2 ионя 1943 г., среда. № 128 (5499).

О строгости и чуткости

и Комитет партии  веегда
требовал от партийных руководителей са-
мого чуткого, самого внимательного отно-
шения K судьбе любого коммуниста; когда
решается вопрос о его партийности или 9
привлечении его к ответственности за ка-
кой-либо проступок. Однако на практике
довольно часто приходится  вотречалъея с

‚ фаитами резко противоположного характе-

ра. Есть у нас такие партийные руководи-
тели, которые тверло убеждены, что на
войне некогда заниматься глубоким раселе-
дованием пред’являемых коммунисту обви-
нений. В результате до сих пор имеют ме-
сто случаи совершенно необоснованного
исключения из партии честных, преданных
большевиков,

Не так давно партийная комиссия, где
секретарем майор Бабушкин, ‘исключила из
рядов ВКП(б) члена партии тов. Ивано-
ва. Мотивировано это решение тем, что
тов. Иванов проявил якобы трусость при
выполнении боевой задачи. Парткомиссии
фронта такая мотивировка показалась сом-
нительной. Сразу как-то бросилось в. глаза
несоответствие пред’явленного Иванову 0б-
винения  с0 всей его прошлой: боевой дея-
тельностью. Ведь только за время отечест-
венной войны ‘он был награжден двумя
орденами; Не верилось, чтобы з& несколь-
KO месяцев волевой командир мог превра-
титься в труса. Ренили разобраться в

} существе дела на месте. Поехал нали пари

следователь в часть, гле служит Иванов,
поговорил с его боевыми товарищами, с
командирами, в подчинении которых он
находится, и положение прояснилось. Ока-
зывается, Иванова просто оклеветали. Мы,
конечно, отменили ошибочное решение
парткомиссии соединения. Иванов  восста-
новлен в партии и продолжает © честью
выполнять возложенные на него обязанно-
(TH.
Или взять другой пример. Партийная
организация полка, где заместителем ко-
мандирь по политической части майор Бы-
ченко, исключила из кандидатов ВЕП(б)
храсноармейца Григорьева, Его обвинили в
тятчайшем преступлении перед Родиной —
дезертирстве. А в действительности дело
обстояло тах. Следуя на учебные сборы,
Григорьев © разрешения начальника” своей
команды отлучилея в город. Увольнитель-
ной затиски он не имел, и его задержал
комендантский наряд. Пока комендатура
выяеняла, действительно ли Григорьев был
опущен или он ушел из команды само-
вольно, прошло определенное время. И вот,
основываясь только на том, что Григорь-
ева больше суток не было на месте, и не
вникая в существо дела, не считаясь с
1ех, как вел себя этот красноармеец рань-
ше, лишают его самого дорогого для ком-
ууниста, —— партийности.

У нас частенько еще забывают, что
поключение из партии — крейняя мера, х
хомрой можно прибегать лишь после того,
зак все иные средства партийного воздей-
вия на коммуниста, уже исчерпаны, В
практике фронтовой партийной комиссии
неоднократно бътвало, когда из десятка 16-
мений дивизионных парткомиссий 06 иск-

лючении комжуниогов из партии “мы неё
могли подтвердить ни одного. O чем это
свидетельствует? Только 0б их безразлич-
HOM отношении к судьбам членов партии,
0 нежелании настойчиво работать над вос-
питанием коммунистов.

Нередки случам, когда коммунист, при-
влеченный к партийной ответственности
первичной ‘организацией, з& время прохож-

дения его дела в дивизионной и армейской  `

парткомиесиях боевыми делами заглажива-
ет свою вину. Однако сплошь да рядом это
в расчет не принимается. В конце концов
все налии взыскания. преследуют. главным
образом одну цель — воспитать человеха,
дать ему почувствовать вею тяжесть про-

ступка, который он совершил, и предосте-

речь его от повторения подобных ‘проступ-
ков в будущем. И если мы видим, что эта
цель уже достигнута, что коммунист испра-
вилея, необходимость наложения на него
взыскания часто отпадает сама собой.

Не так давно в парткомиссию политуп-
равления фронта поступили на расемотре-
ние три персональных дела членов партии
Матвеева, Бабкова и Варанова. Обвинения
против каждого из Них были. выдвинуты
восьма серьезные, степень их проступков
говорила за то, что первичная парторсани-
зация исключила их из партии правильно.
Ho мы всё же заинтересовались, ках они
ведут себя после исключения из партии,
и по месту их службы запросили боевые
характеристики на каждого. Характериети-

ки прибыли быстро и в них прямо указы-

валось на то, что Матвеев, Бабков и Вара-

HOB за последнее время изменились, прек-

раено показали себя в боях, отважно сра-
AOTC ес немецкими am. Berar
Bompoc —- что делать в ними? После тща-
тельного разбора парткомиесия пришла к
единому мнению: восстановить этих това-
рищей в партии. И мы, думается, посту-
пили совершенно правильно. Товарищ
Сталин учит нас судить о людях прежде
веего по их сегоднятним делам. ~ Ve

0 формально=бюрократическом отношении
некоторых партийных комиссий свидетель-
ствуют такжё многочисленные факты про-
медления с разбором персональных ‘дел,
факты заочного исключения прозинивигихся
коммунистов из партии. Это наблюдается,
например, в парткомиссии, возглавляемой
подполковником Умновым. Вот уже в %е:
чение двух месяцев здесь лежат без дви-
жения персональные дела коммунистов
Дзибура, Мосягина, Будова. За этот же
срок она подтвердила свыше десятка ре-
шений ‘первичных организаций об исклю-
чении коммунистов без вызова последних
на’ заседание и даже без предварительного
разговора с ними. Такому  бездушию к
судьбам членов партии надо об’явить бес-
пощадную борьбу. Это не большевистский
стиль работы. Партия налиа веегда была
строга, когда дело касалось чистоты. се
рядов. Но эта строгость всегда сочеталась
у нас с чуткостью.

Подполковния Г. САВЧЕНКОВ.

парткомиссии при политуп-
равлении Карельского фронта.

ЯКУТИЯ ГОТОВИТ РЕЗЕРВЫ ДЛЯ КРАСНОЙ АРМИИ

ЯКУТСК, 1 июня. (ТАСС). В дни оте-  шистов имеет на своем боевом счету  быв-
чественной войны Якутия подготовила для ший охотник снайпер Федор Охлопков.

Красной Армии тысячи хорошо обученных
бойцов. Сыны Якутии бок-о-бок се други-
ми народами СССР смело и беспощадно
громят фашистских извергов. Автоматчик
Степан Кобров вступил в поединок с трид-
цатью вражескими автоматчиками. Полови-
ну их он уничтожил в неравном бою.
Снайпер Дмитрий Гуляев истребил свыше
100 гитлеровцев., 147 уничтоженных фа-

Десятки якутов за отвагу, проявленную в
боях, награждены орденами и медалями.
Среди них пулеметчик Петров, разведчик
TSH и другие, -

Якутская АССР продолжает неустанно
готовить новые резервы для армии. На-
днях состоялся очередной выпуск подраз-
делений всевобуча. Подготовлены умелые
‘бронебойщики, пулеметчики, снайперы.

ФРОНТОВОЙ АНСАМБЛЬ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июня. (По
телеграфу от наш. корр.). Исполнилась го-
довщина ансамбля красноармейской песни
ни пляски Дома Красной Армии М соеди-
нения. ‘ }

За год своего существования им прове-
дено 380 концертов, из которых значитель-
ная часть непосредственно в подразделе-
‚ниях на передовой. Концерты ансамбля

имеют большой успех среди бойцов и рам боединения.

командиров. Особой популярностью поль-
зуются джаз-оркестр и хор под руковод-
ством капитана Донецкого. В ансамбле
много способных певцов, плясунов, музы-
кантов, акробатов.

Имена красноармейцев Степанова, Пуш-
карева, сержанта Аллова, старшины Copo-
кина широко известны бойцам и команди-

П. ПАВЛЕНКО.

BPCKLHYD

Шю сражение.
Противник полз Ha BOCTOR, его остано-

види на линии Терека.

Была ли это короткая передьшика перед
новым его ударом или полное изнеможени»,
предшествующее разгрому, установить было
пока невозможно. Закопавшиеь Ha мокрых
хосогорах Ингушетии, на пустых берегах
Терека, сражение замерло. Оно  дышало
неровными вздохами, ках водолаз, которому
нехвалает воздуха,

Е нашим полкам, зарывшимея в MOK-
рую землю, к батареям, прикурнувшим
среди неубранной кукурузы, в госпитали,
склады, на аэродромы тянуливь 60 всех
сторон грузовые потоки. Судьба битвы за-
висела, от силы ее дыхательных путей, от
прочности связи с тылами. Но веё, что мы
называли тылом,
отчаянно далеко от нас. На Кавказский
фронт надо было не ездить, & путешество-
вать. И вдруг — полегчало. Мы сами еще
не знали, что? Это в сражение  вотупило

у.

...Первый эшелон с вооружением вихрем
громчалея к фронту. Глядя из окон сани-
тарных вагонов на пробегаютщий ошелон,
раненые махали руками:

— Спасибо, бакинцы! ;

С открытых платформ им отвечали си
дящие у самодельных печурок пожилые
пли в ватниках, пальто и куртках. Мы
зотречали их веюду, не молодых, но еще
п о очень старых, от 40 до 60 годов,
тобздававшими привезенные из тыла подарки,
тчушившими прифронтовые пожары, латав-
шими трофейные тайки. Все они казались
людьми одной части — в неизменных ват-
никах, в черных или рыжих ушанках. в
сапогах, за голенища которых были вирав-
лены синие или черные в полоску брюки.

На руках у них красовались рукавицы
домалинего шитья, подбитые старым кро-
личьим мехом из отжившего свой век доч-
киного воротника. В зубах торчал стекло-
литовый мундштучитко с цветными  про-
слоечками из пуговок. И они, действитель-
но, были людьми одного и того we соеди-

арсеналом, было сейчас

нения, Те, что ехали. вооружением, яв-
лялиеь, в частности, инженерами и техни-
Kauy бакинских заводов. Они спешили 0б0-
рудоваль вблизи прифронтовой полосы что-
нибудь похожее на рем. завод.
’ Скоро стало известно, что боеприпасы,
которых заметно прибавилось, тоже  по-
сылает Баку, как походные кухни и рис.
Тород уступил нам половину
овоето удивительного дыхания. Сражение,
казавшееся притихиим, на самом деле шло
на огромном `пространотве. ;
Сколько и. вызывает этот
удивительный город! Здесь и дленинская
«Искра», и первые могучие рабочие saba-
етовхи, и сталинская типография, и 26

бакинских в во главе © вдохно-
венным ое

Славными традициями ‘революционной

борьбы нашоен воздух города, они — в
манере трудиться и жить, в образе мыслей
каждого, кто е гордостью говорит © себе;
«я — Ц».
Котда небольшой завод, выпускавший
оборудование для нефтяной‘ промышиленно-
сти, летом 1942 г. стал по собственному
почину выпускать многие виды боеприпа-
сов, он поступил, следуя тем. традициям,
которые создали Баку. Шестьсот красно-
армеек вместе е подростками, из-за кото-
рых некоторые цеха завода, HO Ha-
зывалются «яелями», начали быстро пере-
выполнять заводские планы, хотя послед-
ние увеличились по сравнению © довоен-
ными в десять раз. Но если бы бакинцы
стали только работать больтие, они’ бы не
дали и, конечно, не выиграли большого
сражения, одного из тех, которые в конеч-
ном счете решили победу Кавказа.

Korma боец стажается с превосходящим
ето по силе и технике неприятелем, On
видит свой успех в том, чтобы прежде
всето уравнять. шансы. Потом силою. духа
и безграничной отвагой он решает бой в
вот’ ПОЛЬЗУ. С

Так поступили и бакинцы. ° Жогда им
были заказаны стабилизаторы для одного
из видов вооружения, & никакого материа-

Еще не убраны в донских степях груды
вражеских машин. Они напоминают о вели-
ких битвах, которые не так ‘давно происхо-
TUM Ha этой земле. ыы

Жители здешних мест возвращаются в
родные города и села; а по дорогам на
фронт движутся резервы, новые боевые ‘ко-
лонны. Е

В пути встречаются могилы героев Оте-
чественной войны, отдавших свою жизнь за
счастье. народа, Об их славных именах рас.
сказывают памятники, которые воздвигну-
ты воинами, проходившими здесь. .

Вот на каменном постаменте памятник-
танк. На его башне металлическая доска,
где написаны имена героев-танкистов, по-
гибших в борьбе за родину.

Памятники-обелиски установлены и в

ботников дивизионных газет,  созванное
политотделом соединения, где начальником
полковник Шабанин, :

С докладом о задачах красноармейской

каза, Верховного Г лавнокоманцующего
товарища Сталина выступил подполковник
Петров. Он отметил, что газеты ведут
большую! работу по пропаганде приказа,
деятельно помогают” его реализации.

мера в номер освещает, как изучается и
реализуется приказ. «Глубокое изучение
вышение боевой

истребили семь фашистов, мастер меткого

выстрела Еремеев в ответ на приказ унич-

тожил 45 гитлеровцев.

e

довых. позиций. На сборе ‘присутствовало

125 человек. :
Агитаторы прослушали цикл лекций на

темы: «Великая отечественная.

«Политическая агитация в Красной Ар-
мии», «Культура речи агитатора»
Лекции читали. руководящие . работники

политотдела соединения, а также apmeli-

` ХУДОЖНИКИ-БОЙЦЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июня.
(От наш. корр.). В часы досуга  худож-
ники-бойцы соединения гвардии полковника
Афанасьева берутся за кисть и отобража-
ют на полотне свою боевую жизнь. Они
уже написали около 100 портретов лучших
бойцов и командиров, много рисунков и
карикатур: а

Гвардии лейтенант Григорович написал
масляными красками пять больших поло-

ла не было под рукой, ‘они обыскали весь

город и напли железо.
Вместо трубной заготовки

базировались и нб` возобновили работы.

Когда, не стало чугуна — бросились к.

литературе. Нашли выход. Теперь ови пла-
вили сталь совершенно без чугуна. Наконец,
наступила, пора, когда, завод не мог готовить
жидкую сталь — мало осталось люлей на
заводе. Завалка мартеновских печей пошла
вручную, шаржир-крань не было:  Года-
ми говорили о нем, ко ото казалось доро-
гим удовольствием. Теперь же, когда, время
было дороже жизни, механики завода BO
главе с т. Рувиноким за 26 дней спроек-
тировали, изготовили и пустили в ход
сооружение, сразу облегчившее- и ускорив-
шее напряженнейпую работу всего коллек-
THBA.

Tax началось бакинское сражение Ha
одном из заводов. Но все остальные заво-
ды Баку, всея его гигантская ^ индустрия
устремилаеь по пути этого завода, где ди-
ректором в те поры был т. Эффендиев, а
главным инженером Гликман, ‘однолетки,
нолодые инженеры с пятилетним стажем.
На берегах Терека ждали оружие, причем
как, можно скорее. Завод о собрал старые
винтовочные стволы, переконотруировал на

ходу станки для вытяжки стволов, за 17

дней освоил одну из. важнейших деталей. и,
сам веря себе сталь, выпустил первую лар-
тию оружия. : i

Поналобилась медь. Ее не было. Тогда
завод освоил у себя прокат красной меди,
хотя никогда раныше этим делом не зани-
мелся. Но теперь заводскому коллективу
было всё равно, что делать. Всё, что он
делал, было ново.

..Етще стояла мокрая зима. и ‘чемцы не
оставляли надежд увидеть Грозный, а в
бакинское сражение вступали новые  го-
рода. :

Ковали оружие Владикавказ и Грозный.

Через. перевалы пробивалея живительный

поток сил и средств из Грузии и Армении,
Уже начинала трещать. под ударами.
Hamux войск армия Паулюса.
На Кавказе поняли — надо напрячься.
`Веё дальнее повернуло теперь. к Сталин-
граду, нам осталось только свое, ближнее,

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

_ ДЕЙСТВУЮЩАЯ  АРМИЯ, Командир части гвардии подполковник А; Щекал
проводит занятия с командирами подразделений. 62 ss dg mt
“Снимок нашего спец. `фотокорр. капитана’Ф. Левшина.

ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

память’ герою. победителю». Он был коман-

Е teat eta

Совещание редакторов дивизионных газет. .

Состоялось совещание редакторов и’ ра:]

печати по выполнению первомайского при-

Га-
Зета «Вперед» (редактор Плеханов) из но-

первомайского приказа, -— пишет “газета, —
вызывает у бойцов прилив новых сил, по-
активности». Снайперы
Мишин, Булогов и Остапенко за один день

война»,
«Героическое прошлое русского’ народа»,

и др.

тен. Хорошо выполнена картина «Гвардей-

старые бурильные трубы и перетерпели,
пока трубные заводы-поставщики не’ пере-

‚Тература исходила тоже из этого

2%

других местах недавних схваток. Населе-
ние заботливо охраняет священные могилы
и памятники, ‘украшая их ‘зеленью и цве-
тами,

На одной из могил! возвышается пирами-
ца со звездой? и. надписью: «Здесь похоро-
нен гвардии полковник Н. Е. Алексеев,
рождения 1919 ‘года, погибший смертью.
храбрых в борьбе с немецкими оккупанта-
ми в г, Россошь 15 января 1943 г. Вечная

диром М танковой. части и во главе шест-
надцати‹ боевых машин первым ворвался в
г Россошь. Героя хоронили бойцы и всё
население города.

В сердцах народа вечно будет жить па-
мять о воинах Красной Армии, отдавших
свою жизнь за любимую’ родину.

yf ¥

PRM ET A ied ht } О
Однако газеты ‚ страдают ‚еще многими
недостатками. В них ‚очень мало печатает-
ся критического материала, не вскрывают-

ся недостатки в боевой деятельности под-

разделений. Газета «На боевом посту» за
последние четыре месяца не напечатала ни
одной критической корреспонденции.

Содержательный доклад о политической
и военной агитации в газете сделал редак-
тор. газеты «Фрунзевец» майор Столпер. На
страницах этой газеты ярко и полно осве-
щается опыт агитаторов, партийных работ-
ников, лучших воинов—мастеров своего
оружия. В газете введена трибуна снай-
пера, разведчика, минометчика, артилле-
риста. «Фрунзевец» пользуется широкой
популярностью среди бойцов и команди-
ров. :

Совещание наметило ряд мероприятий,
‘направленных на. улучшение. работы диви-
зионных газет.

СБОР РОТНЫХ АГИТАТОРОВ _

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 1 июня. (Поте-
леграфу). В, № соединении состоялся пя-
] тидневный сбор ротных агитаторов с пере-

ские агитаторы и. лекторы. тт. Твердохле-

бов, Сазиков, Любецкий, Ширинский, Жо-.
‘сан. Работник армейской газеты тов. Бров-
ман прочитал лекцию на тему «Патрио-
тизм русского народа в произведениях
классиков и` современных писателей».
Восемь часов‘ учебной программы были
отведены для докладов штабных команди-
ров на военные темы. Участники сбора
ежедневно ‘получали квалифицированную
консультацию по вопросам политической
агитации и текущим событиям.

Q he

цы-минеры», которая живо передает ‘ноч-.

ную работу минеров в тылу врага. Выде-
ляются работы молодых художников гвар-
дии старшего лейтенанта Ласких, сержан-
та Силкина и красноармейца Олышевского.
Ими сделано’ около 40’ рисунков’ из жизни
соединения. :

Политотдел соединения в ближайшее
время организует выставку рисунков, еде-
ланных бойцами и командирами.

ним и сотни других между тем помогли
готовить нашгу победу. Ho ¢ нашим заво-
дом случилаюь беда:

Уже давно подходил.у него к концу за-
пас электродов для электропечей. До войны
получали их из, Москвы, да и то с пёре-
боями, теперь же достать их было реши-
тельно негде. Но завод давно уже начал
думать 00 этой нависшей над ним, как
оползень, катастрофе.
° Начали, конечно, в азов — что такое
электрод, Из чего он, нельзя ли чем заме-
нить? Московские и все прочие ‘электроды
были из каменноугольного сырья, вся ли-
сырья,
которого в Баку нет, & нефтяники хотели

найти что-нибудь поближе к своим, ре-

сурсам. Пока запас московских электродов
еще не иссяк, шли мучительные и опас-
ные поиски. Дело было совершенно но-
Boe, на быстрый усиех никто не расечи-
тывал, и вдруг... вдруг нашли! . Создали
элеклродо из’ отбросов. Впервые во мире;
Сами. Маленький экепериментальный цех,
добившийся выхающегося открытия, еразу
стал душой будущего самостоятельного
завола, с огромными” перепехтивалги.
` И это- было самой крупной победой нах
неизвестный, Всё остальное дашось в ру-
ки как-то легче, просто. Понадобились
кому-то стальные пластинки толщиною В
0,15 мм. —- сделали. Нужен  хирургиче-
ский стол Голея из 700 деталей, причем.
нет его чертежей, а только общее описа-
ние — ‘готов и стол. И всё это сна стан-
ках, переделанных до неузнаваемости, как
бы заново еконструированных для неожи-
даннейнтих задач текущего дня. Вооруже-
Hue — ото резьба: Между тем, старая про-
фессия завода требовала больше токарных
работ. Станки пришлось «переучивать» на
резьбо-фрезерное дело, д& ведь как еще —
на ходу! р

Фронт чувствовал за своей спиной мощ-
ное дыхание Баку; Кавказа, его поддержку:
он остановился, удержал немца и погнал
его назад. ,

Эту блестящую зимнюю битву не забу-
дет армия, не забудет. весь. советский на-

род.

‘быв глаза смотрели приветливо и спокойно.

‘  пгую помощь. Атитатором Bac назначим,

Чугунков заметил это и однажды во время
  перекурки подозвал ео: х себе,

том Чугунков опять возобновляет прерван-

‘круг, помни, “Умереть можно ‘по-разному.

Г:
=

Налеты нашей авиации на железнодорожные
узлы Полоцк, Брянск и станцию Бежипа

В ночь на 1 июня наша авиация дальнего действия крупными силажи совершила
налеты на железнодорожные узлы Полопк, Брянск и станцию Бежица. В результате
бомбардировки на железнодорожном узле Брянск и станции Вежица возникли пожар
и произошли сильные взрывы. as

Особенно эффективной бомбардировке были подвергнуты железнодорожные эшеь
лоны, в Полоцке и крупные склады боеприпасов, горючего, техники и амуниции про-
тивника, расположенные севернее города. Наблюдением отмечено много пожаров.
Среди пожаров происходили взрывы больной силы, которые охватили весь район. рас-
положения складов противника,

Все наши самолеты, кроме одного, вернулись на свои базы.

a °

Попытка налета немецких самолетов на Щигры

Днех 1 июня .24 немецких ‘самолета
кыиались соверигить налет на гор. Щигры
(Курская область). Вотреченные нашей
истребительной авиацией, самолеты ‘про-
тивника к городу не были допущены. При

отражении ‘налета наши летчики обили в
воздушных боях 11 немецких самолелова
Кроме того, один самолет противника по-
сажен на налией территории. Наши потери
—— один самолет, летчик © которого спасся
на парапюте,

Красноармейский вожак

Bo взвод лейтенанта Соенина прибыло
новое пополнение: Бойцы расположились в
проеторной комнате нижнего этажа камен-
ного дома. Чейтенант; приематриваясь к
ним, обратил внимание на пожилого бойца.
У него было полное, р020вов лицо. Голу-

— Налаживаются, товарищ Чугувков.
— Ну, ну, смотря. Расти, парень,

# Ж*

Во многих боях участвовал взвод лей-
тенанта Соснина. Его бойцы никогле, не
отступали перед тшютивником. ‘Трудно при-
XOTHIOCh вести тяжелые оборонительные
бои, а когда началось долгожданное на-
ступление, вбе бойцы словно выровли на
целую голову. В эти дни Чугунков быд
особенно незаменим. Он первый скрытно
подбирался к немецким дзотам, забрасывах
их гранатами, был впереди в штыковых
атаках. И били, крепко били немцев бой-
цы взвода. face

В одной из таких схватох пудя немец-
Boro снайпера угодила в грудь командиру
взвода. Когда он упал на жидкую апрель-
скую землю, к нему подбежал старший сер-
жант Мигунов. Лейтенант посмотрел на не-
го и прерывисто сказал:

— Ты не обижайся, Мигунов. Позови-ка
мне бойца Чугункова.

Когда Чугунков явился,
возмогая боль, сказал:

— Вот что, Чугунков, принимай коман-
дование взводом. На тебя крепко надеюсь.
Помни: немцев с высотки надо выбить
обязательно и селение взять. Понял?

— Есть!

Чутунков хотел сказать лейтенанту не-
сколько душевных слов, но его ждали
бойцы, надо было продолжать наступление,
Oz молча поцеловал горячую щеку лей-
тёнанта, поправил свою шалку и зычно
крикнух: j
- — Взвод. Слушай мою команду!

Е вечеру высота была взята. Еще один
населенный пункт освободили от немцев.

жж + &

Боевой день окончен. В полутемной зем-
тянке тепло. ‘Бойцы сбились в кучу, по-
ближе к огоньку. Чугунков сидит, облоко=
Tach Ha стол, и в полголоса ведет беседу
0 TOM, как держали себя в бою молодые
воины. Он отмечает отличившихся, ста-

Движения были нетеропливы и точны. Он
быстро, на-глаз, выбрал себе шаровары и
гимнаетерюу, разыюекат сатоги 42-й номер и
оделся раньше всех. Обмундирование сиде-
ло ладно, как-будто было сшито специйль-
но для него. Лейтенант с ним заговорил:
‚—= Еели не опгибалось, вы старый боец?

— Tax точно, товарищ. лейтенант. С
немцем уже воевал. Беляков в восемнад-
цатом бил и вот опять довелось.

— А как воевали? _ у
— Да вроде ничего. Георгия имею.
Кавалер, значит,

Так точно. ^

Замечательно. А как вае звать?
Василий Иванович Чугунков.

— Возогуниет?

— Tak точно.

— С wanoro года?

— Согласно партбилета — ¢ 1930-ro, a
душе — всю жизнь,

— Очень хорошо. Вы мне окажете боль-

—

командир, пре-
В

итесь с этой работой?

— Постараюсь, товарищ лейтенант.

В тот же день, когда весь взвод был
собран в одной комнате, коммунист Чугун-
ков провел с красноармейцами первую бе-
седу о внешнем виде, дисциплине и вы-
правке. Он привел несколько примеров из
жизни старой армии. Рассказал, как форми-
ровалиеь краснотвардейские отряды, и 0с-
тановилея на воспитании бойцов Красной
Армии. Беседа пропгла, оскивленно. Бывасто-
то, воина-комууниета вое слушали е He-
екрываемыи“ интересом. .

Так с первого же дня большевик Ва-
силий Чугунков стад известным человеком
Bo взводе. Его как-то все полюбили, к
ним Официально его зовут
тов, зугунков, & в часы передышки ОТ вит их в пример воем‘ #ви is
‘учебы и боев, в разговорах между еобой пустили в а ae
частенько называют попросту «дядя Вася». > Один ив новичков, и

‚ В нему идут з& советом: ий во взвод, глядя на рассказчика, спра-
— Дядя Вася, & как быть с таким де-

шивает у красноармейца Семена Коваль-
лом? Ha из дому письмо прислала: :

цова: ;

квартира у нас сырая, менять надо. Кроме  — А это кто будет?
этого, дочку в детский сад не привималют. -— Bro? Dro наш вожак.

В голосе молодого бойца звучит трё-  И видя, чо новенький н6 понимает,
Bora. ae Ровальцов поясняет:

— А ты что, и нос повесил? Нет, брат,  ‘— Он в65 может: и еапоги починить, и
так не годится. Боец завоетда должен быть  «языка» достать, и русского сплясаль, и
бодрым, емелым и сознавать, что он воин

be ый a 7 взводом командоваль. Ой коммунист!
раеной друии. Бот так. А насчет твоего!  (уидевшие за столом икрикнули
дела мы письмо сочиниих и пошлем в. гор- их ~

TM   разговаривающих. Бойцы замолчали. И то-
ком партии, Ты не сомневайся, всё будет] лос Чутункова стал отчетливо ‹ слышен,
хорошо, x Теперь бывалый воин рассказывал сказку.

— Помогут? Речь шла о чудесной стране, в которой
— Помогут,

реки богаты рыбой, в лесах полным-полно

Авторитет Чугункова во взводе стал на-  ПУптного зверя, недра, гор набиты золотом и
столько велик, что ему приходитея решать   ДРагоценньюии каменьями, & в долинах та-
й более сложные вопросы. Например, ВИе стада пасутся, что от них и в глазах
красноармеец Волков долгое время не мог  Рябит. i
преодолеть робости перед пулей врага.  Медленно, певучь звучит голо, и в
зе: такая тишина, что будто онв, пу-
стая. Новичку,  краснозумейцу Никола
буолкину, усатое лицо Чугункова кажется
таким родным, что он не выдерживает и
шонотом уже в который раз спрашивает
У соседа: :

_ -—= Слушай, & в Sow
стралино? .

— Я же тебе говорил, — отвечает Ко-
‘зальцов, — он воюет, как работает, а
работает, как воюет. Не мешай слушать!

„Недавно член Военного Совета армии
вручал ордена и медали награжденным:
Вот по списку вызвали Василия Ивановича,
Чугункова; Полковник вручил ему орден
Красного Знамени, залем обнял его и позд-
‘Тавил © наградой,

— Служу Советекому Союзу, — громко
ответил Чугунков и тут же добавил: —=
“Только что вроде как бы и не заслужил.
Я ведь, как все. Мое дело партийное.

— Вот. именно, каки все, — расемеял-—
ся член Военного Совета, — как и все —
настояптие герои.

Их немало — этих скромных, незамет-
ных на вид людей. Очи отличные помощ
‘ники команлиров, они воспитатели и вожа-
ku масс. Для молодых, еще не обстрелянных
красноармейцев они и учителя, и наетав-
ники, и чуть ли не родные отцы. № бойцу
—= члену партии, авторитет которого
нвобычайно велик, обращаются по любому
вопросу: Ему приходится верптитв самые
разнообразные дела: от подгонки обмунди-
рования до подготовки молодых бойцов в
первой птыковой схватке. Многие из них
работают агитаторами, и течи их веегда
предметны, ярки и убедительны, Бойцы их
‘стушают и верят. каждому слову, потому
что такой агитатор во веяком деле являет-
ся” первых.

Тажих коммунистов многие справедливо
называют вожаками. Да, они вожаки, в
самом лучшем и благородном емыеле этото

слова.
‚В. КУРБАТОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

— Иди-ка ‘сюда. Садись, закуривай. ——
Чугунков свернул папироску и с хитрецой,
посмеиваяеь в Усы, заговорил:

— Ты ч10-т0, парень, замечал я, вроде
как бы того... Немного робеешь в бою, а?

Лицо красноармейца покрывается густым
румянцем. ти г

— А ч? Разве заметно?

—— Да замечаю. Но это ничего: не ты
первый, не ты последний, — он пускает
через HOC синеватую струйку дыма. —
Махорочка хороша» прямо душу очищает...

С минуту они сидят и курят молча, По-

¢ ним поди не

ный разговор:
—= Ты, молодец; пойми одно—чем спо-
войнее, Чем смелее человек в бою, тем у
него больше козырей в жизни. Это уж точ-
но. А смерти бояться не надо. В-60ю нете-
‚ приноравливайся” № местноети, Сле-
ди, куда немец бъет, куда мины. ложатся.
це одно: надо в себе уверенность иметь.
He ты, в фриц должен первым упасть. Не
ты, & он штыка твоето должен бояться,
Он на клочке земли держится, а для тебя
этот клочок — твоя родина, русская зем-
ля. За нее ты и бъещься. И еще об одном,

Трусом умрешь — имя твое позору пре-
дадут, и дети твои от тебя отрекутея. А
тероем умрешь — 0 тебе вое тезеты на-
пишут. Песни о тебе сложат. Понимаешь,
в чем дело?

— Понимаю.
°—. Ну, вот; А в еледующем бот дер-
жиеь ко мне поближе. Во случае чем я
тебе помогу. ^ Bie У

И действительно, в очередном бою Чу-
гунков украдкой наблюдал з& молодым
бойцом й с уловольствием отмечал, что
тот преодолевает свою pobocrs, стреляя
только прицельно, наэвыбор. И старый
воин, улучив момент, покрикивал:

— Как дела, крестник?

НАГРАЖДЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ НИКОЛАЯ ТИХОНОВА

ЛЕНИНГРАД, 1 июня. (Поз телеграфу   немецкими оккупантами писатель Н. С;
от наш: корр.). За самоотверженную ра- Тихонов награжден орденом Отечествен-
боту и выдающиеся заслуги в борьбе с] ной войны 1-й степени.