43 -мая--4044-г, суббеть -й

413 (5783) ,

HEC

Последние бои в Крыму

Казематы старого крепостного укренле-
вия. Непрерывно трещит телефон. Началь-
ик оперативного отделения подполковник
Изанов уточняет обстановку на участках
каступления свонх частей, запрашивает
соседей. «Видите на карте надпиеь «Сева-
стополь»? Так вот на один сантиметр юж-
нее заглавной буквы С—наши части», —
товорит по телефону сосед справа. Потом
подполковник выясняет, что части Прова-
лова, наступающие вдоль морского берега,
заняли укрепленную высоту Мраморная.

Накануне тут шли бои за высоту Гор-
пая, представляющую собой длинный хре-
бет, вытянувшийея по фронту. По сути
дела это была ключевая позиция немцев
на подступах к району Хереонеса. Цосле
того, как наши войска штурмом овладели
Сапун-Горой и разгромили немецкий гар-
визон на Каябаше, основные силы нем-
цев, прикрывавшие полетупы к херсонес-
ским бухтам, сосредоточились на Горной.

Противник встретил наши наступающие
подразделения интенсивным огнем. Но
педножью высоты били немецкие пушки,
иннометы, пулеметы. Однако > стремитель-
ный удар нодразлелений офицера Гладко-
ва вскоре изменил обстановку. На огонь
иротивника артиллеристы, сопровождав-
шие пехоту, ‘ответили мощным огневым
налетом, а затем подразделения Гладкова
ворвались на северные скаты высоты.
Разгромив находившиеся здесь вражеские
дзоты, наши бойцы через некоторое время
вышли на гребень и стали теснить гит-
леровцев за обратные скаты. Соседние ча-
сти поддержали успех Гладкова. Преодоле-
вая сопротивление разрозненных групи
противника, они тоже вышли на гребень
высоты. № исходу дня Горная ‘уже почти
полностью была в наших руках.

В боях за Горную наши части нолно-
стью уничтожили 336-й немецкий марше-
вый батальон. От него уцелела лишь не-
большая групна солдат, сдавшаяся в плен.
Как показал на допросе пленный унтер-
офицер Теодор Фейфер, 336-й батальон
лишь 8 мая был переброшен из Конетан-
цы в район Севастополя на транспортных
самолетах. Только что солдаты вышли из
самолетов на Херсонесском аэродроме, как
их тут же посадили на автоманины и
послали в район Горной.

Пореброска  336-го батальона на Крым-
CRY землю в самые лини штурма Сева-
стополя, уже после прорыва нашими вой-
сками основной укрепленной полосы, ясно
показывает, насколько велико быле стрем-
ление противника удержаться на’ севаето-
польском плацдарме.

По мере того, как изетурающие нано-
сили врагу удар за ударом, тесня его к
морю, немецкие солдаты всё острее созна-
вали свою обреченность. Отмечались слу-
чаи сдачи в плен вражеских трупп, -не
тольго попавших в окружение, но даже
еще не ветупивитих в бой. Например; в
одной траншее наши бойцы увидели штык
над бруствером и на нем белый платок.
В траншее находилея унтер-офицер Уль-
рих и © ним группа солдат из мотоцик-
летного эскадрона. «Огонь вашей артил-
Jeph WH неулержимый напор пехоты, —
заявил на допросе Ульрих, — окончатель-
но убедили нас, что дальнейшее сопротив-
ление бесполезно».

Утром на высоте Горная был: разгром-
лен последний немецкий дзот, и наши
части стали развивать достигнутый ус-
пех. Вмосте ¢ пехотой в прорыв устре-
инлись танки.. Они преследовали отету-
пающего противника, парализуя его ‹9-
прогивление на промежуточных рубежах.
Применив обходный маневр, танкисты сби-

ли немцев с одной высоты, где те пы-
оборону, и взяли

тались организовать

kype
лись
лова.
жение и
ких гарнизонов.
ими был окружен и уничтожен гарнизон
противника численностью в 200 человеке

за последним укренленных
крывавигим бухты
Этог вал прохолит дугой or бухты Стре-
лецкой на
запах. Сюда устремилиеь разбитые немец-
кие батальоны, ебозы, артиллерия. Херсо-
несский мые
ты — таков
надежный плацларм гитлеровцев на крым-
ской зэмле. Над бухтами непрерывно вн-
cert Hatin самолеты. К Херсонесу подхо-
AHI танки,
ких Войск с каждым
вс6 ‘более критическим.

ударила по первой
минут спустя сюда рорвалибь пехотинцы,

сокращалея
ской земле. Теснимые со всех сторон, раз-
битые немецкие
укрыться за старыми укреплениями Херео-
несского вала. ITU последний клочок зем-
ли, который немцы некоторее время удер-
живали, стал для них огненным котлом.
Стода, на маленький клочок суши и на
причалы Лазачьей бухты.
мощь своего огня ‘артиллерия и авиация
наступающих. 7

разбиты, и мые

на Херсонес. Непрерывно прохвига-
вдоль -морекого, берега части Прова-
Они продолжали вести бои на окру-
уничтожение отдельных немец-
На высоте Мраморная

Гитлеровцы еще надеялиеь укрытьея
валом,
Круглая и Казачья,

юго-восток, а затем на юм-

бух-
весьма пе-

и. нрилегающие к нему
был последний,

пехота. Положение вражес-

часом становилось

= немецких батальонах и полках па-

чалась паника. Котла Севастополь был
взят, в наши руки полали документы —
донесения и рапорты командиров немен-
ких частей.
Мой сосед спрара отошел, я тоже буду ет-
ХОДИТЬ»,.— доносил в штаб командир пол-
ка 73-Й немоцкой

«Держаться больше не могу.

пехотной дивизии.
«Русские нажимазот на город. Огонь убий-

етвенньый. Что делается у меня в тылу,
не знаю. Единственная надежда — npo-
рваться на Херсонесский мые, на погруз-
Ку.
вопил командир дивизиона штурмовой ар-
тиллерии.

Cnemmmre подать автомашины!» 2

Блестяще действовала советская артил-`

лерия. Bee выюоты в районе боев покры-
лись рябью воронок. Мы веюду видели

траншеи, заваленные трупами немецких

солдат, разбитые пушки и автоманеины,
блиндажи и доты. Артиллеристы в тесном
еодружестве с

пехотинцами завершали
разгром врага. Изучив тактику немцев,

они искусно маневрирювали ложными пе-

реносами огня,
Артиллеристы Киселева произвели мощ-

НЫЙ пятиминутиь огневой налет на не-
мецкую траншею.
бежали с переднего края по ходам 600б-

Гитлеровцы поспелено

щения во вторую траншею. Тогда артил-

леристьЕ перенесли огонь в глубину. У под-
HORBA
там наша пехота. Немцы вернулнеь на

высоты зашевелилась  залегшая
перэдний   край и приготовились к отра
жению атаки. Но наша артиллерия снова

траншее; Несколько

не встретив на этот раз. сопротивления.

Траншея была завалена вражескими чру-
raat.

С каждым часом,
плацдарм

< каждой минутой
‚ немцев на крым-

подразделения спешили

ебрушили вею

Последовала ” реигительная
атака. Bea сила советского оружия 96-
рушилась на врага. Это был последний
бей. Векоре статки ‘гитлеровцев были
Херсонес очищен от
врага. :

Дорого стоили немцам бои в Крыму!
Крупная немецкая группировка перестала
существовать. Она разбита наголову.

Подполковник Н. ПРОКОФЬЕВ.
КРЫМ. (По ОИ от наш. корр.).

при- .

КРАСНАЯ

ЗВЕЗДА

‚ ЦЕ ВЫрослю Много хоролтих,-

ВЧЕРА В КРЕМЛЕ, Председатель Президиума Верховного Совета Союза СР
М. И. Калинин вручает орден Ленина писателю И. Эренбургу.

+

Снимок майора С. Лоскутова,

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ И МЕДАЛЕМ СССР

Председатель Президиума Верховного]
Совета СССР тов. М. И. Калиния вручил
вчера ордена и медали награжденным.

Орден Ленина и медаль «Золотая Звез-
да» вместе < грамотой о присвоении зва-
ния Героя Советского Союза вручаются
награжденным за боевые подвиги сержан-
ту Х. Г. Гадельшину, старшему сержанту
А. Ш. Ахметову, гвардии старшему лейте-
нанту А. И. Попову, капитанам Л. П. Ля-
ie И. Е. Москаленко, гвардии капитанам

‚ И. Краснову, Е. В; Шкурдалову, майору
ь И. Смирнову, генерал-майору танковых
войск Н. М. Телякову, а также героям
‘форсирования Днепра сержанту А. В. Го-
лоднову, старшему сержанту А. С. Личин-
ко, гвардин старшему сержанту В. Г. Хом-
рачу, старшинам М. Г. Гайнутдинозу, А. А.
Кривощекозу, млалшим лейтенантам А. Н;
Кузиву, В. Г. Трушечкину; гварлии лейте-
нанту П. Ф. Николенко, гвардия старше:
му лейтенанту А. Ф. Соболевскому и гвар-
дии майору В. А. Жукову.

Орден Ленина и золотая медаль «Серп
и Молот» вместе с грамотой о присвоении
звания. Героя Сониалистического Труда вру-
чаются главному геологу треста «Азизбе-

ковнефть» Б. К. Бабазаде и буровому ма- :

стеру треста «Сталиннефть» Р. А. Руста:

мову, награжденным за выдающиеся заслу-1.

ги в деле разведки новых нефтяных место-
рождений и бурения нефтяных скважин.
Орден Суворова П степени. получает ге-

` нерал-лейтенант танковых войск И. Г. Ла-

зарев, которому одновременно вручается ор-
ден Красного. Знамени, и орден Кутузова
П степени — ‘генерал-майор Т. В Кудряв:
цев, награжденные за умелое и мужествен-
ное «руководство боевыми операциями. ^

За образцовое выполнение боевых зада-
ний командования и проявленные при этом
доблесть и мужество ордена и медали по-
лучает ‘группа лиц офицерского состава
Красной Армии.

Орден Ленина за успешную военно-лите-
ратурную деятельность в Отечественной
войне получает писатель И. Г. Эренбург.

За выдающиеся заслуги в области со-
здания, развития и внедрения в промышлен-
ность высокочастотной — электротехники
и термической обработки металлов токами
высокой частоты и проявленные при этом
инициативу и настойчивость орден Ленина
был вручен начальнику и научкому руко- з
водителю лаборатории профессору В. П.
„Вологдину. Награды получает также ряд
работников лаборатории.

Тов. М. И. Калинин сердечно поздравил
получивших награды товарищей и пожелал
им дальнейших успехов в их работе.
(ТАСС).

ТОРЖЕСТВО В ДВАЖДЫ ОРДЕНОНОСНОМ

ВОЕННОМ

Вчера в 1-м Московском Краснознамен-
ном военном авиационном училище связи
ВВС Красной Армии был торжественный
день. В ознаменование 25-летнего юбилея
училища, его боевых заслуг в борьбе с
врагами Родины и за подготовку высоко-
квалифицированных кадров военно-воздуш-
ных cua Красной Армии оно получило
высокую награду — орден Ленина. На-
траждено также 22 человека ‘офицерского
и вольнонаемного состава.

Это вторая награда, полученная учили-
щем ‘от правительства: 5 лет тому назад
оно было награждено орденом Красного
Знамени.

Ровно в 12.00 горнист возвещает обще-
училищное построение. Начинается митинг.

Генерал-майор авиации В. Э. Василькевич

УЧИЛИЩЕ

ot личный состав училища с вы-
со ‹наградой и зачитывает Указ Презн-
ма Верховного Совета СССР о награж-
дении. Выступавшие на митинге от имени
награжденных офицеры Румянцев и Лукь-
янец благодарят правительство за награ-
ду и обещают от лица всего коллектива
готовить и впредь высококвалифициро-
ванных специалистов для военно- Rosny
ных сил Красной Армии.

С большим под’емом принимается при-
ветствие Верховному Главнокомандующему
Маршалу Советского ‚Союза товарищу
Сталину.

После митинга состоялся торжественный
парад ‚личного ‘состава дважды орденонос-
ного училища.

Н, ТАРАСОВ.

Как мы воспитываем кадры

партийных

Гвардии лейтенант Минкин был назна-
чен парторгом стрелкового батальона в
дни затимья, когда дивизия  готови-
лась к новым боям. На руководящей пар-
тийной работе в армии Минкин до 9т9-
го не был, теоретической подготовкой не
отличался, и всё ему давалось © большим
трудом. Векоре Минкин попросил оевобо-
дить его от занимаемой должности. Ero
ходатайство было поядерсзано  заместите-
Лем командира батальона по политчаети.

Политотдел дивизии по-иному отнесся
к этому делу. Было решено помочь ново-
му нарторгу освоиться с мало знакомой
ему работой. Во второй батальон, партор-
гом которого являлся Минкин, чаше обыч-
ного стали заглядывать работники полит-
отдела дивизии. Тов. Минкину  пемогли
правильно расставить партийные силы,
составить план работы. Ему показали на
практике, как надо проводить партийные
собрания; заседания бюро, как оформлять
документы по приему в партию. Новый
парторг заметно рос, быстро осваивался в
работой. Когда на участке дивизии нача-
лись активные боевые действия, тов. Мин-
кин показал себя епособным и инициа-
тивным партийным работником. Значи-
тельную часть времени он проводил в 1о-
тах и руководил там партийной работой.

Подобно тов. Минкину, в партийных
организациях дивизии за последние меся-
энергичных
партийных работников. Длительная прак-
тика подтвердила, что лучшим методом
воспитания руководящих партийных кад-
ров. является кропотливая индивидуальная
работа с каждым товарищем. Она требует
от политотделов повседневной живой свя-
зи с парторгами рот, батальонов, знания
жизни, нужд, запросов каждого из них
конкретной помощи. Такая воепитатель-
ная работа — сложная, трудная, но она
приносит хоропгие результаты.

Время от времени мы собираем руково-
лящих партийных работников на семина-
ры. НЧарторги рот, к примеру, собираются
в дивизии не реже олного раза в месяц,
причем, 6еля боевая обстановка не позво-
ляет оторвать людей от частей, тогда эти
семинары проводятея непосредственно В
полках. Помимо общетеоретических  в0-
прееов, которые занимают в программе
этих семинаров небольшое место, партерги
изучают епыт партийной работы в раз-
личных условиях боя. На одном из по-
елелних семинаров, который проводился: во
всех частях дивизии, парторги рот odcy-
дили задачи партийных организаций по
выполнению приказа товарища Сталина,
задачи по воспитанию
Были обсуждены вопросы планирования
работы фотной парторганизации, подготов-
ки И проведения партийных собраний.

На всех семинарах и совещаниях парт-
оргов рот и батальонов мы широко прёк-
тикуем обмен опытом работы. Веё саме
поучительное и ценное политотдел 060б-
щает и популяризирует. Так на одном из
семинаров парторг стрелкового батальона
гварлии старший лейтенант Савельев pac-
сказал, как  парторганизация помогает
командиру батальона популяризировать
героев боев. Коммунисты этого батальона
первыми в дивизии применили во время
наступления «боевую почту». В жестяную
рамку вставлялея листок бумаги, на од-
ной стороне которого крупными буквами
было написано самое важное из последней
оперативной сводки Совинформбюро, а на
обороте — © подвигах наиболее отличив-
шихся в сегодняшнем бою. В течение не-
скольких минут эта почта обходит весь
батальон.

После семинара опыт коммунистов это-
го батальона переняли все парторги. Те-
перь «боевая почта» применяется во вре-

РОО

. Коммунистов.

работников

ия наступлейня во всех подразделениях
Дивизия.

Значительную помощь парторгам в 065
мене опыиом оказывает дивизионная газе
та. Она рассказывает 0 работе лучших
партийных организаций, часто помещает
корреспонденции коммунистов.

Воепитание кадров партийных организа=
торов рот и батальонов не ограничивается
одной лишь работой с товарищами, уже
выдвинутыми на эти посты. Нужно постоз.
янно иметь резерв партийных работников .
и заботитьея 06 ero пополнении. Шри по-
литотделе дивизии всегда имеется десять
—_Ивенадцать коммунистов из чиела сер
жантев и рядовых, которых можно на-
значить парторгами рот. С этими товари»
щами систематически проводятея занятия.
Когда не удается собрать их всех вместе,
работники политотдела идут в подразле-
ления и там проводят индивидуальные бе»

веды по’ заранее разработанной и утвер-

жденной тематике.

Но эта резервная труппа парторгев маз
лочисленна. Основная подготовка партий-
ных организаторов проходит непосредст=
венно в самых партийных организациях.
Душой ее является индивидуальное во-
спитание коммунистов, способных стать
руководителями партийных организаций,
Харзктерным примером в этом отношении
может служить выдвижение на руководя-
щую партийную работу гвардии лейтенан-
т& Слукина. Еше будучи комсомольцем, он
принимал активное участие в политиче-
ской жизни подразделения. Ему поручили
провести несколько бесед, и он прекрае-
но справилея © этим заданием. Слукина
направили на семинар групповолов полит-
занятий при политотделе дивизии. Слу КИН
показал себя инициативным и способным
политическим воспитателем бойцов, умело
гочетая свою командирскую деятельность
с политической работой. Став коммуни-
стом; Слукин еще энергичнее продолжал
свое  политичеекое — самообразование и
вскоре сделалея одним из лучших атита-
торов. Недавно гвардии лейтенант Слукин

назначен парторгмом минометной роты. С
помошью” более опытных товарищей oF
справляется с новой работой и заметно

растет на ней.

Партийное бюро стрелкового полка, где
парторгом гвардии капитан Кореняко, за-
ботливо учит активистов практике руко-
водяшей партийной работы. Активисты
подготавливают разработку различных во-
просов, которые должны обсуждатьея на
заседаниях бюро. Предварительно члены
бюро ‘проверяют работу этих товарищей,
помогают им.

В этом же полку регулярно проводятся
собрания партийного актива, на которых
обсуждаются важнейшие вопросы жизни

‚парторганизации. Помимо таких собраний,

с партактивом полка в последнее время
проведено несколько занятий по изучению
книги товарища Сталина «0 великой Ote-
чественной войне Советского Союза». Для
партактива, прочитаны лекции на темы:
«О международном положении», «0б опе-
ративном искусстве Красной Армии» 4H Ap.
Накануне боев парторги батальонов со-
бирают свой партийный актив и кажлому
товарищу дают конкретное поручение.
Систематическая, продуманная воспита-
тельная работа < партийным активом по-
могает нам. создать резерв руководящих
партийных кадров, из которого по мере
натобности мы выдвигаем новых парторгов
рот и батальонов.

en пелкозник А. СВИРИН.

Вас. ГРОССМАН

аси

Погода резко ухудшилаеь. День и ночь
валил на землю тяжелый снег, нудно, ча-
сами моросили дожди, снова шел снег и
таял, едва коснувшись земли. Туман ви-

сел над стенью, низкие облака, казалось,
виритир “шли ‘над землей, такие же тем-
ные, холодные, нолные тяжелой влаги,

как и долины, холмы, поля, над которыми
они ползли. Видимость часто ограничива-
лась 100—150 метрами. Все виды транс-
порта остановились. Ни гусеницы танков
и транспортеров, ни опутанные цепями
колеса мощных трехосных машин не бы-
ян в силах преодолеть эту чудовищную
топь. Горючее, рассчитанное на сотню ки-
лометров, сжигалось буквально на десятке
метров дороги. Колеса тяжелых орудий
увязали, их откапывали, вытягивали пуш-
ку волоком, и она вновь проваливалась,
увязала, слелав один или два оборота колес.
_ Разбитый противник с надеждой взирал
на непроходимые топи. Злая стихия, каза-
лось, готова была помешать нам пожать
урожай успеха. И вот тут-то во весь евой
исполинекий рост поднялея наш боец-пе-
хотинен, великий человек Великой Отече:
ственной войны.

Настунление не остановилось” ни на
глин лень, ни на олин чае. Кто расскажет
в великом подвиге паших людей? Ато co3-
даст эпос этого невиданного миром движе-
ния, этого бессонного, день и ночь ндущего
наступления. Пехотинцы шли, неся на cede
по полтора беекомнлекта патронов, шли в
мокрых евинцово-тяжелых шинелях. На-
летал жестокий северный: ветер, и шинели
эамерзали, колом стояли нл Теле, словно
жестяные, не защищали от ветра. На са-
ноги налнпали пудовые подушеи грязи.
Иногда люли лелали не больше километра
в час, так тяжела была эта дорога. На
десятки километров кругом не было сухо-
го места и, чтобы передохнуть или пере-
сбуться, бойцы. садилиеь в грязь. Мино-
метчики лвигалиеь рядом со стрелками,
каждый нес на себе по нескольку мин,
повешенных на’ веревочных петлях на

‚ спине и на груди.

Артиллериетам казалось, что не был в
мире большей ошибки, чем та; когда наз-
вали полковую пушку легкой пушкой.
Как тяжела была эта легкая нушка! Иног-
ja бой приходилось давать на таких уча-

Окончание. Начало -—— в № 112 «Красной

звезды».

упление

стках, где даже лошади и волы не могли
протащить легкие деревенские подводы ¢
боеприпасами. Бывали случаи, когда де-
сятки красноармейцев становились ценью
И передавали друг другу енарялы к огне-
вым позициям артиллерни. Жестокий. огне-
вой бой казался артиллериетам милым,
желанным отдыхом, так тяжело ‘было та:
шить нушки Но грязи.

Но страстное чувство безостановочного
дРижения вперед жгло кровь и сердце всей
наступающей ‘армии. Здесь действовала
великая сила страсти побелы и мести.

— Ничего, — товорили люди, — зато
немцам гибель!

И темпы ‚этого невиланного историей на-
ступления были сказочно высоки. Оно
шло днем и ночью, сокрушая опорные
пункты немпев, перерезая пути отхода,
седлая железнодорожные узаы и перекре-
щения дорог в глубоких тылах ‚противни-
ка. Оно шло одновременное с воетока на
запад и с севера на юг, в гармоничном
сочетании этих двух движений, каждый
раз отрубая новые и новые учаетки немец-
кей обороны, превращаясь в систему ок-
ружений, полуокруже ений, стальную, ум:
ную сеть, в Которой гибли немецкие ча.
сти со своей техникой и живой соллатекой
вилой.

Командование, ‘управлявшее сложным
частупательным боем в его наиболее со-
бершенной и трудной форме — обхода, ох-
вата и окружения, в необычайных уело-
виях - бездорожья и распутицы, делило ©
псйцами всею тяжесть жизни в вечном не:
настьи, нох вечным дождем и талым сне-
гом, в непроходимой грязи степных про-
торов.’ Штабы, погруженные на «Вилли-
сы», букеировались цугом, тяжелыми тан-
ками” и тракторами. Бывали дни, когда
генералы шли пешком десятки километров.
Однажды, когда застрявший в грязи вез-
деход отказался итти, командир соединения
Глазунов погрузил рацию на сопровождав-
ших его радистов, по-соллатеки подвер-
нут за пояе-полы шинели и пешком ушел
слеред, управляя по радио боем своих
частей. Цостоянная,  нерушимая связь с
войсками была высшим‘ законом для
командиров и не было таких трудностей,
которые бы могли нарушить эту е@вязь

Великую услугу наступающим войскам

эказали самолеты &У-2», Они не только] Чтобы победить,

неребрасывали штабных командиров, до-
ставляли срочные приказы и донесения,
HO “H подвозили патроны пехоте, енаряды,
мины артиллеристам и минометчикам.
Трудно даже понять, как удавалось трудо-
любивым и скромным чернорабочим нашей
авиации отрываться от липкой и цепкой
земли на импровизированных посадочных
площадках. Но ведь это нужно было для
победы, для наступления, и это делалось
вопреки всем законам механики и всему
старому опыту.

Войска фронта наступали в тех райо-
нах, гле реки особенно широко разлива-
ются, чуя близость моря, образуя лиманы
в своих YCTbAX, Tye само море широко
врезается в глубь суши на многие де-
сятки километров. Берега -рек в. нижнем
течении  визменны, › болотисты, разливы
шедры и необ’ятны.

Полковник Ткаченко, державший самую
страшную переправу мира — неренраву
62 армии на Волге, переправу льда и ог-
ня, рассказывал о переправах нашего, се-
годнявенего наступления.

`Веё использовалось для строительства
мостов и перенрав, всё, что было легче
воды! Заборы, ворота, двери. старые лод-
ки, столбы, металлические бочки из-под
бензида, брошенные немпами, лед и огрем-
ные бочки из-под виноградного вина, «ве-
еслые бочки», как их называли саперы,
всё шло в дело. Никто не поверил бы в
возможность навести мост через Днепр при
ччохватке и отеутетвии отставших табель-
ных средств. Но понтонеры верили пол-
кивнику, а Ткаченко верил в своих ста-
лиигралеких сынов — п они навели мост
в рекордно короткие сроки. И по этому
мосту. прошла артиллерия.

Не было страшней работы; чем строи-
тельство моста на Южном Буге. У сапер
был лишь о ничтожный плапдарм ма
занадном берегу, противник наседал, и са-
перы строили мост не под’огием немцев,
ав самом огне! Штормовой северный ветер
помогал вемцам: уровень волы резко из-
меннлея, пал на 15 метра. Топь каза-
лась безлонной — иробная свая ушла на
11 метров вглубь, как в тесто. Но мост
был построен, и за 3 суток полковник
пропустил через него больше 19 тысяч
обозных подвод. И вот Уже позади Дон и
Северный -Денен, и_Днепр; и Ингулец, и
Ингул, и Буг, и Днестр, и лиманы, и or-
ромный лабиринт весенних рек, потоков,
речушек.

Чтобы преодолеть всё это, нужно был

нроявить сРерхчеловеческое папряженис
BCeX луховных и всех физических CHA:
перехитрить страшную

стихию, оказаться сильней, умней ее, ма-
ло было таланта великого народа. Я глу-
oxo убежден, что в этой борьбе проявился  0
гений народа.

Немецкая пропаганда пытается 0б’яе-
нить катастрофу, постигшую оккунацион-
ную армию зимой и весной ‘этого года,
тем, что русским помогла стихия «ге-
верал грязь». Один из немецких ге-
`нералов, чей злополучный доклад лежит
сейчас передо мной, об’яснял командова-
нию: армией: «Русские отложили начало
наступления до оттепели... русекие  пред-
намеренно ждали оттепели... виной катаст-
рефы являетея стихия». : :

`Какая туНость, какое убогое мышление.
какая органическая неспособность понять
факты, проанализировать их и сделать вы-
волы. Вель мы победоносно наступали: во
все времена года — зимой в 1941 году
летом, осенью и зимой в 1943, зимой и
весной в 1944 году. Эта нынеигияя сти-
хийная грязь и распутица были бесконеч-
но тяжелы нам. Мы наступали не благо-
даря грязи, а наперекор, вопреки ей. Я
видел у членов Военного Совета фронта
барометры и приборы, записывающие кри-
вую атмосферного давления — весь штаб
ждал с часу на час, со дня на день улуч-
шения погоды; генералы, водители войск
жаждали его так же, как и рядовой, на-
ступавший. по колено в грязи. Я беседо-
bad C ученым  метеорологом, читавшим
специальные лекции Военному Совету. И
как всегла бывает с предеказателями по-
годы, его, беднягу, бессознательно осуж-
дали люди, жаждавшие заморозков для
нашего наступления, словно он был вино-
ват,в тяжелом  ненастьи. Он рассказал
ине, как по поручению генерала летал
на самолете к знаменитому на юге 95-
летнему пасечнику, умевшему по сотням
тепких, умнейших признаков наблюдать
природу, предсказывать. туманы, Ветры,
заморозки, тепло. Но и старый пасечник
не вилел улучшения погоды. Метеосволки,
показания радиозондов, колодцевые радно-
данные о погоде каждое утро лежали на
‹толе генерала арини Малиновекого рядом
с ‘важнейшими оперативными донесениями.
Стихия была жестока, раснутина с каж-
дым днем усиливалась, реки ‘не хотели за-
мерзать, набухали, разливалясь, заливали
огромные низменные просторы,

Ho, наперекор стихиям, Красная Армия
продолжала победоносно настунать.

Каковы же действительные выводы 0
снлах и духовной природе армий, боров-
шихся в украинских стенях зимой и вес-
пей нынешнего года?

Так же, как в несказанно тяжелых

еталинградеких оборонительных боях, себя  п
проявил в этом наступлении могучий и
благородный характер нашего’ человека.
Стальным клином вошел наш пехотинец в
брешь. образовавшуюся между «силой гер-
манского мотора и духовной убогоетью не-
‘мецких офицеров и солдат, борющихся за
трижды проклятую идеологию массовых
убийств невинных, илеологию рабства, со-
циального и расового неравенства. Наш
боец и офицер встал во весь свой рост
перед лицом титанических трудностей. Мы
нокорилн стихию и разбили противника.
Да, мы наступали в невиланно трудных
условиях, мы наступали вопреки распути-
пе, вопреки разливу рек. а не благодаря
им. Стихия покорна не слабым, а сильным
духом. Слабые духом покорны стихии. На-
ша пехота, наш красноармеец и офицер
сумели в условиях этого наётупления
восполнить своим мужеством, талантом,
своим терпением, еметкой то, что отняла
У нае распутица. Мы осуществляли елож-
вый и мудрый маневр, когда моторы наши
остановились из-за бездорожья. Мы отра-
жали контратаки танков пехотными сред-
ствами, ибо истребительная артиллерия не
поспевала за наступлением. Мы научились
крошить оборону противника, имея ечи-
танные снарялы, ибо боеприпасы не пос-
певали в час боя к огневым позициям.

Пехота сумела подавлять легкими огне-
выми средствами — винтовкой, пулеме-
том, батальонным минометом—тяжелую ог-
невую оборону. противника. Мы вынесли
тылы на своих плечах. Мы на руках вы-
песли свою артиллерию. Духовное богат-
ство советских людей полностью востор
жествовало над величайшими трудностями,
пебедило стихию, повергло врага.

Так проявила себя Красная Армия пе-
ред лицом титанических трудностей;

Ну, а как же проявили себя солдаты,
офицеры, тенеральь ‘неменко-фапгистской
армии?

Одну из. немецких дивизий, попавших
нынешней весной под удар Красной Ap-
мии, мне приходилось встречать летом
1942 года. Эта дивизия запомнилась мне
по рассказам жителей, выделявших ее
солдат и офицеров, как 060бо наглых и
разнузданных подлецов. Они ездили голы-
ми на мотоциклах по улицам Элисты, в
непотребном виде плясали на улицах под
губные гармошки, бешено пьянствовали,
истребляли огромные количества мяса, ме-
да, сахара, пожрали всех кур и барашков
в округе, в пьяном «философском» азарте
доказывали, что еульба России и русских
сталь вечными рабами высшей расы —
германских господ. Они отметили свой

ПУТЬ раеправой нах тысячами стариков
и детей. Учительница средней шко-
лы в Элисте рассказывала. мне, как
офицер этой дивизии пыталея изнаси-
ловать ее и как денщик офицера за-
пер ее в квартире со своим пьяным х0-
зяином на ключ, и она стояла, держа
па руках шестимесячного ребенка, а офи-
цер то приставлял дуло револьвера к го-
лове младенца, то стрелял в пол, всажи-
вая пули у самых ног молодой женщины.

По ряду документов, попавших в наши
руки, но рассказам жителей и пленных
ярко и ясно рисуется картина поведения
этой дивизии в оборонительных боях.

Дивизия, потеряв после нашего удара
технику, транспорт, средства управления
и связи, отступала, охваченная ужасом ок-
ружения. Растерянность, почти паралич
охватил все звенья управления. Солдаты
бросали оружие и личные вещи. Офицеры
писали пространные кляузы, обвинения и
об’яенения. Они валили вину друг на
друга, на снег, на дожль, на глину, на
чернозем. Они жаловались на небб’ясни-
мую способность советской пехоты, кава-
лерии и пушек преодолевать бездорожье,
появляться внезапно, днем и ночью, вты-
лу немецких полков. Дух дивизии был
сломлен, внешний вид солдат жалок, 1о-
тери катастрофически велики. Ничем эти
остатки разбитой дивизии не напоминали
моторизованного соединения, рвавиетося
некогла на восток под черными знаменами
наглой, порочной стратегии и преступной
идеологии Титлера.

Линь в отном остались они еебе верны
до конца. Уходя из деревень, лишенные
возможности. угнать свою технику, они
подтягивали вилотную черные, зловещие
машины к белым украинским хаткам и
поджигали бензиновые баки. Так они и
стоят обгоревлиие, угромые остовы машин
рядом с погубленными ими белыми ломпе
ками. Это символ неменкого фапизма: поз
добно издыхающему скорпиону вонзает он
свое жало во всё живое, чтобы в смердя-

щей смерти своей погубить невинную
ЖИЗНЬ.

В десятках гигантских «котлов» и
«мешков»,

В <Тальных еетях окружений
истребляет Красная Армия многомиллиюн-
ную армию немецко-фашистеких злодеев.

Tex, кто  дерзнуя перейти нашу
границу и живым  ускользнул OT рас-
платы, Красная Армия настигнет в EX

логове.
Близится час окончательной побеты,

3-й УКРАИНСКИИ ФРОНТ. (0т наш,
снец. корр.):

АПРЕЛЬ,