КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

`
$ июля 1943 г. суббота. № 155 (5526),

*

Асы в групповом бою

Нет нужды доказывать, что слетанность
истребительных. пар, ‘их четкое: взаимодей-
ствие и продуманный маневр — основа
Успеха в групповом воздушном бою. В
процессе ‘преднолетной подготовки необхо-
димо добиваться, чтобы каждая пара и
каждый летчик точно знали свою задачу,
epee место в строю. Но еще вадо иметь
в виду, что далеко не всегда можно пред-
угадать заранее, как сложится боевая 05-
становка. Следовательно, действия группы
должны быть спаяны волей, опытным ру-
ховодетвом ведущего. Ведущий обязан ор-
танизовать и провести бой в наиболее вы-
годной для себя обстановке и с максималь-
ным уроном для противника. Личный при-
мер ведущего, его приказания —— закон
для ведомых. Таким образом группа долж-
Ha Bera выступать, как единое целое.
как организованная тактическая единица.”

Каково же может быть место Maggepa
воздушного боя — аса в группе истрёби-
телей? Зачастую ас, как самый подготов-
ленный летчик, назначаетея ведуних груп-
пы. Такая практика укоренилаеь у нае ло-
вольно глубоко. Однако, на мой взгляд, в
этом вопросе нельзя допускать шаблона.
Ясно, что группа, состоящая из опытных
летчиков и возглаваяемая асом, способна
добиться высоких результатов в бою. Но
не всегда есть возможность выделять в
полет именно такую грутту. Гораздо чаще
в нее включалотся и мололые летчики, не
искушенные в воздушных схватках с про-
тивником. Изэто неизбежно приводит к то-
му, что ас обезличивается в группе, те-
ряет свон преимущества и, главное, сво-
боду действий,

Разберем типичный случай. Шестерка
истребителей вылетает во главе с асом в
тайон патрулирования. Наземная станция
наведения передает: «В воздухе спокойно.
Противник не обнаружен». Группа Продел-
жает барражировать, пока не появится про-
тивник. Uro мог бы сделать ас в данном
случае, если бы он не был организационно
связан с группой? Он мог бы уйти в глубь
территории противника, разведать обста-
новку; своевременно навести грунту на, не-
мецкме самолеты, а затем помочь товари-
там в бою, нанося врагу внезапные и мет-
кие удары со стороны.

Подобных примеров немало в боевой
практике каждой истребительной части.
Все они убедительно говорят 6 том, что
aca не следует постоянно назначать ве-
дущим группы и этим ограничивать его
боевое использование. Тогда, естественно,
возникает новый вопрос: должен ли ас
вообще летать в группе или же на его
долю выпадает исключительно свободный
поиск противника? Опыт  подеказывает
наиболее разумное решение этого вопроса.
Нарялу © полетами на свободный поиск
необходимо организовывать своеобразное
Бзаимолействие истребительных групп с
нарами и четверками асов. Асы, входя в
соетав группы, в то же время имеют пра-
во на самостояельные действия.

В. Отечественной войне мне довелось
участвовать во многих воздушных боях и
лично сбить 28 немецких самолета. Мысль
© месте аса в групповом бою хочу под-
крепить конкретным примером из евоего
бобвого опыта. Однажды четыре маневрен-
ных истребителя под командой гвардии
лейтенанта Давицкого прикрывали боевые
порядки наших наземных войск. Я в паре
© гвардии младшим лейтенантом Вабаком
находилея на скоростной машине выше
этой группы, в свободном полете. Лавид-
кий встретил истребители противника и
передал по ралио: «Велу бой с четверкой
«Мессершуиттов». Наша пара направилась
в. район боя и подоепела как раз в TOT
момент, когда немцы атаковывали группу
Тавицкого сверху. Заметив над собой на-
пи самолеты, головная пара «ME-109»
переворотом ускользнуаа из-под улара. Во
вторая пара немцев, .видимо, не’ уследила
за маневром первой и продолжала итти в
атаку. Воротким ударом с высоты мы с
тварлин млелшим лейтенантом  Бабаком
сбили оба «Мессерпегитта».

В другой раз группа скоростных и м:
невренных истребителей, вылетевная на
патрулирование, была оэшелонирована па
выеоте в три яруса. Несколько мамин,
шедших на высоте 2000 метров, вновь
возглавлял. гварлии лейтенант авицкий.
Выше шли четыре‘ скоростных самолёта.
ведомые гвардии капитаном Петровым, и,
наконец, еще четыре истребителя Ha BbI-
соте 4500 метров вел гвардия лейтенант
Б. Глинка. Безусловно, такое построение
боевого порядка было вполве целесообраз-
ным. Однако, как  выяснилоеь впослед-
етвии, бой проходил. бы. в более. выгол-
ных условиях, если бы верхняя „четверка
скоростных самолетов была разбита на ева-
мостоятельные пары, действующие по своей
ининиативе. :

Вначале группа rpapinu капитана Пет-
рова завязала бой с четверкой «МЕ-109».
Тем временем два немецких корректирог-
mura <Фокке-Вульф-189», шелиих под
  прикрытием. ‘истребителей,  поветречалиеь
группе Дазвицкого. Вой шел, тахим обра-
30M, в двух ярусах. К истребителям про-
тивника, которые атаковала групла кали-
тана. Петрова, пришли на помощь еще две
пафы «Месееригуиттов». Их-то и атаковал
со своими летчиками Б. Глинка, нахолив-
шийся выше peex. Но в момент ator
атаки его группа сама полверглаеь нала-
дению со стороны пары «МЕ-109». пикп-
ровавией Ha нее с еще большей высоты.

Немцы всё время наращивали силы. Они
довели количество своих самолетов почти
до трех десятков. Бой был ожесточенных
Hamm ‘летчики дрались. исключительно
стойко и мужественно. Ови сбили восемь
«МЕ-Р09».и два «Фокке-Вульф-189», при-
чем“ два немецких самолета, были протара-
нены. Однако и © нашей стороны были
потери. Их можно было бы избежать при
условии более четкой организации взаимо-
действия между группами, & главное —
в парами асов.

Каков порядок подобного взаимолей-
ствия? Пара асов может взлетать He обяза-
тельно в одно время е группой. Предпо-
ложим, она вылетела на’ несколько мивут
раньне, Значит, идя по большому кругу
Hal заданным районом, она должна инфор
хировать группу ‘о воздушной обетановке.
Если противник злесь не обнаружен, асы
идут в свободный полет, во-время поддер-
живая евязь по радио с группой.

При встрече с. превосходящими силами
противника acy нет никакой надобности
ввязываться в бой. Следует вызвать вею
групну, избрать метол атаки, умело на-
вести свои самолеты на противника. Имен-
но злесь открываетея широкий проетор для
действий аса. Сохраняя за собою преиму-
щества в высоте и скрытноети атаки
(солнце. облачность), он получает возмож-
ноеть бить врага наверняка, поодиночке.
В том случае,’ если пара асов” ветречает
пару истребителей противника, следует дей-
ствовать смотря по обетановке. Против-
ник может бросить эту пару, как приман-
ку, в виде наводящих самолетов. Поэто-
му, когла ас принят решение атаковать
врага, он должен бить © хода, с одной
атажи, молниеносно:

Не исключена возможность взлета пары
асов после взлета группы. Если напти
истребители завяжут бой, эта пара, потей-
дя по вызову; должна своими стремитель-
ными атаками разбить строй врага, посеять
у него замешательетво и этим добитьея
успеха для веей группы. В том случае,
котла боя нет, пара асов не илет на. уча-
сток патрулирования, а направляется непо-
средетвенно в тыл противника. это позно-
ляет асам обнаружить врага и деморали-
зовать его смелыми, рентительныхми атаками.

Конечно, на. кажлый случай нельзя дать
готовое решение. Мы взяли наиболее ха-
рактерные примеры боевой деятельности
аса в групповом бою. Совершенствовать
тактику 6го действий — такова наша 3a-
дала.

Герой Советсного Союза
гвардии напитан Д. ГЛИНКА,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ. АРМИЯ. 7

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Бронетранспортер под командованием гвардии
лейтенанта В. Дороника форсирует реку.

Снимок нашего’ спец. фотокорр. капитана А. Капустянского.

ДЕСАНТНИКИ В ПЛАВНЯХ

На лесятки километров тянутея непро-и Сидоров. Вот она совсем близко подошла

ходимые, поросшие камышом плавни, Элесь
на всех господетвующих участках местно-
сти противник создал сильные узлы вопро-
тиваения, в помощью которых он мог кон-
тролировать все наиболее вероятные пути
подхола. : ;

Бойцы-понтонеры под командованием
подполковника Ульченко нристунили к вы-
полнению задания по. обеспечению боевых
действий наших частей, оперирующих в
плавнях. Удар но врагу  раессчитывалось
нанести одновоеменно в нескольких
стах. Понтонеры под покровом ночи скры-
тно и беснумно прокаадывали трасеу, вы-
каптивали камыши, готовили проходы, в ко-
торые бы могли ринуться на врага pacca-
женные на лодки ударные десантные
группы,

Фогда всё было готово, десантные груп
пы разместились в лодках, установили на
них станковые, ручные пулеметы, миноме-
ты, а на некоторых более устойчивых лол-
ках 45- и 76-мм. пушки, Лодки медленно
в ночной тишине стали приближаться к
расноложению противника. Ведущую лодку
сопровождал командир взвода лейтенант

ВСТРЕЧА СТАРЫХ ОДНОПОЛЧАН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июля.
{По телеграфу от наш. корр.). В одно из
подразделений № ‘соединения прибыл гвар-
дии сержант Галанин. Когда он услышал
имя командующего соединением гвардии
генерал-майора Утвенко, то сразу признал
в нем своего однополчанина. Когда-то тов.
Утвенко. был командиром полка, в котором
служил Галанин. i

C > rex
полка.
показал себя опытным и мужественным
командиром, прославившимся в боях под
Сталинградом. Родина достойно отметила
выдающиеся боевые заслуги гвардии гене-
рал-майора, наградив его орденом Ленина,
двумя орденами Красного Знамени и орде-
ном Суворова 2 степени.

пор далеко шагнул командир

Но за дни войны вырос и возмужал в
боях и гвардии сержант Галанин. Будучи
командиром минометного расчета, он унич-
тожил более 150 гитлеровцев. Со своими
бойцами Галанин неразлучен. “Многие из
его расчета выдвинуты наводчиками 4A
командирами в другие подразделения. Гвар-
дии сержант успешно обучает молодых
бойцов. Е

Недавно генерал производил поверку
боевой готовности своих частей. Расчет
Галанина показал хорошие результаты.

SS Sees Seen Ses НЕ

‚Противотанковая.
оборона дорог

Наступающей танковой армии нужна
болышая сеть дорог дая снабжения горю-
чим, боеприпасами и продовольствием, пи-
тания живой силой и техникой. Поэтому
можно сказать, что дороги ведут войска,
особенно механизированные соединения.
Следовательно, обороняющейся стороне на-
до, защищать дороги © искаючительным
упорством и на большую глубину, ‘уделяя
основное внимание протизодействию вра-
жеским танкам.

Танковые войска ‘облалают большой про-
холимостью, подвижностью и дальнобой-
ностью. Они в состоянии при одной за-
правке преодолеть 800 километров, при-
чем этот запасе хода может быть увеличен
и до 600 километров. По хорошему шоссе
танк проходит в час 50—60 километров,
а 063 дорог, но по ровной местности, ==
20—25 километров. Разумеется, танковое
соединение движетея гораздо медленнее, но
BCé же скорость его достигает на wiocce
20 километров в чае. Вне дорог, если
местноеть. удобная, соединение преодолеет
за чае 10—12 километров пути.

Конечно, на местности ветречаетея мно-
го естественных ‘преград для танков. По-
этому свою высокую полвижноеть Танки
используют прежде всего на автостралах.
и поссейных дорогах. Ёроме того, зуше-
ствуют общие условия местности, выгод-
ные для использования танков. Влаузевии
писал, 9т0 «всякое проявление силы снизу
вверх труднее, чем такое же проявленое
ез в обратном направлении», Это. верное
для любой эпохи, положение особенно
применимо в нап: век мотора: Танкам вы-
тоднее всего атаковать по наклонной пло-
скости — с возвышенного райова в ст9-
рону равнины, гле можно распространить-
ся и вширь, и: вглубь. Z

Bee эти данные необходимо учитывать
при организации противотанковой защиты
дорог, Внимательно изучая местность, уож-
но предварительно наметить не только 00-
щие направления вероятных танковых атак
противника, но Jake определить величину
его группировки. Опыт всей нынелней
войны показывает, что немцы стремятся
массированно использовать танки на мест-

ности, сравнительно ровной и богатой ло-
рогами. Авиационная разведка и другие
разведывательные средства помогут глубже
изучить местность и проверить предноло-
жения насчет состава и характера враже-
ской танковой групнировки.

В итоге тщательной разведки должна
быть составлена танковая карта местности.
на которой обозначалотся все направления,
где возможны активные действия враже-

ских боевых машин. Затем организуется

противотанковая оборона. Она строится;
главных ‘образом, е тем расчетом, чтобы
не пустить неприятеля на основные доро-
ги, лишить его возможности маневра или
по крайней мере сильно затруднить ему
маневр. Для защиты дорог и их узлов
привлекаются все нужные рода войск и
средства, причем организуется это дело на
общих основаниях противотанковой obopo-
вы армии, корпуса. и дивизии.
Защита больших дорог, коммуникаций
имеет оперативное значение. Здесь и долж:
ны быть сосредоточены основные противо:
танковые средства, а раньше всего —
механизированная и моторизованная артил-
лерия всех видов, танковые войска, авиа-

“ция. Танковая бригала, обороняющая до-

роги огнем ¢ места, может нанести танко-
вой дивизии врага серьезный удар и оста-
новить ее. Но для этого необходимо искус-
но расположить танки на местности. Им
нужно иметь хорошее поле обетрела и
возможность ‘одновременно всей массой
открыть огонь. Мазнины устанавливаются
в глубоких танковых окопах, скрыватющях
кажлую из пих ло половины баптни. Рае-
положение бригады тщательно маскирует-
ея. расстояния до ориентиров” измеряются
и проверяются стрельбой. Воманлир брига-
ты. обязательно оставляет при себе резерв
из танков H средств противотанковой за-
ЩИТЫ. — ;

Что касается узлов Хорог, тб силы un
средетва их противотанковой защиты опре-
деляются согласно той роли. какую играют
эти узлы в общей системе обороны; Для
обороны Узла армейского или фронтового
значения могут быть < назначены стрелко-
вые п механизированные соединения и, спе-

циальные войска, хорошо оснащенные еред-
ствами противотанковой защиты. Танковый
корпус, расположенный на крупном узае
дорог, способен огнем е места нанести тя-
желые потери целой танковой армии про-
тивника и остановить ве или заставить
свернуть на менее выгодное направление,
даже под удар других налних войек.

Сныт боев подтвердил, насколько важ-
HO иметь в районе крупных узлов до-
рог (в глубине армейской полосы оборо-
ны) резервы, состоящие из танковых е0е-
динений, а также частей механизированной
п моторизованной артиллерии. Эти резер-
вы, действуя совместно с авиацией, могут
быть использованы дая контратак по крат-
чайшим направлениям. Разумеется, контр-
атаки на любых направлениях тщательно
подготоваяютея заранее.

Врайне желательны сильные противотан-
ково-минные резервы (на автомобилях) с
запасом в 19—15 тысяч мин. которые
используются в полосе тех дорог, те
неприятель’ пытается ‘развить’ танковую
атаку. Большие минные поля, грикрывае-
мые огнем артиллерии и минометов, явят-
ся серьезной преградой для танков, oco-
бенно в летнюю пору. Подвижный противо-
танково-минный резерв удобнее всего рас-
полагать на узлах дорог.

Естественно, что раныше всего сездает-
ся противотанковая оборона на самых угро-
жаемых направлениях. Здесь одновременно
с работами на переднем крае ведется под-
готовка к обороне дорог, а также к их
повреждению и полному уничтожению в
случае, если этого потребует обстановк
Все мосты в угрожаемой зоне подретов-
ляютея к взрыву. Крупные мосты 0б0ро-
няют пехота и артиллерия. Вокруг этих
мостов строятся предмостные и тыловые
укрепения. На таких узлах весьма эффек-
тивны переносные башни е орудиями или
отдельные танки в’ окопах. Броды п
об’езля минируются или подготевляютея х
уинированию. Реки в районе мостов пре-
граждаютея подводными надолбами. Следу-
ет заранее определить, кто именно и при
каких обстоятельствах взрывает мосты. На
главном направлении для руководства всеми
работами штаб выделяет ответственных
командиров: = ae an

Нужно твердо помнить, что взрыв моста:
проложенного через противотанковый овраг
или реку в болотистой долине, совершенно
прекращает продвижение вражеских танков

Me-,

В. годы “Отечественной войны? он!

‘полному разгрому неприятеля.

развертывании мотопехотыь

Мотопехота неотделима от свойх машин.   боевой порядок вместе с ними. Наблюла-
’Она должна веегла передвигаться и даже   тельные пункты гртилдерии выбрасываются
развертываться на колесах. Спешившиеь и на линию передовых подразделении ба-
проведя бой, она снова переходит на ма-  тальона, & огневые позиции выбираются
шины, бы _ продолжать стремительное   межлу рубежами развертывания и епеши-
преследование противника. вания. Немедленно по занятии огневых 1п0-.

Однако, несмотря на явную выгодноеть зиций артиллеристы сообщают командиру
развертывания на машинах, некоторые ча-  части колом по радио ‘свое точное место-
сти нашей ^мотопехоты предпочитают епе-  нахождение. Примерное размещение наолю-
шиваться где-то в глубине и дальше  с0-  дательных пунктов и огневых позиции уб-
вершать пеший харш. В чём же дело?   танавливаетея заранее, по карте. В случай
Оказывается, они не рискуют подходить на  необходимости перехода к централизован-
автомашинах, являющихся крупными целя- ному управлению артиллерией гакже с0-
ми для наземных войск противника, непо-   общается об этом по радио.
средственио -к его передовым позициям. Ме-  `На’ехеме мы ридим места командного и
шаао подчас и 10, что езда на машинах   наблюдательного пунктов. Командный пункт
полем затруднена. Многие дороги окаймле-  располагается за рубежом спешивания, кав
‘ны по бокам канавами, и автомашины нве  только сюда подошай головные машиные
могут преодолеть эти канавы без полготов- Оргавизация наблюдательного пункта коман-
ки. Опасались также, что подразделения,   дира части производится после того, когда
раз’ехавшиеея в разные стороны, перену-  примерно половина подразделении вышаа
таются. Попытаемся показать на конкрет- на рубеж построения боевых порядков.
ном примере, что эти трудности легко пре-  Места для этих пунктов выбирает один и
‚одоаимы, если командир правильно выберет   штабных командиров, который нахолится
  и подготовит рубеж развертывания мото.  при головной походной заставе. Он также
аи указывает на местности и по карте, еоглас-

Развертыванию мотопехоты всегда дол- но приказу командира части, где какое
жен предшествовать захват выгодного ру-  подразделение лолжно спешиться и строить
бежа. Такихи выгодными рубежами. яваяют-   боевой порядок. Этот же командир прове-
CH высоты, нахолящиеся впереди располо- ряет на местности, удачно ли выоран рай-
жения неприятеля. Не всегда можно булет он сосредоточения автомантин: скажем, не
захватить эти высоты, поскольку неприя-  вырублена ли роща, в которой намечалось
тель в ряде влучаев зацепитея за них сам.   их разместить. 5
Torta, еели обстановка благоприятствует.  Как видим, в данном случае ранон со-
к одному из узлов сопротивления незщев.   необходимо сбить его в высот. Если же  средоточения автоманиин- выбран В ты
Десантники внезапно нанали на в это невозможно, надо развертываться пол   находящейся в 4—5 километрах от ру0е-
me д ae i Ipyr ок! жа спешивания. Это внолне достаточное
открыли по нему огонь из орудий, пуде-  ФАкрытием других естественных MAC в. i . а

$ Fes (овраги, перелески и т. п.). расстояние, чтобы район был нело

fh ok eT Захват выгодного рубежа для развер- длязартиллерии противника. Мантины ух0-
лизованы таким внезапным наступлением,   тывания осуществляют передовые нодраз-  дят в район сосредоточения, как только
вынуждены были отойти. Тогда наши части! теления. Как только командир мотострелко-   находящиеся на нох бойцы спешились. Они
овладели важных узлом сопротивления,   вой части, находящийся в голове  своих  не дожидаются одна другую, чтоовг в Nose
зашли во фаланг противнику,  перерезали гаавных сил, получил разведывательные   не образовалось скопления транспорта.

пути отхода, создав таким образом угрозу   данные, он тут же связывается по ралио  Развертывание автомашин нередко прет-
окружения. - © передовым отрядом или головной поход-  ставляет определенные трудности. Не веетда

В этой операции понтонеры  проявили  Н0Й заставой и дает указания © захвате
исключительную оперативность по обеепе- выгодного рубежа. Обетановка редко позво-

г _  лит ему наметить такой рубеж на местно-
м ee ae сти. Большей частью он сделает это по

je С 3 карте. Сообразуяеь с данными разведки; он
зависел от четкой и слаженной работы   уажет, какие ихенно пункты необходимо
понтонер. Ни разрывы вражеских CHAPAAOL захватить И удержать BO что бы то ни
ц мин, ни отчаянная стрельба пулеметов   стало до подхода главных сил. Перед Этим
и автоматов не могли прервать их работу.   следует изучить данные саперной разведки,
Подбитые во время сражения лодки не вы- сопровождающей передовые подразделения:
ходили из строя, они ремонтировались тут! Н® обнаружено ли на намеченном рубеже
же на месте и снова ветупали в бой. минных полей, какова проходимость грунта

Задача, поставаенная командованием пе-  ДЛЯ автомашин и т. п. Разумеется, все до-

несения и приказания должны быть залниф-
десантных fe
а в группами, была успешно рованы и передалотся только по радио.

= Каковы же будут действия передового
Старший лейтенант Н. ЕВСЕЕЗ. отряда или головной походной заставы,
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

РУЕЕЖЕОЕВЫХ
порядков

< РУБЕЖ
ЗРАЗВЕРТЬЫВАНИЯ

РАЙОН СОСРЕДОТОЧЕНИЯ
АВТОМАШИН

которым поручен захват рубежа, выгодного
для развертывания? Войдя, в еоприкоснове-
ние с противником, они стремятся возмож-
но дальше отбросить его от высот или
других естественных масок, чтобы создать
необходимый «зазор» между рубежем раз-
седу бывалых воинов, среди которых был   вертывания и противником. Этот «зазор»
гвардии сержант Галанин. Здесь-то   лолжен быть таким, чтобы противник не
встретились старые однополчане. видел, что происходит позали головной п0-
— Как же, помню, помню тебя, — ска-  ходной заставы. На самом рубеже развер-
зал гвардни генерал-майор, когда Галанин   тывания остаются небольшие, но сильные
представился ему. Он вспомнил старые   в огневом отношении группы, которых ста-
годы, потом справился о боевых успехах   вится задача — удерживать рубеж 10 пот-
гвардии сержанта. хола главных сил; Отметим, что передовые
‚ — Неплохо воюем; товарищ гварлий ге-   Нодразделения ‘мотопехоты необходимо уен-:
нерал-майор, — ответил Галанин, —- если   ЛИвать артиллерией, ‚минометами и танками
кто и пожалуется, так это, думаю, только! Эти боевые средства во многом — облегчат
фрицы. В нослёднем бою я их два десятка   Вынолнение поставаенной залачи. Как толь-
уложил. RO нужный участок местности захвачен пе-
— А что скажет командир батальона?   Редовыми подразделениями, командир чаети
спросил генерал. устанавливает последовательность спешива-
— Один из лучших в подразделении, —   ЧИЯ моторизованных подразлелений и п9-
ВВЕТИ Тот. строения боевых порядков, намечает район
В дальнейшей бебеде < бойцами и  ОбФедоточения — автоманин. ‚ Расемотрим
командирами гвардии генерал-майор привел чримерную: схему ве действий:
яркие примеры стойкости и бесстрашия Разведка мотострелковой части вышла к
советских воинов и призвал неустанно го-   ПОЛОТНУу железной дороги (см. схему) и
товиться к решающим боям с гитлеровской   СТбЛКнулась с крупными силами противни-

имеютея проселозные дороги в стороны от
основного направления части, а по пелине
могут двигаться тоаько машины, снабжен-
ные цепями. Разумеется, в предвидении
предстоящего боя надо это сделать зара-
нее. Вели по сторонам основной дороги
окажутся глубокие кюветы, достаточно на-
сыпать перехолы в двух-трех местах, и
Bee ‘подразделения смогут проехать на ру-
беж спешивания. Поэтому в головных ма-
щинах должны находиться большие лепа-
ты, и бойцам надо заранее знать, что на
них возложено устройство переходов.

Развертывание ‹ мотострелковой части
обязательно прикрывается зенитными еред-
ствами. Нротивозоздушная артиллерия дви-
жется на марше в голове главных сил и
может быть использована как для зенитной,
так и для протявотанковой защиты. Перед
развертыванием автоколонны ‹ эти орудия
устанавливаются между рубежами развер-
тывавия и спешивания, прикрывая подхо-
дящие подразделения.

Связь моторизованной частая как вверх,
так и вниз  осуществаяетея главным
образом по радио. С этой целью одна
рация должна быть у командира части, две

После этого генерал вызвал к себе на бе-

армией. _ ка. Головная походная застава находится   Рации (для связи со старшим начальником

— Два года мы на фронте, — сказал И@ передних скалах Smee TPN Re Команд- а: Е — у Ha
гвардии генерал-майор, — много бед и ли- вые точки в ее руках. тротивник, окопав- ae ка et И} о ae expe ра-
шений перенесли, но ведь окрепли и вбз-   ШИНся севернее железной дороги, не ви- 4 у’ каждого командира полразделе-

ния. Следует  лобавить, что помощнику
командира по технической части, находя-
щемуся в районе сосредоточения ‘автома-

дит, что происходит на обратных. скатах
высоты. Это позволяет моторизованной ча-
CTH скрытно развернуться. Рубеж развер-
тывания на машинах намечаетея за повос
ротом дороги. Отсюда нодразделения раз’-
ведутся вправо и влево и выйдут на рубеж
спешивания, который будет находиться в
1—11% километрах от первого. Для того.
чтобы все подразделения вышли на опреде.
ленные места, им указываются ориентиры
и на пути выетавляютея регулировщики: С
рубежа спешивания машины идут в свой
район” сосредоточения, а потразделения в
пешем строю выходят к рубежу построения
боевых порядков: <

Подразделения спешиваются в порядке
их построения в колонне. В случае на-
добноети главные силы вылвигалются к по-
A следнему рубежу и принимают боевой по-
овжах мешает противнику наносить флан-  рядок под прикрытием огня минометов, пу-
говые удары нашим частям и заставаяет   леметов, противотанковых орудий и ружей,
его делать длительные остановки. Всякое   Поэтому целесообразно иметь указанные
Шоссе, проходящее по холмистой местно-   огневые средства на первых мапшнах. До
сти и пересекающее овраги, сравнительно   стигнув рубежа спешивания, они усиливают
чегко превращается в тачконздоетучн9з.   собой головную походную заставу или  пе-
Участок дороги, идущий по склону кру- редовой отряд. Вместе е ними вылвигаетея
того обрыва, можно срыть и прэвралить   часть артиллерии, преимущественно проти-
в скат. Подотупы к такому участку про-  вотанковой, в качестве резерва на случай
стреливаются нерекрестным или фтанто-   отражения внезапной контратахи вражеских
вым огнем противотанковых орудий. До-  танков.
роги, мосты и об’ездные пути в глубоких  По мере развертывания
и широких оврагах уничтожалотея, причем   мотопехоты усиливаются
овраги, если можно, заболачивмотся или   лерией. Это достигается благодаря тому.   противника при захвате тактически важных
заливалотся водой. Вынужденное ползанье   что артиллерия еще до марша придается   рубежей
вражеских танков по склонам оврагов (в батальонам и рассредоточивается, принимая
поисках новых путей) скорее веего за-
ведет их на минное поте, котороз и надо
похготовить на этот случай.

Часто дотоги нрохотят между танконе-
тоступными болотистыми реками, озерами

мужали в боях, а самое главное — нз-
учились по-настоящему бить врага.

первому требованию командира он сможет
направить в указанное место нужное ко-
„тичество манин. Малнивы могут быть рас-

на этом участке. Наличие таких мостов
в районе действий должно быть хорошо
известно штабам. Взрыв каждого из них
обеспечивается особенно серьезно. Вели же
сверх ожиданий мост оставлен противни-
ку без повреждениу, его обязана уничто-
жить авиация.

В полосе обороны армии воегла най-
дутся противотанковые рубежи, проходя-
щие вдоль фронта и илущие от него во
всем направлениям. Это—еетественные от-
вечные противотанчевыз рудзжл, изрзрз-
занные дорогами. Своевременное уничтоже-
ние мостов, гатей, переездов на таких ру-

етранстве. Поэтому помощник” командира
по технической части должен иметь у се-
бя несколько мотоцикайстов, чтобы в сау-
чае надобноети передать полученное при-
казание ‘и проследить за его выполнением.
В заключение подчеркнем важность при-
крытия флангов  развертывающейся мото-
ризованной части, на которые прежде вее-
го попытаетея воздействовать противник.
Чтобы предотвратить его удар, необхотимо
еще перед началом развертывания пере-
бросить часть пулеметов, минометов, ар-
тиллерии и противотанковых срелетв Ha
угрожаемые направления. Кроме того, там
усиливаются разведка_и охравение. ^

мотонехоты в летних условиях, когла до-
реги и поля сухи. Разумеется, зимой нуж-
ны будут другие приемы, изложение кото-
рых не входит сейчас в нашу задачу. Од-
нако во всех случаях нало помнить, что

‘ основной сжысл развертывания мотопехоты
подразделения   заключается в быстроте ввола её в 50й. в
и полевой артил-  сохранении ее ударной силы, в `упреждении

Полковник П. БОЯРИНОВ,

МИНОМЕТЧИКИ ПОМОГЛИ РАЗВЕДКЕ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 июля. (По
телеграфу от наш. коро.). Наши разведчи-
И MH. a р vy $ A
Е бе  505 Надеясь на переднем крае обороны, за

I г TOUTED к дефи: метили, что группа немцев ежедневно вы-
CH Nas tes ero праототеть. Нэт ничего   ходит `уинировать поле. Yerpons засаду,
й ned Epo WATE такое лефиле В. Н@- разведчики договорились © минометных
о а я Ре м TAHROB, Bee подразделением лейтенанта Гончарова сде-
an М, ЧТО CBOOBDSMONTO 9TO MD2-  лать налет по немецким минерам.
хуемотреть и ‘хорошо органтзузать здесь На следующий день немцы, вичего не
ne HAYUEAT: 9633 ато И ‘подозревая, снова занялись своим лелом. В
граниченная справа Ио, слева. танконело-   этот. момент минометчики ‘по усдовленному
ступными рубежами, обя?ательно прегзаж- сигналу открыли  отонь Значительная
дается средствами противотанковой 060ро- : 5
ны в самом ‘узком место. В этой полосе
нетрудно создать огневой меток тя воа-
жеского танкового сооттчеччя. Умело на-
целенные удары боевой авчации и азтил-
лерии могут привести, в. конечном счете, г’

часть гитлеровцев была перебита, а осталь-
ные бросились бежать. Тогла лейтенант
Гончаров приказал вести отеечный огонь.

В полукольцо разрывов попал немепкий
солдат, которому оставалось или бежать
к нашей обороне или залечь. Гитдеровец
залег. Минометчики, постененно полтягивая
огонь на себя, заставили немецкого еоата
подняться и бежать в том  пнанраваенил,
Pie вахолилиеь наши разведчики.  Векоре
фашист оказался вблизи. от засады. Бойцы
оросились на него и захватили в плен.

БОЕВАЯ УЧЕБА МОЛОДОГО ПОПОЛНЕНИЯ _

телеграфу -от наш. корр.). Часть, которой
командует „майор ‘Соколов. находится во
втором эшелоне. ‘Злесь ви на мануту не
прекращается боевая ‘учеба’ Командиры #4
бойцы совершенствуют свой знания, учат-
ся боевым действиям в’ обороне и. в насту-
пленин. f = ‘

`В целях лучшей подготовки нового по-
полнения к предстоящим боям команлова-
вие практикует посылку бойнов ва перед-
ВИН край для выполнения определенных
заданий. Молодые воины, побывавшие на
передовых позициях, лучше усваивают зна.
ния, дисциплину и вместе с тем приобре-
тают необходимые боевые навыки.

Генерал-майор таннсвых войск
а М. КОРОЛЕВ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

шин, тоже Halo иметь рацию. Тогда, 10 —

средоточены в укрытиях на большом про-^

Мы рассмотрели технику развертывания.