высоты.

А ночью новая группа‘ разведчиков во
главе 0 старшиной Великановым пошла в
тыл к врагу. Бобко в эту ночь должен был
отдыхать. Но отдохнуть не дал характер
— сержант всю ночь ждал возвращения
Великанова, отгадывая, какую хитрость в
этот поход придумает прославленный стар-

ИН,
Майор П. ТРОЯНОВСКИЙ,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

це, воля советекого человека,

Налеты нашей авиации на железнодорожный

узел Гомель и станцию Карачев

био и сожжено много железнодорожных

составов. Пожары сопровождалиеь  взры-

вами. Особенно сильные взрывы  назии

летчики наблюдали a станции

ва территории артиллерийских сжладюв.
Bee наши саболетьь кфоме одного, вер-

нулись с боевого залания.

В ночь на 30 мая нала авиация даль-
него действия’ крупными силами  совер-
шила налеты на’ железнодорожный узел
Гомель и станцию Карачев. Бодибариуиуов -
хе были подвергнуты железнодорожные
эшелоны и ‘артиллерийские  склалы mpd-
тизника, В’ фезультале бомбардировки раз-

*

HAJIET НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ. НА НАСЕЛЕННЫЕ
ПУНКТЫ ВБЛИЗИ ЛЕНИНГРАДА’

30 мая немецкая авиация пыталась е0-   торые упали вне об’ектов. Разрушения нем
вершить налет ва населенные пункты   ЗНачитехьны, Есть небольшое количество
voanon Ленинграда. Нашими потребителя   orm а а 25 не-

: we гов. Прод : самоле-
большая Noor, eatuoneTOD TOMES OO) nop. mporABTARS yHMTOMENO orueN ЗОН.
pace подотупах ной артиллерии. Таким образом всего сбит
ным пунктаам, Нескозько прорвавитихся ca-

31 немецкий самолет. Наши потери — 3
молетов беспорядочно обросили бомбы, ко-] самолета. i e

«Нашествие»

` Премьера пьесы Л. Леонова в Малом театре

Еще задолго до нынешней премьеры в
Малом театре пьеса J, Леонова «Ваше-
ствие» получила у нас широкую извеет-
ность. Ее читали, о ней спорили и диску-
тировали, о  Талановых, \ Болесникове и
других героях «Нанествия» говорили, как
0 хороших и всем‘ известных людях.
Kora пьеса еонова удостоилась Сталин-
ской премии первой степени —= это было
выражением того признания, той высокой
оценки, которую она заслужила,

Война обрунила огромные и жестокие
страдания на мизлионы советских о людей.
В горниле этих страданий, в борьбе не на
жизнь, & на смерть закалилиеь дух, серд-
0 сто
советекого челювека, о номеркнущей кта-
соте его души, о его моральном превос-
ходстве над презренным, неистовотвующим
врагом ‘и повествует ‘пьеса Леонида.
Леонова,

Для ЧЛеоновь войны — это великое
испытание и воспитание чувств и воли
‘народа, великая школа любви и ненависти,
THRO, племенной любви к родине, неуга-
симой ненависти к ее врагам. Эта любовь
в советокой отчизне и ненависть к гитле-
ровским захватчикам  об’единяет сейчас
всех советских людей. Й даже человек,
согбенный, как будто совсем потерявший
себя, в дни великой‘ освободительной  вой-
ны выпрямляется, поднимается во весь
рост. Таков Федор Таланов — один из
героев <«Налпествия», пригубивииий . чату
в горьким, целительным «лекарством не-

главной темы, главной сюжетной коллизии
и главных героев, есть ряд подтем, по-
бочных драматичеслих конфликтов и 0бра-
зов. Но все они переплетены, связаны вое-
Дино с ведущей, плавной идеей пьесы. Bee
они служат как бы ее отеветами, ee до-
полнительными элементами. Тажова «фаю-
нинская» тема в «Наянествии», тема, судь-
бы предателя, гитлеровского наемника и
холуя. Таковы образы немецких  оккупан-
тов — они оттеняют, еще больше подчер-
кивают Талановых. - ITH дополнительные
мотивы пьесы оказались в спектакле наи-
более разработанными режиссурой и выету-
пили на первый план в ущерб основному
тероическому началу «Нашествия».

С. Межинский, исполнитель роли Фаю-
нина, играет в «Нашествии» великоленно.
Всю гамму оттенков подлости и преда-
тельства Фазнина, его призрачные надеж-_
ды и быстрые разочарования, его продаж-
ность, трусливую хитрость, кичливую 3a-
носчивость Межинский раскрывает. с убе-
дительностью и мастерством. В значитель-
ной мере это относится и к В. Лебеде-
ву — исполнителю роли Вокорышкина —
правой руки Фаюнина, такого же прела-
теля, подхалима, но рангом пониже. В. 1е-
бедев воплощает образ этого претендента
в начальники полиции с предельной выра-
зительностью.

Очень сильно играет Федора Н. (-
ловьев. В первых двух актах, пожалуй,
OH излишне только подчеркивает внутрен-

назисти», нашедший ту Филу п смелость,   О НН а брт в
которые ведут его на, подвиг. Он идет метить   ИЗдерганность и слабоволие чедора. зато в
третьем акте, для всего

Henman. Bo WM родины он жертвует жизнью.
Смело и гордо подняв голову, он восходит
на эшафот. И мать, ero родная мать,
благословляет его Ha эту героическую
смерть. Теряя его навеегда, она, раньше
ютрекшаяся от него, вновь’ отдает ему
навсегда евое сердце, сердце русской ма-

RYUMMHATOHOM
спектакля, в сцене допроса, Соловьев ur--
рает поистине ‚ замечательно.  Страстную
дерзость, ожесточенную ненависть, гордость
Федора Солювьев передает прекраено.
В третьем акте великолепно показаны
немцы — в особенности Шпурре (И. Ле-

тери, для которой долг перед родиной,
любовь к ней превыше даже любви к
собственному сыну.
«Железная старушка!» — говорят о. ней
в пБесе. т а +
Да, советские люди — железные люди,
и нет силы в мире, которая заставила бы
их уступить, отречьея от самих себя, ко-
торая смогла бы поставить их на колени.
Война пришла в мирный провинциаль-
ный советский город. Она ворвалась в
мирную, глубоко <«штатскую» советскую
семью доктора Таланова. И люди, в жизни
не бравшие в руки оружия, никогда не по-
мышлявшие о героических подвигах, етано-
вятея, сами того не замечая, настоящими
бойцами, метителями, героями. Дочь Тала-
нова, Ольга, учительница местной школы,
помогает партизанам. Когда командир пар-
тизанского отряда, неуловимый и страш-
ный для немцев Андрей, раненый при пе-
рестрелке с гитлеровеким патрулем, ночью
попадает в квартиру к Талановым, они
оставляют и прачут его у себя. Они pu-
скуют при этом жизнью, ибо вокруг дома
ныряют полицейские фаюнинские согля-
датам, a з& стеной в той же квартире жи-
вет гитлеровский ставленник, городской го-
лова, предатель’ и негодяй «вам» Фаюнин.
Но ничто —= ни смертельная опасность,
которой подвергаются Талановы, ни льети-
вые увещевания и даже угрозы Фаюнина,
ни тнетущий террор оккупантов, ни му-
ченическая смерть Федора; ничто не’ мо-
жет сломить духа сопротивления семви
Талановых, их ненависти к врагу, их ве-
ры Эв победу. Воеми силами, всеми до-
ступными их средствами и способами они
борются, каждый по-своему, и каждый
по-своему приближает этих час освобож-
дения родного города от поработителей.
Этот счастливый чае приходит. Через

онтьев). Эту фигуру белобрыеого гитле-
ровца, с бычьей пеей, с голубыми оловян-
ными, бессмысленными глазами, эту нали-
тую кровью морду запоминаешь , надолго.
ской Германии, ее символ, ее сущность.
Допрос Федора, людоедом Шитурре и палачом
Мосальским (арт. Г. Терехов) — бесспорно
одна из лучших сцен спектакля. В co-
жалению, родители Талановы (П. Садов-
ский и В. Пашенная), играющие вообще
в спектакле с обычным для них ма-
стерством, — именно здесь, в этой
сцене, He нашли еще’ пока достаточно
ярких и выразительных красок. Мало ко-
лоритен в спектакле и Колесников (apr.
Д. Павлов). Из остальных исполнителей
надо отметить В. Массалитинову, очень
хоропю  играющую  няньку  Демидьевну,
особенно студентку Шеткинского` театрать-
ного училища 0. Хорькову, с чудесной
непосредственностью  создающую нежный и
трогательный образ девочки Аниеки.
Такова, новая постановка Малого теат-
ра. Поетановка эта, по-своему мастерски
сделанная, отличающаяся прекрасной игрой
целого ряда актеров, не раскрывает, одна-
ко, полностью идейного содержания пьесы
Леонова. Точнее, она дает лишь один из
возможных вариантов этого. раскрытия,
этого сценического прочтения  «Наше-
ствия». Но и в таком своем виде спек-
такль производит впечатление большое и
волнующее, Он. затрагивает самые жгучие
й важные для каждого из нае вопровы.
Он апеллирует к самым тлубоким и боль-
шим чувствам советских людей. Это спек-
такль о наших днях и о наших совет-
ских людях, 06 их страданиях и радостях,
:06 их борьбе, о нашей грядущей победе.
Сколько таких маленьких советеких го-
родов, сколько таких безвеетных, скром-

ных семей Талановых, томящихея еще под
патою гитлеровских захватчиков, ждут 94-.
достного часа освобождения, ждут прихо-
да Красной Армии! Сколько Колеснико-
вых, благородных русских мотителей, оме-
ло бьются, истребляя титлеровских  окку-
пантов! Сколько советских людей там, за
линией фронта, с надеждой, с глубокой ве-
рой обращают свои взоры на Восток,
мысленно про вебя повторяя вещие, проро-
ческие слова паренька в шинельке из
«Напествия»:

Русские вернутся!

возвращаются !
М. СОНОЛЬСКий.

з.

кровь, слезы и муки, через жертвы и боть-
бу проходит гореточка советских людей,
составляющих семью доктора Таланова. Но
в завоеванной победе есть доля их
усилий, их воли, их кровь. И праздник го-
рода, встречающего родную Красную Ат-
нию, это их личный праздник и счастье
народа, вернувшего свободу, 910 и MX
личное, талановское счастье. Так в судьбе
одного дома, одной маленькой семъи ра-
скрывает Леонов сульбу страны, судьбу
большой дружной семьи, которую состав-
ляет единый, могучий советский народ.
Как во вояком настоятцем художествен-
ном произведении, в «Нашествим», помимо

Русские всегда

ВЕСЕННЯЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА

ЛЕНИНГРАД, 31 мая. (ТАСС). Откры-  Художники Ленинграда создают гале-
лась весенняя выставка ленинградских ху- рею героев Ленинградского фронта. Частая
дожников. Представлено свыше 300. работ   тема живонисных работ — быт города-
живописцев, графиков, скульпторов. Гото-   героя, самоотверженная помошь  ленин-
вясь к выставке, художники выезжали ‘на градцев фронту.
фронт, побывали у партизан и непосред-  Скульптура представлена статуями Исае-
ственно на месте боев делали зарисовки,   вой «Партизан» и «Партизанка», бюстами
и аа Героев Советского ‘Союза летчиков Ма-

ольшое коллективное произведение ху-   иевича, 1Шишкань, Литаврина работы Бо-

дожников Серова, Серебрянного и Казан-
цева показывает радостную встречу вои- о > др. Разнообразно представле-
а графика.

нов Ленинградского и Волховского фрон-
Выставка будет систематически попол-

тов в день прорыва блокады.  Баталист
И. А. Владимиров выставил три работы.  няться новыми произведениями.

ДЕКАДНИК ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ФРОНТОВИКОВ

ВОРОНЕЖ, 31 мая. (ТАСС). В области  ские по пошивке и ремонту обуви, одежды,

начался декадник помощи семьям фронто-   ВЫДается хлеб, картофель. В одном только
Ново-Усманском районе семьям защитников
виков. Для НИХ

продуктовые фонды, открываются мастер-!и 135 отремонтировено.   >