+

7 июня 1944 г., среда. № 134 (5814).

ЛАГЕРЬ СМЕРТИ

(От специального корреспондента «Красной звезды»)

Как сообщало. Советское Информбюро,
за участке фронта юго-восточнее Витебска
наши отряды освободили в одном населен-

КРАСНАЯ ЗВЕЗДА

этих жертв еще не успела просохнуть на
влажной земле. Трудно было определить,

где трупы и где больные, у которых
ном пункте 8 тысяч мирных жителей,  жизнь едва теплилась в обессиленном те-
сотканных немцами в. концентрационный   ле.

лагерь. Передаем подробности освобожде-
ция измученных в неволе советских граж-
Дан.

Наши отряды, ведя разведку. боем, за-
хватили небольшой дес вблизи одной де-
ревни,  Здесь-то и оказался концентраци-
овный лагерь, организованный немцами.
(трашное зрелище открылось перед гла-
аук наших бойцов в этом  фашистском
ре смерти. Немцы не успели скрыть
следы своих злодеяний, потому что лес
был внезапно захвачен нашими бойцами.

Рольшой участок леса огорожен` прово-
локой в несколько рядов. Вее подходы к
проволоке заминированы. Невольники жи-
ли за проволокой прямо на сырой земле
& на открытом воздухе: Лишь некоторые;
у кого еще были остатки сил, соорудили
(066 из веток кое-какие шалаши. Ни од-
дой постройки в лагере не было. Как те-
ни, бродили здесь люди в лохмотьях, ис-
хидалые до’ крайности, ослабевшие ‘до то-
1, что еле двигались. В их глазах `све-
ился ужас от всего пережитого в звери-
рых лапах врага. Крики радости, похожие
спорее на вопли, раздавались то тут, то
здесь, когда эти страдальцы увидели воз-
ye себя советских воинов, остановивших-
(я в недоумении. f

Хуже смерти было` пребывание в этом
лагере. Невольников здесь не кормили.
Нельзя же считать едой баланду, в кото-
poll He было даже кусочка картошки. Лю-
ди грызли кору, питались листьями и бы-
11 счастливы, если где-нибудь на терри-
торли, огороженной проволокой, находили
листок щавеля или другой с’едобной тра-
ВЫ

Несколько сот трупов  валялось поо-
даль — это были замученные немцами
пару дней тому назад. Обходя лесок, наши
бойцы то и дело наталкивалиеь на торча-

щие из свежей насыпи человеческие ру-
ки и ноги. ь

Еонцентрационный `латерь оказался‘ ги-
TaHTCKEM кладбищем мирных жителей,
ВИНОВНЫХ только в ТОМ, Что они — co-
ветские граждане. Мало того: не все, ви-
девигие час своего освобождения, смогут
выжить после жестоких пыток и страда-

ний. Некоторые производят впечатление
потерявитих рассудок.

Пусть каждый советский воин запом-
нит, кого держали  изверги-немцы в лаге-
ре смерти. По предварительным сведени-
ям, из 8.000 невольников в лагере най-
дено 3.500 детей в возрасте от трех до
шести лет. Среди них много беспризорных
детей, не имеющих здесь никого из .род- .
ных. Вместе с ними оказалось несколько
тысяч женщин старше 30 лет.  Осталь-
ные — это старики, старухи, калеки;
больные и всего лишь несколько сотен
мужчин и женщин более молодого возрас-
та. По национальности все они — pyc-
ские и белорусеы.

Большинство несчастных — это жите-
ли Витебска, выгнанные немцами из CBO-
их домов. Но есть и группа людей из
Орловщины. Многие месяцы кочевали ор-
ловцы по дорогам. После многих месяцев
странствий их загнали в этот лесной ла-
терь смерти,

Ночь. Колонна наших танков двигалась к
шоссе, соединяющему два белорусских го-
рода, оккупированных немцами. На боевых
машинах, плотно прижавшись к броне, <и-
дели автоматчики. Перед советскими BOW-
нами стояла задача: перерезать эту важ-
ную шоссейную магистраль. у

В составе колонны боевых машин был
танк № 2601. Он вырвался вперед и пер-
вым выскочил на шюссе. Машина остано-
вилась. Открыв люк, командир танка. стар-
иина Жульмагомбетов услышал шум мо-
торов. ;

.— Мотоциклы!-—<казал старшина Жуль-
магомбетов.., ‘ :

И, действительно, на шоссе показалис
вражеские мотоциклы, а за ними автома-
шины. Танк устремился навстречу врагу.
В ночной схватке огнем и гусеницами 6ec-
страшный экипаж уничтожил восемь немец-
ких автомашин, девять мотоциклов, более
взвода гитлеровцев. Но противнику уда-
лось вывести наш танк из строя; стар-
шина Жульмагомбетов был тяжело ранен.

Танк № 2601 попал на ремонтный за-
вод, откуда его в свое время отправили
на фронт. Собирали тогда эту боевую ма-!
шину комсомольцы завода в неурочное вре-
мя. Это был их подарок фровтовикам.

С исключительным под’емом трудились
молодые рабочие, восстанавливая танк.
Бригады ремонтников Селезневой, Лятина,
Борисова работали, не считаясь со време-
нем. Рабочие давали за смену по 2—2,5%

нормы. Машина была тирована за
четыре дня вместо обычных 10—12.

За время войны М танкоремонтный-завод,
насчитывающий 25° лет своего ‘существо-
вания, вернул к жизни множество боевых
машин. На. предприятии. имеется много.
старых производственников, работающих
целыми семьями. Из семьи Вараксиных
здесь трудятся отец, ‘мать, сын и две до-
чери, из семьи Абрамовых работают отец,
сын и дочь. ne

Задания по ремонту танков, бронемашин,
моторов завод систематически перевыпол-
няет. Им освоено производство важных
остродефицитных деталей. Стало. возмож-
ным не только капитально ремонтировать,
но и почти полностью собирать боевые
машины, :

По счастливой случайности в день об-
катки танка № 260] вышел из госпиталя
и его прежний командир старшина-ордено-
носец Жульмагомбетов. Комсомольцы шеф-
ствовали над палатой госпиталя, где нахо-
дился на излечении отважный танкист.
Старшина Жульмагомбетов приехал на за-
вод и горячо поблагодарил рабочий кол-
лектив за отличный ремонт боевой ма-
шины.

— Этот танк еще хорошо послужит Ро-
дине, —— сказал храбрый воин.

На снимке: рабочие Н-ского танко-

ремонтного завода отправляют на фронт

танк № 2601, отрёмонтированный ими
во внеурочное время.

БОЕВОЙ ОПЫТ КОМСОМОЛЬЦЕВ

2-й ПРИБАЛТИЙСКИЙ ФРОНТ, 6 июня.1 Доклад о боевой славе и мастерстве
(По телеграфу or наш. корр.). Ком- сделал комсорг пулеметной роты гвардии
сомольская организация части, где ком- старший лейтенант Бурляй. Затем с боль-
соргом твардии младший лейтенант Мя-  шой теплотой о своем воснитаннике гово-
кинников, нередко обсуждает на. своих» рил командир пулеметной роты гвардии
собфаниях боевой опыт лучших  воинов-   капитан Кропотов: Гвардии красноармеец
комсомольцев. . -ИШестаков, гвардии сержант Перепелов

Последний раз комсомольцы чествовали   рассказали собравшимся о любви Воейко
своего боевого друга члена ВЛКСМ Ва- к оружию, о тшательной маскировке, о
силия Воейко. В часть Воейко прибыл   мастерстве в уличном бою. Е

‘Ouro TOM наза красноармейцем.

Е аа ae и а НН Ь оли hoe После выступления комсорга Мякинни-

вое крешение, вступил в ряды ленийско-    08а, Гвардии капитана Сурксва выступил
, yey ‘  командир пулеметного расчета комсомолец

ста кого комсомола, время послед-
Е т. и ce Василий Воейко. Он дал целый ряд цен-
ных советов молодым пулеметчикам.

мечательные образцы мужества и отваги
_ Такие творческие обсуждения еще выше

— истребил свыше сотни немецких окку-
поднимают боевое мастерство воинов.

пантов. Командование назначило его ко-
мандиром ‘пулеметного расчета, а прави-   Изучая боевой опыт передовых воинов,
молодые бойцы повышают свои знания,

тельство отметило двумя наградами: орде-
вом Славы третьей степени и медалью   упорно и настойчиво готовятся к гряду-
ees щим боям. .

«За’ отвагу»; 1

Легко понять, © какой радостью встре-
тпли узники лагеря своих освободителей.
По приказу нашего командования осво-
божденным советским гражданам достав-
лено питание, одежда, обувь. Специальная
группа врачей оказывает им медицинскую
помощь. Исстрадавшиеся советские люди
вывозятся в тыл,

Майор Я. МИЛЕЦКИЙ.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
(По телеграфу).

Истощение, болезни и побои валили с
лог заключенных. Сотни людей не смогли
подняться даже в этот радостный миг ос-
зобождения, до того они были слабы и
тзмучены, На земле почти бездыханными
зожали человеческие тела в. отрепьях. А
рядом с ними лежали трупы: расстрелян-
ных в последний момент немцами. Вровь

МЕТКИЙ ОГОНЬ СОВЕТСКИХ ЗЕНИТЧИКОВ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 июня. (По
толеграфу от наш. норр.). Предприняв
атаки крупными силами в районе север-
nee города Яссы, немцы ввели в действие
большую труппу авиации. Ожи пытались
концентрированным ударом с воздуха по-
давить нашу артиллерию и нанести по-
ражение пехоте. Кроме того, противник
стремился разрушить переправы через ре-
ку, чтобы лишить наши войска связи ©
тылом, Поред советскими зенитчиками бы-
18 поставлена задача —-. прикрыть: плот-.
HIM и метким отнем переправы, & также
боовые порядки пехоты и артиллерии.

Зенитчики решительно взялись за де-
10, в первые же дни организовав мощ-
НЫЙ отпор неприятельской авиации. Ин-
тенсивным огнем зенитных орудий и пу-
зометоз были сбиты многие десятки вра-
жеских самолетов, и неприятель, понес-
ший весьма чувствительные тютери, вы-
нужен был вокоре сократить количество
‘ахолето-вылетов. Успешную боевую’рабо-
TY хнитчиков с благодарностью отмечают
пехотинцы и артиллеристы.

(собенно отличились при отражении
вражеских атак с воздуха подразделения,
Миорыми командуют гвардии майор Жигу-
ин и майор Лалуха. В первый же день
знитчики офицера Жигулина сбили 22
самолета, а векоре еше 12. Второе под-
азюление за два дня уничтожило 30
зражеских самолетов. Хорошо справились
6 задачей по охране переправ батареи
пари майора Шеремета. Много раз
немцы нападали на мост, который oxpa-
няли зенитчики, но не смогли разрушить
о, Ро время боев движение транспорта

За ae ЕЕВС Е ТИНЫ 5

с Запада -

наций генерала Эйзенхауэра. После Тегь-
ранской конференции Ерасная Армия на-
несла немецко-фалиистоким войскам ряд

по мосту не прекращалось. Охраняя пе-
реправы, зенитчики гвардии майора Ше-
ремета за два дня сбили 18 самолетов.

Многие расчеты зенитных орудий и
пулеметов показали исключительное ма-
стерство ведения огня. Батарея старшего
лейтенанта Скаченкова за три дня сбила
16 самолетов. Батарея’ старшего лейтенан-
та Петухова увеличила свой боевой счет
на 10 самолетов. Столько же самолетов
уничтожила батарея капитана Торопцова.
Орудия подразделения Корочкина ‘сбили
девять самолетов, зенитчики офицера Rop-
нева — шесть. ITH пифры показывают,
что огневое мастерство наших зенитчиков
стало массовым явлением.

В боях против вражеской авиации не-
мало зенитчиков проявило себя подлин-
ными героями. Гвардии майор Жигулин
при первых налетах был контужен, но
He оставил своего поста, продолжая уп-
равлять боем. : i

Нередко зенитчикам приходилось вести
огонь в крайне сложной обстановке. На
батарею офицера Петухова’ налетало по
30—40 самолетов. Немцы старались во
что бы то ни стало уничтожить’ батарею,
но отважные зенитчики каждый раз отби-
вали .их атаки. Зенитчики офицера Зем-
скова действовали на передовой линии.
Они были атакованы. автоматчиками про-
тивника и неоднократно подвергались
бомбежке. Отбиваясь одновременно от воз-
душного и наземного противника, они
уничтожили в воздухе шесть самолетов,
а на земле несколько десятков вражеских
солдат ‘и офицеров.

Встреча бывалых воинов с молодыми бойцами

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 6 июня. (По опытом. Кавалер ордена Славы сержант
телеграфу). Большая работа с пополне-  Арбузов, красноармеец Лопатин-и др. дали

нием проводится в Н-ской части. Офи-  молодым бойцам много деловых, ценных
церы знакомят молодых бойцов с боевым! советов, :

путем части, ее героями  CaBHBIMH) а acai
традициями. Молодые бойцы < интересом слушали

На-днях состоялась встреча бывалых   ВЫСтупления старших товарищей. Они обе-
воинов < молодыми ‘бойцами. Знатный пу- Шали быстрее, овладеть боевым опытом
леметчик, участник боев под Сталингра-  лучших воинов и беспощадно громить
дом, сержант’ Армасов. поделился своим‘врата.

проблема снабжения с моря и с воздуха
выхалившихся и действующих на фран-
цузской территории войск.

Чло касается сил противника, то, по
данным американской печати, опублико-
ванным 38а два дня до начала высад-
ки союзников. на Западе, во Франции,
Бельгии и Голландии  насчитыва-

‘димо присоединить несколько сот тысяч
французских Bolick, притом не только те,
которые подготовлены Франпузским’ Коми-
тетом Национального Освобождения в Ал-
жире; но также силы партизан, весьма
активно действующие в тылу у против-
ника. Как явствует из инструкций, опуб-

6 июня 1944 года войдет в историю
Юрой мировой войны, как одна из зна-
менательных дат. В этот день © Запада

зчади вступать в дойствие против гит- тягчайших поражений, сделавитих Военно  , 55 терманских дивизий. Герман-  Тикованных штабом генерала Эйзенхауэра,
зерорской Германии главные силы вал   положение титлеровекой Германии безна- ское командование за время наступ-   Союзное командование учитывает, какую
шит союзников, сосредоточенные на Бри-   дежным. Систематические стратегические “и: ‘союзников в Италии не пе-  бльшую роль в деле скорейшего эсвобож-
TAHCRAY островах. Авангарлы этих сил на  бомбардировки союзников способствовали ребрасывало тула подкреплений © ‘За-  дения Франции может сыграть взаимодей-
4 тысячах десантных судов и нескольких ослаблению германской военной машины. пада. Огромные  людокие потери из   СТВИе регулярных войск союзников с пар-

Успешно развивающееся наступление ©0-

тизанской освободительной армией. co3-
юзных войск в Италии приковало к италь-

тыеячах барж при поддержке 11 тысяч
seca данной самим французским народом за го-

самолетов первой линии пересекли в ночь

советека-германском фронте и истощение
оперативных резервов не позволили гит-

анс иви-
№6 mona Ла-Манш и ея ее Я аи ОБА ВЫ: JepODeEOMY  FOMBALORAERIN ить Слои dls cae Mette) tute oes
к высадке на  побережьи еверной  зии. 56 ы — о ... СИЛЬ: на оападе. вели действия высажи- ’ р . }

Opa в раде пунктов, расположен:   гоприятетвующие нанесению удара то г вающихся войск союзников в ближайшее   986 ры Франции, та
mx менду Taspow и  Шербуртом.  гу с Запада. Задача завлючаласр в т время примут крупные масштабы, если народ будет: стремиться еще. более. увели

чить свой вклад в общее дело 0б’единен-
ных наций. x * *

На фоне развернувшихея событий стз-
HOBUTCA 0собенно наглядной роль авиации
союзников не только в обеспечении  де-
сантных операций и в подавлении авиа-
пии противника, но и в предшествующей.
вторжению воздушной подготовке. Начи-
ная со второй половины Maa, авиапия
союзников уделяла особенное внимание
возлействию на военные об’екты в зоне,
намеченной для первого этапа вторжения,
производя в то же время отвлекающие

чтобы использовать эту ситуацию в ин-
тересах всех 0б’единенных наций,
Начавшаяся высадка союзных  десан-
тов на Западе радикально меняет етрате-
гическую обстановку. Для германской а7-
мии создается непосредственная смертель-
авиации. Уже в течение первых“ сутоЕ   ная угроза согласованных сокрушающих
союзные войска добились в районе ВЫ“ [ударов Красной Армии с Востока и армий
‘адки важных тактических успехов: ОНИ   союзников © Запада. Теперь именно может
закрепились на побережьи и, преололевая   полностью развернуться мощное и нара-
сопротивление врага, приступили К 603да-  сталощее наступление армий всех 0б еди-
нию предмостных укрейлений. -   ненных наций. Огромную роль В Эм Ha-
Господство на море и в воздухе, так- ступлении призваны сыграть предетоящие

скоро будут осуществлены те «сюрири-
зы», о которых говорил в своем послед-
нем заявлении в палате общин Черчилль,
то этих сил окажется недостамючно. По-
ложение германских войск, находящихся
на Западе, усугубляется тем, что главные
силы германской армии скованы на Во-
стоке Красной Армией.

06’единенные нации получили теперь
возможность развернуть на полную мощь
подготовленные ими силы и огромные ре-
зервы и быстро провести операции е ре-
шительной целью. 0 мощи армии наших

Tex заявил в палате общин Черчилль,
высадка происходит успешно и за первы-
ин десантами непрерывно следуют другие.
Чинии береговых укреплений пресловутого
«атлантического вала» преодолеваются вы
садизшиигся войсками при поддержке

5 ых Ha- CONSHRKOR JawT представление данные,   Налеты и на хругие цели как на терри-
аи Ри отлично проведен- операции высаживающихся крупных Е :
fae ee nets т  оздимодейстьие uaa сил союзников на Западе.  Эти  которые недавно были опубликованы в и р так и на территории ок
ить вторжения   операции в овоем дальнейшем развитии США и Великобритании. Как заявил   ВУПИрованных стра.

тех участвующих в операции а. i
воруженных сил позволили союзвому KO- несомненно должны принять широко ма

мандованию достигнуть быстрых результа- невренный наст sag иены и
тов уже в самой начальной фазе опера-   ускорят ход войны и будут ©пособс “shy
ции. Усилия высадившихся войск на-  полному и окончательному разгрому Гер
прарлен ‹ тому, чтобы овладеть круп   мании.
а обр на `побережьи Ла-Маниа —  Как сообщает главный штаб союзни-
Tarpou и Шербургом. Одновременно, авиа-  ков, в операции вторжения вместе с
“ция союзников подвергает воздействию   английскими и американскиия им
Жале, Дюнкерк и другие порты ина Фрап-   принимают участие канадские и
цузском побережьи Ла-Манша: ; Союзники располагают вы и.
Весть о высадке союзных войск в (е-  ходством в силах и ~ Bae ihe
верной Франции © быстротой молнии обле-   английского побережья a- С. от
тела вось земной шар. Трудно переоценить! рывным потоком идут we Sorat Saas
стратогическое и политическое значение ниями и снаряжением. дак on nase
«прыжка через Ла-Манш», покусно 06у-) ные войска расширят. пре не у не
шествленного пох руководством одного из   ления, овладеют И я
выдающихкя полководцев. 0б’единенных   аэродромов, будет полностью разрегиене

В конце мая бомбардировочная авиация
союзников нанесла сильные удары по
важнейшим коммуникациям,  связываю-
шим Северную и Юго-Западную Францию.:
Кроме того, она совершала атаки на м0е-
ты и аэродромы Северной Франции. В
результате этих действий сообщение на
уногочисленных коммуникационных лини-
ях было прервано вследствие разрушения
железнодорожных и шоссейных мостов че-
рез реки Сену, Маас и канал Шельды.
Упелевиие мосты через Сену, как указы-
вается в сообщении штаба союзников, не-
пригодны для военных перевозок. 3 июня

военный министр США Стимсон, 3.657
тысяч американских солдат, то-есть
47 прош. общей численности американ-
ской аруии, находятся в настоящее время
на разных театрах военных действий за
морями. Е концу 1944 тода, mo словам
Отимсона, численность американских
войск, находящихся за морями, увеличит-
ся до 5 миллионов.

Английская армия мотрополии  насчи-
тывала на 1 мая 1944 года, согласно
заявлению члена английского правитель-
ства Литтлтона, 65.250 тысяч человек.
Всего Англия и Британская империя дер-
жат под ружьем 9,5 миллиона человек,
не считая отрядов гражданской самообо-

роны в Англии, скох побережьи Ла-Манша. Haxonen,

дент Рузвельт выступил сегодня по радио
с речью в связи с занятием Рима.

Рузвельт,
войска заняли Рим. Первая. столица дер-
жав оси в настоящее время находится в
наших руках». is

ными силами многих наций, Рузвельт ска-
зал:
участия в оси, которого они никогда не
желали, также направили к нам свои вой-
ска и участвовали в сражениях против гер-
манских захватчиков,
землю».

продолжал Рузвельт, — имела такое боль-
шое значение для Гитлера и его генера-
лов, что это вынудило их отчаянно сра-
жаться и пойти на огромные жертвы в
людях и технике в ущерб их разваливаю-
щемуся Восточному фронту, а также их
Западному фронту. Не их мы должны бла-
годарить за то, что Рим избавлен от тех
‘разрушений,
Неаполь и другие итальянские
Союзные генералы так искусно маневриро-
вали, что нацисты не могли задержаться
достаточно долго, чтобы нанести ` ущерб
Риму, не рискуя потерять свои армии.

цель,
цезарям,
‘Рим был республикой Рим был империей,
Рим был католической церковью и Рим
был столицей об’единенной Италии. Позже,
к сожалению, Рим стал гнездом фашизма—
одной из трех столиц держав оси.

вом Муссолини, осуществлявшимея им из
Рима. Он встретит свое освобождение с
глубоким волнением. В Северной Италии
население всё еше находится под господ-

Когда другие нацистские армии с тревогой
ожидают нашего наступления и когда на-

точки эрения мы уже давно достигли не-

портов в Фодже, с которых мы наносим

Ё этим силам Англии и США необхо-  июня, уже накануне вторжения, самоле-

последовал сильный удар авиации союз-  победы над врагом, до своей
ников по военным .об’ектам на француз-  Берлине,

Выступление президента Рузвельта
СВЯЗИ С Занятие Рима

ВАШИНГТОН, 5 июня. (ТАСС). Прези- чтобы возместить тот хлеб, который’ был
вырзан у них изо рта немцами. Нам
пришлось обеспечить итальявцам возмож: .
ность вырастить и снять свой собственный
урожай. Нам придется помочь им очистить
их школы от фашистской мишуры. =

Весь американский народ одобряет cna-
сение этих людей, которые только сейчас о
«учатся ходить» в атмосфере свободы. Не-
которые из нас могут задуматься над`фи- ‘
нансовой стороной ‘этих. мероприятий. По
существу мы можем это назвать опреде-.
ленной формой помощи. В то же время
мы надеемся, что. эта помошь послужит
вкладом в будушее — вкладом, который
даст определенные дивиденды во виде
уничтожения фашизма и всякого стремле-
ния итальянцев начать в будущем новую
агрессивную войну. Подобные дивиденды
оправдывают ^ такие затраты, поскольку
они дополнительно укрепляют всеобщий
мир. Итальянский народ способен-на само-
управление. Мы не теряем из виду его
достоинств как свободолюбивого народа.

Мы помним многие века, в течение ко-
торых итальянцы были ведущим народом
в области искусства, науки и обогащения
жизни всего человечества. Мы помним ве-
ликих сыновей итальянского народа —
Галилея, Маркони,  Микель-Анджело, Дан-
те — и того бесстрашного исследователя,
который воплошает в-себе мужество Ита-
лии, — Христофора Колумба. Италия не
может развиваться в обстановке, когда она
стремится построить великую милитарист-
скую империю. Итальянские территории
оказались перенаселенными, но это не зна-
чит, что итальянцы должны предприни-
мать попытки к завоеванию земель других ~
народов для того, чтобы обеспечить себе
необходимое пространство. Другие народы
не хотят, чтобы их завоевывали. В прош-
лом итальянцы миллионами прибывали в
США. Их принимали с распростертыми
об’ятиями, они процветали, становились
побрыми гражданами и лидерами прави-_
тельства. Они не итало-американцы, сни

4 июня 1944 года, — сказал
американские и союзные

«Вчера,

Отметив, что Рим освобожден вооружен-

«Итальянцы, отрекшиеся от своего

вторгшихея на их

освобождения Рима,

«Перспектива

которым немцы подвергли

города.

Однако Рим — это не только военная
Еще со времен, предшествовавших
Рим служил символом власти.

В течение четверти века итальянский
народ-был порабошен и унижен господот-

ством и под угрозой нацистских господ и

их фашистских марионеток, американцы, американцы итальянского про-
Мы одержали победу в замечательное   исхождения».

время, когда наши союзные силы готовят- . «Италия должна оставаться страной, —
ся к другому удару в Западной Европе, продолжал Рузвельт, — вносящей свой:
вклад в культуру, прогресс и добрую’ в0-.
лю всего человечества, Она должна разви-
вать <вои особые таланты в области
искусства, ремесла и науки, сохраняя <вое
историческое и культурное наследство на
благо всех народов. :

Мы желаем помощи со стороны будущей
Италии в деле обеспечения прочного мира‘
и рассчитываем на такую помощь. Все
остальные страны, выступающие против
фашизма и нацизма, должны помочь Ита-
лии получить такую возможность. После
ряда лет господства в вечном городе нем-
цы оставили население на грани голода.
Вместе < ‘англичанами мы сделаем всё,
что в наших силах, для оказания помощи
ему. Предвидя падение Рима, мы сделали
приготовления для отправки продовольст-
вия и материалов в этот город, во мы
должны иметь в виду, что нужда так ве-
лика, а транспортные потребности наших
армий столь огромны, что положение бу-
дет улучшаться лишь постененно. Мы уже
начали снасать жизни мужчин, женшин и
детей в Риме. :

Таков пример эффективности нашей во-
енной машины. С замечательной энергией и
умением американский народ выращивает
урожаи, строит торговые Фуда, производит
и отправляет материалы за: тысячи миль по
морю. И; думая о предстоящих нам впе-
реди трудностях, я уверен, что все они
будут преодолены благодаря поразитель-
Holt ктивности наших  BOOPyKCHHBIX
сил, различных. организаций, работающих
вместе < ними, и американской промыш-
ленности и рабочих в целом. Ни одно
великое усилие, подобное этому, не мо-
жет быть совершенным на 100 проц. Но
в общем эти усилия стоят на очень и
очень высоком’ уровне».

В заключение Рузвельт высказывает бла
годарность генералам Александеру, Клар-
ку, Лиз, Вильсону, Дэверсу, Икеру, адми-,
ралам Кэннингхэму и Хьюитту и всем сол-
датам и офицерамл

ши храбрые русские союзники  продол-
жают всё больше и больше давать чув-
ствовать свою силу. строго военной

которых главных целей итальянской кам-
пании — контроля над морскими путями
в Средиземном море для сокрашения на-
ших коммуникаций, а также захвата аэро-

чувствительные удары по континенту. Бы-
ло бы неразумно переоценивать военное
значение захвата Рима, Нам предстоит пе-
риод еще более великих усилий и еще
более ожесточенной борьбы прежде, чем
мы достигнем самой Германии. Немцы от-
ступили на расстояние тысяч миль, начи-
ная от ворот Каира через Ливию, Тунис,
Сицилию и Южную Италию. Они понесли
тяжелые потери, но еще не настолько тя-
желые, чтобы эти потери могли привести
Германию к краху. Германия еще не по-
ставлена в такое положение, при котором
она капитулировала бы. Германия еще не
доведена до такого состояния, при кото-
ром она не могла бы Через поколение
снова начать завоевавие Mupa. Поэтом
победа всё еще находился на некотором
расстоянии ‘от нас. Это расстояние будет
пройдено в соответствующее время, в чем
не может быть никакого сомнения. Однако
это будет тяжелый и дорогостоящий путь.
Народ Италии так долго жил под про-
дажной властью Муссолини, что, несмотря
на внешний блеск, его экономическое по-
ложение неуклонно ухудшалоср. Наши
войска застали в Италии голод, истоще-
ние, болезни, падение уровня образования
и здравоохранения, — всё это результат
неумелого фашистского руководства.
Задача союзников, занимающих Италию,
весьма трудна. Нам пришлось начать © Ca-
мого начала — с оказания местным вла-
стям помощи в деле реорганизации их на
демократической’ основе. Нам пришлось
снабдить итальянцев хлебом для того,

БОИ В. ЮГОСЛАВИИ

Приказ маршала Тито.

ЖЕНЕВА, 6. июня. (ТАСС). Как переда-
ют из Югославии, Верховный штаб народ-
но-освободительной армии Югославии с0-
общает, что в Западной Боснии происходят
ожесточенные бои < крупными вражескими
моторизованными частями, которые под за-
щитой авиации продолжают наступательные
‘действия. Бойцы народно-освободительной
армии защищают каждую пядь своей земли”
и наносят врагу тяжелые потери:

На остальных фронтах части народно-0с-
вободительной армии, выполняя приказ Вер-*
ховного Главнокомандующего, совершают
нападения на вражеские гарнизоны, колон-”

- Французские части заняли

город. Тиволи
ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС).` Агентство
Рейтер передает сообщение, согласно ко-
торому французские части 8-й армии за-
няли город Тиволи, расположенный при-
мерно в 18 милях восточнее Рима.

ты «Тайфун», использующие ракетные
снаряды, и самолеты «Спитфайр» ¢ при-
цельным бомбометанием разрушили гер-
манскую радиосеть в Северо-Западной Ев- ны и пути сообщения.

pene. Эффективность этих ударов авиа-  В своем опубликованном на-днях прика-
ции была в полной мере использована   зе маршал Тито заявляет, что немцы и их
союзным командованием, поскольку вслед   приспешники — Недич, Павелич и Михай-
за ними непосредственно начались десант- лович, — терпя поражения в ‘Югославии,
ные операции. напрягают все усилия, чтобы разбить на-

fi и о о окособолитеныною овимо- Югославия х
Для германской авиации ве мо тем самым поднять моральный дух своих

тайной приготовления, происходившие На солдат и немецкого населения. Немцы и
юго-восточном побережьи Англии, но она   их приснешники, говорится в приказе, то-
уже давно не в состоянии помешать им.   ропятся, ибо энают, что приближается день,
Вынужденная экономить свои силы, гер-   Когда oe oa реаюнтий a co
манская авиация производила в послед- 7 a pos eee
ние недели главным 0OpasoM PAsBOABIBA-  Маршал Тито npuxasam BceM vacTaM Ha-°
тельные полеты над английской террито-  родно-освободительной армии’ и партизан-
рией. Шо сравнению с 1940 годом герман-  ским отрядам Югославии на всех участках
ская авиация и авиация союзников поме- фронта, гдё немцы ослабили свои гарни-
нялись ролями. Ныне возможности ис-  зоны, немедленно предпринять решитель-
пользования авиации В

борьбе против ные озеранпии против важнейших опорных
Германии и ее сателлитов еше более уве-

пунзхаоз и военных об’ектов противника.
тичились благодаря установлению непо-
средственной связи между штабом воен- .
но-воздушных сил Красной Армии и шта-
бом англо-американских воздушных сил.
Создание баз для «летающих крепостей»
на, советской территории позволило ©0ю3-
никам впервые в
осуществить полное взаимодействие в воз-
духе и предпринять скрозные  бомбарли-
ровки важнейших целей противника. To-
товябь к штурму «европейской крепости»
Гитлера, союзные нации уже завершили
окружение  этой крепости с воздуха, 6
июня положило начало завершению овЪу-
жения этой крепости и с суши. -

Война вступает в новую стадию, ста-
дию непосредственного освобождения 38-
ХРАченных гитлеровскими варварами  го-
cyzapers Восточной и Западной Европы:   дает английское ны а
Исстрадавшимея народам Бвропы Несут   бомбардировщики «Тайфун» днем 5 иювя
знамя освобождения Красная Армия с В®- подвергли успешной бомбардировке ракет’
стока и войска союзников. с Запада. Дви-  ными и фугасными бомбами восемь новых
гаясь навстречу друг другу, великие ар- германских радиостанций, на: северном побе»
мии дати торжественное обещание — не  РеЖЬе Фразции и на Нормандеких остро-

вах. Гермакские истребители сопротивления.
окладывать оружия до достижения полной не. оказали. В некоторых пунктах самолеты

воТречи В  встретили исключительно сильный огонь зе
нитной артиллерии. На базы не вернулисн,
5 самолетов, однако, два ‘Летчика снаслиевй

ДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ СОЮЗНИКОВ

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Штаб аме-
риканских экспедициовных сил в Европе
сообщает, что утром 5 июня крупные со-
единения бомбардировщиков «Либерейтор»
современной войне в сопровождении истребителей «Мустанг»
и «Сандерболт» атаковали германские воен-
ные сооружения в районе. Па де Кале и
Булони. Авиация противника <опротивле-
ния пе оказала. Из этой операции не воз-
зратились на базы 6 бомбардировщиков и
дза истребителя. : :

Позднее самолеты «Мустанг» : соверши-
ли налет на каразан. германских судов У
берегов Франции. Одновременно самолеты
«Лайтнинг» совершили штурмовые налеты
на вражескую территорию. Еее ‹амолеты
вернулись на свои базы.

ЛОНДОН, 6 июня. (ТАСС). Как пере-

he. : К. ГОФМАН,