и

‘

}

„9%.

ие Ва

Г 1 вая 1944 г. воскресенье. № 108

(5788).

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

Сообщение Чрезвычайной Государственной Комиссии
по установлению и расследованию злодеяний немепко-фашестских захватчиков
О разрушениях, грабежах и злодеяниях кемецко-фашистеких захватчиков
ни их сообщников в городе Ровно и Ровенской области

бнаруженные в г. Ровно — резихен-
ции быв. рейтоекочисоара Укранны, Эриха
Кота локумекты и многочисленные свиде-
тетьские показания, данные Комихии в
составе генерал-мзйора Бегма В. А., пред-
егзателя Ровенского облисполкома ser
тов трудящихея Васильковекого Il. H.,
учителя Новак Т. Ф., депутата Верховно-
то Советь СООСР Ефничук-Дьячук ¥. B.,
протоиерея Влахимира Пижинкого, ксендза
Феликса Савицкоо и представителя
Чрезвычайной Госухарственной Комиссии
Готцева Б. Т.. расследевавшей преступле-
ния немепко-фапгистских захватчиков в
Ровно и Ровенской ебласти, еще раз
подтверждают, что гитлеровские бандиты

стремились создать на захваченной ими!

территории Укранны рабеко-крепестниче-
ский режим и искоренить украинскую го-
сударетвенность и культуру.

Потеряв надежду на сохранение Ух-
ранны, как CBO колонии, немепко-
фашистские бандиты стали, по заранее об-
хуманному плану, опустошать украннскую
землю, разрушать  тосударственные, 0б-
щественные и частные здания и coopy-
жения, в особенности украинские  куль-
турно-просветительные учреждения и гра-
бить всё, что понадало им под руку. He
довольствуясь этим, озверевшие гитлеров-
ские палачи © безудержной жестокостью
истребляли мирное украннское население.

1. РАСЧЛЕНЕНИЕ УКРАИНЫ И УСТАНОВЛЕНИЕ
РАБСКО-КРЕПОСТНИЧЕСКОГО РЕЖИМА

С целью уничтожения государственного
элинства Укранны указом Гитлера от
1 августа 1941 г. украинская территория
была расчленена: часть Западной Украи-
вы — Львовская, Дрогобычекая, Стани-
славская и Тарнопольская области —
была включена в состав «полъекого гене-
рал-губернаторетва». Южная часть Ук-
раины — от Николаева и далее на север
по реке Буг хо линии Бершаль— Могилев-
Лодольский — была передана Румынии.
Остальная часть Украины была включена
в тейхскомиссарнат пюд управлением
рейхскомиссара Эриха Коха.

По распоряжению министра Розенберга
от 19 ноября 1941 г. местным жителям
запрещалось переезжать и переходить из
одной части Украины в другую.

Во многих случаях установленные меж-
ху частями Укранны границы проходили
тах, что земли крестьян, живнтих в одном
губернаторстве. оказывались в другом гу-
бернаторстве и обработка их была. гопря-
жена < трудностями и даже риском для
жизни. Заместитель  генерал-комиссара
Волыни и Пололин Швайгер приказом от
26 июня 1942 года разрешил жителям
«переходить границу для проведения х9-
зяйственных работ на принадлежащих им
за границей землях только в определен-
ные часы и в епределенных местах»,

Незецко-фашистские оккушанты ввели
на территория Украины рабско-креностни-

ческий режим. Советские граждане на за-
хваченной немецкими фашистами  терри-
тории были поставлены в положение дес-
правных париев. —

Все приказы и распоряжения Тит,
Розенберга, Коха и представителей  не-
мецкой власти на оккупированной терря-
теории содержат в ©ебе угрозы советским
тражданам разного ‘рода наказаниями и
болыше всего смертной казнью. бсобенно
характерно в этом отнопентие распоряже-
ние Розенберга от 17 февраля 1942 гола
о введении для советских граждан ссобых
уголовных законов.

По этим законам советскому граждани-
ну угрожала смертная казнь за оскорбле-
ние «чести» немецкой армии, немецкой
полиции,  национал-социалистской — не-
менкой партни и даже за антинемецкие
настроения или повеление, «понижающее
уважение к немецкому государству или
немецкому народу».

Смертная казнь угрожала каждому со-
зветскому гражданину, ели ом не деносил
тестатю и другим немецким” властяе 06
антинеменких настроениях или действиях.

По распоряжению Розенберга от 27 ав-
туста 1942 гола, «все жители занятых
восточных областей, независимо от возра-
ста», привлёкалиеь Ев обязательной тру-
oR повинности.

2. РАЗГРОМ ГИТЛЕРОВЦАМИ УКРАИНСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И УНИЧТОЖЕНИЕ УКРАИНСКОЙ _
ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Немецко-фашистские
власти привнмали вое меры к тому, что-
бы искоренить украинскую культуру и
уничтожить украннскую интеллигенцию.
` Имеющиеся в распоряжении Чрезвычай-
ной Комиссии многочисленные материалы,
основанные на документах, показаниях
свидетелей и личном осмотре членами Во-
зиссни и ознакомленни их © состоянием
различных культурно-просветительных уч-
реждений на территории Украины, осво-
божденной Красной Армией, не оставляют
никакого сомнения в том, что немецко-
фашистские варвары имели своей захачей
уничтожить украинскую культуру, ист-
ребить лучших представителей украинско-
то искусства и науки, попавних в их
руки; школы, высшие учебные заведения,
клубы, библиотеки, музеи, театры, создан-
ные украинским народом на’ протяжении
почти четверти Beka советской власти,
титлеровны безжалостно уничтожали. 06
этом свидетельствуют, в частности, фак-
ты. установленные Чрезвычайной Когис-
сей в гор. Ровно и Ровенской области.
Неменко-фаптистские захватчики закрыли
з Ровно почти все  культурко-прюевети-
тельные учреждения. 30 ноября 1941 го-
да в газете «Волынь» было официально

оккупационные  атра гитлеровцы из’яли произведения ук-

раинских классиков. Большинство украин=
ских артистов вынуждено было уйти из
театра и многих из них гитлеровцы уби-
ли. Так, летом 1943 гола были расстре-
ляны артист Долгопольский, артистка
Ирина Якковская, артист Борис Курганов
и рях других.

В тяжелом положении оказались ра-
ботники школ, библиотек и других куль-
турных учреждений. «Вее школы ropo-
ла, — со0бщия учитель В.  Кобалев-
ский, -— немцы превратили в казармы.
В казармы OHH превратили‘ прекрасное
здание пединотитута. Учителя, которым
удалось избежать физического уничтоже-
ния, принуждены были стать чернорабу-
чими, деквалифицироваться и влачить
жалкое существование. Мне лично призи-
лось пойти на работу в слесарную ма-
стерскую, хозяином которой был немец
Эдуард Нейман. Как и другие ‘рабочие
мастерской, я на себе испытал‘ всю тя-
жесть немецкой эксплоатамий».

Таких фактов имеется много. Но этим
дело не ограничилось. Отступая пол уда-
рами Красной Армии, гитлеровцы жгли,
взрывали и уничтожали и школы, и му-

об’явлено о закрытии школ в генералкю-!зен, и другие культурно-просветительные

миссариате Волыни и Нодолие.

Городской театр обслуживал только нем-
res. Местным жителям разрешалось смот-
реть в нем спектакли и слушать концер-

учреждения. Tak, оставляя Ровно, они
уничтожили институт  усовершенствова-
ния учителей, серьезно повредили Крае-
ведческий музей и сотни школ, библисток,

ты один раз в неделю. Из ренертуара те- больниц, клубов и т. д.

3. РАЗРУШЕНИЯ

В ГОРОДЕ РОВНО

f  И РОВЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Вак и всюду, откуда их вытоняла
Красная Атуия, гитлеровцы перед своим
уходом из Ровно и Ровенской области
разрушили всё, что успели разрушить д
прихода советских войск. В городе Ровно
гитлеровцы нолностью уничтожили ‘845
строений, 2 тостиницы, 24 столовых и
ресторанов, 83 магазина, 5 хлебопекарен,

кирпичных заводов, ~ 2 конлитерских,
2 шеточных, колбасную и макаронную
фабрики; причинили серьезные поврежде-

ния 2 больницам, 4 перквам и 2 косте-

лам. Гитлеровцы привели в негохность
40 километров линли наружного освеще-

ния и связи, 2 холодильника, электро-
станцию, 22 километра водопроводной
сети.

В Корецком райене Ровенской области
зни уничтожили 909 крестьянских хо-
зяйств, разрушили 50 пропентев жилых
томов в самом районном центре. В’ Берез-
HOBCKOM районе они сожгли и взорвали

3 механизированных мельницы, 3 пекар-

ни, 5 медициноких IYHRTOB, 2 кирпичных

завода, электростанцию; 6 сёл полностью

смели с лица земли. В Александрийском

ОГРАБЛЕНИЕ ГО

районе ми разрушено электростанция,
наслозавол, ‘2.203 хозяйственных нострой-
ви и 1.237 жилых домов.

Таким же разрушениям немецкие за-
хватчики подвергли и другие населенные
пункты области. В Гощанском, Межирич-
ском, Острогожеком, Ровенском, Рокитнов-
ском, Злолбуновском, Нлеванском, Клесов-
ском, Бостопольском, Людвипольском, Сал-
ненском и Тучинском районах разрушено
286 населенных пунетов.

В отношении фазрущений, произвелен-
ных титлеровнами в Ровенской области,
немецкий военнопленный, стацуний еалер
саперной роты Франц Ярбот ноказал: «Мы
24 января 1944 года уходили из деревня
Станы. Командир саперной роты ofep-
лейтенант Ёребс выделил групау полжи-
гателей в составе фельдфебеля Опиц, обер-
ефрейтора Еристиансен и санера Блюи и
приказал им сжечь деревню. Нриказ 0бер-
лейтенанта был немедленно выполнен.
Когда загорелась деревня, Ёребе сказал:
«Мы не должны оставлять русским Ей
одного ‘целого домах.

СУДАРСТВЕННЫХ И

ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО
НАСЕЛЕНИЯ

В теченяе всего периода своего пребы-
звания в Равно и Ровенской области гит-
леровские офицеры, солдаты и ЧИНОВНИЕИ
безулержео грабиди мирных советских
граждан и  тастаскивали имущество
Бультурно-просветительных учреждений.
Йз областного музея искусств, историко-
храевелческого музея, Дома народного
творчества, филармонии, из библиотек,
творца пноверов и школьников захвалчи-
ги забрали обстановку, книги, экспонаты,
картины, музыкальные инструменты.

Значительную часть натрабленных цен-
ностей руководители еккупационных вла-
стей присваивали лично себе. В качестве
примера такого грабежа можно указать
Ва ограбление Краеведтеского музея так

называемым немецким окружным  комис-
  саром Беером. По свидетельству директора
  Краеведческого музея М. Дубовокого, ок-
 [ружной комиссар, доктор Беер при поезд-
ке в Германию захватил с 6000й bores
30 чемоданов © каграбленными вещами.

Многочиеленные свидетели подтвердили
организованный характер грабежей. Так,
например, житель <ела, Глинки Ровенского
района С. М. Нодгаюк показал: «Ранним
утром 27 сентября 1943 тода немецкие
голдаты и офицеры началя обходить дво-
ры нашего села и отбирать хлеб, скот,
отицу, лошадей, повозки и другое иму-
Щество».

лезновского

Нет ни одного населенного пункта в
Ровенской области, который не ограбили
бы немецкие соллаты и офинеры.

В шести тайонах Ровенской области
(Гонанском; Злолбуновскем, Борецком, Po-
венском, CapHoackoy a Tyumuckom) не-
мецко-фашнетекие грабителя похитили у
жнтелей 13.998 лошалей, 19.599 голов
крупного и 23.026 толов мелкого скота.

“5. МАССОВОЕ ИСТРЕБЛЕНИЕ МИРНЫХ ГРАЖДАН
И ВОЕННОПЛЕННЫХ

Осуществляя свой чутовишный план
истребления мирното советского населения,
гитлеровские палачи в Ровно беспощадно
  систематически уничтожали мирных о-
ветеких траждан. Ровенская тюрьма пю-
стоявно была переполнена обреченный
на смерть. Это подтверждается показания-
мн мноточиеленных свидетелей и доку-
ментальными данными. Гражданка В. Бай-
зан сообщила: «В течение 5-ти месяцев
мне пришлозь быть в заключении и
испытать все ужасы тюремного режима
гитлеровцев. Фашистские разбойники еже-
дневно избивали десятки мужчин, женщин
и подростков. Два раза в месяц они вы-
возили на расстрел большие партии за-
ключенных. Часто во двор тюрьмы заез-
жали, герметически закрытые машины.
Когда в такие машины бросали людей,
раздавались  душераздирающние крики и
вопли». 1 5

18 марта 1943 гола ровенская газета
немецких оккупантов «Волынь» опубаи-
ковала следующее извещение: «8 марта
1943 тода пытались бежать заключенные
Ровенской тюрьмы. При этом они убили
одного немецкого“тюремного чиновника я
одного часового.

Энергячным выступлением  тюремная
стража предотвратила бегство. По распо-
ряжению командующего немецкой поли-
ции безопасности и СД, в тот же день бы-
ли расстреляны все заключенные в
тюрьме».

В ноябре 1943 года. неизвестным ли-
цом был убит немецкий областной судья.
Б ответ на aT0 гитлеровцы опять рас-
стреляли свыше 350 заключенных, содер-
жавшихея в Ровенскей тюрьме.

Работавший в пемецком хозяйстве, рас:

положенном недалеко от улицы Белой,
Я. Rapnyx рассказал: «Я но раз вилел,
как гитлеровцы уничтожали советских

граждан — украиниев, русских, поляков,
евреев. Происходило это обычно так: не-
мецкие палачи привозили к месту распра=
вы обреченных, заставляли их копать яму,
приказывали раздеваться донага и ло-
житься в яму лицом вниз. По лежащим
гитлеровцы стреляли из автоматов в за-
тылек, потом Ha труны расетрелянных
таким же образом клали второй слой лю-
деи и умершвляли их, затем третий, до
тех пор, пока яма не нанолнялась. После
этого трупы обливались хлорной известью
й засыпались землей».

Гражданка села Вылумка А. Морозов-
ская показала: «Из своего хома я видела,
как немцы расстреливали советских людей
в карьерах у нантего села. В июне 1943

рода к этим казьерам пол’ехали 4 машины,

из которых  гитлеровны стали выводить
мужчин н женщин, одетых в одно ниж-
нее белье. Векоре поелышалась стрельба.
Когда маптивы уехали, я пошла в карбе-
ры и. перет моими
ужасная картина:  труны людей, слегка
засыпанные землей, и всюду лужи крови.
В июле 1943 года в карьеры прибыли 10
уашин, нанолненных советекими гражда-
нами. Раздалась автоматная стрельба,
крики и стоны, а немного позже к вечеру

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СУДЕБНО-МЕДИНИНСКОЙ
` ЭКСПЕРТИЗЫ

По поручению Чрезвычайной Государет-
венной Комиссии судебно-медицинская эк-
спертная комиссия в составе: Ровенского

областного судебно-мелицинского эксперта,

майора медицинской службы Рыбаковой
Н. В., майора медишинской службы Же-
В. Ф: и военного судебно-
медицинского эксперта армии, майора ме-
хининской службы Молчан В. А., с уча-
стием капитана юстиции Богопольекого
Л. С., учителя Новака Т. Ф., протоиерея
Владичнра Пижинкого и ксевлза  Ровен-
ского костела Фетикса Савицкого, а так-
же жителей города Ровно и его окрестно-
стей, с 1-го по 10-е марта 1944 года про-
извела сулебно-медицинскую экспертизу
трупов, извлеченных из мест захоронения
уничтоженных немцами мирных советских
тражлан и военнонленных и установила:

«1. Во всех исследованных местах за-
хоронения трупов в городе Ровно и ero
окрестностях обнаружено свызне 102 ты-
сяч расстрелянных и умершвленных нем-
пами мирных советских граждан и воен-
нопленных, из них: :

а) в городе Ревно по Белой
улипе у лровяного склада
6) в гороле Ровно по Белой
yume wa oropore . . . 32.500
в) в селе быенки. . . . 17.500
-Г) в карьерах у села Выдумка 3.000
3) ва территории тюрьмы.
тореда Ром... .. 500

2. Судя по состоянию трупных изме-
нений и на основании ханных всЕрытия
трупов; необходимо считать, что:

а) массовые расстрелы и захоронение
трупов в ‹еле Сосенки производились BO
второй половине 1941 гола;

49.000

*

To обстоятельство, что все эти престуи-
ления совертаяись в резиденции бывиего
рейхскомиссара Украины Эриха Коха, слу-
жит еще одним доказательством того, что
все преступления гитлеровских бандитов
совершались в осуществление плана ист-
ребления советских людей и опустошения
временно занятой гитлеровпами советской
территории, задуманного и проводившегося
в жизнь гитлеровским правительством.

Чрезвычайная Государственная Комис-

Такие же показания лаля и жители сия считает ответственнымк за разруе-

других сёл и деревень.

пия, грабежи и злодеяния, совершенные

глазами раскрылась

Потьгоки спасти свое имущество. от
грабежа влекли за собой зверские пытки
и истязания совотских граждан. Яков
Ушаков сообщил Комисспи, что в Ровен-
ской тюрьме вместе с ним сил rpam-
данин Меленчик, которому «на лепросе
вырвали волосы с голазы и лопатой пе-
ребили два ребра за то, что он спрятал
один центнер хлеба».

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. Минеры старшего лейтенанта М. Бесенева
проленгаются к укреяленному пункту противника.
Снимок нашего спец. фотокорр. майора С. Лоскутова.

в карьерах запылал костер и в возлухе
запахло горелым мясом. Трупы горели два
дня. Нодобные зверства немцев я видела
в сентябре и октябре 1943 года и в ян-
варе 1944 года».

Тавих показаний имеется очень много.
Зверства гитлеровцев подтверждаются и
многочисленными показаниями попавитих
в руки Красной Армии германских воен-
нослужащих. Так, например, военноплен-
ный Франд Ярбот показал: «В середине
ноября 1943 тола я в числе 30 солдат из
65 резервного санерного батальона при-
был в Ровно. На восточной окраине горо-
за мы занялись созданием обороны. Этим
были заняты также около 300 мужчин и
женшин — жителей, Ровенской и Дьвов-
ской областей, пренмущественно украинцы
и поляки. Для них был созлан каторжный
режим труда. Их морили голодом, за не-
выполнение норм били. 15 декабря утром
мы явились на работу и не застали ви од-
ного из этих людей. Мы стали сирани-
вать солдат из охранного батальона, куда
девалиеь рабочие, на что получили сле-
дующий ответ:  «Уничтожены сегодня
ночью при помощи газового автомобиля».

Солдат 4-го зокатрона 17-го кавалерий-
ского полка 8-й кавалерийской дивизии
00, Алольф Матцке сообщил: «Наш э5-
кадрон привихал участие в расстрелах
мирных граждан местечка Колки. Я сам
участвовал в расстреле 3 граждан. Затем
мы. сожтли часть местечка. При отетуп-
лении, когла мы переправлялись ‚через ре-
ку Стырь, мы сожгли первую деревню з&
рекой. В этой деревне nam 2- вэвол, ко-
терым командует унтерштурмфюрер Корн,
расстрелял 25 человек. Я лично расстре-
лял 2 человека. Среди расстрелянных бы-
ли также жентины. Из нашего взвода
особеняо активное участие в раестрелах
принимали: ротенфюрер Ванек, yatepmap-
фюрер Полин, унтертарфюрер Штайхдель,
кавалерясты Ширман я Фаут. Расстрелы
производились по приказам командира пол-
ка штандартенфюрера Цехендера».

Немецко-фапгистские захватчики беспо-  ;
шадно уничтожали попавших в их руки
эфицеров и бойцов Красной Армий, со-
державшихея в трех ровенских лагерях,
где для военнопленных были созданы не-
выносимые условия существования.

Ксенлз города Ровно Фелике Савицкий,
лично наблюдавнтий то, что происходило в
этих лагерях, рассказал: «В результате
невероятных Условий в латерях и систе-
матического голодания среди военноллен-
ных была высокая смертность. Тысячи
людей гибли от сыпного тифа и других
эпилемических заболеваний. Но болылин-
ство погиб 0 штыка и приклада, от
пули и пыток неменко-фантистских °мер-
завцев. Почти ежедневно из латерей выез-
жали машины,  доотказа нагруженные
трупами пленных. Многих  заканывали
ЖИВЫМИ».

Массовое истребление военнопленных
как путем прямых убийств, так и путем
лишения их необходимых средств суше-
ствования подтверждается и целым рядом
других доказательств, отмеченных в COOT-
ветствующих актах комиссий,

Над черноморскими
коммуникациями немцев

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Блокируя остатки  немецко- румынских   провожают их в море до определенной 30-
войск на севастопольских оборонительных ны, границы которой определяются бор-
позициях, наша авиация наносит непре- товым запасом горючего «Фокке- Вульфов»
рывные удары по вражееким морским ком- и «Мессершмиттов». Борьбу © вражеским
муникациям, связывающим Крым с бере- ‘прикрытием ‘наши истребители ведут ме-
гами Румынии. Эта блокировка с воздуха  толом наращивания сил. Лело в том, что
по сути дела распадается на несколько их аэродромы более улалены от границ
задал, выполнение которых требует от на- зоны сопровождения немецких транепор-
ших летчиков высокого боевого мастерства. тов, нежели аэродромы вражеских истре-

Сравнительная близость наших передо-бителей. Эта разница в радиусе лействия
вых аэродромов & Севастополю облегчает покрывается специально рассчитанной
организацию непрерывных и достаточно   штурманами-истребителями продолжитель-
массированных ударов © воздуха по бух- ностью полета с последовательной сменой
там и рейдам. Но вместе с тем каждый  Груци в воздухе. Вот один пример тако-
вылет для уничтожения пловучих средетв  0 Воздушного боя.
противника сопряжен с трудностями, Грунпа «Яковлевых», веломая капита-
так как немпы имеют здесь силь-  Ном Савенковым, расчищая путь евоим
ную зенитную оборону. При появлении на-   итурмовикам, завязала над морем бой с
птих самолетов днем десятки легких и тя-  двенадцатью «ФВ-190», которые сонрово-
желых зенитных батарей противника от-  Ждали караван, состоявший ‘из десантных
крывают шквальный огонь. Немцы ста-  самоходных барж, сторожевых кораблей и
раются расположить разрывы снарядов од-  других мелких судов. Вступив в бой с
новременно на различных высотах, чтобы   немцами, Савенков засек время и сообщия
затруднить маневр наптим летчикам и сни- ° встрече с противником на свой aapo-
зить прицельность бомбометания, Ночью,   ром. Тотчас оттуда поднялась  лрутая
вдобавок к сильному огню, враг стремится   труппа, истребителей. Командир труппы
оелепить наши экипажи с помощью мно-   старптий лейтенант Manymes быстрое при-
гих прожекторов, создающих световую за-  Вел свои самолеты в тот квадрат моря, где
весу над рейлом. шел бой. В этот момент групна Савенкова

Для партрования усилий зенитной 60- У\@ должна была из-за недостатка горю-
роны немцев применяется немало остроум- Чего покинуть район схватки и взять 0б-
ных и оригинальных средств. Каждый эки-   ратный курс. Вступив в бой, Манушев в
ax WH каждое подразделение, вылетающие   свою очередь сообщил 06 этом Ha aspo-
B wre целей, состязаются с лвугими в 1ром. Беглый подсчет времени показал
и р Hc:
fee ен. ударах а р a требителей ‚высылать не нужно. В баках

у самолетов Манушева горючего было го-

чики нередко прибегают к совместным
зтавам Штомевикьв и пикирующих бои разхо „больше, нежели у «Фокке-Вульфов»,
3 наращивать силы немцы уже не могли

бардировщиков. Первые, идя эшелониро-

занно и расередоточенно, чтобы удобное   З-8а недостатка истребителей. В итоге
было лавировать в гуще земитных раз- УТомленные боем и ‘израсходовавшие го-.
рывов, должны подавить вражеские зе- рючее, оставиьиеся из двенадиати восемь
нитные точки, ведущие особенно интенсив-   «ФВ-190» один за другим стали уходить
пую стрельбу. В это время самолеты «Пет- из района боя. Караван остался беё при-
ляков-2» с Крутого пикирования поража- крытия. Он тотчас же был подвергнут
удару наших штурмовиков.

ют намеченные для уничтожения пели.
Пользуясь плохой видимостью, немцы

В одном из таких налетов, осуществлен-
ном несколькими десятками наших экина-  _

ри ЭЕИИа-  незаметно вывели © севастопольского рей-
да другой караван судов. Уже на значи-

Kell, был потоплен ряд небольших судов
тельном расстоянии от берега on был

й два крупных транспорта противника на
севастонольском рейде, взорвано несколь- замечен нашими сторожевыми ‹удами. Ра-
{KO складов с боеприпасами, сосредотечен- дировав на аэродромы и на базу торпед-
ных у причалов, и подавлен огонь мно-. ных катеров, они прололжали следить 3a
пих зенитных батарей. Все участвующие противником. Немцы, видимо, почуяв

опасность, разделили свои сильг. Отн грун-

в атаках штурмовики и бомбардировщики
па, судов изменила’ куре и отделилась от

возвратились на свои аэродромы.

Комбинированные удары с воздуха по Еаравана, продолжавнюго итти прежини
вражеским транспортам, боевой технике и  НАтравлением. Это было обнаружено на-
живой силе в районе Севастополя широ-  ШИМ воздушным разведчиком, который

тотчас же известал 9 изменивтейся об-

ко применяются и в ночное время. При
этом на долю легких ночных бомбарли- становке командира групнь торпедных ка-
терев и Фбомбархировочный эшелон. Учи-

ровшиков, помимо уничтожения основных
тывая, что отлелившаяся от каравана

целей, выпадает также борьба с немец-
группа судов противника значительно уг-

кой световой и зенитной обороной. Обла-
jad большей маневренностью на малых   лубилаеь в море и быстро перехвалить ее
можно зишь с воздуха, велущий группы

высотах, нежели другие самолеты, легкие
самолетов капитан Стариков изменил

Чечные бомбардировщики быстро находят
в складках местности прожекторные и зе- куре, предупредив об sine торпедные ка-
теры,

нитные точки немпев. Оши тушат враже-
ские прожекторы, забрасывая нх мелкими’ т
бомбами или а рефлекторы из Предварительный план совм остной
пулеметов, Среди летчнков-ночников М ча-  186 ПРИШЛОСЬ WOMCHETD, Ho BCe He
сти выявились своеобразные рекордомены   УДАР, ОХНоврехенно нанесенный по IBYM
этого вида боевой работы. Эти люди уни- ГРУПНам судов противника, был эффектив-
чтожают по два-три прожектора за каж.   НЫмМ. Сразу бълое потоплено несколько са-
лый вылет, облегчая тем самым выполне-  мохохиых барж. Rpome того, наши летчи-
ние боевых заданий другим экипажам. ки < пикирования зажгли крупный  не-
мецкий транспорт. Атаки торпедных кате-
ров и бомбардировщиков продолжались

Улары с воздуха по вражеским транс-
портам в открытом море сопровождаются

весь день, в караван был разгромлен.
Подполковник Н. ДЕНИСОВ

з ряде случаев воздушными боями с не-
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

6) массовые расстрелы: по Белой улице
около дровяного склада с последующих
закатьваниех трупов проиозодились в ROH
це 1941 тола;

в) масобвые расстрельг по Белой улице
на огородах относятся в HEDHOAY 1952 —
1943 годов;

т) умерщвление мирных граждан путем
отравления утарным газом в «душегуб-
ках» и последующее захоронение трупов
относится к концу 1943 тода;

т) расстрелы и сожжение трупов в селе
Выхумка, в карьерах, относятея ко вто-
рой половине 1943 года;

е) расстрельр и заканывание трупов на
территории тюрьмы оны в нача-
ле 1944 года.

3. Уничтожение мирных граждан и во-
еннонленных в городе Ровно производи-
лось путем массовых расстрелов из. авто-
чатов и пулеметов, умершвлением утарным :
газом в  машинех-«дущегубках» и в .

и thee we; © сорокалетии со дня смерти А. П. Чехова

могилы и засыпались живыми. Часть рас-
стрелянных людей, в частности в КаРЬе-  По постановлению Совнаркома СОСР
образован Всесоюзный Комитет по проведе-

менкими истребителями прикрытия. По-
следние обычно «выводят» караваны вра-
жеских судов из севастопольских бухт и

Куприянов М. В.. ЕВрылов П. Н., Леонов

лика, ргалась сожже-
рах у села Выцумка, подвергалась comme Л. М. Москвин И. М., Масковокий Н. Я.

hee cia й ПРИ нию сорокалетия co дня смерти великого  Павленко П. А. Петров В. М, Поликар-
т. a ae случаях (при ‘песлелова-   РУССКОГО писателя Антона Павловича пов Д. А., Пришвин М. М., Рыльекий
4 Хх слу py > Чехова. М. Ф., Серафимович А. С.. Сертеев-Нен-

нии трупов в могиле по Белой улице и
на территорий тюрьмы). обнаружены сле-
ЛЬ вненгието насилия, свилетельствую-
щие 05 избиетиях незалолго до смерти.
5. Показания свидетелей — граждан

ский С. Н., Соколов Н, А. Телешев Н.Л.
Толстой А. Н., Турчанинова Е. Д., Хмелёв
H. It, Храпченяр М. Б., Шишков В. Я.,
Полохов М. А.

Всесоюзный _ Комитет разработает все

В состав ето вошли: Потемкин В. Н.
(предселатель), Тихонов Н. С. (замести-
тель председателя), Книпиер-Чехова 0. 1.
(заместитель председателя), Большаков

‘тороха Ровно о Массовых зверствах я!И. Г., Вересаев В.`В., Герасимов А. М., аа j
A у оприятия по  увековече IT
уничтожении военнопленных и мирного   Гладков ©. В., Глиер Р. М., Горкин А. Ф., Nig ae ee ie series ve о
населения в тороде Ровно на протяжении   бголин А. М., Завадкяй 10. А., Качалов смерти, кото 5
- : я poe исполняется 15 июля
1941—1944 годов полностью подтверждая В. И, Гиячели Л., Комаров В. i, Ronac 11944 rota
ются данными судебно-медицинской OR   pg, Корчагина-Александровская Ё. П., (ТАСС).
впертизы».
* *
в горсде Ровна в Повенской области, — ЖУРНАЛ «КРАСНОАРМЕЕЦ» № 7
правительство  гитлероъгко Германии,   Рышел из печати № 7 литературно-худо- «Первый лень», Г. Рыклина — «Яблочко»,
рейхеминиетра Розенберга, рейхскомиесара жественного журнала ГлавПУРККА «Крас- В. И. Качалова — «Как я стал актером»,
Коха, генерального комиссара Волыни 2 a ; Вл. Якубовича — oe глаза =
: номере напечатаны статьи: маршала НИЙ дом» из поэмы вардовского «за-
Нодолии Шене, его заместителя Швайгера, артиллерии Н. Яковлева — «Русская ар- силий Теркин»; стихи: bee, Ga
Ровенского ORDYRHOPO KOMECCAPA ЛОКТОТа   тиллерия», геперал-лейтенанта А. Игнатье- «Генерал», Александра Яшина — «Над
Веера и всех лиц из числа неменко-фа- ва — «Чувство долга», Ю. А. Шапорина— нами ое знамя». Льва Черномор-
: т а_  «Николай Андреевич Римский-Корсаков»; ее юр
игистских захватчиков, упоминаемых в на-  <    на —= «Родина», Евг. Долматовского —

рассказы и очерки: Вяч. Иинкова —
стоящем сообщений. Byps», Федора Глалкова «Между   “Застольная фронтоезя», Як. Быланина —

Недалек час, котла все они понесут за- жизнью и смертью», С. Н. Сертеева-Цен- «От легких побед ло поражений и бед» и
стуженную кару 3a п”“оТтенные НМИ 310- ского — «Пластун Чумаченко», Мих. Приш-   оододжение повести Л. Шейнива — «Ли-
деяния.

внна — «Синяя стрекоза», Ив. Арамилева—   ца к липу».