©& Ц SV ==.

< Фу

sf
KY

“у

“екоторые

10 июля 1943 г. `еуббота. № 161 (5522).

недостатки

- лекционной работы

За тва года Отечественной войны лек-
цнонная работа в Красной Армии получила
широкий размах. Правда, и теперь еще не-
редко можно слышать жалобы на недоста-
точное количество левций. Но главная бе-
да не в этом. Тревогу вызывает сейчас не
холичество, а качество лекций и докладов,
серьезные пробелы в их содержании.

Шежле всего обращает на себя внийа-
ние узость круга тем, пе которых читают-
ся лекции и доклады. Чаще всего вся дея-
тельность лекторов сводится только к до-
клалам о международном положении и те-

теров пореже читать лекции для начсоста-
ва идет вразрез с требованиями сегод-
няшнего JHA © всемерной помоши коман-
дирам в их военном, нолитическом и обще-
культурном росте. тн

Лекторская работа немыслима без вле-
ментарной планорости, а ее-то и нехва-
тает больше всего. При нланировании лек-
ций часто не учитываются интересы аудн-
тории. При посылке лектора в часть не
всегда берутся в расчет его личные качест-
ва и характер подготовленных им высту-
плений. Отсутствие руководства лекторами

КРАСНАЯ (ЗВЕЗДА

Удары нашей авиации по войскам
противника

В ночь на 9 июля авиация дальнего
действия продолжала наносить удары по
войскам и технике противника на Орлов-
ско-Курскох и Белгородеком направлениях.
Наши летчики атаковали скопления

мецкой пехоты, танков и автомашин У
железнолорожных станций и речных пере-
прав. В результате бомбардировки против-
нику нанесены серьезные потери. Все Hae
не-!ши самолеты вернулись на свои аэродромы.

` Певем Красней Армии

\ (К 60-летнему юбилею и 40-летию творческой деятельности

проф. А. В. Александрова) = 5

Имя профессора А. В. Александрова,   еще один монтаж — «Особая Дальнево-

60-летие которого сегодня отмечает совет-
ская ‚ общественность, широко известно в
нашей стране и пользуется заслуженной
любовью и уважением. Автор популярных,
ставших подлинно народвыми, песен,
выдающийся педагог, организатор и бес-
сменный руководитель Краснознаменного
‚ансамбля красноармейской песни и пляски
СССР, пламенный патриот родины — таков
облик Александра Васильевича Алексан-
дрова. .

А. В. Александров родился в крестьян-
ской семье, в селе Плахино (6. Рязанской
губернии). Подростком он попадает в хор-
мейстерские классы Петербургской певче-

хущем моменте. нередко приводит к тому, что они уходят

Держать начальствующий состав и бой- в сторону от наиболее актуальных тем.
цов в курсе всех основных вопросов ме-  Так, например, лектор политотдела одной
жлунаролного и внутреннего положения — армии подполковник Григорьев подготовил
дело, конечно, обязательное. Однако нель-  недавно лекцию на тому — «Великая Оте-
зя признать нормальным, корда чуть лн чественная война, и диалектический мате-
не каждый доклад сводится к вопро- риализм, как идейное оружие советского
сах международного положения. А имен-  народа». Чего стоит одно только название!
но так поступают, например, лектеры п9-  Каждый лектор должен считать делом
литуправления Калининского френта oT евоей чести приобретение популярности В
Менхельсон и Фигурнов. Эти товарищи,   войсках, дорожить тем, чтобы из частей
имеющие солидную подготовку, ученые зва-  просили © присылке именно его. На если
ния и степеви, даже свои лекции по пер-  лектор хочет завоевать подлинный автори-

сточная». Впервые в нем прозвучала мело-
дия записанной А. В. Александровым в
лагерях песни «По долинам и но взгорьям».
Ее пели роты, батальоны, полки Дальне-
восточной, а позже и вся страна...

С неутомимой выдержкой переносил
Александр Васильевич трудности дальних
поездок. Поезд и эскимосские сани, само-
лет и рыбачьи шхуны — таков транспорт
этих поездок. Но ничто не смущало про-
фессора-бойца, Он видел, каким огнем за-
горались глаза его слушателей, как глубо-
ко и искренно переживала многотысячная
аудитория выступления ансамбля, как слу-
шала она, затаив дыхание, его боевые пес-

вомайскему сталинскому приказу свели к
стереотипнымх посрелственных докладам ©
текущем моменте. Они увлеклись одними
лишь общими «теоретичеекими» расеужде-
ниями и не сумели донести до своих елу-
шателей конкретных залач, поставленных
товаринемх Сталиным перед всей Красной
Аруней. Лекторы не потрудились здесь
разработать рекомендованные ГлазПУРККА
такие актуальные темы, как © ку
работы войсковых штабов и тылов, о дис-
циилине, об- улучшении разведки. Причем
з качестве оправдания они выставляют TO,
что для чтения подобных лекций требует-

- ся определенная сумма специальных воен-

ных знаний. Оправдание более чем) стран-

ное. Пропагандистам, в течение двух дает

работающих на фронте, пора уже приобре-
сти такие знания. =
Военный лектор обязан в совершенстве
внать требования напгих уставов, настав-
лений, приказов. Он обязан уметь разби-

раться во всех основных вопросах такти-
И уже в6 всяком

KH современного ‘боя.
случае ему необходимо иметь ясное пред-
ставление о всех тонкостях воинского BO-

спитания ‘красноармейцев. Интерес к д0-
хлалам по вопросам воинского воспитания

тет и любовь аухитории, он обязан много
работать над каждой темой, серьезно го-
товиться к каждому своему выступлению
и, в частности, учитывать все замечания,
критику недостатков той или иной лекции.
Без этого он скоро превратится в пусто-
звона. <

В сожалению, wall лекторы He воегда
не везде еще встречают достаточную
‘поддержку как со стороны начальников

7  отделов и отделений пропаганды, таки со

стороны некоторых начальников политер=
ганов. Что, например, можно сказать 0
начальнике одного  политоргана -— пол-
ковнике Шхурба, который едва. только за-
видит пропагантиета за книгой, как уже
начинает возмущаться:

— Опять книжки читает! А ну, послалъ
его в командировку в часть, пусть там
поработает. Довольно отсиживаться.

Такое, с позволения сказаль, «руковол-
ство» пропатандистами ничего креме вреда
не приносит.

А вот еше пример. Назальник гполитотле-
ла N соединения полковник Пономарев
в 2 часа дня собирает только что возвра-

с каждым днем веё увеличивается. Однако   И\ задание: :

пока Yo

‘удовлетворяем мы его
об’яеняют

плохо. Иные  лекторы

недостатком необходимой литературы. Меж-
ду тем они сами могли бы собрать фах-
тический материал, обобщить его, систе-

матизировать. Е

У многих наших штатных лекторов от-
забота о  качество этих лекций. если бы алекторов
в  не «спасла» новая неожиданность.
соединениях и частях. Они иногда смотрят черу их опять вызвали всех к Пономареву
и там они получили командировочные пред-
писания в части для выполнения работ...

сутствует также повседневная
выращиваний пропагандистских кадров

Ha свою деятельность, как на чистое про-
светительетво, забывают © CBORX органи-

очень

жение»,

ков».
Можно себе представить, каково было бы

затореких функциях. На фронте мы часто не евязанных с пропагандой.

слышим 0 снайнерах, ‘нодготовивших де-

сятки мастеров хеткой етрельбы, о коман-
дирах, обогативших своим

Естати, несколько слов о такого рода
командировках, Очень
назначению.

тивитихея из командировки лекторов и дает

—- На завтра подготовить доклады на
это  темы — «Военно-политическое положение
Советекого Союза», «Междунаролное поле
«Опыт наступательных боев»,
«Зверства немецко-фашистских  разбойни-

Е ве-

Г часто лекторы ис-
опытом сотнн  пользуются не. по нрямому

училищу имени В. И. Ленина исполнилось
25 лет. В ознаменование славноге юбилея
училище награждено орденом
Звезды, & за образцовую подготовку коман-
дных кадров для гвардейских танковых ча-
стей и за боевые заслуги перех Родиной
преобразовано в гвардейское. Училище по-
лучило приветствие Народного
Обороны Маршала Советского Сотоза, това-
рища Сталина.

Корреспондент «Красной звезды»  свя-
залея по- телефону с начальником училища
Героем Советского Союза- генерал-майором
тавховых войск, тов. Вашуба и попросил
его рассказать о юбилейных торжествах.
Кангуба, — самый радостный день за всю
историю училища. Приветственные слова
Маршала  Советекого Союза товарища
Сталина вызвали большой пол’ем

принеели волнующее известие о том, что

товарищ Сталин” пов

Красной

Комиссара

Сегодня, — сказал генерал-майор

среди
дичного состава. Когда радио и телеграф

лин послал нам слова своего
привета и училище удостоено таких высо-
ких наград, состоялся митинг.  Горячую
речь произнее Герой Советского Союза
твартии майор т. Рафтопулло, бывший Boc-
питанник нашего училища. Тов. Рафтопул-
10 0 своим тапковым подразделением за
два дня боев уничтожил 63 немецких тан-
ка, несколько орудий и сотню немцев.

Из стен напюто училища вышли тысячи
красных офицеров, показавших себя в б9-
ях с немецкими оккупантами, как умелые
и решительные командиры, храбрые и му-
жественные воины, Они были среди танко-

товарищей; из подчиненных. Но нигде! Конечно,- на, войне. возможны случаи, когда.
еще не приходилось усльшнеть в адекторе,  и лектора можно послать на такую, ека-
который заботливо, ‘как садовник, выра-  жем, работу, как ликвидация «пробки»;
щивает достойную себ смену хороших   создавшейся на дороге. Неправы te из
пропаганлистов, передает им свои зна- них, которые думают, что они яваяютея
ния, свой опыт, ‘свое лекторское мастер-  лекторами в самом узком смысле этого
ство. 5 слова, Лектор в Красной Армии — это

И еще один очень важный вопрос. Ме-  политработник, и on обязан поэтому
ху штатными лехторами и штатными аги- внихаль во все стороны боевой леятельно-
таторами существует самой жизнью поло- сти, жизни и быта частей. Но нельзя, од-
женное разделение труда и аудитории. Ес-  нако, признать нормальным такое положе-
ли агитатор, как правило, выступает пе- ние, когда лектор на протяжении несколь-
ред красноармейской аухиторией, то лекто- ких месяцев раз’езжает с концертной груп-
ры должны выступать прежде всего и  пой. в качестве ее квартирьера, как это

Народный артист Союз ССР профессор А. В. Александров.

Нраздник первого гвардейского ‘училища
Беседа с Героем Советского Союза генерал-майором
танковых войск В. Н. Кашуба

Сегодня 1 гвардейскому  краснознамен-
ному ордена Красной Звезды  танковому

вых лавин, которые смели фашистевую
нечисть с подмосковной земли, крущили
врага под Сталинтрацом, гнали ero © Кав-
каза и Кубани, прорывали блокалу Ленин-
града, они и теперь бъют и громят не-
мецине войска, начавитие новое наступле-
ние. Выступавшие на митинге заверяли
правительство и партию в том, что гвар-
дейцы, воспитанные в Hale училище,
подготовлены к решающим боям с немец-
кими захвалчикааги.

На митинге выступили тажже налии гое-

ти, приехавшие к нам на торжества для
вручения гвардейского знамени:  тенерал-
аейтенант Чернявский и заместитель на-
чальника штаба бронетанковых и механи-
зированных войск по политчасти полковник
Сэменов. С огромным воодушевлением было
принято на митинге ответное приветствие
Верховному Главнокомандующему Маршалу
Советского Союза товарищу Сталину.
” Мы отмечаем торжественно свой празд-
ник. 10 июля. Утром юбилейного дня coc-
тоится парал личного ‘состава, после кото-
Того на’ торжественном ‘собрании училищу
будет вручено гварлейское знамя:

О \

Вечером будет дан большой концерт ся-

лами художественной  сасгодеятельности
курсантов. 3

11 июля мы проведем большие военно-
спортивные состязания. Воспитанники учи-
лища покажут свое умение водить боевые
машины по пересеченной местности, пре-
одолезать препятствия. В заключение coc-
тоятея стрелковые состязания и спортив-
ные игры.

ской капеллы, которые. заканчивает в
1901 г. Два года посещает он Петербург-
скую консерваторию, занимаясь у замеча-
тельных русских композиторов — Рим-
ского-Корсакова, Глазунова, Лядова. От
них унаследовал он любовь к народному
творчеству, умение отбирать и обрабаты-
вать лучшие образцы песенного богатства
народа. Болезнь прерывает учебу Алек-
сандрова в консерватории, и он уезжает
в Тверь, где работает педагогом.

С 1909 года Александров снова в стенах
консерватории, на этот раз Московской,
которую оканчивает в 1913 году с боль-
шой серебряной медалью одновременно по
двум специальностям: по классу компози-
ции у С. Н. Василенко и по классу соль-
вого пения у проф.’ Мазетти.

До 1918 года Александров ведет в Тве-
ри педагогическую и музыкально-общест-
венную работу. Он один из организаторов
Тверской музыкальной школы, впослед-
ствии преобразованной в музыкальный
техникум, пишет в этот период ‘и ‘первые
свои значительные работы: симфоническую
поэму «Смерть и жизнь», кантату для хо-
ра и оркестра, ‘фортепианные прелюдии,
обработки народных песен для хора.и др.
В 1918 г. его приглашают для педагоги-
ческой деятельности в Московскую’ кон-
серваторию. С 1922 г. — Александров бес-
сменный ее профессор. Десятки советских
хормейстеров, композиторов, военных ка-
пельмейстеров прошли его школу.

Помимо консерватории, А. В. Александ-
ров работает некоторое время. дирижером
Государственной хоровой капеллы, хормей-
стером и вторым дирижером Камерного
театра, консультантом Музыкального теат-
ра им. Немировича-Данченко.

Осенью. 1928 года в жизни А. В. Алек-
сандроза произошло событие, открывшее
Bek ним новые широкие перспективы
исполнительской и творческой деятельнос-
ти: он становится художественным руково-
дителем ансамбля красноармейской песни
и пляски СССР. Вместе с артистом
Даниловичем, режиссером П. И. Ильиным
и еще десятком певцов-энтузиастов он
организует постановку первого монтажа —
«22-я Краснодарская». Простыми, близкими
‘народу: ‚средствами. .песни и. пляски, с
захватывающей страстностью вели красно-
армейские былинники свой рассказ о бое-
вых днях легендарной дивизии. Проф.
Александров, музыкально оформлявший
эту программу, использовал подлинные
народные песни Красной Армии. Сюда
входили семь Походных песен («Гей, по
‘дороге», «С помешиком-банкиром» и др.),
которые расневались тогда в воинских ча-
стях. С этого времени А. В. Александров
навсегда связал свою жизнь и творчество
с Красной Армией.

После просмотра ансамбль начал рабо-
тать при Центральном Доме Красной

ни о славных защитниках родины, горячие
слова о великих полководцах гражданской
войны. Это было для Александрова луч-
шей наградой и могучим стимулом к даль-
нейшей упорной работе со своим замеча-
тельным коллективом над новыми песнями,
новыми монтажами.

В перерыве между выступлениями роди-
лись яркие музыкальные повести в
Первой Конной, Краснознаменном Флоте, с
«Красном Вердене» — Царицыне и мно-
го других. Песни, входившие в них, по-
Ддобно «Партизанской», восторженно при-
нимались тысячами слушателей. Бойцы,
командиры запоминали их, пели их в похо-
дах, на демонстрациях, в тесном кругу.
Иначе и не могло быть. Песни эти близки
и понятны нашим людям. Простой и вме-
‚сте с тем яркий, рельефный мелодический
рисунок массовых песен «О Сталине», «О
Ворошилове», «Бейте с неба, самолёты»,
звонкое многоголосие «Голубой ноченьки»,
«Волжско-бурлацкой», задорный юмор «За-
байкальских частушек» — всё это уходит
своими корнями в чудесное творчество
нашего народа. Близкими и родными
слушателю делает эти песни также и то,
что их тематика была кровно связана со
всеми значительными событиями нашей’
жизни, с ее героикой и борьбой, Пре-в
красными образцами таких песен могут
служить известные всей нашей стране
«Гимн партии большевиков» и «Кантата о
Сталине».

Процесс создания новых произведений
почти непрерывно шел параллельно с боль-
шим творческим трудом по обработке на-
родных песен. Высокая музыкальная куль-
тура и глубокая любовь к народной песне
позволяют ему сохранить ‘первоначальную
прелесть оригинала. А. Александров
умеет бережно подойти к народной песне,
выделить ее лучшие стороны, расиветить
ее сочными красками. Таковы его обработ-
ки. русских песен «Горы Кавказские»,
«Калинушка», «Всю-то я вселенную про-
ехал», «Украинская сюита» и других.

Отечественная война поставила перед
композитором новую задачу создать
боевую патриотическую песню. И такая
песня родилась в самые первые дни войны.
Это.была «Священная. война», песня: гнева
и мести, мужества и отваги, Ее истоки —
русский героический эпос — суровый и
благородный. Несмотря на необычность ее
ритма, она стала не только песней-знаме-
нем, песней-гимном Отечественной войны,
но и походной красноамейской песней.

60-летие профессора Александрова сов-
пало с 40-летием его творческой деятель-
ности. Заслуги замечательного песельника
советского народа высоко оценены. Он с
честью носит почетные звания народного
артиста Союза ССР и лауреата Сталин-
ской премии. В связи с ‘юбилеем, А. В.
Александров ранее ‘награжденный орденами

Армии, Он совершал систематические выез-

Трудового Красного Знамени и Красной

главным образом перед ‘офицерских соста-
вом Краеной Армии. На деле же порой на-
блюлается иное. Многие лекторы стремятся
побольше прочитать докладов для красно-
аруеймав и пореже встречаться с команли-
рами. Офицерская аудитория их пугает.   лов и отделений пропаганлы должны 0з-
Конечно. эта аулнтория более требователь-
на Е dexropy, более

фронта.

«придирчива». Holy совершенствования этих кадров.

имело место в одной из армий Брянекого

Лекторские кадры надо ценить, энергию
и время их — расходовать экономно. На-
чальники политорканов, начальники отде-

дать все условия для повседневного роста

2 миллиона рублей пособий и пенсий семьям фронтовиков

В Тимирязевском районе столицы семьям
фронтовиков за последние четыре месяца
выдано около 2 миллионов рублей госу-
дарственных пособий и пенсий. Райиспол-
ком предоставил 21  семье новые квартиры,

265 квартир отремонтированы,

3 тонны семенного картофеля, 450 пакетов
с различными семенами, 460 тысяч корней
капустной рассады, 230 тысяч рассады по-
мидоров. 1 миллион корней рассады свеклы
выдала овощная станция сельскохозяйст-
венной академии им. Тимирязева.

нельзя же всё время итти по линии наи-!
меньшего сопротивления. Стремление лек-

ede. = Pee жа

ЕЕ АЕ ЕЕ

Поляовник Н. ФЕДОРОВ.

Семьям  военноблужащих выделены зе-  Огороды семей фронтовиков занимают в

Генерал-полковник юстиции В. УЛЬРИХ

О бдительности

Залолю до вторжения  гитлеровеких Девие в заключение указывает, что «это

войск на территорию Советского Союза не-
мецкне разведывательные органы  направ-
али в нашу страву своих  лазутчиков,
ворбовали имшонов, диверсантов и убийц в
троцкистеко-бухаринскох aHTHCOBETCROM
подполье, среди буржуазных националистов,
в частности украинских, среди кулацких и
Уусозювных элементов. Десять лет тому на-
зад заместитель Гртлера по руководству
фашистской партией Рудольф Гесс, ваду-
чивший весною 1941 гола мировую «из-
веетность» свонм полетом из Германии в
Англию, вел переговоры с «эжахарами»
Тродкого об «уступке» Германии Украины,
как платы за помошь’ германекого прави-
тельства тронкиетеким заговорщикам  Не-
мецко-фашистские разведывательные 0]-
таны пытались завести свою атентуру в
некоторых правительственных учреждениях
Советского Союза. Они надеялись, что их
удастся обмануть бдительность Советского
правительства и созлать в лице  пятако-
вых. тузачевеких, крестизских и других
фашистских агентов — русских аавалей,
петэнев, лорио и квислингов. Но все по-
пытки фашиетов в этом направлении кон-
чились полным провелом.

Советское гравительство ответило на
пройски фашистов решительным укреплени-
ем советекого госуларства, Красной Армии
Е вех других боевых органов государет-
вовной власти и усилением борьбы с фа-
шизмох и фашистской атентурой. Tpor-
хистеко-бухаринекие и прочие гнезда фа-
шистекой атентуры были разгромлены.

Небефынтересно вспомнить выступление
осенью 1941 гола в американской прессе
бывшего посла СИА в Москве Джозефа
Дэвиса. Когла через несколько лней после
налаления Гитлёра на Советский Союз 7
Дэвиса спросили’ «А чте-вы скажете отно-
сительно пятой колонны в России?», —
он ответил: «У них нет таковых, OHH их
расстреляли». Заявив, что «советское `с0-
противление. свидетелями которого хы B
настоящее время являемся, было бы све-
лено к нулю, если бы Сталин и его сорат-
ники не убрали предательские элементы»,

является таким уроком, над которым сле-
дует призалуматься другим  свободолюби-
вым народам...».

Вероломно бросив свои орды на Совет-
ский Союз, Гитлер и его клика рассчи-
тывали, что их атентура на нашей терри-
тории подготовила в этому времени распад
совелекого государства. Враг предполагал,
1% после первого серьезного удара и Mep-
вых неудач Красной Армии у нас начнут-
ся восстания и Советский Союз разва-
длится... «Но немцы и злесь жестоко про-
считались, — указал товарищ Сталин. —
Неудачи Врасной Армии не только не осла-
били, & наоборот, еще больше укрепили
как союз рабочих и крестьян, так и друж-
бу народов СОСР. Более том, — они пре-
вратили семыю народов - СССР в единый,
нерушихый лагерь, самоотверженно  под-
держивалощий свою Красную Архию, свой
Красный Фаот. Никогда еще советский тыл
не был так прочен, как теперь». ,

Однако полный провал ставки  фапи-
етов на подрывную работу внутри Совет-
ского Союза не лает, конечно, никаких
оснований для самоуспоноенности. Враг
коварен и хитер. Он не распростиаея еще
co своими бредовыми надеждами. С начала
войны он направлял и направляет в нангу
страну своих агентов, шпионов, диверсан-
тов и провокаторов. ;

Придавая 06000 важное значение ьбе
с деятельностью разведывательных орРанов
противника, товарищ Сталин говорил еще
в 1937 с.: <Чтобы выиграть сражение во
время войны, для этого может «потребо-
ваться несколько корпусов красноармейцев.
А для того, чтобы провалить этот выигрыш
на фронте, для этого достаточно несколько
человек шпионов где-нибудь в штабе ap-
хии или даже в штабе дивизии, могущих
выхраеть оперативный план и передать его
противнику. Чтобы построить большой же-
лезнолорожный мост, JIM этого требуются
тысячи люлей Но чтобы ere взорвать. на
это тостаточно всесо несколько человек».

Для того, чтобы свести на-нет  про-
иски разведывательных органов  протур-

ника, все советские граждане, и прежде
всего военнослужащие, от рядового бойца
до генерала, — во всей своей повседнев-
ной работе должны проявлять  мавсиму;

бдительности. Бдительность — одно { из
важнейших условий победы над врагом.
Каждый гражданин, и в особенности BoeH-
нослужащий, должен всегда и везде пом-
нить, что если ему госуларетво, начальник,
командир доверили секретные сведения,
дали на хранение секретные документы, то
знать их должен только он. Всегда и везде
нужно помнить поговорку;

первый помощник шпиона и’ дивереанта.
Железным законом для воина Красной Ар-
мии должно быть: ничто — в том чиеле
и угроза смертью -—— не может заставить
воина Красной Армии в какой-либо мере
разглашать военную тайну.

Мы имеем много. фактов, когда военно-
служащие, находящиеся в действующей
армии, изобличали агентов разведки про-
тивникаа В олном из поселков, освобож-
денном от гитлеровеких оккупантов, бро-
лил нищий. Его назойливость и пытли-
вость обратили на себя внимание бойцов.
Нищего задержали. При обыске у него He
нашли ничего, кроме щипцов дая колки
сахара. Перед его задержанием на терри-
тории части в нескольких местах наруша-
лась телефонная связь, причем во всех
случаях из линии вырезались больние ку-
ски кабеля. Щитаты, найденные у нищего,
навели следователя на мысль: не ими ли
вырезалея кабель? Слециалиеты провери-
ли срез. Оказалось, что «нищий», бывший
кулак, побиралея для вида, a HA деле он,
как агент немецкой разведки, собирал се-
кретные сведения и одновременно портил
телефонный провод.

`Благодатя блительности и активности на-
тих органов разведки и контрразведки,
благодаря высокому патриотизму  налиего

народа на фронте, в прифронтовых районах!

я в тылу нам удается множество враже-
ких агентов своевременно обезвреживать
и вылавливать. Но это бывает не всегда
Не всегда, в частцостр, в подраздедениях

мельные участки под огороды. Им выданы

Е eee tat a ae See ЕЕ ЕЕ СЕНЕ СЕБЕ:

‚дорог, мостов, водных переправ, нумерации

«Держи с язык
за зубами», ибо болтун и разгильдяй —

районе несколько сот гектаров.

и частях, в итабах, в различных учреж-
дениях Красной Армии бдительность оказы-
вается на должной высоте. Остановимся на
этом подробнее. i
Работа немецких. разведывательных ODp-
ганов (военная разведка и гестапо) во
время войны ведется по трем основным
направлениям:
дений как устных, так и письменных
о состоянии наших вооруженных сил, ди-
слокации воинских частей и соединений,
состоянии вооружения (его количество и
качество) на том или ином участке фрон-
та, расположении наиболее важных об’ек-
тов, имеющих государственное или воен-
ное значение, состоянии и проходимости

отдельных воинских частей и соединений
ит. п.; во-вторых, подготовка и орга-
низация взрывов и поджогов складов, м0-
стов, железнодорожных станций, ангаров,
заводов и других об’ектов, имеющих воен-
ное или крупное экономическое значение;
наконец, в-третьих, распространение лож-
ных, паническях и провокационных слу-
хов 0 положении дел на отдельных участ-
ках нашего фронта и в ближнем тылу,
распространение заведомо ложной «инфор-
мации» о хорошем якобы обращении гер-
манского командования с нашими военно-
пленными и с мирным населением, остав-
HIMMCH на территории, временно захвачен-
ной противником,

3a последнее время немецкие тазведы-
вательные органы часто  вербуют свою
агентуру из среды военнопленных. Воен-
нопленного приводят к немецкому офицеру,
который угрозами или обманом пытается
заставить его дать подписку 0 том, что
он будет собирать соответствующую инфор-
мацию, распускать паничёские и ложные
слухи и т. д. Завербованного заставляют
пройти краткосрочную школу разведки,
снабжают его фальшивыми. или украденны-
ми советскими документами и переправляют
через линию нашего фронта, иногла даже
на самолете. Эти приемы вербовки чаще
применяются в отношении тех военноплен-
ных, семьи которых находятся в районах,
временно — оккупированных — фашистами.
Боязнь репрессий со стороны немцев по
отношению к своей семье в отдельных слу-
чаях превращает неустойчивого военно-
ЦаеННоГО в, ИЗМеНниА,

в6-первых, собирание све- -

ды в военные лагери, Дома Красной
Армии, к пограничникам и т. д. Десятки
тысяч километров насчитывает этот слав-
ный путь красноармейских песельников. В
горячие дни осени 1929 г. А. В. Алексан-
дров выступал со своим ансамблем на
Дальнем Востоке. Наскоро сколоченный
помост заменял эстраду, брезент с ору-
дий — занавес, фары автомашин — рефлек-
торы... -

Здесь же, в боевой обстановке родился

Звезды, за. выдающиеся заслуги в области
развития советской музыкальной культуры
удостоен ныне ордена Ленина.

В день юбилея своего певца Красная
Армия желает ему здоровья, энергии н
успехов в дальнейшей творческой работе.
Пусть ero песни пламенного советского
патриота вдохновляют и впредь наших
славных воинов в их священной борьбе <
немецкими захватчиками.

Полковник А. ЦАРИЦЫН.

взрывать мосты в расположении частей
Красной Армии, а также склонять воен-.
нослужащих на переход к немцам. 3a
- это немецкий офицер обешал создать хо-
рошие условия жизни мне и моей семье,
которая проживает в районе, занятом
немцами. Я принял это предложение и
мне выдали пропуек, написанный на
немецком языке, для беспрепятственно-
го хождения по территории, оккупи-
рованнойи немцами, до линии фронта».
Немецко-фалиистская военная разведка и
тестапо вербуют свою’ алентуру в окку-
пированных районах прежде всего из сре-
ды раскулаченных, из числа уголовных и
других преступных элементов, из срелы
украинских националистов.  Фашистские
шпионы и диверсанты снабжаются партий-
ными, комсомольскими билетами,  удосто-`
верениями личности или красноармейски-
кий офицер Фурман, который об’яснил,  УИ КНИжЖками, отобранными у убитых или
как нужно пользоваться топографической   Рненых бойцов, и направляются тем или
картой и компасом. Таких занятий было! ИНЫМ с1060боу в расположение часлей.
примерно три или четыре, и в первых Врасной Арии.
числах апреля с. г. мы выехали в  Атенты врага, пользуясь ротозейством,
г. Рославль, откуда нас должны были   белтливостью отдельных военнослужащих,
перебросить на самолетах в тыл совет-  отсутствием должной бдительности и на-
ских войск. Заранее было обусловлено, отороженности, могут натворить немало
что задание по ©бору шпионских сведе- зла. Бывали случаи, когла вражеские ла-
ний я буду выполнять самостоятельно! зутчики, одетые в форму бойца или коман-
после выброски меня в районе г. Белев,   дира Красной Армии, работника милиции,
где мне следует двигаться по шоссей-  длительное время бродили в тылу «наших
ной дороге к фронту. В пути я обязан  частей, собирая необходимые сведения или
был наблюдать, какие ‘воинские ‘части! распуская провокационные,  панические
направляются к линии фронта. На’ слу-  слухи,
чай задержания меня на советской тер-  Десятки дел 0б агентах неуецко-фазии-
ритории ине выдали краснозрмейскую стекой разведки показывают, что нередко
книжку на имя красноармейца 1093 сп им удается получать нужную информацию
Небокова Якова Федотовича, спраёку из тольво благодаря излишней болтливоети
госпиталя № 611, где якобы я нахо-  отдельных бойцов и командиров. У нас
„Дилея на излечении, и денежный атте- имеется еще немало таких людей, которые
стат. Для беспрепятственного перехода не вилят ничего преступного в том, что,
линии обороны немецких войск мне был! находясь в краткосрочном отпуску или в
назван пароль — «Пауль-цвей», с кото-  командировке в каком-либо населенном
рым меня должны немедленно направить   пункте прифронтовой полосы, они расска-
в Орловский штаб». зывают друг другу «новости» о перемене
Бывший красноармеец Ш. показал: дислокации той или иной воинской части
«Когда я находился в лагере военно- или даже соединения, болтают o нашей
паенных в г. Смоленске, меня вызвали новой военной технике. Между тем
в немецкую комендатуру и предложили   сплошь и рядом где-нибудь по соседетву
‚перейти линию фронта для того, чтобы (Окончание на 4 стр.).

Бывший красноармеед Х., завербованный
немцами в лагере военнопленных и сбро-
шенный на парапиюте в расположение на-
ших войск, рассказал при допросе следую-
щее:

«В феврале 1943 г. к нам в лагерь
явился переводчик гестапо Гольц, кото:
рый отобрал 20 человек, якобы, как
нам заявили, для охраны фабрики. В эту
группу попал и я. В тот же день мы
уехали в г. Орел, где нас поместили
возле немецкого игтаба. Через 3 дня пос-
ле нашего праезла к нам явились не-
мецкий лейтенант Югансон с переводчи-
ком Гофманом и сообщили, что°мы бу-
дем переброшены в расположение ча-
стей Прасной Армии для шпионской ра-
боты. Одновременно Югансон принес ©
собой ‘снимки советских самолетов и
танков и начал знакомить наб с ними.

` На следующий день нас посетил немец-