%

ХО}

и
O0i0 Bi
ЧАИ
10 ney.
Шо №
fl,
УД
Прист,
Мао

ana,

ТЕТ
1 Tyo
pe rH
Танки
и.

Ровер

поль,
ТОВИЬ,
egal
HOCTI

HOCTH
в
0 Pat
ROTO
УИ
ая №
rac
o dure!

НЗ.

6 июня 1943 г., воснресенье. № 132 (5503). КРАСНАЯ ЗВЕЗДА м

Налеты нашей авиации на железнодорожный

ОБЗОР ПЕЧАТИ
а

В кривом зеркале

«Красноармейская правда» — газета Западного фронта.

Не будет преувеличением сказать,  что дезориентировать читателя.
освещение военных вопросов, пропаганда

боевого опыта являются одной из основ
всей деятельности красноармейской газеты.
Учить бойцов и командиров на опыте вой-
ны —- важнейшая обязанность военной
печати.

К сожалению военные материаты «Крас-
ноармейской правды» не могут служить
источником совершенствования бойцов п
командиров в ходе войны. Достаточно вчи-
таться в материалы этой газеты, чтобы
убедиться, что они упрощенно. трактуют
боевые события, пестрят военной безгра-
мотностью и нередко рисуют тактические
положения, противоречалцие уставах Hpac-
вой Армии, искажающие боевой опыт.

В № 109, «Красноармейской правды»
тапечатана большая статья.  «Решитель-
ность в атаке, упорство в обороне», Тема
важная, нужная, и читатель, несомненно,
ею заинтересуется: Расемотрим эту статью
подробнее, ибо ее педостатки типичны для
многих материалов «Ерасноармейской прав:
ды».
..Батальону, которым командовал стар-
ший лейтенант Леманлжава, предетояло ов-
лалеть деревней Крестьянская Гора, в ко-
Торой «засел крупный гарнизон немцев».
Немцы прочно укрепились в деревне и
занимали рубежи, которые позволяли об-
стреливать наши“ наступающие порядки
еще ло их подхода к «исходным пози-
ЦИЯМ».

«Первую часть задачи старший лей-
тенант Леманджава решил просто: бой-
цы выходят на исходный рубеж мелки-
ми группами, разведчики в это время
отвлекают внимание противника на себя».

Решение действительно весьма простое.
Но такой способ действий возможен лишь
на бумаге и может возникнуть только в
умах люлей, не имеющих ни малейшего
представления 06 организации батальона,
4 его тактических приемах в наступлении.
Сближение батальона, судя по обстановке,
описанной в статье, моглю производиться или
под. прикрытием сильного пехотного и ар-
тиллерийского огня или в ночное время, но
OTHIOIb He так, как рисует газета. Конеч-
н0, в каждом случае во время сближения
батальон булет продвигаться в расчленен-
ных порядках, но это совсем не похоже на
выход «мелкими группами на исходный
рубеж», как это представляется <Враено-
армейской правле».

Далее газета рассказывает о мерах раз-
водки, принятых командиром батальона:

«От разведчиков комбат, кроме того,

потребовал самых достоверных данных о

противнике. Он хотел знать не только

расположение каждой огневой точки, но

и направление амбразур».

Сказать о разведке так, как это сделано
в статье, значит путать читателя. Ведь яс-
HO, что для Тазведки огневой системы
противника, занималотщего столь ^ подготов-
®нную оборону, требуется немало времени
зоначияельные силы. В жизни веё это де-
ея совсем не так просто, как ‘думают ов
лакции «Красноармейской правды».

Еще больше срою тактическую ‘невеже-
ственность газета выдала, когда, попыталась
показать, как командир батальона опреде-
лил 61а00е место в обороне противника.
Оказывается,

«бойцы подползали то к одному, то к
другому дзоту и вызывали огонь на се-
бя. В это время Леманджава, лежа с
биноклем в кустах, наносил на схему
нужные данные».

Такая идиллическая картинка может вы-
звать у военного человека только улыбку.
Ни один командир, мало-мальеки знакомый
с тактикой врага и деятельностью развед-
чиков, этой картинке не поверит. Немцы —
коварный, упорный и пока еще сильный! бойцов возрос и требования их к воен-
противник, и писать, что их можно обма- ной печати как пропагандисту боевого
нуть любым примитивным приемом, значит! опыта значительно повыюилиеь.

а ЕЕ

Известно, ка-
ких трудов, а нередко и крови итоит раз-
ведка оборонительных сооружений против-
ника, тем более когда необходимо подроб-
но изучить его долговременные огневые
точки. Немцы маскируют свои дзоты, воз-
водят ложные сооружения, встречают раз-
ведчикюв огнем с запасных позиций, пере-
мешают с места на место огневые средет-
ва. В ч10 описала газета, как рихим,

С,
не имеет ничего общего е настоящим оны-
том тяжелой, суровой войны,

Многие другие военные статьи, напеча-
танные в «Красноармейской правде», так-
Же далеки от ластоящей пропаганды бое-
вого опыта, в частности и материалы;
которые печаталтея под рубрикой «Изу-
чай опыт войны». В одной статье редакция
путает бой с операцией, в другой-— контр-
атаке придает то же значение, что контр-
улару, ит. л. В №111 напечатана, статья
«Захват контрольного пленного», в’ кото-
рой рехажция явно путает разведыватель-
вый поиск и разведку боем.

и было бы привести множество
других примеров поверхностного описания
боев. Эти описания выглядят в газете уди-
вительно похожими друг на друга и ни-
как но похожими на то, что происходит
в боевой действительности. В подобных
статьях читатель ничего не находит полез-
ного для себя — в них нет ни правди-
вого показа боев, ни свежих тактических
мыелей. :

Всё это относится не только к материа-
лам, рисующим положительный опыт, но и
Е статьям, в которых редакция пытаетея
подвергнуть критике те или иные такти-
ческие ошибки. «Красноармейская правда»
пробует изредка выступать с критическими
статьями, но они ей удаются еще меньше,
чем другие военные стальи. В № 117,
например, газета, напечатала корреепонден-
цию «Точему батальон не выполнил боевую
задачу». Основной ошибкой, которая приве-
ла батальон к неудаче, газета считает сле-
дующее:

«Командиры взводов вместо того, что-

бы, управлять действиями своих подчи-

ненных, ставить HM задачи, захватывать

основные опорные пункты, обходить их с

тыла и флангов, сами увлеклись охотой

за одиночными немпами и по существу
превратились в рядовых бойцов».

Итак, виноваты командиры взвотов, ко-

торые неё захватывают «опорные пункты».
не обходят их «с тыла и флангов». Веё это
выглядит по меньшей мере странно. Едва
ли может быть такое положение, чтобы
все командиры взводов в батальоне, полу-
чив точную задачу, определяющую глуби-
ну проникновения в расположение врата,
не стремились ее выполнить и все, как
один, «увлеклись охотой» и топталиеь на
месте. Суля по обетановке. оеновная бела
была в том, что командиры взволов не
получили такой задачи. от командиров рот,
& в ходе боя как ротные командипы. так
и командир батальона потеряли управле-
ние полраздетениялки.
: И еще: газета. ставит. себя в. оментное
положение, требуя от взводов, действующих
в составе роты,
залач — захватывать целые опорные пунк-
ты противника и притом основные. Смутно
себе, видимо, представляют в «Краеноар-
мейской правде», что такое овладение 06-
новным опорным пунктом врага. одобная
«критика» ничему ке учит командный со-
став, & только вносит путаницу В умы чи-
тателей.

Так выглядят военные материалы на
страницах «Красноармейской правды», Га-
зета в кривом зеркале отображает боевой
опыт. Это особенно недопустимо. сейчас,
‘после двух лет жестоких сражений, когда,
уровень военных знаний командиров и

ЕО тОННЕИ

Л. НИКУЛИН.

ВРЕМЕНА. Г

Тому, кто был с гвардейцами в летние

дни 1942 года, не забыть этих дней скор- — :
би и доблести. РАССКАЗ
Гвардейцы отходили на восток, отбива- om

яеь от наступающего врага.

Горели милые, тихие села, торели отя-
тощенные созревающими плодами яблони,
хак факелы, дымились при дороге обуглен-
ные ясени. Город Н. — чистые, белые до-
мики среди вишневых садов — лежал в
развалинах, и на обломках брошенной ут-
вари сидели голодные, мяукающие кошки.

Полк шел лесными тропами, в молодых
лесах, пробивая себе путь на восток, в
приволжекие степи. В 0бозе, на скрипучих
телегах везли раненых. Вто мог итти —
шел рядом с телегами, опираясь Ha выре-
занную из орешника палку. Пели птицы, и
разноголосый птичий свист заглушал сла-
бый стон в стороне от лесной тропы. . В
глубине лесной чаши, упираясь спиной в
ствол дерева сидела девушка. Голова ве
поникла, и выгоревшие на солнце ‘льняные
волосы закрывали лицо.

Военный врач Арсеньев подошел к де-
вушке, осторожно приподнял голову и
увидел прямой взгляд больших, серых глаз,
искусанные до крови губы и нежный, де-
вичий подборолок. Ho длилось 970 одно
мгновение, Взгляд девушки помутилея, она
потёряла сознание. Арсеньев расстегнуа: 30-
рот ее гимнастерки и увидел коричневую
от крови повязку на груди и на плече.
Рукав гимнастерки тоже был в крови.

Вечером Арсеньев сказал своему другу
подполковнику Смирнову:

— Нет, не взять Русь Адольфу! Сдох-
нет, а не возьмет!..

If, казалось бы, без связи с этими сло-
вами рассказал Смирнову, что нынче на
рассвете полобрали раненую медицинскую
сестру и что у нее оказалось восемь 0с-
колочных ран, Смирнов молчал. Перед ним
лежала карта, на карте, отмеченный ка-
ранлалиом, пройтенный путь.
думаю, что Василенко умрет, —

друг, «душевный парень», как говорил о
нем Арсеньев. Этот мечтательный и ду-
шевный парень спас жизнь подполковнику
Смирнову и всему штабу полка. Когда
штаб окружили немцы, Василенко лег у
порога хаты с автоматом и дал возмож-
ность уйти всем. Прозвучал последний вы-

дят Антона, Василенко. Но подоспела по-
мощь, его подобрали с пробитыми легкими
на пороге штаба. 3

Увязая в песке, грохоча по корневищам
сосен, тащилась телега, в телеге на соло-
ме лежал Антон Василенко и остановив-
шимся взглядом глядел в’ небо, где шу-
мели верхушки сосен и проплывали пыш-
ные, белые облака...

В один из этих дней, поравнявшись ©
последней в 060зе телегой, ‘Арсеньев уви-
дел поразившую его картину. Раненая ме-
дицинская сестра шла рядом с телегой,
держась рукой за оглоблю и в трудом вы-
таскивая сапоги из песка.

— Чюба, — сердито сказал Арсеньев,
— какого чорта вы сошли с телеги? Опять
температуру нагоните..:

Ответа не было. Серые глаза девушки
смотрели па Арсеньева строго и спокойно.

И Арееньев, пощекотав пиорой коня,
от’ехал. Впрочем у Арсеньева небыло вре-
мени размьмилять 06 этой девушке — на
руках у него были десятки тяжело ране-
ных. Перед войной он выбрал себе спе-
циальность — нервные болезни. Война
сделала его хирургом, помощником полко-
вого врача. -

То, что он увидел на следующий день,
опять удивило его. Люба перевязывала ра-
неного Василенко. Левая, несгибаютщаяся
рука, видимо, мешала ей. Временами чи-
стое, юное лицо искажала гримаса боли.

я ноги вытаскивали. Пропали три километ-

ока: ; — yopora} — 9т0 еще что... — грозно начал Ар .

eee и ih ae wy сеньев, но посмотрел на Любу и отошел. — Знаю, — продолжал Владимирский.   ра. — вижу Антону трудно, но он вида He

О ОО Ави Антоне Василен-  Шли дни. Гвардейцы прошли больше  — она третьи сутки у нас. Славная де   показывает. Легкие у Hero  прострелены.
у * о с ©

ста километров, выполняя приказ командо-
вания, доводя немцев до исступления упор-

г

хо. командире батальона, тяжело раненом
девять дней назад. ITO Oba Ux 00евоу

выполнения непосильных  ’

стрел, вее подумали, что больше не ›уви-.

истребления

«Лавочкин-5

С появлением на налием участке фронта
истребителя «Лавочкин-5» («ША-5»), не-
мецкие летчики сразу насторожиалиеь. Они
стали присматриваться к этой малтине
и сначала всячески уклонялиеь от боя ¢
нею, а потом, узнав ее качества, дрались
осторожно, с оглядкой,

Бои проходили при различном соотноте-
нии ‘сил, и нередко «Meccepummrrsty име-
ли большой численный перевес, В одном
из таких столкновений наци летчики-ист-
ребители, дравшиеся на «ЛА-5», свалили
сразу шесть «МЕ-109», не потеряв co
своей стороны ни одного самолета.

Однажды летчик Бачило на <«Лавочки-
не-5» встретилея с тремя «Мессершаит-
тами». Смело приняв вызов, он начал вее-
ти с ними бой. После короткой «карусели».
на вираже Бачиаяю быстро очутилея B XBO-
сте одного «Меесериихитта» и короткой
очерелью сбил его. Двое оставитихся пыта-
лись еще раз атаковать Рачило, но тот
подбит второй немецкий истребитель, `бы-
стро закончив бой в свою пользу. .

Не менее характерен другой подобный
пример. Летчику Шебеко тоже припглось,
вести бой против трех «МЕ-109». Он со-
провожлал пепурмовиков и имел ограничен-
ные возможности ведения боя. Но вёё же
Шебеко, умело используя боевые качества
самолета, «Лавочкин-5», сбил один «Мес-
сетитиитт» и отбил атаки двух других, нё
подпустив их к штурмовика. 3

Авиаконструктор у л

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 июня. (По
телеграфу от наш. корр.). На-днях извест-
ный авиаконструктор В. П. Горбунов и
главный инженер авиационного завода Сто-
пачинский встретились на полевом аэро-
дроме с летчиками-истребителями и техни-
ками. В дружеской беседе летчики расска-
зали о поведении машины в воздухе, о ее.
боевых качествах. Техники поделились
своим опытом эксплоатации и ремонта са-

олета в полевых условиях. Истребители
Гудков, Шумов сделали ряд замечаний,
посоветовали усовершенствовать некоторые
детали машины. Эти предложения оказа-
лись весьма ценными,

Своим посещением летного подразделе-
ния Горбунов u Стопачинский остались
очень довольны.

— Поездка на фронт, — сказали они, —
дала нам много ценного и полезного для

ОДА

ством и стойкостью. То, что в этом суро-

‚ вом и мучительном походе Антон Василен-

ко выжил, было заслугой Любы,
На рассвете, после боя за. переправу, Ар-

сеньев весь в грязи и в иле обогревался в] сельской церкви. Арсеньев молчал. Он толь-
ко теперь понял, как любил этого черно-

кабинке грузовика. Там @го нашла Люба,
По ее взгляду он ‘понял, что случилось
что-то серьезное.

— Евгений Николаевич, — сказала Лю-
ба, — как же нам быть, больше везти Ва-
силенко невозможно — умрет в дороге.

‚ — НУ раз везти дальие нельзя — при-
детея оставить в селе. Но ведь за ним ну-
жен уход — ранение тяжелов.

—Я
Тюба.

И Василенко оставили. Его поместили в
хате у одинокой пожилой женщины. Село
было в стороне от тракта. трулно было ду-
мать, что немцы
Антона переодели в
отнесли на сеновал.. Люба сняла, гимнастер-

с ним останусь, — тихо сказала

дела, сельской. девушкой-подростком.
  2.

Гвардейцы остановились на чех рубежах,
которые позднее стали могилой для десят-

ков тысяч врагов. Отсюда должно было на-  словом, ты девушка умная и сама пой-
чаться налие контрнаступление. Полк полу- мешь,, Что нам будет полезно. Вид у тебя
WHA нополнение, зимнее обмундирование И! такой, STO. HUKTO Ha. тебя подозренья иметь

новое вооружение. Близость долгожданной
победы, чувство уверенности в своих си-
лах передавалось от бойца к бойцу.

В октябре месяце Арсеньев приехал в  Узнала, А он все записывал и, когда испи-

штаб дивизии. Там его ждала неожиданная
радость. Начальник штаба дивизии полков-
ник Владимирский окликнул его и сказал 5
какой-то необычной задушевностьт:

— Наградили дочку валнего полка Ji0-
бу... Зайцеву, так, кажется, еб зовут. Ее
больше по имени знают. Небось, вы рады
за нее?

— Цонечно, — дрогнувитим голосом от-  мокла. Итти по дорогам нам нельзя, шли
ветил Арсеньев, — но, товарищ полковник,   мы полем, грязь налипяа на сапоги, еле

девушки этой уже нет в нашем полку.

вушка.

— Как у вас? — спросил Арсеньев — Так мы прошли меньше поддороги. Я го-

“Некоторые летчики, отлично освоивииие .

Село было глухое, немцы приезжали сюла

забредут в эту глушь.   попасться. Соседи ero скрывали, уважали
гражданскую одежду и его и ходили к нему за советами — как
[Их жить при немцах... Послутал их Антон
ку, в ситцевом платье, босая, с косичками, и говорит мне: «Люба, надо тебе походить
выбивающимися из-под платка, она выгая- но соседним сёлам, посмотреть, что делает-

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Истребители «Лавочкин-5»  патрулируют в зоне

Снимок нашего’ спец. фотокорр. капитана О. Кнорринга.

» ведет бой’

«Тавочкин-5», достигли подлинного ма-
стеретва в борьбе е фашистскими - бомбар-
дировщиками. Так, летчик Азаров сравни-
тельно за короткий срок сбил до десятка
вражеских бомбарлировщиков. В одном бою
Азаров настолько красиво работал, что лю-
ди на улицах города, которые видели па-
дающие немецкие самолеты, начали апло-
дировать летчику.

Когда отходила одна немецкая дивизия,
налии летчики, непрерывно ведя разведку,
контролировали ее движение. Наконец мы
выбрали удобный момент (колонна машин,
выйдя из крупного селения, растянулась
вдоль дороги} и нанесли немцам ряд уда-
ров на марше. Самолеты «Лавочкин-5»
обрушивали бомбовые залпы и пушечный
огонь“На головы гитлеровцев. Летчики pa-
ботали с болыной интенсивноетью, произ-
водя при штурмовке до 5—6 заходов
сразу. Несколько позже мы побывали на
этом месте и убедились в эффективности
действий наших самолетов. По обочинам
дороги и в кюветах валялись груды авто-
малнин и трупы немцев. ,

Самолету «Лавочкин-б» летчики, веду-
щие ‘бои, дают правдивую’ и бестриютраст-
ную характеристику:

— Простая. нестрогая машина.  Чув-
ствуешь себя в ней, как в санях. А уж
если даст огня, — будьте уверены: от
немца, только Hem летят.

Майор А. ПАХОМОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ:

етчиков-истребителей

нашей дальнейшей работы по усовершен-
ствованию самолета и улучшению ‘его бое-
вых качеств. В ближайшее время, когда
будут введены некоторые изменения от-
дельных агрегатов самолета, мы снова вер-
немся в боевое подразделение и проверим
на месте результаты нашей работы.

В заключение авиаконструктор Горбунов
провел беседу с лучшими ассами и летчи-
ками подразделения, посоветовал им, как
лучше использовать все боевые- качества
самолета в бою.

Конструктор`и инженер тепло простились

с истребителями. Уезжая, В. П. Горбунов

заявил летчикам:
— Бейте больше фрицев,

армии,

~

В mous wa 5 moma nama авиация даль-
него действия соверитила массированные
налеты на, железнолюрожный узел Брянск и
станцию Карачев.

В связи с разрушением железнодорож-
ного узла Орел, проведенным нашими са-
молетами в ночь на 4 июня, на железно-
дорожном узле Брянок и станции Карачев

узел Брянск и станцию Карачев

отрудилось очень большое число немецких
воинеких эшелонов. Эти эшелоны против-
ника в ночь на 5 июня и были подверг
нуты сильной бомбардировке нашей авиа,
цией. В результате прямых попаданий от-
мечено много пожаров и взрывы огрозеной
СИЛЫ.

Bee наши самолеты, кроме олного, вер-
нулись на свои базы.

Немецкий танк „Т-УГ и

борьба

Гитлеровская Германия рассчитывала на
уолниеносную войну. 9т0 нашло свое от-
ражение и в строительстве танкового пар-
ка германской армии. Готовясь к войне,
немцы изготовляли в масеовом количестве
легкие танки типа «T-1> n <«T-2». He-
сколько меньше было у них в начале вой-
ны средних танков типа «Т-3» и «Т-4».

первый же год войны с Советским
Союзом гитлеровцы понесли огромные по-
тери в танковой технике. Кстати сказать,
наши танки © их вооружением оказались
по своей мощи огня, броне и маневренно-
сти лучше немецких. Фашистскому коман-
дованию не раз приходилось принимать ре-
прессивные меры против разговоров о не-
уязвимости советского танка, широко рас-
пространившихея среди еолдат германской
которые испытали на себе силу
удара наштих танковых войек.

В ходе войны гитлеровцы стали сречно
перевооружать свой танковый парк. В
1942 году они начали енимать с произ-
водетваь легкие типы танков «Т-ь и
«Т-2», имеющие слабую броню (10—
25 му) и слабое вооружение (20-ми пуш-
ки). Уведичилея выпуск средних танков
типа «Т-3» и «Т-4» с модернизированным
пушечным вооружением (длинноствольные
50-мм и 75-мх пушки). По имеющимся
данным, выпуск танков в Германии за
1942 год был следующим: 60 процентов
средних танков типа. «Т-3» и <Т-4»,
25 процентов легких типа «Т-Ш» и че-
хословацких «38%» и «35, 15 про-
центов тяжелых. Охновременно немцы при-
ступили к производству новых тяжелых
танков с более мощным вооружением, чем
средние, и увеличенной толщиной брони.
К этому. классу и принадлежат танки типа
«Т-\1» под названием «Тигр», захвачен-
ные в боях нашими войсками.

Оценивая особенноети конструкции тан-
ка «Т-УГ», надо отметить, что немцы уде-
лили главное внимание мощности вооруже-
ния и броневой защиты. Однако, увеличи-

вая толщину брони и габариты танка, не-

мецкие конструкторы сильно перегрузили
его ходовую чаеть. Вследствие этого ходо-
вая часть танка «Т-У!» ненвдежна в экс-
плюатации и является наиболее уязвимым
местом. Кроме того, ходовые качества тан-
ка Из-за перегруженноети невысокие: он
летко застрезает на низменных местах.
Учитывая слабые стороны своего нового
танка, немцы до сих пор применяют ero
только из-за укрытий в обороне или в
третьем эшелоне при наступлении. Они ис-
пользуют огневую мощь этой машины для
стрельбы по вашим танкам прямой навод-
кой на больших дистанциях. Возможно, в
дальнейшем неприятель попытается при-
менить танки «Т-\], массированно при
прорыве обороны на том или ином напра-
влении.

Опыт показал, что все ередетва проти-
вотанковой борьбы действительны при стол-
кновении с этим танком. хотя он и обла-
дает более мощной броней и вооружением
по сравнению в остальными немецкими ма-
nian. Нужно только зналь уязвимые
места танка «Т-У», чтобы поражать его
наверняка.

Винтовочный и пулеметный огонь, & так-
же огонь. крупнокалиберных пулеметов и
противотанковых ружей позволяет пора-

а мы со своей   жать смотровые” приборы щелей в коман-

стороны обязуемся сделать всё, чтобы бое-   лирской башенке, в центральной  балине,
вые качества самолета были еще более   смотровые приборы стрелка-ралиста и води-

высокими,

простите, я не пойму, как это может быть?
° —_ Да, она третьего дня появилась. Пе-
решла фронт... ну, словом, вы сами OT Hee
узнаете...
В тот же день Арсеньев нашел Тюбу.
Он мог только енросить:
— Как же ты попала сюда? Гле Антон?
Она ответила не сразу:
— Нету его... Умер.
Они сидели на бревнах у разрушенной

волосого меччателя, командира из студен-
тов Днепронетрбвекого института, весело-
го и доброго, храброго, как лев, в бою.
— Как же он умер? Как это случи-
1065? — тихо спросил Арсеньев.
— Вышло это так, — тихо заговорила
Люба, — жили мы у тетки Анны хорошо.

один раз, чаще всего езтил сюда их най-
мит, вроде главного старосты, по фалгилии
Шведченко. Антон Иванович поправлялся,
стал ходить с палочкой, только недалеко и
по вечерам, так чтобы людям на глаза, не

ся, осторожно расепросить людей, собрать
нужные для нас сведения. узнать, где нем-
цы стоят, какие у них силы, где строят
дороги, укрепления, фамилии их начальни-
ков и КТО служит у них в полиции, ну.

не будет». Я его приказание выполнила,
как могла, уходила на два, на три дня на
работу, приходила и рассказывала всё, что

cad две тетрадки, сказал: «Картина на
этом участке получилась довольно ясная, и
теперь было бы хорошо нам с тобой лдви-
путьея в трудный путь, к своим». Дорогу
мы наметили точно по карте. За тридпать
‘километров, начинались леса, глубокие бал-
ки” — там фронт. Прошли дожди. Земля
здесь жирная —— чернозем, — совсем Pas-

стал часто дышать, воздуха нехватает.

ворю ему: «Антон Иванович, — видите
кусточки, давайте заляжем тут, день пе-
-реждем, а ночью опять пойдем». Он отве-
чает; «Видишь, черная стена виднеется,
это лес — спасенье наше». А уж свет-
ло стало, и заря занимается за лесом. Спра-
ва от нас шоссе было, мы вышли к нему,
здесь грунт был тверже, легче итти, a
солнце уже поднялось, вокруг тихо, и слыш-
но, будто подковы звенят... Антон взял би-
нокль, глядит и говорит: «Кавалеристы,
десятка два не меньше... мадьяры. Теперь
ничего не сделаеть -— местность ровная,
спрятаться нам негде. Побежим — увидят.
Правда твоя, надо было нам залечь у тех
кусточков. А теперь — кончено. Бежать я
не в силах...» Посмотрел на меня и вдруг
сказал: «А ты -— иди. Ты до тех куеточ-
ков мигом добежишь». Ототегнул полевую
сумку и дает мне: «Это отдай в штаб ди-
BH3HM, там записки мои». Я хотела ска-
зать: не пойду, но он так строго посмотрел
на меня: «Если вправду любила меня —
иди...». И я побежала к кусточкам, ветер у
меня в ушах свистит, добежала, и упала
около них, от шоссе километра два было.
После слышу, как будто стреляют. Плохо
слышно было, ветер напротив дул. Запла-
кала я, — что я сделала, зачем ушла от
него — два месяца его берегла, & тут
принеюсь бросить...
езы перехватили горле Любы.

— Воепомню, как строго он мне сказал:
«Если вправду любила меня — иди...».
Так строго, что нельзя было этого не сде-
лать... Дождалась я вечера, вееё-таки при-
ила на то место, где. оставила, Антона, Ива-
новича. Бурьян кругом поломан и никого
нет... Был человек и не стало... Уж ne
помню, как я пошла дальше, пила долго ле-
вом, кругом немцы ‘были, но там овраги
глубокие, кусты, бурелом, дошла, ‹как-ни-
будь... Пришла в село, забыла, как назы-
вается, а тах — наши танки...

Арсеньев дотронулея ло плеча Любы.

‘— Что wm tebe сказать... Ты молодая.
тебе восемнадцать лет... Неужели не най-
дешь ты своего счастья?

3%
Однако Антон Василенко не умер. Он
пришел в себя от яркого света, бившего

ему в глаза. №т0-то светил ему в глаза
сильным электрическим фонарем. Он увидел
бревенчатые стены сарая, черный силуэт
человека перед собой.

Яркий свет погас. Теперь сарай был 0е-!

Я

с ним

части танка. Кроме того, пуля крупнокали-
берного пулемета и снаряд противетанко--
вого ружья, попадая в погон бани, за-
клинивают ее, и танк уже не может вести
круговой обетрел.

Средствами ближнего боя (противотан-
ковые гранаты, нодвижные мины) можно с
успехом выводить из строя ходовую часть
танка: передние (ведущие) колеса, опор-
ные катки, гусеницу, заднее колесо-лени-
вец. Эффективны в борьбе с тяжелым не-
мецким танком также и бутылки ев горючей
жидкостью. Забрасывая ими или противо-
танковыми граватами моторное отделение,
расположенное в кормовой части танка, мо-
Жжно поджечь его и вывести из строя вен-
тиляторы. Сосредоточенный огонь всех ви-
дов оружия необходимо направлять на пу-
леметные установки и пушку; снаряд, по-
палая в ствол нушки, выводит ее из строя.

Болышой эффект дает артиллерийский
огонь, нацеленный на ходовую часть тан-
ка. Если енаряд угодит в ведущие колеса
или в ленивец, в опорные катки или в гу-
сеницы, — танк наверняка будет полбит
и остановится. Бронебойными снарядами на-
до обстреливать борта танка, целясь по
центральной башне, по бензобакам, pacmo-
ложенным слева и справа в области ленив-
ца и двух задних опорных катков.

Наиболее слабая бортовая броня нахо-
дится снизу, несколько выше опорных кат-
ков, образуя полосу в 20—30 сантимет-
ров на всем протяжении корпуса. Наппав-
ляя огонь по этому месту, можно надежно
поражать экипаж и боевое отлелёние тан- -
ка. Самым прочным местом танка является
его лобовая броня. Поэтому наибольший
эффект в борьбе с танками «Т-\ имеет
фланговый огонь противотанковой артил-
лерии, которая бронебойными снарядами
различных типов поражает его борта и
кормовую часть. Фугасный снаряд, попадая
под основание башни, разрушает крышу
танка и выводит башню из строя.

_ Для верного поражения танка надо под-
пускать его на максимально близкую ди-
станцию, широко применяя систему кин-
жального огня из засад. Поскольку ходовые
качества танка неуховлетворительны и шас-
CH чрезвычайно перегружено, важно оста-
новить его системой противотанковых пре-.
пятствий и заграждений, чтобы затем уни-
чтожить. При наступлении на, обороняюще-
гося противника приобретает еще большее
значение разведка переднего края обороны,
которая поможет выяснить, где раеполозже-
ны танки «Т-У». Следует. учитывать, что
немцы очень часто используют огонь этих
танков с места, с замаскированных пези-
ций. Своевременно разведав места засал,
нужно уничтожать танки сосредоточенным
артиллерийским огнем.

‚ Новый немецкий тяжелый танк, на ко-
торый германское командование, очевидно,
возлагает большие надежды, поражается
успешно при правильном использовании
всех видов огня — пехотного, артиллерий-
ского, специального противотанкового. Это
подтверждается как боевым, так и полигон-
ных опытом. Необходимо тщательно изу-
чать методы боевого применения неприяте-
лем танка «Т-УТ». широко пропатанлиро-
вать наиболее эффективные средства боть-
бы с ним, постоянно следить за появлением
тяжелых немецких танков перед фронтом,
чтобък своевременно принимать нужные уе-
ры для их уничтожения.

Инженер-подполновник А. АНДРЕЕВ,

Ea tee

Se a ee ee ee ce ae

вещен фонарем «Летучая мышь». Фонарь
стоял на земле. На колоде. против Ва-
силенко сидел человек в дождевике, с
седыми усами и маленькими злыми глаза
ми, глядящими из-под сросшихея бровей,

— Ну, холера, — сказал человек, —

Буда путь держал?
иленко ничего не ответил. Он вытя-
нулея и почувствовал ноющую боль в
ногах и руках.

— Ну, давай говори, — сказал неизве-
стный, — кто такой, какой части, коман-
дир, солдат?

— А сам-то ты кто такой? — тяядя в

потолок сарая, спросил Василенко. _
А что х, твоя правда, — сказал
неизвестный, -— должен ты знать, от кого
ты примешь свою смерть, или не должен?
Шведченко моя фамилия. Довольно с тебя
и этого. Или мало? о

— Слышал такое имя.

Человек, назвавший себя  Шведченко,
усмехнулся и достал из кармана измятые,
рваные клочки бумаги.

— Мо бумагам ты значинься...
тан... Антон Иванович Василенко...
дит, вроде, мы с тобой земляки.

— Бешеной собаке ты земляк, а не
мне! ‘— с яростью сказал Василенко, —
Продал ты свою землю — вот что!

Е удивлению его, Шведченко не рассер-
дилея, он даже как булто повеселел и
зккуратно спрятал клочки бумаги в карман:

— Продал там или не продал — вопрое
другой. Однако не мне, а тебе висеть на
столбе, это, как бог свят.

Потом, потирая аадонь о ладонь, про-
должал:

— Будешь дурнем — будешь висеть.
А не будешь — твое счастье. Жив будешь.
Как тебе лучше — ‘сам решай.

Не

хапи-
Выхо-

Василенко молчал.
— Голова, — продолжал назидательно
Шведченко, — куда ты шел? В лес, к

партизанам? Тут на сто верст кругом духу
их нету. Нет, хлопец, ‘дурень ты, вели
своей жизни не пожалел. Олин раз ona
тебе лается. Буль ты ве мой земляк —
бы слова не сказал, — прогадай. чорт
в тобой! А ты мне земляк.  днепровскую
воду пил, пшеничный хлеб ед...

— Молчи, Мазепа проклятый! — не вы-

lepmas, закричал Василенко. — Я воду из

Днепра пил, но я кровь за нее пролил! А
ты кому служишь? Немцах?

(Окончание на 4 стр.).