ых

‚ лирование,

2 июля 1943 г.; пятница. № 154 (5525).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

Жорошеая

Под зеленокулрыми березами беседовали! месяц пришел ответ.
два бойца. Было тихо. Только запах пороха   выздоровел, его лечил известный в городе
детский врач. s

напоминал © недавнем бое.

— Ну, ках серхце-то, наверно, в пятки
от страха
Налюхин молодого бойца.

— А ты чт0, емелым так и родился?

Конечно, вначале было страшно, особенно Семенюк, продолжая сидеть на месте.

когда танки в атаку пошли, а потом вижу

наветречу им ‘лейтёнавт Красов пополз, и  сил:

woocTh прошла. Ну и командир наш, —

вытирая потный 106, восхищенно говорил   принято. Ты знаешь.
красноармеец Бобров. — Настоящий орел:   командара? Это красноармейская честь и
гордость. Должен птицей лететь.

сильный, смелый. Ты видел, как он грох-
нул немецкий танк?

..Команлир роты Красов со своими бой-  сержант продолжал беседу.

пами отбил три контратаки. Враг не уни-
мался. В четвертую он броенл пять тав-
& две прорвались и шли

бросился им навстречу. С первого же
броска одан танк был  подбит, а другой

повернул обратно. И четвертая ковтратака   обиды на него нет. За это любим его. За

захлебнулась. Вот этих эпизодом и восхи-
marca боец. :
— Это что! Ты бы посмотрел, Rak OF

действовал, когда был команлиром взвода.   молодые бойцы,
Рой с танкамв лля него стихия. Весь в  жизнь командира. как самого себя.

отца. Тот тоже, говорят, © вилами ходил
Ha мелвеля. 5
— А какая у него бабунка? — пол-
холя сострил ефрейтор Семенюк. — Ты
наверно знаешь кто у него и крестный?
— Hf aro He Immune знать 0 человеке,
если вручаешь еху свою жизнь. Когла

легче.

К беседующюм полошли другие бойцы.
Закурилн. Завружились синеватые кружоч-
хи дыма. Сержант Илюхин продолжал:

— У натего командира грудь в орде-
нах. Вы молотые и его мало знаете, а я
18 месяцев вместе е ним воюю. Лейте-
вант Красов хитрый, как сто мудрецов.

Й сержант рассказал, как одважды Rpa-
сов перехитрил немцев и своей ротей унич-
тожил до батальона гитлеровцев.

Немцы пошла в наступление. Красов
олин взвод оставил в обороне, я с двумя
зашел через болото в тыл врата и всех
немцев перестрелял, не лав их даже опом-
nurses. А перед боем обошел бойпов и
всех оболрил теплым словом: «Смелее
будьте! От храбрых смерть убегает, а тру-
сов сама ищет. Убил немпа, ищи второго,
& третий убежит со страха».

Сержант Илюхин замолчал. Достал ки-
сет. Набил трубку. Бойцы следили за его
движениями, ожилая, что булет дальше.

— Наш команлир не только храбрый
воин, он и лушевный человек. Когда идет
бой. он строг и суров. Каждое его слово —
закон. Вы это хорошо знайте. Получите
приказание. повторите и что есть силы
бегите выполнять. Это он очень любит. А
кончитея бой, его сердце снова становится
нежным и мяским. Тогда или к нему ‹ по
любому вопросу. Он тебя и чаем угостит,
о семье раеспросит и непременно © сыне
своем расскажет.

Очнажлы лейтенант заметил. что красно-
армеец Светличный ходит скучный, в б0ю
действует вяло’ а он вель наи знатный
пулеметчик. Вечером вызвал Ёрасов к
себе Светличного. Тот рассказал ему о пе-
чальном письме. Жена сообщала, что сы-
нишка больной, помони вет. Лейтенант
успокоил бойца. Когла Светличный ушел.
написал письхо в райком партии, попросил
помочь семье стважного пулеметчика. Через

ЗАБОТА О СЕМЬЯХ ФРОНТОВИКОВ

ВОРОШИЛОВГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ,
июля. (ТАСС).
вают государственные и общественные ор-
ганизации области семьям бойцов и коман-
диров Красной Армии. Им выдано 302
тонны муки, больше 4 тонн жиров, крупа,
мыло, много топлива и строительных ма-
териалов. В Сватовском районе родным
фронтовика тов. Шарафана построен новый
дом, колхозники Нижне-Дуванского района

залезло? —— спроенл сержант] сообщил, что ефрейтора Семенюха вызы-
вает команлир взвола.

с Е ного. К нему мы идем и ес радостью ис
ков и пехоту. Три машины были полбиты.   горем. И вы, когда заскребет что-либо на

> 5 RON@HIHOMY  cepine—naute x aelirenanty. On, как доб-
пункту. Toria лейтенаат взял гранаты и рый ролитель.

еели нужно, отчитает так, что небу жарко

Би и автоматы. в сторону,
участие в беселе.

ы net бойцов знакомят с с
знаешь, кто тебя ведет в 001. ВА ДУШ   сзонх командиров, с их биографией, при-

Большую помощь оказы-  6

тредиция

Сын  Светличного

К беседующим подбежал связной. Он

— Хорошо, сейчас приду, — ответил
Прошло несколько минут. Сержант епро-

[ючему же не идешь? У нас так не
что значит вызов

Ефрейтор Семенюк смутилея и ушел, а

— Командир роты у нас 3a отца род-

выслушает, посоветует, а

станет. Но он тебя бранит, а у тебя в

своим комантиром  пойлем в огонь а в
воду. А попалет он в белу. жизни своей
не пожалеем для спасения. К этому и вы,
приучайтесь. Берегите

Подошаи еше бойцы. Поставив винтов-
они приняли

Такие беседы злесь можно слышать ча-
сто В Н-ском соединении сущеструет херо-
шая традиция — с первых же дней мололых
боевыми действиями

учают уважать и повиноваться чм. В роли
агитаторов выступают коммунисты, комсо-
мольцы, бывалые воины. Много о коман-
дирах пишут «Боевые листки». Редактор
«Боевого листка» тов. Конлрашев нелавно
весь номер посвятил команлиру взвода
Суслову, который умело организовал раз-
велку боем. Многотиражка «За родину» 38
послелнее время напечатала ряд интетес-
ных корреспонленций красноармейцев: «Бе-
реги команлегра в бою, как самого себя».
«Приказ командира — закон для бойца»
и другие. :

Такая постановка воспитательной работы
лает хорошие результаты. Командиры пот-
разлелений — авторитетны, любимы Каж-
тый боец считает своим долгом при всяких
условиях выполнить любое приказание сво-
ero старшего начальника. Связной Седов
недавно получил распоряжение — 10-
ставить пакет командиру полка. По пути
его сильно ранило. Более 500 метров, по-
ливая свой след кровью. полз связной с
пакетом. Вручил его и впал в беспамятетво.
Первые его слова были:

— Пакет я доставил
расписка?

Своих командиров бойцы не только по-
читают, но и любят, как ролных отцов, за
которыми, каз говорят, готовы пойти в
огонь и в воду. В олном бою был тяжело
ранен командир батальона. Боец  Ерупов
бросился ему Ha помошь; но его самого
тоже ранило. Превозмогая боль, Kpynos
всё же дополз до комбата, перевязал ему
рану и доставил в укрытое место. хотя
сам через несколько Часов умер от большой
потери Еровя.

Для советского воина жизнь командира,
который для него и старший начальник,
и учитель, и друг, — дороже всего.

_  ф. -KOCTHHOB.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

во-время? Где

выделили для семей защитников родины
коров и 5 телят.

Для обслуживания бытовых нужд членов
семей фронтовиков в области открыты 26
пошивочных мастерских, несколько столо-

вых и магазинов, 77 цетских комнат, са-
пов и яслей.

Семьям военнослужащих выплачено бо-
лее 13 с половиной миллионов рублей го-
сударственного пособия.

Герой Советского Союза гвардии лейтенант
В. ЛАВРИНЕНКОВ

сои воздушные бои

(ЗАПИСКИ ЛЕТЧИКА - ИСТРЕБИТЕЛЯ)

2. Я открываю боевой счет

Прошло некоторое время. Мне при-
шлось участвовать более чем в десяти
воздушных боях. Почти все я их помню,
и особенно — первый боевой выает. Я и
сейчас задаю себе вонрое: почему я Tor-
да въинел из боя, не выпустив ни охной
очерели? Была ла это боязнь или резуль-
тат здравого решения?

Еризиеное время бывает почти у каж-
дого летчика. Это — день, когда он по-
падает в критическое положение и первый
раз ощутимо для себя побывает на грани
жизни и смерти.

Олнако, перенеся этот кризис, пилот
становится уже иным. Если его нервы
крепки и он выдерживает испытание,
у него появляется полнейшее презрение к
смерти.

Четчик. поборовший в себе страх, рвется
В самое пекло, не думая 0 своей жизни, хо-
тя и соблюдает необходимую осторожность
и расчет. 0 таком летчике у нас принято
говорить: «Этот парень стал драться еще
злее». Совсем иначе ведет сейя летчик,
У БОТорого осталась внутри <«возлухобо-
язнь». В бою его можно весгда заметить
по целому ряду признаков. Он, как и все,
ходит в группе и даже вынужден драть-
ся, но у него нет наступательного поры-
Ba и той злости, которой обладает на-
стояший истребитель.

Но я отвлекся от основной темы. Как
я ебил первого немца? Закончив  патру-
хы возвращалиеь домой —
звено «Яковлев-1». Диния фронта была
уже далеко позади. но мы все-таки емот-
рели в 05а. Мы знали уже приемы HeM-
цев. Они сравнительно неохотно прини-
мали открытый бой, но зато предпочитали
подолгу выслеживать нае, & затем, не-
ожиданно уларив в спину. стремились бы-
стро скрыться. Так примерно строили свою
тактику немцы, Не напалая на звено от-
крыто над линией фронта, немцы. видимо,

Продолжение. Начало — см. в № 153
«Красной звезды».

выслеживали нас и решили атаковать на
обратном пути.

Мы были уже близко от своего аэро-
дрома, как вдруг заметили трех «Мессер-
шуиттов», пикировавших на нас сверху е
залней полусферы. Их замысел был поня-
тен: ударить внезапно, затем, проскочив,
попутно атаковать груллу, летевшую ни-
же нас, и независимо’ от результата, не
ввязываясь в бой, ускользнуть на свою
территорию.

Момент для удара они выбрали подхо-
лящий. Кое-кто из наших летчиков, ви-
димо, считал себя в полной безопасности
п замечтался. Это был пилот Возлов. Мы
видели, как вспыхнула его малиина, a 3a-
тем в воздухе поплыл раскрывшийся па-
рашют.

Я во-время увидел пикирующих «Мес-
сершуиттов», резко отвернул в сторону и
взмыл вверх. Так я сразу получил одно из
ценнейших преимуществ в ведении б9я —
превышение над противником.

Сбив Козлова, «Мессериемитты» ринулись
вниз, нацеливаясь на нижнюю группу
«ЯКов». Медлить было нельзя. Использо-
вав преимущество в высоте, я вошел в. пи-
ке вслед за одними из «Мессершииттов»
Увлеченный атакой немец, видимо, не за-
мечал меня. Он слегка доворачивал само-
лет, производил наволку, & я, сближаясь.
тоже ловил его в свой прицел.

«Мессершиитт» то появлялся, то исче-
зал в прицеле. Силуэт его увеличивался.
расстояние сокращалось. Пальцы давно
уже на гашетках. «Скорее открыть огонь.
не упустить бы!» „Но, поборов свое не-
терпение, продолжаю следовать — «Уж
уларить, так назерняка!»

Просвет уменьшается ло 200... 150..
100 метров. Наконец, «Мессершиитт» бли-
з0к и проектируется в центре моего при-
цела. «Довольно. надо бить!» — решаю
про себя. Энергично нажихаю на гашетки
Машина едва заметно вздрагивает. Разлал-
ся сухой треек пулеметов. «Мессеримитт»
веныхнул, затем перевалился на Крыло,

потом на нос и врезался мотором в землю.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. На

Ф. Семечкин. На первом плане — зенитное орудие сержантов Ф. Шумарина и
Н. Лещенко, сбившее 7 немецких самолетов.

т `А. СУРКОВ. Рассказ старшего сержанта Ивана Ков-
ригина о том, как он трижлы возвращался
У т p о в окопе в свою роту, был напечатан в нашей диви-

Когла по окопах прошла перекличка,
Когда мы за чаем беседу вели,
Порхнула хохлатая, серая птачка
Над кромкой ничьей, одичалой земли.

На ближней раките листву колыхнула.
И отзвуком прежних, спокойных времен
Над полем, оглохших от грома и гула,
Рассыналея тихий, серебряный звон.

СЛЕТ МАСТЕРОВ ПОИСКА И РАЗВЕДКИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 30 июня.
({Спецкорр. ТАСС). Закончился слет луч-
ших разведчиков. В простых рассказах
бойцы и командиры показали всё много-
образие резведки и смелого поиска. Ивте-
ресно было сообщение опытного разведче-
ка — гвардии младшего лейтенанта При-
вольнева. С начала войны Привольнев уча-
ствовал во многих вылазках и смелых по
исках, он в совершенстве изучил наступа-
тельную и оборонительную технику врага,
его тактику и приемы. Только за время
наступательных зимних боев он захватил
20 пленных. Однажды Привольнев вместе
с несколькими смельчаками на автомашине
ворвался в расположение опорного пункта
фашистов и разведал их силы и техниче-
ские средства.

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПИТАНИЮ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 1 июля.
(По телеграфу от наш. корр.). В М соеди-
нении состоялась конференция по питанию.
На ней присутствовали заместители коман-
диров частей, работники продовольствен-
ных органов, врачи и повара. Доклад о
мероприятиях по улучшению питания. крас-
ноармейцев и командиров сделал т. Анти-
пов. В развернувшихся прениях участники
конференции делились опытом своей рабо-
ты, указывали на недостатки в работе
красноармейских кухонь.

Интересяым было выступление повара
старшины Зарубина. Он подробно расска-
зал, как нужно обрабатывать продукты пе-
ред закладкой в котел и следить за пра-
вильной выдачей положенной: нормы бойпу

На конференции также указывалось на

«Красный пахарь», Кстовского района, от-
крыт пом инвалидов отечественной войны.
В нем живут 16 бывших фронтовиков, род-
ные места которых временно оккупированы
немцами. Колхоз отвел под жилье участ-
никам войны лучшее помещение и взял ва

Снова выскакивало из пике и горкой. взмы-
вало вверх, но «Мессеримиттов» и след
простыл.

Уловлетворенный своим первым успехом,
я возвратился на аэродром. В этот день я
сбил первый вражеский самолет на глазах
У всех товарищей и притом, как говорят,
чисто и аккурагно.

Вечером в часы ‘отдыха у меня страшно
чесалея язык. Мне хотелось рассказать
подробности боя, поделиться с товарища-
ми, но я смолчал. У многих из НИХ Е
этому времени на боевом счету было уже
10 пяти и более сбитых самолетов. Но ва
другой день сами ребята меня поздравляли.
Сбитый мною немец, в чине обер-лейте-
нанта, оказался асом из группы Рихтго-
фена — он имел три железных креста.

Эта встреча с «Мессершмиттами»  по-
служила для меня подтверждением извест-
ного закона истребителей: будь всегда на-
чеку! До тех пор, пока не вылезешь из
кадины, старайся в воздухе видеть против-
ника раньше, чем он увидит тебя.

В бою бывают разные случаи. - Порою
немцы применяют совсем иную тактику:
они отказываются от атак «из-за угла» и
лезут в бой, проявляя бешеное упорство
ий пресаелуя при этом какие-то определен-
ные цели. Мне особенно запомнилась
встреча с «одноногим «Мессершуиттом».
Столкнулся я-с ним вскоре после того,
как сбил первый самолет

В тот день мы сопровождали  пикиров-
щиков. Выскочил этот «Мессершнитт»
откуда-то неожиданно Вид у него был до-
вольно странный. Одна нога шасеи выпу-
щена. другая — совеем отбита. Tye
ов потерял свою ногу? Отбил ли он ее
при взлете или рубанул ее в бою ~ KTO-
нибудь 3 наших летчиков — это так и
осталось дая меня загадкой.

Этот где-то общипанный «Мессер» внер-
гично мешал нашим пикировшикам итти к
цели. Следуя невлалеке от фланговых ма-
шин, он атаковал их. Но получив достой-
ный ответ стрелков, отвелил в сторону, за-
тем снова пошел в атаку. Так повторя-
20сь три раза. «Мессершмитт»  навязчи-
в0 лез, лишь временами шарахаясь от ог
ня турельных пулеметов.

Я был ближе всех к нему. но миР очень
не хотелось отставать от своих и ввязы-
ваться в бой. Я мог увлечься преследова-
нием. а этот подозрительный «Мессер» пол-
ведет меня под свежие силы или вызовет
по радио к себе помощь. Но главное было

x:

ДОМ ИНВАЛИДОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ГОРЬКИЙ, 1 июля. (ТАСС). В колхозе! себя все расходы по его содержанию.

старший сержант Иван Ковригин. В пер-
вый раз после тяжелой болезни, во второй
— после ранения. И вот снова, покинув
уютную палату госпиталя, идет Ковригин
«домой». Да, домей, как же иначе назвать
роту автоматчиков, с которой прошел все
огни и воды, где вырое, где дважды pa-
нен, где получил правительственную на-
граду?

Когда врач выписывал  Ковригина из
-  госпиталя, старший сержант наотрез отка-
залея итти в другую часть, тем более в
тыл.

— У меня есть свой прославленный
полк, — горячо доказывал Ковригин, —
своя рота, меня там ждут. Там на моем
счету 27 фрицев числят, медаль дали.
Направьте меня в свою роту, я ее найду...

И врач не в смаах был возразить. Ков-
ригин направился в свою часть.

Что же влекло фронтовика именно в
свой полк, в свою роту? Несомненно,
влекли его и старые привязанности, и при-
вычная обстановка, как влечет уют родного
дома. Но есть в этом и нечто большее,
чем привычка. Это привязанность к тра-
дициям своей части, к ее славе, законное
стремление разделить эту боевую славу с
товарищами по оружию.

батарее, которой командует капитан

Снимок капитана П. Бернштейна.

зионной газете «В атаку».

Зимой 1941—1942 г. отличилась пуле-
метная рота старшего лейтенанта Николая
Савостьянова. Рота геройски выдержала
неравный бой с немцами. Правительство
посмертно наградило  Савостьянова 0р-
деном Ленина. Пополненная пулеметная ро-
Шепнул мне стрелок Колыванов Ефих:  та с тех пор стала называться савостья-
— Вот, тоже, не бог весть какая пичуга,   Новской. Это имя — ее

кости и мужества. Молодьк 3 -
A зав заливается Foxe cxonx... читали за большую честь попасть в Ca-
востьяновскую роту. 5

Прошел год. Назревали новые бурные
события. Имя Савостьянова не стерлось в
памяти бойцов-ветеранов, но многие нович-
ки не знали о савостьяновской роте и ее
подвиге.

В ‘лень годовшины героического боя pe-
дакция пригласила воспитанника Савоетья-
нова пулеметчика Кулика, ставшего стар-
шим лейтенантом, в гости в бойцам саво-
8   стьяновекой роты. Старший лейтенант по-
Советского Союза. Многие имеют значок телился воспоминаниями о знаменитом бое,
Or ania pAgeennan>, призвал бойцов свято хранить честь роты,

Командир роты старший лейтенант Ша  завоеванную кровью.

XOB, награжденный за успешное HORE CUBE Ha другой день беседа. была опублико-
многих разведывательных операций ордена-  ана в нашей газете. Она пользовалась
ми Красного Знамени, Александра Нев-  5 ий популярностью у читателей. Име-

aoe heinaecos — елки в yeronnax   #2 героев-савостьяновцев были на устах
р ве? ей. у всей дивизии.

Pe eee 8, На героических примерах мы стараемся
воспитывать мужество и стойкость. А при-
меров таких множество — фронтогая
жизнь богата яркими боевыми событиями,
надо только видеть их и умело пропаганди-
ровать.

В дивизии ееть старое боевое знамя,
бойца   опаленное порохом гражданской войны,
Одновременно выступавшие говорили 06  изренеченное пулями и осколками снаря-
отсутствия контроля за приготовлением   чов. Когда-то одна из ‘первых краеноар-
пищи со стороны работников санитарной -мейских” частей проделала под оэтим крас-
службы. Чистота у кухонных очагов, тран-   ным знаменем путь от Урала до Yourapa.
спортировка, разделка, раздача продуктов,   На никелированном наконечнике древка —
личная гигиена повара, — всем этим дол-
жны повседневно интересоваться работни-
ки медицинской службы.

В заключение на конференции выступили
представители командования тт. Панков и
Прудников. Они поставили перед работни
ками продовольствевных органов и повара-
ми конкретные задачи в деле дальнейщего
улучшения питания бойцов.

Просторно вдохнули солдатские груди
Весеннего воздуха влажную прель.
Сердцами и слухом окопные люди
Ловили нежданную, чистую трель.

И, слушая песню пернатого друга,

О способах действий разведчиков при
захвате «языка» из расположения против-
ника рассказал гвардии старший сержант
Рыбак. В одну из разведок он с группой
бойцов уничтожил до 30 немцев.

В разведывательном подразделении, гле
служит тов. Рыбак, 60 процентов личного
состава награждены орденами и медалями

то, что необходимо поднять роль дежур-
ных по пищевому блоку. Между тем мно-
гие из них, заступая на дежурство, не
знают даже норм довольствия

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 1 июля. (Спецкорр.
TACC). Командиры и  политработники
Н-ской гвардейской части систематически
направляют письма семьям лучигих бойцов
и младших командиров. В этих письмах
они рассказывают женам и родителям фрон-
товиков 0 том, как их мужья и сыновья
отличились в сражениях с немецкими за-
хватчиками. a
- Командир взвода гвардии старший лей-
тенант Фельдман пишет в город Люберцы,
Московской области:

«Ефросинья Антоновна   :

Вали муж гварлии младший сержант
Яков Афанасьевич Евсеев служит co мной
в одном взводе немало времени. Скажу
‘пе в этом — я не хотел покидать евоих   Прямо: Яков Евсеев — настоящий боль-
бомбардировщиков. Однако чем чорт не  Шевик, гвардеец. Bo MHOLEX боях © врага-
шутит, — действуя так напропалую, не-  МИ он проявил себя как опытный и отваж-
уе KOH HILOB 3! НЫЙ ВОИН.
нь eee В одном бою Вали муж вместе с несколь-

Взвесив все шансы «за» и «против», я из СОБЩами. вейвыиЕ ворявлоя в

мую немпами деревню. Гитлеровекие
окончательно решил, не отставая от своих, м eas Е a jr ate Cen
и забросать гранатами подвал, в котором Ha-
сбить его во что бы TO HH crazo. HadpaB} = eth сен -
холились мирные жители — старики, жен

скорость, я незаметно стал, как говорят , .
щины и дети. Наши воины, в числе кото-

летчики, «пухнуть», очутившиесь несколько % Bit ;
niand