етот

=

9 июня 1944 г., пятница. № 136 (58316).

Несколько замечаний о качестве
пропагандистской работы

Педавно в одном соединений проходил
‹чфицерский сбор. Лекцию © международ-
му положении читал квалифицирован-
ны! лектор. Вначале речь ето лилась
свободно и непринужденно. Каждое поло-
genie пллюстрировалось фактами. Но лю-
foxy человеку, пришедшему в помещение,
пе проходил сбор, бросалось в ` глаза,
то 7 лектора чего-то нехватает. Вот у
из СИДИТ ПОЖИЛОЙ капитан. Он соередо-
чченно изучает вид окрестных полей. Ря-
you молодой лейтенант. что-то шепчет на
пе соседу. Лектор чувствует, что ет
слушают без внимания, и он начинает
вервничать, вяло продолжает лекцию.

Несколькими часами позже этой же ау-.
тории майор Оконишникев прочел лек-
qm ва тему «Основные черты советского
‹«фицера». Я ‘присутствовал на этой лек-
ции п был приятно поражен тем исклю-
чительным вниманием, с которым офицеры
‹ушали лектора. В перерыве слушатели

жения. Это; конечно, ‘так, но правильно
и то, что интерес и кругозор наших вон-
Нов куда шире, чем ‘50 cede  предетав-
ляют некоторые руководители. На-днях
в штаб одного соединения заохал один
московский поэт. Его попросили прочесть
лекцию о советской литературе в период
Отечественной войны. Но работники пиа-
ба. были В этот день заняты срочной
работой, а поэт собирался утром уезжать.
Решено было назначить лекцию на 11
часов вечера. В этому времени в простор-
ном колхозном сарае собрались вге  сво-

Лекция была выслушана с большим ин-
тересом, а ответы на вопросы и беседа се
лектором затянулись за полночь.
Проявляют большой интерес наши офя-
церы к лекциям по военным вопросам,
характеризующим стратегические и так-
тические особенности современных ‘спера-

ций, об искусстве ‘тениальных русских
ченивалиеь впечатлениями. полководцев, 06 истоках и значении
— Вот эт0 лекция, я понимаю, —  культуры русского народа ит. д. В ©-
казал тот же пожилой капитан, — з  жалению, некоторые пропагандисты не
чую точку попал. всетда идут навстречу этим заюросам

— А 410, — спросил я капитана, —
зве лекция о международном положении
(ыа слелана плохо, без знания материа-
18 или на устаревших фактах?
— Нев том дело, товарищ. Й тот лек-
1 был хорош. Не придерешься к нему.
№ яза последние две недели слушаю в
третий раз лекции и доклады на одну и
ту же тему. Ну, сколько можно слушать
‚ бют 0 же. Я ведь и сам каждый
” eth Читаю газеты. з

Действительно,  ОДнообразие тематики
укций и докладов, которые читаются в
\ соединении, сказывается на качестве
пропаганды. Достаточно сказать, что у
торе ДКА этого соединения 60 про-
[estos докладов и лекций были посвя-
цены вопросам международного положе=
вия, Такой крен в пропагандистской ра-
(те нам кажется неправильным. Он
пиисходит ог недостаточного контроля
г рководотва пропагандистами со <торо-
HH политорганов, 4
Тектор ДКА Н-ской армии старший лей-
теннт тов. Алемасов перед докладом не-
венно вынимает старую  потрепанную
тетрадь с конспектом. По этому конспекту
ип читает доклады уже более двух меся-
1, дополняя их лишь последними газет-
a новостями. Недавно тов. Алемасову
положили подготовить лекцию на тему
Развал фашистского блока» и предвари-
тельно прочесть ее на заседании агиткол:
дктива. Собравшиеся лекторы и`агитато-
зы были несколько удивлены тем, что
тов: Алемасов значительную часть време-
8 говорил не на тему. Потом выясни-
105, Что лектор и Ha этот раз ‘остался
кун себе и читает по своему старому
зонопекту. =

Руководители политотдела склонны от-
чати @’`яснить однообразие в тематике
RUM H докладов тем, что личный со-
(ав наших частей проявляет большой
Hurepee к’вопровам международного поло-

аудитории.

Вторым существенным недостатком B
пропагандистской работе является то, что
её содержание нередко оторвано от бае-
вых задач частей. Например,  неко-
торые наи части находятся в обороне —
это должно было бы найти отражение в
содержании пропатанды, следовало раз’яс-
нить, что оборона является олним HS BU-
дов современного боя, подчеркнуть значе-
ние активности на переднем крае, роль
снайперов и т. 3. Между тем в том же
№ соединении агитаторы и лекторы 0б-
ходят все эти вопросы.

Важнейшая задача армейского лектора
и агнтатора — большевиетекое воснита-
ние молодых коммунистов, теоретическая
закалка партийного актива. К сожалению,
некоторые товарищи плохо справляются с
этими своими обязанностями. В том же
нолитотделе лекторы и агитаторы тт.
Манько, Оконишников, Афанасьев и др.
ни разу не выступали с теоретическими
докладами на партийных собраниях.

За последнее время наши лекторы и
агитаторы улучшили работу с офицерским
составом. Но кое-где это произошло за
счет некоторого ослабления работы е ря-
довыми бойцами и сержантами. Ваепита-
тельная работа, среди красноармейцев це-
ликом возложена на низовых агитаторов,
чаще всего на тех же красноармейцев,

Это, разумеется, неправильно. Перед.
нашими бойцами должны выступать до-
статочно подготовленные лекторы и до-
кладчики.

Политорганы располагают  квалифици-
рованными кадрами пропагандистов. Но
ими нужно руководить. Без этого нельзя
и думать 06 улучшении качества про-
патандистекой работы. :

Майор Д. САМОЙЛОВ.
{ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

If Va

500 КОНЦЕРТОВ ЛАТЫШСКОГО АНСАМБЛЯ.

ДЕИСТРУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 „июня.
(№ телеграфу от наш. корр.). На-днях в

Особым успехом пользуются у ‘красно-
армейского зрителя «Латьшиская гвардей-

фицерском. клубе М№ соединения коллек-   ская» (текст Григулиса, музыка Блаже-
18 художественной самодеятельности   вича), «Эшелон латышских стрелков»
Гардейской латышской ‘части дал свой   (текст Григулиса, музыка Лаздынь):;

Дружный смех вызывают шуточные сцен-
ки в исполнении тт. Нори и Пшенова.
Тов. Нори с болышим мастерством читает
отрывок из. поэмы «Василий. Теркин»
Твардовского. Программу коллектива уме-
ло ведет гвардии сержант Дзерук.

`За два года работы коллектив худо-
жественной — самодеятельности завоевал
большую популярность среди бойцов и
офицеров своей дивизии, а также сосед-
них частей, в которых OH часто высту-
пает.

пятисотый концерт.

В программе коллектива — националь-
ще латышские и русские песни и пля-
(kl, литературно-музыкальные монтажи,
шуточные сценки, сольные выступления.
Коллектив состоит из 21 человека. В
большинстве это бывалые воины, имею-
ще по два-три ранения, награжденные
фденами и медалями. Дважды был ранен
3 боях против немецко-фашистских захват-
коз руководитель коллектива тов. Цисер.

На огне

вой по
В долине; залитой солнцем, то и дело — x
пуниуаюжя. клубы черного дыма. Бой (Ст специального корреспондента
ти не прекралцается. Из-за кустов вы- ` `«Красной звезды»)
пидывают стволы орудий. Здесь стоит ee
шары старшего лейтенанта Ермолаева. ;
(а сминуты на минуту ждет появления   ные солдаты в запыленных гимнаетерках,
Немецких танков:  впомятых пилотках! Сколько тысяч кило-
Воры артиллеристов обращены на 36-  метров исколесили они за войну! Сколь-
Явные изгибы холмов. Танки, двигаясь по ко выпустили снарядов из стволов своих
Иротах высот, уже начали спускаться на  орудий! Вся краска облупилась © орудий.
рогу. Это усложняет. наблюдение, потому   По восемь, по десять часов подряд прихо-
W лорога обсажена. акацией, образующей   хилось стрелять. Вырастали горы медных
цошную стену. Командир батареи ста?- гильз, обжигавших пальцы. Многое было.
1 лейтенант Андрей Ермолаев сам  пережито, многое было пройдено, пока,
Пульнул к стеклам стереотрубы. В Ма-  наконец, колеса их Фрудий не коснулись
CHROM ОкОПчике пахнет землей и свежи- вражеской земли. Тенерь орудия грозно
\1 листьями. Кто-то принес ведро воды, И  повернуты в сторону румынекого города
фицеру подают, котелок. Он не может  Яссы. Недавно здесь провели румыноких
рваться от окуляров. В другой Та3   пленных. Враги попали в плен на своей
зизютение вел бы разведчик, но сейчас   ле земле. Это было отрадно, и Портош-
Иень ответственный момент. ‘ный, который только что ушел в развед-
(квозь густые ветви акации старший  ку, завидев пленных, несколько раз но
У лоЙйенант видит мелькающие пятна. Это   вторил одну и туже фразу:
`аведене танки, и он вслух произносит,  — Это понимать надо!
цифры. За ем, спиной боец аккуратно Много воды утекло с тех пор, как была
писывает их. сформирована батарея. Где они, герои, ко-
— Двахцать о один! -— кричит Ермо- торые выпустили первые снаряды по вра-
№. Продолжая вести наблюдение, 6Н гу? Кто пал смертью храбрых, кто ВЫ-
wser к себе разведчиков Портошного И рос за это время, выдвинулся по служ-
имено. Когда танки минуют эту 87“  бе, другой пошел учиться и CaM стал
ии, они исчезнут в низине, И 0ТСЮда ИХ   командиром. Самое важное в жизни 6а-
тя будет увидеть. Ови могут обойти   тареи было то, что ядро её сохранилось,
марею, и тогда трудно с ними’ бороться.   раветвует по сей день и состоит в
Равечики должны спуститься В оВРат, списках личного состава. Артилзеристы,
о слова, и наблюдать оттуда. Вместе С! торые помнят первый выстрел из этих
звезчиками высылается  телефониет  тех служат живым олицетворением
ов с катушкой кабеля. . Телефонист   зых традиций и еониской славы. Рас-`
уысленно прикидывает глазами PaccTOM-  oo sar In OHM 0 GoeBOM прошлом, ра-
18 и поднимает с земли. еще ОДНУ K@-  6 oom ли оу орудий, посвящают ли мо-
тушку. ay ` ходого бойца в тайны артиллерийского
Разведчики ИДУТ МИМО кусфарника и дела, — всегда приятно их ‚слушать.
зыходят на открытое место. Сейчае Н810   ротароя ‘дерется на румынской земле.
шатл, иначе ‘их могут заметить. ЕРМо- те сутки атакуют вемпы наши 60е-
Wes передает по’ телефону ‘КоМаНтиТУ   порядки крупными силами танков и
10лва, какое количество танков” HPOUMIO) hese тесно от самолетов.
п аллее. Он знает; майор сейчас прелу-. ревья в садах почернели от дыма и отня.
предит его, чтобы раньше времени не от- Напти. части отражают натиск врага. Cpe-
`крывать огонь. ди других обороняет высоту Ермолаев со

— Есть, товарищ майор, рой ея своими бойцами. Впереди, на обочине 10-
Труотаев п снова. Подходит К 616060’ по которой идут немецкие танки,
рубе. только  лежат, приташьшись, развелчиви. Ермо-

видна
. Ермолаев ждет,
Пока он обходит

Сейчас сквозь ветви
ПЫЛЬ, танки уже прошли
Что сообщат разведчики.
орудийные расчеты.   2

„Где только ни побывали эти слав

лаев каждую мину
рит на телефониста. Tor холчит. Но BOT
он полнее трубку к УХУ, и Ермолаев бе-
жит в телефону. Сержант Портошный до

бодные от дежурства в штабе офицеры.   -

цы наблюдали воздушный бой двух истре-

ЧИКОВ. -- i

1 танкистов.
  находясь: на’ броне танка, в нужную ми- -
Чнуту ‘приходили’ на’ помощь `танкистам.

дорогу.
славными саперами можно судить по тому

Де-

ту вопросительно ` емот-

КРАСНАЯ

2-й УКРАИНСКИЙ ФРОНТ. За от-
рывкой траншей.

Снимок нашего фотокорр:

; О. Кнорринга.

НЕМЕЦКИЙ ЛЕТЧИК
ВЗЯТ В ПЛЕН

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 8 июня. (По
телеграфу). На участке М№ соединения бой-

бителей «Яковлев-7» с двумя «Мессер-
шмиттами-109». Сражение длилось две. ми-
нуты и закончилось победой советских лет-

Возвращаясь с боевого полета, на вы-
соте три тысячи метров два наших летчи-
ка атаковали шедших им навстречу двух
немецких истребителей, пзикрывавших cBO-
его воздушного корректировщика“ «Хейн-
шель-126». Один из немцев успел зайти. в
хвост нашему истребителю и дать по нему
несколько пулеметных очередей. Инсцени-
руя падение, советский летчик перевел ма-
шину в пикирование. В это время oOmany-
тый фашистский истребитель попало под
прицельный огонь летчика Апостолова, пи-
лотировавшего второй «Яковлев-7». Немец-
кий самолет вспыхнул в воздухе; Спасаясь
от неминуемой гибели, немец выбросился
ва парашюте, но как только приземлился,
был пленен бойцами подразделения офи-
пера Машенцева. :

Второй «Мессершмитт-109» и
шель-!26» поспешили скрыться.

Сбитый немец — фельдфебель
оказался опытным воздушным асом, награ-
жденным железными крестами первой и
второй степени. :

«Хейн:

Вручение ордена Красного Знамени.
инженерному батальону

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 8 июня.
(По телеграфу от наш. корр.). В боях
Н-ский инженерный батальон сопровождал
Бойцы и офицеры батальона,

Ови под огнем противника наводили пере-
правы через реки, ручьи, разминировали
Об успешном выполнении задачи

факту, что ни. один из- танков, которые
они сопровождали, не подорвался на вра-
жеских минах. Танки неотступно преследо-
вали врага. За’ боевые успехи батальон
получил наименование Красносельского и
награжден орденом Красного Знамени,

На-днях представитель командования
вручил батальону правительственную на-
rpamy: Принимая орден, командир. ба»
тальона майор Шестаков от, имени бойцов
и офицеров поклялся -в предстоящих боях
умножить боевые успехи новыми подвига-
ми, оправдать высокую награду.

кладывает, что танки повернули влево,
остановились в роще, а сейчас опять вы-
‘ходят на’ дорогу. Я
Орудия немедленно пововачиваются в
TY сторону; откуда должны появиться
танки. Ермолаев еще раз’ ‘предупреждает
расчеты: открывать OTOHB- только по
команде. Вдали уже зачернели танки, по-
слышался их тул. Они идут медленно. На
батарее полная тишина. Все ждут коман-
ды

Вот раздался голое’ офицера. Грохнули
выстрелы. Заторелея первый танк, второй,
третий, четвертый. Ho за первым рядом
немецких машин в шахматном порядке
дрижется второй. Перед самыми орудия-
ии рвутея снаряды немцев. Кого-то за-
сыпало землей, кто-то упал головой” на
щит орудия. Оквозь клубы дыма проры-
ваются языки желтоватого пламени, Сре-
ди грохота орудий и лязта гусениц слы-
шится тромкий голое Ермолаева. Он пе-
‘рекликается с командирами орудий, по-
вторяющими команды, с замковыми, вы-
крикивающими откаты. :

Вот дым немного рассеялея. Перед ба-
тареей пылают восемь немецких танков.
Пользуясь паузой, кто-то перевязывает
рану товарищу. Вдруг сзахи раздаются
звтоматные очереди. Немецкие автоматчи-
ки пробрались в тым. Они; как видно,
лежат за кустами. Артиллеристы хватают
свои винтовки. Но в это воемя в кустах
одна за другой разрываются ручные гра-
чаты. Автоматные очереди прекратились.
Кто же это забросал автоматчиков грана-
тами? Сзади как будто никого из наших
не было. Еще минута, и из-за, бугра по-
казываютея Портошный и Гудков с теле-
фоном на шее. Они ведут под руки Вли-
менко, раненого в ногу. Ha поясах
у них болтаются пустые сумкн из-под
гранат. Теперь веем ясно, кто ‘рассеял
немецких автоматчиков.

Старший. лейтенант Ермолаев снова
прикладывает к уху телефонную трубку.
Он сообщает командиру полка о резуль-
татах сегодняитнего боя. Снова номера
полносят в лотках снаряды, кто-то при-
страивает новые маты под колеса opy-
дий, потому что старые превратились в
труху. Опять где-то впереди поднимаются
клубы черного дыма. Бой продолжается.

Майор 3. ,ХИРЕН.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Тления клинообразным строем — «винь-

т1строения русского

ЗВЕЗДА

усское

Русское военное искусство, являясь
самостоятельной ветвью мирового военного
искусства, развивалось на основе много-
векового боевого опыта русского народа в
соответствии с социально-экономическими
и политическими условиями каждой эпохи:
Русский народ, успешно отстаивая свою
национальную независимость, вылвинул
ряд талантливейших представителей на-
ционального военного искусства, которым
принадлежит достойное место среди  ве-
ликих полководцев мира.

Еще до образования единого“ русского
государства русский народ выдвинул двух
таких выдающихся борцов за независи-
мость Родины, как Аленсаняр Ярославич
Невский н Дмитрий Донской.

Блестящие победы над шведами на
Неве (1240 г.) и над немецкими пеами-
рыцарями на Чудском озере (1242 г.)
были одержаны не только благодаря му-
жеству русских воинов, но и в резуль-
тате искусных действий Александра Нев-
ского. Он проявил выдающееся знание
противника (тактики рыцарского настун-

ей») и умение противопоставить ему с0б-
ственные приемы боя (усиление флангов
для противодействия прорыву центра).
Победы руководимых Александром Нев-
ским русских пеших. дружин. Hay
закованным в броню шведским и немец-
ким рыцарством имеют в истории воен-
него искусетва и: общее значение. Они
имели место на 60—100 лет раньше nep-
вых на Западе крупных выступлений
пехоты, положивших начало упадку ры-
царства, как боевой организации; и в03-
реждению пехоты как 0с0бого, основного
рода войск. ; .

Не менее крупное значение имела побе-
да Дмитрия Донского над полчищами. Ма-
мая на Куликовом поле`(1380 г.), сыграв-
шая столь большую роль в освобождении
DYCCRHX земель OT иноземного гнета.
Тактический разбор Куликовской битвы
привел еше в конце прошлого столетия
крупных русских военных специалистов
к выводу о большой  предусмотрительно-
CTH, мастерстве и ‘последовательности,
преявленных Дмитрием Донским на поле
сражения. Выбор места боя, система по-
войска, устройство
‘засадного холка, энергичное  преследова-
une — 566 это является чертами выдаю-

щетгося военного таланта.

Вернер]...
eer Иване Ш единого русского национального

С образованием в конце ХУ века при

государства коренным образом изменились
условия для развития русской военной

организации, Многолетние войны в чече-

ние ХУ—ХУЕ веков с татарами, литовца“
ми, поляками, шведами и немцами почти
неизменно заканчивались победой pyc-
кого оружия. В начале Ливонской войны
при Иване Грозном оказалось достаточно
нескольвих сильных ударов по войску
ордена, чтобы немецкое господство в При-

Bano. : =: : : :
_ Войны русского государства ‘9-23
XV xo конца ХУГ века показали,
Лусекая” военная система, в общем, не
уступала тогда военной организации
главных европейских стран. Уже в конце
ХУ века, то-есть олновременно с Западом,
B ЭРоссии HOABAAWICH пешие войска,
вооруженные ручным огнестрельным ору-
жием (пищальники). В середине. ; следую-
него столетия в Москве были еформиро-
заны первые стреленкие полки, прекрас-
Бо оправдавииие epee назначение в Ли-
вонской войне. Русекая артиллерия дей-
твовала очень успешно, а в устройстве
ее материальной части и в: боевом при-
уенении появляются собственные изобуе-
тения и нововведения, неизвестные на За-
maze. Tak, в войсках, осаждавших Ка-
зань в 1552 г. находились полковые
пушки, в то время, как на Западе пол-
ковая артиллерия возникла только через
75 лет, при Густавв-Алольфе.
‚.. Однако в следующем — ХУП столетии
Россия в развитии военного дела стала
отставать от передовых государств 3a-
падной Европы. переходивших к посТоян-
ным регулярным армиям.

Хотя в русских войсках в течение
XVII века ибыли введены важные улучше-
ния, приблизившие их в западно-евролей-
ской военной ортанизации. но регулярной
армии в России создано еще не был.
Главные недостатки русекого военного ис-
‘`кусства той эпохи заключались в устале-
лых приемах боя, в неумении маневриро-
вать, в отсутствии тактической подготов-
AE войск, словом, в том неумения воевать,
которое Петр назвал «неискусством».

Основы русского военного иснусства
‘были. созданы Петром Великим.

-Унаследованная Петром от... предше-
ствующего столетия старая воевная си-
стема не была пригодна для разрешения
тех больших исторических задач русского
государетва, которые вызвали войну со
Швецией за овладение жизненно необхо-
димыми России выходами к Балтийскому
морю. Шведская армия в то время несом-
ненно являлась одной из лучших в Ев-
ропе. Во главе ее находился молодой ко-
роль Карл ХИ, отличный военный орга-
низатор и Мастер в нанесении стреми-
тельных ударов.” a

Первая встреча се Карлом под. стенами
осажденной Нарвы (1700 т.) закончилась
тяжелым поражением русской армии. Это
был суровый, но полезный урок, ко-
торым Петр не замедлил воспользоваться
с присущими ему ‘энергией и пелеустрем-
ленностью. Под Нарвой началея путь,
который через девять лет привел рус-
ских от поражения к победе, к Полтаве.

В течение этих нескольких лет Петр,
переняв у противника мнотовековой опыт
вбенното дела в Европе, создал первоклас-
сную регулярную армию с «практикован-
ными» <олдатами и искусными команди-
рами. При’ этом заимствование полезных
и нужных элементов военного дела не
носило формально-механического характе-
ра. Выдающаяся роль Петра заключалась
в Том,. ЧТо он 80 всей военной реформе
как в организации и воспитании войск,
так и. в полководчееком искусстве, оста-
валея вполне самостоятельным.

Ряд. западно-европейских армий в то
время страдал малоподвижностью. При

что

действующих армий ис переходом в силу
этого Е системе их снабжения посредет-

балтике было. окончательно _ ликвихиро-,

быстром увеличении численного состава.

вом неподвижных баз (магазинов) манев-

Отдел

‘пропаганды

30CHH¢

СТАТЬЯ ПЕРВАЯ
>

ренность была ограничена, так как вой-
ска удалялись не более чем на 5—6 пе-
реходов от своих магазинов. Энергичное
преследование при этих условиях было
почти невозможным. Противники  стара-
лись воздействовать Ha коммуникации
друг друга, но редко решались на круп-
НЫе ‹ражения.

Военно-инженерное дело в результате
работ знаменитого французского инженера
Вобана достигло огромных успехов, ко-
торые при одностороннем использовании
привели к преувеличенному  предетавле-
нию © значении укрепленных пунктов.
Это, в свою очередь, заставляло разбра-
сывать и растягивать войска для защилы
многочисленных крепостей и оборонитель-
ных линий. Даже У наиболее выдающих-
ся представителей военного искусства это-
TO времени сложилось убеждение, что
нельзя у себя в тылу оставлять неприя-
тельскую крепость. Основным правилом
стратегии становится не уничтожение
живой силы противника, & его постепен-
ный «измор». Европейские армии не на-
шли правильного сочетания огня и дви-
жения.

Правда, непосредственный противаик

Петра, шведский король Карл ХИ, не еле-

довал этим традиционным правилам ни в
области стратегии, ни в тактике. Однако
его влияние на развитие стратегического
искусства не было значительным. Отказ
от магазинной системы ©  перенесеннем
довольствия на местные средства дал ему
огромные возможности для применения
тлубокого маневра, но зато  линтил
устроенного тыла. В Польше и Саксонии
Карл ХИ мог безнаказанно обходиться без
своего войскового тыла, но в России он
жестоко поплатилея: за пренебрежение к
собственным коммуникапионным линиям.

Иным, самостоятельным путем пошел
Петр. Не придавая большого значения
укрепленным линиям, он главной целью
маневра ставил бой. Для получения сво-
боды маневрирования Петр, не отказы-
ваясь от матазинной системы, дополнил
ее созданием месячного запава продо-
вольствия при войсках, а в нужных елу-
чаях пользовался и местными средствами,
стремясь при этом не отягощать излиш-
ними поборами население. Это позволяло
ему быстро сосредоточивать армию для
нанесения массированных ударов, успех
которых подтготовлялея глубокой слратеги-
ческой разведкой и частными операциями
конницы и легких отрядов пехоты на
коммуникациях противника. Лишь Через
столетие в Западной Европе на зтот
путь стал Наполеон.

Петр первым стал применять крупные
кавалерийские соединения для выполне-
ния самостоятельных стратегических за-
дач. Для этой же пели он придал каждому
кавалерийскому полку по: нескольку / лего

] ких. гаубиц, перевозившихся на вьюках,

то-есть по существу создал конную ap-
тиллерию. На Западе конная артиллерия
появилась, примерно, через 50 лет, при
Фридрихе П. Не менее оригинальным и
ценным нововведением Петра было сфор-
мирование для операций, требовавших 0со-
бой быстроты, легких подвижных отрядов
из кавалерии и пехоты, посаженной на
коней ‘или телеги («корволантов»).

Примером блестящего выполнения стра-
тегического плана, основанного на новых
принципах военного. искусства, служит
кампания 1708—1709 тг., закончившая-
ся под Полтавой «генеральной баталией»
и полным разгромом военного могущества
Швеции. Этот план,  фазработанный по
указанию Петра на совещании гевералов
в Молкеве (1706 г.), был основан на ис-
пользовании особенностей русского театра
войны, допускавшего большую глубину
маневренных действий. Отказавшись от
зашиты укрепленных линий, Петр создал
«мертвую» полосу пгириной до 200 км., на
которой Заблатовременно были ликвидиро-
ваны всяческие запасы продовольствия и
фуражз. По мере продвижения Карла ХПИ
на восток пирина этой зоны увеличива,-
лаюъ, и швелокая армия, рассчитывавтая
на снабжение местными средствами, бъыла
поставлена в тяжелое положение.

Временно уклоняясь от тенерального
сражения, Петр действовал очень активно
и наносил отдельные частные ударь: со
всё возрастающей силой. Заслуживает
собого внимания развитие И’ использова-
ние партизанской войны, которую Петр
поддерживал небольшими отрядами: регу-
лярных войск, — идея, повторениая рус-
ским коматдованием в широких размерах
в 1812 г. Шведская армия таяла во вре-
мя переходов. Путь ее был устлан тру-
пами погибших людей и лошадей. Петр
завел Карла ХИ в тупик и заставил его
отказаться от похода на Москву. Не до-
стигнув Смоленска, швелы повернули на.
Украину. Этим крутым поворотом Карл
признавал крушение своего наступатель-
ного плана. Но и надежда на хлебород-
ные поля Украины оказалась призраком.
В кампании 1708—1709 тг. Петр, си-
стематически наращивая свои стратеги-
ческие преимущества, подчинял противни-
ка своей воле. Карл ХИ в невыгодных ye-
ловиях принял «генеральную баталию».

Петр явился блестящим представителем
той наступательной стратегии в мировом
военном иснусстве, исторая впоследствии
была развита Суверовым и Наполеоном.

‚ На полях Полтавы Карл столкнулся не
только © новой русской армией, столь не-
похожей на армию времен нарвского_ по-
ражения, но и < новым тактическим ис-
кусством. Петр первым применил на по-
ле сражения систему отдельных сомкну-
тых укреплений-—редутов. Придерживаясь
распространенной в то время линейной
тактики, Петр дополнял её более: глубо-
ким эшелонированием войск, олновремен-
но создавая резерв для помощи утрожае-
мым участкам фронта. Но тлавное.— все
действия русской армии были проникнуты
наступательных духом. Штык в руках
русското солдата превратился из оборони-
тельного оружия в наступательное. Петр
нашел правильные формы сочетания
огня и движения, использования всей
огневой мощи в наступлении.

Неоценимы заслуги Петра в развитии
вооруженных сил. Роосии. Он создал рус-

е ИС

‚ВЫ русского военно-морского

ский военно-морской флот, заложил оено-
искусства,
дал блестящие образцы боевого взанмодей-
ствия армии и флота. Петр построил
прочный промышленный фундамент. обеб-
печивающий русскую армию вооружением
й боеприпасами. Выдающуюся роль етали
играть в этой связи созданные Herpes
Уральские заводы,

Петр был новатором военного дела.
Стратегическое и тактическое искусстзо
его было выше, чем в западне-европейских
армиях, и оказало глубокое влияние Fa
дальнейшее развитие мировой военной ва-
уки и военного искусства в течение 110
крайней мер» целого столетия,

Но полководческое искусство Петра са
MO To cede не привело бы к таким бла-
стящим результатам, если бы не спинра-
лось на великолепные боевые качества
русского солдата. Петр был не только круп-
неншим полководцем, HO и выдающимся
организатором, замечательным  воспитате-
лем русской армии. При Нетре руссная
армия первей полностью перешла в ном
плентованию на основе военной  обизаи-
ности населения, в то время, Kak Fa
Западе до конца ХУШ века удерживалась
вербовочная система. Русская армия сох-
раняла ортаническую связь ©0 своим наё-
родом; и в этом, несмотря на реакциок-
ность царской монархии, заключалось ее

огромное преимущество в то время перел
большинством противников. Начиная ©
Петра, выдающиеся русские  нолководны,

лучииие генералы и офицеры могли гово-
рить с солдатом на родном и понятном
ему языке, на котором невозможно было
в иностранных армиях, ` особенно в прус-
ской, об’ясняться е наемником, боявшии-
ся лишь «палки капрала». Приказ, от-
данный Петром перех Полтавеким сраже-
нием («Воины, вот пришел ча<, кс-
торый должен решить судьбу  ore-
чества...»), является замечательным o6-
разцом подобного рода наставлений, обра-
щенных Е сознанию, в патриотическому
чувству бойца. Именно так говорили ©
войсками Суворов, Кутузов, Батратион.

Огромное значение для воспитания луз-
ших боевых качеств русекой армии имело
создание Петром гвардии. На традициях
Петровской гвардии воспитывались после-
дующие поколения русских воинов.

Система организации армии и воспит2-
ния в ней боевых качеств, эведенная Иэт-
ром, была гораздо прогрессивное и пей-
ственнее, чем тот путь наемных армий и
плацпарадней муштровни, на нотовый
становились в те время западно-езропей-
сние государства и особенно Пруссия.

Сравнивая Петра с прусским королем
Фридрихом П, столь разрекламированнымх
немцами, Энгельс подчеркивал, что в от-
личие от Фридриха Петр был «лействи-
тельно великим человеком»:

Фридрих ввел механическую дисцинли-
ну, основанную на страхе сурового нака-
зания.,, Солдат, товорил Фридрих, должен
бояться палки своего капрала больше, чем
неприятеля. Система же воспитания в рус-
ской армии, основанная Петром и про-
долженная Суворовьм, в которой дисцин-
лина соединялась» сознательным вынол-
нением долга перед Родиной, была значи-
тельно выше немецкой, Фридриховекому
требованию «не рассуждать», убивавшему
инициативу и укоренявшему шаблон,
противостоит суворовское правило: «Каж-
дый воин должен понимать свой маневр».

Своими тактическими приемами Фрид-
фих добивался быстрого и решительного
результата лишь против недостаточно
стойкого и лишенного инициативы про-
тивника, каким являлись авотрийцы.

Победы Фридриха кончились, когда
в Семилетней войне он встретился
русскими войсками. Из четырех круп-
ных сражений ‹ русскими Фридрих про-
играл три (Гросс-Егередорф, Пальциг, Ву-
нерсдорф) и лишь одно осталось нерешен-
ным (Цорндорф). Почему же в сражениях
& русскими Фридриху не принесли побе-
ду столь эффективные в боях © другими
войсками тактические приемы, хотя рус-
ская армия также придерживалась линей-
ного построения? Ответ на этот вопрос
следует искать в традициях петровской
боевой коль, которые не исчезли в рус-
окой`армии, несмотря на’обилие иностран-
цев, хлынувших на ‘русскую службу
мрачные годы бироновщины. soe

Прежде всего в русском рядовом бой-
це прусский солдат встретил  исилючи:
тельно стойкого противника. Фридрих дол-
жен был признать, что русского легче
убить, чем заставить отетупить. Но дело
заключалось не только в стойкости —
общепризнанном национальном качество
Русского солдата. «Восая атака» Фрил-
риха, связанная с кавалерийским ударом
по флангу. не имела успеха потому, что
столкнулась € инициативой русского
командира, действовавшего в духе петров-
ского воинского устава, который требовал
не держаться правил «яко слепой стены»,
— «ибо ‘там порядки писаны, а времек
и случаев нет».

В бою при Гросс-Егерсдорфе, несмотра
на общую растерянность высшего коман-
дования (Апраксина п его заместителя ге-
нерала Фермора), безнадежное, как каза-
лобь, положение русских войск было спа-
сено контратакой полошедиих по собет-
венной инициативе частей, сыгравших в
критический момент сражения роль резер-
ва. Почти выигранное пруссаками сраже-
ние закончилось их полным разгромом.
Сражение под Кунередорфом закончилось
тем, что прусский король оказалея без
армии, остатки которой или сдались в
плен или в панике бежали. Причина уб-
пеха русских заключалась в их иекуе-
ном маневрировании на поле боя и в с9-
хранении резерва, контрудар которого по
противнику, истощившему себя в бесплод-
ных попытках прорвать центр русского
расположения, привел к полному его раз-
трэму. Русские войска показали исклю-
чительную стойкость в крайнё тяжелой
обстановке, русские военачальники  про-
явили высокое уменье управлять бем
при резких переменах обстановки в ходе
его. Одним из’ результатов этой  блестя-
шей побеты было. запятие в следующем
году русскимн войсками немецкой столи-
цы — Берлина. Неменная тридриховская
военная школа была побеждена русской
петровской военной шнолой. 4

Проф. Н, БАЗИЛЕВИЧ. _

uu