№ хотя бы и массой, но без поддержки

23 июня 1943 г,, среда; № 146. (5517).

Периоду ввода в прорыв танковых масс
предшествует методическое «прогрызание»
вражеской обороны на всю тактическую
тлубину. В этом «прогрызании», как пра-
вило, участвуют танки прорыва, чесно
ваимодействующие с пехотой, артиллерией
п авиацией. Шрежде чем остановиться Ha
оновных принципах этого взаимодействия,
отиетим, что речь идет об использовании
фычных боевых машин, главным образом
яжелых гусеничных. Благодаря весьма
‘ащному вооружению и броне, наряду с
изичными маневренными качествами, они
юльше, чем танки других типов, пригод-
зы для прорыва укрепленных полос непри-
утельской обороны,

Каковы же основные задачи танков и
пехоты, совместно осуществляющих про-
pis? Общеизвестно, что самый опасный
враг танков — артиллерия. Наоборот, пе-
уе несет потери главным образом. от ру-
дойного, пулеметного и минометного ‚огня
противника, Следовательно, чтобы продви-
таться вперед, танки должны вначале сме-
тать огнем и тусеницами со’ своего боевого
зика не только живую силу и артиллерию
противника, Но и сто пулеметы, минометы
ти, а пехота, кроме уничтожения огне:
зых пулеметных и минометных ‘средств вра-
fi, обязана содействовать успеху танков
Уичтожением его артиллерии, Как явет-
Jo из сказанного, танки и пехота, решая
зон специфические задачи, взаимно облег-
чат друг другу их выполнение. Действия
обонх родов войск в целом направлены к
quot el — к взлому и разрушению
ей системы вражеской обороны.

9 вполне ‘закономерно. Ведь артилле-
ия является костяком, на котором зиждет-
ц побая оборона. Как только этот костяк
уишия под ударами тяжелых танков, ар-
пилерии и авиации, оборона в значитель-
й стелени теряет свою прочность, и на-
иупающая пехота легче прорывает ее, Чем
MATCIBHES проведена подготовка прорыва,
ми быстрее он может быть осуществлен.

Несколько общих замечаний о роли тан-
ув и методе их использования при проры-
к немецкой обороны. Очевидно, что танки
порыва, когда позволит обстановка, могут
быть построены в несколько эшелонов, что
целиком отвечает принципу маесированного
попользования ударных войск. Никогда не
следует бросать в бой танки мелкими пар-
тиями через известные интервалы по’ вре-
уни и местности, якобы для налалнивания
иль удара. В этом случае вместо резкого,
грушительного удара, парализующего всю
слотему обороны противника, танки нано-
лт несколько мало эффективных уколов.
Выходя на поле боя мелкими группами,
(ни только облегчают вражеской артилле-
рии борьбу е ними. Не следует, по-моему,
также бросать танки на оборону противни-

пехоты.

}

т
Я
}
В
у

I

i]
ь
i
ro
[=
ie

‚

А

Я

‘

if

общевойсковой и танковый командиры про-

вводят тщательную разведку сил против-
  ника, изучают

в руках аорофотоснимки оборонительной

Когда речь идет о’ прокладывании в этой
боронительной полосе коридора, по кото-
юму должны хлынуть в глубь территории,
занятой противником, налии танковые и пе-
хтные массы, тут уже нужно не` проеко-
чить через сеть опорных пунктов и артил-
рийских батарей, & полностью очистить
  кю площадь коридора, от огневых оредетв
 1 живой силы противника. Лишь при этом
условии возможен впоследствии плановый
и беспрепятственный проход войск разви-
тия прорыва. Задачу окончательной очист-
\: местности от’ вражеских войск одни
\ки разрешить не могут, как бы ни бы-
пони сильны сами по себе. Их удар обя-
уьно должен быть подкреплен ударом
ипуата, гранаты, приклада. Только тогда
(противление противника будет подавлено
з бой складке местности, в любом блин-
Иже и окопе.
Уже эти предварительные, замечания п0з-
WIM0T наметить контуры взаимодействия
инков, пехоты, артиллерии и авиации при
порыве вражеской обороны. Успех дейет-
Bi во многом зависит здесь от качества
оотовки. В подготовительный периох

систему его‘ огня и, что
обенно важно для танков, детально pas-
дывают местность. Проходимость танков,
№ еще тяжелых, целиком определяется
мчеством трунта. Не раз случалось, что
иле незначительный по’ ширине ‘заболо-
чнный участок в глубине вражеской 0бо-
WHEL, неразведанный до боя, нарушал б0е-
Ie порядки танков и даже приводил Е
‘фыву серьезно подготовленной атажи.

В силу этого каждый танковый командир
1 ваииолействующие с ‘ним пехотный и
тиллерийский командиры совместно про-
вводят рекогноецировку местности и Y3-
108 сопротивления противника. Весьма важ-
1, чтобы. хо начала боя командиры имели

Полосы противника, Желательно также, ес-
11 позволит обстановка, чтобы накануне
решительных действий старшие начальни-
11 — танковый и общевойсковой — лич-
10` прослотрели полосу прорыва е самоле-
18. Сулима этих данных, безусловно, 1п0з-
лит составить достаточно полную карти-
7 о системе вражеской обороны и наме-
миь наиболее  оффективные способы ее
преодоления.

Проследим ва конкретном примере, как
был организован и ‘проведен прорыв ©та-
бильной немецкой обороны Ha одном из
участков фронта. Хотя события развива-
ль злесь в условиях зимы, они всё же
дают возможность сделать ряд общих вы-
зов применительно к любому времени
Tora,

На участке армии М стрелковому соеди-
лению при содействии танковых  часте
было приказано пробить коридор в немещ-
ой обороне для ввода в него механизиро-
ранного ‘совлинения, После тшательного
изучения местности и огневой системы нем-

кольку их артиллерия сама попала под

цев был намечен конкретный план наступ-
ления. Решено организовать прорыв нА
участке обороны противника, фланги хото-
рой примыкали к двум озерам. На первый
взгляд, направление удара было выбрано
неудачно, но. свойства данной местности
обернулись против врага, как только наши
танки и пехота заняли дефиле. Немцы не
могли поражать фланговым артиллерийских
огнем наступающие танки и пехоту, по:

перекрестный огонь танков и стрелковых
частей,

На основе тщательно проверенных дан-
HBIX была составлена плановая таблице
действий, где по времени и рубёжам были
рассчитаны огонь и маневр подразделений.
Не вдаваясь в перечисление общеизвестных
деталей, остановиися лишь на тех, 0ез
учета которых немыслима ни одна опера-
ция, рассчитанная на прорыв обороны
противника.

Накануне наступления было произведено
несколько артиллерийских и авиационных
налетов на минные поля противника, бла-
годаря чему ови в значительной части
оказались подерванными и обезвреженны-
ми. Чтобы не поразить свою пехоту,
ночью при помощи световых сигналов был
обозначен нали передний край. 910 mepo-
приятие позволило авиации продолжать и
ночью нейтрализацию минных полей про-
тивника, одновременно ‘изматывая его фи-
зически и морально.

На утро, после доразведки, силами от-
дельных стрелковых подразделений, нача-
лась артиллерийская подоотовка. При этом
оборонительная полоса противника была
разделена но Улубине на две зоны огне-
вого воздействия. Наша артиллерия  сна-
чала открыла сокрушительный огонь по
первой, ближайней, зонеги вела ero
больше часа. Отонь  прекратилея лишь
После того, когда подавляющее  болышин-
ство засеченных целей было тазрушено.
Велед за тем воя эта зона’ полверглахсь
сильному ‘удару © воздуха, Как только
закончилась бомбардировка, вперед пошли
танки и пехота. Артиллерия и авиация
перенесли свои удары” на вторую зону
‚огневого воздействия.
` Массированные и четко ‘согласованные
удары артиллерии и авиации привели к
TOMY, что основательно подавленный mpo-
THBHUK He смог оказать еколько-нибудь
длительного сопротивления наступающим.
Одну за другой уничтожали танки оене-
вые точки врага: Вскоре артиллерия’ пере-
несла огонь на следующий рубеж. Назрел
момент нанести немцам последний удар.
Тогла посаженные -на танки десанты авто-
матчиков были быстро выброшены вперед.
Одновременно, чтобы сковать немцев, лве
ударные труппы пехоты обошли озера и
атаковали противника с флангов, угрожая
захватом его артиллерии. Веб это, вместе
взятое, заставило гитлеровцев обратиться В
бегство.

Боевым действиям, имевшим целью
пробить коридор в сильной оборонительной
полосе противника, предшествовала оконча-
тельная доразведка его’ огневой системы
боем пехоты. Началась она на рассвете, и
через некоторое время, налие командование
полностью убелитось, что’ огневая’ ‘система
противника находится в прежнем состоя-
нии и основная Macca его артиллерийских
и минометных средств занимает прежние
позиции. Эти данные, полученные перед на-
чалом действий, имели весьма серьезное
значение. Они показали, что противник He
подозревает о нависшей угрозе, & это по-
зволяло действовать внезапно и наверняка.

Затем последовал  рептительный удар
всех родов войск по вражеской обороне.
Танковые части были введены в бой
тремя  эшелонами. Как только все
три танковых эшелона © пехотой, сле-
хующей за ними, ветупили на территорию
немецкой обороны, большая часть ее оказа-
лась под интенсивным воздействием нашего
ТАКОВОГО и пехотного огня и по сути дела
в этого момента быле парализована. Глубо-
кое этелонирование танков, не теряющих,
однако, огневой связи между собой, было
одной из причин, ускоривших разгром
узлов сопротивления противника.

Весьма заметную роль сыграли танко-
вые десанты автоматчиков. к только
стало очевидным, что боевые порядки нем-
цев нарушены на всю глубину, автомат
чики, посаженные на танки, устремились
вперед, Они были высажены отдельными
группами в глубине немецкой оборонитель-
ной полосы. Обосновавииись вблизи узлов
дорог, в удобных для обороны балках и
хуторах, автоматчики образовали множе-
ство очагов сопротивления внутри обороны
немцев, Для противника создалась  Чрез-
вычайно запутанная и опасная ситуация.
Автоматчики вели огонь ‘вдоль фронта и
этим созлавали хак бы неподвижные ог-
невые завесы, разрубая оборону против-
ника на отдельные секторы и’ отрезая нем-
пам пути отхода. Вскоре вражеские опор-
ные пункты, надежно изолированные,
стали один за другим выпадать из’ центра»
лизованной системы управления. Отонь их
начал носить  лихоредочный характер.
Разобщенные в тактическом и отневом
отношении, они поочередно уничтожались
налтими танками и пехотой. }

Потери наших танков были ‚пезначитель-
ны вследствие того, что злобой маневр они
производили на предельных для данной
местности екоростях. Это еще pas под-
твердило на практике то положение, что
хобрая половина ударной силы танков
кроется в стремительноети их действий.
Водительский состав танков прорыва, ко-
торым приходится часами драться букваль-
но «на пятачке», должен в совершенстве
владеть искусством дерзкого боевого ма-
невра.

В описанном нами бою артиллерия ¢ ¢a-
MOTO начала прорыва весьмь интенсивно

‚если не закрыть совсем, то хотя бы сузить:

поддерживала действия танков и пехоты.
Она была применена массированно, и 1п0-
этому ее действия были чрезвычайно эф-
фективны. В тот период, когда Halim тад-
ки и пехота наводнили этот участок   поля
боя; артиллерия перенесла свой огонь вие-
ред. В дальнейшем артиллерийский огонь
перемещалея ‹качками от одного парал-
лельного рубежа к друтому.

Большой тактический интерес предетав-
ляет вопрос, на каком минимальном ‘уда-
лении от танков прорыва ‘должна нахо-
диться линия разрывов своей артиллерия?
Еще не так давно многие общевойсковые,
да и танковые командиры считали  иде-
альыным такое рептение этесо вопроса, когда
танки идут вперед, вплютную прижимаясь к
ней. Обычно дистанция от танков до ог-
невого вала определялась в 150—200 мет-
ров. Однажо практика боев выдвинуле поло-
жение, что танкам иногда, по-моему, нет
нужды так близко двигаться за стеной
артиллерийского огня, ибо в’ этом слу-
чае они лишаются главного — свободы
маневра. Наиболее целесообразен такой по-
рядок продвижения танков, при котором
они идут за артиллерийским оснем, имея
необходимый зазор для маневра и возмож-
ность отличного наблюдения 3a местно-’
стью. Весьма важно, чтобы в их боевых
порядках двигалиеь в это время самоход-
ные орудия, которые, ведя огонь в интер-
валы между танками, помогают им рас-
правляться с уцелевшими огневыми точка-
ми врага.

Нужно также иметь в первом эшелоне
танков прорыва квалифицированных ap-
тиллерийских наблюдателей. Не отвлекая
танкового командира от руководства боем,
они с помощью кода регулируют по радио
вызов, сосредоточение и переносы артил-
дерийского огня по рубежам и узлам е0-
противления, а также по отдельным, наи-
более упорным, огневым точкам.  Жела-
тельно, чтобы танк, представляющий
с0бою бронированный и подвижный артил-
лерийский наблюдательный пункт, действо-
вал в нужный момент только по указанию
артиллерийского офицера. Такая мера по-
может наиболее гибко управлять огнем ар-
тиллерии на всех этапах прорыва и цели-
KOM использовать ев огневую мощь.

Какова должна быть минимальная ти-
рина коридора прорыва? Опыт боев учит,
что следует пробивать коридор не менее
6—8 километров шириной. Если он будет
уже, противник легко перекрывает его
пулеметным, минометным и артиллерийских
огнем, и зачастую этот огонь настолько
плотен, что его с трудом преодолевают пе-
хота, и артиллерия. .

Что делать танкам прорыва, пехоте и
артиллерии, пробившим коридор в 060р0-
нительной полосе противника? ’ Очевидно,
что в этот период они разрешили лишь
первую половину задачи. Им нельзя стоять
на месте безмолвными свидетелями ввода
механизированных и моторизованных Mace
в прорыв, & следует направить свои уси-
лия на удержание и расширение коридо-
ра, который противник обычно пытается

Обычно это достигается двумя  ©нособа-
ми. Чаще всего танки и пехота наносят,
несколькими сильными группами удары
влоль стенок коридора, то тут, то там
отбрасывая противника. Второй способ, хо-
тя и встречается реже, но наиболее эффек-

тивен в этот период боя. По сторонам ко-
`ридора выставляются лишь надежные за-

слоны из пехоты и артиллерии. Остальные
силы, °в том числе все танки, двумя мощ-
ными группами обходят группировки про-
‘тивника, примыкающие справа и слева Е

коридору. Улары наносятся с фланга или

© тыла, и создается реальная угроза окру-
жения. Противник обычно не выдерживает
налора наступающих и обращается в бег-
ство. Стремительные и инициативные дей-
ствия подобных ударных групп позволяют
нанести противнику тяжелый урн и за
короткий срок значительно раептирить ко-
ридор.

Несколько замечаний 0 начале и про-
должительноети прорыва. Целесообразнее
всего начинать прорыв рано утром или в
первой половине дня. Самый прорыв дол-
жен быть расечитан на несколько часов и
при всех неожиданностях закончен еще за-
светло. Ни в коем случае нельзя отклады-
зать продолжение прорыва на следующий

обороны немцы за ночь сумеют наложить
настолько сильный пластырь из артиллерии.
пехоты и других средств, что наутро’ их
оборона в этом месте может достигнуть
прежней прочности и даже превзойти. ее.
По этой причине территориальный успех,
достигнутый накануне, превращается В
обычное вдавливание боевых порядков про-
тивника. Развитие прорыва в данном сту-
чае потребует еще больших усилий. И
иногла станет нецелесообразно. прилагать
эти усилия на прежнем направлении.

При. организации прорыва общевойсковой
командир обязан позаботиться о прикрытии
наступающих эшелонов. истребительной
авиацией. Там, где подобное
осуществлялось умело, противник не. ри-
сковал вводить в действие свою бомбарди-
ровочную авиацию, и «прогрызание» его
обороны, как правило, проходило в стро-
том соответотвия © первоначально. ‘наме-
ченным планом.

Желательно также, чтобы в раепоряже-
нии  общевойскового командира имелся
сильный танковый резерв. В случае, если
темпы наступления булут спадать или враг
ведет в бой свежие части, танковый pe-
зерв позволит не только парировать его
контрудар, но и усилить типы продвиже-
ния наших войск.

‚ Гвардии генерал-лейтенант
‚ танковых войск В. ВОЛЬСКИЙ.

ОЖ
ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕЙ СССР

Заместитель Председателя Президиума
Верховного Совета CCCP и ‘Председатель
Президиума Верховного Совета Молдав-
ской ССР тов. Ф. Г. Бровко вручил вчера
ордёна и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
ца» вместе с грамотой о присвоении ‘зва-
ния Героя Советского Союза’ вручается
лейтенантам. С. В. Коновалову и Д. С- Do-
помееву. )

За образцовое выполнение боевых зада-
вий командования на фронте борьбы с не-
мецкими захватчиками и проявленные при
этом доблесть и мужество ордена и ме`
дали получает групла’ бойцов, командиров
и политработников Красной Армии,

В числе получивших награлы младший
лейтенант П. И. Яблонька, гвардии лейте-
Нант С. И. Свиридов, гвардии капитан
А. Т. Череватенко, гвардии ‘майор В. А.
Киризюк, гвардии полковник М; Л. Вов-
ченко. От ‘имени награжденных выступили
свардии подполковник Н. ГП. Барханов, ка-
питан М. А Ийкулин и полковник Мат.
Карначев. ’Горячо’ поблагодарив за высо
кие награды, они заверили правительство и
партию, что в предстоящих решающих
схватках они будут драться с’ врагом, как
подобает советским патриотам: в полную
меру своих сил, знаний и способностей,
не щадя своей крови ий. самой, жизни,

Награды за. образцовое выполнение зада

ний правительства во деле
обороны страны’ всеми видами связи были
вручены группе работников Наркомсвязи и
военных работников связи: От их имени
выступил‘ майор Я. И, Яновский.

Ордена’ и медали за отличное выполне:
ние заданий правительства и военного
командования ‘были вручены также. ряду
‘работников военных и гражданских орга-
низаций.

Тов. Ф. Г. Бровко после вручения орде
нов и медалей обратился к награжденным
с краткой речью. Во заключение тов.
Бровко’ сердечно поздравил получивших
награды товарищей и пожелал им дальней
ших успехов в их работе, (ТАСС). `

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Действия танков прорыва

день. Дело в том, что на пораженное место.

прикрытие,

обеспечения.

КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ, Орудийный

расчет сержанта И. Шафеева. за. по-
следнее время выследил и уничтожил
прямой наводкой 3 вражеских дзота.
На снимке: расчет готовится к веде-

‚нию огня,
Снимок старшего лейтенанта
С. Раскина.

ПИСЬМА БЕЛОРУССКИХ
ПАРТИЗАН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 июня.
(Спецкорр. ТАСС). Борясь с врагом в
глубоком тылу, белорусские партизаны
поддерживают тесную письменную связь
со своими родными и друзьями, находящи-
мися на советской территории. Эти письма
рассказывают о боевых делах партизан,

«Каждый из нас имеет свой особый счет

с гитлеровцами, — пишет своему брату-
красноармейну партизанка Мария. — Мы
уничтожаем их, спасаем наших родных от
фашистского рабства.
‚ Несколько дней назад немцы ворвались
в одно из сёл и ограбили население, 3a-
брав у него веё, вплоть. до ложек. Много
наших людей согнали, чтобы отправить в
рабство, а 30 человек повели на расстрел
Мы своевременно об этом узнали, перебили
немцев и спасли наших людей от рабства
и расстрела.

Дорогой брат, я в партизанском отряда,
ты на фронте, в рядах Красной Армии.
Скажу тебе, родной, не жалей своей жизни
для победы над врагом».

Партизан Константин пишет своему сы-
ну-бойцу Красной Армии:

«Обо мне, сынок, не беспокойся. Я здо-
ров и изо Bcex сил бью фашистов. Не-
давно карательный отряд немцев при под-
пержке артиллерии и легких танков пы*
тался окружить и уничтожить наш отряд.
Но партизаны разгадали намерение немцев
и перехитрили их. Вышло так, что не мы.
а они попали в окружение. Восемь часов
длился бой. На поле боя осталось более
‚150 трупов немецких солдат и офицеров и

много раненых. Подбили мы одну танкетку

и бронемашину».

Партизанка Ирина в письме к своему
отцу подводит итог боевой деятельности
партизанского ‘отряда, в рядах которого
она сражается: :

«Мы ‘уничтожили в боях 7.735 фрицев,
разбили 8 автомашин, пустили под откос

36 эшелонов с живой силой и техникой

врага. Как видишь, дорогой отец, мы без
дела не сидим, а помогаем нашей доблест-
ной Красной Армии громить проклятых
оккупантов»,

Забота о питании
бойцов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22
(По телеграфу от наш. корр.). В № соеди-
нении многие повара’удостоены правитель-

Остапенко, Сидорчук, Изюмский, Зайцев и
другие. Работники _

стороны ‘командира полка майора Кордю-

пищу. Сул, приготовленный им, содержит
свыше полутора десятка самых разнооб-
разных приправ. Среди них лук, укроп,
свекла и даже яблочный сок.

Для Еналеева накормить бойца — святая
обязанность. Недавно рота, выбив врага
из ‘одного’ населенного пункта,’ значитель-
‚но продвинулась вперед, местность до пе-
реднего края нашей обороны представляла
сплошиую равнину и простреливалась силь-
ным вражеским огнем. Но повар Еналеев,
нагруженный увесистым термосом, пополз
на передовую и, несмотря на опасность,
‚доставил пишу бойцам.

В роте, где командиром лейтенант Семи-
сох, красноармейское питание было плохо
поставлено. Обеды готовились недобро-
качественно и однообразно. Когда об этом
узнал командир полка, он тут же отпра-
вился в роту, на кухню и сам лично ра?-
следовал, в чем причина плохого питания
‘бойцов, Оказалось, что командир роты
ослабил контроль за работой кухни, пере-

дачей нормы продуктов, положенной бойцу.
Вмешательство командира полка дало свои
положительные результаты. Теперь в этой
роте питание значительно улучшилось.

Сборы руководящих
работников войскового питания
и хлебопечения

‘ На-днях закончился двухнедельный сбор
труппы руководящих работников — фрон-
TOBUKOB — войскового питания. Сбор про-
ходил при Центральных курсах усовер-
шенствования начсостава Главного управле-
ния продовольственного снабжения Крас-

ной Армии. :
Участники сбора изучали технику орга-
низации питания и  хлебопечения. Ha

практических занятиях знакомились с обо-
рудованием батальонных пунктов хозяйст-
венного довольствия в обороне и в насту-
плении, проведением холодной и горячей
обработки продуктов по разным нормам до-
вольствия.

ОДНОДНЕВНЫЙ СБОР ПАРТОРГОВ
И КОМСОРГОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 22 июня
(По телеграфу от наш. корр.). В М собеди-
нении состоялся однодневный сбор партор-
гов и комсоргов полков. В сборе приняли
также участие заместители командиров
полков по политчасти и инструктора полит-
отделов по’ организационно-инструкторской
партийной работе. Участники сбора про:
слушали доклад тов. Михайлова о’ задачах
‘партийных и комсомольских организаций.

Среди присутствовавших’ на сборе были
молодые партийные и комсомольские работ.
ники. Были ‘разрешены многие вопросы,
связанные с практикой работы первичных
партийных и комсомольских организаций.

‚июня.

ственной награды. Среди них — Фурманов,
продовольственного
снабжения находят поддержку и помощь,
чувствуют контроль за своей работой со

‘кова. Хорошо работает повар Еналеев. Его

обеды отличаются высоким качеством.
Бойцы, находящиеся на передовых пози-
циях, всегда ‘во-время получают горячую

стал следить за меню-раскладкой и за’ вы-

В ночь на 22 июня крупные силы нё-
шей авиаций дельнего действия произвели
налет на аэродромы противника. Подверг-
HYTH сильной бомбардировке находившие-
ся на аэродромах вражеские самолеты, &

также склады горючего и боеприпасов, раба
положенные в районе аэродромов. Экипажи
наших бомбардировщиков наблюдали боль“
шое число пожаров и сильные взрывы.

Все наши самолеты, кроме одного, верз
нулись на свои базы.

Налет немецких самолетов на населенный
вблизи Ленинграда

21 июня кемепкие самолеты трижды
вытались совершить налет на, один Hace-
ленный пункт вблизи Ленинграда. Отдель-
ные вражеские самолеты, прорвавшиеся к
этому  населенному пункту, беспорядочно

_ Некоторые вопросы работы

партбюр

Партийные организации всегда. играли
большую роль в политическом и военном
воспитании бойцов и командиров Красной
Армии. Еще в 1919 году в инетрукции
козпгунистическим организациям красноар-
мейских частей действующих армий тово-
рилось, что: «Всея работа в партийной
ячейке каждой краснозрмейской части дол-
жна сводиться к задаче создания крепкого
ядра из коммунистов и кандидатов, проних-
нутых сознанием важного значения победы
на, фронте для социалистического отечества,
способных в нужный момент показать при-
мер готовности пожертвовать своей жизнью
ради победы, увлечь за собой товарищей-
красноармейцев». Совершенно — очевидно,
что и на сегодня, в дни великой Отечест-
венной войны, эта задача является глав-
ной и решающей,

Наличие первичных партийных органи-
заций в батлальонах в значительной ме-
ре изменяет функции партийного бюро пел-
ка. Партбюро полка становится теперь та-
Ким партийным органом, который должен
руководить работой первичных партийных
организаций, организовывать воспитание
коммунистов и непосредственно вести рабо-
ту с партийным активом — с партортами
батальонов и рот. Таким образом, партий-
ное бюро полка приобретает функции пар-
тийного комитета, в то время как раньше
оно представляло собой лишь орган’ пер-
Гвичной партийной организации.

До последнего времени многие партий-
ные бюро полков занималяеь, главным 0б-
разом, рассмотрением вопросев приема в
партию и не находили времени для обсуж-
дения целого ряда вопросов внутрипартий-
ной жизни. Сейчас положение резко меняет-
ся. Рассмотрение вопросов приема в пар-
тию переходит к первичным партийным ор-
танизащиям батальонов, а за партийным
б0ро полка остается функция руководства
и контроля за этой большой и ответствен-
ной работой.

Руководство теперь  приближено непо-
средетвенно к ротной организадии, но от
этого не только не умаляется, а, наоборот,
возрастает роль партбюро полка. Обстанов-

тийное бюро полка главное свое внимание
обратило на руководство воспитанием ком-
мунистов и в этом серьезнейшем деле по-
вседневно помогало первичным парторгани-
защиям.

В прошлом было немало случаев, когда
партбюро полка совершенно He обсуждало
вопросы внутрипартийной работы. Напри-
мер, партийное бюро, где был секрета-
рем капитан тов. Сухобоков, за три послед-
‘них месяца провело 38 заседаний. 33 из
них были посвящены исключительно приему
в партию, и только на пяти заседаниях pe-
шались организационные и внутрипаргий-
ные вопросы. Но даже и по рассмотренным
внутрипартийным вопросам никаких реше?
ний но принималось. Такое же положение
было в М авиационном полку. За 4 месяца
1943 года партбюро только однажды удосу-
жилось заслушать доклад парторга авиаэс-
кадрильи капитана тов. Филиппова. Никаких
‘выводов из доклада тов. .Филиниова парт-
бюро не сделало, & принятое решение но-
сило общий характер. ‘

Вопросам внутрипартийной работы парт-
бюро полков теперь должны уделять более
серьезное внимание; Первичные. партийные
организации батальонов должны повееднев-
но ощущать помощь со стороны парторга
и партийного бюро. Партийному бюро сле-
дует помогать первичным организациям ба-
тальонов назщупывать жизненные вопросы
и выдвигать их на обсуждение партийных
собраний.

В такой ли пом

Вновь созданная первичная партийная
организация батальона собралась, чтобы
обсудить свои задачи по воспитанию лич-
ного состава подразделения. На это первое
ве собрание политотдел дивизии прислал
одного из своих работников гвардии майора,
Минаева. Предполагалось, что Минаев по-
может парторгу в подготовке собрания,
изучит положение дел в батальоне, & за-
тем выступит с докладом и развернет пе-
ред коммунистами конкретную программу
действий на ближайшее время. Однако в
действительности ни одно из этих предпо-
ложений не оправлалось.

Представитель политотдела прибыл в
часть за несколько минут до нечала соб-
рания. Ни с кем он не поговорил, ничего
не выяснил, и доклад его вызвал лишь
недоумение. Целых полчаса тов. Минаев
занимался только отвлеченными рассужде-
ниями, & затем стал последовательно пункт
за пунктом пересказывать один из разделов
полевом устава.

Спору нет, коммунистам Красной Армии
полезно и необходимо знать воинские ус-
тавы. Но значит ли это, что изучением
уставов надо заниматься на партийных
собраниях? Было бы, конечно, куда полез-
нее, если бы докладчик помог коммунистам
определить, что практически им надо сде-
лать для успешного выполнения всех тех
требований, которые прелнисаны в том же
уставе. Но как раз о практических-то де-
лах тов. Минаев даже не обмолвнлея. Во
всем его докладе не было приведено ни
одного примера из жизни батальона, не
было сделано ни одной ссылки на недо-
статки, которые должны привлечь внима-
ние парторганизации.

Доклалчик совсем нё попытался оценить
положение в ротных организациях, обетоя-

кА с0 всей строгостью Требует, чтобы пар- ’

пункт

обросили бомбы, которыми повреждено жез
лезнодорожное полотно. При отражений нам
леть в воздушных боях и огнем зенитной
артиллерии сбито 17 немецких самолетове
Нани потери 9 самолетов. :

о полка

`В проведении самих партийных собраний
первичные организации также будут нуж-
даться в помоши. В боевых условнях не
всегда можно систематически, планово проз
водить их. Но собираться коммуниетам на-
до. Проводить собрания можно инога и
накоротке. 2

Партийному @юро полка следует nocro-
янно следить 3% расстановкой комеунистов
и представлять на утверждение команлова-
ния полка свои предложения в этом вопро-
се. Партийное бюро ведет персональный
учет коммунистов. И слеловательно, оно
имеет Розможность следить за правильных
раситределением основных сил членов пар-
тии.

Для обсуждения вопросов партийной pa-
боты, касающихея всех  парторганизаций
полка, с разрешения командования  парт-
бюро полка созывает собрание партийного

Е руководству партийными организация-
ми пришло сейчас большюе количество но-
вых товарищей. Расширяетея круг партий-
ного актива. Достаточно сказать, что у
парторгов батальона и роты будет по два
заместителя, да плюс к этому в составе
некоторых первичных парторганизаций соз-
даются бюро ротных организаций. Задача
заключается в том, чтобы этих товари-
щей как можно быстрее приобщить к ра-
боте, ознакомить с практикой организаци“
онно-партийного строительства.

Партийное бюро полка должно хорошо
знать своих активистов и на конкретных
делах воспитывать из них подлинных BO-
жаков масс, инициативных палтийных ра-
ботников. Нельзя терпеть такого положе-
ния, которое существовало, например, в
парторганизации, где был секретарем тов.
Нефельев. 12 коммунистов этой организа-
ции до армии были на партийной работе,
Тов. Бахарев был редактором стенгазеты,
тов. Устинов — парторгом цеха завода и
т. д. Нефельев же, не зная этого, п06то-
янно уверял, что в его организации нет
опытных работников, жаловалея, что ему
не на кого опереться, некому дать ответ-
ственных поручений.

Конкретные пути работы партийного бю-
ро с активом могут быть весьма разнооб-
разны. Следует проводить семинары ©
парторгами рот, батальонов, совещания по
отдельным вопросам, совещания с отдель-
ными группами партийного актива. На
семинарах и совещаниях нужно практи=
ковать обмен опытом партийной работы,
обсуждать вопросы, которые выдвигает
боевая обстановка и жизнь полка. Партий-
ный актив нало учить практике партийной
работы на конкретных примерах своих ор-
танизаций. Для этого члены партбюро, бы-.
вая на местах, не должны ограничиваться
толвко беселами с парторгами, а обязаны
практически помогать в проведении тех или
иных мероприятий.

Первичные партийные организации ба
тальонов составляют планы своей работы
Партийное бюро полка следит за их вы-
полнением, & парторг полка рассматривает
их. План работы парторга полка  утвер-
Жждается заместителем командира полка по
политической части. Им же утверждаются
решения: всех совещаний и партийных ак-
ТИВОВ.

Круг работы партбютро полка весьма, пи“
рок и разнообразен. 0т коллективной 18-
боты его членов, от их активности BO
MHOTOM зависит дальнейший под’ем пазтий-
ной работы в полку, усиление политиче-
ского влияния на красноармейские массы.

Полковник В. ЗОЛОТУХИН.

ощшщи нуждаются

парторги?

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

тельно разобрать, что есть плохого и что
хорошем в работе парторгов, в работе и
поведении отдельных коммунистов. И легко
себе представить удивление участников с0-
брания, когда в самод конце доклада из
уст тов. Минаева полились вдруг такие
‘фразы:

— Политическая работа всегда должна
быть конкретной... Вея наша агитация
должна строиться на живых, конкретных
примерах. Только при этом условии она
будет доходчивой... Конкретность, конкрет-
ность и еще раз конкретность!.. Коммуниет
‘не имеет права проходить мимо конкретных
проявлений каких бы то ни было недо-
сталков...

Декларировать тов. Минаев горазд, но
велика ль цена всем этим его деклараци-
ям, поучениям и пожеланиям. Других он
призывает никогда не проходить «мимо
конкретных проявлений недостатков», &
сам проходит. Сам он не заметил и He 0б-
ратил в своем докладе внимания коммуни-
CTOB Ha то, что в батальоне до сих пор
еще не изжиты нарушения дисциплины,
9т0 далеко не все члены партии являются
здесь примером лля беспартийных в несе-
нии боевой службы, в овладении доверен-
ным им оружием. Замолчал он и такие
недостатки, как отсутствие у парторгов рот
планов работы, отсутетвие проверки ис-
пюлнения партийных решений и поручений,
отсутствие у коммунистов заботы о поли-
тическом воспитании бойцов нерусской на-
циональности. Вее эти вопросы были под-
няты лишь в прениях, но только подняты,
а не обсуждены как следует и не разре-
шены до кончё

г.

гы“ ^ Капикан Н. МАТЯС.
ЮЖНЫ ” > ЧА