$

#
14 мая 1944 г., воскресенье. № 114 (5794).

Опыт воспитания молодых
комсомольцев

В одном из своих выступлений М. И.  Молодому бойцу Рамазанову вначале
Калинин говорил: «Надо облегчить вход в  нелегко давалась учеба. Комсорг. роты но-
комсомол, надо, чтобы у вас на комсо- ручил комсомольцу Мурзаеву вести инди-
мольской паперти всегда были толцы видуальную воспитательную работу с быв-
жаждущих». шим чабаном. Мурзаев начал беседы о

Рост комсомола зависит прежде всего   советской молодёжи, затем стал читать
от примерности самих членов союза. Рамазанову газеты. В то же время посте-
Несоюзная молодежь смотрит на комео- пенно обучал его русскому языку. Через
мольцев, как на своих вожаков. А такой  некоторое время Рамазанов спросил, может
взгляд утверждается лишь тогда,  когда ли он быть комсомольцем. Ему ответили,
комсомольцы действительно являются пе- что в комсомол принимают лучших бой-
редзвиками как в 00ю, Так и в учебе. пов. Рамазанов стал еще лучше нести
Следовательно, укрепление авторитета ком-   службу, а потом и подал заявление о
сомольской организации увеличивает и  принятии его в ВЛКСМ.
тягу молодежи в ее Тяды.   Комоомольские руководители считаются

Почему в подразделении, где ком- с мнением командиров © достоинствах
coprom сержант Иванов, комсомольская  того или иного бойца, вступающего в ком-
организация растет из месяца в месяц? В   сомол. Зачастую на заселании бюро

сентябре здесь было принято 20 человек,   командир дает характеристику  бойцу
в октябре — 56 человек, а всего за 11 ме- своего отделения или взвода. Это воспи-

canes — 150 человек. Потому что здесь  тывает бойца и в то же время увеличи-
все комсомольцы являются примерными   вает чувство ответсявенноети командира
воинами. Здесь хорошо поставлена воспи-   за рост и качество рядов ВЛКСМ, прибли-
тательная работа. : жает командира к комсомольской органи-
Товарищ Андреев в своей речи на зации. В этом отношении показательна
Х с’езде комсомола говорил: «Не надо  работа лейтенанта Разумова, который
допускать того, чтобы  стиралась вся- стремится вовлечь в общественную работу
кая грань между  комсомольцами  и бойпов своего взвода. Он проводит беседы
остальной молодежью, не надо терять лицо  0 комсомоле и сообщает комеоргу ба-
авангарда молодежи, но в то же время и тальона тов. Лотоеву о бойцах,  достой-
не надо. eo и отрываться ©Т ных быть в рядах ВЛКСМ.
остальной массы. В этом смысле и должна
быть перестроена организационная работа, ee а ВИ бет
1 молодых бойцов начинается после приема
комсомола и особенно его первичных орга-   их в ряды союза.

низаций. Для этого должны быть исполь- Комсорг полка тов Королев при вруче

зованы всевозможные формы связи и во- б я
влечения молодежи в комсомольскую ра-  ВИЙ Оилетов коротко рассказывает © ге-
роической истории комсомола. Такая 00-

».
POR а среди несоюзной молодежи var  CT@HOBKA MPOMBBOAUT неизгладимое влечат-
уделяем 060бое внимание. Систематически
в частях и
доклады и беседы о зарождении комеомо-
ла, об участии комсомольцев в граждан-  ДАТЬ в бою с честью».
ской войне, в мирном, строительстве и  После получения билетов молодые ком-
особенно об участии комсомольцев в Оте-  СОМОЛЬЦЫ вовлекаются в активную внутри-
чественной войне. У нас не проходит ни   СОЮЗНУЮ работу. Многие из них работают
одного доклада,
приглашения несоюзной молодежи. RPYAROB, редакторами газет.

Рассказы ® героических подвигах ком-  Даются поручения — прочитать

сомольцев и беседы © наградах, получен-  ИЗ газеты или книги. Недавно принятый собили электродрели,

ных комсомолом, дают несоюзной молоде- 8 члены ВЛЕСМ боец Терехов взялся mpo-
жи понятие о том, что комсомольцы —   Вести беседу с бойцами о героях-комео-
передовой отряд нашей страны, дупюй и   Мольцах. Он никогда не выступал публич-

ление. Молодой комсомолен Акопян, полу-  (От
чая билет, несколько раз поцеловал его и  слет изобретателей и рационализаторов
подразделениях проводятся , :
а дал клятву «звание члена ВЛЁСМ отрав-   зоенных железнодорожников.

КРАСНАЯ

В детском саду № 1,

Фронтовой слет рационализаторов
и изобретателей воинов-

железнодорозаников

1-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 13 мая.
наш. корр.). Состоялся фронтовой

`Присутствовавшие на’ слете бойцы, сер-
жанты и офицеры железнодорожники
рассказали о своих изобретениях и рацио-
нализаторской работе.

Ценкые  рационализаторские  мероприя-

ни одной беседы  без АТГИТаторами, руководителями или членами  тия были проведены в М части, Здесь для
Некоторым   сверловки
статью   установили на ней дизель-мотор, приспо-

рельс использовали  дрезину,

в результате чего

значительно ‚повысилась

ЗВЕЗДА

i Фото старшего лейтенанта В. Гордеева.

ДЕТИ ФРОНТОВИКОВ

С наступлением теплых весенних дней
оживленно стало в скверах и парках Мо-
сквы. В утренние часы их заполняют ма’
лыши. Они бегают, играют, резвятся. Но
вот близится обеденное время. Вереницей
В сопровождении воспитательниц направля-
ются ребята в детский сад, пде они про-
водят весь день.

В столице таких детских садов много.
Зайдем в один из них и познакомимся <
жизнью ребят в возрасте от 3 до 7 лет.

Вот детский сад № 1, разместившийся в
двухэтажном особняке. Заведует детсадом
опытная воспитательница, 25 лет работаю-
йтая по этой специальности, Зинаида Бори-
совна Виолентова. Ее обступают ребята.

эффективность   Отцы этих детей на фронте, матери рабо-

сверловочных ‘работ. Инженер-майором Гар- тают на производстве.

цуновым разработан способ прожигания
выр в рельсах путем применения вольто-

телом преданный своей партии, любящий   Но и очень боялся за свое первое. выступ-  вой луги.

свой народ, готовый во имя Родины от-  ление. Комсорг помог ему подобрать лите-

Рядсвсй Савельев сконструировал ключ-

дать свою жизнь. Такая пропаганда подни-  ратуру и, прослушав его наедине, дал ряд  Трещотку, ускоряющий вдвое процесс ра-

Maer авторитет комсомола. Юноша  счи-  советов. После этого Терехов провел бесе-
тает великим счастьем быть членом   ду, которая бойщам очень понравилась.
ВЛЕСМ. Во время одной из таких бесед
красноармеец Сердюк сказал:

боты по сбалчиванию ‹стыков рельс, капи- ,

тан Назаренко сконструировал станок по
изготозлению путевых накладок. Инженер-

У нае не было почти случаев, когда подполковник Осипов предложил исполь-
бы молодой комсомолец нарушал-воинскую   зозать для резки рельс электропилу, дей-

— Я не комсомолец, но я понял, что   дисциилину. Так, в батальон, где коусор-  ствующую от трансформатора сварочного.
комсомол — это воспитатель нашей мо- гом тов. Ткаченко, прибыл красноармеец   агрегата.

лодежи, который дал из своей семьи свы-   Сахаров. Он решил, что ему, как Фрон-

Много ненвых рационализаторских пред-

ле 500 Героев Советского Союза, который   товику, будут льготы в учебе и дисции- ЛОжений было внесено другими вогиеми-

воспитал Зою  Космодемьянокую,  моло-  лине. Товарищеские беседы, а иногда
догвардейцев, Матросова и многих других   жесткие требования в конце концов ока-
бойцов. И ноэтому я хочу быть в рядах  зали влияние на Сахарова, он стал замет-
комсомола. 5 4 но исправляться. Комсорг зовлек ею в

Для усиления связи с несоюзной моло-   общественную работу: Его стали” пригла-
дежью мы вовлекаем молодых бойцов в шать на открытые комсомольские
работу комсомольской организации,
глашаем их на открытые комсомольские   вые была занесена на лоску отличников.
собрания и проводим вечера художествен-  Часть красноармейцев, принятых нами
ной самодеятельности. Многие из них под в комсомол, работает сейчас на руководя-

собра-   телеграфу).
при-   ния. Через месяц фамилия Сахарова впет-   офицера Токарева под командованием стар-

И железнодорожниками.

Искусный поиск

„КАРЕЛЬСКИЙ ФРОНТ,
Разведгрупна

13 мая. (По
подразделения

шего сержанта Колесова провела искус-
ный поиск и захватила в плен ‘немецкого
ефрейтора.

Оборона противника

на этом участке

воздействием комсомольской массы стано-   щей комсомольской работе и хорошо © ней фронта представляет собой сильно укреп-

вятся передовиками
ны, участвуют в общественной‘ работе.

Так, например, красноармеец Рамазанов  ся комсоргами рот и батальенов.
прибыл в часть из горного аула Дагеста-
на. До службы в армии он работал чаба-

учебы и дисципли-  справляется, как, например, тт. Шалато- ленные позиции с хорошо развитой систе-!-
нов, Руденко и Клочков, которые являют-   мой траншей, Весь передний край против-

ника прикрыт системой плотного огня.

ном, не знал русского языка, не читал
газет. ;

Большой популярностью среди BOeHHO-
служащих и гражданского населения поль-
зуется выставка образцов трофейного во-
оружения в Москве.

За время существования выставки ее по-
сетило более трех миллионов человек; на
ней побывало около 10.000 экскурсий.

Разведчики заранее подобрали об’ект

Старший лейтенант Г. СИБИРЯКОВ, нападения. Это был выдвинутый вперед
полевой караул, связанный траншеей с

помощник начальника политотаела   „.зодным Биби пункчом: `СИоредя и
Н соединения по комсомолу. кругом караула были минные поля. Для

ТРИ МИЛЛИОНА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Выставка систематически пополняется но-   младшим
выми экспонатами. Недавно ¢ фронта по-  тельно бросилась вперед и захватила
германские   мецкого ефрейтора. :

лучены, например, тяжелые
10-ствольные минометы, колесо-гусеничные
мотоциклы, 10-тонные грузовые автомаши-
ны, разнообразные оптические

KT, д.

приборы Разведчики

того, чтобы незаметно выйти к об’екту,

наши бойцы зашли < тыла и, вплотную.
подойдя к посту, пустили в ход гранаты..
Затем захватывающая группа во Главе <
сержантом Слоненским стреми-’

не-

Нападение было настолько неожиданным,
что немцы даже не успели открыть огня.
благополучно вернулись в
часть.

Развертывание артиллерии на @ронте прорыва

Итея массированного применения артил-
лерни достигла высокой стадии развития
уже к концу первой мировой войны, когда
использование артиллерийских масс в це-
лях прорыва позиционных фронтов стало
тоеподствующим принципом во всех вою-
ющих армиях. Плотность артиллерийских
средств в этот период характеризуется
небывалыми ранее цифрами. Так, напри-
мер, в сражении за Верден в 1917 году
французы развертывают по 34 батареи на
километр фронта, при наступлении во
Фландрии они увеличивают эту цифру до
38 и, наконец, до 40 в сражении у Маль-
мезона, где со стороны французов участ-
вовало 55—60 тысяч пехотинцев при под-
держке 90. тысяч артиллеристов!

В нынешней войне, несмотря на огром-
ное развитие танков и авиации, артилле-
рия, как средство прорыва, нисколько не
утратила своего значения. Если взять В
тех же выражениях плотность артилле-
рийских группировок в ретающих опера-
ниях Красной Армин на советско-герман-
ском фронте, как битва 3a Сталинград,
Куреко-Белгородское сражевие и многие
другие, п сопоставить ее с цифрами, при-
веденными выше, то окажется, что всё до-
стигнутое в нрошлом сейчас намного

превзойдено,

Разумеется, развертывание громадного
количества артиллерийских средств на те-
сном пространстве сопряжоло с большими
педготовительными работами организацион-
ного и технического характера, которые
делжна проделать артиллерия наступаю-
шей стороны перед ретителеным штурмом
позиций противника. В частности, наде
изыскать и подготовить пути подхола “K
месту сосредоточения, выбвать и оборуде-
вать огневые позиций и наблюлательные
пункты. подвезти боеприпасы, установить
батареи ‘на место, организовать управление
иг. д.

Но дело не только в этом. При подготов-
К^ к прорыву настувающих крайне важ-
но сохранить за собою преимущество вне
запноети. Между тем, при нынешнем уров-
не развелывательной техники добиться ее
очень трудно. Такие значительные об ек-
ты, как крупные стапции выгрузки, про-

изводетво инженерных

работ на местно:

сти — всё это легко может быть обнару- дарм представлял

жено наблюдением противника.

с0бою  изолированную
позицию и сообщение с ним поддержива--

Можно заралее предсказать, что атака, лось только водой. Поэтому вею артилле-

которую противник ожидает, будучи оеве-
домлен, когда она начнется, где эудет
направление главного удара, какие сред-
ства собирается использовать  наступаю-
щий, — наверняка булет неудачной.

Разгром немцев под Курском может слу-
жить. прекрасной иллюстрацией этого поло-
жения. Конец зимы и всю весну германское
командование тщательно готовилось к дан-
ной операции, сосредоточивая огромный
уларный кулак. Хотя немцы и старались
скрыть свои замыслы,  еднако нашему
командованию стало известно всё ® плане
вражеского наступления. За несколько ча-
сов до атаки, намеченной немцами, наша
артиллерия произвела мощную контрнодго-
TOBKY. причинивтую войскам, сосредото-
чившимея для атаки, и их артиллерии
ужасающие потери. Немцы отлично поня-
ли, что внезашноеть им не удалась. Веё
же, подчиняясь необходимости бороться за
инициативу, они решили начать наступ-
ление и сохранили при этом в общих чер-
тах прежний илан действий. Катастрофи-
ческие для противника последствия
Курско-Белгородекой операции хорошо
известны.

Значение внезалности исключительно
велико. Но что же нужно для того, чтобы
выиграть это решающее условие успеха?
Цало добиться, чтобы вея необходимая под-
готовка была выполнена спрытво. Поучи-
тельными в этом отношении являются дей-
ствня артиллерии ФЛенинградекого фронта
в период подготовки к полной ликвидации
блокады города. 3

По замыслу нашего командования про-
рыв обороны немцев, державших в осаде
Ленинград, был намечен к юго-западу от
города. Первым актом сражелия являлось
окружение и уничтожение петергофеко-
стрельненской группировки противника
рассекающими уларами из районов Пулко-
во п Ораниенбаума. В этих двух пунктах
и 1олжна была  сосредоточитьея артилле-
рия. Слелует указать на специфическую
особенность при подтягивачии артиллерии
усиления в район сосредоточения примор-
eked группы.

Известно, что Ораниенбаумекий плац-

Вию для усиления приморской грунппиров-
ки предстояло перебросить водным путем.
Сложноеть перевозок усугублялась тем,
что пристань погрузки (городской порт) и
пристань выгрузки (Ораниенбаум), а так-
же и волная коммуникация обстрелива-
лись артиллерийским и иинометным огнем
противника.

План перевозок водным путем был про-
низан стремлением к строжайшей окрыт-
ности. Прибывающие артиллерийские ча-
сти усиления выгружались в разных пунк-
Тах за чертой Ленинграда и рассредоточи-
вались в местах, скрытых от воздушного
наблюдения. Затем во ночное время рас-
члененным порядком, преимущественно по-
батарейно, ломаными маршрутами, они
проходили через город. Точно в назначен-
ный час подразделения прибывали в порт,
где под руководством постоянных офице-
ров-инструкторов сразу же производилась
погрузка на легкие баржи, буксируемые
мелкими пароходами или военными суда-
ми. Скопление в порту войск, не подлежа-
щих переправе в данную ночь, не допу-
скалось.

Рейсы барж планировались с расчетом,
чтобы в течение ночи отвезти подразделе-
вия, выгрузить и вернуться обратно в
порт. Переправленные войска обязаны бы-
ли еще в темноте покинуть пристань вы-
грузки и укрыться в районах с ветест-
венными масками. Таким образом днем
пристань снова становилаеь пустынной ий
«необитаемой». Последующее движение пе-
реправленных войск в район соередоточе-
ния совершалось также ночью. Вынолне-
ние предписанных правил всюду строго
контролировалось ответственными предста-
вителямн высших артиллерийских штабов.

Особое затруднение артиллерийским ча-
стям пришлось преодолевать при инженер-
ном обеспечении развертывания на Пул-
ковеком плацдарме, где совсем отсутствуют
учаеткя с естественными масками, необ-
холимые лля позиционных районов бата-
рей. Противник находился здесь в более
благоприятных условиях. Повышающийся
в ео сторону оельеф местности с господ-

Матери приводят своих детей в детсад,
когда идут на работу, и приходят за ними
вечером. Если мать работает в вечернюю
смену, ее ребенок находится в детском
саду круглые сутки.

Но утрам ребенок после осмотра его
врачом надевает халатик и направляется в
свою группу. Каждый воспитанник имеет
свой шкап, где хранятся его полотенце,
салфетка. Вот идут Светлана — дочь офи-
цера’Лакеева, Вова — сын офицера Куша-
ка, маленький Саша и подвижной Витя —
дети офицера Батурина...
‚Дети проводят время весело и инте-
ресно. Они хорошо питаются. В день, ко-
гда мы посетили ребят, на завтрак им но-
дали сливочное масло, кашу, слалкий кофе.
После завтрака дети рассыпались по мно:
гочисленным уголкам дома. Всюлу масса
игрушек. В детском саду ребята всесто-
ронне развиваются, они рисуют, лепят, слу-
шают ‘рассказы, играют на музыкальных
инструментах. У детей свой -комнатный
огород, оранжерея, много цветов, есть

Вышел из печати № 4 журнала «Тыл и
снабжение Красной Армии». gee

Журнал открывается статьей «Матери-
альное обеспечение армейской  наступа-
тельной операции» полковника Е. Петренко.
Организации и ‹службе тыла посвящены
  акже статьи: гвардии генерал-майора
ийтендантской службы Т. Кобзарь «Тыл
Армин при наступлении на Харьковском
направлении», полковника  меднцинской
службы: К. Варшавского «Лечение легко
-ваненых и больных в армейском тылу».
`В разделе «Военное снабжение» напеча-
таны статьи: «Очередные задачи полевых
военторгов». (автор генерал-майор ПИ. Ko-
четков), «Дополнительные источники про-
довольствия» (инженер-капитан. И. Фастов-

ствующими высотами позволял неприятелю
проематривать ‘всю глубину нашего pac-

положения. В таких тяжелых условиях

нужно было разместить самую мощную по
плотности расположения группировку ар-
тиллерии,

Конечно, па такой местности нельзя
совершенно скрыть от противника развер-
тывание громадного количества батарей с
неизбежными при этом подготовительными
работами. Но остаетея возможность органи-
зовать аналогичные рабогы повсюду, т. е.
как бы готовить весь фронт к большому
наступлению. В этом случае противник
будет дезориентирован. Он не сумеет вплоть
ло начала действий определить район, от-
куда ему будет нанесен главный удар.
Как раз эта идея была мастерски осуще-
ствлена на Пулковском участке фронта.

‚Какую же реакцию вызывает у немцев
новееместно развернутая подготовка к на-
ступлению? Ответ на этот вопросе можно
найти в приказах и донесениях немецкого
командования, попавших в наши руки. В
декабре армейское командование специ-
альной директивой, обращая внимание ко-
мандиров немецких частей на важность
разведки, констатирует: «Опыт показал,
что -русские умеют искусно маскировать
свои наступательные намерения и сосредо-
точивать крупные силы на направлениях
главного удара». Директива требовала
«употребить все силы и средства» для
определения фактических районов группи-
ровки наших сил.

Действительно, немцы активизировали
разведку, организуя ночные поиски, мест-
ные бои, разведывательные полеты, наб-
людения с аэростатов и т. д. Однако, если
судить по документам неприятеля, резуль-
таты их усилий были далеко не утеши-
тельны, Небезынтересно в этом смысле
денесение командира 10 немецкой авид-
полевой дивизии разведывательному отделу
армии: «Можно сделать вывод, — пишет
немецкий генерал, — что противник под-
копами к нашим позициям, строительством
новых дорог к переднему краю, устройст-
вом проходов в минных полях, оборудова-
нием огневых позиций планомерно гото-
вится к наступлению. Время ожидаемого
паступления, район, откуда будет нанесен
главный улар, и точное наличие сил про-
тивника еще не ясны». Заметим, что ди-
BIGHA 9TOFO генерала через несколько дней

‘только любовно и заботливо ухаживают за

` ЖУРНАЛ «ТЫЛ И СНАБЖЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ» № 4

‹ Смелые эвакуаторы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 мая. (0%
наш. корр.). На-днях подразделение гвар-
дии старшего лейтенанта Цветкова ма-
стерски эвакуировало из нейтральной зоны
самоходную пушку.

Более месяца экипаж в составе 6 чело-
зек под командой лейтенанта Березина
каждое утро скрытно пробирался к Nye
ке. Бойцы входили во внутрь машины и,
 закрыв люки, производили ‘ремонт до’ на-
сгупления темноты. Экипаж фаботал ocTo-
рожно, без шума. Когда нужно было, бой-
цы подразделения Цветкова открывали пу-

4 леметный и минометный огонь по траншеям
врага и заглушали стук работавших в ма-
шине.

Так продолжалось болыше месяца. Нако-
нец, пушка была полностью восстановлена,
надо было вывести ее из нейтральной зо-
ны. Прямо на наш’ передний край машина
1не могла пройти, так как впереди было
болото. Оставался один выход — провести
пушку через передний край противника.

Решено было эвакуировать машину во
время действия нашей разведки. Под при-
крытием огня’ бойцы подразделения офи-
цера Цветкова внезапно ворвались в тран-
шею врага и завязали бой. Разведчики
уничтожили в траншеях 30 гитлеровцев и
захватили в плен раненого немецкого. сфи-
цера < документами. Во время боя экипаж
самоходной пушки ‘благополучно вывел
машину через передний край противника в
расположение нашей части.

Учебные сборы офицеров
авиационного тыла

кролики, птицы в клетке, аквариумы. Дети  М ГАРНИЗОН, 13 мая. (От наш. корр.);
регулярно занимаются физкультурой. Мно- Сюда на сборы прибыли начальники шта-
го внимания уделяется музыке и пению. б0в батальонов аэродромного обслужива-
Имеется джаз-оркестр, которым дирижи- НИЯ, аэродромов специального назначения
рует.сын старшего лейтенанта Попова. Де- И аэродромно-инженерных батальонов ВВС
ти постарше, б—7-летние, учатся читать, Московского военного округа. Слушатели
neat, cantare, сборов изучают опыт, накопленный за го-

Перед обедом -- прогулка на воздухе.  ДЫ Отечественной войны по тактике тыло-
Сегодня на обед мясные щи, жаркое, ком- вой подготовки ВВС, тактике наземных
пот из сухих фруктов; Пообедав, ребята  РОЛОВ войск, матернальную часть самоле-
расходятся по спальням, укладываются в  108 И моторов, боеприпасы, авиавооруже-

=. ние и -др.. , -
свои кроватки < чистым белоснежным бель-

ем. После сна детям подают молоко и бе-  Занятия на сборах ведут преподаватели
oo военных академий и училиш, руководящие

2 чыеаианицы работают Вомоодельйй: работники ВВС Московского военного ок-
цы Л. Виноградова, М. Копалина, руга‚ Нанбольшее количество учебных чз-
. ’

сов отведено практическим занятиям в
Ю. Аманова, Э. Залкинд и . Они не а
a é д др. обстановке, максимально приблеженной к

боевой.

детьми фронтовиков в детском саду, но и
посещают семьи ребят.

`В детском сзду имеется интересная вы- Спортивные состязаниа
ставка, посвященная переписке фронтови-
ков < их детьми. Бойцы и офицеры пи-  Сегодня в. Москве состоятся интересные
шут и воспитательницам детского сада. спортивные состязания. На 11-м километре
«Мы сейчас на фронте, — пишет в своем   Киевского шоссе в 13.00 состоятся велоси-
письме гвардии подполковник Кушак, по- педные гонки. Дистанция для мужчин —
сетивший во время своего пребывания в 25 километров, для женщин — 15 кило-
Москве детский сад № 1, — громим метров. Среди спортсменов — участников
гитлеровских бандитов. Каждый из нас В  велосипедных гонок — офицеры Зайцев,
свободную минуту всегда вспоминает © Грищенко, Туранов; Прошин и др.
своей семье, особенно о детях. Я расска-  В 12.00 в Пролетарском бассейне нач-
зывал боевым друзьям O вашем детском нутся соревнования по плававию, в кото:
саде, о его чистоте, порядке, внимании! рых будут участвовать лучшие пловцы
руководительнин... Пишите мне, и я буду зоенных академий.
читать ваши письма своим товарищам. Они! На стадионе *Сталинеп» встретятся: фут-
будут знать, как’ наши дети живут’ и ра-  больные команды ЦДКА и «Спартак».
стут в детском <алу. Это поможет нам  Футбольный матч представит большой спор-
еще лучше бить врага». тивный интерес, так как в прошлое воскре-
Таких детских садов в Москве более  <сенье эти команды сыграли вничью.
шестисот. В них воспитываются десятки : Е
тысяч детей советских воиноз.

Отзывы бойцов о романе
«Они сражались за родину»

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 13 мая.
ский), «Работа полевой хлебопекарни в (По телеграфу). С большим интерёсом
движении» `(инженер-майор, профессор   бойцы и офицеры читают главы из романа
Н. Сабуров, инженер-майор, кандидат тех-  Мих. Шолохова «Они сражались за роди-
нических наук Н. Назаров), «Тонкостенные  ну». Красноармейская газета «Красный
кирпичные своды двоякой кривизны» (ин- стрелок» опубликовала ряд отзывов чита-

*

женер-майор А. Гришин, инженер-майор
Л. Лебедев), «О чертежах Технического
комитета и стандартизации деталей» (инже-
нер-капитан В. Моисеев).

В разделе «Военные перевозки» напеча-
таны статьи: «Повышение пропускной спо-
собности однопутных прифронтовых ма-
гистралей» имженера К. Тихонова,
«Весенние переправы» — инженер-майсра

Ю. Купревич, «Дорожная служба фронта
при наступлении» — полковника Г. Донец,

была разбита вдребезги при первых же
наших атаках.

Ничего не могло понять толком и вы-
шестоящее командование. Причиной тому
явилось, очевидно, то обстоятельство, что
к наступлению готовилея Bech фронт и
аналогичные донесения поступали герман-
CKOMY командованию со всех участков
обороны. Конечно, но этим донесениям
было трудно составить истинное сужде-
ние относительно намерений наступаю-
щих. Немцы действительно вплоть до
начала атаки не знали, Когла и где бу-
дет нанесен решающий удар.

Прием артиллерии усиления во многом
облегчался тем, что позипионные районы
в основном были освоегы частями, нахо-
дившимися здесь в период стабилизации
фронта. Заблаговременная подготовка этих
районов позволила артиллерии
образом использовать их в интересах бы-
строго и скрытного размещения.

Заслуживает быть отмеченной следую-
щая предусмотрительность нашего коман-
дования. Задолго до прибытия частей
усиления все батареи, стоящие в этом
районе, получили указание: подготовить
по 2—3 запасных огневых позиции и
столько же наблюдательных пунктов 6
полным учетом всех требований. Никто
из офицеров-исполнителей не имел пред-
ставления 9. том, с какой целью готовятся
позиции и когда их нужно занимать.
Конечно, в дальнейшем все эти позиции
заняли батареи усиления.

Установка батарей на огневые позиций
производилась в самую последнюю очередь,
после того, как боевые позиции были
полностью оборудованы, снаряды подвезе-
ны, данные для стрельбы’ подготовлены,
‘связь. с наблюдательными пунктами уста-
новлена ит д. Перелвижение артилле-
рийских подразделений < выжидательных
районов на огневые позиции осуществля-
лось исключительно ночью, при тщатель-
ной организации мер свето-звуковой мас-
кировки. Во избежание образования Ha
дорогах пробок и. в целях скрытного и
быстрого перемещения 060б%е внимание
при планировании передвижения  уделя-
лось распределению путей подхода и ор-
ганизации комендантокой службы. Каж-
дому подразделению устанавливался опре-
деленный маршрут и график движения е
указание сроков выступления,  прибы-
тия в назначенное. место, окончания pa-

лучигим.

телей об этих главах. На-днях Мих. Шо-
‘лохов прислал на имя редакции письмо, в
котором говорится: «Вы доставили мне
большую радость, прислав отзывы на от-
рывки из романа. Для меня эти короткие
отзывы дороже больших критических ста-
тей. Убедительно прошу и внредь, если к
вам будут поступать отзывы на публикуе-
мые главы, направлять их мне по алресу
редакций «Красной звезды» и «Правды».
От всего сердца желаю читателям вашей
газеты больших ‘успехов и счастья».

бот по установке орудий на позиции.
Начиная с места выступления и вплоть
до огневой позиции, батареи сопровожда-
ли специальные проводники — представи-
тели  комендантской службы. Словом,
предпринималось решительно веё, чтобы
перемещение осуществлялось самым орга-
низованным образом.

Материальная часть, установленная на
позиции, тщательно маскировалась.  Ба-
тареям усиления, занявшим свои пози-
ции, ни под каким предлогом He paspe-
шалось обнаруживать себя огнем вплоть
до начала решительных действий. В
дневное время на огневых позициях за-
миралю всякое движение. Установленный
режим повседневно контролировали пред-
ставители штабов и  комендантекой
службы. ace -

В намеченный командованием срок все
подготовительные мероприятия были 3за-
кончены. Огромная масса артиллерии была
готова к внезапному удару.

Успех выполнения скрытного сосредото-
чения крупных артиллерийских Macc
обеспечили прежде всего разумная орга-
низация развертывания артиллерии Ha
фронте прорыва, четкая система дезориен-
тации противника, искусное выполнение
подготовительных работ и, наконец, тша-
тельная маскировка размещения батарей.
Всё это вместе взятое позволило дер-
жать противника в неведении относитель-
HO замысла наступающих. 06 этом roBo-
рят такие факты огневой деятельности
противника: в ноябре немцы выпустили
26.650 мин и снарядов по данному
району, & в декабре, т. е. в самый раз-
гар подготовки к ‘наступлению, чигло
выпущенных снарядов упало до 15.146.
Ослабление огневой деятельности в пе-
PHOT, предшествующий атаке, дает право
утверждать, что неприятель не догадывал-
ся о районе сосредоточения наших 06»
HOBHBIX CHI. се *

В первых’ числах января  германекое.
командование, желая, видимо,  приоб+т-
рить свои ‘войска; не раз писало о н6-

преодолимоети стального кольца вокруг
Ленинграда: В то же время в районах
Пулково и Ораниенбаума тысячи  совет-

ских артиллеристов, напелив своп орулия
в самое сердце немецкой обороны, © не-
терпением ждали сигнала, чтобы cMep-
тельным ударом возвеетить начало побе=
доносной Ленинградской операции.

Майор Г. МЕНЬШИКОВ.