июня 1943 г., среда. № 128 (5499),

2 КРАСНАЯ: ЗВЕЗДА А ИА БОИ и

Борьба`за ини

Существует мнение, что инициатива в
бою принадлежит наступающей стороне.
Это верно лишь для начальной стадии боя
при условии внезалиности нападения. В
дальнейшем ходе собътий наступающий
може сохранить за собой инициативу, но
может и потерять ее, поставленный про-
TUBHUROM в невыгодные условия. Ныненг-
ний маневренный бой с его быетрыми пе-
реходами от атак к контратакам, от на-
ступления к обороне и наоборот весь от
начала и до конца протекает в непрерыв-
ной борьбе двух воюющих сторон за ини-
пиаливу, за навязывание своей воли про-

Преимущества, нападалощего в этой боть-
бе, по крайней мере в начале ое, несом-
нонны, поскольку на его стороне выгоды
почина, & следовательно, и возможность
действовать внезапно. Нападающая сторона
paciomaraer, кроме того, хотя бы времен-
ным превосходством в силах, создаваемым
на избранном ‘направлении удара. Дейет-
вия этих сит имеют определенную целе-
уетредиленность, которую не всегда сумеет
своевременно разгадать противник. Однако
и у обороняющегося есть свои пренму-
щества. Они состоят в живучести и
активности обороны, в ee стособности
отразить масспрованные ‘удары противни-
ха, в наличии достаточно крупных  под-
вижных резервов, которые могут. нанести
контрудар. В бою все эти возможности
обеих сторон колеблются, как на чалие ве-
сов, причем перевешивает не обязательно
та сторона, по инициативе хоторой начат
бой, а та, по чьей инициаливе он идет к
развязке. = .

Борьба за инициативу в бою. начинает-
ся залолюо ло того, как раздадутся первые
выктрелы. Период паузы, затишья,  кото-
рый принято очиталь периодом стабилиза-
ции сил и относительного их. равновесия,
востла наполнен лихоралочной подтотовкой
обеих сторон к решительному столкнове-
нию. Тому, кто подготовится раньше и
луче, кто сумеет разгадать планы неприя-
теля и противопоставить им ‘собетвенные,
еше более радикальные планы и реше-
ния, — тому и будот принадлежать ини»
циатива в бою.

Вопрое «ко раньше» переносится,
обычно из области подготовки в бою на
самое выступление: «кто раньше высту-
пит, тот и выиграет бой». Иначе говоря,
инициатива от начала Tmo Kowa боя от-
даетея  напамааощему. Заекакивание  впе-
pel по времени расоматриваётся © этой
точки зрения как непременное условие
успеха. Нынелиняя война дает нам, одна-
хо, немало примеров, когда наступление,
начатое успелиню, но без учета вех сил и
Розможностей противника,  оканчивалось
полных провазовг.

Вернее, пожалуй, будет сказать так:
окончательный уепех в бою не обязательно
остается за тем, кто раньше выступит, но
наверняка будет принадлежать Tomy, кто
вступит в `бой наиболее осведомленным и
наилучшим образом подготовленным.
частноети, все преимущества настумаютще-
го могут быть сведены к нулю, если они
заранее станут известны обороняющейся
стороне. Недаром говорят, что ключ к
инициативе находитоя в руках фазведчи-
ков. Внезатноеть нападения —— главный
козырь наступелощего, и линтитьея ero —
eee неполовину потерять инициативу
Os.”

При нынешнем  опромном насыщении
войск техникой внезатность действий во-.
обще довольно трудно достижлава. Хорото
поставленная и разносторонняя разведка не
позволит противнику совершенно скрытно
сосредоточить на избранном ‘участке боль-
тие маюсы артиллерии, танков и @виа-
нии. Оледовалельно, речь может итти толъ-
ко 06 относительной внезапности, доетитае-
мой посредетвом какого-либо неозкибалиного
и. быстрого маневра. Наличие в 80
ботьышого количества’ подвимяных осредетв
делает такой маневр вполне, возможным и
безусловно опасным. Поэтому; готовясь к
отражению удара, назревающего на’ разве-
данном  направлении, НяпОтийея AOI-
men быть готов к неожиданному нападле-
нию и там, тде, казалось бы, противник
не ведет никакой подготовки к бою.

Характерными в этом солыюле являются
бои, проведенные налили войсками летом
тротитого года на подетупах 5 одному из
юлнных городов. Наступавитим немцам .1о-
напобилаеь оперативная пауза, чтобы при-
вести в порядок войска, подтянуть резер-
вы. Налии войска использовали эту паузу
для тех же целей. Затем противник начал
вновь проявлять активность. Оживилась
ето раввелка, обчаружилиеь места скопле-
ния танков. Веё 970 ясно обозначило на-

правления, по которым к TOTO-
вился прерватьея к городу. Это были два,
напболее  танкодостушных направления,

схолищиеся на флангах обороны города.
Как-будто намерения противника были вы-
яснены, план его разгадан. Вызываля, по-
хозрение только наглядность, © которой
немцы вели полтотевку к наступлению на
обоих участках. Невольно возникала, мысль
0 ложных действиях, за которыми ©кфы-
волея какой-то неожиданный маневр.

Так оно ‘и елучилось. В ночь перед на-
слуплениех противник перебросил  боль-

В! рийских позиций авиацию. Она нанесла

j

a

Полковник Б. КОСТИН
<>

шую чають своих танков на юго-западные
подетупы к городу и отсюда нанес главный
удар. Одновременно, чтобы сковать наши
силы, немцы начали атаки и на второсте-
пленных участках. Сильно пересеченные
юго-западные полетупы к городу были не-
удобны для действий танков и нападение
отеюда казалось маловероятный.  Очевид-
‚но, поэтому немцы и выбрали данное на-
правление, рассчитывая’ вотретить  злесь
слабую оборону, Но это была относитель-
ная неожиданность удара, предуемотрен-
ная обороняющейея стороной, и оборона
сказалаюь достаточно тибкой, чтобы ветре-
TUT ее во всеоружии. :

повсюду достаточно крепкую,
птотно насыщенную войсками оборону на-
ше командование не могло. Но этот, есте-
ственный в условиях войны, недостаток
восполнялея  наличиех артиллерийского,
танкового и пехотного резервов, которые
были слюсобны не только отразить попыт-
ку противника распространиться в глу-
бтну, но также и нанести ему ответный
удар. Как мы увидим далее, эти резервы.
сыграли весьма, серьезную роль в борьбе
обороняющегося за инициативу.

На первом этапе операции противних
потноетью завладел инициативой. Масси-
рованными атаками танков и авиации нем-
цы сбили передовые подразделения оборо-
няющейея дивизии, протаранили главную.

ты в район артиллерийских позиций. Так-
тическая глубина обороны была почти пол-
ностью нарушена. Противнику оставалось
преодолеть еще одну линию высот, за ко-
торой начиналась пгирокая равнина. Нем-
цы, повилимому, уже предвкушали пол-
ную победу, но вдруг они в евбю очередь
столкнулись © крупной неожиданностью.

Предуемогрев  возможноеть удара не
там, где он, судя по. вненних признакам,
налмечалея, оборонязощиеся заранее cOopy-
довали несколько запасных  противотанко-
вых районов. Олин из таких районов был
создан на высотах % юго-западу от горо-
да. В ночь накануне! второго лыя немепко-
го наступления, когда направаение главтю-
го удара уже определилось, два pesepB-
ных противотанковых артиллерийских пол-
ка, расположенных в 25 километрах от
переднего края обороны, подтянулиеь к
оборудованным позиция и опередили про-
тивника в занятии тактически вытодных
высот. Окрытный подход резерва усколь-
знут от глаз противника. Наютупавтная
густо, в шесть рядов, немецкая танковая
прушиа тала, ‘под массированный артил-
лернйокий огонь и понесла большие поте-
ри. В 6010 было сожжено и полбито, более
50 тяжелых и средних танков первого
эшелона.

` Тотда немцы бросили на район артилле-

известный ущерб, но огня не подавила.
После этого противник с хода предпринял
неглубокий обходный маневр. Огибая вы-
соты в фланга, танки немцев намеревались
зайти в тыл нашим артиллерийским пози-
циям — обычный прием при немецких

фланг. ‘Остальные батареи стали вести
огонь по танкам из глубины, не свимаясь
с места. В бою приняла участие также ар-
тиллерия соведней дивизии,  совершившая
маневр колесами навстречу противнику.

Обходное движение стоило немцам еще
десятка, машин и окончилось неудачей.

Танки и здесь не прошыи,

противник  растрачивал
свой возможности,  лишаясь главного
— темпа наету . Положение obopo-
няющегося постепенно улучшалось. Пока
немцы теряли время в бесплодных попыт-
ках прорваться з& линию высот, перед
ними накапливались силы ‘новой, только.

Изменение в обстановку, внесенное проти-
вотанковым резервом, He означало еще
полного завоевания инициативы обороняю-
щейся стороной. Но ‘оно резко повернуло
дальнейший ход событий нь пользу 0б0-
роняющихся.

Как всегда, немцы не стали ломиться в
крепко закрытые двери. Они произвели но-
зую рокировку танков 10 фронту для
более глубокого обхода противотанкового
района. Но осуществить этот маневр скрыт
но их не удалось, и обороняющиеся суме-
Ц противопоставить FM своевременный
контрманевр противотанкового резерва. ‘В
разыгравтнелея бою на новом` натравлении
немцы потеряли около 40 танков, не ло-

танки завязли на, артиллерийских пззициях
второго эшелона, усиленных резервной мо-
торизованной артиллерией. Противник pac-
сосредоточил танки для атак нё ‘огневые
узлы, стремясь поодиночке подавить бата-
реи. В конце концов он этого достиг в
значительной мере, но ценой таких потеть,
которые помешами ему развить успех. 38-
тем контратакой напгих танков из глубины
обороны кэмцы были отброшены н& иеход-
ные позиции,

батарей и переброской их на тиву в CBO руки, OH He сумел сохранить

что подтянутой coxa стрелковой дивизии.

стигнув при этом решающего успеха. Их!

=

циативу в бою

До сих пор обороняющиеся вели борьбу
за инициативу хотя и активными, но недо-
статочно радикальными методами. Они па-
рировали удары противника’ силами войск
первой линии и тактических резервов.
Завоевание инициативы сводилось в исто-
щению сил наступающего, к истреблению
его техники, ослаблению натиска. Решаю-
шая борьба с полной реализацией всех сил
обеих ‘сторон развернулась на следующем
этапе операции.

После второго серьезного поражения
противник, еще достаточно сильный, что-
бы не отказываться от наетупления, сделел
решительную попытку прорваться в стыке
между двумя нвшими соединениями. Котда-
то немцам то удавалось сравнительно
легко. Но на этот раз привычка в уязви-
мости стыков подвела наступающего про-
тивника. Стык оказался дважды перекры-

затянуть бой.

Танки, понеся большие потери,
лись, но немецкая пехота, отсеченная пе-
‘рекрестным огнем; частью  залегла, a
частью отступила. Танки вернулиеь 3a Te-
хотой для повторной атаки. Затем на
протяжении двух суток неприятельские
атаки не прекращались ни днем, ни ночью.
Немцы напрягали все силы, решив, очевид-

бой до победного конца. Наступил момент,
когда они были уже близки к цели. Бом-
бовыми. ударами с возтуха противник про-
ложил лорогу танкам. В пробитую узкую
брешь устремились немецкая пехота uM ap-
тиллерия. Казалось, еще один рывок, и
фронт обороны затрещит, покатитя под
угрозой выхода противника на тылы. . Такой
момент принято называть кризисным. \До
него елце не ясно, кто пересилит, в чьих
руках окажется инициалива боя. 0бе сто-
Тены испытыталот при этом крайнее на-
прежение. В бою © медленныйи ‘темпалея
развития для выигрыша достаточно было
бы добиться простого перевеса сил, т. е,
бълопрее противехка рвести в бой резерв.
В данном елучае исход боя решил елож-
ный маневр CO стороны нашей обороны.
Моневр, о котором идет речь, как и все
предыдущие меры обороняющихся, не был
случайным эпизодом в операции. № нему
заранее готовились, для него оберегали и
перегруппировывали в ходе боя силы, были
привлечены оперативные резервы. Идея
маневра состояла в нанесении двухеторон-
него флангового удара у основания неприя-
тельского клина. Ценою огромных усилий
обороняющинеея сохранили за собой опор-
ные пункты на флангах прорыва и_воепре-
пятетровали Тем самым его расширению.
Резервы, быстро стянутые к горлу прое
рыва, сумели в критический момент взять
инициативу в свои руки и перейти в
контрнаступление. Ветречными контратака-
ми. двух ударных группировок узкая гор-
ловина прорыва была еще более сужена.
Влин превратилея для наступающего в ме-
шок, в котором перемалывались его силы.
Создалась угроза, что этот мешок будет за-
вязан и коммуникации противника порва-
ны. Немцам пришлось сменить  наступле-
ние на поспешный отход. Однако
тельная доля их техники и живой
завязла в мешке.
‚ ‚Третье и последнее в этих боях пораже-
ние окончательно истощило силы против-

СИЛЫ

ий удержать ее в ходе боев, а затем пол-
ностью утратил инициативу в решающий
момент действий. He давая передышеи
врагу, наши войска, овладевшие инициати-
вой, завершили контреаступление и далеко
отбросили немцев от города, на который
они покушались.

Таковы уроки одного неудавшегося не-

мецкого наступления; сравнительно неболь-
лого по маситабам, но характерного ocT-
DIMI положениями з борьбе. обеих сторон
за инициативу. Победа в конечном счете

вых неудачах, кто сумел парировать вне-

залность  внезалностью, противопоставить

маневру контрманеву. ` é
Следовательно, чтобы завоевать икициа-

на использовать свои выгоды   таким обра-
‚зом, чтобы они взяли верх над противни-
ком. В твердых и умелых руках оборонято-
шегося каждый даже малый положитель-
ный фактор, разумно использованный, мо-
жет сыграть решалощую роль. Важно знать
силы противника, его намерения, его так-
тику. Важно противопоставить его намере-
ниям свою волю, свои намерения, свой за-
миысел боя. Не пассивной обороной, легко
раслиаталотцейся подо массировалныюги уда-
рами, не простым затыканием брешей в
обороне, & активными и самостоятельныйги
действиями завоевывается инициатива.
Главное условие в борьбе обороняюще-
тя з& инициативу — стойкость. Ona
тотовит почву для контрманевра. Ona
обезоруживает противника в начальный пе-
puox боя, петощает его силы, лишает тем-
пов, создает предпосылки для захвате
инициативы в свои руки. Это находит свое
выражение в контратаках, пере

и завершает исход боя.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Пикирующие бомбардировщики части ‘майора В. Демидова вылетели на боевое задание,
Снимок нашего спен. фотокорр. капитана А. Капустянского.

тым огневыми узлами за счет флантов
обоих соседних соединений. Это помогло

рорва-

но, если не умением. то упорством: довести  !

значи-

досталась тому, кто не растерялея при пер-

тиву в бою, ‘обороняющаяся сторона дол-

рервстающих
затем в решительный контрудар, который

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ. Раз-
ведчики переправляются через. реку.
- Фото А. Секретарева.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЕЕ

НОВОРОССИЙСКА

‚ ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1. июня.
(Спецкорр. ТАСС). На Кубани, северо-во-
сточнее Новороссийска, продолжаются бои
с противником. Н-ская часть в течение
одного дня отразила несколько контратак
немецкой пехоты и автоматчиков. Наши
артиллеристы, стреляя прямой наводкой,
оказывают пехоте исключительно большую
помощь в отражении вражеских контратак.

Батарея 76-миллиметровых пушек лейте-
нанта Шумисского всё время находится в
боевых порядках пехоты. За одни сутки

‚батарея своим прицельным ‚огнем вывела   МОоТрел цифровую ошибку, то при повтор-

из строя 5 неприятельских пулеметов,
4 миномета с’ их расчетами и взорвала
склад боеприпасов. Артиллеристам часто
приходится принимать на себя двойной
удар: и со стороны немецкой артиллерии
и с воздуха. Три часа под сильнейшим
обстрелом работал расчет орудия сержанта
Коротченко. Немцы перепахали снарядами
и бомбами всю площадку вокруг пушки,
но им не удалось заставить ее замолчать.

Когда. на стрелковое подразделение по-
шел в контратаку батальон немецкой пе-
хоты, наводчики Кондрашев и Моргунов
ударили осколочными снарядами в самую
гущу фашистов, смешали их боевой поря-
док и рассеяли весь батальон. Зато и
стрелки не оставляют своих друзей-артил-
леристов в беде. Они помогают расчетам
передвигать орудия, маскируют их, охра-
няют от неожиданного нападения. Одно
наше орудие попало в окружение группы
фашистов. Стрелковый. взвод старшины
Ярцева неожиданным маневром во фланг
врагу разорвал вражеское кольцо и рас-
сеял гитлеровцев. :

ВРАЖЕСКАЯ /АТАКА
ОТБИТА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июня.
(По телеграфу от наш, корр.). За послед-
ние дни на переднем крае М части царила
необычная тишина. Это заставило бойцов
еще пристальней следить за позициями
немцев. Рано утром наблюдатели заметили
продвижение противника. Капитан Моисе-
енко проверил, данные наблюдения и уста-
новил, что две немецкие роты накаплива-
ются для атаки. Кроме того, немцы скрыт-
но подтягивали четыре танка.

Тов. Моисеенко привел в боевую готов-
ность находившиеся в его распоряжении
‘средства и передал артиллеристам и мино-
метчикам координаты района, где’ сосредо-
‘точивались немцы.

‘стане противника поднялась паника, вра-

жеские танки повернули обратно. Немцы   Вететвует новым ‘задачам. Он видел, что

бежали, оставив на поле боя свыше пяти-
десяти убитых солдат. }

Так бдительность и настороженность
бойцов дали возможность своевременно раз-
тадать и сорвать планы противника.

ОГНЕВЫЕ НАЛЕТЫ

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 июня, (Спец-
корр. ТАСС). Разведчики батареи, которой
командует старший лейтенант Ефремов,
обнаружили на дороге, ведущей к перед-
нему краю вражеской обороны, автоколон-
ну. Они немедленно донесли об этом ко-
‘мандиру. Командир приказал орудиям стар-
шего- сержанта Соколова“и младшего .cep-
жанта Дермазского открыть огонь. Только
30: секунд. понадобилось обоим расчетам,
чтобы подготовить орудия. Огневой налет
на автоколонну (продолжался минуту. Не-
сколькими выстрелами было истреблено до
20 гитлеровцев, разбиты вражеская автб-
машина’ и мотоцикл.

Но не всегда батарейцы открывают
огонь по первому сигналу разведчиков.
Иногда они терпеливо ждут, пока наблю-
датели не добудут более точных сведений.
Разведчики батареи, которой командует
Панченко, обнаружили движение автома-
шин около одного населенного пункта. В
течение двух дней велось тщательное на-
блюдение. Наконец, ‚ удалось установить,
что машины ходят ко складам с боеприпа-
сами. Там же было обнаружено скопление
вражеской пехоты. Цель была точно засе-
чена,

и до взвода вражеской пехоты.

‚ Слет отличников
инженерных войск

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ: ФРОНТ, 1 июня.
(Спецкорр. ТАСС). Закончился фронтовой

все участники слета награждены орденами
и медалями Союза ССР. Лучшие саперы,
‚минеры, подрывники и понтонёры подели-

лись с трибуны слета своим опытом.
Саперы подразделения, которым коман-
дует “майор Савостин, прочно укрепляют
оборонительные рубежи наших ° войск.
На захваченной у противника во время
Зимней кампании территории они сняли и
обезвредили болыше 70.000 мин..

Бойцы этого подразделения, овладевшие

сложной и опасной профессией, неустанно

совершенствуют свое ‘мастерство. Сержант
Павел Шлома, действуя со своим подраз-

иинометном огне, в рекордный срок уста-
новил минное поле. Недавно он обезвре-
дил за один день 391 вражескую. мину.
Шлома награжден орденом Красной Звез-
ды. Младший сержант Андрей Назаренко
  обезвредил 2.800 мин. Саперы подразделе-
ния Стасюка 50 раз ходили в немецкий
тыл, истребили там сотни гитлеровцев:

‚факта глубже и серьезнее?

Когда наши орудия открыли огонь, в:

и батарея открыла огонь. После.
первого же залпа, на воздух взлетели два
склада боеприпасов. Батарейцы уничтожи-
ли 3 грузовика, 4 мотоцикла, 15 подвод

слет отличников инженерных войск, Почти

делением при сильном ‘артиллерийском и

Второй pas- na телеграфной ленте 1п0-
являлся всё тот же‘ трехзначный номер
немецкой дивизии. Если бы этот номер
оказалея правильным, это означало бы, что
перед армией появилась новая дивизия
противника. Командир оперативного отдела
штаба фронта подполковник Степанов не-
доумевал. Он тщательно следит за дейст-
виями одной из армий, знает о малейших
изменениях на ее участке. Еще вчера ни-
какой немецкой дивизии на подходе не бы-
ло. Откуда же ода могла появиться сегодня?

Степанов передал по бодо записку Ha
имя капитана Дорохова: откуда притта,
дивизия и какие полки входят в ее со-
став. Боюсь, что здееь какая-то путани-
ца. Узнайте у своих разведчиков, в чем
дело. :

С другого конца прямого провода в тре-
тий раз пришел всё тот же номер. «Этот
номер совершенно точен и сходится с но-
мером дивизии, указанном в ‘донесения, —
сообщил представитель оперативного отде-
ла штаба армии капитан Дорохов. — Судя
по донесению, прибывшему из части, раз-
ведчики захватили пленного этой дивизии.
Откуда она прибыла, нужно выяснить.
Номера её полков такие-то».

Загадка, заданная Дороховым подполков-
нику Степанову, раскрывалась сама собой.
Названные полки принадлежали к другой
немецкой дивизии с двухзначным, & не 6
трехзначным номером. В донесение, прибыв-
шее из Части, как видно, просто вкралаюъ
оптибка, и начальник штаба, подписывая
документ, ‘не заметил этого., Но почему
этого не заметил капитан Дорохов? Просто
ли здесь недоемотр или же корни этого

Если бы капитан Дорохов только про-

ных запросах он легко бы исправил ее.
Но в том-то и суть, что эта оптибка ко-
Тенится в самых методах его работы.
Вместо того, чтобы проверять и обобщать
прибывающий из. части материал, он акку-
ратнейшим образом регистрирует его и в
таком виде передает своему начальнику и
высшему штабу. Ясно, что подобная реги-
страция может ввести в заблуждение лиц,
от которых зависит принятие важных 1е-
шений. Ясно также, что подобной реги-
страцией может заниматься любой дело-
производитель, & не штабной офицер, . ко-
торый должен быть наиболее культурным
и развитым командиром, способным к гвор-
ческому обобщению.

‘Регистратор может подечитать количе-
ство орудий и танков, точно передать то
или иное донесение, но он никогда не
сумеет воспроизвести подлинную обетанов-
ку на фронте. Для него и наши войска
и войска’ противника — это единицы, ко-
торые можно сравнивать, складывать ` и
вычитать. Боеспособность войск, их дух,
их возможности — в6ё 9т0 для него
непостижимо. Вот почему у регистраторов,
которые лишь случайно оказались на штаб-
ной работе, так часты ошибки. Вот #0-
чему на обновании их доклалов нельзя
вынести правильное решение. Только
командиры, творчески относящиеся к свое-
му труду, могут дать старшему началь-
нику ясную картину обстановки и подека-
зать верный путь Е победе.

Трудно переоценить ту пользу, которую
дает. самостоятельная творческая работа
табного офицера. В штабе одного фрон-
та участок, которым занимался полполков-
ник Свиридов, ючиталея второстепенным, и
внимание ему уделялось менышее. Между
тем Свиридов видел, что положение на-
ших частей на этом участке’ не соот-

несколько командных высот находитея в
руках противника и это может помешаль
решению большой общей задачи. Нужно

из рук врага. Это можно было сделать,
сконцентрировав в определенном месте
некоторые _ силы.

Произведя необходимые расчеты, посо-
ветовавшись с работниками развёдыватель-
ного и танкового отделов, с артиллериста-
ми и интендантами, Свиридов предложил
перегруппировку войск. Предложение было
принято, перегруппировку произвели. - На-
IM части вскоре, овладели этими высота-
ми, обеспечив, таким образом, ‘успешное
наступление на других участках.

Пример Свирилова; заслуживает уважения
и подражания. К сожалению, он еще не
являетея типичным для всех штабных
командиров. Во многих штабах вся тяжесть
разработки операций лежит ва начальнике
штаба и начальнике оперативного отдела,
& командиры оперативного отлела залима-
ются только сбором материала, который
они преподносят то в виле «сырья», то в

только они сами, но и их начальники, ко-
торые боятся им поручать более серьезную
работу. Начальник оперативного. отдела,
штабы одного фронте так говорил коман-

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ, 1 июля. (По
телеграфу от наш. корр.). В сосновых ле-
сах и болотистых низинах Карельского пе-
Тешейка — затишье. Всё кругом покрыто
пышной зеленью, которую еще не успело
опалить горячее дыхание войны. Наши раз-
ведчики, надев летние маскировочные ко-
стомы, вплотную подходят к сооружениях
финнов и целыми днями ведут наблюде-
ние, готовясь к очередному налету.

Разведчики,  возРлавляемые старшиной
Полутиным, почти трое. суток пролежали
перед финоким передним краем, не спу-
ская глаз © сооружений врага: Свочм об’ек-
том они выбрали наблюдательный пункт
финнов. Чтобы пробраться в нему, надо
было преодолеть глубокую речку и минное
поле. Отсюда финны меньше всего ожида-
ли нападения. Но именно этот трудный
участок избрали разведчики для своих дей-
cTBHit. :

Два дня поисковая Tpynma yunsacs, Tpe-
нировалась в форсировании реки, преодоле-
нии заграждений и захвате пленных. В то
хз время ни на минуту He прекращалось
наблюдение за; об’ектом.

‚ Перед тем, как отправиться на поиск,
разведчики сняли © себя лишнюю одежду,

было как можно скорее вырвать высоты

виде «полуфабриката». Виновные» здесь не

Мтобной офицер или
регист

ратор?

хирам оперативного отдела: «Не Bante хело
всякие предложения И разработки. Ваше
дело — принять обстановку, ненести ев нь
карту и доложить. Больше ничего я от ва
не требую». Нетрудно понять, во Что пре-
врашались после этого шчабные офице-
ры, -—= в регистраторов, B пассивных ин-
формалоров, лишенных вомандироких ка-
честв.

Заместитель начальника оперативного
отдела, ‘принимающий ежедиевно доклады
от командиров оперативного отдела, редко
спрашивает их о собственном мнении.
чему это может привести, показывает сле-

командиров Фелюния, He участке которого
He происходило никаких 0600ых событий,

изо дня в день докладывал: «Изменений н®

произошло. Наблюдалось только движение
мелких групп противника от 20. ло 40 че-
ловек с фронта и ва фронт». заместитель
начальника оперативного отдела, занятый
более важными ропросами, He придавал
этому никакого значения. Сам Федюнин,
поторый знал, что о собственном. мне-
нии ео не спросят, тоже не залумы:
валея, что это за мелкие груины. Он даже
не удосужился зайти к разведчикам и
спросить их мнение. А через две недели
здееь был захвачен лленный и неожидан-
но отавалось, что немецкую дивизию, Ha-
зодившуюся на» этом участке, сменила
другая, более боеспособная.. Факт чрезвые
чайно важный, наглядно показывающий,
что не регистрация, a только глубокое
осмысливание всего происходящего на
фронте дает ясное предетавление об обета-
HOBRE.

В ypyrom слу за 00 время
появятся новые дзоты, изменится система
огня и т. д. Комаздир оперативного отдела
‘должен глубоко изучать всё 970, подобно
неследователяю, сопоставляя мелкие факты,
Чтобы вникнуть в самую сушноеть обета»
новки, он че может удовлетворитьея только
TEM, что ему преподносят команлиры’ ниже-
стоящего титаба. Необходима, личная провет-
Ka на месте, необходим контроль над вы-
полнее прикасов и распоряжений коме
дующего, ‘начальника ‘пгтаба. ‘Прибываю-
щие из части данные нужно дополнять и
проверять данными разведывательного, тан-
Бового, артиллерийского отделов, данными
отдела комплектования, отдела тыла ит. д.

Ё сожалению, некоторые командиры опе-
ративного отдела считают ниже своего хо-
стоинства обращаться к работникам других
отделов. Это, мол, не к лицу оперативному
работнику, который обяван-де знать боль-
ше всех. Как, мол, отнесутся к нему коман-
диры «второстепенного отдела», если он

‘станет наводить“у них справки, не енизит- _

ся ли из-за этого его авторитет? Это лож-
ное самолюбие некоторых командиров опе-

fi ck, которое должно осущеет-
вляться снизу доверху и сверху донизу. в
определенном звене исчезнет. Хуже всего,
что подчае даже очень способные хоман-
диры оперативных отделов: грешат подобных
зазнайством. В петабе!`о котором мы гово-
рили, разведчики жалуются, что способный
командир оперативного отдела майор Лу-
ЕЯ — редкий гость у них, Лукин дозволь-
ствуетея тем, что ему приносит прямой
провод, & как мы видели, прямой провод
не всегда приносит верные данные.

Недостаточно также следят командиры
оперативного отдела, за опытом (своих ча-
стей и не передают. его другим. Конечно, в
штабах есть командиры, которые специаль-
но занималтся обобтщением опыта. Но разве
это в. какой-либо. мере освобождает коман-
диров оперативного отдела, от изучения опы-
та своих частей? В штабе должно быть
такое GR взаимодействие, как и на поле
боя. Изученный опыт, переданный другим
работникам mala, должен возвращаться в
части, обогапенный теорией. В этом и ска-
зываетоя творческое отношение штабного
коллектива, к своей работе.

Командир оперативного отдела, — наибо-
лее ярко выраженный тип штабнотго работ-
ника. В сущности те же требования, что и
нему, пред’являютея ко всем штабных
офицерам. Эти требования очень высоки.
Уметь издали, находясь на другом конце
телеграфного провода или возле отлаленио-
го телефонного аппарата, улавливать пуль,
боя —— большое искусство, и этим искус-
ством нужно овладеть,

Безусловно многое здесь зависит и от
старииего начальника. Лучшие  комантиры
именно отличались тем, что они окружали
себя таланттивыми, дерзающими  помощ-
никами и лавали им много самостоятельное
сти. Чем больше титабной начальник даст
инициативы: полчиненному птабномсу коман-
диру, чем глубже заставит его ВНИКАТЬ В
обстановку, думать о ней и делать собет-
венные выволы, тем болев ценного m0-
мощнихка он будет иметь в его лице.

‚ Полковник П, ДОНСКОЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

На Карельском перешейке

заменили тяжелую обувь спортивными та-
почками, чтобы легче было’ преодолевать
препятствия. Первым вошел в холодную
воду реки старшина Полутин. Моряк, хо-
ролгий пловец, он плыл в концом верев-
ки, привязанной к дереву wa налием бе-
регу. Когда над волой повие HATTHYTHI Ka-
нат, держась за него, переплыли ‘пятеро
разведчиков, вооруженных автоматами. Так
Же ловко и бесшумно переправились 00-
тальные, и вся группа очутилась перед на-
блюдательным пунктом финнов.

В траншее противника находилось B06
солдат. Увидев, перед собой советских б0й-
Цов, один солдат юркнул в кусты, & BIO’
рой сопротивлялея до тех пор, пока pas-

ведчики не оглушили его ударом приклада.”

Перед отходом  Тазведчики перерезали
телефонную связь, чтобы финны не могли
сразу же вызвать огонь артиллерии и ми-
нометов. Группа финских солдат, пытав-
шаяся преследовать разведку, была orce
чена плотной завесой нашего артизлерий-
ского и минометного огня.

Пользуясь налянутой веревкой, разве»
Чики. перетащили пленного е оружием че-
рез глубокую реку и без потерь все вер-
нулись в свои траншеи.

дующий факт. Один из его подчиненных

Я

p)

о

ae :