oe

‚ «Он всюду пройтет».

; 13 вая 1944 г., вторния. №

115 (5795),

== Sere

(Or специального корреспондента’ «Красной звезды»)

Оставив у причала лодку, мы поднима-
ech UO узкой тропинке в ‘Торы, порос-.
шие лесом. За высоким хребтом слышатся
раскаты орудийных выстрелов. Офицер

связи лейтенант Еремин, ‘отлично знаю-
щий обстановку на этом участке; об’ясня-
ет причину. стрельбы;

— Не иначе, как наши по’ немецким
иапинам бьют. Тут неподалеку шоссе
проходит.

Перевалив через гору, дорога спускает-
ся к широкой долине. Деревья редеют, и
перед глазами открывается зеленый ковер
лу с громадами обробших мхом  кам-
ней. Влево и вправо снова лесистые  то-
ры, отвесные стены екал. Воевать здесь
очень трудно. Однако наши бойцы, сер-
жанты, офицеры успели присмотреться к
новой местности. Они действуют в горах
зак же сноровието, как и на равнине.

...Грунпа, которую возглавлял старший
сержант Ситников, награжденный ордена-
ии Славы и двумя медалями,  дви-
нулась далеко в горы, чтобы кружным
путем выйти к 10сее и разведать, какие
силы подтягивает противник к передовым
позициям. Раныше чем отправиться в
путь, Ситников есмастерил так называе-
мые «кошки», которые теперь можно
встретить в любой части, сражающейся в
горах. «Кошка» — это большой металли-
ческий крюк © прикрепленной к нему ве-
ревкой. Ез забрасывают на вершину ска-
лы, зацепляя за какой-нибудь выступ
пли за дерево. Боец © помощью «кошки»
взбирается наверх и основательно за-
крепляет ее. Потом он прицепляет новые
«кошки», чтобы сразу несколько человек
могло подняться из ущелья,

Ситникову три раза припьлоь забрасы-
вать «кошку», прежде чем он достиг та-
кого места, где можно было свободно пе-
редвигаться. Самое трудное в этом леле—
поднять наверх первого бойца. Он может
сорваться, если «кошка», неудачно за:
брошенная, зацепится непрочно. А сту-
пеньки, которые обычно вырубаютея для
пох’ема, нельзя было сделать: даже кирка,
не говоря уже о малой саперной лопате,
не брала кремниетую породу.

Приложив все усилия, Ситников co
своей группой все-таки добрался до шос-
сейной. дороги. Несколько раз’ его бойцы,
укрываясь среди деревьев, проходили: взад.
и вперед близ дороги, > наблюдая за
движением неприятельских машин. Перед
уходом в обратный путь (это было на
третьи сутки) Ситников ‘решил нанасть
Ha колонну пехоты - противника, остано-
вившуюся на привал. Короткие очереди
автоматов были подобны грому среди яс-
ного неба и вызвали большой переполох
в. колонне. Ошеломленные- вражеские сол-
латы бросились бежать в разные стороны.
Сам Ситников точно из-под земли вырос
перед олним  унтер-офицером и увел
ео в чащу ‘леса. Протяжный свист
возвестил 06 отходе к условяенному месту;
‚Куда вскоре. собрались. все. бойцы. группы.
Ситников. привел в: свою чаеть пленного,
лавшего ценные показания. Да и сам
старший сержант, бывалый разведчик,
собрал сведения, которые’ сослужили боль
шую службу командованию.

Небольшие группы наших разведчиков
стали грозой для противника в предгорь-
ях Карпат. Пользуясь тем, что здесь по
условиям местности много скрытых пу-
тей через линию фронта, они пробирают-
ся в такие места, которые неприятель
ститает своим глубоким тылом. Схватки

«языков», причем наполовину из офицер-
ского и унтер-офицерского состава.

интересующего ‘нас
начальник разведки этой части. — Вот,
например, вчера наши орлы  доетали
«языка» из одной. роты, а соблав ее нам
уже известен. ° Требовалось  установить
расположение другой: Разведчики тут
же тщательно допросили пленного, и тот
сказал, кто у его роты ©0еед справа, кто
слева. Поиски ‘возобновились, ‹ и наши
бойцы еще привели сразу двух солдат. `

Бывает, что резведчики не возврашща-
ются по целым суткам. Это вызывает
беспокойство командиров: ведь занае пи-
тания, который бойцы берут © собой, He
так уж велик. Но самих разведчиков это
как будто He слишком беспокоит. «Ham
бы побольше патронов ‘ла гранат», —
отзываются они. Дело в том, что разведы-
вательные группы нередко. встречают на
цорогах неприятельские. обозы. в провнан-
том. Внезапный удар, и 0603 B их руках.
Они захватывают в плен оторопевиеих
обозников и берут, еколько нужно, про-
JOBOIBCTBHT. С :

...Отрельба окончилась за несколько
минут до нашего прихода. Артиллеристы
поднимают опустившиеся во время боевой
работы  маскировочные сетки, ADY RHO
бьют банником по пыжу, загнанному в
канал ствола. Привести: в порядок мате-
риальную часть — прежде всего: Стау-
ший на батарбе лейтенант Кажников вы-
зываетея проводить нас к наблюдательно-
му пункту. :

Вот и наблюдательный пуякт . коман-
тира батареи. Старший лейтенант Бурав-
лев. отличный мастер артиллерийской
стрельбы, поднимается нам Яавстречу. Он
расположил свой пункт на высокой горе.
Здесь на верхушках двух сроспгихея де-
ревьев укреплена площадка.

_ — Прошу посмотреть, — приглазоает
командир батареи. — Результаты сегодня
не слишком большие. Лодбито всего толь-
ко четыре маниины © боеприпасами. А в
прошлый раз было семь, и еще тогда пе-
редавали, что из пехотном прикрытия
было уничтожено восемнадцать солдат.
Сколько сегодня, скоро ‚узнаем. Сейчас
в тот район пошли ваши разведчики... -

В стереотрубу виден большой участок
пюссейной дороги. Действительно, ва. пей
стоят сейчас четыре уже обгоревших ав-
томатины. Буравлев, вематриваясь впе-
ред, говорит:

— Наблюдательный пункт надо обяза-

тельно менять. Противник стал осторожен.  *

Днем машины здесь ‘редко появляются,
больше ночью. Думаю перейти вон ту-
та...

Он показывает на гору,
вдалеке. и 2

.. Да, воевать злесь нелегко. Но каж-
Wad боевая деталь на этом горном учает-
ке фронта — и площадка для тяжелых

синеющую

гаубиц, оборудованная © огромным. трулом,  ‘

и вражеские машины, сожженные артил-
Леристами, и подвиги неутомииых развед-
чиков, — 8в66 это неопровержимо свидё-
тельствует, что врагу не укрыться и за
горами. Наши люди пришли сюда; чтобы
разгромить гитлеровцев, ‘и ‘они 910

сделают.
Майср И. АГИБАЛОВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Государственный литературно-художественный музей
имени Тараса Шевченко в Харькове

_ ХАРЬКОВ, 15 мая. (ТАСС). Осенью
1941 г. все ценности центрального музея
и уартинной галереи нм. Шевченко были
вывезены нз Киева и Харькова в восточ-
ные районы Союза,

Недавно LK КП(б)У и Совнарком
Укранны приняли решение об организации
в Харькове Государственного литературно-
художественного музея ‘им. Тараса Шев-

Вечер был до того тихий и кроткий,
что даже шумный Гавришко, командир
танкового батальона, который до этого
тромко спорил с начальником тыла брига-
ды, выйдя на крыльцо, сразу притих. С
Барпатских гор тянуло вечерней  прохла-
дой. Выпуклые, отчеканенные в чистом и
ясном небе дымчатые облака лениво за-
стыли над темными вершинами далеких
гор. Мы внимательно посмотрели на гвар-
дии майора Гавришко. Его загорелое лицо
дышало спокойной силой. Глядя на коре-
-настую, казалось, вросшую в землю фи-
гуру майора, мы вспомнили ‘отзыв генера-
ла Катукова 90 этом офицере-гвардейце:

Вдали нарастал артиллерийский гром,
как будто там, в Буковинских лесах, про-
шла весенняя гроза. :

Мы вошли в дом © голубой верандой.
Тавришко по карте стал рисовать боевой
путь батальона за Прутом. Он вынимал
один яист за другим: = батальон“ прошел
с-боями несколько сот километров. От
этих потемневших, забрызганных ‹ грязью,
потертых на сгибах листов карты Besar
дыханием весенних наступательных боев.
На одном листе гвардии майор несколько
задержался.

— Вот тут мы прорывали немецкую
оборону, — он показал отметку на реке,
патом обвел карандашом маленькую тоз-
ку на карте и сказал: — А вот тут, в
атом селе, я’ нашел свое   счастье  -— жену
и сына, которых я потерял ‘22: лиюня
1941 года. — Его широкая лалонь вплот-
ную подошла на карте к Пруту. Он ска-
зал медленно, задумчиво: -— А здесь ис-
полнилась моя мечта -— я вернулся на
свой старый рубеж...

Он помолчал, потом вынул из планшета
г положил на боевую карту, где был на-
несен старый рубеж обороны, маленький,
посветлевший от времени снимок. С фото-
графии на нас глядела молодая женщина
в берете й малыш с насупленными оровя-
MH.

a Sa Se es ee

ченко. Для музея выделено ‘одно ‘из
красивейших зданий города. Здесь
будет собрано свыше’ 5 тысяч ‘картин,

скульптур, образцов художественной кера-
мики, ковров, гобеленов и других предме-

тов украинского . народного ‹ творчества.
Сюда передаются все экспонаты, ранее
находившиеся в центральном музее им.

Шевченко в Киеве и в Харьковской кар-
тинной галерее.

= at?

Аомандир батальона.

— 910 моя жена и сын Валерий, —
сказал Гавришко @ гордостью. 2

Весна застала гвардии майора Гавриш-
ко на Пруте. Это была его третья военная
весна, В первый день войны, 22 июня; он
на рассвете по боевой тревоге’ сел в
танк, даже не успев проститься с женой и
сыном. Он дрался на Пруте, на Днестре,
потом он воевал под Москвой, потом танк

Он искал свою семью по всей. России, поз
сылал запросы, но ответы получал неу-
тешительные: семьи не было. Одна надеж-
1a оставалаеь у Гавришко: может быть
жена, отступая с толпой беженцев от
границ, забрела к отцу в’ село Решневка.
Этой надеждой он жил ‘все эти годы вой-
ны. И когда в марте бригада вышла 5
боями к тем местам, где находилась Реш-
невка, Гавришко обратилея с просьбей к
командиру бригады разрешить ему доб-
раться до села. Он вынул и показал гвар-
дии полковнику Горелову фотографию сы-
HS и жены, которая всегда была при
нем.

` — Сутки
вил. Горелов.
- Гавришко ответил:
* — Да, устраивают.

` 0н подумал про себя: кто знает, может
быть и 24 часов не понадобится, ведь
всё зависит от того, пайдет ли он свою
семью. Он поехал в Решневку Ha полу-
popke, HO машина застряла в грязи, и,
закатав полы шинели за ремень, он 1по-
шел пешком по разбухшему трейдеру. Ха-
ту с камышевой крышей он сразу узнал,
и сына Валерия он сразу узнал. В наки-
HYTOM на плечи кожушке сидел на по-
режке дома  кареглазый хлопчик и, щу-
рясь от яркого солнца, смотрел на дорогу,
залитую весенними ручвями. Гавришко
сбросил с плеч вещевой мешок, присев на
корточки и нритягивая к себе лобаетого
хлопчика, своего сына, свою живую кровь,
он задыхаясь. спросил:

Bac устраивают? — епро-

короткие, но жаркие часто вспыхивают
вблизи дорог и на дорогах. В М части раз-
велчики за 15 дней привели’ е тор 13

— Теперь мы ‘ставим залачу так: не
просто достать «языка», а обязательно из
об’екта, — говорит

его можно было видеть на Курской Ayre.

ивибет линию мемецкой обороны и ‘откроет

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

КОММУНИСТЫ ОБСУЖДАЮТ, КАК ЛУЧШЕ

_, ВЫПОЛНИТЬ СТАЛИНСКИЙ ` ПРИКАЗ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 15 мая. (По
телеграфу от наш. корр.). Первая танко-
вая рота капитана Георгия Гонтуара ела-
витея своими боевыми делами на все coe-
динения. В последних боях её люди за-
хватили семь. населенных пунктов; взяли’
три исправные пушки, шесть минометов
и много другой вражеской техники, истре-
бив при этом несколько сот немецких
солдат и офицеров. Самые яркие’ подвиги
и смелые боевые ‘дела были ‘совершены
коммунистами.

На-днях в роге состоялось партийное
собрание. Коммунисты обсуждали вопрос;
как лучше выполнить первомайский при-
каз. Верховного Главнокомандующеге Мар-
шала Советского ‘Союза  товариша
Сталина. Доклад. на эту _ тему еделал
командир роты капитан Георгий Гонтуар.
Он расеказал, как дралась рота в прелы-
дущих боях, какие задачи ‘выдвигаются
теперь перед’ танкистамя. :

— Обстановка, — сказал капитан, —

люди в роте отлично сдали зачеты
технике, огневому делу и оружию.

участие в прёниях, Старший
Василий Щербаков привел
пример использования техники в
Коммунист Крестинин прошел на. своем
танке с боями несколько сот километров,
не имея мн олной аварии.

На собрании выступили старший тех:

Ropm и’ другие коммуниеты. По-деловому,
серьезно и вдумчиво обсуждали они. как
лучие и успешнее выполнить. историче-
ский приказ вождя. Коммунисты взяли на
себя обязательство добиться того, чтобы
их рота в грядущих боях действовала с
‘еще большим успехом, чем во время
носледнего наступления, :

Семинар заместителей командиров батальонов
и дивизионов о

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 мая. (По   политическую работу в cRoew батальоне
телеграфу от наш. норр.). В М гвардей- во время последних наступательных боев.
ской стрелковой ‘дивизий ва-диях про- . Интересным был также выступление
веден семилар заместителей  команди- тварлии старшего _ лейтенанта Енязева,
ров по политчасти, командиров .баталь-   посвященное изутению порзомайского. при-
онов и  дивизновов. Участники семи-  каза товарища Сталина. Низовые агита-
нара о прослушали доклады на темы: торы этого стрелкового батальона вначале
«Приказ товаряша  Сталика — боевая   провели во всех отделениях текстуальную
программа разгром» немецких  захват- читку доклада и записали все вопросы,
чиков» и «Обучение войск из опыте   заданные бойцами. Агитаторы . копсульти-
войны». Затем заместители командиров  Ровались у заместителя командира-баталь-
батальопов и дивизионов обменялись опы-ояа и полкового агитатора. После этого

том своей работы. Гвардии майор Репин   сова ‘пошли в отделения и дали ответы

рассказал, как он организовал партийно- ‘на вопросы бойцов.

КЛИНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ФРОНТОВИКОВ

В клинике Центрального научно-исследо-   лотна,
вательского  педнатрического института
Наркомедрава СССР, которой заведует тов.
Турецкий, находятся на излечении дети
фронтовиков. ‘ а

етям в клинике оказывается высоко-
квалифицированная помощь < применением

на столиках расставлены цветы,
игрушки.

Трудовое обучение детей благотворно ска-
зывается на их лечении.

ны здесь заботливым и умелым уходсм.
палатах создана уютная обстановка: на но одновременно ‘приобрели здесь ценные
стенах развешаны картины, вышитые п0-  знания. полезные навыхи к труду.

Артисты московских театров в Севастополе

СЕВАСТОПОЛЬ, 15 мая. (ТАСС): Фрон-
товой филиал Малого театра, руководимый
заслуженной артисткой республики О. Н.
Полякозой, переехал из Керчи в Сёвасто-
поль и 13 мая дал первый спектакль для
аселения освобожденного города. Шла

`Сезастопольцы восторженно встретили мо-
сковских артистов.

В городе с успехом зыступает также
бригада Большого театра во главе с арти-
сткой Н. Спасовской.

SARS ak я

`ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. В 1-й `Грардейской. танковой бригаде, Гвардии
майор М. Василевский (справа) передает по радио обстановку: i

GuuMOK «Hall. cHell. hotoxopp: ‘Kanutana A. KanyctancKoro.

Е ney EE ae EO oh ERT GR

заданному ранее mapurpyty. boepaa 3aja-
ча, цель ее оставались прежними, но пу-
ти решения этой задачи в связи е из-
менивиейся обстановкой мыслились Гав-
ришко в новом варианте.

— Чю вы задумали? — спроеил его
командир бригады. — Ваше решение? —.
Гавришко выдвинул вариант  обхолного
маневра с захватом города, который. пер-
воначально не входил в план. боя. Вне-
запный захват этого города должен. ‘был,
но. ‹мыели Гавришко, локализовать ‘опас-
\HOCTh, таившуюся на фланге; ив то же
время дать выигрьйн ‘во времени при ре
шении общей наступательной задачи. Он
© такой точностью обрисовал‘ командиру
бригады обстановку, местность, дороги, ле-
‹а, так ярко  разрисовывал красоты этого
старинного города, что полковник удивил-
ся: откуда он’ веб это знает. т

— Та яж уси места тут знаю: де яка
ричка, де мосток, — улыбаясь, сказал
Гаврятико. -— Я ж тут воевал в сорок
первом. о

Гварлии полковник Горелов медлил с
ответом. Гавришко заверил его:

—- Я годовой своей ручаюсь, что вы-
играю бой.

Гавришко выиграл бой. Он выиграл его
в Те доли секунды, которые бьми ланы
ему всей создавшейся обстановкой. В cy-
мёрках он. ворвался на восточную окраи-
ну города. Оставалось проскочить моет
через ‚реку, чтобы закрепить. победу. и
отвоевать плапдарм на западном. берегу.
Но мост горел. Немцы зажгли бочки с
бензином. Горящий бензин просочился
сквозь щели в деревянном настиле —
весь мост охвачен был  иламенем. Cre
метров, веего лишь сто метров отделяли
танки Гавришко от западного берега. Ну-
HO было во что бы то пи <тало проско-
чить. эти сто метров огня.

Всё решалось в какие-то лоли секунды.
Мысль совпадала с действием. Гавришко
посмотрел на Вельховенко. И Вельховенко
по движению руки майора, протянутой в
направаенни горящего моста, понял, что
хочет Гавришко. Вельховенко закрыл люк
машины и, редя бешеный огонь из пуш-
ки и пулемета, ривуася BANS Ra MOCT, а

— Валерик, узнаешь меня? Кто я та-
кой? . }

— Папа, — тихо сказал хлопчик, 29-
верчиво прижимаясь к отцу, и повторил
то, 0 чем ему наверное много раз за эти
тоды Говорила ‘мать; —= Ты мой папа...
младигий лейтенант Николай Иосифович
Тавришко. И

— Майор, — поправил его Гавришко,
— твардии майор... Кавалер трех орде-
нов, если хочешь знать...

Скрипнула дверь, из хаты выглянула
жена в крестьянском платье, постаревшая,
< усталым лицом, на котором застыло
выражение грусти. Она замерла от удив-
ления, OT нежданной, радости: на крыльце
сидели обнявииись Jea Taspumyo — отец
и сын...

Тварлии полковник дал Гавришко cy-
точный  отлуск, но командир батальона
пробыл дома всего лишь полдня. Его бес-
покойная душа рвалась в бригаду. На
рассвете он простилея < женою и сыном.
Ou задел старую фуражку образца 41-го
года, темносерую танкистекую фуражку,
которую жена берегла все эти годы, до-
жищаясь своего мужа...

По сияющему лицу мзйора командир
бригады понял, что Гавришко: нашел. свою
семью. А

**

В вамыюле боя: батальону Тавришко от-
водилась ведущая ‘роль: юн должен был
быть своеобразным тараном; который. про-

рогу ‘всей твардейской бригаде. Нолков-
ник стал обсуждать и уточнять с коман-
тиром батальона все ‘детали предстоящего
прорыва.

` — Почва вязкая, — сказая фин в за-
ключение, — местами танки проходят по
километру в час, но вы, гвардии майор
Гавришко, вы, я надеюсь, после свида-
ния с семьей  понесетесь па крыльях
счастья... /

— И пюнесусь! — улыбаясь, сказал
Гавришко. nH ‘

В шестом часу утра батальон Гавриш-
ко пробил немецкую оборону и за лень ©
боячи прошел 19 с половиной километ-
ров, Конечно, командиру бзтальона легче
всего было бы продолжать наступление по

позволяет нам использовать эти лни для
учебы. Мы должны учиться серьезно, не ли владеет пятью языками: русским, гру-
теряя зря ни одной минуты. Долг и зада-зииским, армянеким, азёрбайлжанским, уз-
ча коммунистов — заботитьея; чтобы Bee
по

Коммунисты, тапкисты приняли горячев
сержант
интересный  бо0ец, он не таится от Хаджиашвили.
бою.

ник-лейтенант Литвин, стариеий сержант

повейших методов лечения. Дети скруже:  За время пребывания в клинике многие
дети не только поправили свое здоровье,

пьеса Островского «Без вины виноватые».

уже скоро год ответа нет, совсем пичего

` Агитетор Хаджившвили

Старший лейтенант К. И. Халжнашви-

бекеким. Знание языков сильно ему по:
могает. Взвод Хаджиашвили  многонацио-
нальный. С каждым бойцом он может го-
ворить на его родном языке, и это ебли-
жает офипера с солдатами. 0 чем думает

Халжиашеили хореню знает своих кра-
сноармейцев. Знает, откуда они, гле их
семьи, кем они раньше работали. Знает и
их боевой путь.

Некоторые командиры и агитаторье го-
ворят о «трудных» бойцах. Говорят так:
такой-то трудно поддается воспитанию, с
ним надо возиться и няньчиться. Да, с не-
которыми приходится и повозиться.  Че-
ловек, как книга. Его надо прочитать и
понять. Кели начнешь читать книгу пе
6 того конца и бегло пробежишь по етра-
нинам, разве поймешь ее? Так и е чело-
веком:

Вот один из поучительных примеров. Во
‘взвод Хаджиашвили перевели бойца Ал-
лахвертиева, азербайлжанца по националь-
вости. 0 нем Bee говорили: от Аллахвер-
диева толку мало, в учебе он отстает,
Ha занятиях дремлет, неразговорчив. Хад-
Жжиашвили пригляделея к нему и понял:
правально о нем говорят. Действительно,
Аллахвердиев замкнут и меразговорчив. А
почему-—никто этим He заинтересовалея.

Однажды Халжиашвили пригласил. Ал-
лахверхнева в землянку’ для беседы.  Ал-
лахверднев заметно волногалея. Он ожи-
дал, что его будут отчитывать за плохую
учебу, за нераливость. On Opn немало
уливлен, когда Хаджимивили спросил:

— Нель умеешь? ме

— Умею, товарищ старший лейтенант!

— Какая твоя любимая песня?

— «Кер-Оглы». :

— Давай споем вместе!

Й они спели чулебную азербайлжанскую
мелодию. Аллахверднев был несказанно
par .

`— Как вы хорошо поете,

товарищ

‚ Медицинский персонал клиники проводит старший лейтенант! — сказал он.
< детьми большую воспитательную работу.
  Детей обучают вышиванию и рисованию.

— Ты тоже мололен, но слова не все
знаешь! — ответил Халжиашвили.

— Мне трудно читать, я. недавно на-
училея грамоте. te
письма все-таки можешь нисать?
— Могу!

— Кому писал?

— Жене, детям!

0’ чем?

Ну, как живу, как воюю.

А ты указал, на каком фронте на-
холишься?

— hak же, очень точно указал, даже
  деревяю назвал. Пусть она знает, как да-
[леко мы находимся. -

— Ответ получил?

— Нет, товарищ

—

старший лейтенант,

не получал.

„Хаджиашвили былю нетрулню догадать-
ся, почему Аллахвердиев не получая пе
сем, и он сказал ему:

— Письма ты неправильно нисал, Ал-
лахверлиев. Разве не знаешь, что нельзя
указывать фроит, & ты даже деревню на-
звал. Твои письма не дошли ло жены, вот
и ответа нет. Напииеи письмо. Я тоже ma-
пииу твоей жене. Напишу, что неплохо
воюешь, что учиться начинаешь лучше,
Она и обрадуется! :

Аллахвердиев смутилея таким оборотом
дела и взволнованно проговарил:

— Нет, товарищ стамиий  лейтенакт,
вы пока не пишите! —

— Как хочешь, пиши cau! —
Хаджиашвили. fe

Хаджиашвили проследил, чтобы. пявьюе.
Аллахверлиева было отиравлено  срочяв.
Ироилю некоторое время, и однажды: Ал-
лахвердиев, ‘весь сияющий, ‘прибежал к
нему.

— Письмо есть от жены!

— Как она живет, что пишет?

— Нишет, что живет хороню. Спрашиа
вает, как я воюю, какой я солдат:

— Напиши ей,

— Да, — задумался Аллахверлиев, —4
придется написать, но не сейчас. Немножа
ко придется подождать!

С юношеской торячностью взялся Axe.
лахвердиев за учебу. Даже в часы хосу-
га He стлыхал. Винтовку давно одолел.
Сидит за ручным пулеметом, за станко+
вым. Разбирает «Максим» и вновь собих
рает. Собирает и весело улыбается. Такое
грозное оружие, а так покорно ведет себя.
И стрелять, оказывается, совсем ве сложч
но. А раньше он думал: не одолеет, ив,
изучит. Напрасно так думал!

Аллахвердиев часто приходил к Хаджи
ашвили с вопросами. Хаджиашвили всё
похробно об’яснял и учил. У него была
книга 0 полководцах Закавказья. Хаджи-
ашвили прочитал очерк о Джуваншире..
Аллахверхиев слушал внимательно и по-
том сказал:

— Хорошо воевали наши предки, иы
не можем воевать хуже!

Аллахвердиев стал интересоваться‘ кни-
гами. Взял у Халжиашвили  пескольке
брошюр и художественных очерков. Бы-
стро прочитал их и еще попросил.

Человек менялся на глазах. За отляч-
ное выполнение заданий командования оч
получил несколько благодарностей. Теперь
Аллахвердиев сам работает агитатором.
очень хороню справляетея © этим делом.

Приведенный пример товорит о многом.
Он учит, что агитапию нало вести не ша-
блонно, раз навсегда принятыми приема-
уи. и правилами, а творчески, BIOXHO-
венно.

Старший зона Г. ЛОМИДЗЕ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

ответия

ПИСЬМО НА ФРОНТ ИНВАЛИДА  -
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ _

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 15 мая. (От
наш, корр.). В Н-ской части получено
письмо от красноармейца Макара Миту-
сеня, тяжело раненого на фронте. Инва-
лид Отечественной войны пишет товари-
щам-фронтовикам,

«Во-первых, желаю вам всем и каждо-
му в отдельности доброго здоровья. Хочу
я вам, дорогим своим товарищам-фронто-
викам, описать свою жизнь, как она есть
после того, как меня выписали из госпи-
таля. Как вы это сами знаете, выписался
Яя из госпиталя инвалидом. Ехать мне не
мало, не много 500 верст. Добрые люди

позаботились обо мне и дали мне в провожа-
{TIE лучшую медицинскую сестру госпиталя

Клаву `Мокрицыну. Ехал я и вспоминал,
как возвращался с прошлой мировой вой-

ны мой отец, вечная память ‘ему, Илья

Семенович Митусеня. Его тоже на войне
ранили, бедро ‘ему пробили. Домой он
вернулся беднее нищего, А я, сын его,
отстаивал советскую власть, Родину на-
вту, и везде мне почет, Я даже спраши-
вал у своей провожатой, у медицинской
сестры, за что ‘мне, рядовому красноар-

Через минуту после того, как ‘послед-
няя `замыкающая  мзшина прорвалась
сквозь бушующее пламя огня, обгорелые
стропила моста провисли от тяжести и
рухнули вниз. 12 немецких пушек, стояв-
ших у моста в засаде, не успели слелать
ни одного выстрела.

В жи я

Гавришко доложил полковнику Горело-
BY, что город захвачен. Горелов поставил
перед неистовым Гавришко новую задачу:
втрезать немцам дорогу на запад, заставить
их повернуть на юг, где их, как в мы-
щшеловке, перебьют и упичтожат. И как
во всех предыдущих боях, успех этого
танкового удара зависел от высоких тем-
пов наступления, от быстроты и внезап-
ности действий. Немпы пятились к Днест-
ру, зашищаясь и ожилая удара © фронта,
пою еливственному 19ссе, ведущему к ре-
ке. Но, оценив обстановку — свои силы
и силы противника, — Гавришко пришея
к выводу, что лобовой удар сулит мень-
ше успеха. Они предпочел ‘лругое: обход-
ный мамевр. Он: решил описать дугу, же-
лезными  клешами ‘охватывая. единствен-
ную дорогу к Днестру, по которой отхо-
дили немны, О выслал ‘вперед: взвод лей-
тенанта Веревкина. Его танки должны
были ‘описать полную лугу и, выйдя к
Днестру, нанести удар с-тыла. Сам Гав-
ришко, описаю» полудугу Но черной вязкой
земле, должен был под прямым углом
пропороть’ немецкую колонну в центре.
Веё должно было  соверититься в один и
тот. же час. Оти засекли время, сверили
свои часы.

Психоз разгрома довлел нах немцами. И
это хорошо чувствовал и понимал  Гав-
ришко. Ero командирская машина шла е
открытым люком по черной. нелине, ды-
иящейся весенним паром. Сильные маши-
вы работали с предельным напряжением;
они ныряли в черной грязи, скрежетали
гусеницами, зло бились на месте, вздра-
гивали всем своим стальным телом и,
сделав рывок, шли дальше по заданному
курсу. Гавришко жлал условного сигнала
от Веревкина. Если бухут выброшены тря
ракеты — две белых и олна красная, —
значит ‘авангард ввязалея RB Oo MH Tpe-

мейцу пехоты, такое уважение. А она от-
вечает — носите вы, Макар Ильич, золо-
тую ленточку, а она говорит, что вы
кровь за Родину проливали.

Была мне хорошая встреча и на вокза-
ле. Начальник станции позаботился оба
мне. Когда я сошел на своей станции, 15
председатель исполкома дал мне машилу,
чтобы я доехал в свой колхоз — 30 ки-
лометров. Тогда же сказал мне председа-
тель: «Если что-нибудь нужно вам будет,
Макар Ильич, по хозяйству или по рабо-
те, обращайтесь ко мне».

Хочу я вам, дорогие товарищи, еше
сказать, что весь колхоз приласкал меня,
чтобы я не чувствовал горя. В честь моз-
го приезда колхозницы напекли пирогов,
наносили полную хату. подарков. Предсе-
дателю колхоза Мелентьеву я сказал, что
хочу быть счетоводом, потому что в гос-
питале научился этому делу. Председа-
тель мне ответил: «Ничего, отдыхайте,
Макар Ильич, набирайтесь сил, а ‘за ра-
ботой дело не станет». Вот видите, друзья
мои, как уважают везде золотую ленточ-
ку, пролитую нашу кровь».

Redo взлетят три белых ракеты, — зна»

Чит всё в порядке, дорога к Днестру пе-
ререзана.

Догорал закат, когда Гавришко увидел.
взметнувигиеся в небо три белые ракеты...
Он перевел дыхание. Теперь настала ею
очередь действовать. Ou уже‘ сльшал гул
и скрежет немецких машин, бессильно
бившихея в трязи на шоссе. Он подал
команду. Танки ударили по немецкой ко-
лоние. Они мяли, дазилн, расстреливали...

Вода в Днестре,; к счастью, в этот день
была на спаде. Самый искусный танекст

Шамардин вброд перешел на танке
Днестр, за ним пошли танки всей бри-
тады.

За Днестром Гавришхо испытал тб ве-
ликое чувство радости, которое так зна-
KOMO ветеранам сорок первого года, сту-
нивигим этой весной на свои старые ру-
бежи; И Гавришко достиг’ своего старого
рубежа. Ha больной скорости промчалсн
его танк но улице Зосина Веля. Он уви-
дел зеленый парк и казармы, где он когда.
то жил и учился. После встречи с женою
и сыном это была самая счастливая ми-
нута его жизни,

— Когда я увидел старые каштаны на
знакомой улине, — вспоминая этот дель,
рассказывал Тавришко, — мне  показа-
лось, что рядом <о мною илут мон старые
товарищи по боевой службе на транице...
Bee эти голы я мечтал об олном: только
бы дойти до старых рубежей. А теперь
хочу большего... Хочется дожить до то
дня, когда мы окончательно разобьем
пемца.

На древней гупульской земле стоял,
широко расставив ноги, гварлейский офи-
цер. Командир тавка, маалший лейтенайт,
он из веех тяжких испытаний, которыд
выпали на его долю, вышел с честью. дн
вернулся на свой старый рубеж возму-
жавшим офицером, < широким военным
кругозором, с сильной волей, закаленной в
трех голах войны, — гвардии майором
Героем Советского Союза. ^

— И доживем! — упрямо сказал Гав
вяшко, глядя на запал, туда, гле темнела
Карпатские горы. - ;

П. СЛЕСАРЕВ.

Б. ГАЛИН.

за ним уже мчался танк Костылева..  бует помощи от Гавришко. Если же в  ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Март—зпрель,