КРАСНАЯ ЗВЕЗДА’ 10 июля 1943 г. суббота. № 161 (5532).

НА ОРЛОВСКО-НУРСКОМ И БЕЛГОРОДСНОМ НАПРАВЛЕНИЯХ

ххх

Контратаки наших частей.

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

На одном из
направления бои носят особенно напряжен-

ный характер. В первые дни наступления
немцам ценою. огромного урона в живой

силе и технике ‘удалось несколько потес-
нить нашии части. Дело B TOM, что неприя-

тель сосредоточил в этом районе особенно

коупные силы и предпринимал атаки поч-
ти непрерывно, что давало ему возмож-
ность вводить в действие то в одном, то в

другом меете большие бронированные ку-

лаки.
_ Нашим частям принелось вести оборони-
тельные бои на ланном участке в искаю-

чительно трулных условиях. Танковые и

воздушные + CHA немцев были многочис-
ленны и атаковали с нарастающей настой-
чивостью. Олнако обороняющиеся ‘успенгно

отбивали почти всесвражеские атаки. Про-
тивник добивался некоторого успеха лишь

в тех случаях, когла на каком-либо уча-
стке достигал подавляющего превосходет-
ва в силах. Но и тут успех немцев был
относителен. Они. лишь незначительно 19-
лвигалиеь вперед, расплачиваяеь чрезвы-
чайно большими потерями за каждый свой
шаг.

В сущности эти первые бои были боями
на истребление живой силы и техники
немцев, на изматывание их резервов. И
действительно, в результате первых боев
неприятель потерял множество тавков и
самолетов, поредели его пехотные полки.
Создалась такая обстановка, когла немцы
вынуждены GST подтясивать сюда уже
более глубокие резервы и вводить их в
бой.

Этим моментом удачно воспользовалось
комазпование наших частей. Вогла нелри-
ятель был уже изрялно измотан, наши час-
ти прелариняти ряд ожесточенных контр-
втак. Поскольку наступление недгцев носит
яко выраженный танховый характер, 069-
роняющимея при переходе к более ак-
тивным действиям пришлось в первую 0че-
рель мобилизовать все свои средетва для
бопьбы © танками.

Вот как развертьвалиеь бои в районе.
тле обороняютея бойцы М части. Здесь
противнику в первые лни улалось занять
несколько наших позиций. Но когда ов
BRIWHHICH B OOOPOHY, наши стрелковые под-
разделения совместно с танками под коман-
дованием тов. Тарана прелириняяи реши-
телыную контратаку. Для немцев эта контр-
атака явилась полной неожиданностью. Раз-
полагая в этом районе огромными силами,
немцы были уверены, что быстро преоло-
леют сопротивление наших бойцов и прор-
вут их оборону. Между тем в тот самый
момент, когда неприятель, готовясь K HO-
вому улару, подтягивал свежие резервы,
HANI пехотинцы и танкисты контратако-
вали его с двух направлений.

Сразу же вепыхнуя жаркий бой. Немцы
не оставляли еще надежды  ттрорваться
дальше в глубину нашей обороны. Но
вскоре, понеся серьезные потери, они, ви-
лихо, поняли, что критическое положение
создается для них самих. Тогда немецкое
командование быстро перебросило на этот
участок крупную группу танков и прямо
с хода ввело ее в бой. Завязалась борьба
межлу танками. Она была весьма ожесто-
ченной, но длилась недолго. Неприятель не
добилея успеха и вынужден был отету-

пить, оставив. на поле боя несколько своих.

ПОДВИГ КРАСНОАРМЕЙЦА МАЗЕНКО

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9 июля. (По
_ телеграфу от наш. корр.). После ряда не-
удачных атак, предпринятых немцами на
одном участке Орловоко-Курекого направ-
ления, они решили прощушать соседние
учаетки е тем, -чтобы нанести новый удар.
Протизник сначала попыталея вызвать
огонь нашей артиалерии с целью раскрыть.
огневую систему, но это ему не удалось.
Тогда немцы решили захватить «языка».

Ценою больших потерь. гитлеровцам
удалось подойти к нашим окопам. Грушла

ЕЕ ЕЕ ВЖЕ ЕЕ ЕЕ ЕЕ РН

участков Белгородского

бронированных машин. Эту неудачу немец-
ких танков вскоре почувствовала и пехота
неприятеля, вклинившаяся в нашу 06орэ-
ну. Она также потерпела, большой урон, и
когда Hall части усилили свой нажим в
контратаке, немцы стали в беспорядке от-
ходить. Дело кончилось тем, что налии
етрелковые подразделения и танкисты от-
били у противника несколько важных по-
зиций, захваченных им раныше.

По мере того, как противник, встречае-
мый крепнущим день ото дня сопротивле-
нием налней обороны, несет всё более ощу-
тительные потери, назши части усиливают
свои контратаки. Чтобы обеспечить успех
‘контратак, обороняющиеся стремятся вы-
ходить на фланги немецких группировок и
наносить им фланговые удары. Части Х с0-
единения задержали противника, сумевше-
го перед этим несколько продвинуться, a
‚затем быстро перегрутитировалиеь и посред-
ством коротких уларов в двух направлени-
ях вышли на фланги крупной немецкой
группировки. С хода, чтобы немцы не ус-
пели опомниться и привести себя в по-
рядок, наши части предприняли две стре-
мительных контратаки.

Противник оказалея зажатым в полу-
кольцо, и уже одно это обетоятельство. ре-
шило исход боя. Немцы увидели, чтб co-
ветекие войска почти окружили их груп-
пировку. Они начали поспешно отступать.
На флангах вспыхнула ожесточенная боть-
ба. Особенно настойчиво дралиеь здесь
гвардейцы, которыми ‘командует тов. Го-
ман. Последовательными ударами они дро-
били на части вражеские боевые порядки.
В итоге отлельные немецкие потразделения
были истреблены полностью. Оставив на
поле боя большое количество подбитых тан-
хов и много трупов, неприятель отетупил.
Налии части полностью восстановили здесь
прежнее положение: я

Большую роль в контратаках советских
войск играют артиллерийские и миномет-
ные подразделения. Артиллерия подавляет
вражеские огневые точки и тем самым да-
ет возможность пехоте сблизиться с про-
тивником, а затем отбросить его реншилель-
ной контратакой. Минометные подразделе-
ния в ходе контратак открывают сильный
огонь по немецкой пехоте, наносят ей чув-
ствительный урон. прижимают ее к земле.
Тем временем наши стрелковые полразде:
ления врезалотся в боевые порядки немцев
и наносят их удары изнутри. На, одном уча-
стке нашему батальону удалось под при-
крытием артиллерийского и’ минометного
огня выйти в тыл неприятельекому пе-
хотному полку. Батальон внезално. атако-
вал немцев с тыла. Для неприятеля этот
удар был настолько неожиданным, что его
подразделения сразу же в панике кинулись
назад. :

Внезапные контратаки налних Частей не
только наносят немцам значительный
ущерб, но также срывают их замыслы,
предупреждают атаки врага, преграждают
ему путь в глубину нашей обороны.
Контратаки — наиболее сильное п надеж-
ное средство, © помощью которого можно
успешно отстаивать оборонительные. рубе-
жи против превосходящего численностью
неприятеля, причиняя ему крупные потери
в живой силе и в технике.

Майор В. ДУБНОВ.
БЕЛГОРОДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,

немцев ворвалась в траншею. В одной
стрелковой ячейке находилея боец Мазен-
ко. Вражеские солдаты вышибли из его
рук оружие, сбили с ног и/ поволокаи за
собой. Вогда; гитлеровцы доташили Kpac-
ноармейца, до конца траншеи, Мазенко не-
ожиданным рызком высвободилея из рук
захватчиков, затем. выхватив у немца
винтовку, тут же пристрелил его, & друго-
го. ранил. Остальные солдаты бросились
бежать. По убегающим наши бойцы от-
крыли пулеметный огонь.

Борьба с вклинившимся. В
оборону противником

вместе с пехотой. Контратакч и

В’ наступлении на’ Орловско-Бурском и ши танки
Велгородском направлениях немцы приме- огневые нападения осуществлялись одно-
няют Te me тактические приемы, которые  ‘временно. Зажатые в трех сторон немец-
хорошо известны по опыту прошлогодних   кие танки и пехота вывуждевы были по-
боев. Так же, как и прежде, основной  спешно отступать, неся потери. $
ударной силой, с помощью которой немцы В это время не прекращались ои и в&
рассчитывают добиться ‘успеха, являются   участках главной полосы . обороны. Здесь
танки: Действия танков непрерывно. пед-  наши войска старались удержать уцелев-
держивает авиация. В составе вводимых в  шие. очаги обороны и восстановить положе-
бой танковых соединений заметно увеличи-  ние в тех местах, где прорвались через
лось количество тяжелых танков. Кроме  нее немецкие танки. На отдельных участ-
того, наблюдается повышенная плотность со-  ках нашим подразделениям удалось снова
средоточения полвижных войск на отлель-  занять свои позиции. В таких местах от-
ных направлениях по сравнению со сред-  ступающие из глубины немецкие танки и

en ee eee

=

кова подбил два немецких танка «Т-6».
по наступающим немцам.

У штур

БЕЛГОРОДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 9 ию-
ля. (По телеграфу от наш. корр.). Небо
наполнено гулом и грохотом. Чем ближе к
линии фронта, тем теснее остановится в
воздухе от самолетов. :

Еще очень рано, только рассеялея пред-
рассветный туман, а в воздухе, что назы-
вается, полный сбор. Одни самолеты, вы-
полнив задания, возвращаются домой, дру-
гие только что взлетели и теперь, при-
страиваясь на ходу к ведущему, спешат
на штурмовку немецких танков. Под при-
крытием истребителей идет большая груп-
па, бомбардировщиков. Красиво набирая вы-
соту, летит разведчик. Его путь лежит
далеко. Он направляется в глубокий тыл
противника, — туда, откуда колонна за
колонной двигаются немецкие танки.

шин врывается  надтреснутый голосок
«У-2». Он появился с той стороны, где
горизонт черен от дыма и пожарищ. Веч-

несением из части, которая ведет сейчас
ожесточенный бой с танками противника.

Время от времени раздается характер-
ный треск пулеметов. На «третьем этаже»
завязался воздушный бой.

На посадку идет шестерка штурмовиков
«Ильющин-2». На аэродроме у белого по-
лотнища их ждет майор ЛДомовцев. В лни
затишья его летчики занимались «охотой».
Целыми днями они шныряли по комууни-
кациям противника в поисках подходящей
цели. Теперь много времени на поиски

жены немецкими танками и автомалгинами.
Надо во-время подоспеть, во-время остано-
BUTh Эту лавину.

Младший лейтенант Никита Сморчко
вылетел отсюда со своей ‘ шестеркой в
пять. часов утра. Уже через десять минут
они были над целью. Колонна немецких
танков двигалась по направлению к нашей
обороне. Сморчков скоманловал, и его ше-
стерка навалилась на колонну. Сначала
летчики подожгли первые танки, затем
штурмовали малиины, замыкающие колон-

ОРЛОВСКО-КУРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ,
9 июля. (По телеграфу от наи. норр.). На
отбитых во время контратак “участках на-

вищных зверств гитлеровских извергов нал
ранеными красноармейцами, попавтими в
их руки. На одном из участков нашей 060-
роны, ‘где немцы находились всего пять

ского бойца, замученного немцами. Пере-

даю акт, составленный командирами и бой- °

nama № чаети:
«Мы, нижеподписавшиеся,
настоящий акт, в
осмотре траншей,
нашими бойцами

составили
следующем:
из которых 5 июля
были выбиты немцы,

© редким истребительный, прикрытием.

ОРЛОВСКО-КУРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. В первый день немецкого насту-
пления на участке № соединения орудяйный расчет старшего сержанта П. Гусь-

MOBHKOB

И как всегда, в мощный гул боевых ма-

ный труженик, он торопится е боевым до-

тратить не приходится: все’ дороги запру-

В ОТБИТОЙ У НЕМЦЕВ ТРАНШЕЕ ao

Гитлеровцы зверски замучили захваченного в бою крабноармейца

ши части наталкиваются Ha следы чудо-
часов, в траншее был найден труп совет-
при!

Красноармейцы: ЛЕВИН,

В  личились младший лейтенант Латков п

не плотностью, которая считалась вормаль-
ясны. Неприятель
насыщение

силу своим танковым войскам, немцы 3Ha-
чительно эшелонируют их в глубину:

1 С самого начала боевых дейетвий ата-

ки противника ведутся с неодинаковой си-

(«Тигр»). На снимке: расчет “ведет огонь

: в промежутках между наступающими тан-
Снимох Е. Копыта -(Фотохроника ТАСС). - One AY у

ковыми группировками действуют неболь-
ние групы подвижных войск: танки
моторизованной пехотой или с десантами
автоматчиков. Некоторые направления оста-

тонта] ЮТся под контролем одних разведыватель-
TIBI нная лента ры .
ия ыы СТВ ных подразделений. Таким образом, в од-

но и 10 же время одни участки нашей 0обо-
Через несколько минут шестерка Уже ВА-  оны выдерживают массированные танко-
ходилавь над новой нелью. В овраге етоя-

oe -  вые атаки, а другие совершенно не испы-
‘ла большая группа «тигров». Младший
лейтенант Сморчков сообщил 06 этом по

борьбу с небольшими его силами. Это по-

радио своих товарищам. Тотчае Же ВСЯ  зволяет обороне маневрировать своими
естерка пошаа в атаку. Немцы открыли средствами, производить перегруптировку

сильный зенитный огонь. Штурмовики, ма-
неврируя, продолжали атаку. 0т зенитного и перебрасывать ‘Ha те участки. которые

огня вылетели стекла у машины Вавилова,   стали основными об’ектами танковых атак.
был поврежден фюзеляж у машины Шабер- Отметим наиболее важные условия TAa-

дина, но летчики продолжали CBOE JCI.  ) заневра. Ни одна перегруппировка
Вылезая теперь Из своей машины, сил в оборонительнох бою, — a TeM более
уладший лейтенант Сморчков с облегчени-  передвижение их вдоль фронта на фланги
ем произносит. прорыва, — не может быть выполнена,
‚ — Отвел дуру. если в главной полосе обороны не окажет-
И тут же он добавляет: CH многих ротных опорных пунктов и ба-
— аль; `что  нашей пехоты не было,   тальонных узлов, которые продолжали бы
когда мы жгаио немецкие танки. Вот бы удерживать свои позиции. Допустим, что
радовалась! Е   ценою огромных усиаий и жертв врагу
Пока техники заправляют машины, май- удалось кое-где вклиниться в нашу 0боро-
ор Ломовцев даст шестерке новое задание. ну. Bes равно соседние участки, атако-
Векоре ИЛы снова подвимаются в воздух.   ванные меньшими силами противника или
Полеты продолжаются до наступления тем-  же занимающие более. выгодное положение
Ноты. Вернувишиеь -<дним — Из последних,   на местности, должны быть улержаны лю-
иладиший лейтенант Минченко 6 сожалением бой ценой. Под прикрытием уцелеваних при
говорит, что он обнаружил на обратном   атаках противника ротных опорных пунк-
пути новую колонну немецких машин. Го-  тов и батальовных узлов оборона будет
BOPHT с, сожалением потому, что сегодня] способна, собрать все ‘свои резервы и вос-
‚вылететь не удастся, уже поздно. остановить положение в тех местах, где
В этот день ИТы несколько pas BCTpe-  противнику удалось добиться некоторого
чалиеь с немецкими самолетами. Штурман   успеха. Только во взаимодействии © со
майор Шалыгин ебил один «Юнкерс-87».  хранившихи свои позиции ротами и ба-
На другом конце ‘аэродрома стоит майор   Тальонами можно наиболее эффективно. He-
Татулов — командир ‘разведчиков. Его   пользовать резервы нолков и ДИВИЗИИ, а
самолеты в течение дня находились в глу-  Также подтянуть дополнительные силы из
боком тылу противника. Майор держит в глубины. Кроме того, кажлый опорный
травой руке свернутые в трубку фотогра- ПУНКТ, уцелевшии в главном полосе 600-
фии, сделанные летчиками, 3а день  они  Роны, разобщает ‘боевые порядки  насту-
‚сфотографировали несколько крупных вра-  Пающего, создает. выгодные ‘условия для’
`жееких аэродромов. : контратак и уничтожения порознь проник-
Наступает вечер. В воздухе снова ‘стоит ea оборону неприятельских ‘ударных
ул, который. собственно, почти ке прекра- = р :
ares. ЙА вышли тяжело carats „При таком проникновении противника в
«ночники». Они идут на цели, обнаружен б0Р0ну может сложиться выгодная обста-
ные днем возлушныхи разведчиками, новка не только для локализации прорыва,
} но и для полного разгрома вырвавиихея
вперел войск наступающего. Они оказы-
ваются вытянутыми по глубине, лишены
‘непосредственной связи е соседями и вы-

„ обнаружен изуродованный труп красно-
армейна, фамилию которого не удалфсь
установить. Гитлеровские палачи подве-
сили бойца вниз’ головой между двух
столбов у входа в землянку. Бандиты,
видимо, на допросе отрубили красно
армейцу руки и ноги, и бросили их `не-
> далеко от места преступления. Обрублен-
: ное тело поджаривали на костре, о чем неудавшегося немецкого наступления.
свидетельствуют многочисленные ожоги.
Этот факт кровавого зверства фашист-
ских головорезов мы видели
глазами. :

ve

веё же не явилось препятствием для нем-
цев, которые бросили в бой на выгодных
направлениях значительное ко
ROB,

- Kanuran MMPOHIOK,
i. Старший лейтенант БЕРМАНАС. _
BAYHAC».

Танки противника вели атаки не

ступления. & действовали группами на от-

-  борьбы. Чтобы придать большую пробивную

ные танковые грунпы,
разно требовать от батальонкых, полковых
тывают давления противника или же ведут И даже от дивизионных резервов,
они лишь своими силами воестановили по-

вил, снимать их © пассивных направлений   МЯ.

нуждены действовать с. обнаженными флан-
гами, Если же. ко всему этому, оборона
будет прочно удерживать опорные пункты
на флангах прорыва, то углубившиеся в ее
расположение неприятельские силы очу-
тятся в мешке. Стоит завязать его, ‘пере-
хватить горловину прорыва — и будут
отрезаны все пути отхода врага. Именно
тах и получилось в результате одного

Противник предпринял это наступление
на средне пересеченной местности. Распо-

своими   оженные Ha ней перелески и рощи сокра-
щали маневренность ‘танковых сил. -9т0

сплошным фронтом по всему участку на-

дельных направаениях, Кое-глех они вкли-

пехота наталкивались на сильный огонь И
ной в прошлогодних боях. Причины этого   попадали почти в полное окружение. В тех

=

учитывает возросшую! же равонах, где бреши в обороне не были
прочность нашей обороны, более густое ее   немедленно закрыты, немцам удавалось ot-
срелетвами противотанковой   Ходить с меньшими потерями.

Нет сомнения, что обстановка могла бы

сложиться по-иному, ‘если бы противнику
удалось разрушить главную полосу 0боро-
ны на всем участке своего наступления.
Но этого не случилось. Ротные
лой по всему фронту наступления. Обычно  пункты, батальонные узлы и, наконец, ot-
дельные группы бойцов продолжали стойко
удерживать свои позиции, будучи обойден-
  ными со всех сторон танками или авто-
матчиками противника. Эти уцелевшие оча-
ги обороны и послужили тем щитом, при»
крываясь которым вышли в исходное по-
ложение подкрепления и резервы.

опорные

Когда в оборону вилинилиеь значитель-
едва ли целее005-

чтобы

ложение. Такая залача им непосильна, и

бой может затянуться на длительное вре-

Резервам будет выгоднее занять ул0б-
ные позиции и, опираясь на них, прегра-

дить путь численно превосходящим силам

врага, нанести ему возможно больнгий урон.
Если стрелковые подразделения, проти-

вотанковые средства и танки, выдвинутые

из резервов, будут вести борьбу, заняв вы-
годные позиции (из окопов ‘и траншей),
TO это НИ В какой. степени не снижает ак-

тивности обороны. Нри’ сложившейся бла-

гоприятной обетановке, подорвав силы вра-
га, огнем, они немедленно перейдут в контр-
атаки. В этой борьбе примут участие и те
силы, которые могут быть подтянуты в
этому времени с соседних участков, где
нет етоль же напряженных боев. :
Наиболее выгодна для контратак такая
обстановка, когда пехота врага окажется
отрезанной от своих танков. В том слу-
Чае‚ если наступающий движется несколь-
кими пехотными и танковыми эшелонами,
ваззно уловить момент, когда огонь оборо-
ны нарушит взаимодействие между ними,
и эшелоны вклинившихся в оборону врая
жеских сил окажутся изолированными один
от другого. Достигнув: этого, обороняющие-
ся войска приобретают выгодные условия
для окончательного истребления вражеских
‘клиньев. Огнем противотанковых средств и
минными заграждениями они сковывают и
уничтожают танки противника, не позво-
ляя им восстановить взаимодействие со

‚своей, пехотой. ‚Лупиенная броневого при-
крытия пехота подавляется масенрованным +

огнем артиллерии, минометов. изее доби-
вают контратаками стрелковые  подразде-
ления ` обороны. На этом этале борьбы к
контратакам могут быть привлечены He
только резервы, но и соседние стрелковые
подразделения. которые не ведут в данный
момент напряженного боя.

Собрать за короткий срок к месту про-
pupa намболынее количество огневых
средетв и живой силы и своевременно вве-
сти их/в бой — такова цель маневра 0бо-
роняющихеся. Если они сумеют этого до-
биться, — можно рассчитывать, что про-
рыв будет быстро ‘локализован и наступле-
ние противника сорвано. Против каждой
прорвавшейся в оборону вражеской груп-
пировки прежде всего направляются
массированные огневые удары артиллерии,
минометов, пехоты и авиации. Они долж»
ны расстроить взаимодействие во враже-
ских войсках, изолировать внутри их одну
группу. от другой, отделить танки от пе-
хоты. а пехоту — ‘от огневой поддержки
артиллерии. Е

Когда оборона добьется этого, она вво-
дит в действие все свои средства и ста-

ТИЧесТво ТаН-  рается контратаками окончательно уничто-

жить каждую изолированную труппу про-
тивника. Артиллерийские батареи всех ka-
либров, подразделения бронебойщиков, са-
перы с минами ведут борьбу с танками

нились в нашу оборону и протащили за

Битва в

воздухе

Битва в воздухе на Орловско-Куреком
направаении продолжается е прежним оже-
сточением. Немцы соередоточили здесь ог-
ромвное количество авиации, стянув ее с
запала, с тыловых аэродромов и с других
фронтов. В частности, из района Смолен-
ска сюда за несколько дней до наступле-
ния было переброшено более 70 мо-
дернизированных бомбардировщиков типа
«Ю-88». Из Пекова пришел вооруженный
модернизированныйей «Хейнкелями-111»
легион «Кондор». Кроме того, немцы под-
тянули на передовые аэродромы болышое
количество истребительной авиации, coc-
тоящей, главным образом, из самолетов

типа «Фокке-Вульф-190». Вся эта масса  ’

самолетов была заранее подготовлена для
наетупления на hyper. ;
Тотовясь к своему наступлению от Орла
на юг, немецко-фапистекое командование
состедоточивало в этом районе не только
крупные силы авиации, но также самые
различные типы самолетов. В течение дол-
того времени немцы создавали здесь силь-

ные воздушные кулаки, возлагая на НИХ,

хак и на танковые части,. особые надеж-
ды. Чуть только неприятель начал свое
наступление на Орловеко-Куроком” направ-
лении, он сразу же ввел в бой многочис-
ленные воздушные силы.

Вот почему бби в воздухе на Орловеко-
Курском направлении с самого же начала
приняли очень острые формы и достигли
болыших масштабов. Эти бои быстро пере-
роели в настоящее воздушное сражение.

На Орловеко-Куреком направлении нем-
пы поставили своей авиации залачу самого
тесного взаимодействия с танковыми час-
тями. По сути дела немецкая авиация
выступала в роли своеобразной воздушной
артиллерии, которой наллежало ‘усилить
артиллерийское воздействие на поле боя и
проложить лорогу своим танках.

Решая эту задачу, немцы применяли

несколько. иные тактические приемы, не-
жели на соседнем Белгородеком направле-
нии. ‘Наступление началось сильной ар-
тиллерийской подготовкой, после нее в
атаку пошли танки, и только потом, котда
танки быти остановлены средствами нашей
противотанковой обороны, в воздухе поя-
вилась немецкая авиация. Вражеские бом-
бардировщики шли группами по 100—150
самолетов. Их всё время сопровождали
крупные патрули истребителей, преиму-
щественно «Фокке-Вульф-190». Авиация
располататаеь в три яруса: на высоте
1.500, 3.000 и 5.000 метров.

Весь день шли ожесточенные `воздуш-
ные бои, в ходе которых немцы понесли
крупные потери. Однако на другой день
HX авиация еще не снизила темпа своей
работы над полем боя. Количество самоле-
то-вылетов не убавилось. Взамен понесших
урон «Фокке-Вульф-190» в воздухе пол-
вилось больное количество «Мессершиит-
тов».

Вновь с рассвета до ночи над линией
фронта шли упорные воздушные бои, при-
чем нала’ истребительная авиация  посте-
пенно брала инициативу в свои руки. 3a
этот день немцы опять лишились более
сотни самолетов, не считая тех, которые
ушли, серьезно поврежденными. В этот
день многие немецкие бомбардировщики
таже не емогли приступить к выполнению
своей боевой задачи. Наши истребители
встречали врага еще за линией фронта и в
больнтинетве случаев расссивали его’ бое-
вые эшелоны, ломали строй «Хейнкелей»
и «Юнкерсов», заставляли их поворачивать
BCNATB. -

Урон, понесенный немецким воздушным
флотом в первые два дня сражения, был
уже настолько ощутителен, что на третьи
сутки активность вражеской авиации не-
сколько снизилась. Бомбардировщики стали
появляться группами в 30—40 самолетов

чиеле истребителей всё чаще попадались   старший лейтенант Воловиков, которые за
старые «Мессерпьиитты» первых серий,  два вылета уничтожили 10 средних немец-
итальянские «МАВИИ-200» и даже, видимо,   ких танков. Подразделение штурмовиков,
сохранившиеся еще с прежних времен, уже  которым командует майор Скляров, за пять
енятые с вооружения «Хейнкели-113». дней сожгло на поле боя несколько десят-
Наши летчики не только успешно отра-  ков немецких танков..
жали атаки врага, в’ ряде случаев наноси-  Старший лейтенант Межунов на caMo-
ли противнику сильные удары. Онн наи- лете «Яковлев-1» дрался. с четырьмя

ления автоматчиков.
Элесь большая часть немецких танков и

ло в.

Наиболее

собой пехоту, главным образом подразде-

пехоты продолжала двигаться вперед, пы-
таясь проникнуть далыше в наше раепо-

напряженная  обетановка co-

претивника, стрелковые подразделения и
танковые резервы контратакуют вражескую
пехоту. Параллельно проводнтея укрепле-
ние опорных пунктов и узлов обороны на
смежных с прорывом участках, которые
насъпцаютея противотанковыми средствами.
Вроме\ тога, обороняющиеся принимают ме-
ры; чтобы удержать до конца боя опорные

более ярко выразились в совершенном со-  «Фокке-Вульф-190», защищая свои  бом. Здалась на участке N соединения. Здесь  пункты, сохранившие свои позиции при
ветской. штурмовой и бомбардировочной  бардировщики. Он не подпустил немцев к! Ворвались в налгу оборону значительные   первых ударах врага.

авиацией к концу третьего дня сражения   боубардировщикам, связав вражеские истре.   силы
комбинированном налете на вражеские вой-

ска. В воздух было поднято одновременно
несколько сотен скоростных бомбардиров-
щиков, пикировщиков  «Петляков-2»
штурмовиков «Ильюшин-2». В’ результате
Этого крупного налета, счет уничтоженных
летчиками вражеских танков значительно
увеличился. а

Hamm истребители надежно прикрывали
действия своих штурмовиков и бомбарди-
ровщиков. Летчики штурмовой авиации с
восхищением говорят 06 отличной работе
истребителей, которые на протяжении всего
воздушного сражения являются подлинным
щитом для ИТов. Сопровождая их, только
летчики-нстребители М соединения за
5 дней боев сбили
самолетов. Ежедневно на полевые аэродро-
мы штурмовых, бомбардировочных и истре-
бительных частей приходят - привететвен-
ные телеграммы от командиров наземных
войск, в которых отмечается умелая и
энергичная боевая работа летчиков.

Борьба в воздухе илет тяжелая. Против-
ник силен и располагает злесь крупными
сллами авиации. В ходе этой борьбы нап
летчики показывают образцы стойкости.
мужества, боевого умения. Вот несколько
характерных эпизодов.

Группа самолетов «Ильющин-2». вело-
мая летчиком Звонаревым, уничтожила
около 20 ‘вражеских танков и подавила
огонь нескольких батарей. В нути ее ата-
ковали 18 «Фокке-Вульф-190». Шесть раз
немцы навязывали бой ИТам. Однако ве-
тущий, умело
свою группу и сумел нанести  нехепких
истребителям потери. В другом налете от-

и

более 80- немецких

маневрируя, сохранил вею

врага. В

‘бители боем. Израсходовав весь
запас, Межунов пошел на таран, сбил вра-
жеский истребитель.

Сегодня на фронте стал пгироко изве-
стен воздушный бой кацитана Соляннико-  глубины. При этом артиллерия и неболь-
ва. Ему пришлось драться. е четырьмя  шие подразделения пехоты ветретили вра-
«Фокке-Вульф-190». Капитан сбил один! га е фронта, преградив его дальнейшее
‘немецкий истребитель. В это время  два  лвижение на выгодном для нас рубеже. (`
‚других попыталиеь взять его в огневые  оббих флангов контратаковали немцев на-
‘клещи. Солянников удачным маневром вы- :
шел из-под улара и поставил немцев в
такое положение, что они столкнулись в
‘воздухе и, загоревшиеь, упали вниз. Чет-
‘вертый самолет, положженный Соляннико-
‚вым в последующей атаке, полыхая, по-
шел на свою территорию. _
® Групна истребителей, ведомая Героем
Советского Союза’ гвардии капитаном Ма-
‘каровым, вступила в бой с группой. не-
мепких бомбардировщиков, , насчитывавшей
‘10 70 малин. Атаковав немцев еразу с
нескольких сторон. истребители расстроили
их боевой порядок. ебили велущего и за-
‘ставили бомбарлировшики повернуть вепять.
Преследуя врага, эта группа уничтожила
еще несколько немецких мапнтн. Сам ка-
питан Макаров сбил в этом бою два вра-
жеских самолета и полбил третвй.

Нах линией фронта днем и ночью тудят
моторы. В лневных схватках наши летчики
всё тверже берут ивициативу действий в
свои руки. Ночью вражеские войска под-
зергаютея мошным. уларам советских ноч-

ризованной пехоты, была самоходная ар-
тиллерия, Удар по этой группе был нане-
сен нашими фезервами, подтянутыми

ЛЕНИНГРАДОКИЙ ФРОНТ, 9 июдя. (По
телеграфу от наш. спец. нерр.). Вот уже
два года стоят на стражё города Ленина
летчики-истребители № соединения. За это
время ими сбито в воздушных, боях 688
немецких самолетов и кроме того 127 под-
бито и 124 уничтожено нитурмовыми уда-
рами на вражеских аэродромах. В боях с
врагом выросли, закалились кадры, под-
нялоеь. их мастерство. Имена летчиков
Героев, Советского Союза гвардии капита-
на Мидова и Харитонова, бесстрашных
асов Шишиканя, Неуструева, Титаврина, Be-
ляева, Карпова и многих других хорошо из-
вестны фронтовикам-ленингралнам. 06 их
отваге и мастерстве лучше всего говорят
Е дела. Достаточно привести несколь-
коб вых эпизодов. Над одним из аэро-
хромов близ Ленинграда появился враже.
ский разведчик. В воздух поднялись ва-
ных бочбрлировщиков. и Летчик лейтенант Тига-

‚ тренко, настигнув врага, ветупил © них в

Подполковнин Н. ДЕНИСОВ.   бой. После нескольких атак вражеский са-

_ ОРЛОВСКО-КУРСКОЕ HALPABAEHNE,   Norer загорелся и упал недалеко от аэро-

(По телеграфу). i дрома, & два немецких летчика, выпрыг-
®

них насчитывалось He-
босвой  сколько лесятков танков и до полка мото-

Сочетание упорной обороны в одних ме-
стах © контратаками в других, сосредото-
чение главных усилий (как за счет резер-
вов, так и за счет соседних участков) Ha

из! направлениях наибольшей угрозы ео 0т10-

роны противника — всё это позволит вой
скам в боях за главную полосу обороны
не только остановить наступающего про-
тивника, но и разбить его.

Полковник И. ХИТРОВ.

ДВА ГОДА НА ЗАЩИТЕ ЛЕНИНГРАДА

нувших на парашюте, были захвачены в

плен. В следующий раз шестерка истре-
оителей вылетела на перехват группы вра-
жеских самолетов. На далеких подступах
K  OO0’CRTY она встретилась с восьмеркой
«Фокке-Вульфов». Советский ас— гвардии
капитан Варпов, оценив обстановку, при-
казал четырем истребителям завязать бой
C противником, а сам в паре с других
летчиком набрал высоту и следил за хо-
дом сражения. Немцы настолько были ув-
лечены 00ем, что не заметили отхода двух
наших истребителей. Когла схватка при-
няла наиболее острый характер, Карпов
вместе со своим ведомым спикировал на
немцев. Удар оказался настолько неожи-
данным, что вражеене самолеты даже HO
успели сманезврировать,

Не менее” искусно сражаются и другие
асы. Летчики Кулаков, Котенко, Андрей:
ченко имеют на своем счету по нескольку
сбитых немецких самолетов.

В связи со второй годовщиной М coe-
динению присвоено звание гвардейского,

wt

eit