2 июля 1943 г., пятница. № 154 (5525),

2 КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Разведывательный бой

Нередко наиболее ценные сведения 0
противнике можно добыть только боем.
Этот вид’ разведки имеет своей целью:
установить фланги, стыки и расчленения
боевых порядков противника, группировку
его артиллерии, а также танков и других
подвижных частей, характер его действий,
наличие оборонительных сооружений, за-
траждений и минных полей. Разумеется,
одновременное разренение такого келиче-
ства задач не может являться целью толь-
хо олного боя. Для детального изучения
противника приходится вести несколько
боев силами разведывательных отрядов.

Во всех случаях действия разведыва-
тельных отрядов должны быть смелыми и
активными, ни в коем случае не шаблон-
ными. Как и в обычном бою, развелыва-
тельная группа должна маневрировать, что-
бы лишить противника возможности ока-
зать организованное сопротивление.

Приведем два-три примера действий на-
пих разведывательных отрядов в Yed0-
виях непосредетвенного соприкосновения ©
противником, когда был применен маневр.
На одном участке фронта немцы имели
опорный пункт на высоте. В общей систе-
уме обороны противника эта высота зани-
мала не последнее место. Открытая мест-
ность. над которой она господствовала,
отсутствие скрытых доетупов, хорошо ор-
танизованный огонь веех видов оружия и
многочисленные заграждения, прострели-
заемые автоматическим огнем, — все это
делало высоту труднодоступной.

Наступать с фронта было почти невоз-
можно, а лействия на флангах противника
тоже были сопряжены с риском больших
потерь. Следует еще отметить, что высота
несколько выдавалась вперед от общей ли-
нии переднего края и как бы прикрывала
ее. что затрудняло наблюление за глуби-
ной обороны противника. Нале командова-
ние приняло решение произвести разведку
боем, установить, какими частями 000ро-
няетея высота и что находится за нею в
глубине.

Учитывалось, что в свое время попытки
захвата этой высоты с хода успеха не
имели. Этому мешала соседняя высота, ©
которой немцы фланкировали подступы к
первой. Поэтому ‘было решено предвари-
тельно озвлалеть второй высотой, после
мего уже сосредоточить всё внимание на
главной цели фазведки.

В назначенный лень наша пехота © тан-
хами внезапно атаковала вторую высоту.
После непродолжительного боя немцы были
сбиты с нее и поспешно отошли к первой
высоте, гле и соединились с находившим-
ся там гарвизоном. В тот же день, не-
сколькими часами лозже, рота наших гвар-
дейцев, поддержанная артиллерией и MHHO-
метами, повела наступление на высоту с
фронта. Встреченная сильным огнем про-
тивника, она вывуждена была залечь и
окопаться. Однако командир роты быстро
оценил сложившуюся обстановку и нашел
должный выход. Он приказал дозору в со-
ставе девяти стрелков и отделения сапер
скрытно пробраться на правый фланг опор-
ного пункта немцев, который с падением
другой высоты оказался слабо прикрытым,
разведать там наиболее удобный подступ
и установить расположение огневых точек
противника. Остальной состав роты стал
готовиться к возобновлению активных дей-
eTBHi.

Спустя некоторое время OT командира
дозора было получено донесение. Оказа-
лось, что в моменты стрельбы нашей ар-
тиллерии немцы уходят по единетвенной
траншее к подножью обратного ската вы-
соты, & по окончании стрельбы быетро
возврашаются по этой же траншее на
прежние места и продолжают вести оговь.
Этого донесения было достаточно коман-
диру роты для следующего решения: дозо-
ру — во что бы то ни стало пробраться
к траншее, перехватить ее и воспретить

немцам передвижение по ней; роте — под

то огня штурмовать высоту, как только
дозор займет олин из участков траншеи.
При этом взводы должны были одновре-
менно атаковать с трех сторон.

Горетка храбрецов-разведчиков, прикры-
ваясь артиллерийским огнем, незаметно
пробралась к траншее противника и после
короткой перестрелки с попавшимися на-
встречу немцами захватила небольшой уча-
сток траншеи, внеся  замешалельство в
ряды вражеского гарнизона. Тогда по сиг-
налу командира роты гвардейцы пошли
на штурм высоты. Немцы отетреливались
и попытались было воспользоваться тран-
шеей лая маневра вдоль высоты. Но раз-
ведчики не допустили этого своим огнем.
Непродолжительный штыковой бой решил
участь немецкого тарнизона.

Таким образом короткий маневр частью
CHA разведывательного отряда помог коман-
диру уепеншно разренгить поставленную пе-
ред ним задачу. Сведения, добытые в бою,
были весьма ценными. Нашему командова-
вию стал извеетен не только состав гар-
низона, оборонявшего высоту, HO такяе
общий характер построения обероны про-
тивника в этом районе.

Второй характерный случай маневра в
разведке наблюдался в районе одной де-
ревни, превращенной немцами в опорный
пункт, прикрываемый с фронта двумя He-
большими высотами. Высоты имели раз-
витую систему транней, открытые пуле-
метные площалки. Подетупы к ним были

минированы, хорошо наблюдалиеь и иро-

стрелизались противником. Оборона дерев-
ни тоже была довольно сильной, расечи-
танной на уличные бои.

Командир третьего батальона № стрел-
кового полка, получив задачу — захва-
тить деревню, установить систему 0б0ро-
ны противника и группировку его на этом
направлении, решил наносить главный удар
двумя ротами во фланг, на восточную
окраину, используя для этого рощу. Одной
роте было приказано наступать непосред-
ственно на деревню.

В результате 30-минутной -артиллерий-
ской’ подготовки, в которой участвовали
и гвардейские минометы, огневая система
немцев на двух высотах перед деревней
была подавлена, и батальон после корот-
кого боя овлалел высотами. Немцы отошли
к траншее, находившейся возле деревни.
Дальнейшее продвижение наших рот было
задержано сильным пулеметным огнем из
IBYX рощ. Уничтожить или подавить ар-
тиллерийским огнем огневые точки против-
ника в рощах не удалось.

Тогда было решено предпринять маневр.
Для этой цели командир выделил одну из
рот, наступавших на главном направлении.
Ей было приказано: пользуясь продвиже-
нием соседей слева, обойти деревню с во-
стока как можно глубже, овладеть рощей
п решительно наступать на восточную
окраяну, нанося удар во фланг и тыл нем-
цев.

В то время как другие роты возобнови-
ли наступление е фронта, выделенная 1о-
та, скрытно пробравшись к роще, внезап-
ным ударом выбила оттуда немцев и на
плечах отетупающего противника ворвалась
в деревню © востока. Она сразу же оказа-
лась в тылу у немцев. Вражеская пехота,
не выдержала, одновременного удара с двух
сторон. Преследуемая наступающими с
фронта, она бросила оружие и панически
бежала из деревни.

Из приведенных примеров видно, что
успех разведки боем во многом зависит от
активности подравделений и решительности
их командиров. Проявление этих качеств
крайне необходимо в разведке боем, где по
существу две задачи — разведка и б0й—
сливаются в одну. Умение предпринять и
осуществить маневр при разрешении тако-
го рода задач особенно важно для бойцов
и командиров. Е
Полковник А. ВАСИЛЬЕВ.
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. .

eS eae

БЕ ee

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Боевая

Бесчинства немцев в Белоруссии

Из многих партизанских отрядов, дейст-
вующих в оккупированных немцами райо:
нах Белоруссии, поступают сообщения
о новой волне  гитлеревского  терро-
ра. Немецкие рабовладельцы пытаются же-
стокими репресенями сломить сопротивление
советских людей при отправке на каторгу
в Германию.

В одной деревне Полесской области за
нежелание выехать в Германию немцы
схватили 80 крестьян и бросили в глубо-
вий колодец, гле они умерли в страшных
муках. За отказ работать ва немцев был
повешен житель деревни Морохорово
С. Агиевич.

В виде наказания за непокорноеть фа-
шистекие бандиты планомерно уничтожают
целые населенные пункты. В первой поло-
вине иювя они сожгли полностью в Полес-

ской области 9 сел Калинковичекого рай-  .

она, 10 — Василевичекого и_16 сел дру-
гих районов. В Житковичеком районе этой
же области 18 деревень немцы сравняли с
землей еще в феврале., :

Почти вее население этих 53 сел и лде-
ревень погибло в огне. ишь немногим
удалось спастись, уйля в лес к партиза-
нам. Перед тем, как предать огню эти на-
вселенные пункты, фашисты полностью от-
рабили их, забрали рогатый скот, лошадей,
домашние вещи жителей.

Не так давно фашистекие людоеды 06-
манным путем собрали в одной деревне
Гомельской области 700 женщин и детей,
прятавшихея в лесах, и расстреляли.

учеба танкистов. На снимке: командир
части майор Иванов проводит занятия о боевых порядках в наступлении,
: Снимок Н.Колли.

В мае в Пинской области немцы устрои-
‘ли форменную охоту на трудоспособное на-
селение. Спасаясь от фашистского насилия,
советские граждане оставляли свои дома и
укрывались в лесах. Лишь небольшая часть
жителей деревень, прилегающих к г. Луни-
Hell, была захвачена немцами и посажена
в эшелон. Но до Германии этот поезд не
дошел. 2 июня партизаны взорвали желез-
нодорожное полотно, остановили эшелон с
пленниками и снасли их.

Кое-где оккупанты пытаются обмануть

советских людей лживыми посулами. Они
обещают снабдить «водкой, табаком и ве-
щауи домаптнего обихода» всех, кто до-
бровольно согласится выехать на работу в
Германию. Но советских людей не учаетея
обмануть. Они массами ‘убегают в леса,
под защиту партизан.
На зверотва гитлеровцев народ отвечает
‘усилением партизанского движения. В ря-
ды народных метителей становятся все но-
вые и новые люди, ускользнувшие из лап
немецких рабоваадельцев. Крепнут удары
партизан но жизненным железнодорожным
магистралям врага. Так, 12 мая партизан-
ский отряд тов. И. в районе станции М.
(Белоруссия) пустил под откое немецкий
воинский эшелон. В результате крушения
разбиты паровоз, 10 цистерн с бензином,
11 вагонов © боеприпасами, 5 платформ ©
`автомалнинами и 2 пассажирских вагона.
Немецкий генерал, 7 офицеров и 41 сол-
дат, находившиеся в этих вагонах, погиб-
ли во время крушения,

СНАЙПЕРСКИЕ ЗАСАДЫ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июля.
(От наш: корр.). Снайперы соединения, ко-
торым командует т. Прохоров, с каждым.
днем увеличивают свой -боевой счет. 3a
короткое время они уничтожили свыше
4.500 немецких солдат и офицеров. Снай-
перы почти ежедневно скрытно выдвигают-

ся ва передний край обороны, где часами“

выслеживают цель.

Большого успеха достиг снайпер Васи-
лий Берлет. Совсем недавно он пришел. в
часть, и уже на его боевом счету 56
истребленных гитлеровцев. Однажды, нахо-
дясь в засаде, Берлет заметил немецкого
снайпера, искусно замаскировавшегося на
кереве. Первым же выстрелом он снял
немца. За этот день Берлет истребил
7 гитлеровцев.

Снайперы — младший сержант Екименко
и красноармеец Чернов, замаскировавшись

ЗАВОДСКИЙ ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ПУНКТ ГОТОВИТ ТАНКИСТОВ

ГОРОД Н.,   июля. (ТАСС). С огром-   классе молодежь изучает материальную
ным увлечением молодежь завода, где ди-   часть танка, в огневом — будущие воины
ректором Герой Социалистического Труда   знакомятся с его вооружением,

т. Максарев, овладевает военными знания-

ми. На учебном пункте оборудованы о6б-  кончились проверочные испытания. Военно-
разцовые аудитории и кабинеты для заня- учебный пункт завода выпустил первую
техническом   группу танкистов.

тий бойцов  всевобуча. В

Е ТЕСНЕЕ:

Бой танков на уничтожение

группировок противника

Разгром вражеских группировок яваяется
заключительным этапом окружения. Ясно,
что достигнуть этого можно лишь в pe-
зультате искусного вождения танковых,
пехотных и артиллерийских частей, дейст-
вующих в Тесном тактическом контакте с
авиацией,

Какими же способами напболее целесооб-
разно окружать вражеские группировки?
Проследим на примере действий № танково-
го соединения основные принцины этой
сложной операции. Противник был сбит ©
оборонительного рубежа и по нескольким
дорогам поспешно откатывалея на запад.
Было приказано немедленно перехватить
все его коммуникации.

Танковое соединение, разделенное на. две
группы, неравные по силам,  двинулось
форсированным маршем вперед. При этом
большая группа танков непрерывно под-.
держивала контакт с разведывательной
авиацией, которая периодичееки сообщала
условными сигналами, где находится голова
колонны главных вил противника. Когда
вражеская колонна осталась позади, мень-
шая группа танков и мотопехоты с артил-

лерией под командованием  поднолков-
ника Жидкова свернула на рокалу и
векоре оседлала главную коммуникацию

врага, идущую в тыл. В то же время не-
большие заслоны из трех-пяти танков ¢
приланными автоматчиками и одним-двумя
противотанковыма орудиями, двигаясь сне-
Жжной целиной на юг, обосновались на па-
раллельных проселочных дорогах.

Вскоре колонна главных сил противви-
ха подошла на орудийный выстрел к
селению, занятому нашими танками. и бы-
ла встречена мощным огнем танков и ар-
тналерийеких орудий. Бой е небольшими
паузами длился весколько Часов. После
полудня ситуация изменилась в пользу
противника. Хотя на дороге, образовалась
солидная «пробка» из разбитых немецких
автомашин. повозок и орудий, противник
всё же сумел обтечь населенный пункт
справа. Положение осложнялось еще
тем, что подошаи другие немецкие части,

И

которые стали обтекать

Перед нашей ударной танковой группой
встала дилемма: нли отеиживаться в селе-
нии, т. е. позволить блокировать себя и
обречь на пассивность; или вывести танки
и мотопехоту из селения и непрерывными
резкими ударами в разных местах громить
колонны вражеских войск. Вомандир груп-
пы выбрал второй способ действий, оставив
на время в селении несколько замаекиро-

ванных ередних танков. Когда всё оно
оказалось  запруженным  автомашинами,
орудиями, обозами, наши средние танки

вышли из засады и, ведя огонь © хода,
стали давить колонну противника гусени-
цами. На протяжении трех километров 0б-
разовалась сплошная свалка разбитых и
горящих немецких машин, орудий, повозок.

Для врага стало очевидно, что спасти
всю технику уже невозможно. Учитывая это
обстоятельство, немцы стали сами поджи-
гать застрявшие автомашины и подрывать
тяжелые орудия.

Ряд напряженных боев разыгралея и на
параллельных проселках, где отступали бо-
лее мелкие грунпы немецких войск. Весь-
ма поучителен оборонительный бой, который
провел лейтенант Загребельный. Его груп-
па танков оседлала перекресток проселоч-
ных дорог. Умело маневрируя на местно-
сти, она отбила все атаки 18 немецких
танков и большой колонны  мотопехоты
противника.

Но вернемея к описанию событий на
главном направлении. Немецкая пехотная
колонна, оставив на вооружении, главным
образом, легкие противотанковые пушки,
быетро продвигалась вперед. Дважды она
была обетреляна и атакована танками под-
полковника Жидкова. После каждого уда-
ра уменьшалось количество артиллерии в
составе немецкой колонны. Наши танки
шли параллельным курсом и нередко на
виду немцев, нависая реальной угрозой на
их фланге, чем заставляли их ускорять
дрижение.

Me

ста утреннего боя немецкую колонну, в

селение слева.  потерявшую много боевой техники и из-

мотанную, внезапно атаковала

‘скольких своих солдат.

a большая   изнутри.
группа танков. Их удар был Настолько   пажим на внешнем кольце

за передним краем нашей обороны, вели
наблюдение за противником. Немцы cTpon-
ли укрепления. Выбрав удобный момент,
‚Екименко метким выстрелом снял немец-
‚кого часового. Почти одновременно вы-
<трелил Чернов — и еще один гитлеровец
свалился на землю. Внезапный огонь снай-
перов вызвал панику среди немцев. Они
бросились в траншеи и долго не показы-
вались.

Сменив огневую позицию, снайперская
пара продолжала наблюдать за расположе-
нием противника. Через некоторое время
из-за куста появился макет фигуры гитле-
ровца. Таким приемом враг хотел вызвать
огонь наших снайперов, чтобы в свою оче-
редь их обстрелять. Но снайперы повели
огонь не по макету, а по вражеским сол-
датам. Немцы снова ‘недосчитались не-

В подразделениях всевобуча недавно за-

удар танков. Поэтому вторая линия танко-
вых кордонов обычно превращается в
шлюзы, совсем  останавливающие потоки
вражеских войск на определенной площади.

Велед за этим бой ветупает в решающую
фазу. Окружение завершено, но ширина
кольца настолько незначительна, что про-
тавник обычно пытается прорвать его
Е тому же он усиливает свой

у окружения.
сокрушительным, что немцы, не успев! Удары противника изнутри и снаружи
даже пустить в ход свою артилле-  нередко бывают согласованы между собою
рию, были обращены в бегетво. Танки,   как по направлению, так и по времени.

прееледуя пехоту противника, уничтожали

ве концентрирозанным огнем из пушек и ружи, немцы в отдельные

пулеметов, давили гусеницами.

но завершена.
Выводы напрашиваются сами
Чтобы осуществить окружение

_ собой.   укрепили кольцо окружения, а танки, дей-
вражеской   ствуя в одиночестве, выносят на себе всё
группировки, танковое соединение должно,   удары врага, искаючительно больную роль
двигаясь параллельными путями, опередить   играет
противника в захвате выгодного оборони- авиация. Есть все основания утверждать.

Чтобы разорвать кольцо окружения сна-
периоды 00я

В вечеру  вводили в действие до 40—60 танков и
Немцы были. отброшены на линию перво-  10 двух нолков пехоты
начальных танковых кордонов. „Первая фа-  Парировать эти удары можно лишь путем
за 00я на уничтожение крупной вражеской искуеного применения принципов подвиж-
группировки, т. е. окружение, была удач-  ной обороны.

с артиллерией.

На этом этапе операции,
когда отетавигие стрелковые части еще. не

штурмовая и бомбардеровочная

тельного рубежа. Причем это параллельное   что если авиация непрерывно и активно

движение может протекать как на одном,   поддерживает действия наступающих
так и на обоих флангах противника одно- земных войск, прочность кольца окруже-
временно. Чуть только передовые танковые   ния гарантирована.

подразделения опередили колонну против-

ника, одна группа танков поворачивает пол  внешнем кольше окружения отбяты, и под
вражеские   уларами авиации, подошедшей пехоты
коммуникации и принимает на себя оенов-  артиллерии он покатилея дальше. Каковы

прямым углом, перехватывает

ной удар отступающей лавины.
Практика учит, что

начальник обязан пристально следить

этих мощных технических средетв,

выдержать этот  ного разгрома окруженной вражеской груп-
напор не всегда удастся, как и случилоеь  пировки? Видимо, наиболее выгодный ме-
в разобранном нами бею. Возможно дольше   тол возникает в каждом конкоетном
сдерживать противника на линии первых   чае в рёзультате трезвого анализа обста-
бронированных кордонов, праменяя ловкие   новки. Иногда наступление осущеетвляется
маневры и ‘тактические хитрости, — та- с нескольких направлений к центру немец-
ково основное правило. Старший танковый! кой окруженной
ко за  методе действий кольцо окружения по всей
динамикой боя и, как только положение дуге сжимается более ити менее равнозер-
усложняется, отвести в сторону свою груп-Гно. Увеличивающаяея плотноеть войек хо-
пу, сохранив за с0б0ю свободу маневра.  тя и позволяет весьма эффективно возлей-
Первая линия брозированных кордонов,   ствовать на них артиллерией и_с воздуха.
как это явствует из опасания, играет роль   однако противник до поелелнего момента
своеобразного фильтра, который отееивает  сопротивления
от вражеских колонн артиллерию большого   разбираемой намл операции разгром окру-
калибра, автотранепорт и т. п. Лишившись   женной немецкой группировки был осуще-
про- ствлен путем рассечения территории. заня-
  тивник настолько обессиливает, что на ли. той ею, на ряд изолированных
К вечеру примерно в 30 километрах от  нии вторых танковых кордонов он уже не Вот как протекал
состоянии выдержать массированный   сражения,

на-

Но вот все кентратаки противника на
И

теперь должны быть методы  окончатель-

cay-

грувнировки. При этох

сохраняет В

управление.

CORTOPOB
этот последний  этан

точно прикрыт зенитными” средствами, они  ректировщиков И своевременно

Сообщение ТАСС

В некоторых ‘американских тазетах на-  лионов франков  в& пропагандистские .
печатаны сообщения, согласно которым Ко-   цели.
уитет Сражающейся Франции в Лондоне ТАСС уполномочен заявить, что вти

якобы полнисал тайное соглалнение с Совет-  сообщения не имеют под собой никакой
ским Правительством и будто бы получил! почвы и являются от начала до конца
or Советекого Правительства 100 мил-  вымьшиленныхи и провокащионными.

Стрельба по воздугным
корректировщикам

ля». Самолет тут же рухнул на землю и
сгорел ‘вместе с экипажем.
Вот другой подобный эпизол. Батарея

` Во всех вилах боя, a особенно при под-
готовхе наступления, немецкая разведыва-
тельно-корректировочная авиация произво-
дит систематические люлеты нал раеноло-  уалокалиберной зенитной артиллерии и
жением начних войск, чтобы выявить и 640- взвод крупнокалиберных пулеметов, манев-
тографировать боевые порядки, засечь ар-   рируя колесами, неоднократно в течение

тиллерийские и минохетные батареи. Как дня обстреливали с новых позиций немец-
правнло, такие ° полеты осуществаяютея   кий корректировщик, производивший раз-
одиночными самолетами типа «Фокке- ведку и корректировку огня. Зенитчики

Вульф-189» и «Хеншель-126». Если 00е-
вые порялки наших войск охраняются
истребителями, немецкие корректировщики
вылетают под прикрытием своих нетреби-
телей.

В действиях вражеских корректиревщи-
ков нужно учитывать следующий момент.
Прежде Чем отыюекать напги батареи и дру-

батареи, которой командует старший лей-
тенант Дворцов, отбили у «Хеншеля-126»
левое колесо шасси. Корректировщик ула-
amet, но к исхолу дня на смену ему в
этот же район вылетел «Фокке-Вульф-189».
Однако и тому недолго приянлось нахо-
длиться над нашим расположением. Он был
сбит бойцами пулеметного взвода, возглав-
гие об’екты для последующего огневого   ляемого стадиних лейтенантом Коновало-
воздействия, они вынуждены потратить He   вым. За несколько дней нам удалось сбить
менее одного-двух дней на изучение и здесь два, «Хеншеля-126» и один «Фокке-
фотографирование местности и на обработ-   Вульф-189», a два «Хеншеля» полбить.
ку полученных данных. Действия коррек-  Это отучило немецких корректировщиков
тировщиков в этот период будут отли-  действовать на малых высотах, H OHH Ha-
чаться большей прямолинейностью курсов,   чали старательно обходить наш участок.
особенно в тех случаях, когла противник Впоследствии корректировщики противника
плохо знает район расположения налиих  лишь изредка появлялись над этим райо-
войск. ном, ла и то уже на высоте 3.000—

Подеты корректировщиков чаще всего 4.000 метров. -
производятся утром, после того, как рас- Отсюда можно сделать следующий вы-
сеялея туман, или же вечером, когда очень вод; He отвлекаясь OF _своеи основной за-
рельефно вырисовываются контуры мест-  дачи — борьбы с бомбатлировочной авиа-
ности. Иногда, в зависимости от обста-  цией, зенитная артиллерия должна пре-
новки и поставленной задачи, они старают- пятетвовать денствиям разведывательных
ся висеть над нашим расположением в те-  и корректировочных самолетов противника.
чение всего дня. Там, где район недоста-   Нужно внимательно изучать маршруты кор-

высылать
действуют е нобольних высот (1.000-— в излюбленные ими районы кочующие ба-
2.000 метров) при средней. скорости   тареи или крупнокалиберные пулеметы,
4-50 метров в секунду. Но стоит кор- Это позволит уничтожать вражеские коф-
ректировщику попасть под обстрел зенит- ректировщикви внезапным огнем пли же,
ных батарей, хак он спешит набрать вы- №0 краинеи мере, воспрещать им деиствия
соту до 3.000—4.000 метров и применить   в выгодных для них условиях.
противозенитный маневр. Конечно, нужно при этом иметь в виду,
что противник может засекать Halli зе-
нитные батареи как © воздуха, так и на-
земными средствами артиллерийской ин-
струментальной разведки. Например, одна
Hama батарея на другой день после тото,
хак ее отнем был сбиг «Хеншель-126»,
подверглась внезапному огневому налету
ео стороны двух батарей противника. Прав-
да, этот огневой налет не причинил по-
терь, потому что материальная часть и
люди были хороню укрыты. Слелователь-
но, зенитным батареям нужно чаще ме-

Когла нелни зенитчики активно противо-
действуют корректировочной авиации mpo-
тивника, они достигают неплохих резуль-
татов. Некоторые командиры ошибочно по-
лагают, что стрельба малокалиберной зе-
витной артилаерин и зенитных пулеметов
по «ХШ-126» и «ФВ-189» нецелесообраз-
на. Они, во-первых, опасалотея, что в этом
случае противник быстро обнаружит огне-
вые позиции зенитных батарей и вызовет
сильный огневой валет евоей азтиллерии.
Во-вторых, они считают, что «ХШ-126» и

«ФВ-189» булто бы трудно уязвимы велед-
ствие высокой слособности к противозе-
нитному маневру и имеющейся брони. На
самом деле, жизненные части упомянутых
корректировщиков запщищены недостаточно;
как и у других неменких самолетов. Mo-
торная часть, фюзеляж п кабины коррек-

нять огневые позиции, особенно после то-
то, как они обнаружат себя огнем. Во-
первых, это обесмечивает живучесть ба-
тарей, а, во-вторых, дезориентирует в0з-
лунную и. наземную фазведку врага. . Цо-
стоянный маневр зенитными батареями по-
зволяет также добиться внезапности их

мета проиила моторы и кабину «Хенше-

тировщиков вполне уязвимы при стрельбе   огневого воздействия, что особенно важ-
осколочно-трассирующими снарядами из нз-  но в борьбе с корректировщиками против-
ших 37-м. пушек, & также бронебойно-   ника.
зажитательными пулями из круннокалибер- Обычно мы открываем огонь по коррек-
ных зенитных пулеметов. тировщикам на средних дальностях, ста-
На одном участке нашей обороны не   Таясь возложено более точно определить
было зенитных средств, и «Хеншель-126»   входные данные. Учитывая высоту и ма-
обычно уменьшал здесь высоту своих по- Невренность самолетов, мы ведем огонь ©
летов. Тогда мы выдвинули в этот район наибольшей скорострельностью. Здесь 069-
взвод крупнокалиберных пулеметов под бую роль играют натренированность расче-
командованием старшего лейтенанта, Трифо-   Тов и общая огневая слаженность подраз-
нова. На следующее утро немецкий кор-  делений. При активном противодействии
ректировщик снова прилетел и, не ожидая   зенитной артиллерии всех калибров кор-
встретить зенитный огонь, снизился над! Ректировочная авиация противника терпит
передних краем до 1.000 метров. Вос-  СеРьезный урон, а это обеспечивает боль-
пользовавшиеь этим моментом, пулеметчи-  Шую свободу действий наземным огневых
ки стали стрелять. Длинная очерель. пуле-  Средетвам наших войск. _
Майор В. КАЗАНЦ

РЕ

PS Rs Е EE Я

ЕВ.

=

Едва только подоспели стрелковые части
й были отражены начболее сильные контр-
атаки противника на внешнем и внутрен-
нем кольце окружения, танковые и стрел-
ковые части начали методическое наступ-
ление. Е этому моменту терратория окру-
женной немецкой группировки предетав-
ляла собою форму эллипса в 30 километ-
ров лаиной и 20—25 километров шириной,
вытянутого с севера на ог. Оеновные наши
силы были сконцентрированы на западной
дуге эллипса, что целиком отвечало обета-
новке. Именно в этом направлении  про-
тивник прилагал настойчивые усилия, что-
бы пробиться к своям. Е
у Для ликвидации окруженной групнировки
были созданы два ударных кулака. Ког-
да большинство  засеченных немецких
огневых точек было подавлено нашей ар-
тиллерней, первая ударная труппа пе-
рента в наступление. Поскольку против-
НИК не возвел еще искусственных противо-
танковых препятетвяй, танки довольно бы-
стро смяли его боевые порядки и к исхолу
дня продвинулись вперед на 15—16 ки-
лометров. Узкий перешеек, оставшийся до
противоположной стороны эллинса, уже
легко простреливалея нашей арталлерией.
Противник стал носпелено наносить ответ-
ные удары по обе стороны вбитого клина,
пытаясь хотя бы немного срезать его. 01-
нако все его контратаки потерпели неуда-
чу :

позволяет сделать ряд тактическах выво-
дов. В частности, возникает вопрос: в
какого сектора вачинать ликвидацию про-
тивника? Дело о в том, чо окруженная
территория никогда не представляет собою
геометрического круга, а чаще всего имеет
-удлиненную форуу и Тасположена под
Фетрых или прямым углем к линии-фровта.
В той части, которая ближе к линии
pouta, как правило, концентрируется
наибольшее количество живой силы в бое-
вой техники Брага. Именно отеюда окру-
женные чаети делают многочисленные 1п0-
пытки разорвать сжимающееся кольцо
блокады. В этом же кратчайшем  направ-
лении наносит противник свои удары
извне. Уничтожить части враса в этом сек-
торе — значр отрубить голову всей его
группировке. Следовательно, наиболее це:
1есоо0бразно очищать от войск протавниЕа
тот сектор занятой им территории, кото-
рый расположен ближе к внешнему коль-
цу окружения.

Как мы уже упоминали раныше. чтобы
противник не вырвалея из окружевая, тан-
ковому соедннению нужно  перехратывать
все дороги не в одном, а в двух нунк-
тах, т. е. как бы сразу созтавая два колье
ца окружения. Причем второе кольцо
лолжно быть прочнее, поскольку ему,
возможно, прилетея одновременно вылержи-
вать удары отступающих войск противника
и подходящих к фронту его ‘резервов. Ha
каком же удалении от первого бутет прохо-
дить второе кольцо окружения? Иногда,
как это было и в данном случае, это рае-
стояние не должно превышать 35-40

С наступлением темноты, южнее  лнев-
ного места боя, ударила во ветречном на-
правлении вторая срупна нангих танков и
пехоты. Она прервала слабую пленку не-

мецких боевых порядков н к утру, заняв километров. Есан противник. прорвется
ряд населенных пунктов, соединилась © Через первую линию бронированных
войсками, олокировавшими немцев е запа-  кордонов, у командира второй группы
да. Тогда территория, занятая  противни-  танков дудет достаточно времени чтобы
ком (а стало быть, „и его группировка),   организовать решительный отпор Такая
оказалась рассеченной на три части ширина кольца позволяет также. быстро

На третий день боев совместныме уси-  усиливать любой из танковых  заслонов.

лиями танков, пехоты и артиллерии уда-
1065 полностью ликвилировать части про-
тивника в центральном ^ 12-километровом
секторе занятой противником территории К
вечеру поочередно были емяты и осталь-
ные две группы немцев. Таким. образом, к
исходу третьего дня боев, в итоге соглаео-
ванных усилчй всех родов войек, были
полностью разгромлены три немецких и две
вевкерских пехотных дивизии.

Опыт этих заключительных боев также

ри болыней ширине подобный маневр бу-
лет затруднен, и вообще усложнится уп-
равление боем танкового соелинения.

_ Правильно строя взаимодействие со
Всеми родами войск, умело перехватывая
важнениие коммуникация — отетулающих
частей противника, наши танковые и мото-
ризованные части вполне могут быстро
окружать и уничтожать крупные . группи-
ровки противника.

Полковнии П. АРСЕНТЬЕВ,

`