—`9 мая 1944 г., вторник. № 109 (5789).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Годовщина создания польской дивизии .
им. Тадеуша Костюшко

В евязи с исполняющейся сегодня, 9 ной Армией навсегда войлет в историю
кая, первой годовщиной создания поль- войны с гитлеризмом — извечным врагом
ской хивизии имени Тадеуша Костюшко,   славянских народов и будет примёром для
Вевславянский Комитет обратился к ко- всей польской армии.
иандующему польской армией в СССР re-  Желаем всем хивизиям польской армия
нерал-лейтенанту Зиги. Берлингу со слё- таких же славных боевых успехов в
дующей приветственной телеграммой: борьбе за свободную, независимую демо-

«От всего сердца поздравляем со слав- кратическую Польшу, которая должна
пой годовщиной создания вооруженных! быть и будет равноправным членом в
польских сил на территория СССР. Героя-   дружной семье славянских народов, Же-
ческая борьба Первой польской дивизии   лаем боевых успехов всему командному и
имени Тадбуша Костюшко вместе с Крас-  рядовому составу цольской армии в СССР.

Председатель Всеславянского Комитета генёрал-лейтенант
. Александр ГУНДОРОВ.
“Ответственный секретарь Всеславянского Комите

та гвардик полковияк
Валентин МОЧАЛОВ.

=

Предвидение в бою

Организовать бой, управлять им и ус-
пешно’ вести его от начала до конца не-
возможно 663 пэвестного предвидения. Ис-
хусно проведенный бой прежде всего и
отличается от боя неумелого тем, фто 0<-
нован ‘на учете рада таких факторов, ко-
торые позволили  предусмотрительному

- командиру слелать правильные выводы и
зхраво рассчитать свои действия. Такой
команиир редко попадает врасплох, с ка-
KSMH бы неожиданностями он ни столкнул-
ся. Что самое главное — он подчиняет
хох боя своей воле, а не плететея в хю-
сте событий.

Предвидение, помимо всего прочего, ©3-
начает умение так управлять боем, чтобы
еше до окончания одного его этапа
вскрыть характер назревающих событий
в послехующем этапе. Обладая подобной
способностью предвихеть, командир сумеет
соответственно построить управление и
обеспечить успех этого последующего эта-
па боя. Отметим еще, что предвихение
подразумевает умение выхелять из общей
сумуы вопросов управления основные за-
дачи, которые надлежит выполнить для
устеха всето предприятия.

Каковы ме факторы, позволяющие де-
хать Te или иные выводы в бою и пре-

позиции в& танкоопасных направлениях,
эти батарен оградили наступавшую пехоту!
от танковых контратак. ‚ Характерно, что
в процессе борьбы с контратаками наша.
непрерывная разведи& местоположения и
самого состава вражеских танковых ча-
слей позволяла предвидеть их вероятный
маневр и наши батареи благодаря этому
всегхз оказывались там, гле маневрирова-
вшие: танки противника пытались нанести
свой удар,

Друтой пример не менее поучителен.
Х нолк прорвал оборонительную полосу
противника,  располагавшегоя в лесу.
Командир полка заранее предусмотрел, что
немцы могут применить в ‘лесу всякого
рода засады и диверсионные группы. Что-
бы предупредить внезапные наладезния,
не отвлекая основные силы‘от выполне-
ния главрой задачи, командир части соз-
дал в боевых порядках специальные ист-
ребительные группы. Это хероприятие це-
ликом с6бя авлало. Действительно, тю
мере углубления в лес стали ветречаться
мелкие вражеские труппы,  состоявиие
преимущественно из автоматчиков. Истре-
бительные` труппы полка быстро © ними
расправились. He coaxai их командир
заблаговременно —— полк мог бы немало

наш, корр.). Образец мужества и отваги  щим огнем боевые порядки наших ‘подраз-
в боях на подступах в Севастополю проя-
вил командир отделения гвардии ‘сержант
Валиев. Де
первым бросился на вражеские укрепления,
и, умело преодолев зону вражеского охра-
нения, храбрец
дзот противлика и истребил 18 гитлеров-
ues. Будучи ранен в левую руку, Валиев
сменил винтовку на гранату и продолжал, чем предполагали немцы,
бой, увлекая за собой бойцов своего отде-
хения. Вырвавшись снова вперед, Валиев
з течение четырех часов вел бой с боль-
шой групной

7 мая наши войска, действующие
в Ирыму, при поддержке массироран-
ных ударов авнации и мощного огня &р-
тиялерии начали штурм сильно укренлен-
Иных позиций неприятеля на подступах к
(‘евастополю. Несмотря на развитую си-
стему железобетонных сооружений у нем-
цев и выгодные для обороны противника.
условия местности, наши войска за два
лня ожесточенных боев. прорвали основ-
ную полосу Севастопольского укрепленного
района на всем протяжении. Наступающие
продвинулись вперед до 6 километров, от-
бив у врага рят высот и мошных узлов
эбороны. В том числе заняты: Любимовка,
станция Мекензиевы Горы, Инкерман, го-
ва Сахарная Головка, Сапун-гора и дру-
гие. Чтобы выявить характер этих боев,
расскажем более подробное в штурме трех
важных выеот.   .

Узкая, извилистая бухта. В глубине
ее — приморский поселок. Здесь прохо-
дила линия фронта, Немцы занимали за-
падный берег бухты, т. в. высоты, гос-
подствующие над населенным пунктом.
Сильные укрепления, крутизна высот, до-
стигающая 50, 60, а местами и 70 rpa-
дусов, многочисленные проволочные и
минные заграждения на скатах, множе-
ство огневых средств, ——- веё это позво-
ляло гитлеровнам считать, что их опор-
  пые пункты на западном берегу бухты
: .  неприетунны.

Обладание высотами давало неприятелю
серьезные позиционные преимущества. До-

ГЕРОЙ-ГВАРДЕЕЦ из этих опорных
статочно сказать, что
4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 8 мая. (0т  пунктов он мог обстреливать фланкирую-

SBS г 7

Pe. oe irene
2-й УКРАИНСКИЙ ФРСИТ. Радио-
станция гвардии старшего сержанта

Г. Дарбенян поддерживает. связь с со-,
седними подразделениями.

Снимок нашего спеи. фотокотр.
майора С. Лоскутова.

делений, наступающих на соседних Yua-
сетках, а также бить прямой наводкой из.
нушек по приморскому поселку. Неслучай-
но подразделения, занимавшие высоты,
получили от немецкого командования при-
каз: удерживать свои позиции во что бы
то ни стало, драться до последнего солда-
та. Однако в ближайшие дни события на
этом участке фронта развернулись иначе,

gach

йствуя в штурмовой группе, он

ворвался в траншею и

Командир № части получил задачу:
овладеть двумя господотвующими высота-
мн ина берегу. бухты и третьей в
титлеровцев. В этом б0ю  глубине вражеской обороны. Решить эту
гвардеец Валиев погиб ‘смертью героя. Во-  задачу было крайне трудно. Дело в том,
круг траншен, которую защищал славный   Что здесь предстояло штурмовать не толь-

Бои под. Се

стрелки,
небойщики,

русмотреть ход событий. Самый важный
из них, копечно, ‘обстановка. Получать
постоянную информацию 06 обстановке,
„добывать сведения о всех ее деталях —

времени потерять в этом лесу.

предвидение,
тостью. Если предвидение толкает на

В заключение
не

укажем,
мирится

что истинное
с предвзя-

натриот, наши бойцы насчитали 60 тру-
нов немцев.

КОННО-СПОРТИВНЫЕ

й

правофлантовый опорный пункт вражеской

ко обычные полевые укрепления немцев,
но еще и оборонительные сооружения кре-
постного типа. Особенно мощным был

обороны. На море у входа в бухчу  де-

предвзятые о решения,
упустит благоприятные — возможности,
либо будет бить по пустому месту.
Известно, что немцы на раде участ-
ков используют танки, kak основу
подвижной обороны. Но’ значит ли это,
что на каждом танкоопасном направлении
надо, окажем, делать остановку для сос-
редоточения , необходимых. средств, ели
они отстали. Разве не может быть так,
что потребуется не остановка, & наоборот
— дерзкое движение вперед, даже при том
условии, что часть противотанковых
средств отстала.

Сплошь и рядом случается так, TO
риск и дерзость в подобной обстановке
являются лучшим выражением прелвиде-

командир либо

первая предпосымка правильного предви-
ления. Можно привести сотни случаев,
когда, налтример, успех обеслечивался тем,
что командиры глубоко оценивали усло-
вия местности, учитывая, как она пов-
лияет на ход боя. Существенным факто-
рам является также изучение тактичес-
ких ‘приемов противника,

Без всестороннего учета данных обета-
новки и ясного представления о тактике
противника управление сводится лишь к
нарированию ударов его. В таких случаях
мероприятия командира запазлывают. А
всё это влечет за собой потерю инициа-
тивы. И наоборот — глубокое знание 06-
становки и ‘грамотная оценка её всегда
помогают предвидению хода. событий и
захвату инициативы.

В подтверждение сказанному comaenca
ва такой пример. М дивизии предстояло
прорвать оборонительную полосу немцев
на реке Неручь. Хоропю изучив силы
противника и самый характер ето такти-
ческих прнемов, командование предвидело
возможность более или менее крупных
танковых контратак. Для отражения
этих вероятных контратак в боевые по-
рядки наступающих частей были вылви-
нуты пушечные батареи. Двигаясь пере-
халами, поэшелонно и занимая отневые  ДЕЙСТВ

EE td ree

взятости — один шаг. Искусство kowad-
дир» и заключается в том, чтобъё соблю-
ети здесь меру, не делая этого ошибочного
шата. Предвидя возможное развертывание
событий, командир должен соответственно

противника и одновременно настойчиво,
непрерывно проверять правильность
прогнозов. г
Подполковник М. БАЛАКИН.
УЮЩАЯ АРМИЯ.

ae

Письма

из 1-й Гвардейской танковой бригады

Путь наступления

Днепр... Днестр... Прут... Путь 1-й Гвардейской танковой бригады в зимнем
наступлении Красной Армии отмечен беспримерным героизмом. Боевые будни этого
соединения являются как бы символом победоносного наступления советских войск.

На примере действий бригады ясно виден массовый характер героизма наших
воинов. Танковая бригада представляет собой сложный организм, в котором тесно
переплетаются люди, их воинское искусство и первоклассная техника. Боевая жизнь
1-й танковой бригады необычайно ярко отражает особенности наступления Красной
Армии, его размах, гибкость маневра, высокий моральный дух воинов.

Сегодня мы начинаем публиковать письма из 1-й Гвардейской танковой бр

ирады
о босвых делах славных танкистов, $
хх

лейтенант Асеев, старшина Михайлов, На берегу бухты, приведет Е бес-
  красноармеец Шода. С болыпим спортив- Илодному распылению сил. Чтобы раз-

ния. От здравого предвидения до пред- тов и бойцов части. .

построить боевой порядок, выхелить часть! В сквере, расположенном в центре города,
сил для парирования вероятных контрмер!

СВОИХ   висимость нашей Родины». Этот памятник

‘сятки лот тому назад был сооружен форт
СОСТЯЗАНИЯ В. ЧАСТИ береговой а Здесь на отвесной

ГОРОД Н,, 8 мая. (От ваш. корр.). Сол-  скале в трехэтажном крфепостнюм укрепле-
нечное весеннее утро. На конном плацу нии и засел немецкий гарнизон. На дру-
собрался личный состав М кавалерийской   гой высоте, примыкающей к бухте, у
части. Начинаются болыние конно-спортив-   Иеприятеля была развита крепкая тран-
ные состязания. шейная оборона. Карьеры ка скатах вы-

Программа состязаний весьма разнооб- СОТЫ немиы м превратили в очаги:
разна. Она началась фигурной ездой офи- ikon ee: решил захватить ‘высо-
церов. Ведет смену майор Дарпович. Всал- ты тремя последовательными ударами, Он
о исходил при этом из следующих соображе-

Затем состоялся конкур-иппик, рубка ло-   ний. Олновременный штурм двух высот,
зы. Искусно владеют клинком старший   составляющих линию немепкой обороны

‘тремить мощный ‘узел сопротивления про-
тивника, нужно сконцентрировать усилия
на каком-либо одном об’екте, причем пет-
ppt me Yap должен лезортанизовать 069-
рояу немцев, ликвилировать один ее опор-
вый пункт и поставить в тяжелое поло-

ным азартом прошли также конные игры.
Состязания продемонстрировали рост ка-
валерийского мастерства офицеров, сержан-

Памятник героям

Отечественной войны
ВИЖНЕ-ДНЕПРОВСК, 8 мая. (ТАСС).

Вчера, 8 мая, в Колонном зале Дома
Союзов еостоялось общемосковекое собра-
освободителям Нижне-Днепровска nocrpoen   НИ работников газет, журналов, из-
трудящимися города во внеурочное время.   Зательств и рабкоровского актива, посвя-
На его открытии присутствовало 12 тысяч   щенное Дню болыпевистекой печати.
человек. ссбрании приняли участие многочисленные

ee 2
нения произошли с той поры! Летом co-
рок первого года немцы бросили против
нас лавину танков. Они слепо верили то-

высоко над Днепром выюится  обелиск. На
нем высечена надпись: «Вечная слава ге-
роям, павшим в боях за свободу и’ неза-

‚ сорок третьего года, когда четыре Ha-
ших танка —- Бочковекого,  Шаланди-
ва, Беесарабова и Соколова — выдержа-
аи натиск 70 немецких танков. Шалан- тда в свою тактику. грубой силы, OCHO-
дин проявил в тот день изумительную ма-  ванной на количестве. Их виднейший тан-
невренность. би то и дело выскакивал к ковый теоретик и практик теверал Гу-
гребню высоты, на которую шли немецкие   дериан самоуверенно писал: «Внимание!
«тигры», давал три выстрела и мгновен-  Танки!» Характерно, что именно 1-я Гвар-
HO откатывался назад. Он математически   лейская с честью выдержала бой с ди-

вычислил: у «тигра» поворотливость чрез-   визиями. Гудериана нод Москвой. Количе-

вычайно медленная; пока он соберется вы- слву было противопоставлено, качество,
стрелить, я успею поразить его и скрыть-   нахрапу и авантюризму — расчет и ма-
ся. Й танк Шаландина разворачивалея тд  певр. В жестоких боях с немецкими тан-
вправо, то влево, посылая в противника ками вывашивалаеь и созревала идея аю-
снаряд за снарядом. В балке пылали не-  лвижного танкового боя, основанного на
менкие lak, подожженные четверкой   искусстве маневра. .

Весенние дорогя пропаханы танками.
Земля разбухла от дождей, дымитея ее-
дыми туманами. На ней отчетливо видны
следы чанковых гусенин. Бои передвину-
лись на занад; и только глубокие вмяти-
ны, точно шаги гигантеких чудовищ, 06-
тались на черной и вязкой земле.

Мы едем по следам гусениц: здесь про-
шли машины 1-й Гватдейской танковой
бригады полковника Горелова. Степь ©ме-
нляетея лесом, леса —— холмами и дале-
кими горами. Норою кажется, что легче
догнать ветер, чем гварлейцев-танкистов,
— настолько стремительно движутся они
вперет. =

(Сама земля отчетливо рисует гвардей-
ский стиль бригалы. Вот ‘лее, где утром
в день Ирорыва накапливались наши тан-
ки; вот болото, через котерое ‘они скрыт-
FG перебрались; вот река, окаймленная ка-
мышами, — коротким броском ее преоло-
лели гварлейцы.  А за рекой вьется изло-
манная линия немецких траншей. С ка-
кой яростной силой прошлись танки про-
рыва по этой земле, в которой ‘зарылись
немцы! Обрушилась земля в окопах, раз-
давлены и втоптаны в землю пулеметы и
пушки, черные, обугленные трупы немцев
лежат в степи. НН

Борьба, развернулась на участке в три
километра по фронту. Это были ворота
прорыва,  пробитые таранным ударом тан-
ков. Машины и пушки огневым катком
проглалили неменкие окопы и траншеи,
распахнув ворота огромной массе танков,
артиллерии, пехоты. На острие клина дви-
тались танкисты 1-й Гварлейской,

На рассвете в лесу полковник Горелов
23 три часа до сигнала атаки приказал
развернуть боевое  твардейское знамя.
Гвардии майор Гавришко поднял знамя

бригады и пронес его вхоль строя машин
и экипажей. Два ветерана офицеры Кульхия
и Мурач сопровождали его. Это была одна
из тех дорогих сердцу гварлейс®их тради-
ций, которыми так гордятся в бригаде:
все увидели свое знамя в чае битвы.
Позже и мы увидели гвардейское зна-
уя. Было это в предгорьях Йарнат. Знамя
находилось в командирской машине пол:
ковника Горелова. Оно не было только
реликвией, которую везут в чехле во вто-
ром эшелоне. Знамя бригады, завоеванное
в тяжких битвах под Москвой, жило
оной жизнью с гвардейцами. Оно’ входило
с ними в шорыв, форсировало Днестр,
преносилось по  горящему мосту через
Прут. Оно многое вилело за эти годы
войны, гвардейекое красное знамя.
История ‘знамени -—— ‘это ‘правдивая
честная и мужественная история ^ самой
бригалы: это кровь ее лучших сынов, пав-
их в борьбе за Отчизну, это смелость
и храбрость, мастерство и зрелость тан-
кистов. Это восемь сутек ожесточенного
единоборства отной танковой бригады е
танковой армией Гудериана в октябвьские
дни сорок первого года пол Орлом. 310
360-кплометровый беспримерный марш
бригахы. проделанный за <орок часов с
выходом на Волоколамское направление,
откуда нах Москвой нависала сильнейшая
угроза. Это подвиг офицера Лавриненко,
ветретивиго на Волоколамеком 10есе. во-
семь немецких танков и семь из них за-

жегшего. 0браз Лавриненко —— танкового
aca, уничтожившего за свою короткую
жизнь 52 немецких танка, окружен

ореолом славы и героизма в 1-й Гвардей-
ской.

История знамени — это Goff Ha
КУской дуге, на рассвете 6 июдя

гвардейцев.

Немцы вызвали свою авиацию, прика-
зав ей бомбить квадрат на высоте, заня-
той гвардейцами. Танк  Шаландина по-
THO среди моря огня,  охватившего
высоту. Ha утро после боя товариши
нашли Шаландина силящим в горевшей
машине. Судя по ноложению рук; он го-
тов был выпустить последний снаряд. Его
кровь, кровь Шаландина, как бы внитало
в себя бессмертное гвардейское знамя, про-
несенное танкистами через все испыта-
ния войны, через Днепр, Днестр и Прут.

..Юледы гусениц велут к Днестру. До-
роги размыты весенними ручьями, они в
ямах. и колдобинах; часто елед гусениц
уходит далеко в сторону — это танкй
пошли в обход прямо но лелине. Пора-
жаешься выдержке и выносливости наших
танкистов, которые преодолевали все пре-
пятетвия на своем пути, мастерски опи-
сывали дугу по вздыбленной весенней зе-
Mae WH точно, в указанные часы и мину-
ты выхолили на узлы дорог. отрезая нем-
нам пути к отступлению. Кое-где по от-
хельным. разбитым машинам можно судить
9 том страшном напряжении, с каким AN-
ди и танки боролись с вебенней стихией.
Машины не выдерживали и вязли но дни-
ще, рвались гусеницы... Но это не могле
остановить дерзкий и упрямый рейд тан-
киетов-гвардейцев. Люди побеждали сти-
хню и шли вперед, вперед и внеред, громя
врага,

Весенний боевой курсе 1-Й Гвардейской
пролегал но тем дорогам, где в сорок пер-
вом году многие танкисты бригады, от-
ступая, вели тяжкие бои с немцами. Это
глубоко символичный факт. Еще и сейчае
на полях вилчы ржавые остовы взорван-
ных танков, свидетельствующие о былых
битвах. Бакие глубоБие, коренные изме-

Мы вилели тяжелые вражеские машины
на дорогах наступления наших танков.
«Тигры» и «пантеры» лежат, повержен-
ные впрах. Чем ближе к Днестру, тем
больше видно немецкой техники, настиг-
нутой нашими танками. В одном месте,
где сходятся две шоссейные дороги, Bee
вокруг усеяно техникой неприятеля. Вле-
чатление такое, словно тю земле прошед-
ея огненный смерч. Машины немпез, будто
испутаниое стадо, струдиливь у воды.

Вот брод У реки... Железная туша не-
мецкого танка проползла по жесткой, ка-
менистой земле, но так и не дошла до ре-
ки/ У самой переправы стоят разбитые и
взорванные два «тигра» и четыре «пан-
теры». В двухетах метрах ‘отеюда y ‘бе-
pera. Днестра стоит наи танк. Он чест-
но погиб в бою, уничтожив птесть немец-
ких машин, но не лал врагу прорваться
через Днестр. Немецкие танки стоят обго-
релые, с развороченными бортами, с. не-
ребитыми колесами. У одного «тигра»
снарядом вырвало мотор. Сорваны и ва-
ляются в пыли многотонные орудийные
балини, напоминающие перевернутую на
спину черепаху; превращены в груды лома
остовы прицелов, земля усеяна осколка-
ми цейсовеких линз.

Да, времена изменились. Тактике на-
храпа и авантюры наши танкисты проти-
вопоставили высокую тактику маневрен-
него боя, тесно связанную с общей так:
тической илесй и стратегией войны. Су-
щественными элементами ее являются пла-
невость и продуманность всех деталей 00
евой операции. В передовых рядах носи-
телей нашей передовой тактики -— офи-
церы-танкисты, прошедшие школу odopo-
ны и в боях под Москвой, и на Курской
дуте, накопившие мастерство и развер-

‘

af >
“(Or специального корреспондента
«Красной звезды»)
+
жение остальные. Изоляция укрепленных

выкот, дробление немецкой обороны Ha
куски и уничтожение ее по частям, —
вот что определяло характер наступатель-
ных действий. Е

Первый удар было решено нанести по
безымянной высоте, ближайшей к примор-
скому населенному нункту. Ночью  под-
разделения Краснова, Азтуняна и Бундю-
ка вышли на исходное положение к но-
дошве высоты. Каждое подразделение
представляло собою своеобразный штур-
MOBOH отряд. В ero состав входили
автоматчики, пулеметчики, бро-
мивометчики, саперы. На
саперах лежала обязанность расчищать
проходы в минных полях, которых много
установили гитлеровцы в этом тайоне,
Минометы составляли огневую группу не-
посредственной поддержки штурмующей
пехоты. Они находились в боевых поряд-
ках отряда. Неподалеку на выгодных по-
зициях были поставлены артиллерийские
орудия, которые холжны были подавлять
и уничтожать немецкие отневые точки,
парализуя огневое сопротивление против-
пика. ЕН

На рассвете наши подразделения пошли
на пигурм высоты. Отрях майора Алтуня-
на поднимался к вершине, нанося против-
нику лобовой улар. Отряды Краснова и
Бундюка охватывали высоту с флангов.
Первый продвигалея по лощине,  проле-
тавшей но северным скатам безымянной
высоты.

Насколько тяжелы были условия шчтуо-
ма, можно судить уже по тому, чте пе-
хотинцам отряда Алтуняна несколько ча-
сов пришлось пробираться по круче к
вершине высоты под сильным огнем про-
тивника. В данном случаю решающую
роль играли выдержка и настойчивость
пехотинцев, точность артиллерийского
огня. Важно было, чтобы афтиллеристы и
минометчики подавляли своим огнем Rak
раз те очали сопротивления, к которым
поххолили взбирарииеся на тгеру пехотин-
цы. Кроме того, артиллеристы должны
были уничтожать фланкирующие огневые
точки противника на соселних высотах.
Пехотинцы или в гофу мелкими группа-
ми, почти внлотную прижимаясь к разры-
вам своих мин и снарядов. Они оставляли
позали отдельные мелкие очаги сопротив-
ления неприятеля, прилатая все усилия,
чтобы зыполнить главную задачу —
добраться ло вершины.

В течение дня немецкая оборона на бе-
зымянной высоте была разгромлена. Отряд
Алтуняна овладел вершиной. Гарнизон
немцев, рассеченный на части нашими
птурмовыми ‘труппами, был уничтожен.
Огневые точки противника, оставшиеся в
тылу у настунающих, а также группы
немцев, засевлтие в карьерах на северном
скате высоты, ликвихировал отряд Бун-
тока. Уснептно действовал и отряд майора’
Красйова. Настуная частью сил влоль ло-

НН. ‘он въишел на западные скаты 6e-
зымянной высоты и отрезал путь отхода
остатках вражеского тарнизона: В то же
время‘две роты из отряла Краснова обош-
ли ‘соседнюю высоту с фортом и блокиро-
зали титлеровнев, засевших там в крепо-
стном укреплении. 3

}

ДЕНЬ БОЛЬШЕВИСТСКОЙ ПЕЧАТИ

Общемосковское собрание работников печати в Колонном зале Дома Союзов

работники фронтовых газет. Многие из них
за мужество и героизм, проявленные в
боях с немецкими захватчиками, награж-
дены орденами и медалями.

С докладом 00 очередных задачах со-
ветской печати выступил начальник Уп-

Е ВЕНЕ ЕЕ ТЯНЕЕЙЯ

астополем

Теперь на очерехя был штурм высоты 6
фортом, и для этого уже были созданы

Зыгодные условия. Ее гарнизон сказался

блокированным н попал в тяжелое поло-
жение, так как наши подразлеления вы-
шли ему в тыл. Захват соседней. безы-
мянной высоты нозволил пашим офицерам
подтянуть сюда артиллерию, которая по-
лучила возможность бить прямой наводкой
по тыльной, более уязвимой стороне ук-
репленных позиций противника.

Высоту с фортом  штурмовал отрях
Краснова. Артиллерия держала под неос-
лабным огнем амбразуры немецких огне-
вых точек, расположенных в укреплении,
& тем временем штурмовые группы взби-
рались на высоту. Затем пехотинцы под-
ползли вилотную к немецкому укреплению
и начали забрасывать гранатами амбра-
зуры. Саперы подтащили на гору взрыв-
чатое вещество и подготовилиеь подорвать
стену укрепления. В итоге немецкий гар-
низон, чувствуя безвыходность своего по-
ложения, сдался. .

Итак, оборона. немпев на этом участ-
ке была разгромлена. Теперь  под-
разделения № части направили свой удар
против третьей высоты, находившейся в
глубине обороны противника. В основу
действий наступающих были положены
внезапность и стремительность. Под по-
кровом ночной темноты штурмовые груп-
пы захватили траншеи, устроенные гят-
леровцами на скатах, а на рассвете ата-
ковали основные силы немецкого гарнизо-
на, укрепивииеся ближе к вершине. Пер-
вым ворвался на высоту взвох лейтенанта
Иванова, сумевший быстрее всех преодо-
леть крутой под’ем.

Так в ожесточенных боях бйцы и
офицеры № части ликвидировали Ha этом
участке мощный узел немецкой обороны,
открыв себе дорогу вперед, к Севастополю.
Немцы понесли здесь болыпие потери.
Свыше 500 трупов оставили они только
на безымянной высоте. Наши войска
захватили большое количество стрелково-
го оружия и боеприпасов, орудия, взяли
пленных. :

Бои за тосподетвующие высоты’ под
Севастополем интересны также, как обра-
зеп высокой выучки нашей пехоты. Успех
наступательных действий определялея в
первую’ очередь высоким боевым мастер-
отвом офицеров. Они решали трудную за-
дачу не по готовым шаблонам, а 1в0-
чески, комбинируя различные метлы и
приемы тмурма. План действий, намечен-
ный командиром N части, был выполнен
точно по ©б’ектам и срокам.

Особую роль в описанных боях сыграло
отличное взаимолействие пехоты и артил-
лерии. Здесь была не просто артиллерий-
ская подготовка © последующим огневым
валом. а точнейтая, глубоко  рассчитан-
ная работа артиллеристов. Батареи  офя-
цера Жазарьяна били но определенным,
заранее разведанным пелям. Артиллеристы
внимательно следили за лействиями каж-
дой пгурмовой группы и уничтожали ог-
невые точки немпев, мешавитие ее про-
движению. Именно это и помогло полраз-
делениям М части выйти без больших по-
‘терь по крутым под’емам к вершинам
окат.

(Сбив немнев с пяла важнейших BbICCT
на всех протяжении фронта под’ Севасто-
полем, наши войска завязали бои Ha
ближайших полетупах к гоголу.

Подполковник Н. ПРОКОФЬЕВ.

КРЫМ, 8 мая. (По телеграфу).

равления пронаганлы и агитации ЦК
BRIL(6) тов. Г. Ф. Александров.

С огромным воодушевлением участники
общегородского собрания работников печа-

ти приняли приветствие товарищу
Сталину. (ТАСС).
Е ee ЕСИ: Pt onesie La ee ee

нувшие новые силы в непрерывном на- в этом огненном котле налаживали паром-

ступлении от Курекой дуги до Карпат.

. Весенние дороги, по которым двигалась
1-я Гвардейская танковая бригада, повест-
вуют не только о стремительности дейст-
вий. Порыв людей и машин подкренляхся
высокой организованностью маневра. На-
ступление на игироком пространстве, стре-
мительный рейд танков, двигавшихся ост-
рым клином и срезавиих всё на св0ем
пути, — 910 могло быть успешным толь-
ко при уеловии талантливой организации
улара. Организаторекий талант особенно
ощущается в той малозамотной будничной
работе, связанной с бесперебойным енаб-
жением наступающих танков горючим и
боеприпасами. После того, как была прор-
вана немецкая оборона и ‘моторы стали
пожирать пространетво, проблема набже-
ния приобрела в условиях весенних до-
рог. и растянутых коммуникаций иоклю-
  чительную остроту. Она была разрешена
с честью: тылы следовали по пятам за
наступающими танками.

Маневр нанеих танков можно просле-
дить ме только по оперативной карте, —
он виден и в облике городов, вырванных
из лап немцев стремительным натиском
гварлейцев и других ваших частей —
стрелковых, артиллерийских. Ряск и pac-
чет, быстрота и натиск дали свои плоды.
Вот город, окруженный старинными кре-
поетными стенами и рвами. В одно пре-
краенсе утро он проснужя и увидел -на
своих улицах советских танкиетов-гвар-
дейцев. -

Вот он, Днестр...Вода полнялась, зато-
пила выюокие берега. Вечерняя заря иг-
рает на темножелтой, быстрой реке. ` Мед-
ленно плывет парох наперерез течению.
Гудко звучат голоса на реке. На западном
берегу. собрались ` пленные: отдельно ру-
мыны, отдельно вентры, отдельно немцы.
Они ждут парома. Длинные весла расее-
кают темную воду, и протяжный голос
выкрикивает: «Правый 69рт...»-

А вель совсем недавно вот на этой са-
мой реке кипел жаркий бой: к Днестру
вырвалиеь танки Горелова. Следы гусе-
ниц велут прямо к воле. Нарома в тот

пую переправу.

За Днестром снова следы гусениц. Они
изрезали шоссейную и грейлерную  доро-
ги, ведущие к Пруту, в предгорья Кар-
пат. Гул моторов вместе с клубами пыли
висит над дорогой — движутся наши
танки. № вечеру мы попадаем на команл-
ный пункт танкового соединения. В хате
с оцинкованной крышей расположился
штаб танкиетов.

— Вот так мы живем! — говорит re-
нерал, командир соетинения, с хозяйской
гордостью обводя ругами большую карту,
свисающую с досчатого стола. Карта ри-
сует маршрут танков. Могучее русло их
движения после прорыва тастекловь на
отдельные ручьи, Но все они подчини-
лись одной воле, жили и воевали по O1-
ному. плану. 1-я Гвардейская бригах&
действовала на ‘главном направлении
удара: Она была любамым хетищем геве-
рала — создателя танковой бригады. С
1-й Гвардейской он воевал под Москвой,
и с тех пор она шла с ним веюду. Он
вынул листок, пожелтевигий от времени.
Это был еталинский попказ о переимено-
вании бригады в Гварлейскую. Много вре-
мени прошло: полковник уже етал тене-
рал-полковником, а бригала воспитала в
своих рядах стальную когорту отважных
офицеров-гварлейцез. Генерал разгляхы-
вает маленький листок бумаги, на кото-
POM запечатлена высокая сталинская
оценка действий танкистов в Copok mep-
вом году. 2

SBSHOK mo телефону. Говорят or Tope-
лова. Полковник докладывает генералу,
ч1® немцы на его участке делают попыт-
ку контратаковать. Генерал спрапгтвает:

— 0 стоит в этом квалрате? Боч-
ковекий? Он не пропустит. Сколько вы
подбнли сегодня? Четыое танка? Подбили
‘или уничтожили? Подбили... Ite хуже.
Нужно жечь!

...Дороги подсохли,  опапжевая пыль
кружится над землей. Близость линии
фронта чувствуется во всем. Мололой лес
иссечен минометным огяем. В солнечном
небе вопыхивают возлушные бон. Чув-
ствуется близость Карпат. На горизонте

день не было на Днестре, и. мост был!В Голубой дымке, словно видение, возни-
взорван. Первые- танки вброд рванулись  Кают ‘отдаленные горы.

на запалный берег. Олни экипажи apa-
лись на Днестре с немцами, отрезая им
дороги отступления,

П. СЛЕСАРЕВ.
Б. ГАЛИН.

другие расширяли ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

плацдарм па правом берегу, а саперы! Mapt—anpem.