мера.

Разведка перед наступлением

; Соединению, которым командует генерал-
Шайор Провалов, было приказано’ подгото-
виться к наступлению. Предварительные:
данные показывали, что немцы в течение
длительного времени усиленно работали над
укреплением своих позиций, строили доты,
дзоты и противотанковые препятствия.
качестве строительного материала они ис-
пользовали рельсы и шналы, которые под-
возились с разобранной железной дороги,
а также металлический лом, кирпич.

Наши командиры отчетливо представая-
ли себе, чм при наступлении придется
прорывать сильно укрепленную полосу про-
тивника. Сложность задачи усугублялась
трулным рельефом ‘местноети, на которой
изобиловали холмы, крутые высоты и до-
лины, удобные для организации фланки-
рующего огня во стороны обороняющихея.
В таких условиях тщательная разведка
приобретала 060бо важное значение,

Командир соединения, готовя части к
бою, прежде всего позаботился о недлежа-
щех изучении противника, В указаниях
штабу предусматривалаеь авиаразвелка с
фотографированнем оборонительной полосы
немцев. Летчики должны были зафикеиро-
ва.ь места раеположения резервов, танков
и артилаерийских позиций. Для определе-
ния системы огня на переднем крае вра-
жеской обороны и в тактической юлубине
были выделены стрелковые подразделения,
которым предстояло при подлержке артил-
лерии боем добывать введения © против-
нике. Развелка боем намечалаеь на He-
скольких участках. чтобы скрыть предпо-
лагаемое направление главного удара, ири-
чем на каждом участке требовалось обяза-
тельно захватить пленных.

Получив точные указания командира,
штаб составил детальный план. развелки,
определил ее об’екты, сроки работы. Bam-
HO-OTMETHTE существенную деталь — бы-
строту сбора подразделений, предназначен-
ных для разведки боем. Еше ло получения
боевой залачи они были извешены о пред-
стоящих действиях предварительным рас-
поряжением и заранее вышли в район, от-
хула им нужно было начать свою работу:
Таким образом организационный период,
поглощающий обычно много времени, был
сокращен 10 минимума. В действиях раз-
ведки приняли участие и штабные коман-
дирьь, посланные на ваиболее. важные уча-
стки.

Опыт предыдущих боев показал, что
нельзя полностью надеяться на одно ка-
кое-либо средство разведки. Сведения 0
противнике лишь тосда будут полными,
хогда они исходят из различных источни-
пов. Поэтому в соединении, © котором идет
речь, были определены четкие задачи и
для разведчиков специальных частей. Ap-
тиллериеты собирали данные 0б артилле-
рийских позициях противника и его опор-
ных пунктах, саперные подразделения оп-
релеляли минные поля и характер укрел-
лений. Часть сапер была выделена в 00-
щевойсковую разведку и постоянно следо-
вала, © пехотой.

В дополнение ко всему этому командиры
обязаны были лично изучать противника.
Все они, начиная с командира. взвода, на-
ходилиеь в периол разведки боем на своих
наблюлательных пунктах, еледили за пове-
дением немцев, уточняли расположение их
огневых точек. Немалую роль сыграли
бойцы-наблюдатели, Наличие густой сети
постов, расположенных в основном на вы-
сотах, позволило просматривать глубину
обороны противника.

В результате широко развернутых ме-
роприятий векоре начали поступать в штаб
разведывательные сведения из различных
источников. Например, авиация дала 0c-
вовную канву системы немецкой обороны;
начертание ее переднего края, расположе-
ние некоторых опорных пунктов и проти-
вотанковых препятствий: разведка боем
помогла отыскать стыки, определить огне-

вую насыщенность переднего края ит. д.

Тоступившие: ‘сведения нужно было внима-
тельно изучить и доложить обобщенные вы-
воды командиру для принятия релнения. И
BOT тут 60 всей силой проявилось, насколь-
‘ко важно дублировать ередства разведки,
Фотоаппараты летчиков зафиксировали, ес-
ли можно так выразиться, мертвую стати-
КУ немецкой обороны. Былю заснято много
огневых точек, При сличении этих фото-
CHEMKOB © данными, добытыми разведкой
боем и наблюдением, оказалось, что неко-
торых тобек в действительности не су-
ществует, а они представляют с0б0ю си-
стему ложных очагов сопротивления.
Обработав все данные развелки,. штаб
составил подробную” схему немецкой 0бо-
роны. На ней были нанесены опорные пун-
кты и узлы сопротивления, артиллерийские

позиции, места расположения танков. 060- .

значены направления возможных контратак
противника. Злесь же отчетливо были вид-
ны промежутки и слабо укрепленные мебта
в полосе обороны. Материал размвожили и
разослали в полразлеления. Располагая эти-
ми сведениями. ужё нетрулно было принять
наиболее целесообразное решение, причем
направление главного удара пришаюсь” ив-
сколько изменить против ранее намеченного
по плану. ae

Когла началея бой, разведчики не пре-
кратили своей деятельности. Центр тяже-
сти переместилея теперь в сторону под-
разделений, поддерживающих веносрелет-
ванное соприкосновение с противником. Они
й сами лолжны были вести развелку, но,
кроме того, тула. были выделены труппы
разведчиков. Штаб систематически инте-
ресовалея новыми данными о противнике.
результатом опрос» пленных, поведением
немецких резервов в глубине обороны.

Наступающие векоре прорвали передний
край обороны и, обходя вражеские опор-
ные пункты, вклинилиеь на значительную
глубину. Затем ваши части приступили к
‘окончательной ликвидации немецких узлов
сопротивления, нанося по ним удары ¢€
флангов и с тыла. Тем временем разведка
продвинулась виеред и выявила характер
укреплений во второй полосе обороны нем-
цев. Авиация, которая вела наблюдение за
тыльными районами противника, векоре
обнаружила движение ero резервов. В
условленном месте был сброшен вымпел ©
самолета, и наступающие части успели
подготовиться к отражению контратаки
противника. Все попытки немцев вернуть
потерянные позиции были отбиты `© боль-
шими дая них потерями. —

Общий вывод сделать нетрудно. Успех
боя. во многом. зависел. от. хорошо органи-
зованной тазведки, ее непрерывности и
целеустремаенности. Наряду с этим сказа-
лось еще умение распределять усилия раз-
ведки. В практике некоторых войсковых
частей бывают случай, когда перед боем
расходуются все средства разведки, &/ В

ходе самой борьбы ‘уже некому добывать

сведения о противнике. Такие расточитель-
вые начальники возлагают все надежды
непосредственно на -звойска, вотупившие в
бой. Опыт. многих операций и, в частности,
данного боя подтверждает ошибочность та-
кой точки зрения.

Конечно, каждый командир обязан изу-
чать противника в ходе боя и доклады-
‘вать свои выводы старшему начальнику.
`Но, как показывает. практика, эти сведения
в одном случае опаздывают, а в другом
бывают недостаточно полны и охватывают
лишь незначительные участки фронта.
Иногда они вызывают сомнения и, еледо-
вательно. требуется подтверждение из дру-
гого источника. В соединении генерал-
майора Провалова разведчики имели зада-
чу на каждый период операщии. Вроме то-
го, в руках командира оставалея еще ре-
зерв средетв разведки дая использования
 в непредвиденных случаях.

Подполковник Н. КУПЕНКЗ.
ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

УСПЕХИ ЗЕНИТЧИКОВ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 1$ июня. (По
телеграфу от наш. норр.). Немецкие бом-
бардировщики плотным строемоили ск пе-
релнему Kp нашей обороны, Тогда зе-
нитное подразделение капитана Каплар
первым открыло огонь. В ответ заговорила
немецкая полевая артиллерия. Снаряды ло-
жились совсем почти рядом от орневых

НИЕ

ный вражеский огонь, зенитчики продол-
кали стрельбу по самолетам.

В результате немецкие самолеты: были
рассеяны, а два «Юнкерса-8%» сбиты,
причем один из них при падении взорвал-
ся на собственных бомбах.

Не добивигись успеха днем, немцы пред-
‘приняли налет в ночное время. Зенитчики
подразделения капитана Каплар отразили
этот налет и сбили еще два «Юнкерса».

_ Тактическая выучка.

Успех боя танкового соединения во мно-
TOM зависит от тактической подготовленное
сти каждого экипажа, его умения действо-
валь в разнообразной обстановке. Можно
привести десятки примеров того. как эки-
пажи, имеющие необходимую‘ тренировку,
быстро ориентируются в вложных услови-
ях маневренного боя и помогалот своей ча-
сти успешно решать поставленные перел
ней задачи. Точно так же можно указать
на случаи, показывающие, сколь пагубно
сказывается на ходе боя плохая выучка
экипажа. Приведем два характерных при-

Танк сержанта Голубева действовал в
головном дозоре. Голубев и водитель Ло-
макин заметили большую моторизованную
холонну немцев. Командир танка при-
нял решение” огнем по головным  маши-
нам задержать немецкую колонну ло подхо-
ла главных вил бригады. Немедленно же
был открыт огонь из 76-мм. орудия. Под-
вергшись неожиданному обстрелу, немцы
пришли в замешательство. Через 10 минут
подоспели главные силы бригады. Немец-
хая колонна в 200 машин с орудиями и
двумя тысячами солдат и офицеров была
фазбита.

В чем здесь сказалась тактическая вы-
учка? Во-первых. в грамотной” оценке 06+
становки Голубев учел, что если хотя бы
на короткое время задержит колонну —
последнюю. наетиснут главные силы и раз-

. тромят. Во-вторых, он быстро избрал вер-

ный 610606 задержать колонну, открыв
огонь по ее головным машинам и создав
тем самым затор на дороге. Общий резуль-
тат, как сказано выше. оказался блестя-
щим.

Привелем лругой пример. Танковому под-
разделению № части была поставлена зада-
ча атаковать занятую противником высоту.

иста..

ae ky

Танковое подразделение пошло в атаку, не
разведав оборону противника, не изучив по-
настоящему подступы к высоте. Действия:
экипажей отличались  несогласованностью
между собой. Во время атаки оци двига-
лись вперед каждый сам по себе, без вза-
имной поддержки огнем. Разумеется, та-
кая атака не могла иметь успеха.

Естественно, что в обоих случаях ска-
залась степень подготовленности экинажей.
В первом видны отличные навыки боя, во
‘втором — почти полное отеутетвие их.
Отсюда яветвует, сколь важна повседнев-
ная учеба‘ экипажей. Она будет тем эффек-
тивней, чем больше в ней учтут опыт боев.
Для действующих частей собрать и 0600-
щить опыт не так сложно. Надо вести жур-
нал боев на важдый танк и обязательно де-
дать разбор действий каждого экипажа» На
‘pasbopax можно во. всей полноте воестано-
вить картину 00я и конкретно, убеди-
тельно показать, что является ценным в
работе экипажа и что должно быть 0тбро-
meno, Отчеты, о бое приучают экипаж ана-
лизировать ©вою работу, растиряют ero
Rpyro30p, повышают культурноеть. Такие
отчеты крайне необходимы в любой тан-
ковой Части, Е

Однако подготовка экипажа отнтолдь не
ограничивается разбору боя; Нужны регу-
лярные занятия на местности, групповые
упражнения, ‘короткие олносторонние игры
и тактические учения совместно с пехотой и
артиллерией. Это вполне возможно и обя-
залельно в фронтовых условиях.

Прежде всего надо глубоко заняться раз-
ведкой местности. Нужно начинать с изу-
чения местности по карте ‘на вею глубину
намечаемого боя. Еели, скажем, по задаче
тня предетоит выйти ва глубину в 20 км.
‘то экипаж танка лолжен и местность изу.
чить на 20 км. Кели же планируется гау-

врагом, изучали систему его

КР: ЗУ РНИИ ee eS <. 6 С ЗВИРЫЕ Г. fe SS er ВИ i

КРАСНАЯ

ДЕИСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Команд

Снимок

и

Технические и тактические свойбтва, на-
шего тяжелого миномета таковы, что при
умелом его использовании он дает весьма
неплохие результаты. Достаточно сказать,
ЧТо по силе разрушения тяжелая мина не-
‘многим уступает снарялу 122-мм. rayou-
цы, Ватарея тяжелых минометов поражает
‘участок по фронту в 300 метров и на 50
метров ‘в глубину. Благодаря наетильности
равлета, осколков и достаточному их ко-
личеству каждый метр площади поражает-
ся в пяти-семи местах.

Огневые позиции для минометов мы вы-
бираем за укрытиями: в лощинах, оврагах,
на обратных скатах высот и в глубине
deca. Это создает условия для тщательной
маскировки батареи и облегчает работу
‘расчетов, поскольку противнику редко
уцается воздействовать евоим огнем на по-
зиции Gatapen. Используя столь важное
преимущество минометов, мы за год боев
потерь не имели в технике. Что касается
личного состава, то из строя вышило всего
несколько человек. : Se

В некоторых частях nadanyaerea erpea-
ление выдвигать тяжелые минометы в 606-
вые поряжки пехоты или располагать их
на открытьх позициях для стрельбы пря-
мой наволкой. Нам кажется это не совеем:
целесообразным. Наименьшая дальность
стрельбы тяжелых минометов тавна 500
метрам. Уже одно это исключает располо-
жение их в боевых порядках пехоты.
Большая навесность огня и устройство’
прицельных приспособлений не создают
кажих-либо особых преимуществ для стрель-
бы © открытых позиций. По существу
огонь прямой наводкой ничем не отличает-.
ея от обычного, но зато он сопряжен в
излиними потерями в технике и в людях.
Это особенно касается минометов без ко-
лесного хода.

_ Выше было показано, какова сила мино-
метных огневых налетов при поражении
площадей. Боевой опыт учит, что такие
огневые налеты особенно эффективны при
‘отражении контратак. У ‘нас обычно зара-
нее подготовляется система затрадительно-
то отня. Каждый участок неподвижного
запрадительного огня равен по фронту 300
метрам и 100 метрам no глубине. Мы
убедилиеь, что накрыть огнем эту площадь
луче на лвух установках прицела (один
скачок), не прибегая к стрельбе пикалой.
При таком темпе стрельбы противник не
имеет никакой возможности выйти из-под

—

#

ование фронта наградило 28 гвардейцев
М№ полка орденами и медалями Советского Союза, На снимке: командир полка
вручает орден Красной Звезды гвардии сержанту В. Шустову.

ОГОНЬ ТЯЖЕЛЫХ. МИНОМЕТОВ

ЗВЕЗДА

нашего спен. фотокорр. Я. Халипа.

огня. Маневрируя траекториями, мы м0-
жем в 10—15 минут поставить непро-
ходимый заградительный огонь ‘на всех
участке стрелкового’ полка. Именно так нам
умалось  отразить- несколько” немецких
контратак.

Конечно,, было бы ошибкой полагать,
что тяжелые минометы дают большой вф-
фект только ‘при стрельбе по площади. Год
войны в лесисто-болотистой местности по-
казал нам, что на дальностях в полтора-
три с половиной километра. минометный
огонь весьма действителен при разрушении
оборонительных сооружений. На ` боевом
счету наших минометных расчетов имеет-
ся немало разрушенных орудийных и пу-
леметных дзотов врага, блиндажей, наблю-
дательных пунктов и траншей, а также по-
лавленных батарей, разбитых автомашин.
В лесистой местности тяжелый  миномет
особенно пригоден для стрельбы по таких
целям. 5° : о

Точность стрельбы миномета на указан-
ные расстояния Такова, что позволяет 6—8
минами произвести полную  пристрелку,
вплоть до 25-метровой вилки. Еели при-
менить перенос огня от пристрелянных це-
лей, то можно совершенно точно накрыть
новые цели, причем за полторы-три ми-
нуты. При стрельбе по ходам сообщения
й траншеях вилка суживается ло 12 мет-
ров. Пристрелку можно довести до изме-
нения установки прицела на 0-04 Тогда
при высокой культуре в работе расчетов и
подготовке данных прямые попадания в
траншеи обеспечены.

Правда, если не делать поправок на из-
MeHeHHe метеоролосических условий и пре-
вышение целей, то большого эффекта ожи-
дать нельзя. Но мы считаем, что только
неграмотные минометчики могут пренебре-

тать ‘необходимыми поправками. Продоль-

ный ветер, имеющий скорость до 10 мет-
ров в секунду, вызывает изменения по
дальности для’ осколочно-фугаеной мины от
15 до 115 метров (в зависимости от даль-
ности и заряда). Превышение же цели от
20 ло 200 метров вызывает изменения
дальности от 10 до 125 метров, иногда
вовее исключая возможность поражения.
‘Различные изменения условий стрельбы
командир-минометчик вполне может учееть
без всяких приборов, что нужно делать
обязательно, вводя поправки при подготов-

хе данных. :
Лейтенант А. КАПУСТИН.

ВНЕЗАПНЫЙ НАЛЕТ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 18 июня. (По
телеграву от наш. корр.). Группа развед-
Чиков под командованием старшего вержан-
та. Кузнецова находилаеь в засаде. В. ноч-.
ной темноте разведчики зорко наблюдали за
обороны. На
ассвоте они заметили двух. немцев, ко-
торые вели наблюдение за передним краем
валией обороны. Старший сержант  Кузне-
OBR решил захватить вражеских наблюда:
телей. Он тазбил бойцов на две группы.
План состоял из обходного маневра и вне-
запности удара. i

Олна группа 107 pPyYROBORCTBOM cepmanTa

}

бина в 100—150 км., то экипажу надо
знать маршрут и на это расетояние. Не-
обходимо при этом добиться такой трени-
розки, которая бы позволяла каждому эки-
пажу на память описать характер MecTHO-
сти, изученной но. карте. Быстро оценивать
местность по карте надо потому, что зара-
нее разведать ее в расположении противни-
ка не представляется возможным.

После изучения по карте направления
атак экипаж занимается на местности. Про-
изводитея разведка танкодоступности опре-
деленных районов. проходимости ветествен-
ных и искусетвенных препятствий, участ-
ков, удобных лля выжилательных и исход-
ных позиций, скрытых.
видимоети, на’выгоднайших рубежей раз-
вертывания, возможных боевых курсов и
направлений танковых’ атак, Весьма полез-
но требовать от обучаемых, чтобы они де-
HANH схемы разведанных направлений. В
итоге всей этой работы экипаж танка дол-
жен знать местность, как свеи пять паль-
цев. rid 5
В действующих частях, обучая танкистов
разведке, лучше всего выводить их на аи-

нию наших переловых подразделений. В ре

зервных и запасных частях обучать раз-
ведке нужно на учебном поле. Руководитель
сообщает обучаемым данные о противнике,
снабжает их схемами аэрофотос’емки и мин-
ных полей и дает сведения о расположении
своих войск. Подобные схемы, которые, как
казалось раньше, нужны были лишь коман-
диру батальона и роты, теперь  должне
быть и у экинажа ‘танка. Танкистам надо
быстро разбираться в этих документах, уме-
ло ориентировать их на местности. Важно
также, чтобы танкисты умели распознавать
режих жизни противника, определять, где
он проводит противотанковые работы, На-
сколвко всё это актуально, видно из такого
примера.

Недавно тавкистам предетояло сорместно
в пехотой овладеть одной высотой. Коман-
дир танкового подразделения капитан Са-
чюков организовал евотю развелку, Долго и
тепнеливо велбссь наблюдение за противни-
ком, В итоге быдо точно определено, где

подступов, полей:

Алекеанярова, начала действовать с фрон-
та, а вторая вместе с Кузнецовым пошла, в
обход справа.
местности, разведчики. осторожно еближа-
лись с врагом, Заметив наших бойцов, нем-
цы подняли стрельбу. Завязазаеь корот-
кая, но жаркая. схватка. Чтобы ошеломить

врата, разведчики пустили в. ход гранаты. .

Три мощных взрыва воколыхнули Воздух.
Вслед за разрывом‘ гранат младший cep-
жант Шарифов. ефрейтор Дурнов и крас-
ноармеец Налетов бросились на немецких
наблюдателей. Оба немца были захвачены
разведчикеми и доставлены в штаб части.

pe

раеположены противотанковые орудия, мин-

цев. Вроме того были найдены места ‘для
исходных позиций и скрытые подступы к

` лось ‘выработать оригинальный план атаки
по обоим неприятельских флангам, В тече-
ние 15 минут танкисты совместно е пехо-
той овладели высотой и укрепились, на, ней.

Помимо непосредетвенного наблюдения за
позициями. противника, танкисты должны
умело пользоваться данными,  добытыми
другими родами войск. Обычно у пехоты
и артиллерии накапливается много ценных
данных о местности и противнике. Тот, кто
пренебрегает этими источниками, сильно
осложняет свою работу, На одном участке
фронта танкиетам понадобилоеь разведать
овраг, проходивший вдоль переднего края.
Много времени было на это’ потрачено без-
результатно. Котда же обратились к пехо-
те, тогда получили самые точные сведения.
Они. весьма пригодилиеь в бою,

Нередко возникает необходимость развед-
ки боем некоторых участков переднего края
обороны противника. Для этой целе в е0-
став разведывательных отрядов включают-
ся танки. И крайне важно, чтобы танкисты
хорошо. знали, как вести такую разведку
боем, сколько времени нужно удерживать
захваченный об’ект, какими силами и сно-
собами, Захватив об’ект, танки пе должны
Ею в неподвижные огневые точ-
ки. а обязательно маневрировать в районе,
пригодном для выхода из боя.

Экипаж обязан непрерывно вести раз-
ведку поля боя. На каждом тактическом за*
нятии нужно приобретать для этого coor-
ветствующие навыки, всемерно развивая
наблюдательность, ‹ способность сразу же
оценить значение того или иного явления.

В бою командир танка лейтенант Вайн-
штейн заметил впереди  подозритель-
ные кусты с  пожелтевшими листьями.

Ол решил проконтролировать эти куеты ог-

нем орудия. Оказалось. что злесь были
два противотанковых орудия. Лейтенант
вывел их из строя несколькили выстре-
Лами,

Тщательно применяясь к

Е oe See Е ЕЕ ЕЕ ЕЕ

ные поля и артиллерийские позиции нем-

ним. В результате тщательной разведки уда-

19 июня 1943 г., суббота. № 143 (5514).

Германская и итальянская печать уже в
течение нескольких лней усердно занимает-
вя распространением мнимого заявления,
которое якобы сделал посол СССР в, США
тов. Литвинов при своем‘ проезде через Те-
геран, относительно создания из Хорватии,
Словении; Истрии и Далмации славянекого
государства под протекторатом. СОСР, что-
бы лать последнему выход в Эгейскому и
Адриатическому морям.

Совместн

Нали штурмовик «Ильюшин-2» — rpos-
Hoe для врага оружие на поле боя. Нем-
цы с 060бой настойчивостью охотятся за
ним, подчае выделяя для этой цели специ-
ально подготовленных  ‘летчиков-истребите-
лей, приученных работать на малых выео-
тах и бреющем полете; «Ильюшин-2» 06-
задает высокими огневыми и уаневренными
качествами, что позволяет „ему успешно
сражаться ‘© вражескими истребителями
Однако веё же боевой эффект разоты
штурмовиков значительно повышается, вог-
ла их надежно прикрывают свой иетреби-
тели. я.

Совместный полет истребителей и шту?-
мовиков — сложная и ответственная зада-
ча, сущность которой заключается в охра-
нении штурмовиков от ‘вражеских контр-
атак с воздуха. К сожалению, иногда, еще
`ветречаются летчики-истребители, которые.
считают: если в полете на сопровождение
штурмовиков они не ебили ни’ одного «Мес-
сершуйтта», ‘значит этот полет прошел для
них впуетую. Не имея возможности драться
так, как им хочется, они видят в штурмо-
виках нечто вроде обузы ддя себя, которая
мешает их развернуться во всю ширь при
встрече с немецкими самолетами. Эти лет-
чики не понимают самого главнего: участие
в совместном полете с штурмовиками нель-
зя считать удачным, если сопровождаемые
истребителями штурмовики плохо отштур-

штурмовики, достигнув должнего эффекта

на; свою базу, — вот когда задачу истре-
бителей можно считать выполненной.

содружество штурмовиков, которыми коман-
дует Герой Советского
Гетьман,
подразделения. возглавляемого майором Ро-
манцовым. Счет сбитых самолетов против-

в0вее не имеют потерь от вражеской авиа:
ЦИИ. : >

Столь серьезному успеху способствует
прежде всего совместное базирование штур-
мовиков и истребителей на одном аэродро-
ме. Постоянное взаимное общение летного
‚состава является оеновой взаимодействия в
`совместных боевых полетах. Организация
боевой работы этих подразделений, начиная
© вылета вплоть до возвращения на аэрод-
рем, не так уж сложна. Коротко проследим
за нею. ic arr >:

Получив задание, командиры подразделе-
ний «Ильюшин-2» и «ШАГГ-3» договарива-
ются о характере действий по времени и.
месту. Затем ведущие групп штурмовиков и
истребителей летализируют весь предетоя-
щий полет. Главным образом, они точно
обусловливают порядок взлета и сбора, вы-
соту полета, метод работы над целью.
Штурмовики знакомят истребителей е ха-
рактером и особенностями атакуемого 0б’-
окта, указывают направаения и количество
штурмовых заходов. В то же время веду-
щий группы истребителей сообщает, в ка-
ком. боевом порядке ‘они будут сопровож-
дать и прикрывать штурмевые самолеты в.
течение всего совместного полета. В наз-
наченный срок штурмовики производят
взлет. Вак только их последние мамины
отрываются от земли, в воздух поднимают
ся’ истребители. Они пристраиваютея “к
штурмовикам еще в зоне аэродрома и co-
провождают их к полю боя.

`Следуют. они обычно парами на
флангах боевого порядка штурмовиков,
амея несколько самолетов во замыкающей
группе, которая идет сзади, в превышением
над штурховиками до 200 метров. Подоб-
ный боевой порядок позволяет истребите-

Обучая экипаж методам борьбы с враже-
ской пехотой в окопах и ве огневыми ерёд-
ствами, следует обратить 0с0бое внимание
на роль флангового огня (вдоль системы
окопов) и на стрельбу шрапнелью. Точно
так же нужна тренировка в использовании
пехотного миномета, устанавливаемого ‘На
корпусе танка. Ведя огонь из миномета по
живой силе, можно быстро выкурить ве‘ из
окопов. Полезно обучаться гранатометанию
с танка. В бою очень хороший результат
давал ковоприцельный огонь танков из бое-
вого порядка в линию. Следовательно, и в
этом отношении нужна тренировка на. за-
нятиях. Вообще, как и в обучении развел-
ке, в огневой подготовке нужно’ вс под-
чинять тактической целесообразности. А это
удается ^ только При тщательном анализе
боевого опыта.

Например. опыт показал, что в борьбе е
дзотами эффективна стрельба осколочным
сварядом. Но при всем этом нужно иметь в
виду, 410 в районе дзота часто располага-
ютея противотанковые орудия врага. Зна-
чит. нужно уже на занятиях учиться уни-
чтожать эти’ орудия при атаке  дзотов.
Практика показывает, что уничтожать их
лучше флантовым огнем пулеметов и оско-
лочной. гранатой, не производя лобовых атак,

Немецкое штурмовое орудие. выгодно ата -
ковать © фланга и тыла, так ‘как оно He
имеет башни и обладает малым. углом 0б-
стрела. Атакованное ‘боевым приемом
фронт-фланг иггурмовое орудие обычно гиб-
ner, Следовательно, надо овлалевать этим
приемом, 160° B бою такие ‘орудия против:
ника будут ветречатьея” нередко:

Основным средетвом борьбы’ с танками
противника является. ‘как известно, артидж
лерия, Олнако далеко, ‘не исключено. что
бой с ними будут вести. ваши танки И тут
необходимы определенные знания и навыки.
Немецкий тяжелый ‘танк «Тигр» ‘лучше
веего атаковать е фланга и тыла, стреляя
бронебойными: снарядами по корме, борту
п В 10б — по кожуху орулия. Стрельба ос-

колочных снарядом по ходовой части вы.

водит тяжелые танки

из строя. Большое

значение будет иметь умение экинажа ис-

we

Опровержение ТАС С

и прикрывающих истребителей   Rach Ha
буль на фланге.

ЗЕЕ КЕ ЕЕ ВЕН

ТАСС уполномочея тов. Литвиновых за
явить, Что он ни в Тегеране, -ни в каком.
либо другом нункте своей поездки из США
в COCP He делал никаких политических
заявлений, не’ давал журналиетал никаких
интервью и е ними не встречался, и что
выииеуказанное” тлупое’ ‘и’ смехотворное
сообщение является продуктом фабрики
лжи г. Геббельса или одного из ее филиа-
JOB.

ый полет

(От специального корреспондента «Красной звезды»).

лям маневрировать скоростью и в случае
нападения противника своевременно отсе-
кать его от штурмовиков как с флангов,
так и сзади. В передней полусфере самоле-
ты «Ильющин-2» могут хорошо оборонять-
ся огнем своего лобового вооружения.

Когла штурмовики начинают атаку, ист-
ребители переходят на повышенные скоро-
сти. Они следуют в пикирование велел за
штурмовиками и, немного обгоняя их, за-
нимают измененный боевой порядок с неко-
торым превышением. В это время часть ис.
требителей сразу же переходит на анев-
рирование змейкой в задней полусфере, &
другая (замыкающая) образует ударную
группу и контролирует пути -_ возможного
подхода вражеских истребителей. Надо упо-
MEBY?b, что’ пары, находящиеся в неное-
редетвенном прикрытии, обычно. держатся
Ha некотором расстоянии, но не вплотную
& штурмовикам. Это дает им возможность
своевременно упрехить атаку противника и
отсечь его самолеты.

Тактика немецких истребителей. изнест-
ва: они стремятся выслеживать наши
штурмевые самолеты’ на бреющем полете.

Чоэтому прикрывающие истребители не

должны ‘нрижиматьея потно к штурмови-
кам. Атака противника на бреющем полете
яваяется более скрытной. Чтобы парировать
ее, необходимо иметь некоторое упрежде-
ние для отсечения вражеских самолетов и

муются или понесут потери. Важно, чтобы   большую свободу для маневрирования ско-

ростью: Особую осторожность соблюдают

на поле боя, без единой потери вернулись  истребители под командованием майора Ро-
манцова в тот момент, когда сопровождае-
мые ими штурмовики выходят из пикиро-
` Показательно в этом отношении боевое   вания после атаки. В
веего пытаются
Союза полковник! шииты», выжилая в стороне или же дер-

этот момент чаще
атаковать ux «Месеет-
значительном удалении где-ни-

Если «Мессершмиттам» удается подойти

ника у летчиков-истребителей сравнительна  к группе налинх штурмовых самолетов, ох-
невелик —— всего около полутора, десятков   раняющие истребители отсекают
машин. Но зато штурмовики, которых они   ка, но не увлекаются боем. Отбив атаку,
постоянно сопровождают, работают на поле  они становятся на прежнее место. Увле-
боя с высоким эффектом и за долгое время   катьея преследованием

ротивни-

прикрывающему
нельзя. Немцы не раз применяли такой
прием: атакуя парой, они отвлекают от
прикрытия наних истребителей, в то время
как специальная группа, используя уход
последних, нападает на штурмовые самоле-
ты © малой высоты.

Мастерство совместного полета заклю-
yaeTCH elle” B том, как истребители при-
крывают штурмовиков при отвале от цели
и на обратном пути. Когда работа над це-
лью окончена, истребители майора Роман-
цова 06060; тщательно следят за ведомыми
самолетами группы штурмовиков, которые
по тем или другим причинам отстают от
строя и могут подвергнуться внезапных

атакам врага. Истребители прикрывают их

до полного сбора и принимают походный
порядок лишь на удалении не менее 30—
40 километров от поля боя.

Как бы хорошо ни было организовано
сопровождение, однако соотношение сил,
обстановка на поле боя и другие факторы
могут осложнить вовместный полет итгурио-
BHROB™C истребителями, и встреча штурмо-
вод группы с самолетами противника сде-
лается неизбежной. В таких случаях штур-
уовики должны вести активную оборону.
Недавно летчики-штурмовики Рыхлин И
Ефременко сбили в воздупгном 6010 He-
сколько «Мессершииттов».” Эти и многие
другне факты” показывают, что ‘маневрен-
ность и огневая мощь «Ильющина-2» виол-
не достаточны для самостоятельной борь-
бы с немецкими  нстребителями. Враг #8
страшен летчикузитурмовику, если только
летчик умело использует боевые качества
своей - машины — ее маневренность и
мощь огня.

Инженер-майор С. РЫБАКОВ.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Ее ЕЕ ЖИВ

пользовать укрытия для стрельбы, Тейте-
нант Чернов, действуя на Т-34, заметил не-
мецкие танки. Открыв огонь из-за укрытия,
он расетреляд 4 вражеских мацшины. В
дальнейшем в этом же районе он разбил
еще 7 средних и тяжелых машин,

Всё обучение экипажей должно быть про-
низано особенностями современного 00,
всякими › характерными. - неожиданностями.
Это непременное условие развития инициа-
тивы, тактической сметки; столь необходи-
мых именно теперь, когла в бою создают-
ся самые сложные ситуации. Один наш
танк в процессе встречного боя оторвался
от своего подразделения. Укрывщись в Ку-
стах, командир танка стал (в выходя из
мангины) ориентироваться. В это время к
нему вплотную полопыи три средних и
олин тяжелый танк. Из люка переднего
танка вылез (видимо, также заблудивший-
ся) немецкий офицер и стал ориентиро-
ваться. Немец оторопел, когда вдруг увидел
против себя дудо орудия нашей машины,
Он только и успед пожать плечами, потому
Уто командир танка открыл из орушя
огонь и вдребезги разбил три немецких
танка. Ободренный успехом командир тан-
ka двинулся вперед, но едва, он высунулея
из кустарника, как увилел другую труппу
—- Также в составе трех немецких машин,
Пристроившиеь к ним в хвост, он по 046-
рели расстрелял их в корму.

Не следует полагать, что на’ занятиях
Надо точно воспроизводить такие эпизоды,
Но учитывать их © тем, чтобы усложнять
оостановку, делать ве изменчивой, много-
ооразной — крайне необходимо, иначе
потлинной инициативы у экипажей не в96-
питаешь.

Боевые эпизоды должны быть тиатель-
но изучены, чтобы служить основой лая
тактических занятий. Исхоля из опыта 60
ев, надо создавать сложную обстановку 60я,
вогпитывающую у танкистов смелость, 1е-
ииттельность, ‘уменье обмануть врага, 183+
OTR W уничтожить его.

Генерал-майор танковних войен
М. КОРОЛЕЗ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

/

gts

woul
vai
ВУИ
пЕИХ
we {
(a
(qld,
gs ab
me
yout
yh 20]
р,
(ВЯ
pepe
myenod
yeas
phe h
joo
soll,
ту
(ada
NM,
1 319
ДВ;
С
пенх
свое
Ш
ЧИ
pax 5
МУ J
RORY

ХТ
5 i

TUM,