11 мая 1344 г., четверг. №

СЕВАСТОПОЛЬ. 1. В Южной бухте. 2. Брошенная немцами техника в районе вокзала.

111 (5791). `

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

wet

Снимки. специального. фотокорреспондента «Известий» mafiopa C. Typapus.
Доставлено на самолете летчиком старшим лейтенантом Волошиным..

‚В СЕВАСТОПОЛЕ _

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Дорога в город идет через Сапун-Гору  время владычества немцев и румын. Уже
— высокое, скалистое плоскогорье, печти  накануне своего освобождения
лишенное растительности. Сапун-Гора —  польцы пережили
подлинно каменная крепость. Она была  Обреченный враг в бессильной злобе ре-

севахто-
страшную трагедию.

наш. корр.). Бойцы и
соединения в боях за Севастополь показа-
лн образцы высокого героизма.

усилена железобетонными сооружениями,   шил уничтожить молодежь Севастополя.
траншеями, минными заграждениями. От! Несколько дней назад атенты гестаю и

Гером боев
‘за Севастополь
4-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 10 мая. (0т

офиперы Н-ского

Преодолевая один из сильно укреплен-
подразделение

ных вражеских рубежей,
лейтенанта Иванова первым ворвалось В
расположение противника, вызвало пани-
RY ‚среди немелких солдат и нанесло
врагу больной урон. Особенно отличился в
этом бою рядовой Марченко. Ворвавшись в
немецкую траншею, он уничтожил штыком
и прикладом пять гитлеровцев. Исключи-
тельную самоотверженность показал так-
же рядовой Левон. Точным броском гра-
наты храбрый войн уничтожил вражескую
огневую тотку, преграждавигую путь Haile
му наступающему подразделению, затем
Девон вскочил в траншею противника 4
истребил четырех немцев, пытавшихся
спастись бегством. ee

Широко прославилась штурмовая груп-
па, воэглавляемая комсортом N батальона
Комиссаровым. Эта группа во время атаки
первой достигла немецких позиций. Бойцы

подножия до гребня горы-—следы недавнего   полицейские погнали к берегу большую
`штурма. Скаты ее и вершина изрыты во- групиу молодых парней. Их погрузили на
ронками — трудно найти клочок живого  баржу, вывезли эту баржу на рейд и по-
„места. Сожженная трава, истолченные в  топили, :

орошок камни, пепел, железо, бесчислен- Севастопольский старожил 84-летний
ные воронки — таковы ‹леды ударов на-  Иван Федорович Лукьяненко, приветствуя
ших летчиков и артиллеристов. Много   бойцов Красной Армии, плачет от радости
трупов немецких солдат и офицеров, в3з0р-  и рассказывает о своей тяжелой жизни.

ванные доты, брошенные орудия и MYC} Петр города. Приморский бульвар —
меты — яркая картина разгрома НеМейКой ео и гордость Севастополя. Руины
группировки, оборонявшей Сапу о домов, засохшие, искалеченные деревья.
торую по праву зовут Воротамя К 28а Лит окраинам города посчастливилось:
етополю. они налюловину уцелели. В центре же веё
_ Эти чудовищные укрепления в камен- рззбито и разрушено.

ной горе, эти железобетонные доТы, ПОЧТИ   Fe, памятников славным героям Сева-
отвесные скалы, — всё здесь показывает, а Нахимову и Корнилову, адмиралу.
сколько великого мастерства и героизма 1 .еву Эти памятники разрушены не-

вложено в штурм вражеской крепости. В Pt С
1942 году немцы положили перед Сапун- НЕ coven ты у а
Горой десятки тысяч своих солдат и не a

могли взять ее пегурмом. Наши войска
овладели ею в течение одного дня.

(нсюла открывается вид на Севасто-  простреленный памятник
поль. Но дороге к городу обгоняем  н6-  строителю севастопольских крепостей.

сколько раненых бойцов. Они идут не в

кургана, изрытого траншеями и опутанно-
го колючей проволокой, с горечью смотрят
бойцы и офицеры на обезтлавленный и
Тотлебену —

Разбито здание знаменитой севастеполь-

рукспантном бою шесть гитлеровцев, а че-
зырех обезоружил и взял в плен. Несмот-
ря на ранение, Комиссаров оставался

беспощадно уничтожали отчаянно сопро-
тивлявигихея немцев и заставили врага
отступить. Лично Комиссаров истребил в

В.

тыл, а вперед. Рядовой Мошкович был Та-  ской панорамы. В стенах его ло послед-
вен у подножия Сапун-Горы. Но он Не   него момента сидели немцы. Наши пехо-

ушел с поля боя. Он попросил товарищей  тинны, ворвавигись в здание, перекололи
довести его до гребня горы и показать   их и трупы немцев валяются на лестни-

строю хо тех пор, пока боевая задача не
была полностью выполнена.

На этом же участке исключительно
смело и самоотверженно действовало под-.

Севастополь.

— Хочу увидеть город, увидеть, 910 Я ния панорамы трепещет алый флаг —

дошел до нем, — говорил он.

На окраине города возле железобетонно-
го лота встречаем
дира героической дивизии,
штурмовала Сапун-Гору и одной
вых ворвалась в Севастополь. На лице
тенерала заметны следы бессонной ночи.
Он оживленно рассказывает о подробно-
стях тяжелого штурма Сапун-Горы, pe-
шившего судьбу боев за горох.

— Правду сказать, — говорит  гене-
рал, —= тяжеленько пришлось нашим
б йнам и офицерам. Камень, бетон, 60 or-
новых точек, рядами полнимающихся вверх.
Но напги воины оказались крепче огня и
камня. Они дали клятву овладеть воро-
Toda к Севастополю и выполнили ее.
Каждый метр они брали с боем, не раз
дело доходило до рукопашных <хваток в
ттаншеях. Батальоны  обтекали огневые
точки, просачивались межлу ними. 0Офи-
перы показали блестящее ‘умение манев-
рировать на поле боя. Пехотинцы на ру-
ках вытаскивали орудия, на руках пере-
‘несли множество снарядов...

..Южная сторона. Лабораторное шоссе.

Каменные хомики на склонах гор. Узкие
усеянные трупами мятные места,

переулки и Улины,

кеннев, трофэйными машинами, пушками.

По этим улицам стремительно пронеслись
наши славные танкисты,
стрелки и артиллеристы — герои крым-
ского похода. Здесь советские войска на-
столько быстро ворвались в город, - что

немцы не успели взорвать электростан-

цию. и нал ее трубой вьется лым. Ды-
мятся еше пеменкие кухни. «Даже He
успели пообелать». — говорят о немцах
жители южной стороны. Й всюлу трупы
немпев — на улицах, в палисалниках,
BO дрорах, у вокзала, у бухты. Тысячи
TDYHOR на окраинах города и в центре
его — вот оно, возмездие за муки Сева-
етопеля.
Я:
/ жителями освобожленного города. Женщи-
ны подносят бойцам букеты сирени, алых
крымских роз. Они рассказывают о страш-
ных казнях, грабежах. и- насилиях BO

генерала — коман- офиперы, уверенные в успехе, назначали
которая   друг другу свидание” на’ Малаховом кур-
из пер- гане. Сегодня они действительно ветрети-

доблестные   ТОВарищеи.

Вилнующие встречи наших воинов ©

ne. Ha kapkacaxX полуразрушенного зда-
флаг севастопольской победы.

Перед началом штурма многие  нанги

лись. Здесь © ними старый генерал Ro-
ломнец — герой севастопольской оборены
1942 года и севастопольского наступле-
ния 1944 года.

Тут же на Малаховом кургане отдыхают
усталые: и ‘запыленные бойцы. Среди них
— гвардейцы, штурмовавшие бельбекский
рубеж, форсировавшие Северную бухту,
танкисты и краснофлотпы, морская пехо-
та. У всех радостное, приподнятое Ha-
строение, хотя все сильно утомлены  ©т-
гремевшими боями. Они поздразляют зтуг
друга с победой. Сержант-разведчик Юл-
хашев олним из первых ворвался в город.
Командир взвода лейтенант Автайкин yro-
шает храброго узбека вином и шоколадом.

По знакомым улинам Севастополя идут
моряки-черноморпы. Они возвратились К
себе и теперь внималельно вглядываютея
в разбитые бомбами и снарядами хома.
Горько ‘им смотреть на разрушенный Bpa-
гом родной Севастополь. Осматривая па-
они останавливают жите-
лей, расепрашивают о сульбе знакомых.
Здесь остались в 1942 году многие из их

5 Укрывались в каменолемнях
партизанили. Гордый и
крепко мстил

и в пешерах,
неукротимый Севастополь
своему врагу.

Теперь над Южной крепостью, над Ма-
лаховым курганом, над Южной и Северной
бухтами реют красные флаги севастополь-
ской побелы. Они как бы впитали в себя
благородную кровь героев  вчераптнего
штурма, отдавших свои жизни за Сева-
стополь. Вечная слава героям! ‘Ценой
своей крови они вернули стране мощную
крепость на Черном море.

Майское солнце трепещет на голубых
водах севастопольской бухты. Полошатся
на теплом черноморском ветру багряные
флаги севастопольской победы. Славь о
ней переживет века. и

Майор В. КОРОТЕЕВ.

Стаханевский ответ тружеников тыла доблестным
освободителям Севастополя

_ Взятие наттими ‘`лоблестными войсками
(‘евастополя вызвало в стране всеобщее
ликование. В честь этой новой блестящей
Пъбеды повсеместно на заводах и фабри-
ках, в колхозах и совхозах принимаются
дополнительные повышенные обязательет-

а, направленные к усилению помощи
Ruacnod Армия. С первого же дня. труже-
вчки тыла начали претворять в жизнь
эти обязательства.

#*ж*

Салют столипы нашей Родины Москвы в
честь геронческих полков. освободивших
черноморскую твердыню, рабочие автоза-
вода имени ‘Сталина решили дополнить
„своим трудовым салютом.

Стахановским трудом  салютовали вой-
скам 4-го Украинского фронта рабочие за-
Boia «Динамо» им. Кирова, 1-го Подшин-
никового завода им. 4. М. Вагановича,
комбината Трехторной мануфактуры. и
других московских предприятий.

В эту ночь автозаводпы работали с
особенных под’емом. Во второй литейной

формовщики из смены мастера Сушкина
выдали 962 опоки вместо повышенного за-
дания в 880 опок. В калибровочно-заготови-
тельном цехе резчики бригады Трифонова
выполнили сменную норму в среднем на
152 процента, а бригада Трунова пере-
крыла задание на 70 процентов. Ha
слоль же высоком уровнё шла работа и
днем 10 мая.
4 + *

С радостным волнением слушали приказ
Верховного Главнокомандующего Маршала
Советского Союза товарища Сталина о. се-
вастопольской победе многие тысячи ле-
нинградцев, киевлян, бакинцев и др. На
предприятиях состоялись многолюдные ин-
тинги. Трудящиеся восторженно  славили
героическую Красную Армию, горячо при-
ветствовали  освободителей города-героя.
Рабочие встали на стахановскую вахту в
честь севастопольских дивизий и в первый
же лень выдали много продукции сверх
плана. Е

разделение под командой офицера Шилова.
Опо первым
после ожесточенного боя водрузило на ней,
красное знамя. Это подразделение нанесло.
большой урон врагу и взяло в паен более
200 немецких солдат и офицеров. =

достигло важной высоты и.

В БОЮ ЗА ВЫСОТУ

4-4 УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 190 мая.
(По телеграфу от наш. корр.). Стрелковой“
роте было приказано занять высоту; вра-
жеский передний край был обработан ар-
тиллерией, но когда стрелки стали прод-
вигаться внперед, из дзота, который до то-
го бездействовал, застрочил пулемет. Ком-
сомольцу Ибрагимову было поручено унич-
тожить дзот. Ибрагимов пополз вперед <
противотанковыми гранатами. Немцы заме-
тили его и открыли огонь, но Ибрагимов
продолжал продвигаться.

Храбрец Ибрагимов подполз вплотную
к дзоту. Два немца ‘высунулись и пыта-
лись бросить в него гранаты, ко Ибраги-
мов опередил их. Брошенная им граната
уничтожила гитлеровцев.

‚ Рота двинулась вперед, быстро достиг-
ла вражеских траншей. Высота была взята.

ФРОНТОВОЕ СОВЕЩАНИЕ
РАБОТНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО
3 СНАБЖЕНИЯ 2

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 10 мая. (От
наш. корр.). Состоялось совещание руково-
дящих работников ‘медицинского снабже-
ния фронта.

Выступивший на совещании начальник
санитарного управления фронта подвел
итоги деятельносфи работников медицин-
exoro снабжения и поставил перед участ-
никами совещания ряд новых задач по
обеспечению частей и подразделений меди-
цинским имуществом.

С докладом о состоянии медицинского
снабжения и о задачах обеспечения меди-
цинским имуществом войск в наступатель-
ной операции выступил полковник меди-
цинской службы Варшавский.

Немалых успехов за время Отечествен-
ной ‘войны достигли работники медицин-
ского снабжения фронта. В частях и под-
разделениях, на эвакопунктах отремонти-
ровано и восстановлено болышное’ количе-
ство транспортных шин, санитарных носи-
лок, ияструментария. В лечебных учреж-
дениях фронта широко используются заме:
нители из местного сырья,
производство галеновых препаратов.

Выступившие на совещании работники
лечебных учреждений, начальники аптек,
санитарных складов поделились опытом
работы по медицинскому снабжению.

ВЫСТУПЛЕНИЯ АРТИСТОВ
КАМЕРНОГО ТЕАТРА
В ГОСПИТАЛЯХ

раненого бойца». 57 выступлений дали в
палатах М госпиталя в этот деньзартисты

в другом госпитале артисты Камерного те-
атра дали 22 концерта по палатам. С боль-
шим воодушевлением выступали перед ра-
неными фронтовиками артисты ‘театра

артистами М. Лишиным, С. Цениным ‘и др.
В программе концертов в палатах были
сцены из спектаклей: «Сильвее смерти»,
«Раскинулось море широко», «Женитьба
Бальзаминова» и др.

Переходя из палаты в палату, квартет
артистов оркестра театра дал в этот день
десять концертных выступлений. «День
раненого бойца» вызвал живой и благо-
дарный отклик фронтовиков. находящихся
на излечении в госпиталях.

“PERS местности и сильнейшее сопротивле-
“Ивие врага, прерыв немецкой обороны был.

‘рния, где наступающие приложили главные

организовано

Московский Камерный театр провел в
дзух военных госпиталях столицы «день

театра. В клубе госпиталя был дан спек-
такль «Замужняя невеста». В тот же день

BO
главе с народными артистами Республики.
А. Коонен и А. Таировым, заслуженными

Завершена Крымокая сперация — ©пе-
рация, в ходе которой во всем блеске про-
явились оперативное и тактическое ис-
кусетвое наших генералов и офицеров, вы-
сокий наступательный порыв напих 60й-
цов. В боях за освобождение Крыма со-
ветекие войска показали себя достойными
наследниками славных традиций граждан-
ской войны и героической обороны Сева-
стополя в 1942 году.

Немцы вееми силами старались удер-
жать за собой Крымский полуостров с его
черноморскими портами и морской крепо-
стью Севастополь. Для этого гитлеров-
ское командование держало в Крыму силь-
ную группировку. Во еремя пятимесяч-
чой блокалы Крыма с суши эта группи-
ровка усиливалаеь маршевыми батальона-
ми и целыми дивизиями, которые переб-
расывались сюда морем и по воздуху. Не-
задолго до наступления наших войск ко-
мандующий германской группировкой в
Крыму генерал-полковник Енеке в обраще-
нии к солдатам и населению заявил: «Все
попытки Красной Армии захватить йрым,
который представляет собой крепость, бу-
дут безусловно отбиты». Дальнейшие со-
бытия наглядно продемонстрировали, что
этрт гитяёровский генерал оказался ило-
хим пророком.

- Блестящие образцы оперативного и так-
тического мастерства показали в борьбе за
освобождение Крыма войска 4-го Украин-
ского фронта под командованием генерала
армии Толбухина. Надо отметить, прежде
всего, поразительную быстроту, се которой
развивалось их наступление. Несмотря на
мощные укрепления немцев на Нерекоп-
ском перешейке и побережье Сиваша, не-
смотря на исключительно сложные усло-.

произведен в самый короткий ерок. Далее
операция развивалась планомерно и стре-
мительно, Немедленно были введены в
‘цействие подвижные групны войск, кото-
рые внезапным  Ударом разорвали весь
фтонт противника и перешли к энергичио-
му преследованию.

Наступающие войска прошли © боями
250 километров от Сиваша до берега Чер-
ного моря в течение семи дней. Опера-
тивное преследование развивалось так, что
противник не смог хоть сколько-нибудь
задержаться на промежуточных рубежах. А
между тем после Перекопского перешейка
и межозерных дефиле у Сиваша немпы име-
ли еще несколько линий укреплений: река
Чатырлак, симферопольский рубеж, так
называемый ввешний севастопольский 0об-
вод по реке Бельбек.

вы:

Молниеносный удар. по врагу на пере-
шейке и у Сиваша был обусловлен в пер-
вую очередь умелым выбором направле-

усилия. Для этого было найдено более
слабое звено немецкой обороны. Таким
звеном оказались нозиции неприятеля юж-
нее Сиваша. Избирая этот район в качест-
ве направления главного удара, наше ко-
мандование исходило из того, что основ-
пые силы немцев сосредоточены на пе-
решейке, где неприятель ожидал атаки.
Что же касается южного побережья Си-
ваша, то здесь немцы, надеясь на еетест-
венные препятствия — узкие дефиле mex
озер, — имели в обороне сравнительная
меньшие силы. Наша разведка установила
также, что в этом районе немецкие части
менее боеспособны.

Требовалось соблюсти полную внезап-
ность удара на Сиваше. Крайне  трухно
было скрытно ‘сосредоточить в неслытан-
HO тяжелых условиях распутицы массу
пехоты, танков, артиллерии, но это бы-
ло сделано. Особых усилий потребовала
переправа танков через Сивалт, Нужно
было много дней, чтобы только , натрени-
ровать экипажи в вождении машин по уз-
кому MOCTHKY, обсаженному кольюшиками и
представлявшему с0бою` подобие сиваш-
ских трехкилометровых мостов. Гусеницы
танка покрывали этн мосты на всю ши-
рину. Кроме того, танки переправлялись
через Сиваш на паромах. Одновременно
У Перекопа” сосредоточивалась большая
масса нашей артиллерии, чего противник
не мог не заметить. Это отвлекало ето
внимание от побережья Сиваша. Наше
командование проводило также демонстра-
цию сосредоточения сил на флангах: у
Чонгара и населенного пункта Порт Хор-
лы. Обеспокоенные немцы усилили свои
позиции на флангах, оттянуВ часть сил с
сивашекой полосы укреплений.

Требовалось еще обеспечить наступа-
тельную операцию огромным количеством
боеприпасов, горючего, продовольствия.
Это также было крайне трулно в усло-
внях бездорожья, но неутомимая работа
тылов помогла преодолеть всю тяжесть
распутицы; Богд» останавливались иаши-

‘рымское с

конно-вьючные группы. В частях генера-
ла Бобракова красноармейцы перетащили

для немцев полной неожиданностью. Плен-

\)

+

ohh Е <>
(Ст специального корреспондента
«Красной звезды»)

<>

HET, Ha подвоз снарялов были брошены

на себе за несколько десятков километров
свыше ста тонн боеприпасов. В резуль-
тате героических усилий сапер были по-
CTPOCHLI два трехкилометровых моста. 3a
время их стройки немцы сбросили сюда
свыше 40 тысяч авиабомб, но мосты дей-
ствовали,

‚В войеках, которым предстояло насгу-
пать.в первом эшелоне, была проведена
большая тренировочная работа. Недалеко
от передовых позиций были созданы учеб-
ные поля и штурмовые Городки, где каж-
дое подразделение обучалось в условиях,
максимально приближенных к реальным,
с учетом конкретной задачи, выполняемой
в наступлении. Бойцы и Подразделения
учились стремительно продвигаться вперед
за огневым валом, действовать в. сост
штурмовых отрядов и групп, вести бои в
населенном пункте и т. д. Тщательно от-
рабатывалось ‘на показательных учениях
взаимодействие пехоты с приданными
средствами усиления.

Веё это вместе взятое способствовало
успешному прорыву‹ вражеской обороны
на направлении главного ‘удара. Позже
из расспросов пленных выяснилось, что
переброска наших танков через Сиваш и
появление их севернее Джанкоя были

ные говорили, что совотские танки будто
е неба свалились. a

Проследим. вкратце, как развивалась эта:
замечательная операция. Оборона немцев
была быстро прорвана на обойх направле-
ниях, причем части, действовавшие на
Нерекопеком перешейке, вышли к Ишгунь-
ским позициям, а южнее Сиваяца 10 ап-
реля были введены в прорыв танки, ко-
торые уже на другой день заняли Джан-
кой. Выхол в тыл Ишуньских позиций с
этого участка тут же решил их судьбу,
и неприятель повсюду вынужден был в
беспорядке отступать. Уже 13-апреля вой-
ска 4-го Украинского фронта заняли Сим-
ферополь и Евпаторию, а еще через день
подошли к внешнему севастопольскому
обеоду.

С севера на юг весь Крымский полу-
остров пересекает пюссейная дорога. Как
утверждают пленные немецкие и румын-
ские офицеры, У них не было предполо-
жения, что советские танки будут нано-
сить главный удар по центральной крым-
ской дороге, потому что это сопряжено с
большим риском. Гитлеровцы считали, что
движение вдоль магистрали подставит на-
ступающих под удары с флантов. Однако
наше командование, вводя танковые части
в прорыв, рассчитывало на звнезапность
И стремительность их действий. Танковые.
части должны были расчленить фронт
противника, дезорганизовать его управле-
ние и парализовать сопротивление гитле-
ровцев на промежуточных рубежах. Шо-
следующие события подтвердили правиль-
ность этого расчета. Танки полковника
Поцелуева двигались на большой скорости
вдоль центральной крымской дороги. Они
обходили противника там, где он пытался
оказать организованное сопротивление, или
же, развернувшись, обрушивали на него
массированный удар. О результатах этого
рейха, можно судить уже по тому факту,
что танкисты не раз атаковывали немец-
кие аэродромы,, с которых не успевали
взлетать самолеты.

Стремительное продвижение наших тан-
ковых соединений, преследовавших врага
от Сивана до подетупов к Севастополю,
характерно яркими образцами искусной
тактики маневрирования. Перед Симферо-
полем танкисты № части, встретив перел
собой справа и слева сильную оборону
неприятеля, резко повернули на юго-
восток, пересекли железную дорогу и дви-
нулись в обход города с юго-востока. В
это время неприятель завязал бой © по-
дошедитими частями налией самоходной
артиллерии и мотопехоты. Приняв их за
основные силы наступающих, он бросил
против них свой подвижный резерв. В этот
момент танки № части ворвались в горол
с юго-востока, обойдя немецкие укрепле-
НИЯ, .

Когда в ходе преследования были вы-
явлены намерения противника оторваться
OT наступающих, наши стрелковые диви-
зийи выделили подвижные отрялы - из
лучших стрелков, пулеметчиков;  броне-
бойщиков, -сапер. Вырываяеь вперед, эти
отряды захватывали узлы шоссейных до-
рог и преграждали путь отхода против-
нику. Подвижные отряды, как правидо,

вернее Качи,. &

ажение

усиливались танками и легкой  артилле-
рней. Неутомимая пехота е напряжением
всех сил неотстушно шла вслед за под-
вижными частями, очищая от остатков
вражеских войск всю полосу ‘наступления.
Она < боями проходила в день по 40—
50 километров.

Прорыв в Крым войск 4-го Украинско-
го фронта и развитие успеха в глубину
проходили в тесном взаимодействии с
боевыми операциями Отдельной Примор-
ской армии, успешно наступавшей от
Керчи на запад влоль южного побережья
Крыма. Мощными ударами части Иример-
ской: армин под командованием генерала
Еременко взломали немецкую оборону на
Керченском полуострове, овладели. горола-
ми Керчь, Феодосия, Карасубазар, Судак,
Алупка, Ялта, быстро соединились. с -ча-
стями 4-го Украинского фропта и вышли
K севастопольскому обводу.

14 апреля войска 4-го Украинского
фронта овладели городом Бахчисарай и
заняли более 300 других населенных
пунктов, выйдя вплотную в первой линии
севастопольских укреплений противника.
Когда передовые отряды наших танков и
мотопехоты подходили к маленькой горной
речке Кача, немпы, чтобы остановить их,
бросили десятки самолетов. Однако,  4He-

смотря на ожесточенную бомбардировку с

воздуха, наступающие продолжали  про-
двигаться вперед. Они помешали  немпам
занять промежуточный рубеж обороны ce-
затем после упорных
боев форсировали Качу и отбросили про-
тивника на реку Бельбек.

Бои перенеслись из степей Крыма в

торно-лесистые районы, где очень трудно

действовать танковым частям. № тому же
немцы, сильно укрепив рубеж реки Бель-
бек, оказали ожесточенное  сопротив-
ление. Вначале тут разыгрались раз-
ведывательные бои, в которых наши
передовые части сбивали и уничтожали
вражеские отряды прикрытия. В это вре-
мя подтягивалаеь артиллерия, & наши
летчики усилили свои удары по скоплениях
вражеских войск в Севастопольской бух-
те, по судам противника в море.

Уже на бельбекском обводе бои при-
няли крайне ожесточенный характер.
Советские войска. преодолевая множество
засек, рогаток и минных заграждений в
горных дефиле, огнем и умелым маневром
прокладывали себе дорогу вперед. Berone
после ряда атак бельбекокий рубеж 009-
роны немпев был прорван. При этом ве-
которые вражеские группы, обоероняв-
итиеся в горах, были обойлены с флангов
и уничтожены. Теперь наступающие
эплотную подошли K тлавным  опор-
ным пунктам — к Мекензиевым Topam,
Сахарной Головке, Сапун-Горе, Федюхин-
CKHM BEICOTAM.

Начался штурм Севастопольского ук-
репленного района, главная полоса кото-
рого имела многочисленные железобетон-
ные сооружения, расположенные на высе-
тах.

Немцы ожесточенно сопротивлялись,
всячески пытаясь отстоять свои позиции.
Они предпринимали контратаки силами
пехоты, ‘танков и самоходных орудий. Но
это только увеличивало их потери. Tox
сильными ударами наступающих неприя-
тель вынужден был сдавать свои позиции,
разгромленные советской артиллерией и
авиацией. Продвинувшиесь за два дня на
шесть километров вперед, наши войска
захватили ряд мощных узлов немецкой
обороны па всем протяжении внешнего
севастопольского обвода. Завязались бои
на ближайших подступах в Севастополю.

Натиск’ наступающих нарастал © каж-
дым часом. Стремительной ночной ата-
кой наши части очистили от немцев се-
верное побережье Северной бухты. Артил-
леристы стали бить прямой наволкой по
немецким судам, скопивитимся в бухтах.
Советская авиация, несмотря на плотный
огонь сосредоточенной зенитной артилле-
рии противника, постоянно висела над С6-
вастопольской бухтой, пристанями и морем,
причиняя немпам тяжелые потери и уве-
личивая панику среди них. Вражеские
суда шли ко хну не только в бухте, но и
в открытом море.

Теперь настало время нанести врагу
завершающий удар. При поддержке мас-
сированного огня артиллерии и авиации
нашли пехотинцы и танкисты ринулись на
штурм внутреннего севастопольского обво=
да — последнего рубежа обороны немпев.
Окончательно разгромив здесь противника,
они заняян Малахов курган, слободу Ко-
рабельную, слободу Рулольфову, pax по-
селков к югу эт горола и ворвались в центр
Севастополя. Вскоре город русской славы
легендарный Севастополь был полностью
очищен от гитлеровцев. г

Майор В. ТИМОФЕЕВ.
КРЫМ. (По телеграфу). т