КРАСНА

Я ЗВЕЗДА

10 мая 1944 г., среда. № 110 (5790).

облестные советские войска полностью очистили Крым от немецко-фашистских захватчиков

‚ ШТУРМ.

Севастополь был виден, и войска рва-
тись к нему. Но город опоясан цепью
кремнистых выюот, и все подходы в нему
© севера, востока и юга преграждала сте-
Ha огня. Здесь немцы имели сотни ору-
дий различных калибров. На крутых екло-
нах высот сидели немецкие пулеметчики.
Сюда, к Севастополю немцы слянули все
остатки уцелевшей от разгрома техники
своего крымского фронта. На северных
рубежах на каждые полсотни вражеских
солдат приходилось 16 пулеметов, и под
каждой скалой была огневая точка.

Перед войсками 4-го Украинского фрон-
та возникли под Севастополем многоярус-
пые укрепления немцев, идущие от под-
Божья высот до гребня и ло предела на-
сышенные огнем, Врага защищал здесь
камень, который пе берет никакая броне-
бойная пуля. Таков был внешний cbopo-
нительный обвох Севастопольской крепо-
сти, прикрытый тремя полосами долгевре-
менных сооружений.

Когда наступающие штурмовали отдель-
ные высоты, сверху на них сыпалиеь CoT-
ни гранат. Пролвигатьея вперед хотя бы
на шаг было невероятно трудно. А когда
появлялись наци самолеты, небо чернело
от зенитных разрывов. Ночью же в небо
вонзались бесчисленные широкие кинжа-
лы немецких прожекторов. Под Севасто-
полем шли исключительно ожесточенные
бои, не прекращавшиеся EH днем, ни
НОЧЬЮ.

Сначала наши войека, готовясь к pe-
шительному штурму севастопольских ук-
ренлений, вели разведку боем, прощупы-
вая и на отдельных участках медленно
прогрызая немецкую оборону. Постепенно
вскрывалась ее огневая система. Мелкие
штурмовые группы просачивались между
дотами и пулеметными точками врага. В
ходе этих действий наступающие осваива-
ли тактические приемы борьбы в горах.

Злесь нельзя было наступать большими
полразлелениями одновременно, разверты-

ваться густыми цепями, итти в атаку в
таких же боевых порядках, как и на
OTRPEITOH местности, Веводы и роты штур-
мовали отдельные укрепления п отпневые
точки. Так, штурмовая группа капитана
Дыбова после тшательной подготовки
ночью овладела вражеским дзотом на вы-
соте. Бестумно приблизивигиеь к дзоту
на 15—20 метров, бойцы - остановились
по условленному сигналу, сосрелоточилиеь
для атаки и затем забросали дзот грана-
тами. Немпы не успели открыть  пуле-
метный огонь. Они вынуждены были при-
HATH жестокий гранатный бой, в ходе ко-
торого горный дзот был разгромлен. В
других случаях HAMM стрелки действова-
ли парами: один бросал гранату в амбра-
зуру. другой престреливал ее из автюма-
та или ручного пулемета.

На Перекопе и Сиваше наша настулаю-
шая пехота сближалаеь с противником по
траншейным «усам». Здесь же; в скалах
нельзя было лопатами отрывать окопы.
На помошь пришла  русекая смекалка.
Бойцы перех атакой выкладывали «усы»
из камней и по этим каменным проходам
приближелись к противнику.

Когда неменкая оборона была обнова-
тельно прошупана, качалея решительный
IOTYPN севастопольских укреплений © их
железобетонными сооружениями,  много-
ярусными огневыми точками, скрытыми в
каменной породе. Сначала наша авиация
обрутила на немцев удары < воздуха
невиланной силы. Крупные соединения
советских штурмовиков и бомбардировиен-
ков с утра до вечера непрерывно воздей-
ствсвали Ha прочную cGopoHy немцев.
Горы сстрясались от тяжких взрывов
бомб. Тучи осколков камня поднимались
нал вражескими позициями и падали на
TOBE немецких солдат, засевиьих в тран-
meax. Птотивник нес от этих замней ещо
больше потерь, чем от осколков ond.
Сила авиационного нактупления советских
войск бьла потояеающей. Самолеты, груп-
па за группой методически сбрасывали
свой омертовоеный груз на вражеские но-
зиции, на всю  тлубину сбороны немцев
ст перслнего края до гавани. =

Затем заговорили сотни орудий и ми-
нометов, бивитих 19 точно  разведан-
ным целям. Грохот штурма  становил-
сл всё грандиознее. Наконец,

4 жа

ЕВАСТ

(От специального корреспондента
«Красной звезды»)

>

напряженная борьйз на земле в несколько
ярусов от подножия до гребней высот.
Атаки пехоты Ha флангах и в центре
слились в единую мощную атаку по всему
фронту. Закипели яростные схватки в не-
мецких траншеях и дотах.

На каждем шату атакующие ветречали
отчаянное сопротивление неприятеля:
Двойными окладами жалованья, усиленны-
ми наградами, повышениями в чинах не-
мепкое командовашие старалось поднять
дух своих войск, оборонявшихся в Сева-
стополе. В то же время позади солдат
были выставлены заградительные отряды,
и наши бойцы не раз наблюдали, как эти
отряды пулеметами расстреливалн тех
немцев, кто бежал с переднего края. В
ряде мест неприятель старался сдержать
натиск наступающих яростными  контр-
атаками пехоты, танков, самоходных opy-
дий. Олнако наступательный порыв на-
ших бойцов и офицеров, стремившихся
скорее освободить Крым ет немцев, ломал
все препятствия.

На севере гвардейцы генерала Захарева
выбили немцев с развилки железной до-
роги и штурмом овладели станцией Ме-
кензиевы Горы. Наращивая <вои удары,
они атаковали высоты, закрывающие под-
ходы к Северной бухте. Действовавшие с
востока войска генерала Крейзера после
мощей авиапионий и артиллерийской
подготовки ворвались в первую линию
немецких траншей и завязали упорные
гранатные бои во второй линии. Вместе с
пехотой здесь шли артиллеристы, Они. на
ходу устанавливали свои пушки и прямой
наводкой расстреливали огневые позиции
немцев на безымянных высотах и знаме-
нитой Сапун-Горе.

Выбитые из третьей траншеи, немцы
побежали по ходам сообщения к высокой
Сапун-Горе, преграждавшей вход в Инкер-
манскую долину. В каменной толще этой
горы было несколько ярусов дотов © тя-
желыми орудиями и пулеметами. Bea ropa
была опоясана потнимавпкимися вверх
линиями траншей, мизными и проволеч-
ными заграждениями, После упорного ле-
вятичасовото пгтурма Сапун-Гора была
взята, и’бойцы потразлеления кзпитана
Шилова волрузили на ней красное знамя.
Бой переместилея на западные скаты
горы. С поющью пехоты артиллеристы
втащили пушки на плато и сметали нем-
цев вниз метким огнем. В это же время
другие части отбили у врага гору Сахар-
ная Головка. Вход в Инкерманскую доли-
HY был открыт.

На левом @фланте наши. войска © pe-
шительным  титурмом захватили сильно
укрепленную ropy Raséam — один из
основных узлов мошной немепкой ©60ро-
ны. Нотеря Ваябаша сразу резко ухудши-
ла положение немцев на этом участке
фронта, м они спешно. стали подбрасы-
вать сюда полкренления. Четыре раза гит-
леровцы брогались в контратаки, чтобы
возвратить Каябал, и кажлый раз, поне-
ся большие потери, откатывелиеь назад.

О твоевывая у немцев высоту за высо-
той, наступающие продвигались вперед в
крайне трулных условиях. Важдый метр
севастопольской земли приходилось брать
© боя. Немцы оборонялиеь не только в
увреплениях. Расщелины и бугры на. ска-
тах гор, даже камни они превратили в
очаги сопротивления. Помимо штурма
траншей и крупных железобетенных 09-
оружений, нашим о пехотинпам прихоти-
лось вести борьбу с мелкими группами,
очищать лесистые Участки от вражеских
снайперов. Части Провалова в боях 3a
высоты умело применяли тактику охвата,
изоляции и окружения отдельных немеп-
ких гарнизонов. В кольшо окружения по-
падали как пехота противника, таки
артиллеристы, не успевшие оттянуть свой
орудия на новые позиции в глубину об9-
роны. Так попал в плен вместе со своей
батареей немецкий капитан Герман Мених.

В конпе концов наши части довольно
далеко прошли вперет по горным вкручам

завязалась! и водрузили красное знамя на MHOTHX

ОПОЛЯ

важных высотах. Ночью советская авиа-
ция опять бомбила боевые порядки потре-
панных немецких дивизий, а с утра ©но-

` ва разгорелись боевые действия,

Немцы усилили отневое сопротивление
и предприняли еше одну нопытку вернуть
утраченные позиции. на Каябаще. При
поддержке зотиллерийского огня крулное
пехотное подразделение немцев поднялось
в контратаку. Наши бойцы  поднустили
врата на короткое расстояние и затем
сами атаковали его. Вонтратакующая
группа немцев была прижата к мою и
полностью уничтожена. После этого под-
разделения Горбачева, Власова и еще
ряда офицеров устремились на запад
вдоль морского берега, по направлению
на мыс` Хереснее, а другие ликвилировали
последние опорные пункты немецкой obo-
фены на высотах.

С захватом Сапун-Горы и Сахарной To-
ловки, & такяе Мекензиевых тор на се-
вере, колхоза «Большевик» и торы Вая-
баш ны юге вемецкая оборона Ha под-
ступах к Севастополю была серьезно рас-
патана. Фронт ее был прорван на не-
скольких направлениях. Но бои не осла-
бевали, продолжаясь на отдетьных участ-
ках всю ночь и © новой силой возобно-
BUPINCh Ha утро. Преодолев сильнейшее
отневое сопротивление, наши части, дей-
ствоваршие на правом фланге, выбили
немцев из Бартеньевки и вскоре очиети-
ли от противилка весь северный берег
бухты. Войска, действовавлиие в центре,
War за шагом выбивали немцев из Инкер-
манской лолины и подходили к Северной
бухте е востока. Немцы повсюду несли
тяжелые потери.

Железная полкова атакующих войск
всё сильнее прижимала остатки немецкой
труппировки к морю. В концу второго
qua бои переместились на ближайшие под-
ступы к Севастополю. У противника сста-
лась незначительная территория, но здесь
еше было несколько укреплений и мин-
ных полей, которые были. серьезным пре-
пятствием для наступающих. Вместе с
сзперами, прокладывавитими пути в мин-
ных полях, вражеские мины обезврежи-
вали стрелки и пулеметчики. Еще перел
атакой перекопских и сивашеких укреп-
лений в трардейском соединении генера-
ла Захарова было начато массовое обу-
чение бойцов этоху искусству. Во многих
стрелковых ротах бойцы поголовно освои-
WH сЭозвреживание мин, и эти вавыки
пригодились сейчас. Обнаружив немецкие
MUHBI, пехотиниы снимали их, не дожи-
даясь сапер, и продвигались вперед.

С отчаянием обреченноети сопротивля-
лиеь немцы на ближайших полетупах к
Севастополю и на окраинах его. Они пред-
принимали частью контратаки, чтобы от-
далить час своей гибели. Вечером. 8 мая
и в ночь ка 9 мая наши части отбили
более двадцати контратак пехоты и тан-
ков противника, причинив ему тяжелые
потери. Было взято много пленных, 3а-
хвзчены больнию трофен.

9 мая советские войска, усиливая на-
THCK на врага, выйитого из последних
узлов обороны ва подступах к городу,
© нескольких сторон стремительно ворва-
лись Ba улицы Севастополя. Начался

штурм casero горола. Гиглеровны, уже
поторпевигие полное поражение, всё же

продолжали сопротивляться, пепляяеь за
развалины лохов и отдельные уцелевшие
строения. Но это была уже агония раз-
тромленного врага, Нашн войска, нараши-
вая атаки, успешио ликвидировали один
за другим очаги Кражеского сопротивле-
ния. Накопец, вскоре Севастополь — важ-
нейшая гоекно-уюрокея база на Черном
море — полностью оказалея в руках на-
ступающих. На улицах торода остались
только трупы гитлеровцев.

Так заверигилось полное и окончатель-
Hoe освобождение Крыма or немепко-фа-
шистских оккупантов.

«Мы вернемея к тебе, Севастополь!» —
клялись ‘моряки и пехотинцы, последаи-
хи покилая берег Крыма летом 1942 re-
да. Эти слова звучали, как клятва, и
теперь они сбылись.

Майор В. КОРОТЕЕВ.
КРЫМ, 9 мзя. (По телеграфу).

митинг

Ратостная весть 06 освобождении на-
ими войсками города Севастополя © бы-
CTPOTOH молнии пронеелась по всем под-
разделениям N части. Голос диктора до-
носклея из землянок, где имеются радио-
pytiena, Ha огневые позиции нантих бата-
тей. Бойцы с отремным вниманием слу-
шали приказ Верховного Главнокомандую-
шего Маршала Советского Союза товарища,
Сталина доблестным войскам 4-то Украин-
ского фронта, штурмом свладевитим горо-
лем Севастополь. :

HecMorpa Ha дождливую потолу, бойцы
под открытым ночным небом собрались

ПОД СЕВАСТОПОЛЕМ. На снимках:

ми войсками,

ЯНА БАТ

на митинг. Командир батареи старший
лейтенант Черняков сказал:

—- Красная Армия олержала еще олну
выдающуюся победу. Над Севастополем
реет советское знамя, Родной солнечный
Крым полностью очищен от врата. Как
воспитанник Севастопольского военного

училища, я © особенно радостным чувст-
вом приветствую своих товарищей героев-
совастопольцев.

Командир батареи старший лейтенант
Горбунов сказал:

— Севастополь —^э№ продолжение
наших величайших побед в разгроме вра-

1, Артиллерия меняет огневые позиции.

APEE

та пол Москвой, СОталинтрадом, на Дне-
пре. Никакие долтогоеменные вражеские
укрепления не опособны устоять против
мощи нашей атмии. Красная Армия, ведо-
мая великим Сталиным, до конца. довелет
дело разгрома ненавистного врага.

Ефрейтор Васюта говорит:

— Наши части, освебодивтие Крым и
славный Севастополь, вместе со всей те-
роической Красной Армией пойдут сейчас
тперед на запад и будут громить врага на
его собственной территорни. Слава ге-
роям-севастопольцам! Слава великому
Оталину!

Митинт прошел © большим под’емом.

2. Немецкая техника, захваченная наши-

Снимки нашего спец. фотокорр. А. Боровского.

*

_Святое слово

Как ступил на Крымский полуостров,
Как прошел боец Турецкий вал,

Tak с тех пор ни матери, ни сестрам,
Ни жене письма не написал.

Ничего не слышно от родного:
Жив ли он, здоров ли он в Крыму?
А ему недоставало слева, ‘
Только слова к ногому письму,

В этом слове — слава и страданье.

В этом слове — гордость всех времен...
Не напрасны были ожиданья

Братьев, матерей, сестер н жен.

Пусть судьба героя не тревожит
Всех, кто вести ждал, его пюбя:
Он напишет... OH сегодня может
Севастопольцем назвать себя!

Александр ЖАРОВ.

В горах

КРЫМ, 9 мая. (По телеграфу or ‘наш.
корр.). М часть действовала на резко. пе-
ресененной местности. Узкие каменистые
дороги пролегли между гор. Местами горы
покрыты. густым кустарником.

Наша артиллерия разрушала вражеские
укрепления. Отдельные гарнизоны враже-
ских дзотов пытались укрыться за скала-
ми. Но их и там доставали наши снайперы.
Под прикрытием ночкой темноты они при-
ближались к немецким позициям и затем
меткими выстрелами уничтожали гитлеров-
цев, засевших в скалах. Снайпер Сорокин
ночью пробрался по горным тропам вплот-
ную к вражеским дзотам. Утром начала ра-
ботать наша артиллерия. Выстрелы снайпе-
ра тонули в гуле пушек. Через оптический
прибор Сорокин увидел неменкого офицера,
отдавазшего какие-то распоряжения. Гря-
нул снайперский выстрел, и офицер упал на
землю. :

Позднее Сорокин обнаружил вражеский
пулемет. Улучив момент, снайпер уничто-
жил расчет пулемета, затем убил пять нем-
цев, перебегамних с одной позиции на лру-
гую. За короткий срок Сорокин довел счет
убитых немцев ло 95.

Хорошо действовали в горах и другие
снайперы. Замечательный стрелок Радченко
за несколько дней сразил 16 гитлеровцев.
Находясь в засаде ‘у дороги, сн ‘убил двух
офицеров, ехавших в легковой маптине,

Действуя в горах, наши снайперы  прони-
кали в тыл противника одиночками и трун-
пами. Шесть снайперов № части пробрались
во вражеский тыл. Не подозревая опасно-
сти, номцы ходили группами во весь рост.
Снайперы сделали несколько залпов, убили
десяток немцев и благополучно отошли.

Отвага офицера

Подкопаева.
4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 9 мая. Ро-
та бойцов гвардии ‘лейтенанта Tlom-

копаева на подступах к Севастополю вела
длительный рукопашный бой < противни-
ком ‘на попступах к высоте Н, Офицер
Подкойаев личным примером вослушевлял
воинов. своей роты. В рукопашном бою
штыком н прикладом сн уничтожил трех
немцев и одного заколол ножом. Рудучи
ранен, отважный офицер Подкопаев про-
должал руководить боем. По примеру сво-
его команлиоа мужественно сражалась. вся
рота. Враг был выбит с высоты.

В ДНИ ШТУРМА
СЕВАСТОПОЛЯ

4-4 УКРАИНСКИМ ФРОНТ, 9 мая.
(От наш. корр). Политорганы фронта ши-
роко. практикуют вручение в торжественной
обстановке лучшим бойнам и офицерам, от-
личившимся в боях, книги о военном про-
шлом нашей Родины и ее выдающихся
полкоРОДцев. т

Командование Н-ского соединения Бру-
чило на-днях 26 офицерам книгу «Солдат-
полководец» Нигарева. На книгах сделана
надпись: «В дни штурма города Севастс-
поля, завершения освобождения советского
Крыма от немецких захватчиков, вручаем
вам эту книгу о Суворове. Пусть образ
великого полковолца вдохновляет вас в ва-
шей боевой дзятельности»,

ТРУДОВОЙ САЛЮТ

Радостная весть о том, что доблестные
войска 4-го Украинского фронта штурмом
овладели Севастополем, что Крым полно-
стью очищен от немецко-фашистоких за-
хватчиков, вызвала на московских предпри-
ятиях исключительный патриотический
под’ем. В разгар работы ночной смены это
событие вошло в цехи заводов, как хвет-
лый праздник, и наполнило сердца людей
востергом.

— Мы ждали, мы знали, что битва за
Севастополь закончится нашей победой, —
заявил токарь станкостроительнотго завода
«Красный пролетарий» Папилов. — Враг
окопался в Черноморской крепости, стянул
сюда из Крыма все свои силы, возвел здесь
мощные укрепления, но он всё же не усто-
ял против натиска ваших войск. Немцы
получилн еще один сокрушительный улар.
Их ждет впереди полный разгром. Чтобы
ускорить эту развязку войны, мы должны
еще более усилить нашу помощь Красной
Армий. Я обязуюсь до конца смены выра-
ботать 300 процентов нормы.

Сварщик Дорофеев дал слово закончить
смену выработкой 250 процентов задания.
Такие же обязательства взяли и другие ра-
бочие. (TACC).

балют Гроичеснит войска
4-го Украинского фронта,
освободившниы Севастополь

Сегодня, 10 мая, в 1 чае ночи,
24 мощных артиллерийских залпа из
324 орудий возвестили о нозой блиста-
  тельной победе советского оружия: войска
  4-го Украинского фронта в результате
  трехдневных наступательных боев прорва-
ли сильно укрепленную ‘долговременную
оборону немцев и питурмом овладели кре-
иостью и важнейшей военно-морской ба-
зой на Чертом море — тородом Севасто-
ПОЛЬ,

0т имени Родины столица пашей Ро-
дины Москва славила героических воинов
4-го’ Украинского фронта, вернувших co-
ветскому народу Севастополь — базу
‚ Черноморского военно-морского = флота,
овеянный немеркнущей воинской славой
город-герой.

(TACC),

хх

В 1942 тоду немцы, после многомесяч-
ной осады, двадцать паять дней штурмо-,
вали Севастолюль. Небольшой гарнизон
отражал все атаки. Это было торжеством.
целовочеекой воли, и оборона Севастополя.
потрясла MED.

В 1944 году Ерасная Армия после,
трехдневных боев овладела Севастополем. .
У немцев были и мошные укрепления, и.
артиллерия, и солдаты. У них He было
той воли, которая творит чудеса. На’ этом
многостралальном клочке земли как бы
начертана, мораль: железо ‘убивает, но
побеждает человек. ;

B день победы наша мыюль невольно
возвращается ‘к дням испытаний. 0боро-
на Севастополя была нашей славой, Уми-
рая среди развалин, защитники города
анали, что’ настанет час, и Красная Ар-
мия отвоюет дорогие нам камни. Срели
героев; которые шли Ha штурм Ce-
вастополя, ‘были и тени мертвых, тени
защитников города, тех, что взрывали на
себе танкн и держались до последнего
патрона. Они погибли, но мертвые они
победили: в то странное лето Севасто-
поль влохновил Россию. И вот наред-по-
белитель пришел к священным могилам.

Во время ЕКрымекой войны зашитиики
(евастополя показали, что значит русское
мужество. Их противники  былн храбры-
ми солдатами, и в Париже’ есть Севасто-
польский бульвар. В Берлине не будет
Севастопольского бульвара: дважды у Ce-
растополя немцы показали свое’ душевное
ничтожество. Атакуя город огромными ©и-
лами, они топтались Ha месте, защи-

*

Возврашенный Севастополь ›

щаясь, они не проявили упорства. Сева-
стополь взял у Германии сотни тысяч
солдат. Он не принес ей и толики слары,
Одно дело «дубовые листья» фюрера,
другое лавр ‘истории...

Советский Флаг над Севастополем
вряд ли успокоит Антонеску. Черное мо-
pe eile недавно казалось румынам сте-
ной. Черное море не стена, а дорога, и

‘этс-——наша торога. Румыны скоро узнают,

что умирать можно не только в Севасто-
поле, но и в Бухаресте.

Война холит, плавает и лелает. Услы-
xap- 06 осробождении Севастополя, еще
выше подымут знамена неукрощенные на-
роль Ралкан: бывают километры, которые
стоят многих сотен. 3a несколько дней
Красная Армия приблизилась к Югославии
в в Греции.

Тря недели немцы писали о «непри-
ступной Севастопольской крепости». Три
дня приступа положили конец очередной
«неприступности». За Севастополем по-
следуют новые победы. Напрасно фрицы
принимают короткий антракт за конец
представления. Красная Армия теперь
power по свойм плавам и по CBOeEMY Ka-
лендарю. Может быть немцы расочитые
вают, что мы успоконмся, достигвув м9-
ря, гор, той или иной реки? Нет, мч
придем к немцам. Там мы рассчитавися
за всё: за июнь сорок первото, за Сеза-
стополь, за три тода горя Россия. Haz
прахом потерянното и возвращенного Ce-
растополя мы клянемся: мы будем в

Берлине!
Илья ЭРЕНБУРГ.

По черноморскому побережью

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Ф
В победоноской борьбе советских войск! еф местности, ‘вместе с искусственными

за осробождение Крыма от немецких и
румынских оккупантов высокие образцы
ваступатетьного искусства показали частн
и соединения Отдельной Приморской ар-
wan. 11 апреля они взломали прочную
немэцкую оборону на Керченском полу-
острове, овладев торолом и крепостью
Керчь, 12-го прорвали акмонайские пози-
пии противника и полностью очистили
Керзонский полуостров. 13-го овладели
торолом Феодосией, 14-го вышли в район

Варасубазара и Судака, заняв эти горо-
„ла, а 16-го, развивая наступление вдоль

южного побережья Крыма и к юго-западу
от Карасубазара, овладели Ялтой, Алуп-
кой, Гурзуфом н вышли к серастополь-
скому обводу.

Стрехительный ‘темп наступления —
прямой результат высокой маневренности
частей Приморской армии, их отличной
боевой выучки. Эти части прошли на ма-
леньком Керченском плапдарме школу
штурма. Oma настойчиво осваивали на
полевых занятиях и боевых стрельбах
искусство прорыва сильно ткранленной
позиции противника. Тактика штурма от-
ребатывалаеь Ha основе взаимодействия.
Вонцентрировалея  воёлино неудержимый
напор пехоты, отонь артиллерин, Gowie-
зые и штурмовые удары авиации.

Немцы считали неприступными вом
керченские ‚ и акмонайские позиции и
тремоглаено заявляли 09 этом. Однако
наш удар в районе Керчи был такой си-
лы и нанесен настолько неожиданно, что
непрнятель в первый же день боев поте-
рял управление своими войскауи и бес-
порядочно покатилея на запал.

На пространстве от Керчи до Акмоная
гитлеровцы заранее подготовили пять про-
можуточных рубежей. Там очи до послед-
них дней производили оборонительные
работы, ко укрепления им нисколько пе

помюгли. Прорвав оборону немцев на
Керченскох рубеже, наши войска сразу
же начали стремительно преследовать

противника. Выдвинулись вперед подвиж-
ные отряды преследования. В их состав
вопли части и подразделения пехоты, по-
саженные на ‘автомашины и усиленные
артиллерей, а также танковые десанты.

Назначение этих отрядов было — не
чавать противнику закрепиться на проме-
жуточных рубежах, paccekaTh на части
отступающие румынские и немецкие вой-
ска, окружать и уничтожать их. В цен-
тре Фронта действовал подвижный отряд
под командованием тов. Преображенского.
Он, подобно острию стального меча, вре-
залея в ‘боевые порядки немецко-румын
ских войск и дробил их, вызывая емяте-
ние в рядах неприятеля: От этого от-
ряда ‘ве отетавали и другие, действую-
щие на фламтах.  Прорызая промежу-
точные рубежи и обгоняя параллельным
преследованием отходящие колонны про-
тивника, наши подвижные отряды стреми-
тельно рвались влерех. На флангах и в
тылу у наступающих еще оставались
группы титлеровских войск, но это но
имело значения. Дезорганизованные и
потерявшие управление гитлеровцы уже
He могли оказывать сколько-нибудь
серьезное сопротивление. Неприятель на
успевал еше подтянуть свои полки к
промежуточному рубежу, как наши отря-
ды уже громили гарнизоны в населенных
пунктах намного заналнее этого рубежа.

В первый же день боев немецкие и ру-
мынские дивизии потеряли плечевую связь
между собою. Почуяв угрозу окружения,
они в панике бросали свои позиции. Мно-
гие гитлеровцы поняли, что они обречены
на тибель, и начали сдаваться в илен це-
лыми подразделениями, По дорогам, веду-
 щим на Керчь, а позднее на Феодосию
Старый Крым, Судак, потянулись толпы
пленных солдат и офицеров противника.
На путях отступления гитлеровских пол-
THI видны были штыки, воткнутые в
землю, — яркий символ разгрома врага
в Врыму.

Темпы наступления частей Нриморской
армии нарастали с каждым днем. На тре-
TH день боев наши части вступили на
южный берэг Крыма — в горно-лесистый

уассив полусстрьва. Но и сложный рель-

заграждениями, обильно  поставленнымя
противником, не ослабил наступательного
порыва наших войск. Если в первый лень
полвижный отряд’ Преображенского прошел
с боями 56 километров, то’ на третий
день — 70 километров. Еще более высо-
Вий темп показали подвижные отряды
Самохвалова, с боями покрывшие за сут
кн 85 километров. В самых трудных ус-
ловиях преследовали противника части,
действующие на левом фланге. Они шли,
ведя бой, вдоль побережья, по узкой гор-
ной дороге, усеянной завалами и другими
инженерными препятствиями, и все же
продвинулись за сутки на 30 километров.

Когда войска Отдельной Нриморской ар.
мии соединились в районе Карасубазара в
частями 4-го Украинского фронта, а на
побережьи вышли! в район Судака; начал-
ся второй этап очищения от гитлеровиев
южной части Крымского полуострова. }е-
вофланговая группа войск наступала, как
и раньше, влоль берега моря, а право.
Фланговая, обойдя горно-леенстый масенв,
вскоре повернула на юг. 0бе группы дей
ствовали согласованно. Лезая нажимала га
врага с Фронта, а правая наносила отету-
пающим гитлеровцам фланговые удары,

Отряды преследования попрежнему pace
членяли войска противника и уничтожали
их по частям. Осуществлялось это еде-
дующим образом. Через  горно-лесистый
массив пролегают рокадные дороги. Под.
вижные отряды правофланговой группы,
пользуясь этими рокадами, кратчайших
путем выходили к морю в разных точках
побережья. Они не только рассекали но-
мецкую. прибрежную оборону, но также
срывали планы эвакуации разбитых гит:
леровских войск морским путем. Оетаткл
неменко-румынских дивизий вынуждены
были бежать к Севастополю, неся потери
под воздействяем наших мощных уларов
Н с фронта и с фланга..

Бои за Ялту — наиболее яркий ent
зод второгб этапа наступления, в котором
еще раз проявилось высокое ‘мастерство
наших офицеров, овладевших искусством
маневра в сложной боевой обстановке. Не-
мецкнй гарнизон, засевший в Ялте, был
смят одновременной атакой наших частей
$ Фронта и с тыла. Подвижный отд
Преображенского вышел по рокалной доро-
ге и горным тропам к морю западнее Ял-
ты и внезапным ударом по тылам против:
вика способствовал успеху войск, насту-
павших с фроята.

На втором этапе наступления число
славшихея в плен немцев и румын возра-
стало с каждым днем. Многие группы гит-
леровцев, отрезанные в лесах и горах
Крыма вышелшими на их тылы OBER
ными отрядами, уже не пытались органи-
зовать оборону ва выгодных естественных
рубзжах, а.самн искали плена. Бывали
случаи, котла они выетрелами в воздух
н сигнальными ракетами угазывати (808
расположение и при встрече с нашими
войсками сразу складывали оружие,

Наряду с наземными войсками, пресле-
довавшими противника от Керчи до nol
ступов к Севастополю, вихную роль в 183-
греме немецко-румынской армии сыграла
ната штурмовая и бомбардировочная ави-
ация. Советские летчики наносили улары
по пловучим средствам в портах, тром
ли врага на путях отхода п на промеж!
точных рубежах. Во составе подвижных
отрядов находились авиационные наблю-
дателя. С помощью радио они Ball
ливали подразделения штурмовиков на 18
об’екты и участки, тде противник оказы
вал наиболее упорное сопротивление, п
штурмовики расчищали дорогу нашим тан*
кам, самоходной артиллерии, моторизован-
ной пехоте,

Немалую помощь зв освобождении восточ-
ных и южных районов Крыма оказали
войскам Красной Армии славные партиза-
ны, Согласуя свои действия © ПОДВИЖНЫЕ
отрядами преследования, они спускались ¢
гор, громили немецкие гарнизоны, пере“
хватывали коммуникации врага. Под и
ударами отступавшие немецкие и румыЕ-
ские дивизии также потерпели отромный
УрО,

Подполковник Н. ПРОЖОФЬЕВ.

КРЫМ. (По телеграфу).