=

on

ttt
Al

Chi

Abe!
ок

els

Гав
Ан
ва:
HO

Ht

xd

if.

jt

(

f

м

4 июня 1944 г., воскресенье. № 132 (5812).

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА ре 8

Американские: «Летающие крепости»
советском аэролроме

Бомбардировка вражеских военных об‘ектов на сквозном: полете

в

На обширном поле аэродрома идут пос-
дедние приготовления к приему самоле-
тов. Стартовые дорожки чисто ‘выметены.
Между нихи проложен посадочный знак
«Т». Здесь же неподвижно стоят стартеры
с флажками. По краям огромного поля
расставлены автомашины, бензозаправщи-
хи и другая аэродромная техника.

В небе тихо. Лишь в радиорубке. прием-
ной станции то и дело звучит голос де-
Журного, который докладывает о движе-
нии американских летающих кораблей:
«Крепости перешли линию фронта»...
«Прошли пункт А»... «Через 20 минут
булут на базе».

Между тем, погода ухулшалась. Начал
накрапывать дождь. Й вдруг где-то за
облаками послышался тяжелый, нараста-
ющий металлический гул. С каждой мину-
той он становилея всё сильнее. Потом
сквозь дымку тумана стали видны пер=
вые восемь огромных кораблей. Это были
американские «Летающие крепости», при-
бывшие на одну из авиационных баз на
советской территории.

На минуту порывистый ветер разорвал
пелену тумана, и тогда все увидели над
толовой множество тяжелых американских
боубардировщиков. «Летающие крепости»
шли четким строем, как на параде. Ши-
юкими кругами они ходили над’ аэродро-
мом в течение двух-трех минут. Затем
флагманский самолет стал отваливать
влево, скользить на крыло. Он развернул-
ся п пошел в направлении «Т». Вот уже
самолет бежит по дорожке, ° останавли-
вается, выруливает на специально подго-
товленную площадку.

«Летающие крепости». приземляются од-
из за другой с короткими интервалами.
Остальные, ожидая очёреди на посадку,
продолжают четким строем ходить над
аэродромом. Несмотря на_то. чте- посадка
каждой машины занимает всего две-три
минуты, в общем она длится долго; ‘по-
тому что самолетов мното. Вее. американ-
ские самолеты в образцовом порядке при-
зехлились на аэрохроме;

Далек был путь американских летчиков.
На рассвете они поднялиеь с баз, нахо-
дящихея где-либо в Италии, в Северной
Африке или же в других — местах.
Многие из них поднялись отовеюлу олновре-
менно, цасквозь пересекли территорию фа-
шистской Германии, территории оккупиро-
занных немцами государств и их сател-
литов, нанеся ряд концентрированных
ударов по военным об’ектам врага в Ру-
уычии, и, наконец, прибыли на совет-
скую территорию. Состоялся первый
сквозной полет, первая сквозная бомбар-
дировка 0б’ектов противника. За нею
несомненно последует вторая, третья...

Особенно силен был удар «Летающих
крепостей» по крупному железнодорожному
узлу в Румынии. Командир одного: кораб-
ля рассказывает, что его самолет сбросил
около четырех тонн бомб. А самолетов нах
этой целью прошло больше, чем прибыло
сюда, на эту авиабазу. Все летчики под-
тверждают, что бомбардировка железноло-
рожного узла была весьма эффективной.

СЕМИНАР АГИТАТОРОВ

1]й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ, 3 июня.
(По телеграфу от наш. корр.). В М соеди-
нении < 20 по 22 мая проведен семинар
агитаторов подразделений. Агитаторы про-
слушали лекции по тематике ГлавПУРККА.
Они обменялись опытом агитационно-пропа-
гандистской работы в период наступления,
получили консультации по вопросу внутрен,
него и международного положения нашей
страны. Семинар оказал большую практи-
ческую помощь агитаторам.

В настоящее время проходит семинар <
Вгитаторами политотдела, на котором уча-
стники прослушали 5 докладов и лекции
по первомайскому приказу товарища Ста-
Лина,

>
(От специального корреспондента
«Красной звезды»)
=

Она происходила. днем, и американцы счи-
тают, что важный узел румынских желез-
ных дорог ‘надолго выведен из строя
Кроме того, другие группы самолетов воу-
бардировати еще’ четыре: об’екта на тер-
ритории противника. Уже по этому мож-
но судить, какое большое количество «Ле-
тающих крепостей» принимало участие в
операции.

Бомбардировщики еще продолжали при-
земление, а у флагманского корабля уже
собралась большая группа советских и
американских офицеров. Они поздравили
летчиков © успешным завершени“м опе-
рации. Амориканских пилотов встретили ©
советской стороны тгенерал-лейтенант ави-
ации Гренлаль, генерал-майор . Славин,
генерал-майор авиации Перминов. С аме-
риканской стороны присутствовали посол
США в СССР г-н Гарриман с дочерью,
глава военной миссни США в. ССЕР гене-
рал Дин. На аэродроме нахотилась также
иногочисленная группа представителей
советской, американской и английской пе-
чати,

Прилетевший с армадой «Летающих
крепостей» американский генерал расска-
зывает о том, как протекала операция. Это
он привел сюда первую группу «Тетающих
крепостей», под его руководством была ост-
ществлена бомбардировка важных об’ек-
Тов на вражеской территории во время
первого сквозного полета. Генерал вручил
советскому генерал-майору авиации Пер-
минову американский военный орден за
образцовую работу по подготовке базы
для приема американских самолетов, Эта
награда вручена от имени президента
США г-на Рузвельта.

Разразилея проливной дождь, но на
аэродроме долго царило оживление. Амери-
канекие . летчики зачехляли свои: самоле-
ты, вынимали из кабин личные вещи и
ШЛИ « отдыхать в. латерь. ^ Огромнейние
бензозаправщики, цистерны которых вме-
щают по 17. тонн горючего, раз’езжали
между «Летающими крепостями» и быстро
заполняли ux баки бензином.  Мотористьь
и техники осматривали механизмы и эгре-
гаты мапгин, чтобы всё снова было гото-
BO к выполнению боевого задания. Рабо-
та шла неторопливо, но быетро, четко,
аккуратно, без шума и суеты. —

Прошло около часа после посалки ‘всех
бомбардировщиков, и на аэродроме ста-
10 тихо и пусто. Летчики ушли в латерь.
Лишь Часовые расхаживаля ро окраинам
громадного поля, охраняя самолеты. ^

Под вечер мы посетили лагерь, где
разместились на отдых американские лет-
чики;, Эти люди только что проделали
большой и длительный путь в воздухе, при-
чем на солидной высоте, с кислеролными
приборами, да еще выполняли боевую
задачу и пережили нёмало напряженных
минут. Думалось, что они бесспорно

ФРОНТОВИКИ-ИЗОБРЕТАТЕЛИ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 3 июня.   наградами 19 лучших рационализаторов

(По телеграфу). Бойцы, сержанты и офи-
церы фронта, в какой бы боевой обста-
новке они ни находились, направляют свою
творческую мысль на дальнейшее усовер-
шенствование оружия и другой военной
техники, на улучшение боевой подготовки,
на оукренление — материально-технической
базы войск. За последнее время рапиона-
лизаторы и изобретатели частей фронта
внесли ряд новых пенных предложений,
которые нашли широкое практическое при-
менение. Недавно командующий фронтом
в специальном приказе отметил денежными

заимодействие танков о

и самоходной артиллерии _

Rak известно, наступающие танковые
Насти wage всего принимают эшелониро-
ванные боевые порядки. Поскольку тан-
FH главным образом ведут борьбу е пе-
Хотой и пехотными огневыми средствами
неприятеля (пулеметы, минометы, легкие
орудия), то борьба с его противотанковой
и полевой артиллерией, а также с само-
ходными орудиями и танками, возлатает-
(я в основном на нашу артиллерию и
авиацию. Этим самым определяются место
самоходных орудий в боевых порядках
наступающих войск и их задачи при
взаимодействии с танками. ‹

Опыт ряда боев учит, что похразделе-
ния самоходной артиллерии наиболее це-
1есообразно располагать на одном или
их флангах наступающей. танковой
группы (уступом к флангу) или же за
этелоном танков для стрельбы во проме-
жутки. Следуя в общем боевом порядке,
‘самоходные орудия уничтожают те цели,
хоторыю опасны наступающим  тамкам.
Это прежде всего самоходные орудия не-
приятеля, его противотанковые пулики,
полевая и зенитная артиллерия, ведущая
отонь по танкам, а также неприятель-
скле танки (особенно стреляющие из _за-
сал). Сравнительно небольшой залас сна-
рядов на самоходных орудиях требует
точной прицельной стрельбы, и mosToMy
прихотится делать остановки. Следова-
тельно, сопровождая танки огнем © места
(т. е. с остановок), самоходные орудия
будут двигаться `перекатами на 100—400
Мотров от одного укрытия до другого.

Очень важно, чтобы офицеры самоход-
Ной артиллерии еще ло боя хорошо уяс-
нили залачи танков и Точно знали мар-
шрут их движения. Бывают случаи, вог-
да танки временно отклоняются от YKa-
занного марлгрута, обходя встретившиеся
на Пути препятствия ‘и опасные места.
Чтобы не оторваться ‘от танков, надо за-
блатовременно договориться о сигналах,
по которым командир самоходных 9 quit
поймет, почему танки изменили маршрут.
‚ Следует сказать, что экипаж самоход-

ного орудия далеко не всегда сможет
определить, какая из обнаруженных ‘целей
в данный момент наиболее опасна для
налпих танков. Судить 06 этом только по
направлению огня танкистов весьма за-
труднительно. Вот почему необходимы
разнообразные способы целеуказания. Для
этого лучше вое’ использовать радио.
Иногда в бою практикуется такой прием:
комантир танкового подразделения под’-
езжает к самоходному орудию и ‘указы-
вает ему цель. Но это подчас бывает не-
выполнимо.

Ели. предполагается участие самоход-
ных орудий в артиллерийской подготовке
(стрельба с закрытых и Полузакрытых
позиций), то следует им указать: район
позиций и цели, которые надо уничто-
жить. откуда получить боеприпасы для
выполнения этой задачи (чтобъ» сохра-
НИТЬ полностью свой боекомплект): ког-
да и каким образом перейти к маневрен-
ным действиям совместно с танкамя. В
одном бою’ для стрельбы е закрытых по-
зиций были использованы две батареи са-
моходных орудий. Они вели огонь на ди-
станцию в 3,5 километра. Этим орудиям
было отпущено соответствующее. количест-
во снарядов. Задачу они выполнили ус-
пепгно.

Непрерывность взаимодействия требует
постоянной связи командира танковой ча-
сти (подразделения) с командиром части
(подразделения) самоходных орудий. Надо
стремиться к тому, чтобы оба эти коман-
дира в ходе боя находились вместе. Тог-
да взаимодействие значительно .облег-
чается, создаются наиболее ‘благоприятные
условия для совместного ведения боя.

Уместно булет указать на некоторые
характерные случай ошибочного исполь-
зования самоходной артиллерии, ‘дейст-
вующей совместно с танками. Порою or-
дельные командиры при наличии танков
посылают в разведку самоходные орудия,
которые меньше приспособлены для этого,
чем танки. Нельзя признать, нормальным,

когда самоходные орудия следуют впереди   жей осталось всего по

устали и должны отдыхать. Но в лагере
встретила нас бурная. веселая жизнь.
Юноши, легко одетые, играли в футбол и
различные другие игры.

В числе азартных футболистов мы уви-
дели крепкого молодого офицера в чине
капитана, который оказался священником
этого авианионного соединения. Мы 6бесе-
довали с ним.

Американские летчики, впервые приле-
тевшие на советскую землю, встретили
самый теплый и радушный прием со ©то-
роны населения и наптих летчиков. Прав-
да, нехватало переводчиков, но всё же
многие советские и американские офицеры
вели дружеские беседы, из’ясияяеь, RTO
как мег. Среди американцев нашлись та-
кие, которые немного знают русский
язык. Среди советския_сфиперов тоже: ока-
зались люди, знакомые с английским язы-
KOM. ;

Американские летчики произвели на
зеех советских офицеров весьма приятное
впечатление. Эти молодые, крепкие‘ юно-
ши умело берутся за любое дело. Если они
убирают самолет, то делают это дружно и
быстро, если работают в латготе, делают
это аккуратно, старательно. Широко раз-
вита товарищеская помощь. Вотла амери-
канский офицер едет на автомобиле и ви-
дит, что кто-нибуль илет пешком, он счи-
тает своим долгом остановить машину и
пригласить пешехода. Как американских,
так и советских летчиков особенно радо-
вало то обстоятельство, что теперь они
могут бить по вражеской территории на
всю ее глубину.

Американцы высоко расценивают самый
факт Розможности  приземлятьея на тэр-
ритории СССР после сквозных полетов и
бомбарлирювек наиболее важных вражеских
об’ектов. Они показывают, что раньше из-
за дальности расстояния приходилееь oT-
казываться от ‘массированных ударов по
‘некоторым районам территории против-
ника. Олин капитан рассказал, что од-
нажды ени летели бемйнть железнолорож-

ный узел в Восточной Германия. Всё было  .

рассчитано правильно, но сильный ветер
не позволил достигнуть цели.  Создалась
опаенееть, что нехватит горючего на 05-
затный` путь. Не долетев ста километров,
самолеты повернули назад и сбросили
бомбы на запасную цель. :

— Теперь этого ‘не будет; — говорят
зигриканцы. — Мы сможем достигнуть
любой точки на вражеской территории и
не возвращаться обратно, а итти на базы
нашего русского союзника. Такую же в03-
ложность имеют и русские летчики.

Эта возможность координации ударов по
врагу достигнута в результате успелного
пролвижения Красной Армии на Запад,
которое привело к тому, что’ район ее
действия оказался в прелелах радиуса вэ-
енно-воздушных сил Соединенных Штатов

и Великобритании.
Подполковник

Л. ВЫСОНООСТРОВСКИЙ.
№ АЭРОДРОМ.

и
изобретателей.

Майор медицинской службы Ковалев
предложил оригинальный способ использо-
вания отработанного агара. Старший тех-
ник-лейтенант Апштейн разработал антенну
для дальней связи; Много выдумки проя-
вил при конструировании тренажера стар-
ший техник-лейтенант Моисеенко. Старши-
на Холинов реконструировал амортизаторы
к автомашине «Виллис», старшина Южа-
ков сделал сцепление к двигателю «РСБ».

Денежными премиями награждены также
техник-лейтенант Орловский, красноармеец
Неволин и другие изобретатели.

боевых порядков танков. Ввязываяеь в 60й   результате этого боя было подожжено 4
с первыми попавшимися пелями, они быст- и полбито 6
ро расходуют свой боекомплект и потом УЖ  «тигр», выведено из строя 17 «Т-Ш» и
не могут своевременно оказать ‘нужную   «Т-ГУ», 15  бронетранспортеров, разбито
поллержку танкам. Кроме того, двигаясь 18 автомашин, уничтожено до 250 солдат
впереди, самоходные орудия, обладающие  и офицеров противника.
меньшей маневренностью, снижают при-  несколько 122-мм. самоходных орудий, ко-
сущий танкам темп атаки. Не. следует! торые не понесли. накаких потерь.

также высылать самоходные орудия вае-

реди пехоты в начале наступления (ис- но использовать самоходные орудия, как

вой части, Ровными шеренгами стоят. в

дор Пономарев в сопровождении ассистен-

исполняет

НИЯ, 4

Праздник

танкистов

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 3 июня. (По
телеграфу). На широкой лужайке выстро-
ился личный состав № гвардейской танко-

Наступление в лесу сопряжено с рядом
специфических трудностей. Нередко при-
хедитея продвигаться по. сплошному без-
дорожью, что крайне усложняет взаимо-
действие стрелков со тяжелыми огневыми
средствами. Бывает так, что пушки и ми-
нометы не посневают за пехотой, особен-
Ну в период . преследования противника.
Вроме того, сплошь и рядом нарушается
связь с соседом, а между подразделения-
ми образуются разрывы, и фланги обна-
жаются. :

Так, например, было, когда наши части
вели бои на реке Нарва. Неприятель,
обладавший здесь свежими резервами и
заранее подготовленной прочной обороной,
ныталея отрезать наши подразделения,
вклинившнеся в расположение его войск.
С этой: целью он прибегал к различным
методам воздействия. В одних случаях.
мановрируя по лесу группами пехоты
(главным образом автоматчиков силою ло
100-—200 человек), немцы обрушивались
на наши обнаженные фланги. В других
случаях неприятель оставлял в тылу на-
ших ‘подразделений, продвинувшихея впе-
ред, засады или автоматчиков на деревьях
(«кукушки»).

В этой обстановке особую’ роль игра-
ли наши подразделения автоматчиков,
обладающие высокой подвижностью. Ту-
да, где назревала угроза, командиры быст-
ро и смело бросали автоматчиков. Сошлем-
ся на конкретные боевые эпизоды. Гвар-
дейский стрелковый полк, совершив еме-
лый обходный маневр по лесу, глубоко
вклинилея в оборону, немцев и двумя
батальонами оседлал одну важную дорогу.
зевый сосед этого полка отстал, ввиду
чего фланг последнего оказался обнажен-
ным на протяжении свыше трех километ-
ров. Немцы не замедлили этим воспользо-
ваться и предприняли несколько контр-
атак, чтобы затянуть горловину прорыва
и отрезать прорвавитиеся батальоны от ос-
новных наших сил.

Однако контратаки противника не увен-
чались уснехом: Воманлир полка предус-
мотрительно выбросил для охраны фланга
резервную роту автоматчиков гвардии
старшего лейтенанта Саркисова. В леси-
стой местности, где обзор и обстрел огра-
ничены, нелегко одной poTe действовать на
участке в три километра шириной. Всё
же рота Саркисова в течение суток отби-
вала все вражеские контратаки и наголо-
ву разбила одну значительную группу
немцев.

Гвардии старший лейтенант держал р-
ту в кулаке,  выбросив для разведки не-
сколько парных дозоров. Дозоры всё время
передвигались по фронту, придерживаясь
того сектора, который был указан каж-
дому из них. Характерный пример. Раз-
веячики обнаружили, что немцы накап-
ливаются в одной лощине, явно намере-
заясь пойти в контратаку. У Саркисова
сразу же созрело решение: не ждать на-
падения, а внезапно напасть самому и
сорвать замысел противника. Выделив
группу автоматчиков, командир послал ее
з тыл немцев. Затем последовала одновре-
менно атака. с фронта и тыла. Атака
сопровождалась шквальным отнем автома-

кино „НЕБО

Те, кто сражался :

строю ‘рядовые, сержанты, офицеры. Среди
них закаленные в огне сражений мужест-
венные воины Адушкин, Шкиль, Лям-
кин, Швец, Полторацкий,. Якимов, Миро-
нов, Кораблев, Краснов, Гуров, Решетни-
ков, Бушуев, Басов и другие. Это вете-
раны Отечественной войны. Рядом: © ними—
молодые воины. Сегодня в части большое
торжество. Она получает  гвардейское
знамя — символ воинской чести и славы.

Ровно в 12 часов появляется генерал—
предстявитель командования,

— Смирно!

Шеренги гвардейцев застыли в безмол-
вии. Генерал читает перед строем приказ
о преобразовании! части в гвардейскую, по-
ложение о красном гварлейском знамени
н снимает CO знамени брезевтовый чехол.
Алое полотнище затрепетало на ветру. С
волнением глядят воины на развевающий-
ся шелк, на портрет великого Ленива.

Тишина. Лишь изредка порывистый ве-
тер доносит отдаленный гул орудий. Гене-
рал читает указ о награждении части ор-
деном Ленина и, тут же прикрепляет к
знамени сверкающий на солнце орден,
Командир части принимает знамя и
целует его, опустившись на колено. Потом
знаменосец гвардии младний сержант Фе-

тов проносит знамя вдоль строя. Оркестр
государственный гимн Совет-
ского Союза. С одного фланга на другой
перекатывается могучее «ура».

Торжество вручения знамени окончено,
но шеренги гвардейцев остаются на месте.
Генерал читает Указ Президиума Верхов-
ного Совета СССР о присвоении группе
танкистов, обобо отличившихся в боях. зва-
ния Героя Советского Союза и вручает ге-
роям боевые награды. Под звуки музыки
вручается. вторая, медаль «Золотая Звезда»
дважды Герою Советского Союза гвардии
подполковнику Ивану Никифоровичу Бой-
ко. Ордена Ленива и медали «Золотая
Звезда» получают Герои Советского Союза
И. П. Адушкин и В. Ф. Шкиль.

ЛЬГОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ —
УЧАСТНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ

По указанию Комитета по делам высшей
школы при СНК СССР студенты вузов и
техникумов, призванные во время Отечест-
венной войны в Красную Армию и Военно-
Морской Флот, по возвращении с военной
службы принимаются без экзаменов в свои
прежние или однотипные учебные ‘заведе-

Молодежи, имеющей законченное сред-
нее образование и возвратившейся из Крас-
ной Армии и Военно-Морского Флота по-
[Cle ранений или болезни, предоставляется
преимущественное право зачисления на
подготовительные курсы и отделения
учебных заведений с освобождением от
платы за обучение.

(ТАСС).

ТРИДЦАТЫЙ «ЯЗЫК»

телеграфу от наш. корр.). Ночью группа
наших разведчиков захватила в плен не-
мецкого унтер-офицера. Это был тридцатый
по счету «язык», захваченный под.руководст-
вом кавалера пяти орденов опытного офи-
цера-разведчика Дмитрия Касагова.

Трое суток беспрерывно велось наблю-
дение за вражескими позициями, Было ус-
тановлено, что бемцы каждую ночь ходят
за водой к реке, протекающей у немецкого
переднего края. Переправившись с наступ-
лением темноты на западный берег реки,

р

Бой автоматчиков в лесу

тов. Немпы не смогли сразу определить
сплы нападающих и начали отходить к
поляне, находившейся позади и несколько
в стороне от их позиций. Именно этого и
добивался Саркисов. OH расставил свои
силы так, чтобы наши автоматчики посте
пенно отжимали немцев на поляну. Нако-
нец, противник целиком‘ вышел ‘на нее.
Тут его солдаты попали под губительный
огонь наших автоматов и почти все
были перебиты.

В другом месте рота автоматчиков под
командой гвардии старшего лейтенанта
Черткова блестяще выиграла ночной бой
в лесу. Бой велся за важный опорный
пункт протявника. Этот опорный пункт
пытался взять один наш стрелковый ба-
тальон днем, но успеха не имел. Однако
дневной бой позволил доразведать позиции
и силы противника. Таж, было установлено,
что опорный пункт защишалея огнем ` не-
скольких «тигров», находившихся в заса-
де, и орудий прямой наводки, которые бы-
ли установлены в дзотах.

В интересах внезапности артиллерий-
ский налет на этот раз не производился.
Рота скрытно выдвинулась вперед и раз-
зернулась в цепь. На флангах пепи бы-
ля поставлены бронебойщики. По команде
«вперед», переданной по цепи шопотом,
бойцы ускоренным шагом пошли ка ебли-
жение с противником. Пока тот ничего не
подозревал, автоматчики огня не откры-
вали. Но когда цепь подошла на 100 мет-
ров в неприятельским позициям, немцы,
еще неё совсем понимавшие в чем дело,
открыли редкую стрельбу. В роте было
условлено считать первые выстрелы вра-
та сигналом для открытия огня. Наши ав-
томатчики дружно пустили в ход свое
оружие и ринулись вперед.

Внезапное нападение и сильный огонь
автоматов ошеломили вражеских солдат.
Воспользовавиеиеь царившей у немцев па-
никой, автоматчики ворвались в опорный
пункт и стали энергично распространять-
ся в глубину. Бойцы засекали огневые
точки врага и подавляли их. Таким обра-
зом рота всё время держала в своих ру-
ках огневую инициативу. Некоторые гар-
низоны вражеских дзотов и расчеты ору-
дий были застигнуты сонными. Они не
успели произвести ни одного выстрела.
Ha поле боя осталось много вражеских
трупов. Большая группа немцев была
взята в плен со всем своим вооружением.
Наша же рота автоматчиков почти не
имела потерь.

Опыт показывает, что, поскольку на-
ступление в лесу связано с многими труд-
ностями, неожиданностями и серьезными
осложнениями, команлир должен всегда
располагать резервом. В такой резерв це-
лесообразнее всего включать автоматчиков,
раз в лесу, особенно заболоченном, затруд-
нен маневр тяжелыми огневыми средства-
ми. Быстрота маневра и большая огневая
мощь автоматчиков позволяют опережать
противника в действиях, перехватывать
инициативу в огне и диктовать ему свою

волю. .
Майер Ф. НОЗЛОВ.
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ..

МОСКВЫ“

Жду собою без всякой

лейтенант Касагов со своими бойцами ус- за Москву, никогда =o = аатаьии и фар
а й художественный фил р
троил засаду. В полночь приблизились Kj ye забудут суровых Новы ‚у естве $ и 5 edge set
ha пять аи дней осени и зимы производства „Мосфильм Отрельцое.— сбивний
лизкое расстояние, 3B SDBIIY
огонь из автоматов и забросали их грана- 1941 года. Судьба <> несколько немецких
тами. Два немца были убиты, двое бежали, Москвы была судь- самолетов, получает

бою каждого из них... За боями на под-
ступах к Москве следила вся наша страна,
следил и весь мир — и дружественный, и
враждебный. На основания битвы за Мо-
CKBY друзья и враги расочитывали еде-
лать выводы о нашей силе или нашей
сладости. Жизнь проверяла мощь совет-
ской организации, искусство и отвагу
наших солдат и полководцев.

На. земле и в воздухе развертывалась
битва за столицу, и всё было подготов-
лено на тот случай, если бы пришлось
драться Wa каждой улице и. в Казждом
доме. Те дни незабываемы они для тех,
кто сражалея за Москву, ни для тех, Ето
трудился в Москве, ни для тех, кто ©
замиранием сердца изхали следил за эпи-
ческой борьбой советской столицы. И по-
тому совершенно естественно, что требо-
вания к произведению, посвященному бит-
ве за Москву, обязательно будут повы-

а пятый — раненый унтер-офицер—был за-
хвачен «в плен. Разведчики вернулись в
свое расположение без потерь. На этот раз,
как и во время предыдущих поисков, от-
личились верные помошники офицера Ка-
carosa, разведчики Ермалаев, ‘Аскаров, Ем-
ченко, Замятин, Васильев, Румянцев, От-
важные разведчики награждены командова-
нием орденами и медалями.

вражеских танков типа,

Веб это слелали

Выше мы говорили, что нецелесообраз-

пользовать их, как тавки), ибо в резуль-   танки, высылая их впереди пехоты. Это
тате они могут быстро выйти из строя.  является общим правилом, и им можно

Практика выдвигает  категоричеекие! пренебречь лишь в исключительных
возражения против дробления самоходной случаях, например, если отступающий, про-
артиллерии, которое затрудняет управле-   тивник совершенно деморализован. Приве-
ние ею и снижает эффективность огня.   дем один эпизод, Когда благоприятно сло-
Самоходные орудия, разбросанные по фрон-  живтаяся обстановка позволила самоход-
ту, лишаются взаимной огневой поллер- ным. орудиям . успешно выпблнить задачу

шенными. Фильм «Небо Москвы», поетав-
ленный режиссером Юлием Райзманом по
сценарию М. Блеймана и М. Большин-
цова, идущему от пьесы Г. Мдивани,
первыми своими кадрами как бы подчер-
кивает, что произведение готово в этим
повышенным требованиям, 910 оно заста-

жки; & следовательно, и устойчивости.   Тавков и разгромить. полнокровный не-

Зачастую бывабт выгодно не придавать

yay   . .
самоходную артиллерию танковым и ме- an ea ta ek ами
ханизированным ‘подразделениям, а выхе-   ЗЗААЧУ: AB 2, See, АВ

лять 66 в качестве подлерживающего
средства. :
В оборонительных боях

орудия, то танки должны находиться в
укрытии, полностью готовые ‹ к. маневру.

Привелем пример удачных действий
самоходной артиллерии ‘из засады.
На одном участке батарея  самохол-

ных орудий из части подполковника Гав-
рилова была расположена в засаде на
таком направлении, где ожидалось движе-
ние танков противника. Батарея скрытно
заняла позицию, и через полтора часа на
дороге показалась немецкая колонна. В
ней были танки, бронетранепортеры ©
орудиями, автомашины с пехотой. Под-
пустив немцев на 600—1000 метров, ба-
тарея открыла прицельный огонь но толо-
вв и хвосту колонны. Неприятель, не
ожидавший этого улафа, заметался в па-
нике. Батарея долго расстреливала не-

мецкую колонну, маневрируя и уклоняясь! ИВНИКУ,

от отня противника. Она отошла на дру-
гие позиции только тогда, когда У экина-
2—3 снаряда. В

Самохотные   вижением вперед налиих частей и плохо
орудия весьма эффективно действуют из  представлял себе истинное положение дел.
засад. В засады можно назначать целые   Часть двинулась вперед и вскоре вотре-
батареи, раополатая их непосредственно  тила немецкую пехоту, не успевитую за-
возле путей вероятного движения танко- Бять оборону. Это был свежий пехотный
вых и моторизованных ‘колонн противни-  батальон. ‘противника, брошенный сюда,
ка. Когль имеются в засаде самоходные! Чтобы задержать наши. подвижные ча-

вит зрителя окунуться в настроения
изображенных дней и заново пережить
глубокое и гордое волнение воспоминанием
© великой битве.

Молодой, только что окончивигий итколу
летчик лейтенант Илья Отрельцов (ap-
тист П. Алейников) приезжает в полк в
разгар боев за Москву. Не. успев огля-
теться, он сразу же попадает в горячую
боевую обстановку, случайно встречает
здесь любимую им девушку; ‘медсестру
Зою (артистка Н. Мазаева). Ситуации сце-
нария позволяют постановщику разверты-
вать действие, юмористически окрашивая
многие сцены.

В смысле простоты и естественности
фильм оставляет самое наилучшее внеча-
тдение, чему способствует необычайно
сильная игра актеров, в первую очередь
П. Алейникова и И. Кузнецова, ©оздаю-
щих очень тонкой игрой отличные образы
наших летчиков.

Праздиво показан быт авиаполка, то-
варинеская среда, в которой формируется
летчик. закаляются воздушные, бойцы.
Простая, непринужденная игра артистов
Н. Боголюбова, ПН. Соболевского, И. Еуз-
нецова, Н. Немченко, игра, временами
заставляющая забывать, что перед нами
актеры, а не летчики-профессиональ, бы-
стро захватывает зрителя. Личные пере-
живания Отрельцова вплетаются в боевую
жизнь. Батальные сцены органически мон-
тируются с лирическими, сплетаясь ме-

мепкий пехотный батальон,

пгруту, оседлать важную дорогу и воспре-
пятствовать отходу противника, который
BL доморализован стремительным про-

сти. Заметив самоходные орудия и приняв
их за танки, немцы начали поспешно от-
ходить 063 всякого сопротивления. Тогда
командир части принял решение — ата-
ковать вражескую пехоту. Дав несколько
выктрелов се места, самоходные орудия
двинулись в атаку. Экипажи проявили
высокую воинскую доблесть, действуя гу-
сеницами и стреляя из автоматов через
ткрытые люки машин. На поле боя оста-
лось до 300 вражеских трупов. 60 солдат
и офицеров противника быхто захвачено в
плен.

Так самоходные орудия выполнили
типичную танковую задачу по униято-
жению вражеской пехоты, Разгромив не-
мецкий батальон, они оседлали дорогу и в
дальнейшем нанесля немало потерь про-
пытавшемуся ускользнуть на

Гвардии полковник
П. ЛЕБЕДЕННО,

звание Гервя Советского Союза. После
очередного тарана он терпит аварию сам.
В полку ето поджидают с волнением.
Сцены ожидания сделаны чрезвычайно
остро, умно, тактично и глубоко волнуют
зрителя. Именно в них, и главным обра-
зом в хорошей игре И. Кузнецова (стат-
ший лейтенант Щербина) рисуется ха-
рактер советских людей, их дружба, их
неиссякаемый оптимизм, их вера в тобё-
лу, естественная, kak дыхание. Когда
Шербина-Вузнецов забирает в боевой
вылет костяшки домино, чтобы  закон-
чить партию после боя, он этой малень-
кой деталью ‘рассказывает нам больше,
чем иной «разговорной» сценой.

Сцены воздушных боев, обычно путаю-
щие своей замысловатостью, тоже очень
правдивы и хороню выполнены с техни-
ческой стороны. В частности, падение
сбитых немецких самолетов снято очень
убелительно. Эти кадры производят вие-
чатление взятых из хроники, т. е. реаль-
но подемотренных, & не поставленных. Иг-
ра Н. Мазаевой, ведущей основную жен-
скую роль медсестры Зои, не снижает сб-
щего высокого уровня актерского испол-
нения. (т первого до последнего кадра
фильм смотрится с неослабеваемым инте-
ресом. Простые, остроумные диалоги,
правдивость сцен, тактичность их разре-
шения придают всему фильму большое
обаяние.

Но странное дело: просмотрев фильм,
зритель всё же почувствует некоторое
разочалювание, в природе которого он: да-
же не сразу разберется. Казалось бы, в
фильме есть всё. что только можно поже-
лать и что редко встречается в одном
фильме сразу, а между тем общему
втечатлению нехватает какой-то глубины,
маститабноети.

Нам кажется, что фильм «Небо Москвы»
не полностью отвечает своему названию.
Ю. Райзман не показал нам всего вели-
чия московского неба в тяжелые дни
1941 года, не-дал нам ошущения мас-
штаба, битвы, ее напряжения, ее беспри-
мерных трудностей. А между тем зритель
был вправе ожидать ощущений великой
победы, пусть связанных © отдельным, но
важнейшим участком битвы — © битвой
в воздухе.

Неба Москвы нет. Есть небо над одним
из московских аэродромов. И это малень-
кое небо правдиво живет в фильме, в ко-
тором вс8, начиная от сщенария и кон-
чая музыкой, провикнуто вкуссм и отлич-
ным качеством. Не удался лишь масштай.
Битва за Москоу не нашла, в сожалению,
в фильме Ю. Райзмана своего должного

ражения. :
= П. ПАВЛЕНКО,