Русский характер! — для небольшого
рассказа название слишком многозначи-
тельное. Что поделаешь, — мне именно и
хочется поговорить с вами о русском ха-
ражтере.

Русский характер! Поди-ка опиши ето...

Рассказывать ли о героических подвигах?   полк». «Но вы же инвалид», — сказал
Ho их столько, что растеряешься — ко-   генерал. «Никак нет, я урод, но это делу
торый предпочесть. Вот меня и выручил н® помешает, боеспособность восстановлю
небольшой историей   полностью». (То, что генерал во время раз-
из личной жизни. Как он бил немцев —   ГоВора старался не глядеть н& него, Егор
хотя он и Дремов отметил и только усмехнулея ли-
звездочку и  половина ловыми, прямыми, как щель, губами). Он
трухи в орденах. Человек он простой, ти-  получил двадиатидневный отпуск для пол-
— колхозник  из Ного восстановления здоровья и поехал до-
Саратовской области.  м0й к отцу с матерью. Это было как раз
‘и В марте этого годз.

один мой приятель

я рассказывать не стану,
носит золотую

хий,
Приволжского села
Но среди других заметен сильным
соразмерным сложением и красотой. Бы-

обыкновенный,

вало заглялищься, когда он вылезает из   пришлось
башни танка, — бог войны! Спрыгивает верст. Кругом еще

с брони на землю,
влажных кудрей,

стаскивает

хушевной приязни.

Ha войне, вертясь постоянно
Ъмерти, люди делаются лучше,
чепуха с них  слезает, как

кожа после солнечного ожога, и остается НЫ. Покачал
человеке = ядрог Разумеется — Уу  К дому.
одного оно покрепче, у другого послабже,   Натнувшись к окошечку, увидел мать, —
но и те, у кого ядро с из’яном, тянутся.   При тусклом свете привернутой лампы, над
каждому хочется быть хорошим и верным   CTOUOM, ona собираша ужинать. Всё в том
товарищем. Но приятель мой, Егор Дремов,   же темном платке,
H о войны был строгого поведения, чрез-  добрая. Постарела, торчали худые плечи...
Марью   «Ох, знать бы, — каждый бы день ей
Поликарловну, и отца своего Егора Егоро-   Надо было писать о себе хоть два словеч-
вича. «Отей мой — человек стененный, К8...» Собрала на стол нехитрое, — чаш-
первое — он себя уважает. Ты, говорит,  ЕУ с молоком, кусок
И за солонку и задумалась, стоя перед столом,
зва- сложив худые руки

В

вычайно уважал и любил мать,

на свете,
но русским

сынок, многое увихишь
траницей побываешь,
нием — гордись...»

У него была невеста из того же сел
на Волге. Про невест и про жен у нас
говорят много, особенно, если на фронте
затишье, стужа, в землянке коптит огонек,
трещит печурка и люди поужинали.

наплетут таков-——уши развесишь. Начнут,   откликнулась за дверью:
Охия   Ответил:

скажет: «Любовь возникает на базе ува- Союза Громов».

например: «Что такое любовь?»

«Ничего подобного,

жения...» Другой:

любовь — это привычка, человек любит привалилея плечом к притолке. Нет, мать
с матерью и не узнала ето голоса. Он и сам, будто в
даже животных...» «Тьфу, бестолковый!—   первый. раз, услышал свой голос, изме-
скажет третий, — любовь это — когда в   нившийся после всех операций, — хрип-
тебе всё кипит, человек ходит вроде, как лый, глухой, неясный. Е

не только жену, HO OTHA

ПЬЯНЫЙ...». И так философствуют и час и
другой, покуда старшина,

повелительным голосом не определит са-

мую суть... Егор Лремов, должно быть сте-  сына, старшего лейтенанта Дремова».

сняясь этих разговоров, только вскользь
помянул мне о невесле, — очень,
хорошая девушка, и уже если сказала,
что будет ждать — дождется, хотя бы
эн вернулся на одной Hore...

Про военные подвиги он тоже не любил
много разглагольствовать: «0 таких делах
вспоминать не охота!» — Нахмурится и
закурит. Про боевые дела его танка мы
узнавали со слов экипажа, в особенности
удивлял слушателей водитель Чувилев.

«...Понимаешь, только мы развернулихь,  терпит нужды ни в

гляжу из-за

чит, полный газ!..» Я и давай По ельнич-
ку маскироваться — вправо, влево... Тиг-
ра стволом-то водит, как слепой, ударил—
МИМО... А товарищ лейтенант как даст ему
в бок, — брызги! Как даст еше в баш-
ню, — он и хобот задрал... Как даст в
третий, — у тигра изо веех шелей по-
валил дым, — пламя как рванется из не-
го на сто метров вверх... Экипаж и полез
через запасной люк... Ванька Л
пулемета повел, — они и лежат,
дрыгаются... Нам, понимаешь, путь
щен. Через пять минут влетаем в

шлем с сыро, пустынно, студеный ветер отлувал
вытирает ветошью   полы его
чумазое лицо и непременно улыбнется OT   свиетывал в ушах.

около Высокий журавель покачивался и скрипел.
веякая   Отсюда шестая изба — родительская. 0я
нездоровая   Вдруг остановился, засунув руки в карма-

а   1т0 невозможно ее испугать, нельзя, что-

Тут в0 дворик и на крыльце постучался. Мать

вмешавшись,   спросила она.

Мол,   нему, схватила за руки:

горушки вылезает... Кричу:   весел, и—кратко о сражениях, где он уча-
товарищ лейтенант, тигра! «Вперед, кри- ствовал со своим танком.

аппин ИЗ  не спеша размотал шарф, снял полушубок,
НОГами   подошел к столу, поздоровался за руку, —
Расчи-   ах, знакомая была, широкая, справедливая
деРеВ-   родительская. рука! Ничего не спрантивая,

Алексей ТОЛСТОЙ

усский характер

>
ла. Лейтенант лежал ничком, лицом в ла-
(Ha Pacexeres Hearse _ дони: «Неужто так и не признала, — ду-
Сударева) ” мал, = неужто не признала? Мама, ма-
< Ma...»

Наутро он проснулся от потрескивания
дров, мать осторожно возилась у печи; на
протянутой веревке висели его выстиран-
ные портянки, у двери стояли вымытые
сапоги.

«Ты блинки пшеничные
спросила онз.

OH не сразу ответил, слез © печи, на-
дел гимнастерку, затянул п0яс и — 60-
сой — сел на лавку:

«Скажите, у вас в селе проживает Ва-
тя Малышева, Андрея Степановича Малы-,
шева дочь?»

«Она в прошлом году курсы окончила,
У нас учительницей. А тебе ее повидать
надо? ».

«Сынок ваш просил непременно ей
передать поклон»,

Мать послала за ней соседекую девоч-
ку. Лейтенант не успел и обуться, как
прибежала Катя Малышева. Широкие, се-
рые глаза ее блестели, брови изумленно
взлетали, на щеках радостный румянец.
Вогда откинула с головы на широкие пле-
чи вязаный платок, лейтенант даже за-
стонал про себя: — поцеловать бы эти
теплые, светлые волосы!.. Только такой
представлялась ему подруга, — свежа,
нежна, весела, добра, красива так, что
вот вошла, и вся изба стала золотая...

- «Вы привезли поклон от Егора? (Он
стоял спиной к свету и только нагнул го-
тову, потому что говорить не мог). А уж
я его жду и день и ночь, так ему и ска-
жите...»

Она подошла близко к нему. Взглянула,
и будто её слегка уларили в грудь, отки-
нулась, испугалась. Тогда он твердо ре-
шил уйти, — сегодня же.

Мать напекла пшенных блинов с топле-
ным молоком. Он опять рассказывал 0
лейтенанте Дремове, на этот раз о его
воинских подвигах, — рассказывал же-
стоко и не поднимал глаз на Катю, что-
бы не видеть на ее милом лице отражения
своего уродства. Егор Егорович захлопо-
тал было, чтобы достать келхозную ло-
пгадь, -—— но он ушел на станцию пеш-
ком, как.пришел. Он был очень угнетен
всем происшелшим, даже, останавливаясь,
ударял ладонями себе в лицо, повторял
сиплым голосом: «Как же быль-то  те-
перь? »

Он вернулся в свой полк, стоявший в
глубоком тылу на пополнении. Боевые
товарищи встретили. его тажой искренней
радостью, что у него отвалилось от души
TO, что не давало ни спать, ни есть, ни
дышать. Решил тах, — пускай мать по-
дольше не знает о его несчастьи. Что же
касается Кати, — эту занозу oH из
сердиа вырвет.

Недели через две пришло от матери
ПИСЬМО:

«Здравствуй, сынов мой, ненатлядный,
Боюсь тебе и писать, не знаю, что ий
думать. Был У нас один человек от тебя,
— человек очень хороший, только лицом
дурной. Хотел пожить, да сразу собрался
и уехал. С тех пор, сынок, не сплю н9-
чи, —— кажется мне, что приезжал ты.
Егор Егорович бранит меня за это, —
совсем, говорит, ты, старуха, свихнулась
с ума: был бы он наш сын — разве бы
он не открылся... Чего ему окрываться.
если это был бы он‚,—-таким лицом, как у
Этого, кто K нам приезжал, гордиться
нужно. Уговорит меня Егор Егорович, а
малеринокое сердце — всё свое: он это,
он был у нас!.. Человек этот спал на
печи, я шинель его вынесла на двор —
почистить, да’ припаху к ней, да запла-

ешь?» —

На станции он думал взять полводу, но
итти пешком восемнадцать
лежали снега, было

шинели, одинокой тоской на-

В село он пришел,
когда уже были сумерки. Вот и колодезь,

головой. Свернул наискосок
Увязнув по колено в снегу,

тихая, неторопливая,

хлеба, две ложки,

под грудью... Егор
Дремов, глядя в окошечко на мать, понял,

бы у Hee
кое лицо,

Ну, ладно! Он ‘отворил калитку, вошел

отчаянно задрожало старень-

«Кто там?». Он
«Лейтенант, Герой Советского

У него так  заколотилось сердце =

«Батюшка, & чего тебе  надо-т0?» —
«Марье Пюликарповие привез поклон от
Тогда она отворила дверь и кинулась к

«Жив, Егор-то мой? Здоров? Батюшка,
да ты зайди в избу».

Егор Дремов сел на лавку у стола на
то самое место, где сидел, когда еще у не-
го ноги ие доставали до полу, и мать, бы-
вало, ногладив его по кудрявой головке,
говаривала: ‘’«Кушай, касатик». Он стал
рассказывать про ев сына, про самого се-
бя, — подробно, как он ест, пьет, не
чем, всегда здоров,

«Ты скажи — страпгно на войне-т6? »—
перебивала она, глядя ему в лицо темны-
ми, его не видящими, глазами.

«Да, конечно, страшно, мамаша, одна-
ко — привычка».

Пришел отец, Егор Егорович, тоже
сдавший за эти годы, — бородку у него
как мукой осыпало. Поглядывая на гостя,
потопая нз пороге разбитыми валенками,

ню. Тут я прямо обезживотел... Фашисты потому что и без того было понятно—за-  чу, — он это, его оэто .. Егорушка,
вто куда.. А — грязно, понимаешь, —   чем здесь тоеть в орденах, сел и тоже  напиши мне, христа ради, надоумь ты
другой выскочит из сапогов и в одних

носках — порок. Б все к сараю. То-
зарищ лейтенант дает мне команду: «А
ну—двинь по сараю». Пушку мы отверну-
ли, на полном газу я на сарай и наехал...
Батюшки! По броне балки’ загрохоталя,
доски, кирпичи, фашисты, которые сидели
под крышей... А я еще — и проутю-
жил, — остальные руки вверх — и Гит-
лер капут...»

Так воевал лейтенант Егор Дремов,
куда не случилось с ним несчастье. Во
время Курского побоища, когла немцы уже
истекли кровью и дрогнули, его танк —
на бугре, на пшеничном поле — был под:
бит снарядом, двое из экипажа тут же
убиты, от второго снаряда танк загорел-
ся. Водитель Чувилев, выскочивший че-
рез передний люк, опять взобралея на
броню и успел вытащить лейтенанта, —
он был без сознания, комбинезон на нем
горел. Едва Чувилев оттащил лейтенанта,
танк взорвался с такой силой, что башню
отшвырнуло метров на пятьдесят. Чувилев
кидал пригоршнями рыхлую землю Ha
лино лейтенанта, на голову, на одежду,
чтобы сбить огонь. Потом пополз © ним

от воронки к воронке Ha  перевязочный   16Т Ве0На и справится ти народ о севом,
пункт... «Я почему его тогда поволок? —   ® © ТОМ, ЧТо этим летом надо ждать кон-
рассказывал Чувилев, — слышу, у ero  i ВОИНЫ.

сердце етучит...».

Егор Дремов выжил и даже не потерял   ЧТо этим летом надо ждать конца войны? »

зрение, хотя лицо его было так обуглено,

зто местами виднелись кости. Восемь ме- РОВИЧ, —— через смерть перешли, теперь
сяцев он пролежал в госпитале, ему ле- 6Го не оставювишь, немцу — капут».

тали олну за другой пластические опера-
ции, восстановили и ное, и губы, и веки,

п уши. Через восемь месяцев, когда были   Отпуск, — к нам с’ездить на побъывку.

19-   Егорович  открым дверцу  старенького

меня, — что было? Или уж вправду —
с ума я свихнулаеь...».

Етор Дремов показал это письмо мне,
Ивану Судафеву, и, рассказывая свою ис-
торию, вытер глаза рукавом. Я ему: «Вот,
говорю, характеры столкнулиеъ! Дурень
ты дурень, пинги скорее матери, проси у
нее прошенья, не своди ее с ума... Очень
ой нужен твой образ! Таким-то она тебя
еще больше станет любить...».

Он в тот же день написал письмо:
«Дорогие мои. родители, Марья Поликар-
повна и Егор Егорович, простите меня за
невежество, действительно у вас был я,
сын ваш...». И так далее, и так далее—
на четырех страницах мелким почерком,
— онбы и на двадцати страницах напи-
сал — было бы можно.

Спустя некоторое время стоим мы с
ним на полигоне, г-— прибегает солдат и
— Eropy Дремову: «Товарищ капитан,
вас спрашивают...». Выражение у солла-
та такое, хотя он стоит по всей форме,
будто Человек собирается выпить. Мы
пошли в поселок, подходим к избе, где
мы с Дремовым жили. Вижу — он не в
себе, — все покашливает... Думаю: «Тан-
кист, танкист, & — нервы». Входим в
избу, он — впереди меня, и я слышу:

«Мама, здравствуй, - это я!..» И вижу
— маленькая старуика прилала к нему
на прудь. Отлядывалюсь, тут, оказывается,
и другая женщина. Даю честное слово; —
есть где-нибудь еше красавицы, не одна
же она такая, но лично A — но видал.

Он оторвал от себя ‘мать, подходит к
этой девушке, — & я уже поминал, что
всем богатырским сложением это был бог

начал слушать, полуприкрыв глаза.

Чем дольше лейтенант Дремов сидел
неузнаваемый и рассказывал о себе и не
о себе, тем невозможнее было ему от-
крыться,— встать, сказать: да признай-
те же вы меня, урода, мать, отец!.. Ему
было и хорошо за родительским столом и
обидно.

«Ну, что ж, давайте ужинать, мать,
собери чего-нибудь для гостя. — Егор

шкапчика, где в утолку налево лежали
Рыболовные крючки в спичечной коробке,
— они там и лежали, — и стоял чайник
с отбитым носиком, он там и стоял, где
пахло хлебными крошками ни луковой ше-
лухой. Ехр Егорович достал склянку с
вином, — вое Ha два стаканчика,
вздохнул, что больше не достать. Сели
ужинать, как в прежние годы. И только
за ужином старший лейтенант Дремов за-
метил, что мать особенно пристально сле-
IMT 34 его рукой © ложкой. Он усмехнул-
ся, мать подняла глаза, лицо ее болезнен-
но задрожало. :

Потоворили © том и о сем, какова бу-

«Ночему вы думаете, Егор Егорович,

«Народ осерчал, — ответил Егор Его-

Марья Поликартовна спросила:

«Вы не рассказали, когда ему дадут

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

сняты повязки, он взглянул на свое и те- Три года ет не видала. чай верослый
перь не на свое лицо. Медсестра, подав- стал, < убами ходит... Эдак — каждый
шая еМу маленькое зеркальце, отверну-  день — около смерти, чай и голос у него
лась и заплакала. Он тотчас сй вернул   стал грубый?».

зеркальце. «Да вот приедет — может и ие узнае-

войны. — «Катя! — товорит он, — Катя.
зачем вы приехали? Вы того обещали
ждать, а не этого...».

Красивая Катя ему отвечает, — ая

хотя ушел в сени, но слышу, — «Егор, я
с вами собралась жить на век. Я вас
буду любить верно, очень буду любить...
Не отсылайте меня...>».
Да, вот они, русские характеры! Ёз-
жется, прост челювек, а придет суровая
беда, в большом или в малом, и подни-
мается в нем великая сила — человече-
ская красота.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ИТАЛИИ

ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Главный штаб   шили налеты на сортировочную станцию в союзников в Италии сообщает, что сегодня
войск союзников в Италии сообщает, что  Плоешти (Румыния), на  сортировочную рано утром английские ночные бомбарди-
на различных участках фронта происходили   станцию Турну-Северин (Румыния). ровщики «Галифакс» и «Веллингтон» co-
небольшие стычки < врагом. Крупные coe-; ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Корреспон- вершили налет
динения тяжелых бомбардировщиков совер- дент агентства Рейтер при штабе войск!в Плоешти и нефтехранилиша в Кымпина,

«Бывает хуже, — сказал он, — с  Те», — сказал лейтенант.
Этим жить МОЖНО». : Спать ему отвели на печке, где он

Но больше он не просил зеркальце   помнил каждый кирпич, каждую щель в
медсестры, только часто ощупывал свое бревенчатой стене, каждый сучок в потол-
лицо, будто привыкал к нему. Комиссия  ке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным
нашла его годным к нестроевой служба.   уютом, что не забывается и в смертный
Тогда он пошел к генералу и сказал: час. Мартовский ветер посвистывал над
«Прошу вашего разрешения вернуться в крышей, > 3» перегородкой  похрапывал

®

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 6. Малая Дмитровка, 16. Телефоны: коммутатор К-4-00-70 до 74, для справок — К-4-42-12, ИЗДАТЕЛ
ИА

Г 541924.

на сортировочную станцию

ЗАЯВЛЕНИЕ ДОСТОПОЧТЕННОГО СТАНИСЛАВА ОРЛЕМАНЬСКОГО

ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ПЕЧАТИ В МОСКВЕ

Достопочтенный Станислав Орлемань-
ский сделал представителям советской и

отец. Мать ворочалась, вздыхала, не спа- иностранной печати следующее заявление:

«Я приветствую и поздравляю республи-
ки Советского Союза с их достижениями
в нашем общем ‘военном усилии. Люди
этих республик действительно замечатель-
ные. ;

На моем пути на военный фронт через
часть Украины я наблюдал ужасные раз-
рушения и опустошения, которые оставил
после себя противник. Тем не менее, я
нашел людей счастливыми, довольными и
бодро смотрящими в будущее в ожидании
наступления лучших времен.

Я поддерживаю заявления, сделанные
моими соотечественниками — американца-
ми в отношении республик Советского
Союза, и соглашаюсь с этими заявления-
МИ.
Бесспорно, Маршал Сталин является
другом польского народа. Я также делаю
историческое заявление о том, что буду-
щие события докажут, что он весьма
дружественно расположен по отношению
к римско-католической церкви. «Польша
не должна быть коридором, через кото-
рый по своему желанию проходит враг и
разрушает Россию», сказал Сталин. On
действительно хочет сильной, независимой
и демократической Полыши для того, что-
бы она могла защищать себя против буду-

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЛИТТЛТОНА

ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Как сообща-
ет агентство Рейтер, министр военного
производства Оливер Литтлтон, выступая
в Фарнборо (Гэмпшир), заявил: «Наши
величайшие надежды сейчас должны быть

ЗАЯВЛЕНИЕ СТЕТТИНИУСА

ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Заместитель
государственного секретаря США Стетти-
ниус, возвратившийся из Лондона, заявил
на пресс-конференции 5 мая, что. огромное
количество вопросов, ранее беспокоивших
США и Англию, было быстро разрешено
к полному удовлетворению обеих сторон
во время его переговоров с английскими
государственными деятелями в Лондоне.
Англичане проявили максимальное стремле-

МИТИНГ В ТОРОНТ

СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ,

ОТТАВА, 6. мая. (ТАСС). По сообщению
газеты «Стар», в Торонто состоялся ми-
тинг, организованный Национальным сове-
том советско-канадской дружбы. На митин-
ге выступили архиепископ Йоркский док-
тор Сирил Гарбетт, митрополит православ-
ной церкви Северной Америки Вениамин,
казначей совета советско-канадской друж-
бы Хинкс, представитель комитета по рас-
пространению «Займа победы» Росс, пове-
ренный в делах СССР в Канаде т. Тункин
и др. Прикутствовало 6 тык. человек.

Доктор Гарбетт обратился к канадскому
народу < призывом сделать всё’ возможное,
чтобы помочь русскому народу. Хотя Рос-
сия понесла болышие потери, сказал он,
русский народ -всё время был преисполнен
решимости ‘изгнать всех немцев со своей
родной земли. Далее д-р Гарбетт указал,
что на него произвели огромное впечатле-
ние исключительная жизнеспособность Рос-
сии, ее народ и ресурсы. С начала рево-
пюции, сказал он, достигнуты колоссаль-

`ПЕРЕБАЗИРОВАНИЕ ГЕ

ИЗ РУМЫНСКИХ ПОРТОВ В ПОРТЫ БОЛГАРИИ

СТАМБУЛ, 6 мая. (ТАСС). По сообще-  оживленная деятельность немцев. В Баяне

ниям из Болгарии, с 28 апреля началось
перебазирование германских кораблей

Варну и другие болгарские порты.
В Софии в последние дни отмечается

ЖЕНЕВА, 6 мая. (ТАСС). Как сообщают
из Югославии, части народно-освободитель-
ной армии продолжают наступательные опе-
рации в Черногории и Санджаке, очищая

_ ЧЛЕН КОНГРЕССА, США ОБ  АНТИСЕМИТИЗМЕ
В ПОЛЬСКОЙ АРМИИ

ВАШИНГТОН, 6 мая. (ТАСС). Член па-
латы представителей от Нью-Йорка демо-
крат Селлер поместил в «Конгрешенел ре-
кордс» речь, произнесенную им по радио
29 апреля, о преследовании еврейских сол-
дат польской армии в Англии.

Селлер потребовал, чтобы государствен-
ный департамент США энергично раз’яс-
нил, что Соединенные Штаты не потерият
антисемитизма в рядах своих союзников.
Он выразил надежду на то, что Хэлл не
будет относиться к польским властям
снисходительно, с дипломатической любез-
ностью. Варварство в польской армии дол-
жно прекратиться. Еврейские солдаты не
дезертировали из польской армии, наобо-
рот, они выразили желание вступить в
английскую армию.

Антисемитизм в польской армии,
продолжал Селлер, — ше внутренняя про-
блема, как утверждают польские власти.

Селлер потребовал отмены всех пригово-
poe, вынесенных польским военным судом.

ольские власти, — сказал Селлер, —
немного смягчились и об’явили, что испол-
нение приговоров может быть отложено до
конца войны. Но это — неудовлетвори-
тельный ответ.

Селлер привел письмо еврейских солдат
польской армии, в котором описывается их
тяжелое положение. В одном из этих пи-
сем рассказывается, что один польский
офицер, услышав об убийствах гитлеров-
цами польских евреев в газовой камере,
сказал: «Хорошая работа! В Польше будет
меньше евреев». Когда поляки — крайние
антисемиты, сражавщиеся в рядах герман-
ской армии в Северной Африке, были взя-
ты в плен, польские власти добились их
освобождения потому, что они — польские

ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Журнал «Ныю
стэйтсмен энд ‘нэйши» опубликовал пись-
мо польского офицера, который комменти-
рует приговоры, вынесенные польским во-
енно-полевым судом солдатам польской
армии — украинцам, белоруссам и евреям,
п заявляет, что вся польская военная
юрисдикция основывается на тоталитарном
принципе. «Это вполне понятно, — пишет
он, — так как военный кодекс был вве-
ден в дни перед войной, когда моя страна
управлялась военной кликой. Плохое об-
ращение < национальными менынинствами
является лишь одной из сторон реальной
проблемы, которая не сможет быть урегу-
лирована путем перевода в другие воин-
ские части. Постоянные угрозы и «выбра-
сывание за борт» — вот какое отношение

щих агрессоров. Он не имеет никакого на-
мерения вмешиваться во внутренние дела
Польши.
дружественная Польша.

7 мая 1944 г., воскресенье. № 108 (5788).

Всё, о чем он просит, — STO

МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН
ЕЕ eres

ЗАПОЗДАЛАЯ
КАРЬЕРА

Говорят, что были случаи, когда у без
гущего человека сносили голову саблей и
обезглавленное туловище продолжало He-

Что касается религии, то религия На’   которое время само бежать по инерции,

ших предков будет религией польского
народа,

каких-либо нарушений в этом отношении.

В Сумы я посетил новую главную квар-
тиру польской армии. Во время моего пре-
бывания, из Тарнополя и других недавно
освобожденных пунктов прибыло почти
8 тысяч новых рекрутов. Польская армия
является независимым формированием, пол-
ностью ‚снабженным Советским
наилучшим снаряжением. В настояше
время пять римско-католических священ-
ников отправляют службу в качестве ка-
пелланов. Епископ Луцка обещал прислать
еше несколько священников в близком
будущем. :

Я снова совещался в течение двух ча-

одним из ги
Союзом 2
tee nee юным немецким олухом, обучающимся

Аналогичное явление можно сейчас Ha

и Маршал Сталин не потерпит   блюдать в Германии. Из большинства ок-

купированных советских районов немцы вы-
шиблены окончательно и бесповоротно, а
в далеком «фатерланде» находятся еще
идиоты, которые надеются осесть на со-
ветской земле в качестве помещиков.
На-днях немецкое радио огласило трога-
тельный разговор, происходивший между
тлеровских главарей Леем и
B
так называемой «школе Адольфа Гитлера»,
Необходимо пояснить, что эти школы —
питомники для выращивания Чистой поро-
ды рабовладельцев, палачей и надсмотрщи-
ков, скромно именуемых на официальном
фашистском языке «руководителями-органи-
заторами нового типа». 5

и пами идет строительство немецких бара-
подводных лодок из румынских портов в ков. В Софии немцы начали расчицать и

БОИ В ЮГОСЛАВИИ

Лей спросил своего собеседника:

— Кем ты хочешь быть, молодой чело:
век?

— Я хочу заняться сельским хозяйством

восточн; блас Европы, — че сморг-

великих человека. Я весьма признателен и  3   В НА 2 ve oS wee
pecan Suarenspey corm Ари ол ‘pak ан хозяйством и кроме то-
за демократический прием, который мне   Р®СУ .

го знаю, какое значение ему придает наш
oan оказан во время моего пребывания в фюрер. Нахожусь в школе Адольфа Гит-
оскве».

лера в течение пяти лет.
О еее ответом бойкого  балбеса,
немецкий диктор добавляет: «В рассуж-
дениях этого молодого человека чув-
ствуется ‹самоуверенность». Такую оценку
на может окончательно выиграть войну;   можно принять, но с маленькой поправкой:
именно от вступления английской, амери-   уместнее было бы сказать — «Излишняя
канской и русской пехоты в германские   самоуверенность».
города будет зависеть’ победа». Уровень же умственных способностей

этого «молодого человека» понятен из сле-
НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

дующего раз’яснения диктора:
«Школа Адольфа Гитлера дает герман-
ским юношам и девушкам не только узко-
ar ose ee ss asia специальное образование. Она подготовля-
en eee удовлетворительные пере-  ®Т настоящих борнов. Учащиеся знают, как
говоры с Черчиллем». Стеттиниус заявил,   ВЛадеть не только головой, но и кулаком».
что он не хочет сказать, что не было ни- Что и говорить! Кулак для немецкого
каких трудностей, никаких препятствий и  помещика — это главная часть тела. По-
что были разрешены все вопросы, но даже   этому вышеупомянутый питомец Адольфа
если переговоры не были на 100 проц. Гитлера определенно получил солидную
успешными, всё же он возвратился вполне   подготовку в области кулачного боя, в
удовлетворенным. ущерб второстепенной дисциплине — «вла-

дению головой». Впрочем, во втором слу.
О, ПОСВЯЩЕННЫЙ

сов с Маршалом Сталиным и г-ном Моло-
товым. Результаты превзошли мои ожида-
ния. :

Маршал Сталин и г-н Молотов — два

возложены на армию, потому что она од-

чае владеть ему явно нечем. Долголетни-
ми упражнениями в мордобое видимо и об
ясняется то, что и гитлеровские недоросля
машут кулаками после драки, т. е. Bee
ные успехи в области просвещения. Д-р еще готовятся к запоздалои ‚карьере не
Гарбетт отметил, что он лично убедился мецкого помещика на советскои земле.

в том, какой исключительной заботой рус- Р. МОРАН.
ский народ окружает своих детей.

В заключение архиепископ подчеркнул
необходимость сохранения и ‘укрепления
единства между великими союзниками —
Россией, США и Англией как во время
войны, так и после ее окончания. «Во мно-

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Штаб об:

диненного командования вооруженными
гих отношениях, — сказал он, — мы рас- силами союзников в юго-занадной части
ходимся во взглядах < русскими, но Рос- Тихого океана сообщает, что авиация

сия, ее величие являются существенно важ-
ным фактором для построения нового ми-
ра после окончания войны».

дальнего действия атаковала японские по-
зиции на острове Тимор. Тяжелые бомбар-
: дировшики атаковали японские аэродромы
С речью на русском языке выступил МИ-   ва острове Схоутен (у северо-восточного
а noe ee ре Северной   побережья Голландской Новой Гвинен),
а ТОРЫ ЛЬ Зоо ВАИНЕТОН 6 yas, (ACC). Uhre
ездка архиепископа Иоркского в Советский Wl
Come CT важную роль-в укрепления ee Eee флотом США
дружбы, между кей и unre avenue и  Сообщает, что и 4 мая американская
В заключение участники митинга прослу-  ЗВИация бомбила японскую базу на: остро-
ве Парамусир (Курильские острова),

шали выступление хора в составе 250 рус-
ских, украинских и других певцов. ЛОНДОН, 6 мая. (ТАСС). Штаб комак:
oe войск союзников в Юго-Восточной
зии сообщает, что в районе Кохима co-
РМАНСКИХ КОРАБЛЕЙ юзники вытеснили японцев < нескольких
важных позиций и продолжают наступле-
ние. Японцы несут большие потери в жи.
вой силе. В долине Могаунг китайские
войска преодолели японские оборонитель-
ные рубежи около реки Ланкрау и пр
должают вести наступательные операции,

и других окрестных селах быстрыми тем-

ремонтировать поврежденные бомбардиров-
кой здания.

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В КИТАЕ

ЧУНЦИН, 6 мая. (ТАСС). По данных
китайского командования, в Северной Хз-
нани за последние дни шли бои за овла:
дение городом Чженчжоу — узлом ва
Бэйпин-Ханькоуской и Лунхайской желез.
ных дорогах. На-днях японцы  вачаля
активные операции в Южной Хоэнани и ©)
мели продвинуться влоль  Бэйпин-Хань-
коуской железной дороги ?
подданные, и направили их в польскую ЛОНДОН. 6 ae ТАК, cae
армию. Их враждебное отношение к еврей-  дент агентства Рейтер в Чунцине coos
ским солдатам совершенно неприкрыто и щает, что гручпа японских войск, насту
носит весьма откровенный характер. Сер- пающих вдоль Бэйпин-Ханькоуской желез.
жанты польской армии неоднократно заяв-  ной дороги на юг, подошла к городу
ляли: «Когда мы вернемся в Польшу, мы  Яньчен (125 километров южнее Чженчжоу),
убьем всех евреев. “Лучше убить в бою Другая группа японских войск, наступаю-
дного еврея, чем. двух немцев». Как со-   щих вдоль железной дороги на север, за-
общил моряк-еврей, служивший на поль- хватила Минцзян (40 километров севернее
и военном. корабле, ‘один солдат сказал Синьян). Таким образом, в ‘настоящее вре
pred ag ee моряки собираются вы- мя китайцы контролируют эту железную
рос за борт евреев. «Этот солдат зая- дорогу на участке протяжением всего не
вил, что других еврейских моряков и сол- более 100 километров
дат бросали в море, а когда офицерам жа-  Западнее Чженчжоу японцы захватили

ловались на это, то никаких дисциплинар-   Х
лаогуань, в TOPOrO продолжа
ных или карательных мер не. последовало». ах eon 3 tia Е

На одном острове в Шотландии собрались
польские офицеры — капитаны, майоры и
полковники и некоторые из них поклялись,
что они «уничтожат евреев не только в
Полыше, но и в Англии. Нам нечего, —
говорили они, — ждать возвращения в

Полышу, мы должны убивать евреев
здесь».

территорию от противника. В Славонии
части народно-освободительной армии  пе-

решли в контрнаступление на ряде участ-
ков. ‘

ОТКАЗ БРАЗИЛЬСКОГО БАНКА
ВЫДАТЬ ЮГОСЛАВСКИЕ ВКЛАДЫ
КАИРСКОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ

ЮГОСЛАВИИ
НЬЮ-ЙОРК, 6 мая. CC), CTO
Селлер потребовал, чтобы все офицеры мы ре и из
и унтер-офицеры, виновные в созданни и  Лондона © TOM, что национальный бавк
в допущении этой обстановки, были Раз-  Бразилии отклонил требование  югослав
жалованы и немедленно сурово наказаны.   ского правительства в Каире о выдаче 95
Он заявил, что польский министр нацио-  млн. долларов из югославских фондов,

нальной обороны Кукель приказал судить! А ii
reutcTpo Accournaiite не указы’
еврейских солдат после того, как англий- ee

ские власти перевели из польской армии
из которых одна треть уже   требования

что эти солдаты-евреи не старались избе

жать действительной службы».
заявил, что польская комиссия,
вамная обвинения,

Селлер каирскому
расследо-  = тет.
старалась обелить поль-

вает источник сообщения и подчеркивает,
что это первый случай удовлетворения
югославского Национального
митета Освобождения относительно пре
выплаты
* вкладов югославского национального банка

Ts

—

ПИСЬМО ПОЛЬСКОГО ОФИЦЕРА В АНГЛИЙСКИЙ ЖУРНАЛ

ские военные власти,

Ответственный редактор

Н. А. ТАЛЕНСКИЙ.
Е Е Pe

встречает всякий, осмеливающийся не со-
гласиться < реакционной политикой воен-
вых вожаков. Это — не только

национальных меньшинств». «Извращенный
национализм, — продолжает автор пись-
ма, — процветает в польской армии в Анг-
лии, и было бы лицемерно и опасно ожи-
дать, что эти чувства не усилятся, Kona
армия выступит за границу. Поскольку
контроль над реакционной деятельностью
наших командиров, которую я считаю са-
моубийственной для будущего моей стра-
ны, незначителен, за границей этот

KOH- Начало лек
троль сове ло лекции в 7 ч. 30 м, вечера.
Нема }риненно исчезчет. Поэтому чрез- Lees & i
важно, чтобы британский народ илетов от 2 до 5 рублей,
был правильно информирован об этих фак- Билеты продаются в кассе Колон»

тах, которые могут принести ущерб демю-
кратическим принципам, за которые <оюз-
ники сражаются в этой войне».

ЬСТВА — К-4-00-70, доб, 76. Бюро жалоб подписной контор
Типография центрально органа Народного комиссариата обороны CCCP «Красная звезда». Москва, Малая Дмитровка, 16,

ЕН НННИиННИ

HE

=
=
a
=

Лекционное бюро при Комитете по
делам высшей школы при СНК СССР,

9 мая 1944 г. в Колонном зале Дома
зов состоится публичная лекция
генерал-майора
Ф. М. ИСАЕВА
на тему:
ИТОГИ ЗИМНЕГО НАСТУПЛЕНИЯ
КРАСНОЙ АРМИИ

ного зала Дома Союзов (Пушкинская
^Уль д. № 1, под’езд. № 3).

ИНининнининаниниинизаиниюии
— К-4-00-70, доб. 31.

ee

RERDLUDDDADERE REL DELDAL TTDI DLOR ERED U GERAD