Изучение опыта

{От специального корреспондента «Красной звезлы»)

Бой — несомненно ‘лучшая кола для
командира, дающая ему новые знания, на-
выки, приемы, которые в дальнейшем. по-
могают наносить поражения вражеским вой-
скам. Олнако, чтобы в полной мере ваа-
деть  сокровишницей боевого опыта, HALO
заботливо собирать этот опыт, обобщать
его; осваивать. Нужно отметить; что в
действующих частях далеко не одинаково
относятся к собиранию и изучению боево-
го опыта, а, следовательно, и К истользо-
занию уроков войны. Это сказывается
прежде всего в работе над документами,
отражающими пройденный боевой путь.

N гвардейский стрелковый полк (коман-
дир полка гвардии подполковник Скоболев)
сражался с противником стойко и бесстрали-
но. Замечателен был один бой, когда гвар-
дейцы выдержали сильный натиск танков
и мотопехоты врага, разгромили немцев
перед передним краем евоей обороны и 3а-
ставили их поспешно отступать. Этот бой
полезно знать в подробностях каждому
бойцу и командиру. Но он отмечен лишь
бледной, невыразительной записью в тетра-
ди истории полка.

Правда; полку не повезло в этом отно-
шении: олнажды в боевой обстановке сго-
рел ящик с архивом оперативной докумен-
тации. Но разве эти документы нельзя
восстановить? (Стоило бы только  обра-
титься в штаб дивизии, и там сразу же
без всякого труда`налили бы и приказы, й
боевые донесения, даже детальные схемы
обороны полка, дающие отчетливую так-
тическую основу интересного боя. Матери-
алы политотдела дивизии и рассказы уча-
стников дополнили бы остальное. Не уте-
ря документов является причиной отсут-
ствия поучительной истории полка, ‘& ско.

рее недостаток внимания 5 накопленному.

боевому опыту.

Подобные факты можно найти и там,
где ящики с документацией целы и невре-
димы. В иных частях не делают даже по-
пытки собрать
что характеризует пройленный боевой путь.
По мнению некоторых командиров, этим
делом можно будет заняться лишь по окон-
чании войны. В других частях такой мате-
риал есть, но далеко не везде он векры-
вает опыт, добытый частью з& два года
войны.

Чаще всего основными документами яв-

ляются журнал боевых действий и крат-
хая история части. Первый содержит ла-
коничные записи, несколькими словами
фиксирующие самые важные события каж-
лого дня, не Давая им ни оценки, ни ава-
лиза. Казалось бы, этот недостаток должен
быть восполнен другим локументом —
краткой историей части — хотя бы в OT-
ношении наиболее выдающихся бовв. Но и
тут нет того, что нужно.
_ Нередко составители истории части боаь-
те всего заботятся, чтобы их записи во-
спроизводили внешнюю картину боя. Го-
воритея о «етальных громадах», «огневых
вихрях», «яростных атаках», а идея боя,
тактическая суть событий, конкретные при-
меры искусного маневра, умелого исполь-
зования огня, — все это остается поза-
бытым. Еели бы тот или иной командир
захотел в помощью такого документа уз-
нать, как развергывалея и протекал бой, a
затем использовать извлеченные сведения
дая занятий © командным составом и с
бойцами, то он не смог.бы этого еделать.
Полчае в истории чаети нет даже крат-
кого упоминания о сложившейся к начазу
боя обстановке, не видно, чем были о5бу-
словлены успех или неудача, какие дейет-
вия в кризисный момент привели к раз-
грому врага.

=

и систематизировать BCE,’

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

ey

> Один. бей Zavacn wects yacos. Hania ap-
тиллерия нанесла немцам тяжелые потери
в танках и во живой силе. Однако тщетно
вы будете узнавать в документах, как дей-
ствовала артиллерия, кажой применялся
огонь или осуществлялся маневр. Далеко
не в каждой краткой истории чаети можно
найти хотя бы простейшую схему такти-
ческой * обстановки. Редко упоминается 0
том, какими силами располагал противник:

Мало ковкретного дают эти запиеи и для
пропаганды боевых традиций части. Что
может быть убедительнее просто’ и толково
описанного подвига бойца или командира !
Но зачастую 0 выдающемея подвиге гово-
рится или в нескольких «ловах, или же с
большим пафосом, но слишком обще. А
ведь тут особенно дороги детали, понятные
и близкие фронтовику, доходчивые, врезаю-
щиеся в память.

- Нельзя лребозать, чтобы краткая исто-
рия части давала разбор и анализ каждого
боя с начала и до конца. Но в любом бою
есть моменты, заслуживающие пристального
внимания. Разве не бывает, что благодаря
инициативе и решительности  баталкона,
роты, а то и взвода, резко улучшаетея об-
становка? Разве не бывает, что хорошо  “
продуманный план терпит неудачу из-за
опаонгноети, допущенной в каком-либо зве-
не? Порою противник применяет новый так-
тический прием. Какие спбсобы противо-
‘действия дали лучший результат? Веё это
и составляет боевой опыт части, на ко-
тором следует учиться.

Те командиры и политработники, кото-
рые, ссылаясь на недосуг, утверждают, что
делать разборы минувших боев можно
только после войны, совершают двойную
онгибку. Во-первых, еегодвяшние записи,
опирающиеся на свежие, хорошо всем из-
вестные события, явятся ценнейшей осно-
вой для любых исторических изысканий #
литературных произведений. Во-вторых, та-
кие записи совершенно необходимы именно
сейчас, в дни войны, потому что они дают
богатый материал для учебы и воспитания
войск. 2

Накопленный спыт, разумеется, не про-
падает. Исторические материалы разрабаты-
ваются и изучаются в высших штабах.
Например, в одном из таких штабов, где
этим делом ведает гвардии‘ подполковник
Засухин, собранные материалы заботливо
систематизированы и на их основе состав-
ляются тематические ‘ разработки. Но ча-
ети, которые в этом отношении возлагают
надежды лишь на высшие штабы, прино-
сят вред самим себе. Веё, в чем отобра-
жается накопленный опыт, необходимо для
повседневного, непрерывного совершенет-
вования командиров и подразделений.

Части получают. приказы, наставления,
памятки ‘и ряд других документов, опреде-
ляющих содержание их повеедневаой уче-
бы. Но разве эти документы  искаючают
необходимость извлекать уроки из каждого
боя_и быстро доводить их до командиров
и бойцов? В авиационных частях давно
стало законом: как только выполнено ма-
ло-мальски серьезное задание, производится
детальный разбор действий всех участни-
ков. Тут же делаются выводы, даются ука-
зания. В стрелковых полках подобный ме-
тод практикуется значительно реже, , хотя’
такие разборы как раз и позволяют глубже
освоить накопленный боевой опыт. Эта ра-
бота должна начинаться с самых мелких

подразлелений. В отделении, взволе, а ИНо-   преотвращения инфекционных и шоковых
гда и в составе роты она проводится заболеваний. Он указал, что явления шо-
бойцами, а начиная с батальона п выше—   ха. влекущие парализацию нервной енсте-
на совещаниях командного состава. ы и важнейших органов, наблюдаются ча-
: Майор Б. ГЛЕБОВ. Ще всето®нри тяжелых ранениях нижних
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ хонечностей и переломах. костей. Предот-
вращать явления шока нужно с момента

фронте с 22. июня 1941 г. Ов совершил

‘вручает гвардии старшему лейтенанту
стенени, : ;

= 5S Ee

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 июня. (По
телеграфу от наш. корр.). Тииго или день
Яниса один из самых веселых, красивых,
H популярных национальных праздников
латвийского народа. На-днях. этот тради-
ционный праздник отмечался в подразде-
лении латышских ‘стрелков. Сюда приеха-
ли гости из глубокого тыла. Пришли де-
вушки с венками цветов, одетые в нацио-
нальные костюмы. Они ларили венки вои-
‘нам, носящим священное имя Яниса, и
проелавляли. их в песнях. Среди плеялы
Янисов — Герой Советского Союза Bua-
хелис, майор Приеде, младший  сер-
жант Эглит, полполковник Пиесие, коман-
дир полка Николаев и другие.

Ве время праздника было получено с00б:
щение о том, что в числе награжденных
американскими орденами и медалями есть
имя Яниса Вилхелиса. Радостная весть
быстро `облетела всех и вызвала, всеобщее.
ликование. Толна окружила героя и про-
славаляла его в песнях Лииго. Яние Виа-
хелме влолне заслужил такую честь. В
одном из боев он с0 своой ротой отбил

Вилхелие — отличный снайпер. On yuuy-
тожил 190 гитлеровцев. Им подготоваено
за год более 200 снайперов, которые мет-
кими выстрелами сразили 2.780 немецких
солдат и несколько десятков офицеров.

телеграфу от наш. корр.). В М соедине-
нии, которым командует гвардии полков-

хирургов. Участники конференции расска-
зали 0 своем ‘опыте по эвакуации раненых
© ноля боя, их перевозки через реку в ре-
зиновых и деревянных лодках под обетре-
лом противника, Болышое внимание было.
уделено научному разбору эффоктивности
применения новых методов оказания Hes
отложной молининской помощи раненых. .

Военврач Пакуло сообщил o cnocedax

НА КУБАНИ, Гвардии. старший лейтенант летчик `Н. Застонн находится ва

мужество и отвагу он награжден тремя орденами. На снимке: командир части
Застонну орден Отечественной войны 1-й

‚ Фото нашего спец. фотокорр. Я. Халипа.

_ ПРАЗДНИК У ЛАТЫШСКИХ СТРЕЛКОВ

несколько ожесточенных вражеских атак:

БОЕВОЙ ОПЫТ ХИРУРГОВ

ВСТРЕЧА НОВОГО ПОПОЛНЕНИЯ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 июня
{По телеграфу от наш. корр.). Бойцы но-
вого пополнения прибыли в полк, где за-
местителем по политической части капитан
Мальцев, к вечеру. Их ждал горячий
ужин, а для ночевки было заготовлено
свежее душистое сено. На следующий день
бойцы вымылись в бане, побывали в па-
рикмахерской. Е

С первых же дней своего пребывания в
части молодые бойцы ознакомились с ее
боевыми : традициями. Капитан Мальцев
рассказал о боевом пути, который прошел

полк, о его лучших воинах-героях, в част-
ности, об артиллеристах противотанковой
батареи, отразивших девять вражеских
атак и подбивших 18 немецких танков.

Капитан Васильченко напомнил о герон-

ческом подвиге лейтенанта Ионова, бросив-
шегося с гранатой в руке под гусеницы
вражеского танка, но не пропустившего
врага. ;

Командир полка призвал бойцов нового
пополнения свято хранить традиции части
и как можно лучше готовиться к пред:
стоящим решающим боям.

оказания первой помощи, наклалывая ши-
ны на места ранений, производя противо-
шоковые мероприятия: впрыекивание мор-
(bus, согревание. чаем, водкой и др. Возн-
врач Шмелькин поделился опытом органи-
зации двухпоточной эвакуации легко и’ тя-
жело раненых.

€ докладом об организации медицинской
‚помощи и лечения раненых в условиях
`медико-санитарного батальона  выступиа
военврач т. Савельев. Благодаря своевре-
менной хирургической помощи и широко-
му применению переливания крови в его
батальоне были спасены от гибели сотни

Инженерное обеспечение активной обороны

Оборона, естественно. достигает успеха
там, где она упорна и активна, способна не
только отразить атаки противника, но так-
же обеспечить переход своих войск в на-

ступление. Бесспорно. что
обороны определяется прежде всего _ уме-
вием и стойкостью бойцов, их решимо-
стью драться с врагом насмерть. Однако
нужно помнить, что оборовяющинеся вой-
ска сумеют достигнуть большего. если они
K TOMY же используют все выгоды меет-
ности и безупречйо оборудуют ее в инже-
нерном отношении. .

Вак при рекогносцировке местности, тах
и прн ее инженерном оборудовании следу-
ет иметь в виду, что во всей системе 000-
роны должны быть заложены элементы,
обеспечивающие маневр огнем и живой си-
лой. Например, всякому ясно, что наличие
перед передним краеу ‘естественных проти-
вотанковых препятетвий, в частности вод-
ной прегралы, весьма выгодно. так как за-
трулняет атаку вражеских танков. Но тут
есть и отрицательные свойства, поскольку
затрулняетея ‘переход обороняющегоея в
наступление. Поэтому на практике бывает
целесообразно на”отдельных участках обо-
роны выносить ее передний край за вод-
ную преграду.

На олном из участков фронта противо-
положный берег реки имел ряд командных
высот, -открывающих хороший обзор и 0б-
стрел в сторону противника. Дальше от
‘этих высот шла болотиетая низменность.
Пользуясь картой. команлир/ № соединения
наметил передкий край обороны ва этох
участке erpora uo берегу peru. Ho когла
произвели  гательную  рекосноецировку
местности. то оказалось. что белее выголно
вынести позиции переднего края вперед.
на противоположный берег. включив в рай-
он обороны я высоты. Правла, река оета-
залась несколько позали обороняющихся.
но она не потеряла роли противотанкового
препятствия, поскольк? преграждала путь
немецким танкам в тлубину обороны. Меж-
ду тех, позиции. вынесенные за реку. ©9-
злавали обороняюнимея рял пренмунеетв:
ставя противника в невыгодные условия.

устойчивость

Когда обстановка потребовала перехода! средств и стоелков под огнем противника

на этом участке в наступление, то пози- с менышими потерями. В дальнейшем, не-
ции не противоположном Gepery явились   прерывно углубляя ходы сообщения я тран-
как бы готовым плацдармом, который обес-  шеи, доводят их до нормального профиля.
печивал переправу через реку. Здесь важ-  Оборудуя ходы сообщения и траншеи, сле-
но He только то, что передний край был дует предусмотреть не только ведение ог-
выбран удачно, но и тот факт, что коман-  Ви, но также и возможность треншейной
дир, занимавший оборону, позаботился не  борьбы е переходом в контратаки.
0б одной ее прочности, а заглянул вперед! Весьма важный вопрос активной 0боро-
и учел необходимость перехода в Наступ- вы — создание огневых мешков, Для 9то-
ene: го необходимо такое расположение и соче-
Внихателаное изучение местности И © танне огневых средств на местности, ко-
инженерное оборудование играют. пожалуй,  торое позволило бы преднамеренно подпу-
еще большую роль, когда дело касаетея  стить подразлеления противника на очень
построения обороны на всю ее глубиву. близкую дистанцию или заманить в ray:
Подлинная активность обороны выражает- бину, а затем внезапных огневым воздей-
ся в таком способе действий, когда врагу   ствием с двух-трех сторон полностью уни-
наносятся удары, мешающие ему наступать   чтожить. Оборудование огневых мешков в
там, сле он хочет. Это достигается с №о- инженерном отношении чаще всего неелож-
мощью маневра живой силой и огневыми   но. В болышичетве случаев бывает достатон-
средствами. Поэтому внутри обороны дол-  но создать и хорошо замаскировать пулемет-
жны оыть намечевы при рекогносцировке, ные и минометные снезда, соединенные хо-
а затем подготовлены и‘расчищены кол9н-  зами сообщения или маскированными тро-
ные п подездные пути для противотанко- пинками. Эти огневые точки располагаются
вых орудин, артиллерии, танкового резер-  на местности в виде полукруга или под-

ва. Нередко этот вопрос упускают из ВИ-   ховы, окаймляя лощины, низины, овраги,
ду, что отрицательно сказывается в холе

боя на усилиях обороняющегося, стесняет
его маневр. Например, в олном районе обо-
роны батальона огневые позиции для про-
тивотанковой артиллерии были возвелены в
таком месте, что пришлось проклалывать
гати, косда потребовалось перебросить ар-
тиллерию на запасные позиции. Конечно,
это задержало переброску орудий,
Особенно нужен в обороне маневр жи-
вой силой и огневыми средствами пехоты.
Слеловательно, развитая система холов со-
общения и траншей является необходимым
элементом всякой обороны. расечитанной
на активлую борьбу с противником. Тру-
лоемкость земляных работ при отрывке

по которым пехоте противникя, а особенно
его автоматчики, может просочиться в глу-
бину обороны. -

Не только во всей системе инженерных
сооружений, но и при построении’ каждой
осневой точка, при выборе места дая лю-
бого оружия необходимо обеспечить ему
максимальную подвижность. Опыт войны и
самая природа современного боя требуют,
чтобы всякое оружие (а тем более пуле-
мет) в нужный момент могло дать макеи-
мух огня в том направлении, откула про-
тивник наиболее, угрожает и где ему мож-
но нанести тяжелые потери.

Дзоты, преимущественно ‘одноамбразур-

большой сети траншей заставляет макси-  ные, по своим конструктивным особенно-

мально . использовать в

глубине обороны   стям будут иметь

секторы обстрела до

складки местности и оборудовать маскиро-  60 гралусов.‹ Создав такие основные и

ванные тропивки. Кроме того, ходы с00б- запасные секторы,

можно — сосредоточить

шения отрываются на первых порах лишь интенсивный огонь на главных направле-
тля перелвижения ползком или согнувшись.   ниях. Но часто в. боевой ‘обстановке по-
Это обеспечивает передвижение отневых  тревуется открыть сильный огонь; когда

295 вылетов в дальнюю разведку. За

Отвечая на приветствие боевых товарищей,
капитан Вилхелме сказал:
— Награждая меня орденом, америка-

‘ское правительство и американский народ

воздают должное стойкости и мужеству
всей налией Красной Армии и вам, MOH
друзья, латышские стрелки. Мы горим же-
ланием добить фашистского зверя и 06в0-
бодить налшу родину. Близится время, ког-
ja вся советская Латвия булет петь вместе
с нами торжествующие песни euro.

В этот праздничный вечер” славилось
имя девушки-героини Моники Мейкшен,
награжденной орденом Красной Звезды
и медалью «За отвагу». Она замечатель-
ный мастер меткой стрельбы.
~ — Я хотела убивать немцев. сама, —
говорит Моника Мейклиен, `— но меня дол-
го не пускали из санитарной роты. Bee
же я добилась евоего и стала снайпером.
Or моих метких пуль нелли свою мотилу
58 гитлеровиев. eee
_ Честь и хвала возлаются Янису Силлее
и друтих отважных воинам. В день Лииго
в свбей латвийской газете Янис Силаее
писал: И :

-«В принлых веках Halll легендарный
Сауле, нални предки-не раз побеждаши не-
моцких захватчиков. Теперь, когда в на-
ших руках самое совершенное оружие, мы
вместе со всем великим советским наро-
дом завоюем победу в грядущих боях».

тяжело раненых с явлениями шока и ана-
тробной инфекции.
. Большой интерес вызвало выступление

вик Михайлов, ‘состоялась конференция! хирурга М. Ф. Гапоненко. Он подробно   тиллерии и танков,

описал несколько случаев операции ране-
ных в. область живота, горла, с тяжелыми
лваениями шока и газовой инфекции. Так,
например, у старнего сержанта Amepée-
вова была пробита пулей левая еонная ар-
‘терия. Гематома ‘оказалась настолько силь-
ной, что сдавливала горло больному, ему
нечем было дышать. Хирург удалил гема-
тому и перевязал_е обеих <торон проби-
тую артерию. Приток крови в левую по-

ловину мозга прекратился. Вскоре раненый

был эвакуирован в госпиталь, поправил-
ся и вернулся в строй. Хирург полробне
описал борьбу с явлением шока на Ma-
териалах трехсот улачных случаев бло-
кад шоковых ранений,

Выступивший на конференции главный
хирург соединения профессор Н. Н. Mu-
лостанов подробно проанализировал ‘цен-
ный оныт работников медсанбата в борьбе
`с шоком. Одновременно он указал на не-
обходимость своевременной организации
эвакуации раненых с поля боя, что яв-
ляется одним из условий предотвращения
шоковых явлений. В заключение профес-
сор призвал врачей и хирургов к более
глубокому научному обобщению и разра-
ботке тех ценных фактических материа-
лов, которые у них накоплены за время
фронтовой практики.

противник еще не вошел в сектор обетре-
ла. Веледетвие этого необходимо  донол-
нять дзоты запасными гнездами и плошад-
ками, которые позволяли бы маневрировать
оружием и вести огонь в дополнительных
севторах, повышая тем самым огневую
активность обороны. Вет один. поучитель-
ный пример. При обороне важного рубежа
вавод бойцов занял несколько „дзотов, до-
полнив их запасными площадками и гнез-
лами для пулеметов. Во время боя бойцы
взвола перемешались, занимая поперемен-
но те сооружения, откуда можно было дать
наиболее действительный огонь. это позво-
лило им малыми силами сдержать натиск
численно превосходящего противника,
Богда прибыло подкренление, перейти в
контратаку.

Живучесть и активность обороны в зна-
чительной степени повышаются, когда ее
сооружения допускают взаимозаменяемость
огневых средств, т. е. позволяют вместо
станкового пулемета вести огонь из руч-
ного, если это будет нужно, или из про-
тивотанкового ружья. Поэтому, устраивая
площадки и оборудуя огневые точки, по-
лезно предусматривать стрельбу из разно-
о оружия, Взаимозаменяемость ‘огневых
средств во время боя легко может быть
достигнута, когда при инженерном obopy-
довании огневых точек учтены габариты
различного. оружия пехоты. _

Активность действий в обороне может
нарастать при том условии, если обороняю-
щиеся постоянно будут следить за неприя-
телем, имея сеть оборудованных наблюда-
тельных пунктов. Нередко такие пункты,
расположенные внутри’ обороны, не odec-
печивалт полного просмотра всех вероятных
HOICTYNOB к переднему краю, особенно в
ночное время. Поэтому целесообразно psi
набллодательных пунктов для развёдчиков
выносить вперед, за передний край. Они
делаютея открытыми или ’е  противооеко-
лочным покрытием и должны быть зама-
скированы с 060б0й. тшательностью; Пути
подхёда к этим пунктам следует оборудо
вать маскированными тропинками или же
устроить крытый ход сообщения, подведя
его пол проволочную сеть и соединив с
первой линией траншей,

ложения противника, танковые боединения
и части вынуждены время от времени де-
лать’остановки для производства текущего
ремонта, ‘подтягивания тылев,

кировать танковую
дящими резервами
лить его. Отало быть, в этот период весь-
шей механизированной группировки, & 9690-

дача, как подтвердила практика, наиболее   для удара

1 июля 1943 г., четверг. № 153 (5524).

2   .___`_`—_—_—_———ыы—ы—ь—б0—ФбШ—ЫФФ—Ф—ФФФ—ФФШФЫюФдФ—

Отвлек

Действуя в оперативной глубине распо-

зющие удары танков

ми с большими для него потерями. Одна
во положение групы, имевшей дело ©
чзротивником, обладавших подавляющих
‘превосходством в силах, с каждым часох
выяснения осложнялось.

Тогла ^ ночью

состава-и намерений встретившейся вновь была выслана вторая

вражеской группировки. Обычно. противник   ударная группа. Совершив тяжелый марш

по бездорожью, он& © хода ворвалась Ha
станцию, расположенную на вгорэн жз-
лезнодорожной магистрали, сидущьй ep.
пендивулярно первой к востоку от нее. у
противника создалось впечатление, что
палие танковое соединение, пока что дви-
гавшееся строго на юг, наупьвает нути
на. юго-восток. Этот маневр
успешно решается боем, т. е. нанесением   грозил окружением довольно большой rpya.
отвлекающих уларов противнику. пировке немцев, которые, чтобы не допу-

Прежде чем разобрать основы тактики   стить этого, стали опелнно сосредоточи-
ударных групи, следует ВЫЯСНИТЬ, _ НА БА-

валь в треугольнике межлу двумя овре-
ком удалении от района, временно занято-   щивающимися железнодорожными маги-
го танковым соединением, следует нано-

страляхи евои войска, в TOM. числе и
сить противнику отвлекающие улары. Que-

использует подобную паузу, пытаясь бл0-
чаеть или  подхо-
или даже  разгро-

ма важно скрыть от противника силы на-

бенно ее дальнейшие намерения. Эта за-

танки. Одновременно они методически
видно, вообще нужно держать противника   предиринимали контратаки на 006 стан-
как можно дальше от себя — по времени   ции, занятые нашими отвлехающижи груп-
и местности. Когда противник имеет здесь   рами.

пехотные и механизированные части, 10  Чтобы еще сильнее запутать. немецкое
расстояние до последних должно быть, по   командование, была выслача в ЮГо-в0с-
крайней мере, вдвое больше, чех до пет-  точном направлении ударная третья груп-
вых. В среднем же эта дистанция будет   па, состоявшая из легких и средних тан-
определяться суточным переходом того или  ков, автоматчиков, подразделения  проти-
иного рода войск. При соблюленни этого   вотанковых ружей. Настойчивые удары в
правила и отлично поставленной разведке   юго-восточном сокторе вемцы расценили,
е нашей стороны противник не сможет  как попытки нацуаать ©ла0ое место в их
внезапно нанести сильный улар, как бы  боевых порядках перед началом нового
тщательно он ни готовился к этому. =   нашего наступления.

Каков должен быть состав полвижных  Между тем опросе ряда контрольных
груши, наносящих отвлекающие удары, и  пленных и другие разведывательные дан-
каковы тактические приемы их действий?   ные помогли точно установить, что основ»
Проследим за боевой работой нескольких  ныв части большой группировки немцев
ударных групи. уже стянуты к району, завязавииихея 0оев.

ХМ танковое соединение в результате ря-  Тогла отвлекающие ударные группы были
да успешных наступательных боев глубоко   отозваны, и танковое соединение, выста-
проникло на территорию, занятую против-   вив надежный заслон из пехоты и артил.
ником. Тоебовалась передышка, чтобы при- лерии, устремилось на залад. Оборона пм-
вести себя в порядок. Захватив один круп-   тивника оказалась тут настолько ©1100,
ный Населенный пункт, наши танки оста-   что была быстро прорвана на значитель-
новились на отдых. Он был необходим еще   ную глубину: Нални танки заняли еще рад
И потому, что пехота из-за плохой дороги   крупных населениьих пунитов, разбили ‘lo
далеко отстала от танков. При дальнейшем   пути несколько колонн резервных войх
‘продвижении виеред единственная коумму-  противника, двигавшихея к фролту, и ва-
никация, соединяющая наши танки © ты-   висли тяжелой угрозой над важнейшими
лом, могла быть легко иорехвачена про-  коммуникациями вражеского тыла. 9т0 0б-
THBHUROM,   стоятельство заставило вемщев спешно 9т-

Однако стоять на`одном месте, занимая   вести свою группировку из треугольника,
незначительную территорию, — значит 1о-   образуемого двумя магистразями. Покинув
зволить противнику без помех окружить   выгодный дая обороны рубеж и выйля на
себя. Подобная пассивная тактика проти-  ‘ степные просторы, противник был потом
воречит самой природе танков. Решено’ бы-   сильно потрепан налиими танками, двитав-
ло навязать немцам бой, чтобы остановить   шимиея за ним по пятам. pee
1 сковать их подходящие резервы на даль-  Заметим кстати, что рфазобраныые нами
них подступах к только что занятому Ва-  действия М танкового соэдччочяя харз-
ми населенному пункту. С этой Целью  терды отвлекающими ударами танков, на-
вперед была выслана ударная грунпа, с0-   носимыми только в одном секторе. ПШ-
CTOIBMAA из танков, нескольких полковых   скольку . протявчик, олаезлясь 3% ловый
орудий и подразделения  автоматчивов, ЕЙ фланг своей группировки, быстро вобрал
надлежало захватить важную железноло-   здесь в кулак части, разбросайные +в
зожную станцию. отетоящую примерно В  щирохом фронте, отпуть натобность вот-
30 километрах. Суля по предварительным влехающих ударах на других натравае-
данных, в районе станции противник скон-  ниях. E
WeHTPUPOBAd CUABHBIM KYIAR M3 HEXOTH, aP-  Иногда основная ELyWAMPOBKA противни-

ка может оказа?тя расположенной на ‘вси
налнего будущего наступления м по у6ло-
виям обетановки обойти ее будет нельзя.
Очевилно, тогла отвлекающие группы тан-
ков, умело демонстрируя наступление на
фленгах, могут, если не совсем отвлечь

После двухчасового форсированного мар-
лта ударная группа ворвалась на станцию.
В то время как тачки «прочесывали» ог-
зем и гусеницами улицы поселка, приле-
гающего к станции, приданная артиллерия
обстреливала дороги, по’ которым  разбе-
талисв немцы, застигнутые врасплох. Веко-
ре весь поселок и-станция были очищены:
9т противника, а путевое хозяйство. эпе-
лоны с военными грузами полорваны. Так
была выведена из строя озчовчая маги.
етраль, илушая с запада на восток, по
которой ппотавник интенсивно подбрасы-
вал резервы.

Но всё же немцы были только выбиты

тя бы значительно раесосать и обесенлить
се. Это серьезно облегчит протвяжение
танков впарех. Для усиления морального
эффекта потчас выгодно нанустть отвю-
кающие улары ‘ночью или вообще в усло-
виях плохой видимости.

- ‘Очевидно, нашим командирам-танкистам
придетея в булущем не таз пользоваться

зо станции, но не разгромлены. Оправив-
лнись от потвого утаол, очи поляну
танки и повли организованное контрна:

отвлекающимт ударами. Чтобы эти ‘улары
осуществаялись удачно, нужно заранев
предусматривать в.плане наступления рай-

оны, возможных остановок, а также руб-
жи и селения, которые нужно будет при
этом демонстративно захватить.

Гвардии подполчевник Н. ДУШАК.

ступление. Ударная группа была вынуж-
лена перейти к подвижной обороне. В те-
чение ноового и втотого дней бозв. вое
контратаки противника оказалиеь отбиты-

# АРМЕЙСКИЙ СЛЕТ РАЗВЕДЧИКОВ: АРТИЛЛЕРИСТОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30° июня, ния за противником, рассказали @ своих»
(Спецкорр. ТАСС). Состоялся армейский   действиях на выдвижных наблюдательных
слет разведчиков-артиллернстов. На’ слет   пунктах.
прибыло свыше 130 бойцов и командиров.  Член Военного Совета вручил 1! ‘развед-

Разведчики поделились опытом наблюде:   чикам ордена и медали Советского Союза.

Ho не только наблюдательные пункты]ки нужно отмечать 06060 и каждую мину
могут быть вынесены внеред. Иногда вы-  брать на учет, чтобы иметь полную гаран-
годно выносить за своп проволочные за- тию безопасности движения танков. Наибо-
траждения ячейки дая снайперов, `запас-   зее целесообразно устанаванвать в местах,
ные площадки ‘для пулеметов, окопы для  предназначенных для прохода своих тан-

а

секретов, сторожевых

лезно увешивать  звенящими
(банками,  стреляными  тильзами)
упрежления разведки противника.

на противника неё только огнем, во и
кснтралаками. Шри переходе  обороняю-
щихея в контратаку или в наступление не-
редко свои же противотанковые и проти-
вепехотные препятствия превращаются в
помеху. Приходится устраивать снециаль-
ные проходы в проволочных препятетвнях
и минных полях. Но подобные работы вы-
дают наши-намерения противнику и иеклю-
чают тем самым внезапность действий. Эти
работы могут производиться только в ноч-
ное время или же с деменстративной целью.

Отсюда вывод: возводя систему заграж-

застав и полевых   ков, управляемые минные поля. Если же
караулов. Располагая одиночные окопы за  танки будут провускалься через специаль-
проволокой, надо прикрывать подступы к/но подготовленные проходы, то надо зара-
ним малозаметными препятствиями. Проти-  нее ознакомить танкистов с этими места-
вопехотные препятствия, особенно прово-  ми, показать, как ови обозначаются, по-
лочную сеть на деревянных кольях, по-  требовать от каждого водителя строгого
предметами   соблюдения границ обозначенного прохода.
для  Для прбодоления  Машинами противотанко-

вых рвов слелует иметь подготовленными

Активная оборона требует воздействия   сборные перекидные мосты,

Качество инженерного оборудования 060-
роны зависит не только от того, насколь-
ко хорошо продуман план старшим коман-
диром, но также от творческой инициативы
и изобреталельности бойцов. Если тактиче-
ское решение, общая расстановка сил и
группировка средств в обороне являются
делом старших и средних командиров, то
непосредственное оборудование стрелкового
окопа, пулеметных гнезд и площадек для
стрельбы осуществаястся бойцами пол ру-
ководетвом командиров отделений. Стрел-
ковый окоп доажен прежле веего давать

Jenny, необходимо устраивать ИХ С Таким. удобный 0бзор И хороший обетрел., иметь
расчетом, чтосы обеспечить мавевр своих! основные и запасные площалки, врезные

войск и не стеснять их действий при пе-  ступеньки или же лесенки для вскакива-
реходе в наступление, Это доститается, во- ния на бруствер при переходе в контр-

пох проволочную сеть. Во-вторых, следует
так располагать проволочные препятствия,
чтобы в Углах смежных фасов сети име-
лись неоплетенные проволокой участки для
проходов, заставленные рогатками. Можно
также применять комбинированную нрово-
точную сеть на деревянных кольях 6 пе-
реносными рогатками.

To же самое и при устройстве минных
полей. Здесь важно не только закры
неглухо доступ танкам противника, но е
обеспечить путь своих танкам при пере-
Поэтому вероятные маршруты своих тан-
ков должны быть взяты ва особый учет
Если на этих узастках произволитея ми-
нирование, то в т0 же время предуемат:

ривается и разминирование. Такие учадт-

ходе их в контратаку или в наступление так

первых, отрывкой ряда ходов! сообщения   атаку.

3 В целях применения оружия пехоты в
борьбе с авиацией противника, помимо спе-
циально оборудоъанных нулеметных уста-
HOBOR, рекомендуется устраивать простей-
шие приспособления ва берме окопа для
упора рук и лучней устойчивости оружия.
Словом, оборудуя оборонительные рубежи,
надо использовать каждую возможность,
чтобы созлать хорошше условия для манев-

а ы z
ie ра огнем, техникой и живой силой оборо
ны. Каждый окоп,

прелятетвие, блинлаж,
должны быть построены
„чтобы OHH одновременно повышали
устойчивость обороны и могли быть в то
\е время использованы для маневра или
зля перехода от обороны к настунлению,

Подполковния А. ШНЫРКЕВИЧ.

ход сообщения

груннировку противника в’ сторону. то х0- f

ae

Sago

Let

So

эк:

к а ==