$

® 2 >

cae me ae oe re FF

\s
НЫ
Я
И
т
я.
ой
Re
Ha
{ie

of.
Quit
eM,
Ara,
rele

er i

34 коня 1943 г., четверг, № 147 (5518).

11]те6, работаюний
концелярскими методами

(От специального корреспонлента «Красной звезлы»)

Высота, которую занимало одно наше  никто не беспокоил, предоставив ему воз- `
подразделение, клином вдавалаеь в немец-  можность установить проволочные залра-
ню оборону. Она была бельмом на глазу   ждения, заминировать подступы к высоте,
} противника, поскольку отеюда хорошо  подтянуть с тыла огневые средства. В ходе
пиюматривалась и простреливалась ^ окру-  боевых действий недочеты их организации

мющая. местность. Ясно было, что нем-  сказались еще сильнее. Артиллерийская
цы приложат все усилия, чтобы овладеть   подготовка закончилась, когда батальон

`ркотой. Олхнако в № соединении не придали еще не был готов к штурму высоты. Несо-
пону сколько-нидуль серьезного значения.   гласованность действий артиллерии и Te-
тай, возглавляемый тов, Белугиным, ив   хоты создала разрыв между канцом артил-
ел, насколько важна данная высота, и  лерийской подготовки и началом атаки. В
№ Фратил на нее внимания командира. результате, когда огонь нашей артиллерии
Рак и следовало ожидать, вскоре про- был перенесен в глубину, огневые точки
ианик начал бой за высоту. Его наступ-  противника ожили.
ине началось сильной артиллерийской Танки тоже действовали изолированно.
мототовкой, которая длилась целый чае.  Их командир тов. Олейников не был в кур-
(BOHM огнем немцы отрезали высоту от  се обстановки, не знал,” что будут делать
суседних ‘участков налней обороны и пол! пехотинцы и артиллеристы, в какой мере
прикрытием огневой завесы пошли в ата-  надо увязать боевой курс танков и ско-
я. Единственная телефонная линия oOKa-  POCTh UX движения” е действиями пехоты
илась порванной, и штаб соединения по- И артиллерии. В итоге танкн вступили в
зрял всякую связь с подразделением, 060-  00И с больших опозданием, не имея тес-
унявщих высоту. Он не знал обстановки,   Ной связи е пехотой и артиллерией.
зиа боя, сил противника и, естественно,  Всё это привело к тому, что задача, по-
чего не мог доложить об этом своему  ставленная командиром соединения, оста-
ихандиру. ~ лась невыполненной. Причина неудачи 60-
„Почему так получилось? Потому, что   стояла в отсутствии такого плана боя, В
шаб плохо вникает в обстановку, он не  котором были бы до мельчайших деталей
внализирует ее. Из-за этого начальник шта-   разработаны действия всех родов войск.
4 оказался лишенным возможности пред-  Оформление боевых документов. — важ-
зиеть события. Так случиловь и с на- ный элемент в работе штаба. По этим до-
тушением немцев на высоту. Оно ока- кументам командир оценивает обстановку,
ил0сь для соединения полной неожидан-  принимает решения. Стало быть, их надо
зотью. Шуаб не продумал плана 060-  составлять ясно и точно, чтобы они отра-
онительного боя, не позаботился зара- жали в себе действительное положение дел
№ о дублирующих средствах связи,   на. фронте. Этого можно достиснуть толь-
н УВязал действий нехотинцев, защитиазв-   ко в том случае, если работники штаба бы-
ших высоту; с действияхи артиллеристов,   вают в подразделениях и на месте изучают
иветчиков и пулеметчиков, не опреде-  обстановку. Но офицеры ‘штаба, возслав-
и! роль соседних подразделений и т. п.  ляемого тов. Белугиным, — редкие гости
Читически высоту оборонял только один на передовых позициях. И поэтому боевые
‘елковый взвод.,Он. дрался геройски, но  документы, соетавленные ими, не всегда
«мы были неравные. Против взвода наших   соответствуют действительности.
hinjos наступал батальон немцев при  Однажды в вышестоящий штаб поступи-
‘ильной огневой поддержке. Взвод дрался ла схема боевых порядков этого соедине-
Jo последнего. патрона, но высота всё же! ния. В ней было показано, что полразде-
лы. Пока штаб налаживал связь и выяс-  ление автоматчиков расположено на, болоте.
вил обстановку, противник успел  закре-  Этот документ взяли под сомнение: когда
литья, и предпринятая контратака оказа-  проверили, то оказалось, что подразделение
cp запоздалой. занимает позиции несколько виереди болота,
На второй день командир соединения ло-  на выгодной в тактическом отношении вы-
имвил задачу батальону, которым команду-  соте. Ясно, что такая путаница в доку-
м хапитан Куприянов, с группой тенков‘и  ментах ‘является результатом незнания
1 поддержке артиллерии атаковать выео- действительного положения на участках ча-
и вернуть ее. Командирам были даны   стей соединения,
пазания и о порядке организации взаимо:   Плохо следит питаб соединения и за
уйтвия, Казалось бы, пттаб должен был  боевым опытом ‚ подразделений. Недавно
тесть. отибки прошлого дня, проанализи-   произошел поучительный, бой за выеоту.
веть причины неудачного боя, сделаль  Одно небольшое подразделение сумело от-
кходихые выводы и на основе этого] стоять” свои позиции, несмотря на крупное
‘спечить успешное решение задачи,   превосходство сил на етороне противника.
WRBIOHHOH командиром. Однако это не  Этот бей дал хорошие примеры связи с со-
0 слелано. седями, организации огня пехоты и манев-
ачальник штаба тов. Белугин и весь! ра на поле боя. Однако штаб не потрудил-
и аппарат составили план предстоящего  ся проанализировать материал боя, извлечь
и по давным-давно выработанному стан-   оттуда BC ценное и в обобщенном виде
Иру: начало атаки во столько-то, артгил-   сделать достоянием всего командного 60-
ирни увязать свои действия с пехотой,   става соединения. ee
инковому командиру войти в подчинение! Сейчас на линии ‘фронта этого соедине-
юмандира пехотного батальона и т. д. ния относительно спокойно. В частях идет
Между тем землянка артиллеристов нахо-  повседневная учеба; B чем выражается ру-
пися рядом 6 землянкой общевойекового ководящая роль’ литаба соединения? Он co-
mma. Можно было бы собраться вместе   ставил план ‚боевой подготовки, наметил
` зтально разработать все вопросы боя.   приблизительную тематику занятий, нанпи-
№ в, Белугин предпочел послать артил- сал пространную директиву, и Bes это ра-
mura бумажку, Функции своего штаба зослал по частям, & остальное его мало
и вобще сводит к писанию различного   волнует. Между тем части нуждаются в по-
Иа бумаг и рассылке их подчиненным, „‹)   Щи в отношении организации и методики
ельзя сказать, что к решению ‘боевой завятий, ждут совета, ‚ках, лучше сочетать
нии никто не готовился. Готовилиеь  учебу с усе визм ‚боевой озужбы, но не
и пехотинцы; и артиллеристы, и танкисты,   Получают. от нутаа, ни) помощи, ни’ совета.
№ в их работе отсутствовало связующее]! `С3080м, какой бы BH BH BSAA раздел
зе. Выпал такой орган, kak mrad, ко-  Работы штаба, невольно придете к выводу
Турый обязан кеординировать действия всех  Что этот птаб. скорее походит на канце-
10408’ войск, об’единять в одно целое в тярию, чем на боевой орган управления
виравлять их по намеченному руслу..   BOHCRAMM. -. Майор П. АРАПОВ.
Получилось так, что ночью противника! ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. -

ВЫСТАВКА ОБРАЗ
В БОЯХ С НЕМЦАМИ.
немецкое орудие.

На снимке: пос

ВЧЕРА НА.

Второй день padotaer в Москве вы-
ставка ‘профейного вооружения, захвачен-
ного в боях с немцами. Людекой лоток в
течение дня ни на минуту не. прерывается.
Сюла приходят в одиночку и целыми груп-
пами. Популярность выставки растет с
каждым часом. Интерес к ней всё время
повышавтея. Многие мз тех, что были на
открытии, пришли н&’ выставку ‘и вчера.

— А, опять Здееь! Мы © вами вчера
ветречалиеь в отделе связи, — оворит
командир-пехотинец, обращаясь к летчику.

— Верно, товарищ, капитан. Но еще раз
принивл не только я. Помните  старика-
узбека — он опять явился.

И действительно, 75-летний учитель из
Тапикента Хасан Исламов вчера перех от-
крытием выставки был уже у ее высоких
ворот. Весь первый день он потратил на
ознакомление с танками, & теперь осмат-
ривает остальные отделы.

На этот раз с Исламовьм была и его
землячка — Абдурахманова, прелосдатель
Фрунзенского райсовета  депуталов труля-
щихся Ташкента. Она приехала в столецу
‘10 хозяйственным делам. И Аблурахманова
прежде всего потпла в отдел танков. Ее
муж, старший лейтенант-фронтовик, вохит
танки. Пикал, что под Сталингралом пол-

Константин

Вот этот гусеничный зверь,
В заводских выкормленный безднах,
Безвредно замерший теперь

На позвонках своих железных,

Он, у кого в железном абу,

На морде, знириною в сажень,

Есть след, кула в его. судьбу,

Как волчья дробь, снаряд наш всажен.
Он волчьим чучелом cronT, = *
Ham беспощадный враг. вчерашний,

И мальчик на него тлядит =
И трогает рукою башню. ^^

Ему четыре или три, SASS
He знает он, к броне скаоненный, > ›-
Того, что. этот зверь, внутри
Тремя зверями населенный,

pitt

КРАСНОЯРСК, 23. июня. (ТАСС). В
адрес колхоза «Новый путь», Канского
района, приходит ‘масса писем: пишут
фронтовики, раненые бойцы из госпиталей,
колхозники освобожденных районов. Они
благодарят колхозников за неослабную по-
мощь фронту: с

За последний год члены колхоза «Но-
зый путь» собрали из личных запасов и
этправили фронтовикам 700 пудов хлеба,
3 вагонов’ сухарей, 100 пудов: мяса, не:
сколько пудов масла. Кроме того, они от:
правили бойцам Красной Армии 250 теп-
лых вещей, 100 овчин, центнер шерсти, пе-

* Василий ГРОССМАН достигли подземного шахтного двора, как
начали отчаянно, дергать веревки. Их вы-
тащили без сознания, в крови. Огнестрель-
‘ные раны на их телах подтвердили, что
русские находятся в шахте. Ясно было,
что долго им там не пробыть — найден-
ная наполовину изглоданная свекла сви-
детельствовала: продовольствия у русских
нет.

Полковник сообщил 0бо всех этих собы-
тиях наверх и получил снова от началь-

Жизнь

— На каждого русского “мы, вероятно,
выпустили Пятьдесят’ тяжелых мини
тридцать снарядов, —= проговорил началь:

Вт уже хве недели, как небольшой от-
му красноармейцев, с боем пробиваяеь по
Изрушенных войной шахтным поселкам,
16 донецкой  степью.’ Дважды немцы ник штаба. : г
ружали его, и дважды рвал a кольцо  ” — Не трекращать огня, — упрямо ска-
акружени вигалея на восток. Но на этот   зал полковник. ~ !
a nikita hea невозможно. Немцы  Солдаты‘ хотели есть, устали, но им не  вую. И. телеграмму: Si
ружили отряд плотных кольцом —. пе-  пришлось ни завтракать; ни обедать: Толь- поздравлял его с веобычайно. eee Be
ты, артилдерии, минометных батарей.  KO B ‘пять часов дня полковник дал сигнал   хом и выражал надежду, что в бли oa

Hexerxomy полковнику казалось, что они  общей атаки. Батальоны ‘рванулись к раз-  дни окончательно т т и ;
в хотят сдаваться вопреки логике и ра-  валинам с четырех. сторон. Всё было. ‘под-  тивление русских. олковник пришел

му. Ведь фронт -отошел на 100 кило-  готовлено. Атакующие имели на вооруже- UT HTAHe. Он понимал, что становился
WIPO, a горсть советекой пехоты, за- нии автоматы, ручные пулеметы, мощные lech ake Secu (einai © Mapped
ив в развалкнах  надшахтного здания,   минометы, взрывчатку, ручные ‘и противо- р

меры. Дважды спускали ‘в ствол бумагу,
писанную на русском языке, с предложе-
нием сдаться. Полковник обещал сдавшим-

танковые гранаты, ножи, лопаты. Они при-
ближалиеь к развалинам всё ближе.- гася в
в грохоте и лязге страх

Пидолжала стрелять. Немцы били по’ ней
№НЬ-й ночь из пушек и минометов. По-

ника штаба армии исключительно. желч-

Ё

деды И И

ЦОВ ТРОФЕЙНОГО ВООРУЖЕНИЯ, ЗАХВАЧЕННОГО

етители выставки осматривают подбитое

Снимок наших фотокорр. майора С. Лоскутова®и Я. Халипа.

Налет нашей авиации на аэродромы противника
н железнодорожный узел Псков

В ночь на 23 июня наша авиация даль-

ровке был ‘подвергнуто железнодорожный *

него действия произвеле налеты Ha аэрод- узел Пеков. Bea территория узла была 0х

ромы противника. В результате бомбарди-
ровки ‘на аэродромах уничтожено и по-
вреждено значительное число немецких
самолетов.

Сильной и разрушительной бомбарди-

вачена пламенем пожаров. Горели склады
боеприпасов, горючего и много зкелезнодог
рожных эшелонов ‘противника. Пожары
сопровождалиеь взрывами большой зилы,

Asa наших самолета но вернулись на свои
вы. > ий

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Традиции одной дивизии

Боевая „слава Н-ской стрелковой дивизии
рождалась в огне великой сталинградской
битвы, на стенных просторах Доне, под
Верхнекумскох и Зимовниками. Тепеть,
пишет младший аейтенант Василенко в
дивизионной газете «Вперед на врага»:

Сталинград далеко позади — как ни
смотри, не увидишь его. Но Сталинград
мы никогда не забудем!

Никогда не забудем! Живет в ливизии
боевой дух Сталинграда, не меркнут его

славные традиции. Дивизионная газета вы-

ВЫСТАВКЕ

бил несколько вражеских машин. Bor x
захотелось жене посмотреть, чо  с0б0й
представляют эти стальные машины. Й
увидела.

— Приеду домой, — говорит ona, —
всех раюскажу, что, несмотря на 10, что
немцы имеют сильную технику. все-таки
наша, родная: Красная Армия бьет их.

Выставка для многих является презрае-
ной ‘школой. Сюдв приходят уже учиться.
Вчера грушиа учащихся артиллерийской
спецшиколы, ознакомившись © экспонатами
выставки, возвратилась в артиллерийский
отдел и здесь долго во всех подробностях
изучала материальную часть. “

: заполняются книги отзывов.
Многочисленные записи отражают чувства,
которые вызывает в нааних людях зрелише
поверженной техники врага. «Кажтый
москвич, каждый гражданин Советской
страны, — пишет депутат Верховного Co-
вата СССР т. Панченко, — побывав на
выставке, покидает ее с чуветвом гордости
Ba родную Красную Армию, 3a ее бойцов
и командиров. Выставка показывает, 410
наша, страна сражается с врагом, 10 зубов
вооруженным высокой военной техникой.
и наши бойцы бьют их технику». °

СИМОНОВ

Танк на выставке

На перекрестке двух дорог

Его отца примял пятою,

Быть сиротой его обрек

И мать его назвал вдовою.
Не знает мальчик ничего:
Онзнеред танком, хмуря брови,
`По-детски трогает его,

He видя капель отчей крови.
Но мы давно He дети, Нам
Известна петина простая:

`^ Вдвев” чучело молчит, — но Taw

ще. завоет волчья стая,
`И мы еще вперед пойдем
’ИХ вою дальнему навстречу,
Й волчий голое оборвех
Своих орудий русской речью.

` КОЛХОЗНИКИ — ФРОНТОВИКАМ —

рублей... Е ее
37 членов этой сельхозартели сражают-

редали на строительство танков 100 тысяч

ся на фронтах отечественной войны. В

письмах к ‘землякам на фронт колхозники
рассказывают о колхозных успехах. В
1941 тоду в артели было 200 голов круп-
ного рогатого скота. Сейчас имеется 397.
Стадо овец увеличилось в семь раз.

Колхоз первым в районе в 12 дней за-
‘вершил- сев на площади 817 гектаров, 15
гектаров засеяли в фонд обороны. До-
срочно рассчитались с государством по
поставкам мяса и молока.

Шахтерок отвели к шахте. Толпа жен-
щин и детей с плачем. шла следом. Сами

шахтерки тоже плакали — ‘они прощались
6 детьми, со своими родными, поселком, с

белым. светом.

` Бабы со всех сторон кричали:

— Нюшка, Варька, Игнатьевна! Постре-
ляют нас немцы, пропадем ‘мы, ‘и, дети
наши пропадут, подушат, как кутенят.

Шахтерки, плача, кричали:

— Да нешто мы сами не знаем, у ея:
мих дети! Олечка, иди сюда, дай хоть
посмотрю Ha тебя!

Старик Козлов шел вереди, припадая
на левую ногу, — ее малость’ смяло в
1906 году, во время обрушения кровли пре
проходе западного бремеберга. Он шел,
мерно размахивая зажженной шахтерской
лампой, он спешил ‘уйти вперед от кри-
чащих и плачущих баб —- они нарушале
торжественное настроение, которое веегда
приходило к нему при спуске в шахту. И

мелкий дождь падал деду на лыеиву,

‚снова на кладбище, в осенний день, подхо-

ступает ревностным хранителем и неустан-
ным пропагандистом этих традиций, она
умело использует боевую историю дивизии
для воспитания в люлях беззаветной стой-
кости, неугасимого наступательного порыва.
Газета часто напоминает о выдающихся
подвигах защитников Сталинграда, призы-
вает бойцов с честью нести почетное
й  обязывающее звание ` воина-сталин-
градца. В № 61 газета печатает не-
лую страницу — «Сталинградец — это
звучит  гордо!». Она рассказывает о
бессмертном подвиге 33 бойцов, отра-
зивших атаку 70 танков под Сталин-
градом, о пулеметчике Сидоренко, уни-
чтожившем в одном бою 119 немцев,
о бесстрашном разведчике сержанте Тар-
маеве. Спустя некоторое время газета
выступает е подборками: «Так сражались
и побеждали сталинградцы», «Этих дней
He смолкнет слава», «Высоко нести знамя
сталинградцев».
В дивизию приходит пополнение. Газета
обращается к молодому бойцу:
Ты теперь с нами в одной семье —
семье сталинградцев. Это великая честь.
Слушай же, наш товарищ, молодой
боец, о том, как служили родине ста-
линградцы, как они сражались за нашу
родную землю. :
газета воскрешает перед глазами
холодых воинов замечательные дела, бойцов
и командиров. дивизии. Целый номер. пос-

вятила редакция легендарной роте, которой

командовал лейтенант Нассонов:

А вы знаете, товарищи, в какую роту
вы пришли? Вы слышали о воинах,
отбивших атаку 80 фашистских танков?
Они, товарищи, из вашей роты...

Газета печатает рассказы бывалых pon-
HOB этой роты и письма молодых бойцов
— наследников  сталинградекой ‘славы.
Врасноармеец-снайпер Озеров пишет:

Нам рассказывали о героях нашей

‚ роты. Я горжусь тем, что меня зачисли-
’ ли в ряды, откуда вышли такие люди

Я уже убил 13. немцев. Убью их еще

больше. а.

Tak традиции превращаются-в живую
лейственную силу, помогающую бить врага.
Газета призывает бойцов умножить славу
прошлого, везде и во всем быть примером
и образцом. ,

Не только в. специальных страницах и
подборках говорит газета, о боевом прош-
лом дивизии и ее традициях, В № 77 она

пишет о храбром > поступке разведчика.

Заголовок — «Молодец, Лошкарев, вы наз
стоящий, сталинградец». — i

Недавно прибывшие в часть красноаря .
мейцы Козырев и Рахманов, находясь в.
ооевом охранении, захватили «языка». Га*`
зета сообщает, что емелых воинов награ-
дили орденами, и сама, обращаясь к. ним,
подчеркивает: «Вы действовали, как ета-
линградцы, как настоящие русские воиных».*
Газета воспитывает в людях. высокую
ответственность за звание сталинградца,
стремление возвеличить боевую славу своей*
части.

Но сталинградцы не только бесстрашие.
ные, они и умелые бойцы, знающие,
любящие военное дело. Они обладают не-
заурядным ‘боевых опытом. Дивизионная
газета выступает пропагандистом этого
опыта. Она рассказывает о мастерах питыка,
гранаты, пулемета. В  № 109  ‘газета
печатает пись\о бывалых солдат, которые
рассказывают молодому ^ пополнению о
своем практическом опыте. Газета учит
искусно владеть оружием, умело строить.
оборону, хорошо окапываться. Применяясь
к обстановке, в которой. находится сейчас

дивизия,  тазеть развернула широкую
кампанию за массовое развитие ° снайпер-
ского ‘движения. «Бить немцев, как снай-.

перы-сталинградцы!» = призывает ona,
Газета предоставляет слово лучших снай-.
перамх — красноармейцам Тукьяшко, Бу-
тову, Озерову, подымает на щит снайпера
Изатова, истребившего з&а короткий срок

129 гитлеровцев.

Газета учит каждого бойна на своем
посту конкретными делами множить успехи’
своей дивизии. Сталинграден — человек
большой инициативы. Во ‘время одного
боя старший сержант Бороздин и сержант
Сотниченко заметили, что немцы ведут огонь
из минометов. Храбрецы незаметно для
противника подкрались к огневым позици-
ям вражеских. минометчиков и в короткой
схватке уничтожили 30 немцев, захватив
2. миномета, взяли в плен пятерых тгитле-
ровцев. Газета посвящает мужественных
воинам перёдовую:

Они -Яали пример отваги в бою, при-
умножили славные боевые традиции ста»
линградцев. i 5

= Традиции прошлого не только украшают
бойца, но и ко многому его. обязывают.
Дивизионная газета, настойчиво напоминает
бойцам: мы — сталинградцы, е нас много-
епросится. Она критикует агитатора Арта-
галиева, который, увлекшиеь рассказами о
‘прошлых боевых делах, позабыл о зала-
чах, стоящих перед бойцами. Газета при-

зывает  агитаторов бороться ¢  нело-
статками и сама выступает против людей,
проявляющих  самодовольство, живущих
вчеташней славой.

Дивизионная газета <Внеред на вра--
га» (редактор И. Лебелев) умело

использует боевые традиции прошлого для
подготовки бойцов к грядущих сражениям.

ЖУРНАЛ-«КРАСНОАРМЕЕМ» № п °

Вышел из печати №1 литературно-
художественного журнала Главного Поли-
тичёского Управления Красной Apmun
«Красноармеец».

В номере напечатаны статьи: Ильи
Эренбурга «Сказать им — хватит!», гене-
рал-полковника 0. Городовикова «Сыны
Советского” Союза», Д. Заславского  «Не-
мец», акад. Т. Лысенко и проф. И. Пре-

здания. Это было дня за два до прихода
немцев. .

Козлов огляделся вокруг и невольно
снял шапку. Бабы sewn, и холодный

щекотал кожу. Ему показалось, что
бабы воют по скончавшейся шахте, а у
него как раз было чуветво, словно он

дит к открытому гробу проститься со ево-
ей старухой, Немцы стояли в пелеринках
и в шинелях, переговаривались, покурива-
ли ситарки, ‘поплевывали, словно всё это
смертоубийственное дело шло’ само собой.

Старик первым” полез в «букет». Нюш-
ka Крамаренко завыла громко, во весь го-
лос:

— Олечка, ангелочек, деточка!

Замурзанная, с больших животом, раз-
дувшимися от свеклы и сырых кукурузных
зерен, трехлетняя девочка, хмуро и сердито
смотрела ‘на мать, точно осуждала се за

зент «К. А. Тимирязев»; рассказы: Евг.!

Vahl мины

lint dansko не было возможности — у
оасноармейцев имелись пулеметы и про-
‘изотанковые ружья. Занас боеприпасов у
ит, очевидно, был очень велик: они He
ie патронов.

ся история приняла скандальный ха-
Мктер:.Армейское начальство  прислало
Ираженную, насмешливую тадиограмму,
18 нуждается ли полковник в поддержке
Мрпусной артиллерии и танков. ‘Полков-
№, оскорбленный, осорченный, вызвал на-
Зальника штаба.

— Вы понимаете, -— сказал он, — славы
Ну не принесет разгром ‘этбго жалкого
тряла, но каждый лишний час его суще-
‘твования это позор мне, каждому из вас,
вмему полку.

dino его всё пошло красными пятнами.

рассветом началась обработка разва-
ин тяжелыми минами, Пудовые желто-
послушно-и Точно шли сна
Цель. Казалось, каждый метр, земай вепа-
тан, взрыт, Было истрачено полтора 606-
комплекта, но полковник приказал не
прекращать огня. Мало того, ‘он ввёл в
Лействив артиллерию. Дым и пыль высоко
поднялись вверх, в грохоте обрушились
Высокие стены копра.

— Продолжать огонь, — сказал полков-
ВК

Камни летели во все стороны, ‘желез-
мя арматура рвалась, как гнилые нитки.
юн рассыпалея, Полковник смотрел в
HHOKAB на эту странтную работу.

— Не прекращать огня, — снова по-
MTOPHA OH,

грозном крике,
перед людьми, засевшими в надшахтном
здании. Атакующих встретило молчание.
Ни одного выстрела: Ни одного шевеле-
ния. Первым ворвался разведывательный
взвод.

— Рус! — кричали солдаты, -—= где
ты, русс? j a

Камни и железо ‘молчали. Первой, 6етс-
ственно, пришла в голову мысль: русские
перебиты все до одного. Офицеры приказа-
ли произвести” тщательные поиски, вырыть
тела, донести ‘00 их количестве, установить
по’ красноармейским книжкам убитых, под-
разделение, к которому они принадлежат.

Поиски длились: долго, но трупов не бы-.
ло обнаружено, Во многих местах стояли
лужи крови, Herr окровавленные бин-
ты, изодранныеё, запачканные кровью ру-
бахи. Нашли четыре ручных пулемета,
исковерканных немецкими снарядами. Кон-
сервных банок, пакетов из-под ишенного и
горохового ‘концентратов, кусков сухарей
найдено не было B olno яме разведчик
обнаружил наполовину с’еленную кормовую
свеклу, Солдаты исследовали экеплоата-
ционный ствол шахты: отовсюду вели к
стволу следы крови. К скобе, вбитой _ В
деревянную обшивку, была привязана ве-
резка. Очевидно, русские спустились по
аварийных скобам в шахту и унесли с с9-
бой раненых. Трое разведчиков, обвязав-
шись веревками,’ держа наготове ручные
гранаты, стали спускаться но стволу Пласт
залегал мелко, глубина ствола была не
больше семидесяти метров. Едва разведчики

слишком шумное поведение. «Ох, не могу,
млеют мои ‘руки, ножки Mow млеют!», —
кричала Нюшка. Она боялась черного про
вала, где сидели бойцы. «Веех Hac nocrpe-
ляют, нешитго они разберут в темноте, —
кричала она, — вас там внизу, вас тут
подавят; наверху...». Немцы подсаживали ве
в «букет»; она отталкивалась от борта но-
гами. Старик хотел помочь ей, но потерял
равновесие и больно ударился’ скулой 06
железину. Солдаты. засмеялись, и смущен-
ный, злой Козлов рявкнул:
_ «dean, дура, в шахту едешь, не в Гер-
манию, чего ревешь!».

Варвара Зотова ловко и легко прыгнула
в балью, она огляделе плачущих женщин
и детей, протягивающих к ней руки, и
Брикнула:

— Не бойсь, женщины...

Ее ‘залитые слезами глаза вдруг  за-
блестели весело и озорно. Варваре. Зотовой
нравилось это опасное путешестрле — ona’
и в девичестве славилась озорством. Да и
перед самой войной, уже замужней жен-
щиной, матерью двух детей. она в получку
вместе с мужем ходила в пивную, исрала
н& гармонии, плясала, грохоча кованымн.
тяжелыми сапогами, вместе с молодыми
грузчиками, ©е товарищами по работе на
углемойке. И вот сегодня, в эту тяжелую
и страшную минуту, Зотова, блестя гла-
зами, весело в отчаянно махнув рукой,
сказала: «Эх. раз живем! Что суждено.
того не мивуешь, верно, дед?».

Анна Игнатьевна Моисеева, занесла свою
толстую большую ногу через борт, охнула,

сейчас, обманывая себя, он_ представлял,
как клеть опустит его в шахту, как влаж-
ная сырость коснется лица его, как прой-
дет он в, забой по тихой продольной, ое-
вещая лампочкой темный ручеек, бегущий
по уклону, и покрытые жирной, пухлой
угольной пылью балки крепления. Он сни-
мет в 3аб0е шахтерки, сложит. их, засечет
куток и пойдет рубать мягкий кокеующий-
ся уголек. Через чае зайдет к нему в забой
KYM, газовый десятник, и спросит: «Ну,
что, рубаешь?» И он утрет пот, улыбнет-
ся и скажет: «А что ж с ним делать, ру-
баю, пока жив. Посидим, что ли, отдохнем».
Они сядут у воздушника, поставят лам-
почки, вентиляционная струя будет мягко
обдувать его черное, блестящее от пота; те-
10, и они поговорят, не торопясь, 0 газо.
BOM угольке, о новой продольной, о кум-
Коле, выпавшем на’ коренной штрок, посме-
ются над заведующим вентиляцией. Потом
кум скажет: «Ну, Козел, с тобой тут всю
упряжку просидишь», посветит лампоч-
кой и пойдет. А он скажет; «Иди, иди.
старый», — & сам возьмет обушок и да-
вай рубить по струям,”в мягкой черной
пыли. Шутка ли, еорок лет при таком деле!

Но как’ ни торопилея хромой старих, ба-
бы не отставали от него. Плач и визг ето-
яли в воздухе, векоре весь народ подошел
к скорбным развалинам вадшахтного зда-
ния, Ни разу Козлов не был здесь ¢ Tore
тня. как блелный, иузатый старик инже-
нер Татаринов с трясущимися руками са-
молично подорвал  Толом  подшахтные

ся сохранить жизнь, раненым помощь. Оба
раза, на’ бумаге была каранлашная резо-
люция: «Нет». После этого в ствол шах-
ты начали бросать дымовые шашки. Но,
очевидно, отсутствие диффузии воздуха по-
мешало дыму распространяться по подзем-
ной выработке. Тогда потерявший равнове-
сие ‘полковник велел собрать женщин из
шахтерекого поселка и об’явить им, что
если сидящие B шахте красноармейцы не
сдадутся, все женщины и дети будут pac-
стреляны. Трем ‘женщинам было прелло-
жено спуститься в шахту и уговорить
красноармейцев сдаться ради спасения де-
тей. Если красноармейцы откажутся сда-
ваться, ствол шахты будет взорван.

Это были шахтерки-—жена крепильщика
Нюша Крамаренко, Варвара Зотова, рабо-
тавшая до войны. на. углемойке, Анн
Игнатьевна Моисеева — 31-летняя жен-
щина, мать пятерых детей; старшей ее
девочке было 13 ‘лет. Муж ее, запальщик.
не работал на шахте в 1938 года: ему при
разбуривании стакана выжгло глаза. Жен-
щины просили немцев разрешить спуетить-
ся с ними в шахту’ старику-забойщику
Козлову, они боялись, ‘что заблудятся без
провожатого, так как После пуска дыма
красноармейцы, вероятно, ушли в дальние.
выработки. Старик сам вызвалея  прово-
дить их. Немцы приспособили над стволом
ворот и блок, прикрепили к нему ‹«бу-
кот», деревянную  бадью, используемую
обычно на проходках, и закрепили трос,
снятый © подорванной клети,

ESESOT +
Габриловича «Письмо», А. Серафимовича
«Ребята», „Анны Караваевой «Старый ко-
роль», Петро  Панч «Короткие рассказы»;

пьеса К. Крапива «Володин галстук»;
стихи: А. Малышко «Рассказ бойца»,
В. Саянова «Слово’о русской земле»,

М. Толстой «Вторая жизнь», С. Маршака
«Из английской поэзни»; очерк В. Якубо-
вича «Турция» и продолжение приключен-
ческой повести С, Вашенцева «Подземный
город». Г

Е ЗЕЕ КБЕ RR ee ee

кряхтя, сказала: «Варька, подсоби, не хочу,
чтобы немец меня. касался, без него справ-
1ю65», и перебралась ‘в Garbo. Она

сказала старшей девочке, державшей на

руках полуторагодичного мальчика: «Лид-

Ка, козу накорми, там ветка нарубленные,

Хлеба нет, так тыквы половину, что

от вчерашней осталась, евари в чугуне,

она под кроватью лежит. Соли у Дуит=

риевны. позычишв, Да смотри, чтобы коза

не ушла. Уведут в минт». Бадью повело.

Игнатьевна, потеряв равновесие, схвати-.

лась за борт и Варька Зотова обняла е®

за толстую талию. «Что это у тебя за па-

зуху положено?», — удивхенно спросила

она. Анна Игнатьевна, не ответив ей, сёр-

дито сказала немецкому ефрейтору:

— Ну, чего сердце зря рвать, посадили, _
Так опускайте, так что ли.

Й ефрейтор, точно поняв, дал сигнал
волдатам. Бадвя пошла вниз. Раза три
она сильно ударнлаеь 0 поросшую темной
зеленью деревянную обитивку. да так, что
все валились с ног. Потом пошла она
плавно, сырость и мрак охватили  слодей,
бедный свет бензинки освещал сгнившую
обшивку ствола, вода бежала по ней, бес-
шумно поблескивая. Холодом дышала шах-
Ta, и чем ниже спускалась бадья, тех
стралиней, холодней становилоеь душе.

Женщины иолчали, Они вдруг ‘оторва-
IHCh “OT всего, что было дорого им и при-
вычно, шум голосов, плач и приситание
еще стояли у них в ушах, а суровая ти-
шина черного подземелья ужеё охватиле
их, полчиняла их мозг и сердна. Й вдрус
в одно мсновенье веем им’ пришли на
мысль люди, уже третьи сутки силевтиив
там, в глубине, во мраке... Что они дума-
ют? Что они чувствуют? Чего ждут, на
что надеются? ro они, молодые ли,
старые? Кого вопоминают, о ком жалеют?
Гле берут силу для жизни? Старик осветих
лампой белый. плоский камень, замурбван-
ный между двумя балками, и сказал:
«С этого камня трилцать шесть метров до
шахтного лвора, здесь первый ‘горизонт:
Надо голос подать женский, а то ребят
постреляют нас». И бабы подали голос.

— Ребята, не бойтесь, это бабы едут!
— таркнула Зотова,

Свои, свой, русские, свои! — голо-
сила Нютика.

А Анна Игнатьевна протяжно подхваь
тила: <

— Слыш
не стреляйти
(Is

Ba я ;
ынки, не стреляйте! бынки,
WN
у ‚ЯВ на 4 стр.)