у

`

в `Решено было прорвать оборону немцев не-

С“

phd
pe
тей
Co
pss

RVUTCA на’ выеоте; которую

25 иочя 1943 г, пятница, № 148 (5519),

Опыт борьбы за опорный

пункт противника

Паша стрелковая часть, действовавшая
хокоторое время TOMY назад в составе
сидинения, в результате упорного боя
овладела крупным узлом сопротивления
противника, но зам, продвинувшись не-
(холько внерел, ветретила новую линию
вго обороны, ‘отличавшуюся такой же проч-
ностью. Опрос нленных и местных жителей
показал, что каючевая позиция немцев на-
они укрепляли

” оубенно прочно, В течение двух месяцев

ror

съ
я 1

# пользы,

nif

й

противник производил здесь оборонитель-
зые работы: отрывал окопы и траншеи,
устраивал блиндажи, заклалывал: мины.
Эти данные были сообщены в выше-
(мящий штаб. причем было установлено
пиательное наблюдение за” позициями нем-
wea B районе ‘высоты: ^ Результаты’ наблю-
дения показали, что перед, фронтом части
пеются три линии проволочных загражде-
зий в три-четыре кола, весе подходы ми-
нирваны. На самой вершине высоты были
муечены антенны двух раций. На основе
суиуированных данных ‘разведки командир
части вывел заключение: опорный пункт
прогивника сильно укреплен, ‘атаки в лоб
“дут сопряжены © большими потерями.

CKOABKO правее высоты, чтобы потом ата-
хаать опорный пункт ¢ фладга.

После усиленной подготовки к активным
рйствиях нана часть, во взаимодействии
‹ ругиии ролами войск, сумела вклинить-
я в оборону немцев на вамеченном на-
правлении. Неуклонно развивая достигну-
ый успех, она обошла Уукрепленную вы-
(ту справа и ударила во фланг, угрожая

HEMCNKROMY тарнизону охватом и ударом: с атаку, стремясь восстановить положение.

виа. Однако противник продолжал оказы-
вать упорное сопротивление в районе Bbl-
соты, опираяеь на прочные оборонительные

‹бружения. Тогда командир части решил  Слоль же плачевно для противника закон-

выделить специальный штурмовой отряд
ия ночной атаки. .
Пиурмовой отряд, небольшой по -Числен-
ности, состоял из группы атаки, группы
крепления и резерва. Он был усилен
‘танковыми пулеметами и противотанковые:
mi ружьями. Ему было придано также не-

уже при поддержке

бойцы штурмового отряда тотчас же ва-

крепляли з& собой захваченные траншеи и
блиндажи.

В результате ночного итгурма, отряд поч:

ти полностью овладел опорным пунктом,
разгромив превосходящие ‘численностью си-
лы противника, Немцы понесли серьезный
урон, причем в руки наших бойцов попали
пленные и трофен; B TOM чиеле два стан:
вовых и три ручных пулемета, противо-
танковое ружье; много винтовок и ручных
гранат, радиостанция, телефонные алпала-
ты. Чишь за южных скатах высоты про:
тивник продолжал ‘удерживать несколько
траншей, сосредоточив в’них около роты
пехоты.

На другой день наши подразделения
продолжали закрепляться на захваченной
высоте, ликвидируя- отдельные уцелевшие
очаги сопротивления немцев. В это время
произошел такой, не лишенный интереса,
эпизод, Группа немцев, в чиеде 12 чело-
век, окруженная со всех сторон, подняла
белый флаг в знак согласия на сдачу в
лен и направилась к налним позициям.
Младший лейтенант Чилидзе с четырьмя
автоматчикали вышел к ним наветречу.
06е группы сблизилиеь на 150—200 мет-
ров. Противнику было предложено сложить
оружие. Но после этого немцы вдруг на-
чали стрелять и ранили двух наших авто-
уатчиков. В ответ последовал губительный
огонь из ручных и станковых пулеметов,
и вся эта провокаторокая группа гитлеров-
цев была уничтожена.

В середине следующего дня противник
подтянул свежую роту и предпринял контр-

Эту вражескую группу накрыла метким
огнем наша артиллерия, которая” рассеяла
гитлеровцев, причинив им немалый урон.

чилась и его вторая контратака, предпри-
нятая тоже силами пехотной группы, но
пяти танков. Наши
бойцы подпустили немцев на 150—200
метров и встретили их дружным, органи-
зованным огнем всех видов оружия. Немцы

>

Интерое к выставке образцов трофейного
вооружения, захваченного у немцев, непре-
рывно растет. ‚ Увеличиваетея количество
заявок’ на коллективные посещения выстав-
Ки; пишут воинские части,‘ прехириятия.
учреждения; школы, разные организации.
Много заявок сделано на воскресный: день.

И в третий лень попрежнему многолюдно
во’ всех отлелах, Приходящие в одиночку

жащих, На выставке много фронтовиков.

Они делятся своими богатыхи  восломина-
ниями, дополняют об’яенення экскурсово-

дов.
— Вот эти самолеты мы прозвали «ра-
Уами», — говорит капитан Андросов, \ука-

зывая на немецкий самолет-разведчик; —  4
посещают наш передний
край. Сидят в кабинах этих машин обычно
самые от’явленные фашистские головорезы,

они частенько

тезут напролом, считая себя неуязвимыми.
Нелавно нап летчики посадили одну та-
кую «раму», а экипаж взяли в плен.

— Ну нас недавно подбили такой же

самолет, замечает капитан Быковский. —
Гитлеровскче летчики -— все в железных.

НА ВЫСТАВКЕ. У витривы немецких эрзацев;

Снимок нашего, фотокорр. майора С. Лоскутова.

рабочие, служащие, школьники пристраи-
ваются к экскуреням, особенно военнослу-

отетупили, оставив на поле боя много тру-
пов и три подбитых танка.
В ожесточенных боях за опорный пункт
многие красноармейцы и командиры пока-
зали образцы отваги и мужества, находчи-

‘колько’ баталбонных минометов и саперы
qa разграждения. Перед. началом действий
Mb провели с отрядом два занятия, испояь-
звав при обучении опыт боевой работы

креетах. Нот у фашистов машин, которых

штурмовых групп под Сталинградом.
Ночью штурмовой отряд приступил к
действиям, которыми руководил майор Шо-
так. Сначала быда проведена короткая, но
зощная артиллерийская подготовка. В ходе
ее отряд быстрым броском преодолел откры-
Me, хоропю простреливаемое. противником
пространство и беспгумно занял намеченный
заранее рубеж для атаки. Немцы, прикован-
ные ко земле сильным артиллерийским
огнем, не заметили этого, и * последовав-

ший вскоре етремительный удар титурмово-
го отряла оказалея для них. неожиданным.
Улучив удобный момент, выделенная для
‚атаки группа’ ’отряда, ‘которой командовал
`хладший лейтенант Чилидзе, забросала, гра-
ватами ближайшую траншею противника и

туг же проникла в нее. Красноармейцы
стали истреблять огнем и холодным ору-

жием отиеломленного противника. Дерзкий
улар этой группы привел немпев в полное.
замешательство, и‘они вскоре. покинули всю
первую линию окопов. Атакующая групна,
не стала здесь задерживаться. На плечах
отступающих немцев она ворвалась во BTO-

тран-

рую линию неприятельских окопов,
шей и блиндажей, находившуюся на самом
гребне высоты,

Первую линию в этот момент заняла
группа закрепления, возглавляемая лейте-
нантом Сильяновым. По прибытии двигав-
шегося вслед за ней резерва эта группа
неуедленно кинулась на помощь ‘подразде-
лению, которым командовал тов. Чилидзе,
для совместного развития достигнутого ус-
пеха. Действуя решитедьно и согласованно,

ТЕ ЕСО

вости, боевого умения, Отлично действова-
ли командиры трех групи читурмового от-
ряда — младший лейтенант Чилидзе, лей-
тенант Сильянов и старший лейтенант
Шеужьян, Первыми ворвались в немецкие
траншеи красноармейцы Смола, Кинише-
вич, Лаврентьев и Клошенко, истребивииие
по 5—7 гитлеровцев. Безупречны были
действия разведчиков -> сержанта  Мака-
ренко, красноармейцев Шиеничного, Ребен-
ко и других. Они хорошо изучили подходы
к переднему краю обороны противника, а за-
тех были проводниками, петурмового отря-
да. В ходе. боя они ворвалиеь°в блиндаж,
уничтожили в нем вражеский гарнизон из
шести. гитлеровцев, захватили телефонный
аппарат и радиостанцию.

Этот успешный бой дал нам два основ-
ных выводя относительно дальнейших бое-
вых действий. Во-первых, он убедительно
показал, насколько важно использовать весе
источники разведывательных данных, не
пренебрегая и опросом местных жителей,
Конечно, все добытые данные должны быть
сопоставлены и тщательно проверены. Во-

высоты еще раз подтвердил высокую эф-
фективность действий специальных штур-
мовых отрядов и групн, еели они надае-
жащим образом подготовлены, хорошо
обеспечены огневой поддержкой и дей“
етвуют по детально’ разработанному плану.

Майор Г. БАТЕХА,
начальник штаба
№ стрелковой части,

Вас. ГРОССМАН_

АКИ

Дважлы в эту ночь немцы бросали в
(TBO дымовые шашки, Костицыя приказал
закрыть все вентиляционные двери, зава-
лить их мелким угольным штыбом. Часо-
вые пробирались к стволу через воздуш-
Нави, стояли на посту в противогазах.

Во мраке пробрался к Востицыну ‘сани-
тар и доложил, что раненые погибли.

— Не от шашек, а своей смертью, —
тазал он и, найдя руку Востицына, пере-
дал ему маленький кусок’ хлеба. 3

— Не захотел Минеев есть, сказал: сдай
ратно командиру, & мне уже это без

Командир молча г. положил - хлеб в
вю полевую сумку, где хранилея продо-
ильетвенный замас отряда, _-

Ilpomao много часов, Бензиновая лам-
почка погаела, все лежали в полном мра-
№. dumm на несколько мгновений капитан
юстицыв зажег ручной электрический фо-

зарь, батарея почти вся выгорела, темно-

красная ниточка накалилась с трудом, He
в силах преололеть огромность мрака. Но-
(тицын разлелил продукты, принесенные
Игнатьевной. На каждого человека. прихо-
дилось по картофелине и по куску хлеба.

— Ну что, дед, -—— сказал он забойщи-
ky, — не жалеешь, что осталея в нами?
— Нет, — отвечал старик, — чего

жалеть, у меня тут на сердце спокойно и

^ душа в чистоте.

— A Ts б рассказал что-нибудь, дед, —

- попросил голое из темноты.

— Правла, дел, послушаем _ тебя, 7
поддержал второй голое. — Ты не ‘стесняй-
(я, люти все рабочие.

— Ас каких работ? — спросил старик

— С разных. Вот товарищ капитав
Костицын. ло войны учителем был.

— Я ботанику иреполавал в учитель-
(хом институте, — сказал капитан ий pac-
емеялея.

— Ну, вот. Четверо нас тут слесаря
Вог я и три друга мои,

Начало см. в «Красной звезде» № 147.

3 iH O

— И все четыре Отепанами sopemca.
Четыре Степана. :
= Сержант Ладьев наборщиком был в
типографии, a санитар наш Гаврилов...
Он здесь, что ли?

— Здесь, — ответил голов, — кончи-
лась моя санитарная работа. ы

— Гаврилов, он кладовщиком в инстру-
ментальном складе был.
_.— Ну и Мухин — парикмахером рабо-
тел, а Кузин — аппаралчиком был на хи-
мическом заводе.

— Вот и 56ё наше войско.

— Это кто сказал, санитар? — спро-
сил старик, . .

`_— Правильно, видишь, ты уж нае при-
вык различать.

— Значит, шахтеров. нет среди вас, под»
земных? Е

— Мы теперь. все‘ подземные, — ска-
зал голое из дальнего угла, — всё шах-
теры.

— 9710 кто ж говорит, — спросил ста-
рик, — слесарь, что ли?

— Он самый.

Й все тихо, лениво засмеялись; ›

—- Да вот приходится отдыхать.

— Мы и сейчас в бою; — сказал Во-
етицын, — мы в осажденной крепости, Мы
отвлекаем на себя сплу противника. И
помните, товарищи, что, пока хоть один из
Hac дышит, он воин нашей армии, он ве-
дет великий 60H.

(Слова ео были сказаны в темноту,
звонким голосом, он почти. прокричал их,
и никто не видел, как Костицын вытер
пот, выступивший на висках от чрезмер-
ного напряжения,  понадобившегося ему,
чтобы‘ пройзнеети эти гремкие слова.

— Да это учитель, — подумал ‘забой-
щик, — это настоящий учитель, — и он
одобрительно” сказал: if

— Да, ребята, Balt начальник всеи
натией шахтой заведлывать мог, был бы за-
велующий настоящий. 4

Но никто даже не понял, как много по-
хвалы вложил. старик в’ эти слова, низто

вторых; опыт. штурма сильно укренленной

Они с первых дней Отечественной войны

раз’езжают по частям действующей армии,
выступают в самых разнообразных `усло-.
BHAX:
землянках, на открытых полянах. М везде’
фронтовики горячо. встречают. этих энту-

на площадке грузовика, в тесных

зиастов, которые своим ‘искусством вдох-

новляют на борьбу с ненавистным: врагом

Выступления артистов на фронте стали за-
мечательной традицией советских мастеров
искусств. Ежемесячно Центральный Дом
Красной Армии отправляет в действующую
армию несколько десятков актерских
бригад ;
 На-днях уехали на фронт бригады укря-
инских и белорусских артистов. Выезжаег

веро-Западного фронта начали свои в ту+
пления артисты Казахской ССР. Большим.
успехом пользуются ‘две бригады KHHO-
артистов, возглавляемые т.т. Переверзевым
и Егоровой. Передо своим выступлением

мов, в которых артисты лично принимали
участие, Z
Артисты возвратившейся с фронта брига-
ды Ционского рассказывают много инте-
ресного 0б обслуживании раненых, нахо-
дящихся в) полевых госпиталях.

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24° wona
(По телеграфу от наш. корр.). В М соеди-

которого изучались вопросы питания бой-
цов, ‘учета и отчетности: в ротах.’ Стар-
щины не только прослушали цикл’ лекций,
но и обменялись своим опытом.

Гурского, рассказавшего об организации в
роте хозяйственного уголка. Он ‘показал

не знал, что Козлов всю жизнь свою ру-  И снова разлалея голос командира

тал заведующих, говорил, что нет на све-
те человека, который емог бы завелываль
такой знаменитой шахтой, ствол которой
он, Козлов, прорубал своими руками. —

Во тьме, охваченный доверием и любовью
в людям, чью жестокую и страшную судь-
бу добровольно разделил он, старик ска-
зал:

`-—=- Ребята, я эту шахту понимаю, ‘как
муж жену знает, как мать сына родного
знает. Я, ребята, в этой шахте, как про-
ходили ее сорок лет назад, вею свою жизнь
работал. Только и было у. меня перерыву —
три раза — это в пятом” году, за восста-
ние против царя продержали меня в тюрь-
ме четырнадцать месяцев и потом в один-

надцатом году eme на полгода сажали за

то, что агитацию против царя вел, и в

шестнадцатом взяли меня на фронт, и в

плен я к немцам попал.

— Вот видишь, — бказал наемешли-
вый 1010, — вы, старики, любите хва-
литься. Мы на Дону стояли, старик один,
казак, всё Перед нами выхваливалея, кре-
еты царские показывал, насмешки строил.
А вот в плен мы живыми не идом, а ты
пошел. Е

— Вилел ты меня в плену! — хрикнул
Козлов. — Вилел ты меня там. Меня ра-
неным взяли, я без памяти был.

-— Сержант, сержант, — сказал строго
Костицын.

—= Виноват, товарищ- капитан, я зель
He по 3100е, & посмеяться,

— Фадно, чего там, — оказал старик
и махнул в темноте рукой в знак проще-
ния, но никто, конечно, не видёл, как он

это сделал.
— Я из плена три, раза бегал, — ми-
ролюбиво сказал он. —/ Первый pas и?

Вестфалии, работал там на шахте тоже, и
вроде работа та же, и вроде шахта, как
шахта, — Ho’ He могу, и вс. Чувствую,
улавлюсь, а работать там не бтаву.

—- А кориили как? —— спросили в один
голос несколько человек. ‘3

— Ну, кормили, Двести пятьдесят грам-
мов хлеба и-суп такой, что на дне тарелки
Берлин видать. Ни слезинки жиру. Кипя-
TOK.

— Кипяточку сейчас я бы выпил,

бригада киргизских: артистов, Вчастях. Се».

они демонстрируют отрывки из кинофиль.-

Нередко.

нении состоялся сбор старшин, во время.

‘Интересным было ‘выступление старшины

таклеще- листовки мы звали.

‘глеевую гору: и плачу. А народ уже меня
Кричат:

ВЕ как

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА.

ee cs ee

‚ВЧЕРА НА ВЫСТАВКЕ

наши не могли бы уничтожить. Ведь «тиг-
ром» тоже хвасталиеь, говорили, что он
неприступен, а теперь вот, смотрите, ле-
жит, как битая собака.

`` Посетители выставки внималельно слу-
шают командиров. Чросят подробнее рас-
сказать о боевых эпизодах. Люди тыла
узнают о жизни фронтовиков и рассказы-
ВАТ 0 Своих делах, о работе для фронта,
для победы над врагом.

Вчера на выставке побывали первые
труппы колхозников. Они прибыли из рай-
OHOB.

— № радио услышали мы, — говорит
один колхозник — о выставке. Вот и pe-
шили послать меня посмотреть, с какими
малринами ведет борьбу Красная Армия.
то ж, техника у Гитлера значительная,
немец укрылся за. кренкой стеной, но но-
ходил я По выставке, посмотрел, выходит,
есть еще крепче, сильнее машины, что раз-
бивают эту стену. Призду и расскажу
всем: Красная Армия не только бъет нем-
ца, крушит его нушки, танки, самолеты,
& и берет их новенькими, целыми. Видать,
немец уже He TOT,

За три дня на выставке побывали мно-
гие тысячи посетителей. _

АРТИСТЫ НА ФРОНТЕ

приходилось давать концерты для отдель-
ных бойцов и командиров, которые из-за
‘тяжелого состояния здоровья не могли
встать. с постели, даже повернуться с бо-
ку на -бок. В таких слунаях актеры так
приспосабливались, чтобы раненый имел
возможность лучше видеть их выстунле.
‚ния. Врачи констатировали, что концерты
в ряде случаев имели благотворное влия-
ние на самочувствие раненых, особенно
тех, кто имел контузию. a
“-Xopoulo nopa6orasia на фронте бригада
под руководством тов. Петросяна. За два
месяца она дала 77 концертов, из них бо-
лее пятидесяти в подразделениях перзогс
эзнелона, непосредственно на передовых
Позициях. 5 в Poi

‘Интересный случай произошел с украин-

‘ской певицей Костенко, После концерта в
одной части к ней подошел лейтенант
Тебляков и спросил:

— Это вы писали, товарин Костенко?

Он показал ей письмо. Артистка посмо-
трела и, радостно заулыбалась: это было
ее письмо, которое она писала, будучи в
Свердловске, и отправила вместе с ново-
годней посылкой в действующую армию. И
вот на фронте она встретилась с неизвеет-
ным ей адресатом.

‚’^_ СБОР СТАРШИН

изготовленные бойцами. котелки, кружки и
другие различные ‘предметы хозяйственного
обихода. Е

Выступивший’ на сборе старшина Круп-
щие говорил о том, как рота добилась
образцовой дисциплины, хорошей строевой
`выправки бойцов. ==. Bayle
“Ha сборе старшины получили конкретные
указания для дальнейшей практической

— Меркулов, помните мой приказ. —
00 exe не разговаривать. :

— Так я ведь о кипяточке, нешто это
еда, товарищ. капитан, — добродушно
и устало. ответил. Меркулов.

— Да, ноработал я там © месяц и в
Голландию бежал, через границу перебрал-
ся, — говорил Козлов, — шестнадцать су-
ток в Голландии жил, а потом на пароход

пробрался в Норвегию ехать. Только He
доехал. Поймал нае немец в мое и в

Гамбург „привел. Дали мне там крепко, к
кресту. подвязывали. Два’ часа  вибел;
фельдиер мне. пульсе щупал, водой обли-
Bad,/& WoTOM послали в Эльзас, на руду,
тоже подземная ‘работа. Тут уж. наша рёво-
люция подбзнла, я снова бежал, через всю
Терманию прошел. `В. деревнях не ночевал,
больше старалея в рабочих поселках, Вот
так и Мел. А двадцать верет ‘осталось мне
ити, снова меня поймали и в тюрьму,
Тур уж я в третий раз бежал. Пробрался
в Шрибалтийсвкий край, ну и тифом забо-
тел: Неужели, думаю, не прилу на шахту,
неужели придетея ‘помереть, Нет, ‘осилил я
неуца, осилил. и тиф. Выздоровел. До’ двал-
цать первого rola в гражданской войне
был; добровольцем пошел, Я ведь против
старого режима очень был злой, еще паз-
нем. молодым афишки разбрасывал, тогда

== Да, ты, старик, неукротимый! —
сказал сидевигий рядом © Козловым боец.
0, брат, я знаешь какой, = 6 дет-
ских бахвальством сказал Козлов, — я ‘че-
ловек рабочий, революционный) ‘я ради
правы никогда не жалел ничего. Ну‘ и
пришел я, как демобилизовали меня, в ап-
реле. Это было перед вечером уже. Нри-
пел. — Он помолчал, переживая давниш-
Hee воспоминание, — Прииел, да, пришел.
И, правду скажу, не в поселок зашел, ‘а

—

прямо вышел на здание, ну на копер по-

«смотреть. Стою, и слезы льются — H He
пьяный ничуть, а плачу. Ей богу, вот че-
бе честное слово. Смотрю на шахту, Ha

узнал — к моей бабе побежали.
«Козел твой воскрес, на злание вынел,
стоит там и плачет»; Так, верипть; мине
чтаруха до последнего часа простить не
Morda, что я к шахте на свидание рань-

ва облаков,

‘ем и любовью.

много видел в своей жизни, видел он не

Налет немецких’ самолетов на насзленные
пункты вблизи Ленинграда. >

Днех 23 июня несколько групп немец-

ступах к об’ектам. Охиночные вражеские

ких самолетов пытались совершить налет! самолеты беспорядочно” ‘сбросили бомбы,

на два населенных пункта вблизи Ленин-
града, Наша истребительная ‘авиация
вотретила: самолеты противника, навязала
им воздушные бои и рассеяла их на под-

которыми нанесен незначительный ущерб.
В воздушных боях и огнем ‘зенитной ар
тиллерии сбито” 19 немецких самолетов.
Наши нотери — 4 самолета,

‹ Далекий орудийный выстрел разбудил
старшего лейтенанта Капустина, На фронте
вон чуток; торопливый ли ветер пробежит
по верхушкам лева, птица ли ранняя крик-
нет © испугу, — воин уже Ha ногах, в
полной боевой готовности,

Было раннее утро, Краешек неба Ha
востоке перепоясалея алой лентой. Вруже-
подкрашенные восходящим
солнцем, тихо плыли по голубому небес-
ному морю, а над лучами и болотами вста-
вал седой’ туман.

Через кусты и хола сообщений парторг
шел к бойцам, В душе он радовался этим
подземным сооружениям, На сотни метров
была изрыта земля, Временами осторожно
Капустин выползал наверх и хозяйских
глазом осматривал укрепления. г

— Чей тот крайний окон? = cnpocua

парторг, подходя к бойцу.
— Moi. ay
Парторг. направилея к окопу. За ним

шел хозяин его — красноармеец Исютин.

— Ты коммуниет. И то, что ты делаешь,
должно быть образцом, е которого другим
можно брать пример, — говорил он Исю-
Тину. — А твой окоп чем лучше других?
А замаскировал как? Он у тебя, будто
новая заплата на худом кафтане. Я издали
заметил. Кругом растет седеющий мох, а
ты его украсил зеленым луговиком.

И парторг начал даваль советы, как
лучие сделать окоп. Стены порекомендовал
укрепить плетнем.

— Наша оборона холжна быть такой,
чтобы враг никакими силами He мог ее
пройти. ^

— И не пройдет, разве только через
наши трупы, — горячо сказал Исютан.

— Нет, уж лучше мы будем шагеть по
его трупам. А беселу о богатетвах Урала
провел? — вдруг спросил Капустин. —
Говоришь, бойцы были довольны. Тогда
‚надо их познакомить с Казахстаном Зайди
ко мне, дам литературу. :

Так ходия он от взвода к взводу.
коммуниета к коммуниету и проверял, как
они оборудовали свои позиции,. как учатся
военному делу Через два дня i
роты’ будет делать доклад wa партеобра-
нии 0 залачах коммунистов ‘в обороне.
Вот Капустин сейчае и проверяет, всё ли
сделано, чего еще недостает, чтобы Ha
этом мобилизовать всю парторганизанию..

Осматривая пулеметный окоп командира
отделения ЯценЕо, парторг заметил ему,
что для пулемета мал обстрел.

— А где твои ориентиры?

Сержаят начал перечислять.
_—= Сколько метров до второго?
знать.

== Mune yx говорил об этом” командир
О о а

’ = Так чего же не исправляешь ошиб-

Надо
/

‘ки? — упрекнул его парторг.-— По делам
коммунистов равняются бойцы. 0’ собра-

нии. ‘знаешь? Надо тебе выступить и
рассказать, ‘как твое отделение готово
ветретить врага.

Работая с. каждых членом и кандидатом
партии, Вапустин добивается авангардной
роли коммунистов в роте. Много yxe сде-
лано. Лучшим свидетельством ‘этом —

награда правительства. 90 процентов чле-

нов и-кандидатов партии за отвагу в боях
‘награждены орлевами.

Й пока парторг беседовал © Яценко,
давая ему указания, как подготовиться к
собранию, к нему подошло несколько -бой-
Цов. Hid

— Hy, yro скажете? — обратилея Ка-
пустин к минометчику т. Семик. Е
° — Думка одна мучит, товарищ палумрг.
Вот уж скоро гол, как: воюю. Скрипя зуба-
ми от злости, бью немцев: Мщу им, как

ше, чем к ней, пошел. Ты шахтер, у те-
бя, говорит, вместо сердна кусок угля.

Он помолчал и сказал: ee

‹— Но веришь ли ты мне, товарищ бо-
ell, ты, я слышу, тоже парень рабочий, я
прямо скажу — вот это мечтание было,
Ha этой шахте жизнь проработать, на этой
шахте помереть.

Он обращалея к невидимым в’ темноте
слушателям, как к одному человеку. Ему
казалось, что это человек, хорошо знако-
мый ему, давний друг его, рабочий, с ко-
торым судьба привела ветретиться после
постылых дней, сидит рядом ¢ HUM B BBI-
работанной пези и слушает его с внимави-

Он наслаждался той спокойной душевной
красотой, которой полон был молодой
командир и. окружавшие его ‘бойцы. Ему
было радостно на душе находиться ереди
них поеле подлых дней, проведенных ере-
ди немцев, несущих  нечистоту, мелкую
подлость, трусливую ложь в человеческие
души. ‘

—

Что же, товарищи, — сказал коман-

дир, — подходите паек получать.

—щ Может, приеветить, — сказал шутя
KTO-T0, — как бы два раза не подошел
кто?

И pee рассмеялись, столь немыелимым
показалось им совершить такое подлое пре-
ступление:

—- Давайте, давайте, чего же не подхо-
дите, — сказал Костицый,

И из темноты раздались голоса:

— Hy чего же, подходи. ты.., деда за-
бойщика давайте наперед, подходи, дед,
чего ж ты, шупай свою пайку.

И старик оценил эту благородную ‚нето-
ропливость измученных голодом людей. Он

раз, как голодные бросаются на хлеб,

После дележа еды старик остался’ сидеть
рялом с Костицынъеи,

Костицын тихо говорил ему:

— Вот, товарищ Козлов, девять на
осталось, Люди сильно ослабели, хлеба
больше нет. Я боялся, что люди друг на
друга озлобятся, когла поймут всю тяжесть
наптего положения. И была такая минута.
верно была — начали по пустому ссорить-
ca, Но произошел перелом, и я себе мно-

ОТ  .

командир  .

лектив, организовать для бёйцов

День парторга ‘роты

могу. Вот и решил обратиться к вам за
помощью. Хочу стать коммунистом. а’‘ре»
комендаций нет. Обращалея Е некоторых
товарищем — говорят, чт0 мало меня
знают, Похогите, товарищ парторг,

Капустин. пообещал бойцам, желающим
ветупить в партию, помочь достать  реко=
менлации. Тут же договорились, что он их
ознакомит с уставом партии,

Возвращаясь обратно, старший
нант зашел в первый взвод. Коммунист
Солодкин проводил беседу о зверствах
‘фашистов в Смоленской области. Парторг
незаметно подсел и’ стал слушаль. Беседа,
‚ему не понравилаеь. Спокойный тон асита-
тора усыплял бойцов,

Вечером, посоветовавшись в команлиром
роты, он собрал  аситаторов на семинат.
На примёре беседы Солодкика парторг по-
учал коммунистов и комеомодьцев, как ло-
ходчивее нести больышевистское слово

лейте.

B
Maccbl.
io Вы посланцы партии, — говорил
Капустин, — к каждому вашему слову

прислушиваются, к делу приглялываются,
Поэтому слова агитатора должны волновать
людей. Сегодня проводил беседу тов. (о-
лодкин. Плохо и скучно проводил. Факт о
том, что в дер. Тереховке гитлеровцы из
женщин, детей и стариков сложили живой
штабель, обложили его соломой и зажган,
он пересказал, как обыленный пример.
Можно ли говорить 0б этом спокойно?
Нет! Мало рассказать факт, надо уметь
найти такие слова, чтобы они сами про-
никали в душу бойцов, наполняли 66
кипучим гневом к врагу.

Пармюрг поделилея мнением, ках бы он
построил свой рассказ. на эту тему Тут
же набросали план очерелной беседы, ка-
кую использовать литературу. Агитаторы
были довольны ‘ееминаром.

Вот и день прошел. Солнце золотым дис-
ком повисло над синим лесом. Принесли
ужин.

— Опять сут гороховый? — спросили
бойцы у повара.

e— A вы: думали, жаркое?

Капустин  зайнтересовалея, кто утвер-
ждал меню. Из расспросов выябёнилось. что
BOT уж несколько дней угощают олнчи и
тем же. После ужина парторг вызвал
сотарнину и долго с ним беседовал.

— На складе есть картофель, каша, &
ты чем кормишь бойцов? Старшина ком-
муниет, повар коммунист, & на кухне для
роты готовитея какое-то месиво. И но
етыдно тебе? Смотри, по голове не по-
глалят.

Уже поздно ночью вернулся парторг в
землянку.

— Где гуляешь; уж ужин простыл, —
сказал команляр. роты Чижов.

— Я ужинал и заодно поблагодарил
крепко етаршину.
За что?

— За горох, Лениться стал он. Ты
ето пробери еще сам.

жж

Парторг. первый помощник командира
роты. Он душа И советчик бойцов. Это
крепко уевоил Капустин. Весь лень его

наполнен кипучей деятельностью. On HE
CHINT в землянке, а находится там.  тле
требуется поддержка словом и делом. В
обороне парторг стремится использовать
всё, чтобы выше поднять внутрипартийную
работу, крепче сколотить партийный кол-
OTIEIX,
зарядить их лля будущих схваток. А когда
начинаетея битва. он — в наступающих це*
пях и личной отвагой зовет бойцов в бой.

Ф. КОСТИКОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. ^

ЕКА

ЕЕ

roe в заслугу ставлю, мы тут до вашего
прихода разговор один серьезный имели.
Вот так мы живем здесь, чем тяжелей нам,
тем тесней друг к другу жмемся, чем тем-
нее, тем дружней живем. У меня отец Ha
каторге был в царские времена, еще в пору
студенчества, и мне его рассказы с детства
помчятся, Он говорил: «Надежды мало бы-
10, ая верил». И меня он так учил: «Нет
безнадежных положений, борись до конца,
пока дышишь». И ведь так оно — страш-
но подумать, как мы этот месяц дрались,
какими силами на нае враг шел, — и вот
ничего, не сдались мы этой силе, отбились.
Девять нас осталось, глубоко в землю уш-
ли, над нами, может быть, дивизия немцев
стоит, а мы не побеждены, будем драться
и выйдем отсюда. Не отнять у нас неба,
ветра, травы, мы’ отсюда выйдем!

Старик тах же тихо ответил ему:

— А чего из шахты выходить, тут он;
дом. Бывало, заболеешь и в больницу He
идешь — ляжешь в шахте, она вылечит.

— Выйдем, выйдем, — громко, так,
чтобы слышали все, сказал Костицын. —
Выйдем из этой шахты, мы непобелихые
люли, мы доказали это, товарищи!

Ho expa произнес он эти слова, $
тяжелый, медленный глухой удар потряс
свод ин почву. Заскрипела, затрешала
крепь, глыбы перолы повалилиеь на земь,
всё, казалоеь, зашевелилось вокруг; а за-
тем ‘вдруг  сомкнулось, ежало поваливших=
ся людей, едавило им груль, еперло лы-.
хание. Был миг, когла казалось, нечем
дышать: то густая и мелкая пыль, голами
копивитаяея на сволах, на крепи, поднялась
и заполнила’ возлух. aay

Чей-то кашляющий, задыхающийся голое
хрипло произнес:
` —_ Немец ствол взорвал! Могила всех
нам.

`Костицын. отрялил ‘двух человек к ство-

ay. Их повел старик-забойшик. Итти было
‘трудно, во многих местах‘ взрыв вызвал
‘завалы и обрушения кровли:

— За мной, сюта, за ногу меня mynail,
—= говорил Козлов и уверенно, легко’ пе-
реползал через груды породы и поваленные
стойки крепления. =

Он нашел часовых па птахтном лвоге—
оба они лежали в теплой, но уже холодев-
(Продолжение — на 4 стр.).

Rak