М
ый
я
А
/

2 июня 1944 г.. пятница. № 130 (5810).

*

Существенных изменений
не произошло...

`Это было несколько дней тому назад, ни»
Окранна небольшого прикарпатекого насе.

онного пункта жила настороженной при-
фронтовой жизнью. Сюда доносились глу-
Xue отголоски артиллерийских выстрелов,
дробный перестук зениток. Временами ка.
залось, что. бой далеко — там, в Карпа-
` тах, HO ма самом деле он завязалея го-

голевы атакующих связки гранат.
se Катится,
бойцы. — И не

прятаться.

покатились по всему требню, взры-
ваясь на лету. Противник скатывал на

проклятая, -— ругались
зназить, что с ней де-
ath: то лн руками ее хватать, то ля

‚раз ближе, в предгорьях. Шла’ борьба  к

в ущелье, которое занимает противник.

Ущелье врезается в горный хребет глу-
бокой тесниной. Через него проходит до-

рога через перевал. По бокам горы.

дели немцы и мальяры,

вой поперечлой улицей и церковью
площали оставалась нейтральной.

Л тихо, но сейчас тоже гремел бой.
‹ Накануне этого боя

вахватили в горах «языка».

селенного пункта прибывали тапки.

Одна наша часть получила приказ не-
противника и тем

медленно атаковать’
самых сорвать его замысел.

Сначала вкё шло привычных ходом.
Батальон nox
Мелевского, преодолевая сильный OTOL
MAIAPCRUX пулеметов, миновал нейтраль-
ную полосу и ворвался’ на переловые по-
зиции противника. 3 церковью  произо-
11а короткая рукопашная схватка. Злесь
полегло сотни полторы мальяр. Несколько
десятков вражеских солдат  сдалось
плен. Наши стрелки захватили лва ис-
правных орудия. Шесть других были раз-
биты оглем наптей артиллерии,

ру, на конец села, где оставались еще
фашисты. Из ущелья по нему ударили
закопанные в землю танки противника.
Немепепе орудия открыли огонь прямой
наводкой. Потом начали лействовать ми-
нометные батареи. Нани бойцы ползли,
прижимаясь к траве. Раненые тоже дви-
ТАтигь, сколько могли, а потом, когда
лзменяли силы, находили  какой-нибуль
бугорок и оставались лежать за ним, тер-
пеливо ожидая санитара. Наступление
развивалось мелленно, но успепно. Ba-
мльн  Мелевского протвинулея влоль
mocee. Crpara от него седлал высоту ¢o-
‘едиий батальон. Слева наши потразлеле-
HWM, очистив от мадьяр крайние ломики.
тоже выходили на лесистый склон. На-
Зревал решающий момент боя.

Рыл второй чае лня. Горячее . солнце
обжигало бойцов. Or крутого похема
ныли плечи и ноги. Нестерлимо хотелось
пить. Опаленные полуженным зноем, пепи
забтраллеь на гребень, готовябь к штур-
NY горных нозиций противника,

Втруг олкн пежилой стрелок. прозван-
НЫЙ во взводе «батькой» за его ефрей-
Торекую строгость к новичкам,  остано-
вилея. Прямо на него катилось е горы
Что-то похожее на камень. Раздался силь-
вый взрыв. То, что казалось камнем,
разлетелось вдребезги. Вскоре эти «кам-

наши развелчики   и волны мальяр вместе с та
Пленный   нули обратно.

показал, что противник решил захватить
населенный пункт, © котором шла речь   тр
в самим начале. Данные были проверены,   601 Веё, ЧТО У него было в ущелее. на
и действительно, оказалось, что на по-
хощь венгерской пехоте для захвата на-

командованием капитана

крепче стала бить артиллерия

в контратаку.
Густая цонь мальяр была

оставив на склона горы,

цепей, несколько лесятков убитых.
потом появились новые  волпы

батальонам
лерпя. Она засыпала влага

Немного поголя

высотах и 3& хпРбтом. Нашим  бойпам
некогха было выбирать пеля. Шли толпы
влажеских солтат,  налзигались танки.
Кое-где завязались пукопатные схватки.

На лобротутного блонебойшиха Мирона

жил четьрех мальяр раньше,
TOTO к позипиям POTER.
Ha правом фланге противник пеною

ложение. Его автоматчики выйили из ле-
ревни лве роты матьяр,

собрали на
пов 130
Жаркие

мужественно и неколобима. Офицер Горбу-
HOB вытпастал перед бойцами там,
возникала  нанйбольтая опасность.
субрть отного товарища
в& платили врагу сторицей. Больше сот
ни впажеских трупов полеглою Teper по-
зип яуй второго батальона.

критический момент в  стажение
вмепталиеь наши  тачгя. Они заставили
противника отступить.

Пот вечер бой стал затихать, а вокаче и
совсем прекратилет. Местамт  слышаласе
IMMb Короткая дробь отдельных пулеме-
тов, ла разпывы релках ‘аптиллерийских
снарядов. День угасал. Он был жарким,
На небольшом участке п течение носколь-
ких часов. Wel ожеоточенный бой, но
этот бой не внес в обстаповку каких-ни-
будь существенных изменений. Реё оста-
лось без перемен, если пе говорить о том.
TO Halim части сумели сорвать замысел.
противника, рассчитанный на захват насо-
ленного пункта, и нанесли неприятелю
‚Чувствительные потери. По лороге к го-
родку шатала почурея толпа пленных
мальяр и немцев. Их было много. И это
были те, которые еще совсем  нелавно
стремились войти сюда в тот же вечер-
ний час победителями,

Майор КН. БУКОВСКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. :

За

Ценное изобретение капитана Андриевского

ЛЕНИНГРАД,   июня. (ТАСС). Восста-
навливая разрушенные немцами железнодо-
рожные пути, военные железнодорожники
и ремонтники широко используют куски
рельс, которые были применены для соору-
жения дзотов, дотов, амбразур. Железно-
дорожники хорошо научились укладывать
рельсы и производить их обрезку. Но, как
правило, сильно задерживало сверление
отверстий. До сих пор использовались так
вазываемые ручные трешотки. В среднем
один рабочий может просверлить только 30
отверстий за день.

Кгпитан Андриевский сконструировал
пробивной механизм. Он представляет со-
бой обычный вырубной пресс. Источником

Советская граница

Командный пункт генерала Мешеряко-
34 поместилея на краю деревни, на холме.

— Курорт, — весело говорили офицеры
Язи п работники штаба, под’езжая к
хате, над которой простерлись огромные
Толстые ветви дерева. Рядом стояло еще
Несколько таких же хат, скрытых мох-
натой зеленью деревьев.

Через бинокль из окна можно было
Тазглядеть холмистую линию. по ней про-
хотила оборова немцев. Днем богатая
т1убокой, чистой водой река блестела на
илнне ярко и весело. Ночью сквозь тем-
ную резную листву прогляхывали звезды,
1, казалось, звезды тихонько сели на
ветви дерева. А река  серебрилась при
свете месяца, среди сочного крепкого ка-
Ува. т

По южному склопу холма рос виноград,
8 долине гусго поднималась кукуруза.
Шелестела шолковистыми острыми перья-
ин, В хатах даже в полдень было про-
хлално, и беленые стены ярко блестели,
& ночью при луне казались голубыми:

Генерал в сумерки гулял под низко на-
впешиуи ветвями. (0н мелленно шел, сняв
фуражку, п часовые часто. теряли его из
ВИДУ в глубокой тени деревьев. Они при-
‘тально вематривались в темпоту и вдруг
Видели в лунном свете его солую голову.
Он стоял на холме и подолгу смотрел на
реку, в ту сторону, где окопались нем-
ЦЫ.

Днем у генерала собрались командиры
Частей. Сложные и большие ela прел-
бяли соединению. Склонившись нал
Картой, слушали командира полковники и
тенералы. В дружном  действаи пехоты.
танков, артиллерийских полков, инженер-
ных батальонов, истребительной и тяже-
лой авиапии предстояло ломать немедкую

пборону, разрубать неменкие дивизии.
бить врага’ на его земле.
Генерал познакомил собравшихся ©

планом. Команлтиры частей  доказдывали

9 степени готовности, высказывали CO
ражения об особенностях неприятельских
позиций на этом рубеже. Говорили о лож-
ных демонстрациях, о направлении глав-

энергии являются пороховые газы. Для
пробивки одного отверстия требуется всего
6 граммов пороха. Ленинградский метал-
лург профессор Гликман помог изобретате-
лю, предложив для пробивников высоко-
качественный металл. Заводские испытания
прибора Андриевского подтвердили его
эффективность. iu
Производительность нового прибора тако-
ва: за 10 часов он пробивает до 350 от-
верстий, количество рабочих сокращается
в 2—3 раза. Рассчитано, что массовое при-
менение приборов сэкономит за год де-
сятки миллионов рублей. Изобретение тов.
Анприевского получило высокую оценку

специалистов Наркомата путей сообщения.   Ильиной, Пентмана и др.

awe eae ee ee ee —

<>

Вас. ГРОССМАН
=

ного удара, о боеприпасах, о связи про-
волочной и беспроволочной, о взаимодей-
ствий артиллерии и танков, авиации и
пехоты, о минных полях, © наведении
мостов, в дымовых завесах на перенра-
вах, о  продовольственном снабжении, о
мпогосложном вопросе взаимодействия в
глубине обороны противника.

Еомандир соединения слушал  внима-
тельно. Люди, победоносно ховедшие <вои
полки до гранины родной земли, име-
IH 34 плечами десятки сложных ераже-
ний, глубоко знали противника, его си-
лы и слабости, люди эти знали своих
подчиненных, их характеры, склонности,
страсти, их опыт, их умение. Они про-
шли школу войны невиданной тяжести.
Они доказали в испытаниях и превратно-
стях сражений силу своего хуха, непобе-
димость своей веры. Они показали, что
для этой невидимой ‘войны мало было
знаний, данных им в академиях, они 0бо-
татили эти знания своим вдохновением,
талантом, смелостью мысли, творчеством.
Они показали, что водить в бой полки и
лЛИвВИЗИИ — 970 не только наука, но и
искусство, в высоком, вдохновенном емыс-
ле этого слова. Они показали в этой войне
всё уважение свое. к традиции, творчест-
ву и всб презрение свое к штампу и
шаблону. Они не боялись черной работы,
лишений, опасностей.

Генерал, облокотившись на стол, BHH-
мательно слушал скупые,  немногослов-
ные речи командиров.

Совешание кончилось.

Наступила минута. когдё надо было
прощаться. Но ни Мещерякову, ни коман-
лирам частей не хотелось расстаться.
Что-то бесконечно торжественное и вол-

0б-   вующее было в этом собрании на грани-

пе освобожденных земель, на новом ру-
беже войны.

Людей связывало братство, . огромная

А тут из ущелья выдвинулись. немеп-
ие танки. Их было до трилиати, не счи-
Тая самоходных орулий. Из-за гор еще
против-
пика. Гребни зачернели его пехотой. Про-

У тивних перешел
TOMBE олной из них разметалось боль-

moe cero. Крайние домики забрались вы-
око и спрятались в густых зарослях.
Село было поделено пополам. Повыше en-
пониже — наш
батальон. Центральная часть села с кри-

встречена
плотным огнем и сткатилась за гребень,
BENG наших
Но
пехоты
противника. Его танки продвинулись по
р mocce ближе к нашим
e-

сколько дней назад тут было пустынно   Тогла по

и
гталч развертываться. в горной лошине.
лучила простор советская артил-
снарялами,
НЕЗМИ ОТХЛЫ-

претявник  начел
етью- контратаку. Тепезь он бил в

Светика натало несколько мальят. On УлО-

больших потерь занял леревутку. 0фи-
пер-гварлеец Алексей Сычев с группой
автоматчиков поел восстанавливать по-

сорок ^ соллат
B  ВЗЯЛИ в плен, захватити шесть пулеметов.
улицах воале вражеских тру-
ВИНТОРОК и больше 200 гранат.
схватки разветнулись на уча-
Батальон стал пробираться вверх на СТко второго батальона. Бейпы держались

re

бойтчу Гопбуно-

es

KPACHAA

Москва. Сретенский бульзар, дом № 6.
Здесь живет Нила Дмитриевна Араловец-
Ковшова — мать Героя Советского Союза

Зем Танки   Наталии Ковшовой.

Около двух лет прошло с того дня, ко-
гда в жестоком и неравном бою с нем-
цами совершила свой бессмертный подвиг
славная дочь советского народа. Вместе со
своей подругой — Героем Советского Сою-
за Марией Поливановой Наталия Ковшова
во главе снайперской группы вела огонь
по наступавшему врагу. От метких выст-
релов девушек — лучших снайперов части
падали замертво гитлеровские солдаты. Но
враг населал. У обоих бойцов вышли все
патроны. Немцы уже торжествовали побе-
ду.  Фашистский лейтенант предлагал
сдаться. Во у Наталии и Марии остава-
лась еше связка гранат. Истекая кровью
от полученных ранений, мужественные ком-
сомолки забрасывали противника граната-
ми, нанося ему большие потери. Но вот
иссякли и гранаты. Девушки легли и при-
творились мертвыми. Взбешенные немцы ©
гиком набросились на них. Тогда Наташа
Ковшова, привстав на колено, швырнула в
группу немецких солдат последнюю гра-
чату. Около десятка гитлеровцев остались

тероиви.

стола глядит портрет девушки,

НОВЫЙ ОТРЯД
ВОЕННЫХ ИНЖЕНЕРОВ

Ленинградская военная воздушная ака-
1емия Красной Армии выпустила новый
отряд инженеров-аэподромосттоителей. Мо-
лолые инженеры облалают богатыми тео-
ретическими знаниями и навыками прак-
тической работы. Проекты мпогих выпус-

`КНИКов Глубоко и тщательно разработаны

Ч имеют практическое значение в. стро-
ительстве и экоплоатации аэродромов.

Государственная экзаменационная  ко-
миссия отметила, что дипломные проекты
по своему содержанию и графическому
выполнению разработаны и защищены их
авторами < большим уеснехом.

Из числа защищенных проектов следует
‘отметить как наиболее глубокие и ориги-
нальные — «Проект постоянного аэрод-
рома с детальной разработкой  метриче-
ских приемов ‘проектного рельефа» —
млалшего техника-лейтенанта Скиханенко
и «Проект постоянного аэродрома в районе
вечной мерзлоты с хетальной разработкой
вопросов осушения» — младшего техни-
ка-лейтената Терехова.  Заслуживают
внимания также проекты млалитих техни-
ков-лейтенантов Степанова, Коцегубова,

РАССКАЗ

братская цепь лишений, горя первых ме-
сяцев войны, великих военных трудов и
‘великих побед,

Мещеряков негромко проговорил:

— Да, вт и перешли мы границу.
Вчера вечером посмогрел я с этого холма и
задумался — был в этих местах в вой-
HY четырнахцатого года человек один...

Он рассмеялся и сказал:

— Семен Маркович Мещеряков, кре-
стьянский сын, рядовой первого взвода,
второй роты.

Командующий артиллерией, коренастый,
большеголовый генерал, © седым густым
ежиком в0л0с над морщиниетым лбом,
автор известного учебника, заведывавший
до войны кафедрой в академии, живо ска-
зал:

— А ведь мы с вами, Семен Марко-
вич, почти соседями были, я тут в пят-
надцатом году километров на сто двал-
цать юго-западней служил: в горной ар-
тиллерии наводчиком,

— Пушки Гочкиса, —- сказал  на-

чальник связи, толстый полковник в оч-
ках, кашляя и смеясь, — пушки Гочки-
са. Мне ли их не знать, — я вель был
чертежником в ремонтных артиллерийских
мастерских юго-западного фронта, со вто-
рого курса политехникумиа добровольцем
пошел.
„ — 5х, ты. кула нам, — сказал курча-
вый генерал, известный и стране и ми-
ру по страшному удару, который он на-
нее немцам пол Сталинградом, — я в то
время в Питере триналцатилетням маль-
чишкой был, в шорной мастерской под-
мастерьем работал,

А молодой командир гвардейской  ча-
сти с Золотой Звездой Героя Советского
Союза, весело проговорил:

— В этих местах я был в сорок пер-
вом году, командовал батальоном в зва-
ний майора. А во времена допеториче-
ские, 0 которых товарищ генерал
говорит, я пох стол пешком ходил: стар-
ший брат Болька достиг должности 10-

лежать неподвижно. Она пала смертью

ЗВЕЗДА

KOrd

а.

т

от бойцов и командиров части, где служи- «Нина Дмитриевна, — писала молодежь, —

ла Наташа. Матери героя пишут ке только  надейтесь на нас, как на свою

однополчане покойной.
приносит теплые, задушевкые послания со
многих фронтов Отечественной войны.

«Лорогая мать героини Наташи, = пи-
шет ей однополчавин Наталии Ковшювой,—
лейтенант Якоз Сметнев, — вернувшись с
удачной охоты на фрицев, я получил ваше
письмо. Благодарю вас за материнское
благословение. Оно влило в меня новые
силы. Хочу порадовать вас. Мой счет ме-
сти за Наташу я увеличил до 234 фринев.
Я обучил снайперскому делу многих то-
варищей, которые сейчас успешно уничто-
жают немчуру. Мои ученики красноармей-
цы Шарипоз и Рахманов имеют на своем
счету более чем по 39 фрицев каждый, а
бывший мой вобпитанник, ныне знатный
снайпер Румяниев, истребил 98 немцев...
Благодарю вас, моя родная, за фотографию
Наташи, Уходя ва охоту, я смотрю на
карточку, и образ вашей дочери придает
мне бодрость в самые трудные минуты
боя».

Нина Дмитриевна не оставляет ни одного
письма бэз ответа: f

Нине Дмитриевне пишут не только с
фронта. Она полузает вести от работников
тыла — < заводов и фабрик, где куется

В квартире Нины Дмитриевны Араловец-   оборонная мощь нашей страны. Недавно ей
Ковшовой всё напоминает о Наташе. Со  прислали письмю из Верхней Салды от
бережно   фронтовой бригады резчин имени Наташи
хранятся ее вещи. Стопками лежат нисьма   Ковшовой. В письме сообщалось о боль-
и газеты, получаемые Ниной Дмитриевной ших производстРенных успехах

бригады.

ДОЧЬ

Ежедневно почта  Наташу. Ее образ никогда не померк-

нет в наших сердцах».

Дома у Нины Дмитриевны часто бывают
бойцы и командиры, служившие вместе с
Наташей Ковшювой. К ней заходят быв-
ший командир полка Ставуслав Александ-
рович Jlopnap, которого Наташа в свое
время вынесла с поля боя после получен-
ного им тяжелого ранения, бывший коман-
дир батальона Николай Антонович Анто-
нов, ныне слушатель Академии им. Фрун-
зе, боевые, подруги и другие.

У Нины Дмитриевны — старой комму-
нистки, красногвардейки, участницы  пер-
вых боев за советскую власть — боль-
ое, любяшее сердце. Ее внимание и за-
боту чувствуют ва себе ее названные сы-
новья, борющиеся: на ‘фронтах за то же
великое дело, за которое отдала свою
жизнь ее дочь. Потеряв единственную
дочь, Нина Дмитриевна не чувствует
себя осиротевшей. Она живет в ‘большой
дружной семье советских людей, которые
помнят и чтят светлый образ ее дочери-
героини.

На снимке: Н. Jt. Apanosen-Kosmo-
ва читает друзьям дочери Наташи
майору П. МЛукоянову и мастеру
N-cxoro завода В. Шелюхину письма, ~
полученные с носледней почтой с
фронта.

Снимок Ф. Левшина.

— ;
ЖЕНЫ ФРОНТОВИКОВ ПОМОГАЮТ ВОССТАНОВЛЕНИЮ ОРЛА

j

ОРЕЛ, 1 июня. (От наш. корр.). В го-
роде развернулась большая строительная
работа по восстановлению жилых зданий,
общественных учреждений, разрушенных
немёйко-фачтистскими -захватчиками, -

‚В‘ возрождении родного горола деятель-
ное участие принимают жены фронтовиков.
Жена фронтовика Мария Тишина обрати-
лась к домохозяйкам с призывом помочь
своим личным трудом строительству и.вос-
становлению родного города. Выступая на
совещании домашних хозяек Советского
района, Мария Тишина сказала:

— Мой муж на фронте. Он был одним
из лучших штукатуров в городе. Беру на

себя обязательство изучить его специаль-
ность, организовать женскую бригалу и
вместе с ней принять активное участие в
строительстве. :

-Tlarpnorka caepxana cnoso. Ocnous pe-
месло штукатура, Мария Тинина организо-
вала бригаду‘ из жен фронтовиков. За
время работы на’ строительстве Мария Ти-
шина обучила многих женшин штукатур-
ному делу. Работнины оштукатурили уже
десятки общественных зданий, жилых до-
мов для семей фронтовиков. Сейчас па-
триотки ведут работы по восстановлению
городского драматического театра.

ЖУРНАЛ «СВЯЗЬ КРАСНОЙ АРМИИ» № 5

Вышел из печати майский номер журнала
«Связь Красвой Армии». Журнал откры-
вается первомайским приказом‘ Верховного
Главнокомандующего Маршала Советского
Союза товарища Сталина. В номере поме-
щены статьи Г. Головина «Творец радио»
и П. Рыбкина «Воспитывать кадры ради-
стов на лучших традициях прошлого», по-
священные изобретателю радио великому
русскому ученому А. С. Попову. Кроме
того в журнале напечатаны статьи гвар-
дин полковника А. Саковича «Вепомога-
тельные узлы связи», подполковника
В. Храмова «Из опыта организаций связи
в стрелковой дивизии на марше и во
встречном бою», Героя Советского Союза

мощника пастуха, & я у него состоял для
особых поручений.

Все рассмеялись,

Вошел ад’ютант и, подойдя к генералу,
наклонившись, сказал ему шопотом` не-
сколько слов.

Генерал кивнул и проговорил:

— Вот, оказывается, обед готов. Так
что никого не отпускаю. Прошу, товари-
щи, ко мне пообедать. Стол накрыт под
деревьями — тень и воздух свежий.

Толетый полковник негромко сказал со-
cexy: :

— Воздух свежий — вещь хорошая, но
вино’ тоже не плохая штука. Будет ли?

Мещеряков повернулся в нему и ска-
зал:

— Ну, а как же, товарищ полковник.
Отличное виноградное вино, прохладное,
прямо из погреба. Неужели вы сомнева-
лись во мне?

Полковник смутился, покраснел и сов-
сем уже шопотом сказал:

— Вот не думал, что услышит гене-
pax. Оконфузил меня. — Онуж сразу по-
Нял, что товарищи по службе теперь дол-
го его будут дразнить при встречах:

— А помните, полковник, как вы у
генерала вина спросили?

ek & i

В этой же деревне, за этим же сто-
JOM, под этли же тонистым деревом,
тде сегодня  тенерал угощал обедом
командиров дивизий, несколько дней назад
сидел командир немецкого корпуса! гене-
рал-лейтенант граф фон Эрленкамф.

Ночью предстояло пероезжать на но-
вый командный пункт. Денщики под ру-
ководством ад’ютанта упаковывали  чемо-
даны, шофер, возивший графа с первых
дней войны, заливал горючее в запасные
бачки, подвязанные толстыми ремпями и

обрывками проволоки к лакированному
кузову большой оппелевской машины
«Адмирал».

Эрленкамф` сидел за столом, но снимая
плаща, рядом с ним стоял начальник
штаба полковник Клаус.

— Сядьте, Клаус, — сказал
камф, — выпейте коньяку.

. я налил рюмки и сказал:   _

Эрлен-

не жизненное пространство.

THX, под сул, ке разжаловали, не смести-
ли на

время русского похода, за фельдмаршала
Паулюса, за фельдмаршала Манштейна—

зи, с грязвыми руками и лицом,
испортилась ©го машина,

капитана И. Пятковского «Связь при фор-
сировании водной преграды и в бою за
плацдарм на противоположном берегу»,
майора Пивовара «Опыт работы ОКШР по
строительству двухпроводной тестовой ли-
ни», инженер-подполковника П. Ларионо-
ва «Как строить двухпроводную шестовую
линию».

В разделе «Техника связи» помещена
статья инженер-капитана В. Вейденбаума
«Текущий профилактический ремонт радио-
станций», в разделе «Тактика и техника
связи противника» — статья инженер-под-
полковника Н. Сизова «Средства связи
немецкого пехотного полка».

— Давайте  човнемея; Човнемея за
благополучный переход русской границы...
для меня и для вас, конечно.

— Русский поход не кончен, — ска-
зал Клаус. ;

— Ч ж, рано еще пить за благопо-
лучное окончание русского похода мне и
вам... — сказал командир корпуса.

Обычная сдержанность изменила ему.
Он выпил, налил коньяку и енова выпил.

— Веселые мысли приходят мне в го-
Лову,. — сказал он, — поистине уливи-
тельно веселые мысли. Вот примерно в
этих местах я устроил обед своим офице-
рам, это было  двадпать первого июня
тысяча левятьсот сорок первого года. Ве-
ликий день, говорили мы. Мало того, мы
верили в 910. И вот я снова сижу под
таким же деревом и снова на восток от
‘меня русская земля. Вто, кстати, прилу-
мал эти слова — восточное жизненное
пространство? Ничто не изменилось,
Влаус, как будто? Тогда мы были силой,
теперь мы... да что говорить вам. Вы не
хуже меня знаете положение дел. Где
командиры дивизий, с которыми я пил за
успех в сорок первом? Краузе убит
партизанами, Фишер погиб под Белгоро-
дом, Фон-Ростоцкий взят в плен на Дену.
А все другие? А незаменимый Бюхнер?
Железный полковник Гаус? А ваш пред-
шественник Шюллер? Никого нет, А где
солдаты-гренадеры, где те, Ето дважлы
сменял. их? Buepa я навел итоговую
справку — на весь личный состав кор-
пуса неполных два процента ветеранов.
Остальные остались — одни в земле, дру-
гие — в плену, некоторые искалеченные
ми вернулись на ролину. Клаус, это
Пространство
смерти, вот слово! И вот мы с вами выми-
ли, руки и ноги у нас на месте. Мы не
лежим в земле, пас не отлали, как мино-

низшую ‘должность, как графа
Шверина.. 8a Beé это стоит выпить, а?
За незабываемые картины, овиленные во

помните, мы видели ето бредущим по гря-
Korda
з& бегущего

КАК МЫ РАЗ‘ЯСНЯЕМ
СВОДКИ СОВИНФОРМБЮРО

Наши бойпы с исключительным интере-
вом следят з& событиями на фронтах
Отечественной войны.

— Когда не знаешь сволку Совинформ-
бюро, как будто тебе чего-то недостает, —
часто можно слышать в окопах и зем-
лянках. :

Офицеры Н-ской части поставили зада-
чей быстро доводить до бойцов все важ-
ные сообщения.

Здесь, прежде всего, обратили внимание
на подбор людей, отвечающих за свое-
временное и точное ловедение сводок 10
бойцов переднего края. Как правило, OHH
H3 политработников, чаще всего парторг,
комсорг или агитатор, дежурит у рахио-
приемпика и запиеывает последние изве-
стия. После этого запись передается по
телефону в подразлеления.

аппарата в каждом подразделении,
помимо телефониста, дежурят агитаторы,
которыз записывают оперативную сводку
и немедленно доставляют ее в тарнизопы,

С исключительным рвением и хобросо-
вестностью относится к этому делу
командир стрелкового взвода Шакиров.
Он часто проверяет, как доходят сводки
Совинформбюро до каждого бойпа, беседу-
ет с бойцами своего подразделения о том,
как они поняли последние сообщения,
Шакиров, владеющий несколькими языка-
ми народов СССР, собирает для беседы
воинов нерусской националюности и об’-
леняет им значение тех или иных собы-
THE.

В батарее сводки Совинформбюро чаше
всего принимает старший сержант Мел-
житов. Тов. Мелжитов считает своей не-
пременной обязанностью точно рассказать
© важных событиях каждому батарейпу.

Политаппарат Н-ской части беспокойтся
не только о быстрой доставке информа-
ции, но и проявляет заботу о том, чтобы
она была передана точно. Проверка пока-
зала, что некоторые товариши, записы-
вающие сводки, произвольно сокращают
их. Векоре было созвано совещание аги-
таторов, на котором обсуждались все во-
просы, связанные с практикой доведения
волок до бойца.

Для того, чтобы бойцы переднего края
могли лучше усвойть смысл важных со-
общений, здесь завели в каждой землян-
ке взвода специальные доски, на которых
ВЫВепгивалотея тексты сводок.

При раз’яенении сообщений Совинформ-
бюро немаловажное значение приобретают
карты пи справочники. Политаппарат ча-
сти обеспечил каждого командира взто-
да картами, присланными Политуправле-
нием фронта. Команхиры взводов аккурат-
но отхечают на них все пункты, занятые
наступающими войсками Красной Армии.
В наших землянках также часто можно
встретить карть, вырезанные из газет,
Можно найти и карты, на которых показа-
ны окруженные и уничтоженные немецкие
войска в ряде пунктов фронта.

Когда по радио передали сообщение 0

выходе наших войск. на советско-румын- —

скую границу, то для раз’яснения этого
сообщения в подразделения немедленно
отправились все политработники, замести-
тель командира по политчасти, парторг.
комсорг и агитатор.

Майор С. tH.
ДЕИСТВУЮЩАЯ АРИЯ А ННИН

Неделя Фронтового

труда на полях

БАРНАУЛ, 1 июня. (ТАСС). Заканчи-
вают сев крупнейшие районы западной ча-
сти Алтайского края, где сосредоточены
большие массивы яровой ншеницы. Локтев-
ский, Кулундинский, Славгородский, Клю-
чевской, Раевский, Михайловский районы
сев уже завершили. :

По инициативе комсомольцев артели им.
Куйбышева, Павловского района, завоевав-
ших переходящее знамя ИК ВЛКСМ, кол-
хозная молодежь назала по всему краю
«неделю фронтового труда на полях». Пре-
высив нлан сева на 213 гектаров, куйбы-
шевцы решили в течение недели засеять
еше 100 гектаров в фонд обороны, поса-
дить своими семенами 2 гектара картофеля
для детского дома.

Голлита, за крах Браухича, за то страш-
ное поле под ` Касторной, rie не видно
было этой проклятой земли, так плотно
лежали на ней Tela наших солдат, за
сошедших © ума после русских артилле-
рийских штурмов, за валяющихся в гря-
зи офицеров и солдат, за огромные так-
ковые армии, погибшие до послелней ка-
шины. А, Клаус, что же вы скажете?

Никогда начальник штаба не видел
генерала в таком состоянии.

— Bac трудно сегодня назвать сити-
MENTOM, ——- сказал начальник штаба,

гу, — продолжал Эрленкамф. — Мы всё
время теряли, и сегодня, переходя снор&
границу, я могу сказать: мы теряли всё,
что можно терять — стратегические пла-
ны, уверенность, технику и самое главное
— мы теряли наши знания. ‘наш опыт,
заболели манией котла и окружения. Про-
всевав в России три года, мы не научи-
Тись воевать, а, наоборот, мы еталн хуже
воевать, мы сделались трусливей. мало-
грамотней. Офицер сорок второго ола
хуже, глупей офицера сорок первого, &
‘офицер сорок четвертого худосочней, ray-
пей, бледней офицера сорок третьего. От
офицеров первого сорта мы перешли к
офицерам четвертого. Веё это понятно. Но
почему у русских действует пряхо про-
тивоположный закон? Почему они так
богаты способными люльми? Что они, из
земли что ли растут? Где они берут эти
тысячи тысяч талантливых офицеров?
Откуда они? Почему война иссушила мозг
германской армии? Почему война рождаст
русеким богатейший урожай талантлявых
людей? Гле берут они ux? A. Raaye? ,

— Я не знаю, — сказал Клаус,

Эрленкамф поглядел на него и сказал
с обычным холодным спокойствием:

— Давайте забудем этот разговор,
Влаус. Вы понимаете, что значит для че-
ловека, чей прадед был неменким генера-
лем, перейти русскую границу таг, как я
ее’ сегодня перешел...

о
s * 4,

Хозяин избы, в которой- стояли авто-

матчики, охранявшие штаб, быд очень

_. (Окончание на 4 стр.),

ae

— Одного я понять не мог и не мо-