13 июня 1943 г., восиресенье. №138 (5509).

Остановиться в военном деле—
Th’

История. войн свидетельствует © том, что
та сторона, которая непрерывне совершен-

значит отста

}

ствует в ходе войны боевую технику и
тактику своих войск, получает крупное
преимущество над противником, Отставание
B BOCHHOM деле часто сводит на-нет даже
серьезные ‘уснехи в ведет к поражениям.

Начиная с конца ХУШ столетия, воен-
Hoe дело быстро прогрессирует. Победы
Наполеона не в малой степени относятся
на долю усовершенствованног ружья и
полевых орудий с новым легким лафетом.
Получив _ улучшенное вооружение, фран-
цузекие войска могли ‘перейти к подвиж-
ным боевым  порядкам, прилавшим ‘им
гибкость и маневренность. Наполеон одер-
живал победы над австрийскими и прус-
скими войсками, закосневшими в линейной
тактике. За свою отсталость в военном
деле они поплатились тяжелыми пораже-
ВИЯМИ.

Русской армии грозила т& же участь.
Но в ной живы были традиции великого
Петра, который в кратчимний срок сумел
превозмочь вековую отсталость Руси в
военном отношении. «Нужно есть сочинять
‚армию свою, — говорится в петровском
«уставе воинском», — смотря’ неприятель-
ской силы и оного намерения, дабы ег
во всех делах упреждать и. веячески
искать неприятеля опровергнуть». Гениаль-
ный Суворов всю жизнь боролся © конеер-
ватизмом и застоем, которые евивали гнез-
10 в русской армии благодаря влиянию
аветро-прусской системы мупггры. В италь-
янской кампании 1799 г. русские войска,
быстро усвоиршие ‘нювые. маневренные
способы боевых действий, били французов.
«Уж и будут меня за сегожняигний день
бранить тактики», —<казал Суворов после
сражения при Нови, иронизируя над «так-
тикахи», проповедывавитими отеталые, от-
жившие вэгляды, Кутузов продолжил про-
грессивную тенденцию тазвития русского
военного искусства. Под  волительством
мудро фельдмаршала русские войска
непрерывно совершенетвовались. Русская
ариия была реорганизована. В новых уста-
вах и наставлениях отменялиеь многие 6ее-
полезные приемы муштровки ‘солдат, пред-
писывалось  Тассыгаться- в стрелковую
цень. Под Бородином pycerue войска
в ходе сражения маневрировали - колонна-
ми, быстро перестраивалиеь для отражения
кавалерийских атак, непрерывно вели
контратаки. Но Кутузов считал достигну-
тые успехи недостаточными, он требовал,
чтобы войска непрерывно совершенствова-
ли дальше свою тактику.

Эта славная страница истории русского
военного искусства вскоре была позабыта.
В николаевский период развитие военного
дела приостановилось. На вооружении рус-
ской армии оставалось  гладкоствольное
ружье, тогда как иностранные армии пере-
зоружались уже штуцерами, в три pasa
\евосходившими дальнобойностью. В так:
ke господствовали, как иет один из
дориков, «взгляд на расеыпной строй,
хак на средство вспомогательное, твердоеть
форм боевых порядков, малая их гибкость
и примечяемость к местности». Железных
дорог почти вовсе He строили, & между
тем они открывали уже новую эпоху в
развитии военного дела, эпоху массовых
армий, комплектуемых на основе всеобщей
воинской повинности,  мобилизуемых и
сосрелоточиваемых к границем посредетвом
ж.-д. транепорта. Русская армия  остава-
лась при старой рекрутчине, не имела
обученного запаса. Крымская война, закон-
чилась для России тяжелым поражением,
несмотря. на, героизм Севастопольской обо-
роны.

При непрерывном прогрессе военного
дела армия; остановившаяея в 6в0ем раз-
витни, очень быстро отстает, a это часто
влечет за собой поражение в случае. стелк-
новения © армией. усвоившей технические
и тактические нововведения. =.

В период 1914—1918 тг; военная тех-
вика развивалась бурными Темпами, внося
коренные изменения в тактику войск, СОтан-
ховый пулемет, ручная граната, легкий пу-
лемет, минометы, усовершенствованные ору-
лия веех разновидностей, автомобиль, ме-
ханизированные орудия и многие  дру-
гие средства вливались в  осромных ко-
личествах на поля сражений. Все армии пе-
ревооружались и переобучалиеь. Опоздание
на какой-либо месяц ужё грозило тяжелы-
ми неудачами. На отдельных этапах первой
упровой войны можно с полной ясностью
проедедить, как преимущество одной  сто-
роны в технике и тактике влияло ва исход

боевых действий. В первый период Верден-
{

формы боевых действий.
крайне диференцировалась, и ее прогресе

_ М. ГАЛАКТИОНОВ
<

ского сражения немецкая &тиллерия имела
преимущество в качественном и -количест-

да медаенно, но продвигались вперед к Вер-
дену.. Во второй период. французы получи-
ли новые образцы тяжелых орудий, преи-
мущество в артиллерии перешло к Ним, и
зто было одной из основных причин пере-
лома сражения в ‘их пользу;

К 1918 году рост техники, казалось,
достиг своего предела, установились проч-
но и новые тактические формы. Так счи-
тело, по крайней мере, германское коман-
дование, которое приступило к осуществае-
нию своих наступательных планов. в
1918 г., применив уже испытанную так-
тику прорыва, после мощной артподготовки.
Но в действительности военная техника не
стояла на месте, она продолжала  разви-
ваться. Уже в 19106 голу на полях сраже-
ния появилея Танк, а’ в 1917 году при
Камбрэ впервые союзниками была произ-
ведена массовая (по тем временам) тан-
ковая атака. Германское тлавнокоманлова-
ние не приняло мер к разработке образцов
и посгройке танков, так как считало; что
они не имели серьезной боевой ценности.
Тодендорф в своих «Воспоминаниях», го-
воря о подготовке к наступлению 1918 г.,
писал: «Мы не имели танка как. сред-
ства сопровождения пехоты, Он был только
наступательным оружием, а мы достигали
своих наступательных целей и без танков.
Он был, конечео, небссполезным для войск,

но ничего решающего не достигал». Олин!

из немецких исследователей: пишет, что
«танк долго расематривалея выешим гер-
манским главнокомандованием в качестве

венном отношениях — немцы тогда, прав-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

$ НЗ ie.

BRMOINET своёй

aes

британская. блокала пе

задачи измора». Французекий генштаб` счи-1.

тал неизбежным ‘ переход к позиционной

войне, так как у немцев нехватит сил лия
форсирования оборонительных рубежей. Во
важ  .
попреложная ^ истина. изречение тенерала р

французской армии воспринималось

Шовино: «Атака, расочитывающая преодо-

леть ‘оборону, должна иметь втрое больше 3
пехоты, в. шесть раз больше боеприпасов».

Эта позиция ‹амоуспокоенности явилась

незаменимых прикрытием для прогитлеров- р.

ских элементов во Франции.
Осталювка в развитии военного дела

повленла за собой неизбежное отставание.  .
Даже знаменитая Французкая полевая ар-
тифлерия в 1939 г. отставала от совре-  ”

менных образцов. Дистанционная трубка
75-0. снаряда была устаревией. Лю-
бопытно, что дебаты о дистанционной

трубке для зенитной стрельбы велись... в

июне 1940 г. Опыт испанской войны 06-
наружил непригодность французекой 37-
ум. противотанковой пушки. Для нового

образца 47-мм. противотанковой пушки Е!

началу войны не было снарядов. Противо-
танковая мина офавалась  неудовлетвори-

тельной, Мощность отдельного французсхо-

го танка была выше, чем немецкого соот-
вететвующего веса. Но тысячи  француз-
CKHX танков были рассредоточены пе пе-
хотным дивизиях. Имелось веего лишь две
танковых дивизии. За, последние годы пе-
ред войной стала резко отетавать и\ фран-
цузекая аваация. Нельзя не’ еогласитьея с
выскозанным в американской печати мне-
нием, что «французекая армия была тре-
восхолно подготовлена в 1939 г. — лая
войны 1914 г.». Это отставание явилось
одной из существенных причин поражения
Франции в 1940 году.

Уроки истории суровы. Двенадцать лат

технической игрушки или пугала, крепкий ТОМУ назад товарищ Сталин сказал 06 этом

нервами германский солдат сумел бы pac-

в своей историческойсречи: «0 ‹залачах. хо-

правиться с них подобно своим предкам,  ЗЯЙСТвенников»: старую Россию били «зс

древним. гермавцах, которые нё близком
расстоянии ‘убивали дрекольями львов, вы-
пущенных на них римаянами». В 1918
году союзники уже имели тысячи танков,
сыгравших крупную роль’ в последних

сражениях прошлой войны: Танковые ата-

ки 063 артподготовки дали’ союзниках
решазютцие победы 18 июля и 8 августа
1918 г. Возник даже афоризм, что Гер-
манию победил генерал Танк. Немецкое
командование прозевало появление и про-
H3ROACTBO союзниками этой замечательной
боевой машины. Развитие немецкой воен-
ной техники отставало от быстрого“ про-
гресса боевой техники союзников. Это по-
влекло за собой быстрое отставание. немец-

кой армии в тактическом и техническом
отнонениях, что в свою очередь повлиял

Ha пагубный лая Германии исхот войны,
ускорив ее разгром осенью 1918’ года.

В фовреманной войне ототавание грозит   ошибкой

отсталость: военную, за отеталость культур-
ную, за отеталость государственную, за от-
сталость промьмиленную, за отсталость
сельскохозяйственную».

Сталинские пятилетки ликвидировали Be-
ховую ототалость России. Красная. Армия
быстро оснащалась современной ‘передовой
‚военной техникой; Это был трудный и тя-
желый процесс. Великий сталинекий гений,
могучая сталинская воля беспощадно изго-
няли консерватизм и отеталость отовсюду,
где они мешали перестройке наших воору-
женных вил по современному образцу.

На протяжении двух лет Великой Оте-
чественной войны товарищ Сталин. неус-

танно учит Красную Армию овладевать ©о-  ,

временным военным делом, непрерывно и1-
ти вперел,  совершенствоваться, глубоко
изучая опыт войны. т
‚Было `бы  наихудшей и отаснейшей

еще более опасными. последствиями, чем в   Врасной Армией успехах. Военное ^дело,

прошлой. Военная техника оказывает те-
перь еще. более глубокое воздействие на
Сама техника

происходит одновременно во многих разно-

одных областях. Война носит маневрен-

ный характер, и преимущество, которое
получает один из противников, может
быть быстро использовано с решительными
результатами. Ототать — значит дать пре-
имущество врагу, значит поставить себя в
крайне ‘невыгодное положение ‘по отноше-
нию к нему, что может повлечь за собой
поражение,

В начале второй мировой войны Герма-
ния бесепорно имела преимущества в тех-
ническом оснащении своих войск и их
выучке. Правда. в немецкой технике не
было ничего принципиально нового: Mac-
сирование танков и авиации; внедрение в
войска, мотомеханизированных средетв, при-
менение пикирующих бомбардировщиков и
параппотов — всё это было известно и до
войны. Но в немецкой армий всё это было
лишь использовано в определенной системе
ив массовом маспитабе. На Западе это дало
крупный эффект ввиду того, что. против-
ники Германии были не подготовлены к
новым формам ведения войны.

Французская армия. например, застыла на
уровне 1918 г. Ее военная доктрина ориен-
тировалась, 10 выражению американекого
журналиста, на’ «длительную борьбу на исто-
щение, в течение которой Французские ар-
мии и укрепленные позиции будут удер-
живеть германские аруии до тех пор, пока

не стоит. на месте, оно непрерывно ‘разви-
вается ‘дальше, а в течение этой ‘войны
темп развития в особенности высок.

В первомайском приказе 1943 г. това-
pum Сталин ставит перед всеми команли-
рами, перед всеми бойцами Красной Армия
задачи — итти вперед по пути прогресса
военной техники и военного дела. обеда в
современной войне, с ее гигантскими мас-
штабами, огромными армиями, многообраз-
ной техникой, не достигается только личной
храбростью, она требует превосходства над
противником в воинском искусстве. Ро-

дина поставляет Красной Армии все луч-

шие образны военной техники. Дело

чести каждого командира и бойца наи-
образом применять
эту. технику она  нолях сражения. Для

более совершенным
этого надо непрерывное учиться  владе-
нию оружием, но этого мало; — товаз
ризщ Сталин требует от ‘нас непрерывного
роста и совершенствования тактического
мастеретва, тлубокого изучения ‘` опыта
войны всем поголовно” личным составом
Красной Армии. «В военно» деле, а тем бо-
лее в такой войне, как современная война,
нельзя стоять на месте. Остановиться 3
военном деле — значит отетать. А отетв-
лых, как известно, быют. Поэтому главное
сейчае состоит в том, чтобы вся Красная
Армия изо дня в день совершенствовала
свою боевую выучку. чтобы все коман-
лиры и бойцы Красной Армии изучали опыт
войны, учились воевать так, как этого тре-
бует дело победы» (Сталин). Таково нез
пременное условие налних грядущих побед:

ЛИСТОВКИ О ГЕРОЯХ О

Ни одна из войн прошлого ‘не знама, та-
кого массового героизма, какой проявля-
lor в боях с номецко-фашиетокими захват-
чиками советские люди. Среди многих
тысяч храбрецов, прославившихея в же-
стоких сражениях за родину, особое. место
занимает чудесная плеяда выдающихся
тероев, чьи имена навсегда, APO, окружил
признательностью и любовью. ITO —
Герои Советского Союза —— гордость налиеи.
армии, гордость советской страны. .

Главное политическое управление Ёрас-
ной Армии излало большим тиражом ли-
стовки о Героях Советекого Союза. За ко-
роткий срок они приобрели в частях боль-
шую популярность.” Хороню исполненные
портреты героев, которыми украшены. ли-
стовки, вывешиваются в блиндажах и
землянках. Короткий, выразительный текет,
рассказывающий о замечательных подвигах,
читается с болышим интересом.

Листовка, посвященная старшему сер-
marry Ивану Ивановичу Богатырю, пове-
ствует:

«..Горстка пограничников обороняла ВЫ-
соту. №ее они пали смертью храбрых. В
живых остался ‘один Иван Богатырь. Он
с0 своим пулемотом продолжал вести не-
равный, беспримерный бой с батальоном
немецких солдат.

Вражеские атаки следовали одна за дру-
гой; но Богатырь пулеметным. . огнем вся-
кий pad отбрасывал гитлеровцев  назал.
Вблизи разорвалея немелкий снаряд и кон-
тузил Богатыря. Он уже не мог деиство-
вать правой рукой. Тогда онх етал вести

огонь левой рукой. Немецкая пуля проби-
ла и левую руку. Богатырь стал развора-
цивать пулемет плечами и прудью, продол-
жая раненой рукой вести огонь.

Вой длился пять часов. Около ‘семисот
немцев полегло на подступах к высоте. К
ночи атаки немцев прекратились. Bpamec-
кого батальона больше не существовало.
Раненый, еле державшийся на ногах от
усталости, Богатырь выянел из ‚разбитого
дота, чтобы ражетой дать знать на комав-
дный пункт своего батальона, что высота
держится, что он, Богатырь, жив и про»
сит помощи; Но не успел нал герои сде-
лать и нескольких шагов, как перед ним
из воронки показался немецкий офицер.
Он метнул в Богатыря пранату. Она разор-
валась у ног разведчика; и десятки мел-
ких осколков впилиеь в ето ноги. Превоз-
могая боль, Богатырь бросилея, на. немец-
кого офицера, плечом вышиб у него авто-
мат и, выхватив раменой рукой кинжал,
вонзил его в горло врага.

На следующий день рано утром Halt
бойцы налили Богатыря. Он лежал без с0з-
нания на трупе убитого им немецкого офи-
цера». “

Листовки восхрешалот перед читателями
боевые подвиги еоветеких. чудо-богатырей.
Майор Гавриил Антонович Полавченя вре-
завтея на об’ятохм пламенем танке в рас-
положение немцев, превращая › вражеских
соллат в кровавое месиво. Молодой летчик-
истребитель Михаил Дмитриевич Баранов,
сбивший в одном бою три немецких само-
лет» и протаравивиий ° четверсый, по-

\

ТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

дымается в воздух на своей машине, ук-

рашенной 24 звездами — по числу еби-
THX самолетов. Бесстрашный ‘тазведчик
Халзимурза Мильдзихов ведет бой с целой
немецкой ротой: :

«Нал головой разведчика свистели пу-
ли, взлымая вокруг него снежную пыль.

Но Мильлзихова не покидала уверенность,

он действовал ловко и расторопно. Авто-
мат стал совсем горячим, до пузырей о9-
жигал руки, но слушался своего хозяина:
немцы падали один за хругим. Хадзимурза
расстреливал уже последний диск, когда
услышат позади себя
«ура». Это шли на помощь налши бойцы.
Они докончили бой, начатый в одиночку
Мильдзиховым, славный бой, в котором
Ham  храбрец-разведейк уничтожил 108
гитлеровцев».   ;

С большим интересом читаются также
листовки о дважды Герое Советекого С0ю-
за Александре Игнатьевиче `Молодчем, 0
знаменитом снайпере Федоре Кузьхиче Че-
голаеве, 0 герое сталингралских боев“ Ва-
силии Григорьевиче Зайцеве. Ряд листовок
выпущен на национальных языках. На та-
TAPCKOM языке напечатана листовка, пое.

вященная Герою Советского Союза капита-

ну Салавату’ Каримову. На киргизеком язы-
ка издана листовка’ рассказывающая о Ге-
poe Советского Союза Дуненкуле Шюолоко-
ве, одном из 28 славных панфиловпев, ко-
торые обессмертили свои имена в боях 38
Москву. —

Листовки о героях отечественной войны

остановиться на достигнутых.

родное русское  ф

_ ДЕЙСТВУЮЩАЯ

АРМИЯ. Коман-
AMPH артиллерийского подразделения
‚майора Енишева неустанно совершен-
‚ ствуют свон знания. На снимке: заняз
° тия на миниатюр-полигоне.

Фото П. Фетисова.

Из. фронтовой
тетради

=

СЕСТРА

Когда, упав на поле бя —
‚И не в стихах, а наяву, —
`Я вдруг увидел нал с000ю
Живого взгляда синеву,

Когда склонилась надо мною
Страданья моего сестра —
Боль еразу стала не такою:
Не так сильна, не так осетра.

Меня как будте оросили
ФЗивой и мертвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой!..

И. УТКИН,
1943.

НА РОДИНЕ ПОЧЕТНОГО
ГВАРДЕЙЦА

РОСТОВ НА ДОНУ, 12 июня. (Or
нашего корр.). В ‘станицах и колхозах
Песчанокопского района,
ласти гремит слава о земляке, спасшем
полковое знамя — Андриане Макаровиче
Стерлеве. Колхоз «Красный Октябрь», в
котором работает тов. Стерлев, досрочно
закончив сев, помогает соседним отстаю-
щим колхозам успешно выполнить государ-
ственный план полевых работ. Я
‘ Почетный гвардии’ красноармеец тов.
Стерлев принимает активное участие в кол-
хозной. жизни. Правление колхоза назна:
чило ‘его животноводом. Заботами старого
опытного крестьянина расширяются колхоз-
ные фермы, увеличивается поголовье скота.
Тов. Стерлев поддерживает тесную связь
с 43-м гвардейским полком. Недавно пред-
ставители полка были в ‘гостях у тов.
Стерлева, подробно ознакомились с жизнью
колхоза «Красный  Октябрь», провели ряд

бесед. с лколхозниками, прассказывали им.

боевой путь своего ‘полка. По’инициативе
тов. Стерлева колхозники засеяли допол»
нительно полевой’ участок и выделили из
колхозного стада овец в фонд обороны;

‘Подвиг: старого крестьянина с хутора

Красная Балка ‘широко популяризируется

во всех хуторах, станицах и селах Дона,
Кубани, Ставропольщины. К почетному
гвардейцу, проявившему мужество и храб-
рость, приезжают делегаты из соседних
станиц, чтобы из уст Андриана Макаро-
вича Стерлева выслушать волнующий  рас-
сказ о том, как он берег честь гвардей-
ского полка — красное знамя.

Клятва разведчиков

ВОЛХОВСКИЙ ФРОНТ, 12. июня. (По
телеграфу от наш. корр.). Ha короткий
митинг собрались разведчики подразделе-
ния, которым командует старший лейтенант
т. Горячий. В суровом молчании они слу
тают ‘Только что ‘полученное ‘младшим
лейтенантом т. Ильиным письмо из осво-
божденного от немцев гор. Армавира. Вот
что пишет ему жена брата Валентина Сте-
нановна Ильина: «Добрый день, Роман Ро-
манович, получила я от тебя письмо, обра-
довалась и решила немедленно написать о
всем пережитом ‘нами в дни ‹ немецкой
оккупации, Противно мне произносить сло-
во «немцы». Они. исковеркали ‘всю нашу
жизнь. Папу нашего, Романа Митрофано-
вича, после долгих нечеловеческих пыток,

`убили. Сначала его избили, затем ‘выкру-

тили ему руки, всё ‘лицо изрезали,  обезо:
бразили. Вконещ  замученного ° старика
умертвили. Так же зверски казнили и мно-
го других армавирцев. И всё это происхо-
дило. на наших глазах. Когда пришла наша
освободительница Красная Армия, трун
папы мы откопали из общей ямы и похо
ронили в братской могиле. Роман Рома-
HOBHY, прошу тебя, бей врагов за нашу
кровь и слезы. Бей так, чтобы ни одного
живого немецкого гада не осталось на на-
шей земле»: Нл : i

Один за другим берут слово разведчики.

— Проклятие и смерть вам, цепные со-
баки людоеда Гитлера, — говорит. красно-
 армеец тов. Смирнов. — Не уйти вам от
‘нашей кары за злодеяния и издевательства
над мирными советскими людьми.

О мести и жгучей! ненависти к врагу го-
‘ворят сержант  Мигунов;, красноармеец Ep-
‘маков и другие. : ;
`; Разведчики принимают на митинге тор-
‘ жественную клятву: «Мы клянемся тебе,
наша любимая родина! Клянемся всем вам,
измученные ‘фашистскими извергами наши
отцы И матери, братья и сестры, жены и
Here клянемся беспощадно мстить за’ всё
немецким людоедам. Клянемся истреблять
‘фашистскую мразь без капли сожаления,
‘He щадя в этой священной борьбе ни сил,
ни жизни своей, Месть и смерть фашист-
скому зверью».

СОВЕЩАНИЕ РЕДАКТОРОВ
КРАСНОАРМЕЙСКИХ . ГАЗЕТ

BPAHCKHIT ФРОНТ, 12 июня. (По те:
 леграфу). Вчера закончилось фронтовое co-
вещание редакторов армейских и дивизион-
ных газет, Редактора поделились опытом
пропаганды первомайского приказа товарища
Сталина, пропаганды военных ‘знаний и
опытом освещения партийно-политической
жизни подразделений. Резкой критике была
подвергнута работа газеты «Боевое Знамя»,
на страницах которой военные вопросы ста-
вятся поверхностно. Как общий недоста-
ток, совещание отметило, что, пропаганди-
руя боевой опыт, красноармейские газеты
хватаются за десятки тем и забывают
главную свою задачу в этой области —
опыт одиночного бойца, уменье людей дей-

найдут путь к сознанию и сердцу бойцов. ствовать по уставу.

и

Lae

Налеты крупных сил нашей авиации на
аэродромы противника

В ночь на 12 июня крупные силы нашей авиации дальнего действия нанесли
новый мощный удар по аэродромах противника. На находившиеся на аэродромах
немецкие самолеты, ангары, склады горючего и боеприпасов, & также на летные по-
ля аэродромов сброшено более 600 тонн фугасвых и зажигательных бомб. В резуль-

гибко, как газета, способен переносить бое.

Ростовской об-

тате бомбардировки ‘уничтожено и ‘повреждено болышое число вражеских камолетов.
Нашими ‘летчиками, отмечено более 100 пожаров, многие из которых сопровождались
взрывами большой силы. Два наших самолета не вернулись на свои базы.

a

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Разве так надо воспитывать
завтрашних фронтовиков?

«Красный боец» — газета Уральского военного округа

Тыл непрерывно готовит фезервы для
фронта: В запасных частях идет напряжен-
ная учеба. Бойцы и командиры на богатом
двухлетнем опыте отечественной войны по-
стигают искусство современного боя. Нед-
ценимую помощь в обучении и воспитании
завтрашних фронтовиков может оказать
войсках красноармейская печать. Кто так

вой опыт из действующей армии в запас-
ные части, кто более оперативно, чем она,
хожет пропагандировать лучшие образцы
обучения бойцов, подготовки их к предето-
ящим боям?. Sone

Газета Уральского военного округа
«Красный боец» призывает краснодрмейцев
в передовой статье (№ 98):

«Используй каждую учебную минуту,

‘каждый день и час, впитывай в себя
- крупицы новых знаний, не жалей силы
„и пота на занятиях в поле, учись, как

требует фронт».

Однако учиться, «как требует фронт»,
газета войскам не помогает. Она’ заполняет
свои страницы статьями и корреспонден-
циями, вкоторых без конца склоняет слово:
«опыт», но самого-то опыта в этих мате-
риалах нет ни грена. Серьезный, вдумчи-
вый показ и анализ занятий подменяется
лепкими’ батальными набросками:

«..Прозвучал сигнал «Боевая тревога!»

Артиллеристы быстро заняли свои места.

Одно мгновение, и начали поступать до-

клады о готовности к ведению огня. У

орудия — командир.

— Открыть огонь, — скомандовал

Автор живописует, как «жерла орудий
стремительно повернулись в сторону цели»,
как «ствол пушки, сделанный из добротной
советской стали, лоснилея и искрилея под
лучамн еолнца». Затем приводитея не-
сколько приказов командиров и в заклю-
чение делается вывод:

«Бойцы учились, крепко
нику».

Мы не останавливались бы на этой за-
рисовке, если бы такой ‘чисто ‘внешний
показ боевой учебы в запасных частях
не получил на страницах «Красного бой-
ца» широкого распространения. В газете
без конца говорится 0б «артиллерийских
залпах»ут «дерзких  вылазках»,
налетах», но’ что-либо’ поучительное уло-
вить здесь нельзя. Это относится к уче-
бе всех родов войск. Вот статья © заня-
тиях танкистов «На полигоне». Опять зна-
комые мазки:

‘
он...

осваивая тех-

«С предрассвета до вечерних сумерек.

‘не утихает стрельба. Огненный шквал
пушечных и пулеметных выстрелов, как
дождь, поливает мишени. Идут боевые
стрельбы из танкового оружия».

Затем следуют команды, опять вездееу-
щие солнечные лучи «скользят по жерлу
танковой пушки», и дело завериается стан-
дартным: «етрельба прошла отлично». Ни
олной дельной мысли, ни малейшей попьт-
ки дать анализ учебы танкистов. Что по-
лезного для себя может извлечь читатель
из таких материалов?
“Так ‘изо лня в день скользит «Красный
боец» по певерхности весыма важных тем.
`Фотографируя одно занятие за другим, га-
зета уверяет: «На учении всё было, kak B
настоящем бою». Начитавшиеь поверхноет-
HDIX корреспонденций: ‘окружной газеты,
в которых с кинематографичеекой быстро-
той мелькают учебные «засады», «взры-
вы», «атаки», боец получает превратное
представление о боевой обстановке. Газета
`прививает своим читателям упрощенче-
ское предетаваение о войне. В № 68
«Красного бойца» напечатана большая
статья ‘«В ночной разведке», в кото-

«огневых

рой высоко оцепиваетея занятие, про-
веденное лейтенантом Еурутько. Если ве-
рить этой статье, захват «языка» дело 602
всем простое. Веё делается по принципу:
«Пришел, увидел, победил»: :
«В назначенный срок взвод выступил в.
ночной поиск. При подходе левой груп-
пы к кургану сержант Заболотный 3a-
метил на белом фоне снега два черных
пятна... Он быстро оценил обстановку и
принял решение внезапно атаковать».

Далее ‘всё происходит, как по нотам:

«...Сержант Заболотный захватил «язы-
ка» и начал отходить. Группа сержанта
Вольнова уничтожала «противника» в
землянке гранатами... Командир взвода
подал сигнал отхода». и

Авторы этих описаний, повихимому, не
предетавляют, что значит проникнуть в
расположение вражеской обороны и сколь-
ко опасных препятствий надо преодолеть,
чтобы захватить «языка». В ночном поиске

весьма сложен подход к намеченному
`0б’екту. Обычно приходится заблаговре-
менно делать проходы в минных по-

лях и проволочных заграждениях, причем
в обстановке, когла противник освещает
местность ракетами и ведет огонь. Ho ec-
ли проходы и сделаны, то совсем не легко
бесшумно проникнуть к позициям против-
ника. На занятиях, которые пропагандирует
«Красный боец», и намека нет на всё это.
Если в действительности занятие проходи-
10 так, как рисует статья, то газете сле-
дует его критиковать, & не выдавать за
образец.

Фронтовые материалы, которые печатает
«Красный боец», также неглубоки и слу-
чайны. Вместо того, чтобы показывать вой-.
ну правдиво, приучать бойца быть готовым”
переносить суровые и тяжелые испытания,
которые его ждут на фронте, воспитывать
в нем солдатские черты, газета публикует
‘литературные упражнения’ «Из фронтового
блокнота», ложно рисующие военную 06-
становку. В корреспонденции «Подрывни-
ки», например, бой показан в таких тонах:

<..Это было в предутренний час. Этот ^
час стал началом стремительного Oo.

Лес как будто распахнул дремучие свои.  :

об’ятия. Автоматчики, преодолевая поле, \

‘бросялись в’ образовавшийся от взры
`проход. Пехота’ за ними. РЕ
’. — Вперед! Вперед! ;

И точно ни одна пуля, ни. один оско- ^
лок He смели коснуться Лукьянова;

Твердо расставив ноги, широкоплечий,

коренастый, он, как хозяин, встречал наз.

ступающих пехотинцев...» (Ne 102).

Так показываль боевую  дейетвитель-
ность — значит совершенно не предетав-
лять 6ебе ее и сеять ложные предетавле-
ния у бойцов. Кому нужна эта лакировка?

Страницы «Красного бойца» заполняют.
одни и т8 же авторы. Они пишут инфор-
мационные зарисовки о занятиях, коррес-
пенденции «Из фронтового  бложнота»,
статьи © военном опыте. _

«Красный боец» плохо связан с массой
читателей. Голоса командира в газете не
слышно, хотя сейчас в запасных частях
ведут обучение много боевых, опытных
командиров, которые могли бы выступать
в газете с дельными, полезными статьями.
Велика роль и ответственность крас-
ноармейской газеты, выходящей в военное
время в тылу. Все ее помыслы и стара-
ния должны быть направлены к одной
цели: помогать обучению резервов для
фронта, вдумчиво и широко пропаганди-
ровать боевой опыт, тотовить люде
завтралиним суровым сражениям. Гёзет
Уральского военного округа в свобм €e-
годняшнем виде плохо выполняет эту
основную задачу. ee

БОЕВЫЕ КОМАНДИРЫ

‚В частях и подразделениях М гвардей-

‚ского соединения можно встретить немало
политработников, работающих командира-
‘ми. Многие из них не только быстро BO-
шли в круг сложных командирских ‘обя-
занностей, но и выявили в себе новые цен-
ные качества, которых нехватало подчас
их предшественникам. Политический кру-
гозор, личная храбрость и мужество дают
возможность им стать передовыми офице-
рами Красной Армии,

Будучи политработником, майор Щербак
занимался не только политическим воспи-
танием бойцов, но и вникал во все сторо-
ны военной жизни. Шла ли часть в насту-
пление, или оборонялась, совершала ли она
трудный марш, или отдыхала перед ‘боем,
— всегда и везде тов. Щербак был во-
жаком красноармейских масс. Став коман-
диром, тов. Шербак сохранил в себе луч-
шие качества опытного политработника. В

повседневной командирской работе он ни.
на минуту не забывает о том, что его свя-
тая обязанность не только руководить
‘действиями своих подчиненных, но и вла-
деть их мыслями и чувствами.

Другой политработник этого же полка,
старший лейтенант Скебало слывет весьма
опытным командиром. Когда в одном из
боев ему пришлось командовать миномет-.
ной ротой, он взялся за дело весьма уве»
ренно, потому что, будучи в свое время
нолитруком этой роты, хорошо овладел
знаниями командира-минометчика. В даль-
нейшем тов. Скебало долгое время одно-
временно был и командиром и политработ-
ником роты. Это не только не мешало, но
даже способствовало росту полноценного

боевого командира. 3
К. БЕЛЬХИН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ES

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ АНСАМБЛЬ В ЧАСТЯХ
КРАСНОЙ АРМИИ

За время. отечественной войны Красно-
знаменный ансамбль красноармейской песни
и пляски СССР, руководимый профессором
А. В. Александровым, дал уже 1.200 кон-
цертов. Ансамбль побывал почти на всех
фронтах, часто выступает на переднем
крае. Разбившись на две самостоятельных
группы, ансамбль обслуживает сейчас части
Красной Армии, уходящие на фронт.

Ансамбль непрерывно разнообразит свой
репертуар. Среди новых песен: ^425 лет
Красной Армии», «Поэма об Украине»,
«Украинская сюита», пролог из оперы
«Иван Сусанин», «Да здравствует наша
держава», «Вечер на рейде», «Варяг». Все-
го за время войны разучено 120 новых во-
кальных произведений,

~

Много внимания уделяется русским на-
родным и боевым песням об Отечественной
войне, Готовятся «Чапаевская кавалерий-
ская» и «Эх, Урал-река» из оперы «Ча-
паев», хор поселян из оперы «Князь
Игорь» и «Татарский полон» Римского-
Корсакова. Подготовлены уже три новых
пляски: русская, комаринская в постановке
заслуженного артиста УССР Вирского и
«Встреча героя» — Курилова

В ансамбль влились новые танцоры и
певцы-сслисты: лауреат Всесоюзного
конкурса вокалистэв Виноградов, солисты
Харьковской оперы баритон Козинен и бас
Ярошенко, солист Ленинградского Большо-
го оперного театра Юшин,

ре

ре